Научная статья на тему 'Отклоняющееся поведение как предмет психолого-педагогических исследований'

Отклоняющееся поведение как предмет психолого-педагогических исследований Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1195
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ПРИЗНАКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ / DEVIATED BEHAVIOR / SIGNS OF DEVIATED BEHAVIOR / STANDARD BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Веретко Е. Н.

Рассмотрено отклоняющееся поведение как предмет психолого-педагогических исследований. Проведен анализ и обобщение некоторых психолого-педагогических подходов к определению поведения. Сформулированы основные характеристики отклоняющегося поведения. Сделано обобщение признаков отклоняющегося поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Deviated Behavior as the Subject of Psychological and Pedagogical Research

Deviated behavior as the subject of psychological and pedagogical research is studied. The analysis and generalization of some psychological and pedagogical approaches to behavior definition is carried out. Basic characteristics of deviated behavior are identified. Generalization of the signs of deviated behavior is made.

Текст научной работы на тему «Отклоняющееся поведение как предмет психолого-педагогических исследований»

ББК 74. 3я 73

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Е.Н. Веретко

ВФ «Южный федеральный университет»

Представлена членом редколлегии профессором В. И. Коноваловым

Ключевые слова и фразы: нормативное поведение; отклоняющееся поведение; признаки отклоняющегося поведения.

Аннтоция: Рассмотрено отклоняющееся поведение как предмет психологопедагогических исследований. Проведен анализ и обобщение некоторых психоло-го-педагогических подходов к определению поведения. Сформулированы основные характеристики отклоняющегося поведения. Сделано обобщение признаков отклоняющегося поведения.

Проблема отклоняющегося поведения на протяжении уже многих лет является актуальной для психолого-педагогической науки, что доказывают многочисленные исследования данного объекта (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Басс, Л.И. Божович, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский и др.).

В психолого-педагогической науке традиционно под поведением понимаются внешние проявления психической деятельности. В этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. С другой стороны, факты поведения и факты сознания классифицируются по методу их выявления. Поведение реализуется во внешнем мире и обнаруживается внешним наблюдением, а процессы сознания протекают во внутреннем мире субъекта и обнаруживаются самонаблюдением. К фактам наблюдения можно отнести все внешние проявления физиологических процессов, связанные с состоянием, деятельностью и общением людей - поза, мимика интонация и пр.; отдельные движения и жесты; действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл; а также поступки - еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой, и пр. Однако, в связи с тем, что поведение является психологической категорией, оно не может трактоваться исключительно как комплекс внешне наблюдаемых действий, и при этом исключать учет в своем определении различных внутренних психологических факторов. Это делает необходимым рассмотрение поведения в других аспектах.

В этой связи представляет интерес определение поведения как взаимодействия со средой, присущего живым существам, опосредованного их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Под внешней активностью в данном случае понимаются любые внешние проявления: движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции. Внутренние же проявления предполагают мотивацию, когнитивную переработку, эмоциональные реакции, а также

процессы саморегуляции. Данное определение позволяет нам заключить, что поведение всех детей есть активность, направленная на взаимодействие с окружающей средой, вследствие чего можно предположить, что поведение одного ребенка будет отличаться от поведения другого характером двигательной и психической активности, опосредованным особенностями личности.

Исходя из того, что поведение может выступать в качестве взаимодействия различных объектов, то в ряде случаев оно может представлять собой деятельность одних объектов по отношению к другим. То есть в психолого-педа-гогической науке в ряде случаев поведение рассматривается как особая форма деятельности. Это означает, что она становится поведением именно тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностнообщественных отношений. Таким образом, в рамках данной позиции под поведением понимается не всякая форма деятельности, а лишь та, которая предполагает воплощение побуждений к деятельности в деятельность личности по отношению к обществу. В то же время, мы не можем отождествлять понятия «поведение» и «деятельность», в связи с тем, что поведение в отличие от деятельности не предполагает создания определенного продукта, а также носит в ряде случаев пассивный характер.

Таким образом, на основе анализа и обобщения некоторых психологопедагогических подходов к определению поведения мы можем заключить, что поведение - это процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков.

Прежде чем перейти к определению понятия «отклоняющееся поведение», особенностям которого посвящена данная статья, мы считаем необходимым задать эталоны оценки данного психологического явления. На наш взгляд, вопрос «Какое поведение можно считать нормальным?» является центральным для объяснения человеческого поведения, в том числе и отклоняющегося.

Таким образом, для того, чтобы объяснить феномен отклоняющегося поведения, необходимо определить основные критерии определения поведения в норме. В психолого-педагогической литературе выделяются несколько таких критериев.

Статистический критерий - позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчета частоты, с которой оно встречается в популяции. С этой точки зрения, нормально все то, что встречается часто, то есть не реже чем в 50 % случаев. Следовательно, конкретная форма поведения может признаваться нормальной, если она встречается у большинства людей [4].

Социально-нормативный критерий в качестве нормального рассматривает то поведение, которое соответствует требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется. Исходя из этого понимания, отклоняющееся поведение, напротив, должно противоречить основным общественным установкам и ценностям [4].

Индивидуально-психологический критерий отражает всевозрастающую ценность каждой личности, ее индивидуальности. В соответствии с данным критерием современные требования к человеку не ограничиваются его способностью выполнять социальные предписания, но предполагают также самопознание и само-бытие личности [4].

Таким образом, анализ критериев определения поведения в норме позволяет нам заключить, что поведение, не выходящее за рамки принятых социальных норм, не связанное с болезненным расстройством, к тому же характерное для большинства людей рассматривают в психолого-педагогической науке как нормативное. Опираясь на данные критерии, мы можем предположить, что отклоняющееся поведение, напротив, выражается в отклонении от социально-психоло-

гических, нравственных и правовых норм; может рассматриваться как нарушение процесса саморазвития и самореализации личности в данном обществе; иногда выступает в качестве формы взаимоотношений личности и общества.

Определение понятия «отклоняющееся поведение» предполагает, на наш взгляд, выделение его существенных признаков. В связи с этим, мы считаем необходимым дать характеристику специфических особенностей отклоняющегося поведения личности, ориентация на которые поможет нам отличить его от других феноменов.

1. Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей.

3. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям.

4. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5. Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности.

6. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы.

7. Отклоняющееся поведение сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.

8. В качестве последнего признака отклоняющегося поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие [3].

Таким образом, на основе обобщения выделенных признаков мы можем заключить, что отклоняющееся (девиантное) поведение понимается психологопедагогической наукой как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу и самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Список литературы

1. Бережкова, Е.И. Проблемы агрессивного поведения в психологии и педагогике : дис. ... канд. пед. наук : 19.00.13 / Бережкова Елена Игоревна. - М., 2003. -149 с.

2. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением : учеб.-метод. пособие / под ред. И.И. Рожкова. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 240 с.

3. Белопольская, Н.Л. Детская патопсихология / Н.Л. Белопольская. - М. : Когнито-Центр, 2001. - 351 с.

4. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - Минск : Харвест ; М. : АСТ, 2003. - 800 с.

5. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии / В.В. Юрчук. - Минск : Элайда, 2000. - 704 с.

Deviated Behavior as the Subject of Psychological and Pedagogical Research

E.N. Veretko

Southern Federal University

Key words and phrases: deviated behavior; signs of deviated behavior; standard behavior.

Abstract: Deviated behavior as the subject of psychological and pedagogical research is studied. The analysis and generalization of some psychological and pedagogical approaches to behavior definition is carried out. Basic characteristics of deviated behavior are identified. Generalization of the signs of deviated behavior is made.

Deviantisches Benehmen als Lehrfach der psychologiepadagogischen Untersuchungen

Zusammenfassung: Es ist das deviantische Benehmen als Lehrfach der psychologiepadagogischen Untersuchungen betrachtet. Es ist die Analyse und die Verallgemeinerung einiger psychologiepadagogischen Herangehen zur Bestimmung des Benehmens durchgefuhrt. Es sind die Hauptcharakteristiken des deviantischen Benehmens formuliert. Es ist die Verallgemeinerung von Merkmalen des deviantischen Benehmens gemacht.

Comportement deviant comme objet des etudes psycologiques et pedagogiques

Resume : Est examine le comportement deviant comme objet des etudes psycologiques et pedagogiques. Sont faites l’analyse et la generalisation de сertains approches psycologiques et pedagogiques pour la definition du comportement. Sont formulees les caracteristiques essentielles du comportement deviant. Est fait la generalisation des indices du comportement deviant.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.