Научная статья на тему 'От социологии менеджмента к социологии управления как научно-исследовательской программе'

От социологии менеджмента к социологии управления как научно-исследовательской программе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1378
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / СОЦИОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА / SOCIOLOGY OF ADMINISTRATION / MANAGEMENT SOCIOLOGY / RESEARCH PROGRAM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тихонов Александр Васильевич

В статье рассматривается ряд дискуссионных вопросов о предмете, объекте и методах современной социологии управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM SOCIOLOGY OF MANAGEMENT TO SOCIOLOGY OF ADMINISTRATION AS A RESERCH PROGRAM

The article deals with the list of debatable questions related with the subject, object and methods in contemporary sociology of administration

Текст научной работы на тему «От социологии менеджмента к социологии управления как научно-исследовательской программе»

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ТРИБУНА

А.В. Тихонов

от социологии МЕНЕДЖМЕНТА к социологии управления

КАК НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛьСКОй ПРОГРАММЕ

ТИХОНОВ Александр Васильевич - доктор социологических наук, профессор, руководитель Центра социологии управления и социальных технологий Института социологии РАН (e-mail: alvast@isras.ru)

Аннотация. В статье рассматривается ряд дискуссионных вопросов о предмете, объекте и методах современной социологии управления. Ключевые слова: социология управления, социология менеджмента, научно-исследовательская программа.

Социология управления - это область социологии, изучающая проблемы управляемости социальными объектами и процессами, историю своей проблематики, теоретико-методологические подходы, механизмы функционирования и трансформации управленческих структур в различных обществах и культурах.

Социология управления задействована во многих научных дисциплинах. Частично ее проблематика рассматривается в социологии труда, организаций, коммуникаций, инноваций, рисков и катастроф, в ряде других отраслевых направлений, например, в социальном управлении. Но так сложилось, что везде она понимается как социология менеджмента.

В первых работах, посвященных проблематике управления (Ф. Тейлор, А.Файоль, А.К. Гастев, Х. Эмерсон), оно рассматривалось как жесткое субъект-объектное отношение, где субъектом выступал руководитель (начальник), а объектом - исполнитель (подчиненный). В определенном

смысле это соответствовало концепции М. Вебера об «экономическом» (рациональном) человеке и идеальной бюрократической организации. Классическая теория рассматривала управление как систему нормированных отношений, полностью поддающихся рационализации.

Неклассическая теория управления возникла как результат «хотторн-ских экспериментов» Э. Мэйо и вследствие их интерпретации в работах М. Фоллет, Ф. Ротлисбергера, Ф. Херцберга, Ч. Бернарда, Г. Саймона. Жесткая субъект-объектная схема управления была подвергнута критике и заменена субъект-субъектной схемой: человеческие отношения в процессе совместной деятельности стали признаваться доминирующим фактором производительности труда. «Экономический» человек уступил место человеку «социальному», для которого авторитет неформального лидера и санкции первичной социальной группы были не менее важны, чем требования формальных правил.

Появление общей теории систем (Л. фон Берталанфи, А. Раппопорт) и кибернетической теории управления (Н. Винер, У.О. Эшби, С. Бир) стимулировало исследование производственных организаций как целеустремленных и саморегулирующихся систем (Ч. Бернард, Г. Саймон, С. Оптнер, С. Черчмен, Р. Акофф), что вполне вписывается в концепции структурно-функционального анализа. Любой процесс совместной трудовой деятельности стал рассматриваться как организационная система, комплекс, состоящий из формальной и неформальной подсистем, соответствующих структур, статусов и ролей и их исполнения. При этом в соответствии с постулатами кибернетики механизмам управления придается вероятностный характер. Налаживание непосредственных управленческих связей становится профессиональной функцией менеджера («ситуационный подход в менеджменте»).

В настоящее время большое внимание уделяется не только организациям, но и тем субъектам (акторам), которые своей деятельностью создают и изменяют организации.

В антисистемном подходе к организации в 1980 -1990-е гг. (К. Вейк, А. Петтигрю, Д. Сильвермен, Б. Роуэн) управление - проблема перевода личных целей и представлений одних акторов в плоскость личных целей и представлений других акторов путем формирования сходных представлений о реальности и способах деятельности (К. Вейк). В теории «экзистенциального менеджмента» (Г. Одиорне) менеджер занимается не столько разработкой и соблюдением норм и правил рационального поведения, сколько их трансформацией, постоянно пребывая в «пограничной ситуации».

Деятельностно-активистский подход (П. Бурдье, Э. Гидденс, П. Штомпка и др.) открывает новые возможности социологической интерпретации управления. Оно предстает как согласованная система действий социальных акторов, поддерживающих и конструктивно изменяющих социальный

порядок без насилия и манипуляции другими участниками совместной деятельности в контексте данной культурной среды. Новейшие концепции менеджмента утверждают принцип флексибильности управления, оптимального сочетания формальных правил и нормальных отношений между управляющими и персоналом.

Однако социология управления занимается не только анализом «систем с управлением», где можно выделить орган управления, субъект и объект, средства, результаты и обратную связь. В обществе есть и другие объекты, которые нуждаются в упорядочении, координации и во всех других формах рациональной организации - это спонтанные, самоорганизующиеся социальные процессы. Такие объекты, а к ним, как к частному случаю, относятся и «системы с управлением», находятся на шкале управляемости: от максимальной до минимальной. Для их исследования требуется развитие самой социологии управления от социологии менеджмента до социологии управляемости социальных процессов и, соответственно, от прикладной научной и учебной дисциплины до фундаментальной отраслевой науки, имеющей свою научно-исследовательскую программу.

На наш взгляд, социология управления представляет собой научно-исследовательскую программу, направленную на получение фундаментальных и прикладных знаний об управляемости социальных процессов на уровне миросистемы в целом, социетальных трансформаций обществ-государств и их союзов, социальных институтов, организаций и поселенческих общностей. В качестве онто-гнесеологических оснований такой социологии выступают универсальное качество, универсальное отношение и универсальный механизм управления, позволяющие выдвигать эвристически ценные гипотезы и направлять усилия исследователей на получение нового знания об управляемости макро-, мезо- и микросоциальных процессов.

Объект и предмет социологии управления должен формироваться на основе социологической интерпретации управления и методологических предпосылок, содержащихся в предметном поле общей социологии. Поэтому стоит сначала обратиться к определению предмета социологии на примере последних работ П. Штомпки и Н.И. Лапина1.

Если начинать с высокого уровня методологии, то следует отметить, что управление мы относим к сложным многофункциональным социальным явлениям, к изучению которых могут иметь и имеют отношение различные научные дисциплины. Мы берем во внимание только те принципы и подходы, которые содействуют уточнению объекта и предмета социологии управления.

1 См.: Штомпка, П. Социология. Анализ современных обществ. - М., 2005; Лапин, Н.И. Общая социология. - М., 2006.

Социокультурный анализ рассматривает управление как явление цивилизации (как причину ускоренного технологического и социального развития) и как явление культуры (ценностно-ориентационный, знаниевый аспект).

Макросоциологический подход находит в управлении особый социальный институт, тесно связанный с возникновением и осуществлением власти и образованием социально-классовых и других стратифицированных структур, но проявляющий со временем собственные свойства и закономерности.

На микросоциологическом уровне управление рассматривается то как целерациональное социальное действие, то как механизм функционирования социальных организаций, их развития и приспособления к меняющимся условиям внешней среды. Однако эти представления не приводят к полной онтологии феномена управления.

В определенном смысле управленческое действие может рассматриваться как социальное действие, но не каждое социальное действие может быть управленческим. Управление, например, не должно приводить к изменению личностных качеств субъекта действия. Оно в значительно большей степени есть выработка общих взглядов на решение проблем, поиск уникальной, единственно правильной стратегии и тактики, следствием которых и является разработка деталей управленческого механизма. В ходе управления происходит формирование адекватных проблеме правил и норм поведения, общих целей и задач, создается внутренне согласованная система их поддержания в рабочем состоянии.

В любом случае появление искусственной надстройки над естественным процессом взаимодействия людей по поводу решения совместных проблем знаменует собой в структурном отношении появление качественно нового социального индивида, способного к проектированию социальных отношений, к рациональному вмешательству в естественный ход событий, к «выведению» (в смысле селекции) новых социальных форм. В исследовании таких объектов мы видим важную задачу междисциплинарного сотрудничества.

Управление как социальный феномен занимает промежуточное положение между властью (принуждением, как угрозой насилия) и самоуправлением, при том что субстратный состав систем остается изоморфным: везде могут выделяться субъект, объект, цель и средства ее достижения, но механизм и результаты разные.

Отношения насилия и принуждения строятся на подчинении одних людей другим, на зависимости нижестоящих от вышестоящих, на превращении людей в объекты манипулирования и, в конечном итоге, на отчужденности субъекта и объекта управления1.

1 См.: Управление и власть ; под ред. О.Я. Гелиха и В.Н. Мининой. - СПб., 2004.

Отношения самоуправления и особенно самоорганизации строятся на согласовании интересов, направленных на то, чтобы предмет социального контакта (в нашем случае - решение проблемы) был освоен всеми участниками интеракции без дополнительного внешнего вмешательства. Эти взаимодействия могут быть непосредственными и опосредованными, сильно или слабо структурированными (самоуправляемыми или самоорганизованными), но всегда партнерскими, равноправными, субъект-субъектными.

Управление отличается от тех и других отношений прежде всего своей двухуровневостью, соединением в единую систему, ансамбль или процесс двух качественно различных состояний социальной реальности - искусственно спланированной и сознательно организованной деятельности людей ради решения определенных задач и естественно складывающейся системы отношений между участниками совместной деятельности как отношений самоуправления и самоорганизации.

Это соотношение искусственного и естественного компонентов составляют основное социальное качество социокультурного «тела» управления. Под влиянием управления они могут как расходиться и обособляться в своем коэволюционном движении, так и сближаться, проникать друг в друга, всегда оставаясь разными по своей природе. Результатом этих ковергентно-дивергентных колебаний может быть различная степень управляемости социальных процессов, рост или снижение социальной напряженности в трансформирующемся обществе.

Важнейшей характеристикой управления является наличие постоянной когнитивной рефлексии относительно управляемого процесса, моделирования модификаций этого процесса и его объективация.

Можно сказать, что объектом управления является не человек с его деятельностью и не группа людей, как это утверждается в менеджменте, а сами механизмы регуляции их отношений, действий и взаимодействий.

Сегодня у нас сложилась такая ситуация, когда социология управления по своей социально-научной значимости значительно превысила то скромное место, которое она пока еще занимает в теоретической системе социологии и в учебном процессе. Поэтому развитие социологии управления как относительно самостоятельной отрасли социологических знаний, изучающей закономерности построения и работы механизма причинно-следственной регуляции в плохо организованных процессах, соответствует современной проблемной ситуации.

Ее суть, в практическом плане, в новом геополитическом положении страны, во все большем включении ее в процессы глобализации, в трудностях установления нового социально-политического строя, в попытках политического класса сочетать государственное регулирование и спонтан-

ную гражданскую самоорганизацию, прежде всего, в демографии, экономике, в социальной политике, а также в руководстве другими сферами общественной жизни. При этом основным способом управленческой регуляции остается исторически отжившая административно-командная система, тормозящая переход к ресурсно-инновационному типу развития российского общества. Вопрос о путях реформирования системы властно-управленческих отношений путем выделения управления в самостоятельный фактор социальных изменений, превращения его в институт постиндустриального типа, остается открытым.

В научном плане мы имеем дело с кризисом управленческой мысли, по-прежнему пытающейся найти резервы модернизации системы управления в стране на основе индустриальной парадигмы, не соответствующей движению России к постиндустриальным ценностям и новым культурным образцам социальной организации. Построение парадигмы, более отвечающей устремлению страны в будущее, препятствует несогласованность позиций социогуманитарных наук, отсутствие исследовательских программ, включающих в себя применение научных знаний и методов получения более надежных данных о трансформации механизмов управленческой регуляции наряду с другими видами регулятивных механизмов. Отметим также недооценку политическим классом роли социогуманитарного знания в современную эпоху, что проявляется в слабом финансировании исследований и в игнорировании получаемых учеными результатов.

В этой ситуации социология управления должна сделать шаг в направлении создания исследовательской программы решения проблем институ-ционализации управления в нашей стране с учетом ее истории, традиций и социокультурной обусловленности, механизмов управления.

Отсюда в качестве объекта социологии управления можно рассматривается процесс становления в нашей стране управления как социального института во взаимосвязи с другими социальными институтами, механизмы управления персонифицированными социальными системами различных уровней, управляемость спонтанных, самоорганизующихся процессов, реально используемые и потенциально эффективные технологии управления.

Последовательное рассмотрение проблемной ситуации, объекта и предмета науки является обязательной процедурой построения научной дисциплины как исследовательской программы. При выделении проблемной ситуации и объекта социологии управления мы подчеркиваем практическую и научную актуальность становления социологии управления как научной дисциплины, область ее научного поиска. Для выделения ее предмета необходимо, прежде всего, обосновать теоретическую проблему исследования вопросов управления и управления как проблемы средствами социологии.

В соответствии с постнеклассическими требованиями к построению научного знания, предмет науки должен содержать универсальные признаки объекта, которые опережают состояние практики и открывают перед ней новые перспективы. К таким признакам относятся универсальное свойство, универсальное отношение и универсальный механизм объекта исследования. Нашим объектом является управление как цивилизационное изобретение и элемент культуры, как широко используемый на практике способ рациональной регуляции человеческой деятельности, направленной на преобразование «человекоразмерных объектов», а также на создание средств воздействия на них. Главным в этом подходе является то, что управление в отношении к деятельности рассматривается как рациональный способ ее регуляции наряду с другими способами: властью, собственностью, правом, организацией, самоорганизацией и саморегуляцией. У деятельности есть свой объект (поэтому она всегда предметна) и свой механизм (механизм саморегуляции), поскольку она, по определению и по человеческой природе, всегда телеологична. Поэтому И.Н. Павлов и имел право сказать о цели как о «деле второстепенном»1. Он это многократно проверил на животных, занимаясь условными (т. е. привитыми искусственно) рефлексами, и при переносе этих данных на человека, обнаружил, что нередко несоразмерно бурная деятельность разворачивается человеком ради пустых и никчемных целей. Поэтому те ученые, которые приписывали управлению свойства целеполагания и целедостижения, в общем плане шли в правильном направлении. Единственное, что при этом не учитывалось и не исследовалось, - что управление при этом секвестрировало цели человеческие и имплантировало цели социальные (деловой, политической или административной организации), то есть представляло собой механизм, наиболее успешно работающий в мафиозных и религиозных структурах, несколько хуже в вооруженных силах и совсем плохо на производстве, особенно в условиях свободного рынка рабочей силы.

Не случайно вся история научного управления началась с проблем производственного труда, а отечественная социология - с социологии труда, когда в 50-х гг. ХХ в. в СССР был устранен административный запрет на свободный переход рабочих с одних предприятий на другие, а текучесть кадров стала угрожать привычному административному типу управления людьми и производством. Японское «чудо» появилось только потому, что удалось совместить традиционный механизм пожизненного найма и цели инновационного производства, старую культуру и новую технологию, аналогично тому, как М. Вебер соединил протестантскую этику и развитие капитализма. В СССР принудительный труд сопровождался массовой

1 Павлов, И.П. Полн. собр. соч. - Т. III. - М.; Л., 1951. - С. 306. Значительно позже, в конце XX в., эти идеи нашли применение в социальных науках: действие, цели и средства стали рассматриваться как самостоятельные феномены.

идеологической обработкой населения и это дало на какое-то время свои результаты.

Дело не в примерах, а в решаемых проблемах, которые заставляют изобретать механизмы управления деятельностью в различных социокультурных средах и исторических условиях. Она известна социологам и психологам как проблема мотивации. Много сил и энергии в ее решение вложил незаслуженно забытый сегодня праксеолог Тадеуш Котарбиньский. Исследуя факторы «хорошей работы», он пришел к выводу, что главное требование прогресса в современном обществе «своевременно освобождаться от потерявших значение элементов культуры», которые тяжелым грузом ложатся на инновации. Он назвал такое освобождение «инициативной препарацией». В связи с усложнением систем, в которых выполняются инструментальные действия, они обрастают дополнительными, менее продуктивными или вообще безразличными к достижению цели действиями, что требует для их организации работы «со знанием», новых механизмов структурирования и технологической рационализации действий (он называет такие технологии, как активизация, автономизация, инстру-ментализация, антиципация, интеграция, имманентизация, программатиза-ция и т. д.). Как пишет В.Л. Абушенко, «круг проблем, поднимаемых Т. Ко-тарбиньским в связи с его праксиологическим проектом, затрагивает основополагающие темы постнеклассической науки и методологии как особого типа знания»1.

Поэтому сегодня сказать, что управление есть воздействие субъекта на объект, значит ничего не сказать. Механизм управленческой регуляции нужно не только аналитически отделять от действий, но и рассматривать как самостоятельный предмет научного исследования. В качестве универсальных признаков управления мы выделяем: 1) универсальное качество как способность управления влиять на сложившиеся «культурные образцы» социальных действий и взаимодействий, выступать «причиняющим фактором» их изменений; 2) универсальное отношение как способность управления устанавливать и сочетать линейные и нелинейные, формальные и неформальные, контактные и дистантные связи между различными видами действий, целями и ценностями; 3) универсальный механизм как способность управления формировать персонифицированные социокультурные конструкции, необходимые и достаточные для удержания проблемных процессов в пределах управляемости и обладающие свойствами самонастройки и реорганизации в изменяющихся условиях. Этот механизм с учетом персонификации должен обладать способностью к интериориза-ции проблемной ситуации выбора оптимальной когнитивной модели и ее объективации.

1 Абушенко, В.Л. Праксеология. Новейший философский словарь. - Минск, 1999. - С.541-542.

Поэтому в предмет социологии управления должно войти установление фактов и закономерностей порождения и трансформации персонифицированных социальных систем со встроенным регулятивным механизмом, поддерживающим и конструктивно изменяющим социальный порядок без насилия и манипуляции над участниками совместной деятельности в контексте определенной культуры.

Таким образом, сферой научных интересов социологии управления является широкий круг вопросов: получение фундаментальных и прикладных знаний о механизмах управляемости социальных процессов, об истории формирования и трансформации управленческих структур, разработка теоретико-исследовательских подходов и методических средств исследования конкретных механизмов социальной регуляции управленческого типа, исследования функционирования и модернизации таких механизмов в различных обществах, общностях и культурах.

В заключение дадим более строгое определение методологически значимых понятий. Управление рассматривается нами как встроенный в социальный процесс сознательно конструируемый и направляемый социокультурный механизм регуляции отношений между участниками совместной деятельности, сочетающий их интересы, организацию и самоорганизацию, формальные и неформальные нормы, достижение продуктивных целей и устойчивости социальных связей.

Проблемная ситуация в практическом плане представляет собой социальный заказ на модернизацию управленческих структур в связи со спонтанными процессами социетальной трансформации российского общества в условиях глобализации и мирового кризиса. В научном плане речь идет о разработке новой парадигмы управления, соответствующей постиндустриальным ориентациям управленческой мысли, теоретическим возможностям отечественной социологии и других социогуманитарных наук, историческим и социокультурным особенностям формирования в стране органов власти и управления.

Объектом отечественной социологии управления является процесс ин-ституализации управления как социокультурного механизма поддержания и изменения в нашей стране социального порядка, повышения эффективности работы федеральных, региональных и местных органов управления, работы политических, экономических и общественных организаций.

Предметом социологии управления выступает управляемость социальных объектов и процессов, закономерности функционирования и трансформации регулятивных механизмов, оптимально сочетающих интересы участников совместной деятельности, их организацию и самоорганизацию, формальные нормы и неформальные правила, достижение продуктивных целей и устойчивости социальных связей и отношений. Соответственно, наряду с общими методами сбора, обработки и анализа социологических

данных в социологии управления используются и специфические методы и процедуры, к которым относятся: оргструктурный, социотехнический, идентификационный, социально-коммуникативный виды анализа, а в методологическую организацию исследования вводятся диагностические процедуры установления «сдвига проблем» участников координации совместной деятельности и прогнозного проектирования. Так понимаемая социология управления является сегодня теоретико-методологической базой комплекса фундаментальных исследований управления как социальной проблемы, проводимых Центром социологии управления и социальных технологий ИС РАН1.

Список литературы

Лапин, Н.И. Общая социология. - М., 2006.

Управление и власть ; под ред. О.Я. Гелиха и В.Н. Мининой. - СПб., 2004.

Штомпка, П. Социология. Анализ современных обществ. - М., 2005.

© Тихонов А.В., 2009

Ю.В. Ирхин

ГРАЖДАНСКОЕ ОБщЕСТВО В СОВРЕМЕННОй РОССИИ:

особенности, проблемы и тенденции развития*

ИРХИН Юрий Васильевич - доктор философских наук, профессор кафедры политологии и политического управления РАГС, академик Академии гуманитарных наук Российской Федерации (e-mail: irkhine@mail.ru)

Аннотация. Анализируются сущность, потенциал, критерии, западная и восточная формы гражданского общества, а также этапы, особенности и проблемы его развития в современной России. Рассматриваются основные тенденции и направления взаимодействия российского гражданского общества и государства.

1 См.: Социология управления: стратегия, процедуры и результаты исследований. Коллективная монография. - М., 2009.

* Статья подготовлена в рамках проекта Минобразования Российской Федерации и Национального фонда подготовки кадров «Политологическое образование в XXI веке».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.