Научная статья на тему 'Отдельные вопросы совершенствования механизма управления государственными и муниципальными гарантиями'

Отдельные вопросы совершенствования механизма управления государственными и муниципальными гарантиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимова К.М.

Для дальнейшего экономического роста нашей страны все больше внимание справедливо уделяется развитию партнерских отношений государства и бизнеса. На сегодняшний день одним из основных механизмов развития этого направление являются государственные и муниципальные гарантии. Во многом от грамотного применения этого механизма зависит развитие региона. В статье описаны действующая нормативно-правовая база регулирующая предоставление гарантий Республики Калмыкия и существующая практика применения данного механизма в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Максимова К.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные вопросы совершенствования механизма управления государственными и муниципальными гарантиями»

отдельные вопросы совершенствования механизма управления государственными и муниципальными гарантиями

км максимова,

начальник отдела Министерства финансов Республики Калмыкия

Разнообразие видов, форм и сфер применения государственно-частного партнерства делает его универсальным механизмом для решения целого ряда долгосрочных задач — от создания и развития инфраструктуры до решения разработки и адаптации новых перспективных технологий.

Однако можно напомнить, что плодотворное взаимодействие государства и бизнеса при реализации инвестиционных проектов требует выполнения целого ряда необходимых условий:

— наличия четко сформулированных государством стратегических приоритетов и обозначения возможных путей их достижения с помощью отдельных локальных проектов;

— установления правил взаимодействия государства и частного бизнеса при реализации таких проектов;

— разработки конкретных предложений по разделению инвестиций, рисков и выгод для каждого реализуемого проекта.

Существенную роль в расширении государственно-частного партнерства должно сыграть дальнейшее совершенствование федеральной законодательной и нормативной базы, а также формирование пакета региональных нормативно-законодательных актов, в том числе на основании как положительных, так и отрицательных результатов попыток сформировать такое партнерство. Более активно, видимо, необходимо использовать принятый Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», шире применять механизмы государственных (муниципальных) гарантий при использовании заемных средств, предусматривая их в законах о бюджете соответствующих лет, разработать и апробировать целый ряд других механизмов, стимулирующих активное взаимодействие государства и бизнеса. Поэтому достаточно сложные задачи стоят перед субъектами РФ, которые должны постепенно уходить от

прямого финансирования инвестиций субъектов в проекты с привлечением бизнеса. Основную ответственность за кредитование должны брать на себя банки. Государство должно лишь создавать благоприятные условия доступа к кредитам, развивать институциональные механизмы поддержки деловой активности на всех уровнях национальной экономики.

В итоге, на наш взгляд, должна сформироваться целостная концепция государственно-частного партнерства, которая, как правило, будет осуществляться в следующем порядке:

— разработка проекта, в рамках которого частный сектор планирует, сооружает и частично управляет объектом инвестиций в соответствии с заданиями государства;

— финансирование инвестиций государством, в том числе в форме платы за использование инфраструктуры;

— заключение долгосрочного договора;

— переход объекта инвестиций по истечении срока договора в частную или государственную собственность.

Но имеется один аспект, где роль государства нужно усилить и одновременно поднять ее качество. Речь идет о государственной поддержке малого предпринимательства. Например, одним из направлений экономической политики Республики Калмыкия на современном этапе является развитие малого предпринимательства, увеличение в его структуре доли продукции с высокой степенью переработки и повышение конкурентоспособности продукции на рынке. Необходимость укрепления данной сферы деятельности продиктована ее исключительной значимостью как фактора развития республиканской экономики.

Для улучшения инвестиционного климата применительно к малому предпринимательству автором разработаны предложения по совершенствованию

финансы и кредит

35

законодательной базы, обеспечивающей режим наибольшего благоприятствования в регионе. В рамках этих положений предусматривается внедрение механизмов финансирования инвестиционных региональных программ и конкретных проектов, предполагающих долевое участие государственных структур и коммерческих институтов.

Следует отметить, что наиболее остро нехватка инвестиций ощущается в перерабатывающих отраслях, самых привлекательных для малого бизнеса. Известно, что одним из каналов прямого финансового содействия развитию малого бизнеса является система фондов поддержки малого предпринимательства. Однако в силу различных факторов государственная финансовая поддержка предприятий со стороны фондов оказалась неэффективной. В связи с этим в республике появилась необходимость переориентировать деятельность фондов с кредитования отдельных предпринимательских проектов на финансирование мероприятий, направленных на создание целостной системы объектов инфраструктуры малого бизнеса на региональном уровне.

Одно из основных условий развития малого бизнеса — гарантия сохранности и возврата финансовых ресурсов. Вряд ли в настоящее время большое распространение получит система залога недвижимости или имущества для получения кредита. Предпринимателям, как правило, нечего закладывать под те суммы, которые требуются, для того чтобы открыть свое дело.

Для банкиров малый бизнес в качестве клиента может стать привлекательным при одном условии: если само государство или уполномоченная им структура выступит гарантом. Иначе слишком велик риск.

Действующее в настоящее время в России нормативно-правовое обеспечение кредитных гарантий предусматривает, что государственная и муниципальная гарантия может выдаваться, только если обязательство получателя кредита (принципала) обеспечивается также залогом его ликвидных активов, причем стоимость предлагаемых в качестве залога активов должна быть равна сумме гарантируемого обязательства принципала.

Таким образом, существующая в России в настоящее время система предоставления гарантий изначально направлена на оказание поддержки тем хозяйствующим субъектам, которые могут предоставить достаточное залоговое обеспечение и для большинства субъектов малого предпринимательства является недоступной.

Есть еще одно условие кредитования — наличие у банков дешевых кредитных ресурсов. Однако при частом изменении ставки рефинансирования и ее величине в несколько десятков процентов возможность предоставления этих кредитов весьма проблематична. Дальнейшее снижение ставки рефинансирования позволило бы существенно расширить кредитование субъектов малого бизнеса.

Предоставление государственных и муниципальных гарантий по кредитам, запрашиваемым субъектами малого бизнеса в коммерческих банках, позволит значительно увеличить количество проектов и программ, получающих государственную поддержку по сравнению с прямым предоставлением ссуд из средств государственных и частных источников.

С учетом того, что государственные и муниципальные гарантии должны предоставляться только на часть кредита (другая его часть обеспечивается, как правило, привлеченными активами самого предпринимателя), фактический объем кредитных ресурсов для финансирования может превысить выделяемые на эти цели государственные ресурсы в 4 — 5 раз, что свидетельствует об эффективности применения данного механизма государственной поддержки и его позитивном воздействии на стимулирование частных инвестиций.

Кроме того, в случае предоставления гарантий средства не замораживаются на длительное время до полного возврата ссуды, а остаются в распоряжении государственного финансового института и могут быть использованы на другие цели (например, для краткосрочных финансовых вложений в целях предотвращения обесценивания и наращивания суммы гарантийного фонда).

Положительными моментами являются получение гарантодателем определенной суммы средств за гарантии в момент их предоставления, а также возможность предъявить требования к предприятию-должнику, вплоть до передачи гаранту его имущества.

Еще одним важным фактором использования гарантийного резерва для поддержки малого бизнеса может быть компенсация части процентных ставок по кредитам коммерческих банков (особенно на начальном этапе реализации проекта, когда еще не начался возврат средств), что также расширяет количество получателей финансовой поддержки и облегчает доступ малых предприятий к коммерческим кредитам.

Одна из форм финансового взаимодействия фондов поддержки малого предпринимательства с коммерческими структурами — частичная компен-

сация предпринимателям процента за коммерческие кредиты в форме инвестиционных вложений в конкретный предпринимательский проект или региональную программу. Здесь государство выступает гарантом этой части банковского кредита.

Финансирование из государственных фондов необходимо осуществлять при условии, что начинающие предприниматели создадут определенное число рабочих мест. Если предприятие, созданное на средства фонда, разоряется, средства должны списываться за счет страхового резерва фонда.

Совершенствованию системы страхования финансово-кредитных операций между банками и субъектами малого предпринимательства должен способствовать жесткий контроль со стороны государственных структур. Для этого необходимо предусмотреть строгую экономическую ответственность банков, имеющих гарантийные обязательства государства, за своевременное осуществление платежей, вплоть до взыскания с них повышенных штрафов с учетом упущенной экономической выгоды.

Потенциальные возможности гарантийного механизма могут быть увеличены путем:

— размещения свободных средств фонда в коммерческих банках для предотвращения инфляционного обесценивания средств гарантийного фонда;

— создания обществ взаимных гарантий, гарантийный фонд которых образуется с участием средств малых предприятий, предпринимательских союзов и ассоциаций, торгово-промышленных палат и других источников.

Мировой опыт, результаты опросов предпринимателей и представителей кредитных организаций России, исследования зарубежных и отечественных специалистов, в том числе выполненные в рамках международных проектов по оказанию России содействия в становлении рыночных отношений, а также исследования, проведенные автором, говорят о необходимости, целесообразности и актуальности создания в стране института (системы) государственных и муниципальных гарантий по кредитам субъектов малого предпринимательства, выдаваемых им коммерческими банками. Большинство коммерческих банков России не рассматривают сейчас и не будут рассматривать в обозримом будущем малые предприятия в качестве потенциальной группы клиентов, если государство не возьмет на себя части рисков финансовых структур, неизбежно возникающих при кредитовании ими субъектов малого бизнеса.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой, а также в ряде стран с переходной экономикой, таких, например, как Чехия, Венгрия, Польша, Эстония, Литва, программы государственных кредитных гарантий являются действенным механизмом государственной поддержки малого предпринимательства. В сравнении с другими формами государственной поддержки, направленными на улучшение финансирования малого бизнеса, созданные в этих странах системы государственных кредитных гарантий имеют целый ряд преимуществ, а именно:

— являясь не прямыми, а косвенными мерами государственной финансовой поддержки, они требуют значительно меньших бюджетных средств и при грамотном управлении позволяют добиваться многократного увеличения финансирования субъектов малого предпринимательства из внебюджетных источников, что особенно важно для России в условиях ее жестких бюджетных ограничений;

— опираются на компетенцию и контроль банковских специалистов, что резко ограничивает потребность в административно-управленческом персонале при реализации таких программ и обеспечивает вовлечение в реализацию программ большего числа предпринимателей;

— государственный статус гарантии позволяет банкам снижать проценты по выдаваемым ими предпринимателям кредитам, так как риск банка при этом снижается и гарантированные государством займы связывают меньше собственного капитала банка;

— снижается ответственность сторон путем разделения риска между заемщиком, банком и гарантом;

— гарантийные продукты, предоставляемые государством, в зависимости от спроса можно приспосабливать к различным финансовым продуктам, в том числе к финансовой аренде (лизингу) или к инвестициям собственного капитала.

Существующая в России практика предоставления государственных и муниципальных гарантий фактически не затрагивает хозяйствующих субъектов малого бизнеса.

В целях создания в России действенной системы предоставления государственных гарантий, нацеленной на реальное облегчение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, автор считает необходимым предпринять следующие меры:

1. Создать специализированную государственную организацию с филиальной сетью в субъектах

финансы и кредит

37

РФ — Фонда кредитных гарантий РФ, который будет оказывать адресную помощь в форме гарантий только действующим субъектам малого предпринимательства с качественными бизнес-планами развития, но не имеющим необходимого залогового обеспечения под банковский кредит, а также предусмотреть выделение на это необходимых бюджетных средств.

2. Разработать федеральный закон по организации работы Фонда кредитных гарантий РФ и контроля за ним, а на его основе сформировать необходимый пакет документов для регионов страны.

3. Государственным структурам в качестве государственного заказа заключить с коммерческими банками государственные и муниципальные контракты об открытии кредитной линии для субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.

4. Создавать бюджетные места в высших учебных заведениях для обучения узконаправленных специалистов в сфере государственного частного партнерства, используя зарубежный опыт стран с развитым механизмом гарантийного финансового обеспечения малого предпринимательства (на примере Канады, США, Японии и других стран).

При реализации данных мер усовершенствуется механизм предоставления государственных и муниципальных гарантий не только для малого предпринимательства, но и других сфер национальной экономики в рамках развития государственного частного партнерства.

Литература

1. Жалнинский В. Б. Особенности управления региональными долговыми инструментами на современном этапе: Сборник «Актуальные проблемы государственного и муниципального управления: содержание и механизмы трансформации». Курск: Изд-во КИГМС, 2007.

2. Кабашкин В. А., Кабашкин А. В. Формирование и развитие партнерских отношений государства и предпринимательских структур в Российской Федерации. Владикавказ: Изд-во «МАВР», 2007.

3. Максимова К. М. Совершенствование механизма управления государственными гарантиями (на примере Республики Калмыкия) : Сборник «Актуальные проблемы государственного и муниципального управления: содержание и механизмы трансформации» Курск: Изд-во КИГМС, 2007.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИМИ ИНФОРМАЦИОННО- LJIЧ И"

АНАЛИТИЧЕСКИЙ СБОРНИК ''ВДИ1

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

• Банковско-предпринимательская деятел

• Конкурентноспособность российской экс

• Финансово-инвестиционная деятельное

I (1) январь 2008

ВНИМАНИЕ, НОВИНКА!!!

C января 2008 г. выходит новый ежемесячный журнал (сборник) Издательского дома «Финансы и Кредит»

«ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ».

Подписные индексы: по каталогу агентства «Роспечать» - 80628; по каталогу агентства «Пресса России» - 44368.

Подписаться можно в редакции: тел. (495) 621-91-90, 621-69-49, e-mail: podpiska@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.