Научная статья на тему 'От теории ценностей - к практике их формирования у школьников'

От теории ценностей - к практике их формирования у школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
862
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕННОСТНООРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА / THEORETICAL BASIS OF THE VALUE-FOCUSED APPROACH / ИЕРАРХИЯ / HIERARCHY / СВОЙСТВА / PROPERTIES / ПРИЗНАКИ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ / STAGES OF FORMATION OF THE BASIC VALUES / КОМПОНЕНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COMPONENTS OF THE ART AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / INDICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомина Е.В.

В статье на основе анализа работ, посвященных теории формирования ценностей у школьников, рассматривается иерархия базовых ценностей и проблема выработки и присвоения базовых ценностей культуры детьми. При переходе от теории ценностей к практике их формирования выделяются свойства, признаки и уровни усвоения, освоения и присвоения школьниками ценностей культуры. На этой основе предложены этапы формирования базовых ценностей и на примерах обучения декоративно-прикладному искусству представлены пути выработки личностных ценностей по ряду компонентов художественнопознавательной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE THEORY OF VALUES TO THE PRACTICE OF THEIR FORMATION AMONG SCHOOLCHILDREN

The hierarchy of the basic values and the problem of formation and acquisition of these basic cultural values by schoolchildren are viewed in this article on the basis of the analysis of scientific papers, devoted to the theory of values formation among schoolchildren. By transition from the theory of values to the practice of their formation we can single out properties, characteristics and levels of learning, adaptation and mastering the cultural values by schoolchildren. On this basis the stages of formation of the basic values are offered for consideration. The ways of personal values formation on a number of components of the art and educational activities are also presented in this article. They are seen on the example of teaching the decorative-applied arts.

Текст научной работы на тему «От теории ценностей - к практике их формирования у школьников»

ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. 304 с.

6. Биомедицинская этика / под ред. В. И. Покровского. М.: Медицина, 1997. 224 с.

7. Лисицын Ю. П., ИзуткинЛ. M., Матюшин И. Ф.

Медицина и гуманизм. М.: Медицина, 1984. 280 с. Бартко А. Н., Михайловска-Карлова Е. П. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы. Ч. 2. М.: Медицина, 1999. 320 с.

ОТ ТЕОРИИ ЦЕННОСТЕЙ - К ПРАКТИКЕ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

FROM THE THEORY OF VALUES TO THE PRACTICE OF THEIR FORMATION AMONG SCHOOLCHILDREN

Е. В. Фомина

В статье на основе анализа работ, посвященных теории формирования ценностей у школьников, рассматривается иерархия базовых ценностей и проблема выработки и присвоения базовых ценностей культуры детьми. При переходе от теории ценностей к практике их формирования выделяются свойства, признаки и уровни усвоения, освоения и присвоения школьниками ценностей культуры. На этой основе предложены этапы формирования базовых ценностей и на примерах обучения декоративно-прикладному искусству представлены пути выработки личностных ценностей по ряду компонентов художественно-познавательной деятельности.

Ключевые слова: теоретические основы ценностно-ориентированного подхода, иерархия, свойства, признаки, этапы формирования базовых ценностей, компоненты художественно-познавательной деятельности.

E. M. Fomina

The hierarchy of the basic values and the problem of formation and acquisition of these basic cultural values by schoolchildren are viewed in this article on the basis of the analysis of scientific papers, devoted to the theory of values formation among schoolchildren. By transition from the theory of values to the practice of their formation we can single out properties, characteristics and levels of learning, adaptation and mastering the cultural values by schoolchildren. On this basis the stages of formation of the basic values are offered for consideration. The ways of personal values formation on a number of components of the art and educational activities are also presented in this article. They are seen on the example of teaching the decorative-applied arts.

Keywords: theoretical basis of the value-focused approach, hierarchy, properties, indications, stages of formation of the basic values, components of the art and educational activities.

Важную роль во всестороннем, гармоничном развитии детей, на наш взгляд, сегодня играет формирование научного, духовно-нравственного, эстетического восприятия ребенком окружающей действительности, ориентированного на общечеловеческие ценности, так как оно лежит в основе выработки ценностных отношений личности к миру, человеку, его здоровью, жизни, труду, к обществу и самому себе.

Обратившись к литературным источникам в области философии, аксиологии, культурологии, искусствоведения, социологии, психологии и педагогики, мы установили, что, во-первых, такие понятия, как «человек», «жизнь», «семья», «общество», «здоровье», «природа», «красота», «любовь», «истина», «родина», «труд», «знание» и другие выступают базовыми категориями этих наук, во-вторых, они рассматриваются как общечеловеческие ценности, в-третьих, они являются стержнем культуры общества, объединяющим звеном всех отраслей «духовного производства», всех форм общественного сознания [1-4]. В то

же время ценности - это особо значимые для человека качества, соответствующие триаде общечеловеческих «добродетелей» - Добру, Истине, Красоте.

В разные исторические эпохи человечество, как известно, выработало ряд базовых ценностей: гуманизм, правду, добро, истину и др. Но каждый народ имеет и свои, ставшие традиционными национальные ценности, свою иерархию духовных ценностей. Абсолютно одинаковой системы ценностей у разных народов быть не может в силу особенности их географического положения, экономического и исторического развития, национального самосознания.

Как известно, российскими ценностями всегда были патриотизм, коллективизм, соборность, широта души, взаимопомощь. Вопрос о сочетании общечеловеческих и национальных ценностей волновал, историков, философов, педагогов Х1Х-ХХ вв. (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачев, Н. О. Лосский, К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская и др.).

Действительно, понимание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей своей культуры,

любовь к Родине - все это начинается с ближайшего окружения и лишь затем расширяется до общечеловеческого (Д. С. Лихачев, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, Т. Я. Шпи-калова, Н. Е. Щуркова, К. Д. Ушинский).

История мировой цивилизации показывает, что ценность порождается не отдельным человеком, а обществом, которое задает критерии выбора, формирует единую систему ценностей. Личность же четко должна усвоить, что есть самое ценное в жизни, к чему надо стремиться в конечном счете (терминальные ценности) и каким способом достичь усвоения ценностей (инструментальные ценности). Кроме того, ценности целиком и полностью зависят от обстоятельств и объективных условий, в которых живут люди. Эффективными они становятся только тогда, когда полностью осмысливаются и сознательно используются людьми [1].

Об этом говорил Н. Д. Никандров, особо выделяя в совокупности общечеловеческих ценностей духовные ценности, считая, что важной задачей современного образования является воспитание молодежи в духе российских традиций и ценностей [2]. По мнению многих современных ученых (В. А. Караковский, В. С. Кузин, Д. А. Леонтьев, Б. Т. Лихачев, Б. М. Неменский, М. П. Нечаев, Н. Е. Щуркова), Жизнь, Родина для ребенка начинаются всегда с ближайшего окружения. Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и провозглашено как норма. Если меняются ценности, то меняются и нормы жизнедеятельности людей, а следовательно, меняются и цели воспитания. Ценности не меняются часто, так как не создаются по заказу, они вызревают столетиями и тысячелетиями. К примеру, можно утверждать: то, что мы сейчас называем российским менталитетом, развивалось с момента принятия христианства на Руси в Х в.

Кроме того, в философской, социологической, психологической и педагогической литературе существует понятие высшей ценности, которая, обладая свойствами безусловности (абсолютности), не зависящей от преходящих обстоятельств и универсальности, должна быть принята как идеал каждой личностью. Из этого следует, что, во-первых, ценностная сфера, являясь отражением духовного мира человека, содержит в виде набора принципов также и кратко изложенную картину представлений о природе человека; во-вторых, становление базовых ценностей - это становление в общественной культуре представлений о человеке, фиксация его «вечных» особенностей и идеалов; в-третьих, базовые ценности представляют собой нормы, регламентирующие социальную деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением и деятельностью индивидуума.

Проанализировав педагогическую и психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования ценностей у школьников (В. А. Караковский [5], Б. Т. Лихачев [6], Н. Д. Никандров, [2], В. А. Сухомлинский [3], Н. Е. Щуркова [4] и др.), мы выделяем условия образования ценностных ориентаций - внешние (среду, социум, культуру, в которых зафиксированы ценности) и внутренние (потребности, интересы, свойства личности). Следует

отметить, что влияние внешних условий определяется признанием социальной природы человека, его психики (Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). Внутренние условия освоения ценностного содержания окружающего мира, как принято считать, складываются у человека в ходе его возрастного развития.

Мы считаем, что в дошкольном возрасте выработка осознанной внутренней позиции ребенка, формирование его личностных смыслов не могут быть в полной мере реализованы. Это связано с тем, что вначале дети копируют лишь словесные формулировки, например, повторяя при выполнении того или иного запрещенного действия «нельзя, нельзя!». И лишь позднее ребенок осваивает в поведении социальные и этические ценности посредством атрибуции их свойств, совершая одобряемые поступки потому, что он «хороший», а не потому, что от него требуют такого поведения.

Как известно, образование ценностных ориентаций личности происходит под воздействием различных условий. Условия могут складываться независимо от субъекта, действовать опосредованно, неорганизованно, носить неуправляемый характер. В данном случае зарождение ценностных ориентаций можно рассматривать как процесс их становления. С появлением специально организованного воздействия на становление ценностных ориентаций, целенаправленного создания специальных условий данный процесс приобретает характер формирования ценностных отношений.

Отметим, что в отечественной педагогике предложены как разработки частных вопросов в области формирования ценностных отношений (М. В. Аникеев, И. В. Гильген-берг, М. В. Куранова, Е. В. Поленякина, М. И. Скоморохова, Т. Ю. Сычева), так и фундаментальные исследования, охватывающие разные возрастные этапы (В. П. Бездухов, А. В. Воронцов, В. А. Караковский, Г. П. Иванова, А. В. Кирья-кова, С. И. Маслов, Н. Е. Щуркова). Для многих исследований в данной области (Е. В. Поленякина, Т. Ю. Сычева, М. В. Аникеев и др.) характерно то, что их объектом является рассмотрение особенностей школьной жизни и современных социокультурных условий развития личности.

Таким образом, встает вопрос о среде, формирующей эти представления. Школа является для ребенка адаптивной средой, структура и атмосфера которой наиболее органична для формирования его ценностных ориентаций. Не менее важным является взаимодействие ценностно ориентированной воспитательной системы со всеми компонентами процесса обучения в школе.

Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опираться на разумное и нравственное в человеке, помогать каждому воспитаннику определять ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

Построить содержание воспитательного процесса с позиции ценностных отношений означает определить круг наивысших ценностей. Венчается этот круг Человеком: он - цель и мера всех вещей. Только «очеловеченный» мир приобретает ценность, то есть мир, пронизанный идеей человека, оцениваемый с точки зрения чело-

веческой жизни. Формирование у детей ценностного отношения к человеку как таковому составляет фундамент программы школьного воспитания [3]. В прошлом этот ключевой элемент обозначался как нравственное воспитание, точно отражая основной объект формируемого отношения - «другого человека». Расширенное толкование понятия «человек», философское толкование феномена «человек», когда его присутствие видится в вещах, явлениях, событиях, формулах, цифрах, законах, вынуждает на практике отказаться от такого широкого терминологического обозначения, не изменяя значимость данного элемента в воспитании.

В современной школе, в соответствии с культурологическим, ценностно ориентированным подходом к учебно-воспитательному процессу, его основу составляют следующие базовые ценности культуры: Человек, его Жизнь, Здоровье, Труд, Общество, Родина, Природа. Эти ценности иерархически связаны между собой. Так, основываясь на работах В. А. Караковского [5], А. С. Макаренко [7], В. А. Сухомлинского [3], Н. Е. Щурковой [4], мы установили, что ценностное отношение к жизни интегрирует в себе следующие ценностные образования: признание права на жизнь каждого человека; бережливость по отношению к любым проявлениям жизни; восприятие жизни во всех ее разновидностях, этапах, формах; содействие жизни по мере сил и способностей; характеристику образа жизни, достойной человека; осмысленную жизненную позицию; сознательное выстраивание собственной жизни в качестве ее субъекта.

Идея ценностного отношения к жизни не ограничивается сферой жизни человека, а выходит за пределы ее далеко, где тоже течет жизнь и в закономерном движении рождаются, умирают и вновь рождаются носители жизни: жизнь океана, жизнь леса, жизнь реки, жизнь степи, жизнь гор, жизнь земли, жизнь планеты, жизнь звезды... Мы считаем, что нельзя сужать формирование уважения к жизни до запрета «не убивай».

Отношение к Жизни как ценности сопровождается рядом ценностных отношений как характеристик этой жизни. Осознавая жизнь, человек одновременно выдвигает требования к ней. Они отражены в категориях «счастье», «свобода», «совесть», «справедливость», «равенство», «братство», указывающие на черты достойной жизни. Для педагогов данные ценностные отношения означают необходимость формирования у детей образа достойной человека жизни так, чтобы в итоге к началу самостоятельной жизни юноши и девушки могли вполне сознательно производить выбор: жаждут ли они свободы как безграничного своеволия, или свобода предполагает их интенсивные духовные усилия по осознанию жизненного выбора. Из этого следует, что введение в содержание воспитания ценностного отношения к жизни образует огромный блок отношений, обусловливающих частные проявления отношений ребенка к жизни.

В системе ценностных отношений школьника одним из базовых является ценностное отношение к Родине, к сообществу людей, среди которых человек вырос и по-

знал счастье жизни. Патриотическое отношение детей к Родине - это отношение любви к той земле, на которой человек вырос, к ее людям, с которыми он проживал события жизни, говорил на одном языке, с которыми его объединяет нечто общее в их схожем отношении к жизни. Обращаясь к работам В. А. Караковского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, мы видим, что в процессе формирования патриотизма не все поддается строгому алгоритмическому подходу, так как личность школьника и его культуроформирующая среда уникальны.

Последние время все более сильно возрастает интерес к прошлому, стремление обратиться к своим национальным истокам, чтобы лучше понять настоящее. Как писал академик Д. С. Лихачев, «каждая культура ищет связей с прошлым, обращается к одной из культур прошлого. Ренессанс и классицизм обращались к античности. Барокко и романтизм обращались к готике. Наша современная культура обращается к эпохам большого гражданского подъема, к эпохам борьбы за национальную независимость, к героическим темам» [8].

Необходимо отметить, что в системе ценностей существует иерархия, в соответствии с которой названные ранее ценностные отношения фокусируются в отношениях к человеку, к жизни, к обществу, к Родине, к труду и материализуют всю сумму вышеназванных отношений. Поэтому у детей необходимо вырабатывать понимание того, что наши отношения к Человеку, к Обществу, Родине и Жизни как таковой мы проявляем в активной деятельности в роли «человека делающего» либо «человека берущего». Характер, качество труда, усилия в труде, мотив, место труда в культуроформирующей среде - среде существования школьника - представляют собой проецированные указанные отношения человека к людям, обществу, Родине, Жизни как таковой и своему «Я», которое наиболее полноценно выражает себя именно в творчестве школьника, утверждает свою неповторимость и уникальность в его созидательной деятельности, чем отношение автономное, формирующееся независимо, как некое трудолюбие. Дети любят не «труд», а трудовую жизнь, людей, общество, близких и далеких, Родину и свой дом, так как отношение к труду - вторичное образование, имеющее мотивом нечто, лежащее за пределами самого труда, который выступает как средство выражения отношения ученика к какой-либо иной ценности.

Это дает нам право на специальное выделение блока трудовых отношений и делает необходимым длительное и неуклонное приучение ребенка к физическим и духовным усилиям и основательное обучение его навыкам труда. Не случайно многие педагоги (В. А Караковский., А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, Н. Д. Никандров, Е. Н. Степанов, Н. Е. Щуркова) говорят, что среди базовых ценностей основной является труд, так как труд - основа жизнедеятельности каждого человека. Поэтому ценностное отношение к умственному и физическому труду является первостепенной задачей школы.

Анализ работ, посвященных вопросам усвоения школьниками базовых ценностей культуры, показывает, что в них в основном раскрывается механизм и условия

их формирования, а средствам и путям придается второстепенный смысл.

Таким образом, формирование названной системы ценностей у школьников встает перед нами важнейшей задачей образовательной практики. Решение этой задачи - сложный и длительный процесс, оно должно учитывать то, что критерием его успешности являются внешние показатели - те личностные качества, которыми выявляет себя личность школьника для других, себе подобных. Но так как мера сформированности ценностных отношений у школьников различна в силу разных социальных условий их развития и индивидуальных различий, то формирование ценностей сопровождается выработкой множества как положительных, так и отрицательных ценностных качеств: от «индивидуализма» до «альтруизма», от «скупости» до «щедрости», от «жесткости» до «любви», от «пессимизма» до «оптимизма», от «анархии» до «пунктуальности», от «разнузданности» до «пуританства» и т. п. Чтобы вырабатывать ценности у детей, учителя и воспитатели должны знать их свойства.

Проанализировав разные определения понятия ценности в философской и психолого-педагогической литературе, обнаружив разные виды и формы существующих ценностей, мы выявили такие свойства ценностей, учет которых в учебно-воспитательном процессе позволяет эффективно решать проблему формирования ценностных отношений и ориентаций у школьников. К этим свойствам мы относим:

• разновидность ценностей (ценности делятся на два вида: общечеловеческие - базовые, «вечные» - Человек, Жизнь, Здоровье, Труд, Природа, Истина, Красота, Справедливость и конкретно-исторические - патриархат, равенство, демократия и др.);

• наличие разных форм ценностей, которые представлены: а) в форме идеалов, то есть в форме того, что выработано и признано цивилизацией, обществом (большинством его членов); б) в форме объективированной, то есть воплощенной в виде произведений духовной и материальной культуры; в) в форме поступков людей;

• детерминированность ценностей и их изменчивость под воздействием конкретно-исторических условий (например, ценности в СССР отличаются от ценностей в постсоветской России);

• ценности социальных групп и личностей детерминируются и изменяются;

• содержания ценностей определяет сферы жизнедеятельности людей (они бывают политическими, правовыми, нравственными, эстетическими, трудовыми, хозяйственными и т. п.);

• ценности динамичны и могут быть представлены на нескольких уровнях: 1) уровень представления о ценностях как об атрибутах должного (то есть принятого в виде норм, стандартов) в различных сферах жизнедеятельности; 2) уровень усвоения ценностей как понятий по отдельным их признакам; 3) уровень освоения ценностей как понятий по многим (большинству) их признаков; 4) уровень присвоения ценностей как понятий по всем их признакам;

• дифференцируемость ценностей на общественные, национальные (продукт жизнедеятельности народов, этнических групп) коллективные, групповые и личностные;

• социальные (общественные) ценности имеют объективный характер (не зависят от конкретных людей, они выработаны до них и воплощены в произведениях духовной и материальной культуры);

• социальные (общественные) ценности имеют трансцендентный характер: они могут переходить от одних поколений к другим, от одной эпохи к другой, от одной цивилизации к другой, от одних народов (культур) к другим и т. п.;

• полифункциональность ценностей: они служат понятиями для обозначения объектов, явлений и их свойств, для обозначения абстрактных идей, воплощающих общественные идеалы (совесть, ответственность, сочувствие и т. п.);

• регулятивный, нормативный характер ценностей: личностные ценности выступают фактором социальной регуляции взаимоотношений личности и коллектива, группы, общества; личностные ценности отражаются в сознании личности в форме ценностных ориентаций;

• трансформация системы личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания личностью содержания общественных (социальных) ценностей;

• объективируемость ценности, то есть ее воплощение в произведениях духовной и материальной культуры;

• иерархичность каждой ценности (взаимодействие и соподчиненность);

• личностные ценности, формируясь, связывают духовную культуру общества и духовный (внутренний) мир личности;

• личностные ценности выступают одним из мотивов поведения и деятельности личности;

• принятые обществом ценности устанавливают нормы поведения каждой личности;

• ценностные ориентации личности сопровождаются проявлениями убежденности, позиций и других ценностных качеств личности;

• неприсвоение личностью ценностей приводит ее к девиантности и, возможно, к деградации.

Анализ выявленных свойств базовых ценностей культуры позволил нам выделить сущностные признаки формирования ценностей, по числу усвоения которых следует судить о воспитанности личности и ее общей культуре. К их числу мы относим:

• вырабатываемый у школьников атрибут культуры становится ценностью в том случае, если он признается конкретной личностью, сообществом, группой, коллективом учащихся;

• этот атрибут выступает ценностью, если он отражает нормы, стандарты, принятые группой учащихся, их сообществом;

• этот атрибут является ценностью, если он содержит механизм регуляции действий и поступков личности, группы, сообщества и выступает регулятором их внутренних и внешних действий поведения;

• в соответствии с формируемой ценностью организуется совместная жизнедеятельность школьников, направленная на присвоение этой ценности как цели каждым учеником;

• содержание деятельности школьников и способов ее организации учителем, воспитателем должны соответствовать цели присвоения ими формируемой ценности.

Учитывая эти свойства и признаки, а также возрастные и индивидуальные особенности школьников, мы установили, что основными признаками, по которым можно оценивать степень сформированности той или иной ценности у детей, являются:

• выработка определенных представлений о ценностях;

• принятие личностью этой ценности;

• проявление избирательности к ценностям сообразно потребностям и интересам ученика;

• формирование избирательного ценностно ориентированного отношения к действительности;

• превращение ценности в мотив деятельности и поведения;

• динамичность уровней усвоения ценностей (от усвоения к освоению и от него к присвоению).

Организуя учебно-воспитательную деятельность школьников, мы строим ее в соответствии с условно выделенными нами этапами формирования их ценностных ориентаций, уже сложившихся в семье и ДОУ.

Первый этап - этап преобразования, базируясь на ранее присвоенных личностью школьника ценностях, обеспечивает преобразование его образа «Я», которое развивается во взаимодействии «Я-реальное» - «Я-идеальное» - «жизненный идеал». Это этап преобразования опыта ценностного отношения является центральным компонентом ориентации личности в системе образования. Следующим этапом выступает этап присвоения личностью ценностей общества взрослых, на котором по мере своего развития продуцируется ценностное отношение личности школьника к окружающей действительности. Завершающим этапом формирования ценности является этап прогноза, который обеспечивает формирование жизненной перспективы личности выпускника школы как критерия ее ориентации в системе общественных отношений. Ценностная ориентация личности, как показывает опыт работы с детьми, отнюдь не ограничивается рациональным предпочтением или выбором ими той или иной ценности. Она должна стать достоянием эмоциональной жизни ребенка, превратиться в его убеждения. Содержание и уровень развития личностных ценностей школьников определяют меру их социализации и степень вхождения в систему социальных убеждений и общностей.

На завершающем этапе формирования личностных ценностей происходит взаимодействие его внешних и внутренних условий. Процесс взаимодействия внешних условий (среды, социума, культуры, в которой зафиксированы общечеловеческие ценности цивилизации) и внутренних условий (потребностей, интересов, свойств личности) выражается в обогащении опыта личности, обретении ею определенной устойчивости взглядов, оценок, стремлений, поведения. Можно

утверждать, что именно жизненная перспектива, в которой соотносится общее и личностное, является продуктом процесса ориентации, его результатом, его критерием.

Включаясь в учебно-воспитательную деятельность, построенную на ценностях, свойства и признаки формирования которых известны учителю, воспитателю, школьники учатся действовать целенаправленно и осознанно как при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. При этом педагог должен компетентно проводить диагностику формируемых качеств личности воспитанника и группы воспитанников на уровнях усвоения, освоения и присвоения базовых ценностей культуры.

В структурном плане формирование базовых культурных ценностей у школьников в процессе обучения и воспитания мы рассматриваем на примере обучения их декоративно-прикладному искусству, несущему огромный воспитывающий потенциал, и представляем его следующим образом.

Исходным компонентом художественно-познавательной деятельности, как и любого другого вида учебно-познавательной деятельности, выступает ценностно-целевой компонент, который включает в себя цели формирования базовых культурных ценностей школьников, приоритетные идеи построения воспитательной системы, ориентированные на воспитание базовых ценностей как значимые цели развития личности школьников. В соответствии с этими целями основными задачами формирования базовых культурных ценностей у школьников в процессе обучения декоративно-прикладному искусству являются: создание единой воспитательной направленности; удовлетворение национально-культурных запросов, поисков и поступков учащихся; воспитание потребностей к саморазвитию системы ценностей и самоактуализации.

Вторым компонентом является содержательный компонент художественно-познавательной деятельности, потенциал которого определяющим образом влияет на выработку ценностей у школьников. Данный компонент выполняет следующие функции: ориентирующую (обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования); субъ-ектно-личностную, основанную на выявлении ценностей существования себя и других людей; операционную - создание своей роли, понимание и осознание исторического прошлого и будущего); этическую - ориентация на этические и общечеловеческие ценности, нормы и правила в поведении. Так, при изучении декоративно-прикладного искусства учитель, формируя графические навыки, акцентирует внимание школьников на ценностно ориентированном сюжете изделия, воплощающего образ героя, содержащего модели его поведения в различных жизненных ситуациях и его личностные примеры для подражания детей.

Третьим компонентом выступает процессуально-коммуникативный компонент, который включает в себя: формы и методы воспитательного взаимодействия; отношения взрослых и детей в классном сообществе; внешние и внутренние коммуникативные факторы, влияющие на развитие базовых ценностей. Например, на уроках по декоративно-прикладному искусству при выполнении заданий по роспи-

си матрешки на тему «Семья» дети не только учатся воплощать свой замысел в материале, но и эмоционально окрашивают каждого из членов этой «семьи», то есть формируют личную иерархию семейных отношений.

Четвертый компонент рассматривается как диагно-стико-результативный компонент воспитания базовых ценностей, содержащий формы, методы и приемы изучения базовых ценностей; критерии и показатели эффективности результатов. Приведем пример: при разработке собственного (авторского) сюжета для выполнения изделия декоративно-прикладного искусства школьники чаще выбирают тематику, имеющую личностную, эмоционально-ценностную окраску, содержащую одну или несколько базовых ценностей.

Последним в структуре художественно-познавательной деятельности школьников является рефлексивный компонент, включающий в себя критерии и показатели формирования ценностей на основе рефлексивного управления. Содержание рефлексивного компонента включает в себя целенаправленное побуждение к самоанализу на основе базовых культурных ценностей, рефлексию по осознанию ответственности за свои суждения и поступки; овладение приемами рефлексии; помощь учителей и воспитателей в самоопределении личности.

Таким образом, знания современной теории ценностей, условий и механизма превращения общечеловеческих ценностей, ее основных положений об условиях и механизме превращения общечеловеческих ценностей в личностно значимые ценности, знания свойств ценно-

стей, этапов их формирования и признаков позволяют реализовать ценностно ориентированный подход к образованию современных школьников путем организации их жизнедеятельности по усвоению, освоению и присвоению базовых ценностей культуры.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. философии. 1996. № 5. С. 25-26.

2. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. № 4. С. 3-8.

3. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие / сост. О. В. Сухомлинская. М.: Педагогика, 1990. 288 с.

4. Щуркова Н. Е. Воспитание на уроке. М.: Педагогический поиск, 2007. 160 с.

5. Караковский В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М.: Педагогика, 2002. 198 с.

6. Лихачев Б. Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. 159 с.

7. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. М.: Политиздат, 1988. 304 с.

8. Лихачев Д. С. О воспитании патриотизма, о преемственности в освоении культуры // Возраст познания: сб. / сост. Н. Н. Филипповский. М.: Молодая гвардия, 1974. С.107.

ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ОБРАЗЦАХ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ ДАГЕСТАНА

THE PROBLEM OF AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOL CHILDREN ON SAMPLES OF DAGESTAN ARCHITECTURAL MONUMENTS

И. М. Раджапов Г. А. Курбан-адамова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автор рассматривает проблему эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников дагестанского города Дербента, имеющего многовековую историю. Акцент в статье делается на развитие эстетических чувств школьников посредством уникального и неповторимого природного ландшафта, тысячелетней архитектуры, национальных традиций и современной трактовки эстетического воспитания.

I. M. Radzapov,

G. A. Kurban-adamova

In the article the problems of aesthetic education based on the architectural memorials of the city of Derbent are investigated. The main emphasis is made on the development of aesthetic sense of school children which is supposed to be realized through the acquaintance with the mixture of unique objects of the region with a thousand-year-old architecture, national traditions and modern aesthetic education.

Ключевые слова: эстетическое воспитание средствами архитектуры, архитектурные памятники г. Дербента, национальные и общечеловеческие традиции, художественное воспитание, образное мышление.

Keywords: aesthetic education, architectural memorial of the Derbent, national and public tradition, image thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.