Научная статья на тему 'Отечественный опыт становления ученического самоуправления в xx веке'

Отечественный опыт становления ученического самоуправления в xx веке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2877
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратьева Ольга Геннадьевна

История развития ученического самоуправления доказывает, что понимание его сущности связано с реализацией альтернативных педагогических идей, отражающих различие педагогических целей и с определенным историческим периодом развития страны, в опыте которой развивалось самоуправление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отечественный опыт становления ученического самоуправления в xx веке»

УДК 371.59+379.323

Кондратьева Ольга Геннадьевна

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой начального профессионального образования Иркутского института повышения квалификации работников образования, danqo@mail.ru, Иркутск

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В XX ВЕКЕ

Kondratyeva Olga Gennadievna

Regional Public Educational Institution of Further Education "The Institute of Teachers' Professional Development", danqo@mail.ru, Irkutsk

DOMESTIC EXPERIENCE OF THE STUDENTS’ SELFGOVERNMENT DEVELOPMENT IN THE XXth CENTURY

Незнание исторического прошлого может быть источником неверного понимания современных проблем. Весьма важно не просто учиться у истории, но сохранять и умножать то ценное, что было достоянием педагогики школьной практики России советского периода. Проведенный нами анализ историографии отечественного опыта становления ученического самоуправления в XX веке позволил выделить четыре этапа его эволюционирования.

Первый этап (1917 - начало 30-х гг. XX века).

Основополагающим для развертывания ученического самоуправления можно считать Постановление Наркомпроса от 30 ноября 1917 г. «О реформе средней школы», в соответствии с которым решение всех жизненных вопросов школы должно быть коллегиальным. «...Предлагается немедленно провести в жизнь следующие мероприятия: решение всех жизненных вопросов школы должно быть коллегиальным, причем высшим коллегиальным учреждением школы является педагогический совет (комитет); хозяйственный и родительский комитет посылает своего представителя в педагогический совет с правом решающего голоса; предоставить право решающего голоса представителю учащихся старших классов. В качестве представителей демократии в педагогический совет входят три представителя местного Совета с правом решающего голоса каждый».

По существу, речь в этом документе шла о включении представителей учащихся старших классов в соответствующие органы самоуправления школой и, что особенно важно, о предоставлении учащихся права решающего голоса.

Узаконено самоуправление учащихся было в 1918 г. «Положением об единой трудовой школе» и «Декларацией об основных принципах единой трудовой школы», в которых было определено право школ и учащихся развивать и укреплять ученическое самоуправление, общественную активность и самодеятельность школьников.

А. В. Луначарский в своем выступлении на заседании государственной комиссии по просвещению 16 октября 1918 г. отмечал: «дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны возможно раньше чувствовать себя гражданами своей школы. Школьное самоуправление учащихся можно разделить на три рубрики:

- во-первых, участие учащихся в руководящих советах школы согласно правилам, указанным в Положении о единой школе;

- во-вторых, это самоуправление чисто ученических групп. Класс или какая-нибудь другая группа учеников должны самоуправляться всею массою. Для этого учреждается возможно большее количество должностей; обязанности распределяются на несколько пунктов, начиная с эксперта по спорам, возникающим за игрою, судьи, представителя класса перед учителем и кончая заведующим классной, доской, чистотой классных полов, порядком в буфете с посудой и т. д.

Должности эти не должны быть долгосрочными. Дети должны дежурить на них от одного дня до двух недель, смена должна происходить по очереди или по жребию;

- в-третьих, ученикам должен быть предоставлен полный простор в деле организации всякого рода обществ, постоянных или временных. Пусть устраивают они научные кружки, редакции журналов, политические клубы, общества для устройства выставок, для спорта, для организации балов, спектаклей, хоров, оркестров и т. д.

Здесь желательно братское, на равных с учениками условиях, участие в этих обществах учителей» [9].

Особое внимание в своем выступлении А. В. Луначарский уделил вопросу подготовки и переподготовки учителей, обозначив это направление одной из важнейших и ответственных задач Народного комиссариата по просвещению. Для ознакомления наличного состава учителей с принципами трудовой школы, с новыми методами преподавания были устроены по всем губерниям более 100 краткосрочных педагогических курсов. С наступающим учебным годом было определено, что эти курсы будут функционировать планомерно по всей России с таким расчётом, что через них в течение 3-4 лет пройдут все наличные учителя.

В 1919 г. в очередном обращении Наркомпроса к отделам народного образования, ученическим старостам, школьным советам было определено место ученического самоуправления в учебно-воспитательном процессе школы. При этом содержательные и процессуальные аспекты функционирования ученического самоуправления определялись Всероссийской коллегией по делам учащихся, существовавшей при Отделе единой трудовой школы Наркомпроса. В частности, Наркомпрос вменял в обязанность коллегии «проведение в жизнь принципов трудовой школы и удовлетворение духовных,

материальных и организационных потребностей учащихся при их собственном содействии» [10].

В первые годы советской власти самоуправление преодолело немало трудностей в своем развитии. Основной проблемой было отсутствие опыта и прочной базы знаний по организации самоуправления на практике, как у учащихся, так и учителей. Во многих учебных заведениях ученические комитеты были загружены в основном «милицейскими функциями»: укрепляли дисциплину, разбирали на своих заседаниях случаи нарушения порядка. Зачастую переоценивались возможности и силы органов самоуправления, которым было доверено решать вопросы внутришкольной жизни: принимать на работу и увольнять учителей, исключать из школы учащихся за плохое поведение, устанавливать сроки каникул и пр. Таким образом, требовалось определить цели и задачи ученического самоуправления, упорядочить его формы, четко обозначить функции.

В указанный период (с 1917 - начало 30-х гг. XX века) среди ученых педагогов сложилось два основных подхода к развитию самоуправления учащихся. Для первого направления было характерно формирование органов управления в целях организации разносторонней жизнедеятельности учащихся. В центре внимания была личность ребенка с ее наклонностями, стремлениями и интересами. Сторонниками этого течения являлись

А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др.

Второе направление характеризовалось авторитарными методами руководства органами самоуправления со стороны педагогов. При организации трудовых дел, праздничных мероприятий шли от слов к делу, при этом интересы школьников отодвигались на второй план.

К достижениям в развитии ученического самоуправления в 20-е годы можно отнести такие положения:

- на основе детского коллектива действовало ученическое самоуправление, которое способствовало воспитанию самостоятельности, самодеятельности, гражданственности, чувства коллективизма, инициативы ребят;

- самоуправление являлось средством самоорганизации личности;

- детское самоуправление охватывало все области жизни учащихся: учение, общественную работу, труд, отдых, хозяйственные дела.

Новым в организации ученического самоуправления в советской школе было следующее:

- детям предоставлялся максимум свободы в организации союзов и собраний, всей жизни в школе;

- общественной работой охватывалось максимальное число школьников, через участие в органах самоуправления проходили все учащиеся школы;

- органы ученического самоуправления выходили за рамки школы, действовали на предприятиях, в микрорайоне школы и т. д., учащиеся активно привлекались к общественной и трудовой жизни взрослых;

- содержание и формы ученического самоуправления не регламентировались сверху, а являлись следствием жизнедеятельности школьников;

- формы самоуправления были пластичными, разнообразными, использовались в зависимости от видов деятельности, организуемых активом;

благоприятные условия функционирования самоуправления складывались в разновозрастном коллективе учащихся;

- временные отряды являлись одной из наиболее удачных форм организации ученического самоуправления.

Недостатком организации ученического самоуправления в тот период было то, что в школах не принималось во внимание отсутствие необходимых знаний и умений, организаторских навыков у учащихся, из-за чего они не всегда могли выполнить порученное дело. В этой связи требовалось качественно совершенствовать ученическое самоуправление. Кроме того, в учебных заведениях нередко увлекались организацией искусственных форм самоуправления. Там, где работа была поставлена формально и неинтересно, самоуправление вырождалось в казенщину. Работа таких органов носила бюрократический характер, зачастую тормозила деятельность всей системы ученического самоуправления.

Отрицательно сказывался на развитии ученического самоуправления распространившийся в середине 20-х годов «дисциплинарный уклон», когда функции самоуправления сводились лишь к проработке поведения и дисциплины учащихся. Нередко работа органов самоуправления в школах на практике ограничивалась лишь администрированием, наложением взысканий на учащихся. Кроме того, на учеников нередко возлагали слишком большую ответственность по управлению школой. Из-за отсутствия необходимых знаний и жизненного опыта самоуправление перерастало во вседозволенность, Недооценивалось педагогическое руководство ученическим самоуправлением. В обозначенный период четко обозначилась проблема во взаимодействии органов ученического самоуправления с комсомольской и пионерской организациями.

Реконструкция народного хозяйства, выдвинувшая на первый план вопросы коммунистического воспитания подрастающего поколения, потребовала от школы усилить всю воспитательную работу. Несмотря на большую роль, которую РКП (б) отводила деятельности ученических организаций в этом вопросе, в учебных заведениях на первый план выходят комсомольская и пионерская организации [17].

Ряд этих факторов явился причиной того, что в 30-х годах ученическое самоуправление переживает переломный момент.

Второй этап (30-е гг, - конец 60-х гг. XX века).

Документы 30-х годов, а именно: «Устав советской политехнической школы» (1933 г.), «Положение об ученических организациях в начальной, неполной средней и средней школе» (1935 г.), постановление Наркомпроса РСФСР «О новом положении детских ученических организаций» (1936 г.) закрепили работу органов ученического самоуправления внутри школы и свели их деятельность к самообслуживанию учащихся, наведению порядка и дисциплины, к борьбе за повышение качества знаний

В конце 30-х годов по инициативе Наркомпроса были предприняты попытки вернуть самоуправлению учащихся утраченные позиции, возродить некоторые его традиции, оздоровить работу органов самоуправления. Однако, утвержденное для этого «Положение об ученических организациях в школе» (1939 г.) существенной роли не сыграло, так как необходимо было коренным образом менять всю работу органов ученического самоуправления, вносить коррективы в деятельность комсомольской и пионерской организаций. Доминирующее место в органах самоуправления теперь занимал учитель, который сам планировал работы, назначал ответственных и руководил деятельностью ребят.

Документы, принятые Коммунистической партией и Советским правительством в конце 20-х - начале 30-х годов, определяли лидирующее положение пионерской и комсомольской организаций над органами ученического самоуправления. Так, в «Уставе школы» (1929 г.) в разделе «Самоуправление учащихся» указывалась руководящая роль комсомольской организации в ученическом самоуправлении. Постановления ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» (1931 г.), «О работе пионерской организации (к 10-летию пионерорганизации)» (1932 г.) ориентировали ученические организации на усиление идеологического воспитания [6]. «Положение о детском самоуправлении в политехнической школе» (1931 г.) также предусматривало руководство комсомольской и пионерской организациями ученическим самоуправлением.

Партийно-правительственные документы рассматриваемого периода фактически нацеливали комсомольскую и пионерскую организации на решение тех задач, которые были в компетенции ученических комитетов. С этого периода ученическое самоуправление стало утрачивать свою значимость. Во многих школах имели место параллелизм и дублирование в работе ученического самоуправления и школьной комсомольской организации.

Со второй половины 40-х годов комитет комсомола окончательно занял доминирующее положение над органами ученического самоуправления в школе. Основанием этому послужило то, что в эти годы ЦК ВКП (б) одной из главных задач, стоявших перед школой, определил повышение уровня идейно-политического воспитания молодежи. В условиях становления и укрепления тоталитаризма коммунистическая партия усиливала политизацию школы. Росло число пионеров и комсомольцев в школе. Расширялись полномочия и обязанности пионерской и комсомольской организаций. В постановлении пленума ЦК ВЛКСМ (1944 г.) говорилось о том, что комсомолу необходимо проявлять повседневную заботу о школе, активно помогать учителям, директорам школ в учебно-воспитательной работе, в воспитании школьников сознательными, дисциплинированными. Здесь же подчеркивалось, что деятельность «комсомольской и пионерской организаций является неотъемлемой частью всей воспитательной работы в школе, проводимой директором и учителями». Пленум ЦК ВЛКСМ (1945 г.) нацеливал школьный комсомол на усиление своего влияния на всех учащихся.

В большинстве школ, как отмечают исследователи И. В. Бочкарев, И. О. Груздев, В. В. Жуков, В. М. Опалихин, Н. К. Твердохлебов в период 50-60-х годов ученическому самоуправлению также не уделялось должного внимания и авторы характеризуют этот период как «застой» в практике развития ученического самоуправления [1; 2; 3; 13].

Третий этап (70-е гг. - середина 80-х гг. XX века).

Определенному подъему в развитии ученического самоуправления на практике способствовал Устав средней общеобразовательной школы, одобренный Советом Министров СССР в 1970 г. В документе отмечалось, что «деятельность ученического коллектива в школе организуется на основе самоуправления и направляется на повышение качества учебы, укрепление сознательной дисциплины учащихся и развитие их творческой самодеятельности» [12]. Однако Устав по-прежнему отводил учащимся роль исполнителей распоряжений взрослых, решений комсомольских и пионерских органов, поскольку предписывал директору «направлять работу ученического самоуправления, оказывать помощь и содействие комсомольской, пионерской и другим самодеятельным организациям школы» [12].

Мощный толчок развитию ученического самоуправления и в теории, и на практике дало принятие в декабре 1977 г. ЦК КПСС и Советом Министров СССР историческое постановление «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду». В документе было сказано, что в учебных заведениях не используется в полной мере «влияние ученического коллектива на воспитание школьников, развитие их общественной активности и инициативы». Постановление указало на необходимость активизировать деятельность органов самоуправления учащихся, создавать в школах ученические комитеты, «призванные содействовать сплочению коллективов». Оно ознаменовало новый качественный этап в развитии ученического самоуправления в отечественной педагогике и школе.

В июле 1978 г. во исполнение решений партии и правительства МП СССР и Секретариат ЦК ВЛКСМ утвердили «Положение об ученическом комитете в общеобразовательной школе». В документе подчеркивалось, что основная задача школы — «развивать общественную активность, организаторские способности и творческую самодеятельность школьников. Одним из важных средств и методов решения этих задач является ученическое самоуправление, обеспечивающее участие всех школьников в управлении делами коллектива своего класса и школы» [11]. Особо важное значение документ придавал организации самообслуживания, соревнований в школьном коллективе, а также воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения учащихся как в школе, так и за ее пределами.

В ряде школ в 70-80-е годы успешно использовалась коммунарская методика - методика коллективных творческих дел.

Параллельно с традиционными повседневными трудовыми формами ученического самоуправления с начала 80-х годов активно развивались такие

новые творческие формы, как: штаб трудового субботника, совет бригад школьных мастерских, вахта труда, трудовые десанты, разведка полезных дел, институт общественных профессий, город веселых мастеров, эстафета интересных дел и пр. Некоторые из этих форм, например, институт общественных профессий, защита профессий, стояли на стыке двух направлений деятельности ученического самоуправления - трудовой и учебной. В этот период активно действовали ученические производственные бригады, лагеря труда и отдыха. Как отмечали педагоги - исследователи деятельности этих объединений, секрет успеха и популярности лагерей и бригад заключался в том, что в планировании и организации всей внутренней жизни все более возрастала роль самих школьников.

В. М. Коротов подчеркивал, что формы самоуправления напрямую зависят от содержания деятельности школьного воспитательного коллектива: «каждому делу свой организатор, каждому сложившемуся разделу работы - орган коллектива» [5]. По мнению В. А. Караковского, «удачно найденная форма способна внести качественные изменения в процесс воспитания, поиски новых путей, методов, форм не должны идти в отрыве от содержания, вне педагогической логики» [4].

Однако в некоторых школах проблема ученического самоуправления подменялась проблемой органов самоуправления. Учителя искусственно вводили различные комиссии учащихся, штабы, советы, посты, забывая, что учком и его органы могут существовать, а самоуправление при этом отсутствовать. В педагогической среде в начале 80-х годов появился термин «формотворчество», который означал преувеличенное внимание к форме в ущерб содержанию. Попытки изменить одну сторону воспитательного процесса, оставив неизменной другую, чаще всего не давали положительного результата. Нередко случалась так, что, увлекшись оригинальной формой, школьники переигрывали, превращали полезное дело в его противоположность. С. Е. Хозе отмечал, что «суть подлинного самоуправления - не в количестве всевозможных органов, ставших кое-где самоцелью, не в формальном закреплении за каждым школьником какой-либо «доллсности» в самоуправлении, а в формировании у каждого активной жизненной позиции, сплава убеждений и практического действия. Только так воспитываются настоящие, а не мнимые хозяева школьных дел» [15].

Помимо проблемы «формотворчества» в конце 70-х - начале 80-х годов по-прежнему до конца нерешенным оставался вопрос взаимодействия органов ученического самоуправления с комитетом комсомола и пионерской дружиной. В. М. Опалихин неоднократно обращал внимание педагогов и школьных работников на то, что Устав ВЛКСМ не наделял комсомольские органы правом непосредственного руководства какими-либо другими объединениями, кроме комсомольских организаций. Он подчеркивал, что Уставом школы предусмотрен один непосредственный руководитель ученического коллектива и органов его самоуправления - педагогический коллектив [8].

Несмотря на накопившиеся застойные явления и формализм в воспитательной работе, школьная реформа 1984 года открыла пути для улучшения воспитания учащихся; что явилось предпосылками для дальнейшего развития теории и практики ученического самоуправления. Однако, существенных преобразований, ожидавшихся после осуществления реформы (1984 г.) не последовало. Демократизация школьной жизни сводилась в основном к попыткам усовершенствовать сложившуюся систему образования и воспитания. Причинами замедления продвижения реформы явилось то, что ее реализация началась до развертывания перестройки всей общественной жизни и сопровождалась неготовностью учителей и учащихся к демократическому взаимодействию.

Четвертый этап (середина 80-х гг. - конец 90-х гг. XX века).

К середине 80-х годов в стране произошел кризис коммунистической идеологии, углубились и обострились застойные и негативные явления в экономике и общественной жизни. Ухудшилось положение дел в школе. Это выразилось в снижении дисциплины учащихся, уменьшении их интереса к учебе, в отрыве школы от труда, в формализме воспитательной работы.

Такое состояние дел требовало коренных преобразований в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения. Новый курс, взятый страной в 1985 году, поставил задачу демократизации и гуманизации всех сфер жизни общества и, в первую очередь, учебных заведений. Решение этой задачи было тесно связано с развитием ученического самоуправления - главного средства демократизации жизни школы. Как способ организации жизни детей, ученическое самоуправление было призвано сформировать демократические отношения, культуру поведения, творчество, самостоятельность и ответственность за результаты работы учебного заведения.

Демократизация школьной жизни в условиях «перестройки» выдвинула на первый план организаторские и творческие функции органов ученического самоуправления во всех сферах жизни школьников: в организации учебно-воспитательного процесса, трудовых делах, во впеучебное время, в деятельности по месту жительства в своем микрорайоне.

Процесс демократизации школы в условиях «перестройки» привлек внимание к более четкой организации деятельности ученического самоуправления. Длительное нарушение принципа самодеятельности детей, засилье административно-командных методов организации внутри школьной жизни во многих учебных заведений привело к снижению общественной активности учащихся. Требовалось сломать старый стереотип школы как учреждения, живущего только по команде «сверху». Необходимо было изживать авторитарный подход к организации ученического самоуправления, при котором учителя и администрация школы не признавали реальные права учащихся на самостоятельные решения, имели возможность манипулировать детским коллективом.

В конце 80-х годов стало очевидно, что коммунистическая партия уже не в состоянии оказывать идеологического и организационного влияния на

общество в целом и на школу в частности. Это привело к снижению роли комсомольской и пионерской организаций во всей жизни учебного заведения. Педагоги Б. 3. Вульфов, Р. И. Файнберг, С. Е. Хозе отмечали, что вмешательство во все школьные дела комитета комсомола сдерживало развитие самостоятельности и активности школьников [14; 16]. В ряде школ по традиции комитет комсомола занимал доминирующее положение над органами ученического самоуправления. Проводились попытки укрепить шаткое положение детских коммунистических организаций в школе, однако восстановить подорванную репутацию и вернуться к старому было невозможно. В начале 90-х годов пионерская и комсомольская организации прекратили свое существование на базе школы.

Распад комсомола (происходивший на фоне краха многих традиционных политических институтов общества и распада самого государства - СССР) породил в молодежной среде «идеологический вакуум» и «институциональный кризис», что отражало двуединую функцию, которую комсомольская пионерская организации выполняли. В плане идеологическом это породило усиление аполитичности молодежи. На фоне социально-экономического и политического кризиса в молодежной среде усилились экстремистские и нигилистические настроения. События августа 1991 года кардинальным образом повлияли на структуру управления молодежной политикой. Фактически оказались разрушены все социальные институты (особенно в форме детских и молодежных общественных организаций), выполнявшие и идеологические и управленческие функции.

Прекращение деятельности комсомола и пионерии привело к тому, что рядом с молодым человеком не стало организации, не стало привычной среды его социально-психологического и социально-политического общения, создающей условия для его участия в экономической, политической, духовно-культурной жизни.

В то же время в стране шла решительная борьба за совершенствование управленческого аппарата, с новой остротой встал вопрос об организационных формах ученического самоуправления.

Как отмечала известный педагог Л. И. Новикова, одними только убеждениями невозможно привить детям чувство хозяина школы, нужно дать им реальную власть самостоятельно решать проблемы школьной жизни, научить ею пользоваться. Учащиеся очень верно окрестили действовавшее самоуправление в школе середины 80-х годов как «диктатуру учителей, прикрытую флагом демократии» [7].

Большинство педагогов, занимавшихся изучением проблемы развития воспитательных коллективов и их органов самоуправления в середине 80-х годов, отмечали необходимость изжить из школьной жизни скуку и формализм, сплотить в единый коллектив учителей и учащихся, объединить их общими полезными делами.

Изменившаяся социально-экономическая ситуация в нашей стране определила возникновение новой образовательной парадигмы, закрепленной в Федеральном законе «Об образовании».

Статья 2 данного закона гласит: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений».

Развитие самоуправления как социального феномена становится официальной государственной политикой, которая зафиксирована в Конституции Российской Федерации (принята общенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) отдельной главой № 8, где в статьях №№ 130-133 изложено понимание самоуправления, его основные функции и правовые гарантии существования.

На основании этих документов изменилось представление о самой сущности ученического самоуправления. К ключевым признакам ученического самоуправления следует отнести нормативно закрепленное право учащихся на участие в управлении школой; направленность ученического самоуправления на решение как школьных проблем, так и проблем окружающего социума; разграничение полномочий представительных и исполнительных органов ученического самоуправления; разнообразие форм функционирования ученического самоуправления; создание условий для самореализации учащихся, развитие у них лидерских качеств.

Итак, проведенный нами анализ историографии отечественного опыта становления ученического самоуправления в XX веке показал, что на разных этапах его развития решались разные проблемы.

В период с 1917 г. по начало 30-х гг. основной проблемой на пути развития ученического самоуправления было отсутствие опыта и прочной базы знаний но организации самоуправления на практике, как у учащихся, так и учителей. Для решения этой проблемы был создан ряд опытно показательных учреждений, где на практике реализовывались новые принципы учебной и воспитательной работы.

Второй этап (30-е гг. - конец 60-х гг. XXвека) в развитии ученического самоуправления закрепил лидирующее положение пионерской и комсомольской организаций над органами ученического самоуправления. Работа органов ученического самоуправления была сконцентрирована внутри школы и сведена к самообслуживанию учащихся, наведению порядка и дисциплины, к борьбе за повышение качества знаний под непосредственным контролем классных руководителей и администрации школы.

На третьем этапе (70-е гг. - середина 80-х гг.) школьная реформа 1984 г. явилась предпосылкой для развития теории и практики ученического само-

управления. Причинами замедления продвижения реформы явилось то, что ее реализация началась до развертывания перестройки всей общественной жизни и сопровождалась неготовностью учителей и учащихся к демократическому взаимодействию.

На четвертом этапе (середина 80-х гг. - конец 90-х гг.) происходи смена парадигмы российского образования, что приводит к изменению представлений о самой сущности ученического самоуправления. На этом этапе наиболее значимой становится проблема отсутствия опыта государственно-общественного управления образовательным учреждением и отсутствие прочной базы знаний по организации самоуправления в новых социальноэкономических условиях.

Библиографический список

1. Бочкарев, И. В. Социально-педагогические основы школьного самоуправления [Текст]: дисс. ... доктора, пед. наук. / И. В. Бочкарев. - М., 1998. - 80 с.

2. Бочкарев, И. В. Школьное самоуправление в вопросах и ответах [Текст] И. В. Бочкарев, В. М. Опалихин // Воспитание школьников. - 1995. - № 4. -С. 19-21.

3. Жуков, В. В. Развитие ученического самоуправления в классном коллективе [Текст]: дисс. ... канд. пед, паук. / В, В. Жуков. - М., 1983.-20 с.

4. Караковский, В. А. Директор - учитель - ученик. [Текст] / В. А. Караковс-кий. // Педагогика и психология. - М.: Знание, 1982. — № 9. — 83 с.

5. Коротов, В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. [Текст] / В. М. Коротов. - М.: Просвещение, 1983. - 93 с.

6. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917—1973 гг. / Сост. А. А. Абакумов и др. — М.: Педагогика, 1974. -С. 156-162, 278-281.

7. Новикова, Л- И. Самоуправление в школьном коллективе. [Текст] / Л. И. Новикова. // Педагогика и психология,- М.: Знание, 1988. - № 7. - 30 с.

8. Опалихин, В. М. Направляющая роль комитета комсомола и совета пионерской дружины в деятельности учкома. [Текст] / В. М. Опалихин // Методика и опыт развития ученического самоуправления в школе. / Сост. В, В. Жуков. - М.: АПН СССР, 1986. - 26.

9. Основные принципы единой трудовой школы [Текст] // Народное образование. - 1999 г. - № 10. - С. 40-47.

10. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917—1941) [Текст] / Отв. ред. Н. П. Кузин, М. Н. Колмакова, 3. И. Равкин. - М.: Педагогика, 1980. — 456 с.-с. 208.

11. Положение об ученическом комитете в общеобразовательной школе [Текст] // Воспитание школьников, - 1978. - № 5. - С. 72-73.

12.Справочник классного руководителя. [Текст] / Сост. В. М. Коротов. — М.: Просвещение, 1979. - С. 6—19.

13.Твердохлебов, Н. К. Совершенствование организационно-структурных форм и функций ученического самоуправления [Текст]: дисс. ...канд. пед. наук. / Н. К. Твердохлебов. - Алма-Ата, 1981. - 26 с.

14. Файнберг, Р. И. Ученическое самоуправление: проблемы перестройки [Текст] / Р, И. Файнберг// Советская педагогика. - 1987. - № 5. — С. 90-94.

15. Хозе, С. Е. Взрослеть в делах. [Текст] / С. Е. Хозе // Педагогика и психология. - М.: Знание. - 1980. - № 52.-22 с.

16. Хозе, С. Е. Развивать инициативу и самостоятельность комсомольцев [Текст]

С. Е. Хозе, Б. 3. Вульфов // Воспитание школьников. - 1987. — № 6. - С. 53-59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. ХП1 съезд РКП (б). Резолюции и постановления съезда. [Текст] - М.: Госпо-литиздат. 1953. - С. 880-890.

18. Болотова, М. И. Со-бытие как основа воспитательного пространства детс-ко-взрослой общности [Текст] / М. И. Болотова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 318-327.

19. Белых, И. Н. Особенности становления нравственного воспитания в педагогической практике школ Приенисейской Сибири в 1917-1930 гг. [Текст] / И. Н. Белых, В. В. Игнатова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 1.-С. 309-319.

УДК 027.8

Колодина Наталья Александровна

Магистр библиотековедения, методист научной библиотеки Павлодарского государственного педагогического института, kolodina-n@mail.ru, Павлодар

Дергилева Татьяна Владиславовна

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ГПНТБ СО РАН, доцент Новосибирского государственного педагогического университета, оттг-пто@зрз1 nsc.ru, Новосибирск

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК КАЗАХСТАНА

Kolodina Natalya Aleksandrovna

Master of library science, methodist of Pavlodar State Pedagogic Institute Science Library, kolodina-n@mail.ru, Pavlodar

Dergileva Tatyana Vladislavovna

Candidate ofpedagogy, senior member of the State Public Scientific and Technical Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science, senior lecturer of Novosibirsk State Pedagogical University, onimr-nmo@spsl.nsc.ru, Novosibirsk

METODOLOGICAL SUPPORT OF ACTIVITIES OF KAZAKHSTAN SCHOOL LIBRARIES

Школьные библиотеки (ШБ) Республики Казахстан, также как и Российской Федерации, составляют самую многочисленную библиотечную сеть страны. Полифункционалыюсть деятельности и высокий уровень требований к современным ШБ [1] особенно остро ставят вопрос о методическом обеспечении их работы. Цель данной работы — показать возможности совершенствования системы методического обеспечения школьных библиотек

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.