Научная статья на тему 'Отношение к атеизму в современном мире'

Отношение к атеизму в современном мире Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2220
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
атеизм / научный атеизм / верующие / неверие / религия / научный. / atheism / scientific atheism / believers / unbelief / religion / scientific.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — А. С. Бондаренко

В статье рассматривается научный атеизм, атеизм как неверие. Авторы описывают его общие черты, приводят характеристику и отношение к нему в современном мире. Подробно рассмотрена взаимосвязь двух мировоззрений – религии и атеизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTITUDE TOWARDS ATHEISM IN THE MODERN WORLD

The article deals with scientific atheism, atheism as disbelief. The authors describe its common features, give characteristics and attitude to it in the modern world. The interrelation of two worldviews – religion and atheism is considered in detail.

Текст научной работы на тему «Отношение к атеизму в современном мире»

ОТНОШЕНИЕ К АТЕИЗМУ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ А.С. Бондаренко, студент

Научный руководитель: Г.А. Чеджемов, старший преподаватель Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10752

Аннотация. В статье рассматривается научный атеизм, атеизм как неверие. Авторы описывают его общие черты, приводят характеристику и отношение к нему в современном мире. Подробно рассмотрена взаимосвязь двух мировоззрений - религии и атеизма.

Ключевые слова: атеизм, научный атеизм, верующие, неверие, религия, научный.

Самой древней культурой мира является религия. Параллельно религии течет направление, которое называется атеизмом.

Термин «атеизм» появился в VI-V века до нашей эры и применялся как унизительный эпитет, который употреблялся и применялся к любому человеку, находящийся в конфликте со своей религией. В советской России атеизм уделялся светскому атеистическому воспитанию и образованию. Советский атеизм имел особенность, он использовался в политических целях и являлся достаточно действующим инструментом в руках Коммунистической партии Советского Союза. Атеизм в общих чертах представляет собой систему научно-мировоззренческих взглядов, которые полностью отвергают религиозные представления. Кроме того, в современном российском обществе атеизм подвергался критике и осуждению со стороны религиозных кругов. Атеизм появился в связи с исторически сложившейся политической, религиозной ситуацией в обществе, и вследствие упадка общественной нравственности. Чем нравственно человек выше, тем более он религиозен, и тем впечатлительнее он к проявлениям Божественного разума [1].

Религия и атеизм неразрывно связаны друг с другом, и возникли практически одновременно.

Атеизм как мировоззрение возник вместе с наукой в рамках культуры Древней Греции и Древнего Рима. Тогда появился и научный атеизм [2].

Научный атеизм - это система взглядов и ценностей, которая рассматривает вопросы о существовании богов и других сверхъестественных явлений. Научный атеизм предполагает естественно - научную, философскую и историческую несостоятельность. Научный атеизм рассматривает такие религиозные взгляды, как, например, происхождение жизни и человека. В первой половине XX века существовала уверенность в том, что научный атеизм - это духовное будущее общества, вытесняющее все иные альтернативы.

Для современных развитых стран атеизму характерно снижение посещаемости храмов и падение интереса к религии среди широких слоев населения. Атеисты считают, что вместо церкви стоило бы построить школу. Для них важнее карьерный рост, достаток и материальная сторона жизни.

Современный атеизм рассматривает религию как иллюзию, и в XX веке он получил распространение почти во всех обществах. Он представляет собой многообразные формы отрицания религиозных представлений и утверждение нравственных ценностей человека. В отличие, например, от христианства, которое имеет бога, символы и т.д., атеизм не имеет даже бога. Это единственный признак атеизма. Также в современном атеизме есть множество проблем, как внешних, так и внутренних, которые связаны с ростом конфликтности. Самые серьезные являются внешние конфликты, и они связаны с методами государственного регулирования [3].

Атеизм может рассматриваться и восприниматься в как неверие. Неверие означает состояние человеческой души, при котором бытие Божье не чувствуется, либо отрицательно выводится за рамки человеческой души. В свою очередь, неверие может рассматриваться в нескольких формах:

- как нежелание верить;

- как безразличие;

- как синоним незнания;

- как рациональная проблема;

- как противление Богу.

В атеистических убеждениях выделяются два аспекта - критический, который направлен против существующих представлений, связанных с религией и позитивный, предлагающий взамен религиозных идей и ценностей [4].

Другим важным аспектом современного атеизма является возможность изучить и применить на практике положительное влияние на здоровье человека и его воспитание. Например, в Америке, научная элита Американской Академии наук имеет только 7% процентов религиозных, а остальная ученых не религиозная. Следовательно, можно сделать вывод, что атеизм способствует интеллектуальному развитию. Кроме того, большая часть атеистов служит в армии, которая оказывает положительное влияние на рост нравственности и морали в человеке. Все эти факторы говорят о том, что атеизм надо рассматривать как перспективное направление для дальнейших исследований в науке и на практике.

Сегодня также атеизм может быть рассмотрен как часть экологии, образования, медицины, психологии, педагогики. Атеизм как часть педагогики направлен на реабилитацию человеческой морали и нравственности. Атеизм может быть как частью науки и искусства - как средство проверки экологии и безопасности нравственной и интеллектуальной деятельности, как часть общественной культуры безопасности для каждой профессии.

В современной России атеизм представлен совокупностью общественных организаций и неформальными объединениями, а также отдельными гражданами,

которые осознают себя как нерелигиозные. Общей целью этих организаций является отстаивание интересов неверующих граждан, публичная критика религии и защита атеизма как полноценного мировоззрения, которое имеет право на существование. Для атеизма выдвинуты непреодолимые политические препятствия, в частности, на протяжении последних десятилетий возникли социально-психологические препятствия атеистическому просвещению. Многие люди считают, что атеизм нарушает нормальную жизнь общества и приводит к понижению моральных стандартов. У российского народа также складывается мифологическое представление об атеизме. И они утверждают, что атеистам предписывают отрицательные моральные качества. Но на практике совсем наоборот. Научные исследования показывают, что атеисты базируются на высоком моральном и интеллектуальном уровне [5].

Атеистов также называют воинствующими людьми, где есть отличия в их гражданской позиции. Воинствующими атеистами стали предвестники духовной революции М.А. Бакунин и П.Л. Лавров. Они сосредоточили свое внимание на социально-историческом понимании религии. По мнению М.А. Бакунина, бедственное положение людей, нищета, безграмотность стали исторически устойчивой предпосылкой и причиной религиозности. Он также считал, что главной задачей борьбы с религией является радикальное упразднение церкви как союзника государства. У воинствующих атеистов церковь находится в негативном центре внимания. Поэтому выделяют следующие факты:

1. Общественная жизнь. Она включает следующие характеристики:

- присутствие государственных чиновников на церковных торжествах;

- присутствие священников в армии;

- в светских учебных заведениях преподаются религиозные предметы;

- в многочисленных общественных мероприятиях активное участие принимают священнослужители.

2. Экономическая сфера. Она имеет следующие характеристики:

- осуществляется предоставление религиозным организациям налоговых льгот;

- передача государством зданий, представляющих культурную и историческую ценность в собственность религиозным организациям;

- происходит субсидирование на проекты воздвижения и восстановления храмов, монастырских комплексов, часовен и т.д. [6].

Таким образом, атеизм представляет собой систему взглядов, убеждений, которые отрицают религиозные представления. Основными критериями атеизма являются неучастие в религиозной жизни и отрицание истинности, т.е. неверие в сверхъестественное. Всероссийские опросы фиксируют, что наибольшее число лиц, которые относят себя к атеистам, проживает в следующих регионах: Приморский край -35%, Алтайский край - 27%, Республика Саха - 26%, Новосибирская область -25%, Амурская область - 24% [7].

В демократических условиях каждый гражданин имеет право веровать и принадлежать любой религии. Верующие и

правами. Также в демократии гарантируется свобода совести для всех граждан.

Рассмотрев атеизм как целостную систему мировоззрения можно сделать выводы:

- атеизм не ограничивается отрицанием религиозного мировоззрения, критикой различных сторон религии и деятельности ее организаций;

- ценностные ориентации атеистов мало отличаются от тех, кто считает себя верующими;

- атеизм является наиболее последовательной формой проявления религиозного свободомыслия;

- он базируется на материалистическом мировоззрении и гуманистических ценностях и идеалах [8].

В европейской культуре XX века атеизм развивался в другом направлении, где его распространение получила самая крайняя форма - государственная идеология воинствующего атеизма. В европейской философии атеизм имел форму научного атеизма под воздействием сциентизма и экзистенциального атеизма.

неверующие пользуются одинаковыми

Библиографический список

1. История и теория атеизма. - М., 1987.

2. Тажуризина З.А. Актуальные вопросы истории атеизма. - М., 1979.

3. Самченко В.Н. «Атеизм и религия перед лицом современности» [Электронный ресурс]. URL: http: www.philos.da.ru

4. Гинзбург В. А. Религия и наука. Разум и вера // Наука и жизнь. - 2007. - №9

5. Атеисты России [Электронный ресурс]. URL: http: www.ateizm.ru

6. Гараджа В.И. Социология религии. - М., 1978.

7. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс] URL: http: www.wciom.ru

8. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. -М., 2000. - 158 .

THE ATTITUDE TOWARDS ATHEISM IN THE MODERN WORLD

A.S. Bondarenko, student Supervisor: G.A. Chedzhemov, senior lecturer Samara state university of economics (Samara, Russia)

Abstract. The article deals with scientific atheism, atheism as disbelief. The authors describe its common features, give characteristics and attitude to it in the modern world. The interrelation of two worldviews - religion and atheism is considered in detail.

Keywords: atheism, scientific atheism, believers, unbelief, religion, scientific.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.