Научная статья на тему 'Отграничение налоговых преступлений от смежных посягательств по УК РФ'

Отграничение налоговых преступлений от смежных посягательств по УК РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1366
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отграничение налоговых преступлений от смежных посягательств по УК РФ»

Гладкова Маргарита Владимировна

соискатель кафедры уголовного права Кубанского государственного аграрного университета

(тел.: 89163042539)

Отграничение налоговых преступлений от смежных посягательств по УК РФ

Аннотация

Криминальная обстановка в стране в сфере уклонения от уплаты налогов продолжает ухудшаться. В этой связи актуальными являются вопросы разграничения налоговых преступлений от смежных общественно-опасных деяний в сфере экономики.

Annotation

Criminal rate in the sphere of evading taxes in the country is increasing. Thus, the problems of differentiation between tax crimes and the similar offences in the economic area are very important nowadays.

Ключевые слова: налоговые преступления, экономика, смежные составы, квалификация. Key words: tax crimes(offences), economy, similar cases, qualification.

Расширение и усложнение экономической деятельности России, способствует не только увеличению числа участников экономических правоотношений, росту валютной выручки, активному экспорту и импорту продукции и т.п. На фоне указанных реформ и преобразований заметны такие негативные факторы как рост числа преступлений в сфере экономики. Несмотря на то, что правоохранительные и государственные органы принимают активное участие в пресечении указанных преступлений, криминогенная обстановка в стране продолжает ухудшаться. Отличаются преступления в сфере экономики от иных общественно-опасных деяний, прежде всего тем, что совершаются лицами, которым вверены товарно-материальные ценности, и они имеют возможность управления и распоряжения различными объектами. Нельзя также не отметить то, что эти преступления характеризуются высоким процентом латентности. Общественная опасность этих преступлений состоит в том, что влекут за собой значительное сокращение объема налоговых платежей, неустойчивость фондового рынка, сокращение валютных резервов, источников погашения внешнего долга страны.

Для того чтобы наиболее точно квалифицировать преступления в сфере налогообложения, необходимо установить различия между составом указанных преступлений и иными общественно-опасными

деяниями в экономической сфере [1, с. 221-224].

Отмывание, или легализация преступных доходов в последнее время получило широкое распространение, и, поэтому, указанное явление стало объектом пристального внимания как правоохранительных органов всех государств и соответствующих правовых структур различных международных организаций, включая ООН, так и средств массовой информации.

"Хотя термин "легализация (отмывание)" имеется только в названии ст.174 УК РФ, он содержит указание на цель, которую виновный преследует при совершении действий, составляющих объективную сторону данного состава преступления. Под легализацией (отмыванием) следует понимать узакониваемое включение в легальный оборот денежных средств и иного имущества, добытых заведомо незаконным путем, сокрытие или маскировку их незаконного происхождения и обеспечение виновному возможности приобрести личные имущественные и неимущественные права на них" [2. с. 258].

Законодательное регулирование уголовной ответственности за легализацию (отмывание) "грязных денег" необходимо, прежде всего, в интересах борьбы с организованной преступностью с тем, чтобы подорвать финансовую основу этих преступлений. Колоссальные средства, полученные от торговли оружием, наркотиками, незаконного игорного бизнеса, контрабанды, вымогательства,

киднеппинга, преступники стремятся легализовать, и, придав им видимость законных, пустить в оборот. Способы указанных общественно-опасных действий различны, причем, существенную роль в реализации незаконно полученных денежных средств играют банки.

Несмотря на множественность методов отмывания денег, полученных преступным путем, все-таки бесчисленные финансовые манипуляции имеют общие черты. Чаще всего встречаются в российской и мировой практике следующие способы: ведение такого бизнеса, как гостиничные комплексы, рестораны, игорный бизнес, шоу-бизнес и т.д. Такой бизнес удобен тем, что в заведениях указанного типа более трудно проводить аудиторские и налоговые проверки, так как определить выручку от фактической реализации продукции или количества проведенных концертов, шоу-программ за определенный период времени значительно сложнее. Поэтому происходит слияние "грязных" денег с прибылью от легального бизнеса, что предоставляет лицу великолепную возможность скрыть часть доходов, которую он добыл преступным путем.

Указанную возможность, кроме того, предоставляет содержание казино, ночных клубов, спортивных комплексов и различных развлекательных заведений, так как имеется возможность получить крупные суммы наличных и безналичных денег, которые впоследствии передаются в иные аналогичные заведения, которые расположены везде, и, в результате не остается практически никакой документации для проведения налоговой либо аудиторской проверки. Деньги беспрепятственно переправляются из одного государства в другое, с использованием банковских возможностей этих заведений, в этом случае они могут быть конвертированы в другие формы денежного обращения и депонированы в финансовых учреждениях.

Широко используются для легализации денежных средств коммерческие банки по обмену валюты, через которые можно конвертировать деньги в туристские чеки или перевести их в соответствующие центры по обмену валюты в других государствах, использовать поддельные банковские счета.

Составы общественно опасных деяний, предусмотренных ст. 174-174 (1) УК РФ построены достаточно сложно. Диспозицией указанных статей предполагается совершение одним лицом предшествующего деяния (приобретения денежных средств или имущества

преступным путем), затем совершения иным, либо этим же лицом основного деяния, в которое входит либо проведения субъектом указанного преступления финансовых операций и (или) других сделок с имуществом, являющимся предметом предшествующего деяния, либо в использовании этого имущества для осуществления предпринимательской или иной деятельности.

Данное преступление также взаимосвязано с общественно-опасными деяниями в сфере налогообложения. Общественная опасность этих преступлений и основное сходство заключается, прежде всего, в дестабилизации экономической деятельности нашего государства, подрыве экономики, развитию инфляции. Преступления, предусмотренные ст. 174-174 (1) УК РФ, также способствуют сокрытию иных общественно опасных деяний, связанных с незаконным приобретением денежных средств и (или) имущества.

Специфика общественно-опасных деяний, предусмотренных ст.198-199(2) УК РФ предусматривается в том, что наше государство не получает или получает не до конца причитающиеся денежные средства в виде установленных законом налогов, сборов и т.д.

Основным объектом легализации денежных средств выступает законодательно установленная экономическая деятельность России. Объектом налоговых преступлений являются экономические интересы государства в сфере формирования бюджета и внебюджетных фондов. Таким образом, заметно, что объект этих общественно опасных деяний имеет сходство. Однако объект преступлений, предусмотренных ст. 174-174(1) УК РФ, несколько шире тех преступлений, ответственность за которые установлена ст.198-199(2) УК РФ. Так как дополнительный объект легализации денежных средств - это "интересы добросовестного субъекта экономической деятельности. Факультативный объект - интересы службы в организации, учреждении" [3, с. 455].

Предметом указанного преступления являются денежные средства и (или) материальные ценности, добытые преступным путем.

Предметом налоговых преступлений предусматриваются только денежные средства в форме обязательно установленных законом налоговых платежей (сюда также относятся сборы, взносы, пошлины и т.п.), подлежащие взиманию в бюджет.

Субъективная сторона этих двух преступлений - только прямой умысел. Субъект преступлений предусмотренных ст. 174-174(1) УК РФ, -

_138

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • № 4(26)

физическое лицо 16-летнего возраста, наделенное специальным признаком, т.е. возможностью проводить легализацию денежных средств.

В отношении налоговых преступлений (ст. 198199 УК РФ), можно заявить, что субъектом является лицо, достигшее 16-летнего возраста, обязанное платить налоги и сборы.

Специальный субъект предусматривается в отношении преступлений, ст.199(1)-199(2) УК РФ. Если рассматривать статью 199(1) УК РФ, то в этом случае субъектом является налоговый агент, не выполняющий в личных интересах свои обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов и сборов в бюджет.

Анализируя статью 199(2) УК РФ, можно заметить, что в диспозиции указан специальный субъект, который является "собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем".

Данный вид преступлений совершается только умышленно, т. е. виновный всегда осознает незаконный характер приобретения денежных средств или имущества и желает их легализации. Защита подозреваемого по подобным делам (ст. 174) обычно строится на том, что бремя доказывания незаконности происхождения денежных средств и имущества всегда лежит на стороне обвинения. На практике, учитывая многообразие возможных законных источников обогащения, это представляет весьма трудноразрешимую задачу. Доказать незаконность происхождения легализованного (отмытого) имущества можно только путем сбора многочисленных документов и кропотливой оперативной работы, которую наши службы зачастую делают с процессуальными н а руш е н и я м и . К том у же в ра б о те правоохранительных органов нередко встречаются явные ошибки в трактовке законодательства. Например, имуществом, добытым незаконным путем, по их мнению, может считаться законный доход, с которого не уплачен налог.

В современных условиях возрастает роль организованных преступных группировок в осуществлении налоговых преступлений, которые становятся для них одним из звеньев в цепочке взаимосвязанных преступных деяний. Денежные поступления от криминальной деятельности обращаются на реализацию новых незаконных проектов или "отмываются" и употребляются, в том числе, на интеграцию в систему в легального бизнеса. Центрами преимущественной легальной деятельности организованных преступных

сообществ являются, например, транспортные и гостиничные предприятия, санатории, аквапарки, игровые залы. Такие предприятия в руках организованной преступности отличаются, главным образом, слиянием легальных и нелегальных методов. В частности, они связаны, как отмечают криминологи, именно с уклонением от уплаты налогов или отмыванием денег [4, с. 139-143].

Изучение и анализ этих деяний позволит выработать наиболее оптимальную стратегию по их уменьшению и последующую их ликвидацию.

Хотелось бы также обратить внимание на такие виды смежных с налоговыми преступлений, как фиктивное или преднамеренное банкротство, а также неправомерные действия при банкротстве (статьи 195, 196, 197 УК РФ).

Фиктивное банкротство - это, в соответствии с правовыми нормами УК РФ, "заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб".

Преднамеренное банкротство (в соответствии со ст. 196 УК РФ) - умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб.

Неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ) разделены на две группы преступлений. К первой группе относится следующее: сокрытие имущества "или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и и н ы х у ч е т н ы х д о к у м ентов, от ража ю щ их экономическую деятельность".

Ко второй группе преступлений относится следующие деяния.

В соответствии с ч. 2 этой же статьи -"неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов руководителем или собственником организации-должника либо индивидуальным предпринимателем, знающим о своей фактической

139

несостоятельности (банкротстве), заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредитором, знающим об отданном ему предпочтении несостоятельным должником в ущерб другим кредиторам". На наш взгляд, в случае совершения данных преступлений, их необходимо квалифицировать по совокупности с налоговыми преступлениями.

Статьей 171 УК РФ предусмотрена уголовно-правовая ответственность за осуществление предпринимательской деятельности "без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере".

Данное преступление представляет угрозу не только установленной законом предпринимательской деятельности, поскольку нарушает установленные законом интересы государства, физических и юридических лиц. Это деяние также включает в себя уклонение от уплаты налогов и сборов, поскольку субъект данного преступления действует нелегально, с использованием преступных методов и средств, следовательно, контролировать его уплату налогов представляется затруднительным. Таким образом, лицу представляется весьма удобная возможность получать прибыль и одновременно уклоняться от уплаты налогов.

Поскольку указанная статья применяется только в том случае, когда лицо занимается деятельностью, которая может быть и должна быть зарегистрирована, субъекта этого преступления следует привлекать к ответственности не только по ст. 171 УК РФ, но и в соответствии со ст.198-199 УК РФ.

Следующее преступление, которое следует рассмотреть, это - производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции. В соответствии п.1 ст. 171 (1) УК РФ, производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок,

совершенные в крупном размере, - наказываются штрафом до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев.

Это преступление, также как и преступления в налоговой сфере посягает на интересы государства в финансовой сфере, поскольку государство не получает причитающиеся ему денежные средства в виде акцизных сборов.

Однако объект преступлений данного деяния несколько шире: преступления, предусмотренные статьей 171(1) УК РФ, создают опасность жизни и здоровью населения, так как включают в себя производство, хранение, сбыт немаркированной п р о д у к ц и и . П р и ч ем м аркиро в к а д о л жн а подтверждать защиту продукции от подделок, качество, соответствие требованиям ГОСТ и т.д.

Таким образом, субъект данного преступления может нести ответственность по совокупности статей УК РФ, предусматривающих ответственность за преступления в налоговой сфере (например, ст.198-199 УК РФ), а также 171 (1) и 238 УК РФ.

Уголовный Кодекс (ст. 173), также предусматривает ответственность лица за лжепредпринимательство. В соответствии с уголовным законодательством, этим деянием называется "создание коммерческой организации без намерения осуществлять

предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

Данное преступление подрывает финансово-экономическую деятельность России, деятельность правоохранительных органов, бюджетной системы, способствует развитию "теневой экономики", иной преступной деятельности.

"Лжепредпринимательство посягает на принцип запрета заведомо криминальных форм поведения в экономической деятельности. Оно само -заведомо криминальная форма поведения; виновный вовсе не является субъектом экономической деятельности, поскольку не собирается ее осуществлять.

Лжепредпринимательство - это ширма, позволяющая лицу совершить другие

_140

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • № 4(26)

преступления или облегчающая совершение таких преступлений" [5, с. 452].

В этом случае не имеет значение организационно-правовая форма создаваемой коммерческой организации. Объективная сторона указанного преступления состоит в создании юридического лица, без намерения осуществлять коммерческую деятельность, с целью получения банковских и иных кредитов, отсрочки иных платежей, уклонения от уплаты налогов и т.д.

Для создания любой коммерческой организации необходима государственная регистрация. Внешне действия виновных лиц выглядят вполне легальными, но субъект, представляющий необходимые документы, действует с прямым умыслом, осознавая виновность своих действий, причем, вполне вероятно, может состоять в преступном сговоре с лицом, осуществляющим регистрацию.

"Обязательным элементом состава преступления является наличие хотя бы одной из четырех целей действия виновного. Лицо может преследовать цели: а) получения кредитов;

б) освобождения от налогов;

в) извлечения иной имущественной выгоды;

г) прикрытия запрещенной деятельности.

Закон не требует, чтобы виновный достиг

поставленных перед собой целей" [5, с. 435].

Указанное преступление, как указывалось выше, включает в себя уклонение от уплаты налогов, поэтому, при установлении степени вины и назначении наказания необходимо учитывать этот факт. Вероятно, что наказание следует назначать по совокупности статей 173 и 198 либо

199 УК РФ.

Таким образом, изучение взаимосвязи налоговых преступлений и иных смежных общественно-опасных деяний в сфере экономики наиболее актуально в настоящее время. Систематизация и анализ уголовно-правовых норм, регулирующих указанные общественные отношения, позволит выявить основные проблемы и противоречия в законодательстве, устранение которых позволит обеспечить законность и правопорядок в данной сфере деятельности.

Литература

1. Староверова О. В. Теория и методология криминологического исследования социально-правовых последствий налоговой преступности. М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2006.

2. Экономическая безопасность Российской Федерации: Учебник для вузов. Ч.Н. Под общей редакцией С.В. Степашина. М.; СПб.; Изд-во "Лань", 2001.

3. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации. Отв. редактор Чекалин А.А. М, "Юрайт", 2004.

4. Roth J., Frey M. Die Verbrecher-Holding. Das vereinte Europa im Griff der Mafia. M?nchen, Z?rich, 1992. S. 85 -112, 190 - 225. Ср.: Меретуков Г.М. Проблемы борьбы с организованной преступной деятельностью. Краснодар, 2003.

5. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации. Отв. редактор Чекалин А. А. М, "Юрайт", 2004.

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.