Научная статья на тему 'Отдельные психолого-дидактические особенности учебных средств на электронных носителях в высшем гуманитарном образовании'

Отдельные психолого-дидактические особенности учебных средств на электронных носителях в высшем гуманитарном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
727
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шматков Михаил Николаевич

В данной статье приведены основные психолого-дидактические особенности электронных учебных средств, рассмотрен комплекс основных и дополнительных дидактических требований к таким средствам обучения в системе высшего гуманитарного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шматков Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные психолого-дидактические особенности учебных средств на электронных носителях в высшем гуманитарном образовании»

Библиографический список

1. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеол. выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н, Ю. Шведова; Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. им. В, В. Виноградова. - 4-е год., доп. - М.: Азбуковник, 2003. - 943 с.

2. Глазычев, В. Л. Избранные лекции по муниципальной политике [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.glazychev.ru/courses/mp/mp.htm

3. Артюхина, А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен [Текст]: Монография / А,- И. Артюхина - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2006. - 237 с.

4. Артюхина, А. И. Типология сред в образовании [Текст] / А. И. Артюхина //Гуманитарные исоциально-экономическиенауки. Спецвыпуск: Педагогика.-20 Об.-№ S.-С. 24-32,

5. Калашникова, Н. Ю. Актуализация воспитательного потенциала образовательной среды вузы [Текст] / Н. Ю. Калашникова // Вестник Бурятского университета, — Серия 8. — 2006. — Выпуск 3. - С, 52-61.

6. Электронное обучение: Образовательный портал НГТУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.edu.nstu.ru/

УДК 37.0

М. Н. Шматков

ОТДЕЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНЫХ СРЕДСТВ НА ЭЛЕКТРОННЫХ НОСИТЕЛЯХ В ВЫСШЕМ ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Современное динамично развивающееся общество выдвигает новые требования по модернизации высшего образования. Существенные изменения претерпевает сфера высшего гуманитарного образования. В настоящее время активно разрабатываются компьютерные инструментальные средства для ведения учебных курсов. Практически по всем направлениям учебных дисциплин создаются электронные учебники и самоучители. Усиление интереса к подобным источникам связано с появлением мультимедийных технологий, а также с развитием средств коммуникаций, сети Интернет. Все это вызывает необходимость исследования особенностей учебных средств на электронных носителях со стороны педагогической науки.

Однако создание и организация учебных курсов с использованием электронных обучающих средств, в особенности на базе Интернет-технологий, является непростой технологической и методической задачей. При этом большие трудозатраты по разработке электронных обучающих средств

зачастую не компенсируются их эффективностью по причине их быстрого устаревания. Тем не менее индустрия компьютерных учебно-методических материалов расширяется в силу юс востребованности и социальной значимости. К примеру, компьютерные средства обучения полезны при самостоятельной и индивидуальной работе, они очень важны для личностно-ориентированной системы обучения.

В то же время, интенсивный характер социально-экономического развития общества оказывает самое непосредственное влияние на содержание и основные тенденции развития образования. Как отмечают многие ведущие специалисты в области высшего образования, предстоящее развитие высшей школы будет связано с более широким применением активных форм и методов обучения иначе говоря, новых образовательных технологий [12]. Высшее образование должно сформировать у студентов способность к размышлениям по поводу собственных знаний, ценностей, морального выбора. Данный тезис приобретает особое значение в высшем гуманитарном образовании, посвященном различным аспектам изучения человека и человеческого социума, и в последнее время все более подтверждается практикой.

Традиционные обучающие технологии всегда подразумевали пассивную позицию обучающегося, сводились к объяснительно-иллюстрированному обучению, вооружали студентов результатами научного познания. В основе организации объяснительно-иллюстрированного обучения лежит принцип передачи преподавателем готовых выводов науки: преподаватель сообщает-факты, анализирует их, объясняет сущность новых понятий, формирует теоремы, законы и т. д. Здесь не исключаются и элементы поисковой деятельности студентов, однако передача готовых выводов науки доминирует.

Однако, такой поДход к образовательному процессу не выдерживает требований, предъявляемых современными условиями существования общества. Существующая традиционная система образования уже не в состоянии выполнять поставленные перед нею задачи в новых условиях. Более того, она во многом выступает в качестве сдерживающего фактора социальноэкономического развития общества с рыночной экономикой, динамичным развитием его новых сил и потребностей.

Модульная образовательная технология, относящаяся к числу новых для нашей системы высшего образования технологий, успешно преодолевает отмеченные выше трудности. Модульная образовательная технология является деятельностной пО своему содержанию, максимально приближена к обучающимся. Главная задача здесь состоит не столько в том, чтобы вооружить студентов результатами научного познания, но и в том, чтобы вести их по пути процесса получения этих результатов, формировать познавательную самостоятельность и развивать опыт их творческой деятельности. При таком подходе реализуется принцип поисковой учебно-исследовательской деятельности студентов, то есть принцип самостоятельного «открытия»

выводов науки, способов действия, «изобретение» новых способов приложения знаний к практике. Здесь не исключаются объяснения преподавателей и выполнение студентами -заданий, требующих репродуктивной деятельности, но принцип поисковой учебно-исследовательской деятельности преобладает [12]. "

В условиях модульной образовательной технологии, ориентированной на современные требования к образовательному процессу в высшей школе, становится очевидной необходимость разработки и применения новых видов учебных средств, отвечающих стоящим перед учебных процессом современным требованиям. В этой связи актуальным является исследование и разработка адекватных современным идеям развития образования (открытое образование, дистанционное образование и др.) концепций построения и использования компьютерных обучающих средств, в частности электронных учебников.

Как известно, учебник - это основной инструмент обучения, книга, предназначенная для обучения определенному учебному предмету, содержащая систематическое изложение знаний, подлежащих обязательному усвоению обучающимися.

Электронный учебник (ЭУ) - в большей степени инструмент обучения и познания, и его структура и содержание зависят от целей его использования. Он и репетитор, и тренажер, и самоучитель. Особую значимость он приобретает при использовании в нелинейных технологиях и коммуникационных системах, и в особенности — в модульной образовательной технологии.

Далее в настоящей работе будут рассмотрены отдельные психологодидактические особенности учебных средств на электронных носителях, особое внимание при этом будет уделено электронным учебникам. При этом, все сказанное по поводу электронных учебниках естественным образом распространяется и на иные электронные учебные средства.

Основными факторами интенсификации учебного процесса с помощью электронных учебников являются: повышение целенаправленности; усиление мотивации; повышение информативной емкости учебного содержания; активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; ускорение темпа учебных действий.

Электронный учебник эффективен, поскольку в нем может быть реализована практически мгновенная обратная связь; возможность быстрого поиска необходимой справочной информации; демонстрационные примеры и модели (учебник рассказывает, показывает, объясняет, демонстрирует); контроль (тренаж, самоконтроль, тестирование).

Кроме того, эффективность электронных учебников обусловлена возможностью реализации следующих его качеств: нелинейное и многоуровневое представление учебной информации; нацеленность на личность (личностно-ориентированное обучение), на самостоятельную и индивидуальную

работу; интеграция линий развития психической деятельности личности: наблюдения, мыслительной деятельности и практических действий (демонстрация, моделирование, информативность, интерактивность).

В отличие от классического «бумажного» варианта учебника, электронный учебник предназначен для иного стиля обучения, в котором нет ориентации на последовательное, линейное изучение материала. Учебно-информационный текст электронного учебника четко иерархически структурирован по содержанию. Верхний уровень иерархии отражает основные понятия и концепции предметной области. Более низкие уровни последовательно детализируют и конкретизируют эти понятия. При этом необходимо четко обозначить определения, примеры, объекты и утверждения (с помощью ключевых слов). Многоуровневость позволяет изучать предмет с различной степенью глубины.

Отмеченные особенности электронных учебников и других учебных средств на электронных носителях приводят к необходимости выработки основных дидактических требований, которым должны удовлетворять указанные учебные средства в целях наиболее эффективного достижения учебных целей и наиболее полного использования преимуществ таких учебных средств. .

При рассмотрении дидактических требований к электронным учебникам необходимо учитывать, что к ним предъявляются прежде всего общие требования, предъявляемые к обычным учебникам. Кроме того, целесообразно рассмотреть возможности развития этих требований на основе последних достижений в области современных информационных технологий. Поэтому можно выделить две группы дидактических требований: требования к ЭУ как к дидактическому средству вообще (общие дидактические требования) и требования к ЭУ как собственно к средству новых информационных технологий (дополнительные дидактические требования).

Рассмотрим сначала общие дидактические требования к электронным учебникам, сосредоточив особое внимание на возможностях повышения уровня реализации общих дидактических требований при создании электронных учебников.

Среди общих дидактических требований, предъявляемых к учебникам, можно выделить следующие наиболее важные требования:.

- научности обучения;

- доступности обучения;

- проблемности обучения;

- обеспечения наглядности обучения;

- обеспечения активности и сознательности учащихся в процессе обучения;

' - систематичности и последовательности обучения;

- прочности усвоения знаний;

• ■ ч

- единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Рассмотрим перечисленные требования более подробно применительно к электронным учебникам.

1) Требование научности обучения с использованием ЭУ означает, в первую очередь, достаточную глубину и корректность изложения содержания учебного материала, предоставляемого ЭУ, с учетом последних научных достижений. Для успешной реализации принципа научности обучения необходимо [5]:

- руководствуясь логикой соответствующего учебного предмета, найти принципы отбора самого существенного содержания изучаемой науки;

- обеспечить рассмотрение каждого нового изучаемого предмета или явления на основе диалектического подхода, то есть с учетом его развития и взаимодействия с другими предметами и явлениями;

- обеспечить условия для образования правильных представлений и научных понятий и для точного выражения их в определениях и терминах, принятых в данной науке;

- проводить изложение того, или иного научного понятия в контексте соответствующей научной теории или гипотезы и сопоставление изучаемого понятия с противоположными понятиями;

- раскрывать историю открытия изучаемых явлений;

- давать представление о методах, научного поиска, посредством которых было открыто изучаемое явление.

При использовании средств современных информационных технологий

и, в частности, ЭУ требование научности обучения может быть реализовано на новом качественно более высоком уровне благодаря возможности имитации научного поиска, научных открытий, научных исследований с помощью элементов математического и имитационного моделирования, благодаря возможности более глубокого и всестороннего изучения предметов и явлений при применении таких форм предоставления информации, которыми располагают программы мультимедиа и виртуальной реальности.

Принцип научности обучения следует рассматривать во взаимодействии . с принципом доступности обучения. ■

2) Требование доступности обучения, осуществляемого посредством ЭУ, означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Не допустима чрезмерная усложненность и перегруженность учебного материала, при которой овладение этим материалом становится непосильным для учащихся [10].

При использовании ЭУ доступность обучения может быть повышена за счет более понятного изложения сложных моментов учебного материала при условии умелого использования богатого арсенала различных форм

предоставления информации. Осуществление доступности обучения связано с учетом индивидуальных особенностей, мыслительной деятельности и памяти учащихся, а также уровня их подготовки и развития.

3) Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда учащийся сталкивается с учебной проблемной ситуацией, которую ему надо разрешить, его мыслительная активность возрастает. Уровень выполнимости данного дидактического требования с помощью ЭУ может быть значительно выше, чем при использовании традиционных книжных учебников. Возможна яркая наглядная постановка учебной проблемы и не менее яркое представление путей ее решения. При этом невозможно и нецелесообразно все вопросы и задания формулировать в проблемной форме. Необходимо отметить, что требование проблемности приобретает особое значение в условиях модульной образовательной технологии.

4) Требование обеспечения наглядности обучения означает чувственное восприятие изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение учащимися. Огромная значимость наглядности для успешного усвоения учебного материала отмечалась уже в трудах Я. А. Коменского [8].

При использовании электронного учебника наглядность обучения будет отличаться некоторыми специфическими качествами.

Во-первых, ЭУ в состоянии обеспечить полисенсорное восприятие учебного материала, в то время как при работе с традиционным книжным учебником используется лишь зрительное восприятие, то есть буквальной «наглядность». Даже программы, использующие всего лишь двумерную графику, в состоянии существенно улучшить наглядность учебного материала. В программах с мультимедийным представлением информации появляется возможность создания не только зрительных, но и слуховых ощущений. Программы, создающие виртуальную реальность, обеспечивают воздействие на несколько органов чувств, среди которых зрение, слух и осязание.

Во-вторых, средства современных информационных технологий, и ЭУ в том числе, существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярме, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане технологии мультимедиа, предоставляющие информацию в виде трехмерной компьютерной графики, видео, анимации.

В-третьих, в связи с тем, что при использовании современных информационных технологий коренным образом изменяются способы формирования визуальной информации, становится возможным создание «наглядной абстракции». При использовании ЭУ возможна наглядно-образная интерпретация существенных свойств не только тех или иных реальных объектов, но даже и научныхзакономерностей, теорий, понятий, причем в динамике, если

это необходимо. Получила распространение когнитивная компьютерная графика [7], позволяющая визуализировать математические закономерности.

Таким образом, требование обеспечения наглядности в случае ЭУ реализуется на принципиально новом, более высоком.уровне. В перспективе, когда получат большее распространение системы виртуальной реальности, по-видимому, можно будет говорить не только о наглядности, но и о ПОЛИ-сенсорности обучения.

5) Требование обеспечения активности и сознательности учащихся в процессе обучения при использовании ЭУ также реализуется на новом более высоком качественном уровне. Без активной и сознательно осуществляемой учебно-познавательной деятельности учащиеся не могут овладеть изучаемым материалом. С помощью ЭУ возможно более четкое и наглядное представление целей и задач предстоящей учебной деятельности. Для повышения активности обучения ЭУ должен генерировать разнообразные учебные ситуации, формулировать разнообразные вопросы, предоставлять учащемуся возможность выбора той или иной траектории обучения, возможность управления ходом событий.

6) Требование систематичности и последовательности обучения при использовании ЭУ означает обеспечение последовательного усвоения учащимися определенное системы знаний в изучаемой предметной области. Принцип систематичности и последовательности в обучении требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенном порядке, в системе: каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее и готовит к усвоению нового. При разработке ЭУ необходимо принимать во внимание, что логическая структура той или иной науки не переносится механически в логическую структуру учебного предмета. В логике учебного предмета раскрываются ведущие идеи науки и то ее содержание, которое должно войти в программу, изучения. При разработке ЭУ следует также придерживаться оптимального соотношения между требованием последовательности и систематичности обучения, регламентирующим действия пользователя, и требованием активности обучения, предполагающим предоставление пользователю свободы выбора своих действий (своей траектории обучения).

7) Требование прочности усвоения знаний при использовании ЭУ также получает новое содержание. Для прочного усвоения учебного материала наибольшее значение имеют глубокое осмысление этого материала, его рассредоточенное запоминание. Это вызывает необходимость неоднократного обращения учащихся к изучению и запоминанию пройденного материала, т. е. его повторения. Однако эта работа должна быть правильно организована». В частности, повторение должно сопровождаться проверкой и оценкой знаний учащихся, С помощью ЭУ становится возможной организация

многократных повторений как разнообразной деятельности, повышается вариативность контролируемых индивидуальных учебных заданий.

8) Требование единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения в ЭУ также потенциально реализуемо на более высоком уровне. В условиях применения информационных технологий появляются дополнительные возможности умственного развития человека. Кроме того, информационные технологии оказывают благотворное влияние на раскрытие индивидуальных возможностей человека, на их развитие и реализацию на благо обществу и себе.

В процессе обучения наряду с теоретическим понятийным мышлением развиваются также и другие виды мышления; теоретическое образное, практическое наглядно-образное и практическое наглядно-действенное. Новые технологии обучения и в том числе дистанционное обучение, формируют новое мировосприятие: происходит расширение кругозора учащихся, появляется возможность доступа к мировым информационным ресурсам и оперативного их использования, рождается чувство, сопричастности к мировым событиям, к мировой культуре, создаются предпосылки не только для интеллектуального, но и для личностного развития. Кроме того, усиливаются возможности художественно-эстетического воспитания, например: путем включения в узлы гипермедиа систем репродукций шедевров мирового изобразительного искусства, а также за счет высоко профессионального дизайна компьютерной визуализации учебного материала. Вполне осуществимо также и музыкальное развитие учащихся при использовании фрагментов музыкальных классических произведений в качестве аудио-компоненты мультимедийных программ.

Однако, поскольку электронный учебник является учебным средством, во многом отличным от традиционного «твердого» учебника, то и дидактические требования к электронному учебнику далеко не исчерпываются перечисленными выше требованиями.

В ряде исследований сформулированы некоторые дополнительные дидактические принципы обучения и требования, присущие только новым информационным технологиям и электронным учебникам [2; 4; 6; 11].

Наиболее значимыми дополнительными дидактическими требованиями, предъявляемыми к электронному учебнику как к средству новых информационных технологий, являются следующие:

- обеспечение индивидуальности обучения;

- интерактивность обучения;

- обеспечение адаптивности обучения с применением ЭУ;

- системность и структурно-функциональная связанность представления учебного материала в ЭУ;

- обеспечение полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения в ЭУ.

Рассмотрим возможности реализации дополнительные дидактических требований, предъявляемых к ЭУ как к средству новых информационных технологий, подробнее,

1) Требование обеспечения индивидуальности обучения при работе учащихся с электронным учебником означает следующее: ЭУ должен создавать условия для самостоятельной (индивидуальной) работы учащегося, как минимум, ЭУ должен обеспечивать выдачу учащимся индивидуальных вопросов и заданий и проверять результаты индивидуальных решений. Индивидуальной или самостоятельной работе присущ такой недостаток как снижение роли преподавателя. Отличительной особенностью индивидуальности обучения при использовании ЭУ оказывается то, что обучающее воздействие преподавателя, осуществляемое опосредованно через компьютерную программу, не только не снижается, а наоборот даже усиливается. Дело в том, что ни один преподаватель не сможет физически сформировать, выдать и проверить такое огромное количество индивидуальных вопросов и заданий, которое под силу электронному учебнику. Кроме того, здесь следует принять во внимание также и тот фактор, что ЭУ моделирует обучающие воздействия преподавателя в целом, включая и объяснение нового материала. У учащегося впервые появляется возможность многократного обращения к «обучающему воздействию преподавателя» в удобном для себя темпе. Это особенно хорошо для слабых учащихся и учащихся с ограниченными возможностями.

2) Требование интерактивности обучения означает, что в процессе обучения должно иметь место взаимодействие учащегося с электронным учебником. Интерактивность - это наиболее популярное в области информационных технологий понятие. Интерактивность в переводе с английского означает взаимодействие, воздействие, влияние друг на друга.

В большинстве случаев интерактивность выступает в качестве принципа построения обучающих программ, в виде критерия качества обучающих программ и в качестве принципа компьютерного обучения. По отношению к ЭУ интерактивность нужно рассматривать как принцип построения программы и как критерий ее качества. Взаимодействие учащегося с ЭУ предполагает наличие обратной связи: ЭУ должен выдавать то или иное обучающее воздействие (объяснение, подсказку, новый вопрос, новое задание и т. п.) только после анализа действий учащегося. Такое взаимодействие представляет собой учебный интерактивный диалог учащегося с электронным учебником.

Интерактивность - это, видимо, самое сильное преимущество электронного учебника по сравнению с его традиционным книжным аналогом, .

3) Требование обеспечения адаптивности обучения с применением ЭУ означает приспособление, адаптацию процесса обучения к уровню знаний,

умений, психологических особенностей того или иного обучающегося и т. д. Практически любая компьютерная обучающая система, поскольку она является обучающей, содержит в себе определенные механизмы реализации принципа адаптивности.

Для реализации дидактическою требования обеспечения адаптивности обучения необходимо при разработке ЭУ использовать различные приемы и способы, позволяющие приспособить обучение к индивидуальным особенностям учащихся.

Необходимо отметить отличие принципов индивидуальности и адаптивности обучения. Индивидуальность процесса обучения нацелена на создание условий для самостоятельной (индивидуальной) работы учащегося, что очень важно с точки зрения активизации деятельности учащегося и обеспечения прочности его знаний. Адаптивность процесса обучения означает его приспособление к уровню знаний, умений, психологическим характеристикам того или иного учащегося, то есть приспособление к индивидуальным особенностям учащихся.

4) Требование системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала в ЭУ также относится к числу требований, характеризующих ЭУ как, средство новых информационных технологий. Если при традиционных технологиях обучения системность представления учебного материала можно было в той или иной мере обеспечить, то установление структурно-функциональных связей между фрагментами учебного материала как бы оставалось за кадром. Теперь же, при переходе к новым информационным технологиям появляется не только возможность, но и объективная необходимость системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала.

Во-первых, ЭУ являются не только педагогическими, но и программными системами. Программная реализация учебного курса без систематизации и структуризации учебного материала просто не осуществима. Компьютерная учебная программа, подобно памяти человека, должна хранить в разных «отсеках» отдельные фрагменты учебного материала и обеспечивать возможность легкого и быстрого доступа пользователя к этим фрагментам. При этом компьютерная программа должна также отражать взаиморасположение и связь этих фрагментов и обеспечивать их системное взаимодействие. Таким образом, использование в образовании новых информационных технологий вызывает необходимость новых подходов к проектированию и организации процесса обучения. Ярким примером системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала могут служить также различные гипертекстовые программы и системы гипермедиа.

Во-вторых, структурированный и систематизированный учебный материал, в котором четко обозначены структурно-функциональные связи между

его фрагментами, лучше воспринимается и легче усваивается учащимися. Располагая таким учебным материалом, учащийся имеет возможность многократного и легкого обращения к отдельным фрагментам и к системе в целом. При этом обращение к тому или иному фрагменту может осуществляться различными путями, что способствует лучшему пониманию и усвоению взаимных связей между отдельными понятиями, теориями и т, д. Улучшается также и системность (целостность) восприятия материала учебного курса.

В-третьих, структурирование и систематизация изучаемого материала, выявление структурно-функциональных связей между его фрагментами способствуют развитию системного, структурного мышления и интеллекта в целом.

5) Требование обеспечения полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения в ЭУ означает, что ЭУ должен предоставлять возможность выполнения всех звеньев дидактического цикла в пределах одного сеанса работы с ЭВМ. Как известно, дидактический цикл - это структурная единица процесса обучения, обладающая всеми его качественными характеристиками, выполняющая функцию максимально полной организации усвоения (в данных условиях) фрагмента содержания образования [13]. Первое звено дидактического цикла реализует постановку познавательной задачи, второе звено обеспечивает предъявление содержания учебного материала, третье организует применение первично полученных знаний (организация деятельности по выполнению отдельных заданий, в результате которой происходит формирование учебных и научных знаний), четвертое звено дидактического цикла — это получение обратной связи, контроль деятельности учащихся, пятое звено организует подготовку к дальнейшей учебной деятельности (задание ориентиров для самообразования, для чтения дополнительной литературы). Реализация всех звеньев дидактического цикла процесса обучения посредством единой компьютерной' программы без обращения к другим источникам информации существенно упрощает организацию учебного процесса, сокращает затраты времени учащегося и автоматически обеспечивает полноту и целостность дидактического цикла и его непрерывность в пределах одного занятия (одного сеанса работы с ЭУ),

Кроме дидактических требований необходимо учитывать и психологические требования к электронным учебным средствам, которые вытекают из особенностей процесса познания человека.

Процесс познания человека определяется как взаимодействие трех составляющих: приобретения, структурирования и оперирования знаниями. Среди факторов, влияющих на процесс познания, можно выделить: восприятие, распознавание образов, внимание, возбуждение и интерес, воображение [3].

Восприятие — это способность человека обнаруживать и интерпретировать сенсорные стимулы (слуховые, зрительные). Важной частью исследования процесса обучения является исследование объема восприятия, который характеризует начальную стадию обработки информации. Интерактивность, мультимедийность обучающих программ и электронных учебников помогают увеличить объем восприятия информации.

Распознавание образов также имеет важное значение. Как правило, в процессе обучения учащемуся предъявляются довольно сложные сочетания сенсорных стимулов. Задача обучаемого - распознать представленную информацию и усвоить ее. Современные мультимедийные технологии предоставляют все возможности для использования документов, содержащих звук, графику, видео и текст в процессе обучения. При этом различные стимулы влияют на определенные чувственные рецепторы, каждое сенсорное событие вносит свои ощущения. В целом происходит суммирование информации, быстрее формируется понятие о ней и скорее наступает процесс обработки.

Внимание можно определить как сосредоточение умственных усилий на сенсорных или мысленных событиях. Любой процесс обучения содержит в себе гораздо больше информации, чем могут усвоить обучающиеся. Поэтому, чтобы справиться с большим потоком информации, обучающиеся должны направлять внимание только на некоторые признаки. Из когнито-логии известно, что на внимание влияют следующие факторы: сознание, пропускная способность -глаза человека, управление вниманием, уровень возбуждения и интерес. Под сознанием понимаются знания о событиях окружающей среды, а также знания о памяти, мышлении и телесных ощущениях. У человека могут работать два типа сознания: один - для речевого знания и обработки информации в левом полушарии, другой — для пространственных функций, локализованных в правом полушарии. Неодинаковым развитием двух полушарий можно объяснить интеллектуальные различия между людьми, и это нужно учитывать при разработке учебных материалов. Одни люди проявляют необычные вербальные способности, а другие лучше справляются с механическими и пространственными законами. Сознание в процессе обработки информации выполняет двойственную задачу: оно выбирает, какая система будет доминировать, и устанавливает для нее цель. Например, в обработке графической информации ведущая роль принадлежит образной системе кодирования, а при обработке текста, наоборот, вербальной системе кодирования, Интеграция различных стимулов (текстовых, звуковых, графических) в одном обучающем проекте на электронном носителе, возможность быстрого и легкого получения необходимой информации в среде электронного учебника путем осознанного использования гиперссылок — все это должно способствовать повышению эффективности обучения.

Возбуждение и интерес оказывают значительное влияние на внимание, так как поддерживают в активном состоянии способность обучаемых к восприятию сенсорных сигналов. Известно, что у большинства обучаемых работа за компьютером и сам компьютер вызывают повышенный интерес, не говоря о том, насколько вырастает мотивация при возможности использования современных мультимедийных технологий. Однако необходимо понимать, что способность к переработке информации ограничена на двух уровнях — сенсорном и когнитивном. Если одновременно навязывать слишком много сенсорных признаков, то может возникнуть перегрузка, так же, как и при попытке обработки слишком большого количества информации.

Воображение - это способность построения мысленного образа окружения, который имеет форму когнитивной карты, извлечения из этой карты значимых признаков, расположения их в осмысленной последовательности и преобразования в языковую информацию. Психологической наукой установлено, что уровень усвоения знаний в процессе обучения существенно зависит от целей, которые ставятся при запоминании материала; уровень воспроизведения определяется целью Действия: при формировании логических связей между разделами запоминание учебного материала происходит лучше, чем без их учета [1]. Этот важный вывод касается эффективности использования гипертекстовых связей в электронных учебниках. Во-первых, при проектировании мультимедийных обучающих средств, электронных учебников и интерактивных систем необходимо формировать гипертекстовые связи, следуя программе курса, методике обучения, логике учебных целей. Во-вторых, используя богатые возможности современных гипертекстовых технологий, необходимо следить за навигацией и ориентацией как в документе, так и в гиперпространстве.

Таким образом, грамотное использование учебных материалов на электронных носителях, учитывающее рассмотренные выше психолого-дидакти-ческие особенности данного вида учебных средств, позволит в значительной мере повысить качественный уровень подготовки специалиста гуманитарного профиля в условиях модульной образовательной технологии.

Библиографический список

1. Агеев, В- Н. Электронные учебники и автоматизированные обучающие системы, [Текст] / В' Н. Агеев. - М., 2001. - 79 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Апатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. [Текст] / Н. В. Апатова. - М.: Изд-во РАО, 1994. - 228 с.

3. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). [Текст] / В. П. Беспалько. - М: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. — 352 с.

4. Воронина, Т. П. Образование в эпоху новых информационных технологий, [Текст] / Т. П, Воронина, В. П. Кашицин. О. П. Молчанова. - М.: Информатика, 1995.-220 с.

5. Данилов, М. А. Принципы обучения [Текст] / М, А. Данилов // Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. А. Данилова и М. Н, Скаткина. - М.: Просвещение, 1975. - С. 115-145,

6. Зайнутдинова, Л. X. Психолого-педагогические требования к электронным учебникам (на примере общетехнических дисциплин). [Текст] / Л. X. Зайнутдинова. - Астрахань, АГТУ, 1999. - 71 с.

7. Зенкин, А. А. Когнитивная компьютерная графика, [Текст] /

A. А. Зенкин. - М.: Наука, 1991. - 192 с.

8. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. [Текст] / Я. А, Коменский. - М.: Педагогика, 1982, — 656 с.

9. Компьютерные системы обучения. // Вопросы дидактического программирования. - Вып. № 1(15) / Под ред. Б. X. Кривицкого. - М., 1993.

10. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

11. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. [Текст] / И. В. Роберт. -М.: Школа-Пресс, 1994. - 205 с,

12. Соколков, Е. А. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки специалиста в высшей школе. [Текст]./ Е. А. Соколов. - Новосибирск, НГЙ, 2004.

13. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред.

B. В. Краевского, И. Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1983.-352 с,

14. Христочевский, С. А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии [Текст] / С. А. Христочевский // Информатика и образование. - 2002. -№ 2, - С. 70-77.

УДК 371.3

И. М. Абдулхаликова

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Информатизация начального образования, по нашему мнению, охватывает несколько направлений учебно-воспитательного процесса:

- формирование информационной культуры детей;

- преподавание пропедевтического курса информатики;

- использование новых информационных технологий при изучении школьных предметов;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.