Научная статья на тему 'Отек легких при мозговом инсульте'

Отек легких при мозговом инсульте Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
9735
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Боситхонова Э. Э., Захидов А. Я., Сабиров Д. М., Хапий Х. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отек легких при мозговом инсульте»

ОТЕК ЛЕГКИХ ПРИ МОЗГОВОМ ИНСУЛЬТЕ Э.Э. Боситхонова, А.Я. Захидов, Д.М. Сабиров, Х.Х. Хапий

ТашИУВ

Московский областной научно-исследовательский клинический институт

В последнее время проблемам острой дыхательной недостаточности (ОДН) в остром периоде мозгового инсульта (МИ) уделяется большое внимание. Интерес к этой проблеме связан с тем, что расстройства дыхания, будучи одним из частых осложнений при МИ, нередко приводят к развитию тяжелых форм ОДН у больных и тем самым предопределяют течение и исход основного заболевания (1,2,3,5,6). Среди различных клини-ко-нозологических форм бронхолегочных осложнений (БЛО) при МИ одним из наиболее грозных осложнений является отек легких (ОЛ), так как именно ОЛ, по данным большинства авторов, является причиной летального исхода в первые часы и дни МИ (8,9).

Среди практических врачей широко распространено мнение о том, что ОЛ развивается в терминальной стадии мозгового поражения. Однако существуют наблюдения противоположного порядка, авторы которых утверждают, что ОЛ может выявляться с первых минут после поражения мозга (7). Некоторые авторы считают, что понятие "терминальный" ОЛ неверное и свидетельствует об отсутствии необходимой диагностики на ранних этапах поражения мозга. Концепция "терминального" ОЛ уводит врача от мысли о необходимости срочного принятия мер, нацеленных на предупреждение и торможение легочного отека, которая, очевидно, является нередкой причиной гибели больных с МИ.

Несмотря на многочисленные клинико-экспериментальные исследования, посвященные проблемам ОЛ при МИ, до настоящего времени среди практических врачей нет ясного представления о патогенетических механизмах формирования и сущности ОЛ, что является причиной отсутствия патогенетически обоснованных способов интенсивной терапии ОЛ.

Целью настоящего исследования явилось выявление клинических особенностей течения и патогенетических механизмов развития ОЛ у больных с МИ.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Обследовано 100 больных с МИ, 62 мужчин и 38 женщин, в том числе 47 больных с геморрагическим (ГИ) и 53 больных с ишемическим инсультом (ИИ). Общее состояние всех обследованных больных расценивалось как тяжелое или крайне тяжелое.

С момента поступления больных были проведены тщательные клинические исследования, включая физикальные, рентгенологические, лабораторные и функциональные методы. Функциональные методы исследования включали анализ показателей вентиляции и резервов дыхания (дыхательный объем /ДО/ и минутный объем дыхания /МОД/) методом открытой спирометрии по Дугласу-Холдену. Исследование газов крови осуществляли микрометодом аструпа на аппарате АМЕ-1 ("Радиометр", Дания). Пробы анализов брали пункцион-но из бедренной или локтевой артерий, венозной - из катетера, установленного в подключичной или бедренной вене.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ.

Результаты исследования выявили различные клинико-нозологические формы БЛО у 92% больных. ОЛ констатирован у 48 больных (52,2%), пневмония (П) - у 33 больных, обструктивные изменения дыхательных путей (ОДП) -11 больных. Причем, установлена своеобразная закономерность, заключающаяся в том, что если в первые сутки ухудшение состояния или летальный исход у больных были связаны, главным образом, с развитием ОЛ, то, начиная со 2-3 суток, отмечалось преобладание ОДП, а также П.

При сравнительном анализе результатов исследования у больных с ГИ и ИИ было установлено, что у больных с ИИ ОЛ констатирован у 19 больных (35,8%), П с ОДП у 29 больных (54,7%), а у больных с ГИ ОЛ констатирован у 29 больных (61,7%), П с ОДП у 15 больных (31,9%). Практически в 77% случаях ОЛ констатирован в течение первых 2 суток с момента развития МИ, но наиболее часто (в 37,5%) отмечался к концу первого дня. Причем, исследования подтвердили возможность развития ОЛ в первые часы с момента развития МИ, в частности в первые 6 часов от момента развития МИ ОЛ выявлен у 3 больных, до 12 часов - у 5 больных.

ОЛ развивался, главным образом, при остром и молниеносном течении МИ, при обширных ГИ с прорывом крови в желудочки мозга, при первичных кровоизлияниях в ствол головного мозга, а также при обширных ИИ с вовлечением межуточно-стволовых структур. Особенностями ОЛ у больных явилось отсутствие явной левожелудочковой недостаточности и подострый характер течения (лишь у 8 больных диагностирован острый инфаркт миокарда с явлениями левожелудочковой недостаточности). В ранних этапах ОЛ характеризовался скудностью физикальных, рентгенологических и функциональных данных. В частности, аускультативно при этом отмечалось ослабленное везикулярное дыхание. Функциональные исследования свидетельствовали об умеренном гипервентиляционном синдроме (ЧД-26,9±0,2, МОД-13,0±0,5, Д0-484,4±9,3, РаС02-32,0±2,5) на фоне снижения Ра02 (71,2±5,8). Рентгенологически отмечалось некоторое усиление легочного рисунка. Имеющаяся умеренная гипоксемия при этом, как правило, поддавалась ингаляционной оксигенотерапии. В дальнейшем, в зависимости от остроты и тяжести течения заболевания у больных отмечалось прогрессирова-ние ОДН (ЧД-29,6±0,4, МОД-12,5±0,4, ДО-426,3±7,4, РаС02-28,6±2,4) со снижением Ра02(68,8±4,8). Аускультативно на фоне ослабленного везикулярного дыхания появлялись мелкопузырчатые хрипы. Рентгенологиче-

з*

ски при этом отмечалась множественная пятнистость по всем легочным полям. Гипоксемия при этом практически не поддавалась общепринятым методам оксигенотерапии. В дальнейшем у большинства больных отмечалось учащение дыхания с включением вспомогательной мускулатуры с появлением пенистой жидкости изо рта. Дыхание становилось жестким, появлялись обильные влажные хрипы, очаги притупления. При дальнейшем прогрессировании процесса дыхание становилось аритмичным с появлением патологических ритмов дыхания с резким ослаблением везикулярного дыхания. Рентгенологически выявлялось гомогенное затемнение легочных полей. На этом фоне, несмотря на проводимые общепринятые методы интенсивной терапии, у большинства больных наступал летальный исход (65 больных).

Следует остановиться на результатах патоморфологических исследованиях легких больных, умерших на фоне OJI. Макроскопически при этом отмечалось резкое полнокровие, с поверхности разреза легких выделялась пенистая, иногда розового цвета, жидкость. Местами в паренхиме легких и под плеврой определялись участки кровоизлияний. Гистологически отмечались двухсторонние диффузные нарушения кровообращения в легких в виде сладж-синдрома, гиалиноподобных тромбов, очаги лейкостаза и диапедезных кровоизлияний, множественные очаги ателектаза и дистелектаза, а также проявления интерстициального и внутриальвеолярно-го отека легких.

Таким образом, полученные результаты исследования свидетельствуют о возможности развития OJI в первые сутки и даже часы МИ, что соответствует данным других авторов (7). Анализ клинических проявлений ОЛ у обследованных больных выявил некоторые особенности его возникновения и течения, заключающиеся в скудности клинических проявлений на ранних этапах его развития, чаще всего в подостром характере его течения, в отсутствии явной левожелудочковой недостаточности.

Интересно отметить, что клинические проявления в разных этапах развития ОЛ у обследованных больных совпадают стадиям так называемого острого респираторного дисстресс-синдрома взрослых (ОРДСВ), который может развиться при различных для организма критических состояниях, в том числе при изолированной ЧМТ (4,5). Об этом также свидетельствуют результаты патоморфологических исследований легких, выявившие характерные для ОРДСВ двухсторонние мозаичные изменения кровообращения на уровне микроцир-куляторного русла и альвеолярных клеток

По данным большинства авторов ОРДСВ является полиэтиологическим синдромом, который может развиться при критических состояниях различного генеза. Большинство авторов считает, что в развитии ОРДСВ основную роль играют мозаичные нарушения кровообращения в легких в венулярном и венозном отделах легких, в результате освобождения при этом большого количества биологически активных аминов. В начальных стадиях эти нарушения кровообращения сопровождаются контрактильными ателектазами обратимого характера. Однако через 14-18 часов происходит разрушение антиателектатического фактора - сурфактан-та, восстановление которого требует адекватного кровообращения в стенках альвеол, с развитием необратимых ателектазов, что сопровождается уменьшением артериовенозной разницы по парциальному давлению кислорода, в результате нарушения перфузионно-вентиляционного баланса, обозначаемым в литературе термином «шунтирование». Именно в этот период возникают тяжелые структурные изменения аэрогематического барьера и те нарушения микроциркуляции, которые ведут к интерстициальному, а затем интраальвеолярному отеку легких (4) Весьма очевидно, что наиболее частое развитие ОЛ у обследованных больных к концу первых суток обусловлено возникновением необратимых ателектазов на фоне полного разрушения сурфактантной системы к этому сроку.

Безусловно, что пусковым механизмом патогенетической цепи развития отека легких у обследованных больных является первичные деструктивно-функциональные изменения в головном мозга с дисфункцией вегетативных центров, которые управляют всеми жизненно-важными функциями организма и которые мобилизи-руются при любых стрессовых для организма ситуациях. Об этом свидетельствует тот факт, что ОЛ у обследованных больных практически во всех случаях был констатирован при обширных ГИ и ИИ с первичным или вторичным вовлечением в патологический процесс межуточно-стволовых структур, где и располагаются вегетативные центры.

ВЫВОДЫ.

1.Одним из наиболее частых и грозных осложнений МИ является ОЛ. Особенностями ОЛ является возможность его развития в первые часы и дни МИ, подострый характер течения, скудность физикальных, рентгенологических и функциональных данных в начальных стадиях его развития, а также трудная курабель-ность общепринятыми методами интенсивной терапии.

2. ОЛ практически в два раза чаще встречается при ГИ и развивается при вовлечении в патологический процесс гипоталамических структур, что указывает на причастность вегетативных центров в генезе ОЛ.

3. ОЛ при МИ является одним из доминантных проявлений ОРДСВ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айткужина B.C., Мусабаева Ф.А., Найзабекова Б.О. Дыхательные расстройства у больных с нарушением мозгового кровообращения по типу ишемии. //Вопросы экспериментальной и клинической неврологии. Алмааты, 1993; с. 96-101.

2. Горбань И.В., Чернышев В.А. К вопросу о клинике пневмоний у больных с острой церебро-васкулярной патологией. //Актуальные вопросы специализированной помощи. М., 1988; с. 84-86.

3. Горбунов А.Г. Бронхо-легочная патология у больных с острым нарушением мозгового кровообращения. //Современные методы диагностики и лечения заболеваний органов дыхания. М., 1983; с. 102-107.

4. Есипова И.К. Синдром острой респираторной недостаточности взрослых. //Архив патологии, 1979.; Т. XLI; вып. 1: с. 66-72.

5. Зильбер А.П. Дыхательная недостаточность. М., Медицина, 1989: 512 с.

6. Попова Л.М. Интенсивная терапия при заболеваниях нервной системы. //Вестник интенсивной терапии. М., 1994; вып. 2: с. 4-9.

7. Тель А.З., Лысенков С.П. Центральные нервные механизмы отека легких. //Алмааты, 1989: 237 с.

8. Fein A., Reckow Е. Neurogenic pumonary edeme. Chest. 1982; vol.81; №3: p. 318-320.

9. Minnear F.L., Malik A.B. Mechanisms of neurogenic pulmonary edeme. Annals New York Academy of Sciences. 1982; vol. 384: p. 169-190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.