Научная статья на тему 'От рекордного уровня безработицы до пика занятости и массовой безработицы. Переход ведущих стран к преимущественно интенсивному характеру производства (1973-1979 гг. )'

От рекордного уровня безработицы до пика занятости и массовой безработицы. Переход ведущих стран к преимущественно интенсивному характеру производства (1973-1979 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хижный Эльмир Кириллович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От рекордного уровня безработицы до пика занятости и массовой безработицы. Переход ведущих стран к преимущественно интенсивному характеру производства (1973-1979 гг. )»

ХИЖНЫЙ Э.К. ОТ РЕКОРДНОГО УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ ДО ПИКА ЗАНЯТОСТИ И МАССОВОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ.

ПЕРЕХОД ВЕДУЩИХ СТРАН К ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ИНТЕНСИВНОМУ ХАРАКТЕРУ ПРОИЗВОДСТВА (1973-1979 ГГ.)

В начале 70-х годов в характере развития экономики ПРС наметился перелом, получивший дальнейшее свое развитие в последующие годы. К этому времени завершился определенный этап хозяйственного развития, характеризующийся преимущественно экстенсивным типом производства, опирающийся на использование относительно дешевого привозного сырья и топлива. Наибольшего развития к началу 70-х годов получили базовые отрасли сферы материального производства (металлургия, машиностроение, добывающая промышленность) в значительной мере за счет эксплуатации сырьевых и энергетических ресурсов развивающихся стран, а также за счет привлечения труда иммигрантов. Удорожание сырья и энергоносителей, а также инфляция в середине 70-х годов вызвали нарушение стоимостных пропорций между элементами основного и переменного капитала, дереформировали структуру издержек производства, снизили общую эффективность, обострили конкурентную борьбу на внутренних и внешних рынках, предприниматели столкнулись с увеличением материальных затрат и издержек на РС (см. табл. 1).

Таблица 1 (92, с. 46)

Издержки и относительная цена факторов производства в ряде промышленно развитых стран, 1981 г. (в %)

Страна Индексы номинальных цен факторов производства (1973 г. = 100) Относительная цена труда

труд капитал энергоресур сы к цене капитала к цене энергоресурс ов

Страны Западной Европы

ФРГ 190,6 162,0 292,3 117,7 65,2

Франция 290,7 234,6 174,9 123,9 61,2

Великобритания 382,3 330,2 638,3 166,1 59,9

США 207,2 199,0 524,3 104,1 39,5

Япония 204,8 187,7 460,6 119,8 48,8

Как следует из данных табл. 1, в ПРС Западной Европы темпы роста цены труда намного опережали темпы роста капитала, что стимулировало изменение органического строения капитала в значительно большей степени, чем в США или в Японии.

С середины 70-х годов в ведущих ПРС наступил новый период, который характеризуется как переход к преимущественно интенсивному пути развития. НТР, энергетические и сырьевые кризисы предъявили повышенные требования к количественным (сокращение использования живого труда по отношению к овеществленному) и к качественным (повышение квалификационных требований, усиление профессиональной и территориальной мобильности) параметрам РС. Перевооружение производства на новый технологической основе обусловило необходимость модификации старых и внедрения новых форм организации производства, изменения содержания трудового процесса, средств его выполнения и стимулирования. РТ ведущих ПРС в 70-е годы формировался в условиях резкого замедления темпов роста ВВП, обострения дисбаланса спроса и предложения РС на РТ, резкого увеличения безработицы (см. табл. 2).

Таблица 2 (91, с. 13-14)

Среднегодовые темпы прироста важнейших макроэкономических показателей стран "Большой семерки" за 1973-1979 гг. (в %)

Страны Валовый внутренний продукт (ВВП( Производительность труда (ПТ) Занятость (З)

Страны Западной Европы ФРГ 1,7 4,3 -1,6

Франция 3,1 5,0 -0,9

Италия 3,1 3,3 0,3

Великобритания -0,7 1,2 -1,4

США 1,9 1,4 0,8

Канада 2,7 2,2 0,8

Япония 3,6 5,5 -1,5

В переходный период в странах "Большой семерки" (кроме США и Канады) темпы роста ПТ обгоняли рост ВВП. Разница в этих темпах особенно ощутима в Великобритании, ФРГ и Франции.

Во всех ведущих ПРС ежегодные темпы роста ВВП в 70-е годы снизились по сравнению с показателями 60-х годов. Мало того, в указанных странах (кроме США и Канады) пониженные темпы роста ВВП все равно отставали от темпов роста ПТ, что сказалось на динамике занятости и безработицы. Возник и усилился дисбаланс спроса и предложения на РТ (см. табл. 3).

Табл. 3 (40, с. 37; 74, с. 143)

Ежегодные темпы изменения всего и трудоспособного населения, соотношения спроса и предложения рабочей силы (РС) на рынке труда (РТ) ведущих промышленно развитых стран,

1973-1979 гг. (в %)

Страны Предложение РС на РТ Спрос на РС и

результаты

Все население Только трудоспособно е население Рабочая сила Занятость Уровень безработи цы

Страны ОЭСР 0,8 1,2 1,4 1,1 5,2

в том числе:

Страны ЕС 0,3 0,6 0,6 0,2 4,6

США 1,0 1,7 2,6 2,5 6,7

Япония 1,1 0,3 0,8 0,7 0,1

РТ в странах ЕС испытал значительно больший дисбаланс спроса и предложения РС, чем в других ПРС, входящих в состав ОЭСР.

Характеризуя изменения на РТ ведущих ПРС бывший директор Национального института экономических и социальных исследований Великобритании (г. Лондон) А.Бритон писал: "За истекшие 25 лет на рынке труда большинства промышленно развитых стран произошли такие радикальные изменения, что можно говорить о революционных преобразованиях" (44, с. 293).

Кризисы середины 70-х годов разрушили до основания "магический четырехугольник" и резко изменили ситуацию на РТ. Как отмечалось в американской монографии "Безработица. Европейская перспектива". "...безработица была главным бедствием промышленно развитых стран в 30-е годы, но в "золотой век" послевоенного развития, который продолжался двадцать пять лет (до 1973 г.), это бедствие, казалось, было преодолено просвещенной экономической политикой. После 1973 г. безработица вновь превратилась в одну из главных проблем, наряду с возросшей инфляцией, структурными сдвигами, обусловленными взвинчиванием цен на энергоносители" (106, с. III). Резкое ухудшение общих условий воспроизводства, многократное увеличение безработицы и усиление неустойчивости занятости застали врасплох не только государственных деятелей и политических лидеров, но и западных экономистов. Это настроение растерянности и даже паники хорошо отражено в вышеупомянутой монографии: ". довольно резкие и серьезные изменения на рынке труда породили новые крупные проблемы в области экономической

политики, вызвали серьезные дискуссии и противоречия в теоретических установках" (106, с. III).

В самом деле, отсутствие значительного снижения численности "лишних" людей даже в фазах подъема экономики, резкое сокращение занятости, несмотря на огромные затраты государства по стимулированию экономического роста - все это не укладывалось в кейнсианские рецепты ГМР экономики, а, напротив, противоречило им.

Одним из первых зарубежных исследователей, кто глубоко оценил суть кризиса и его серьезные долговременные последствия для проблем занятости, был преподаватель оксфордского университета (Великобритания) С.Микерджи. Выступая в декабре 1975 г. на симпозиуме "Кризис занятости, диагнозы болезни и анализ некоторых решений", он решительно отверг утверждения о якобы обычном характере кризиса 1974-1975 гг. Ему принадлежит заслуга одним из первых осознать специфику кризиса, сочетавшего элементы циклического и структурного порядка, охватившего все ПРС, а внутри каждой страны - все отрасли хозяйства. С.Мукерджи предсказал крах политики "полной занятости" не только в краткой, но и среднесрочной перспективе (89, с. 97). Мало того, он предложил комплекс мер (1-4) по сокращению размеров РС и - что самое главное - перераспределение совокупного объема рабочего времени для улучшения баланса спроса и предложения на РТ. Через три-пять лет к аналогичному выводу пришло большинство западных исследователей.

Серьезность и новизна проблем занятости и безработицы вызвали как глубокую озабоченность исследователей, политических и общественных деятелей Запада, так и острую потребность в анализе и решении указанных проблем. Свидетельство тому - постоянный, нескончаемый поток зарубежной литературы, бесчисленные симпозиумы, конференции и конгрессы. К этой работе подключились международные и региональные организации, высшие учебные заведения. Указанные проблемы не сходили с повестки дня различных комиссий высших законодательных и исполнительных органов государств, организаций профсоюзов и предпринимателей. Западные исследователи в своем большинстве первоначально признали лишь циклический характер экономического кризиса 1974-1975 гг. и потому продолжали уповать на экономический рост как на средство решения проблем занятости и безработицы. Они с большим опозданием осознали долговременные структурные сдвиги в экономике, объективно препятствующие повышению темпов экономического роста. Разработанные западными экономистами рекомендации по лечению экономики от циклических потрясений в большинстве случаев напоминали рецепты Дж.Кейнса. "Дух Кейнса" продолжал жить в умах западных идеологов, а государственные

деятели пытались практическими мерами осуществить его идеи в условиях, которые уже объективно для этого не подходили. По существу ГМР экономики тех лет преследовало краткосрочные, антикризисные цели. Отсутствие сколько-нибудь солидной теоретически обоснованной концепции государственного регулирования обусловило попытки экспериментальным путем, наощупь, подобрать приемлемый вариант борьбы с инфляцией и хозяйственной нестабильностью. По существу в 70-е годы стихийно происходила ломка прежнего ГМР экономики и поиски новых теоретических установок развития для разработки соответствующего механизма регулирования экономики и занятости.

До конца 70-х годов западные теоретики продолжали рекомендовать своим правительствам рецепты, предусматривающие восстановление высоких темпов экономического роста, как стратегическую задачу хозяйствования и как средство ликвидации многочисленной армии безработных. В отдельных ПРС (ФРГ, Франция, Нидерланды), а также в рамках региональных группировок (ОЭСР, ЕС) и международных организаций разрабатывались сценарии подобной политики. В 1974 г. Секретариат ОЭСР представил программу экономического роста Сообщества до 1980 г. согласно которой ежегодные темпы роста ВВП должны были составить в пределах 5,5% ПТ - на уровне 4%, инфляция - в рамках 5%. В течение "пятилетки" предусматривалось вернуться к состоянию "полной" занятости (68, с. 2). В 1977 г. на совещании экспертов ОЭСР по вопросам структурной занятости и безработицы были разработаны рекомендации относительно желаемых темпов экономического роста для обеспечения работой нового пополнения РС и некоторого снижения уровня существующей безработицы (табл. 4).

Таблица 4 (40, с. 45; 78, с. 122)

Предлагаемые темпы роста ВВП для обеспечения работой нового притока рабочей силы при заданном приросте производительности труда в ряде стран ОЭСР на 1975-1980 гг. (в %)

Страны Рост РС Рост ПТ Рост ВВП

1975-1980 гг. 1975-1980 ГГ.

Франция 1,21 5,4 6,2-6,8

ФРГ 0,38 4,8 4,7-5,2

Италия 0,61 5,3 5,5-6,0

Великобритания 0,59 3,0 2,9-3,5

Профсоюзные деятели ПРС - членов ОЭСР в том же 1977 г., доказали абсурдность надежд на высокие темпы роста экономики в создавшихся условиях. Резкой критике указанные "сценарии" экономического роста подверг и Д.Фридмен, ответственный сотрудник МОТ, отметив их оторванность от реалий резко изменившихся внутренних и

внешних условий мирового капиталистического воспроизводства. Дальнейшая практика функционирования капитала подтвердила нереальность ставки на восстановление высоких темпов роста ВВП в условиях структурной перестройки мирового капиталистического хозяйства. Так, ежегодные темпы роста ВВП в неизменных ценах составили (в %): во Франции в период 1972-1982 гг. - 2,7; в ФРГ - 2,0; в Италии - 2,6 и в Великобритании - 1,4. Как видно, фактические данные оказались в 2-3 раза ниже предполагаемых ранее (40, с. 45).

Понижение темпов роста ВВП в странах ЕС в 70-е годы (до 2,9%) против уровня 60-х годов (4,7%) происходило при относительно высоких темпах роста ПТ (соответственно 3,1% и 4,4%). Ухудшение ситуации со спросом на РС сопровождалось усилением ее поступления на РТ (предложения труда). Если среднегодовой прирост занятости в 1963-1973 гг. колебался в четырех ведущих странах ЕС в пределах от +0,6 до +1,6%, то в период 1973-1979 гг. - в диапазоне от +0,3 до -1,6 (90, с. 17). В результате разрыва в темпах роста ВВП, ПТ и занятости происходило неуклонное увеличение безработицы (табл. 5).

Таблица 5 (29, с. 107)

Динамика численности полностью безработных в ряде промышленно развитых стран, 1973-1979 гг. (в млн. чел. и в %)

Страны 1973 г. 1979 г. Изменение

численности 1973-1979

гг. в %

млн. чел. % млн. чел. % млн. чел. %

ЕС 2,9 6,1 3,2 110,3

в том числе:

ФРГ 0,3 1,2 0,9 3,8 0,6 3000

Франция 0,4 1,9 1,4 5,9 1,0 350

Италия 1,4 3,5 1,7 7,7 0,3 21,3

Великобритания 0,6 2,7 1,4 5,3 0,8 233,3

США 4,3 4,9 6,1 5,8 1,8 42,0

Япония 4,3 4,9 6,1 5,8 1,8 42,0

В этой связи западные экономисты стали усиленно рекомендовать, а правительства

претворять в жизнь краткосрочные меры, стимулирующие спрос на РС не только через косвенные методы регулирования (т.е. посредством регулирования рынка товаров и услуг), но и непосредственно, путем воздействия на РТ. Это нашло свое отражение в проведении "активной политики на рынке труда", предусматривающей комплекс мер по линии прямого регулирования: спроса на РС, предложения РС, качества и мобильности РС. В указанный период для рассмотрения спроса на РС получили распространение как косвенное воздействие на занятость (поощрение инвестиционной активности, увеличение

государственных закупок, снижение ставок подоходного налога и т. д.), так и прямое регулирование занятости (расширение государственного сектора путем национализации, рост численности госаппарата всех уровней, программы общественных работ, государственное субсидирование занятости на предприятиях частного сектора и т.д.). Ряд программ стимулирования занятости должен был охватывать все категории безработных, другие имели явно выраженный селективный характер. Именно на использование разнообразного инструментария (т.е. форм и методов) стимулирования спроса на РС были сконцентрированы рекомендации западных ученых в эти годы, а государственный аппарат усердно их претворял в жизнь. Наибольшее внимание в этой связи было уделено мерам прямого воздействия на государственный сектор и мерам косвенного регулирования занятости в частном секторе экономики (см. 23, с. 220-223).

О значении госсектора как сферы занятости в 70-е годы свидетельствуют данные о росте доли занятых в нем трудящихся. За период 1973-1982 гг. доля работающих в нем возросла в ФРГ с 10,2 до 16%, во Франции - с 18,4 до 25%, в Великобритании - с 26 до 29,9%, и в Италии - с 14 до 17% (56, с. 52-54, 83-84, 112-207). При этом следует иметь в виду, что первоначально лишь в ФРГ политика занятости в госсекторе тесно увязывалась с политикой государства на обеспечение приемлемой рентабельности. В других же ПРС до начала 80-х годов приоритет оказывался увеличению числа работающих в госсекторе даже в ущерб экономическим показателям хозяйственной деятельности: правительства искусственно поддерживали и развивали нерентабельные предприятия, расширяли отрасли социальной инфраструктуры с целью сохранения и даже увеличения уровня занятости в своих странах.

Особенность государственной политики занятости в 70-е годы заключалась не просто в расширении численности работающих в государственном секторе или в поддержании занятости на нерентабельных или малорентабельных предприятиях - она состояла также в селективной корректировке спроса на РС в разных сферах, отраслях, районах, разных социально-профессиональных и половозрастных групп трудящихся. Правительства ПРС в своей "активной политике занятости" оказывали предпочтение созданию дополнительных рабочих мест прежде всего в наиболее уязвимых национализированных отраслях промышленности, на предприятиях, расположенных в депрессивных районах страны, для молодежи и лиц пожилого возраста.

Однако процесс огосударствления экономики стран ЕС несколько замедлился в 80-е годы (см. табл. 6).

Таблица 6 (48, с. 454)

Ежегодные темпы изменения валового внутреннего продукта (ААП и численности занятых в ряде стран ОЭСР, 1960-1990 г. (в %)

1960-1973 гг. 1973-1990 гг.

ВНП Занятость ВНП Занятость

в в госу- в в госу-

в частно дарст- в частно дарст-

целом м секторе венном секторе целом м секторе венном секторе

В целом по 4,9 1,1 0,8 0,3 2,7 1,2 1,2 0,0

ОЭСР

в том числе:

ЕС 4,8 0,4 0,1 0,3 2,4 0,5 0,3 0,2

Северная 4,0 2,1 2,0 0,1 2,5 1,9 2,0 -0,1

Америка

Япония 9,6 1,3 1,2 0,1 3,9 1,0 1,0 0,0

В отношении частного сектора были использованы преимущественно не прямые, а косвенные методы государственного воздействия при помощи механизма кредитно-налоговой и финансовой политики. Уменьшение ставки налога с оборота, повышение нормы амортизационных отчислений, сокращение или отмена выплат взносов предпринимателей в государственный фонд социального страхования, создание льготных условий получения государственных кредитов - эти и другие меры государства должны были косвенно повлиять на частный сектор экономики с целью увеличения спроса на РС или предотвращения его сокращения. Особенно преуспела в этом отношении Франция. В этой стране широкое распространение получили практически все формы государственного косвенного воздействия на частный сектор. Наиболее успешно данная политика воплотилась в так называемых "контрактах солидарности" с участием патроната, профсоюзов и государства. За 1973-1983 гг. число таких контрактов на предприятиях возросло в 20 раз и составило 400 тыс., ими было охвачено в общей сложности 4,3 млн. человек (25, с. 235). И сейчас по всей Франции функционирует широкая сеть местных комитетов занятости, в обязанность которых входит наблюдение за целенаправленным расходованием государственных средств стимулирования занятости в частном секторе (см. 23, с. 178-181).

О масштабах же прямого воздействия государства на частный сектор для стабилизации или роста занятости по линии субсидирования части переменного капитала свидетельствуют данные, приведенные в статье ведущего специалиста министерства труда США, профессора Г.Копитца "Правительственные дотации к фонду заработной платы и занятости: анализ французского эксперимента" (82). Отмечая приверженность

руководителей стран Западной Европы к кейнсианским рецептам борьбы с безработицей с помощью методов финансовой политики, он утверждает об их несостоятельности поскольку высокий уровень безработицы сосуществует с необузданной инфляцией и низкими темпами экономического роста, обостряя проблему занятости. Малоэффективна, по его мнению, оказалась и практика государственного субсидирования мер по сокращению безработицы, которую осуществляли западные страны в 70-е годы. В указанный период предпринимателям выделялись как общие, так и частичные дотации к фонду заработной платы в основном для предотвращения возможного увеличения безработицы, а, в некоторых случаях, и для роста занятости. Частичная дотация предназначалась для наиболее уязвимых категорий трудящихся (молодежи, длительно безработных, наемных работников). Общие дотации выделялись для всех категорий РС депрессивных районов и отраслей экономики. Частичные дотации широко использовались во всех ведущих странах ЕС, а общие - в Италии. Частичные дотации материализовались главным образом в виде денежных доплат к фонду заработной платы по различным формулам (в % от фонда заработной платы, в зависимости от числа отработанных человеко-часов или от численности работающих) и выдавались либо предпринимателям (для последующего перечисления работающим), либо непосредственно наемным работникам. В Великобритании и Швеции частичные дотации выплачивались для тех работников, которые были намечены предпринимателями к увольнению, но были оставлены в списочном составе работающих. В других странах, за исключением Италии, частичные дотации рассчитывались, исходя из численности лиц, которых дополнительно принял на работу предприниматель. При этом поощрялось трудоустройство молодежи и длительно безработных. Размер государственных дотаций (в % к затратам предпринимателей на отработанный человеко-час) составил в среднем в ФРГ -20,6%, во Франции - 27,9, в Великобритании - 32,0. Срок получения дотаций колебался в пределах от шести месяцев до двух лет. Число охваченных программами субсидированной занятости в частном секторе каждой страны в периоды его наибольшего распространения составляло 500-750 тыс. человек в год (9, с. 89).

Эффективность дотаций должна, по мнению Г.Копитца, определяться показателем роста числа занятых как за счет лиц, которые без предоставления дотаций были бы уволены, так и за счет работников, принятых дополнительно на работу благодаря дотациям. Приведенные ниже данные свидетельствуют о недостаточности финансовых мер борьбы с безработицей. В целом по всем рассматриваемым ПРС западной Европы численность безработных за 1970-1980 гг. не только не сократилась, но и возросла с 4,9 млн. до 11,5 млн.

человек. Однако западные специалисты сходятся во мнении, что без подобных программ положение с безработицей было бы еще хуже.

Помимо традиционных направлений государственного регулирования спроса на РС (стимулирование темпов роста ВВП, создание новых рабочих мест, предотвращение сокращения занятости и т.д.) стали использоваться новые меры. Здесь имеется в виду расширение спроса на РС за счет сокращения индивидуального рабочего времени. Это по существу новое направление государственного регулирования занятости, которое получило свое начало в 70-е годы и стало играть доминирующую роль в последующие годы (см. главу III).

После кризиса 1974-1975 гг. рабочее время (РВ) в ПРС активно используется в качестве второго важного регулятора занятости (после экономического роста и ПТ). В то же время в области самого РВ произошли существенные изменения.

Во-первых, резко снизился средний годовой объем РВ, приходящийся на каждого занятого. В целом по ПРС Западной Европы тот показатель в течение ХХ века снизился вдвое. Если к 1990 г. в течение жизни каждый наемный работник отрабатывал 100 тыс. часов (47 часов в неделю по 47 недель трудовой деятельности), то сегодня - 50 тыс. часов (35 часов в неделю в течение 42 рабочих недель на протяжении 35 лет трудовой жизни) (107, с. 544).

Во-вторых, изменилась основная направленность сокращения РВ. После первой промышленной революции сокращение было нацелено на то, чтобы дать возможность трудящемуся восстановить свою работоспособность. Объектом сокращения был рабочий день. В годы "полной" занятости (1949-1973 гг.) сокращение РВ было направлено на увеличение свободного времени (досуга) в рамках политики повышения качества жизни наемного работника. И это сокращение приняло форму снижения стандартной и фактической продолжительности рабочей недели. С 80-х годов сокращение РВ проводится с целью уменьшения размеров безработицы, а объектом нормирования стали годовой объем РВ и вся трудовая жизнь человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-третьих, изменились методы сокращения РВ.

В 70-е годы Конфедерация профсоюзов европейских стран выступила инициатором кампании за сокращение РВ рабочих и служащих на региональном уровне в качестве средства сокращения безработицы. За 70-е годы продолжительность отработанного времени в неделю в среднем на человека снизилась (в зависимости от страны и контингента лиц) на 37 часов (84, с. 49). В ходе экономического кризиса 1974-1975 гг. в ФРГ осуществившей первой подобную акцию, сокращение рабочей недели было осуществлено в отношении

работников 48% предприятий обрабатывающей промышленности и 39% предприятий строительства. В целом по национальной экономике ФРГ 36% трудящихся испытало на себе эту государственную меру борьбы с безработицей (84, с. 81) (см. табл. 7).

Таблица 7 (25, с. 78)

Динамика годового рабочего времени и его компоненты в ФРГ

Фактическое Нормативное время Отклонения

годовое время Сверхурочны Частичная

Годы в час е в год занятость

Рабочая Оплачиваемый Годовое Неблагопри Неполная

неделя отпуск время труда ятные занятость

погодные

условия

в часах в днях в часах часов часов часов часов часов

1960 2081 44,6 15,5 125,7 2124 95 0,1 5,2 20,5

1965 1976 42,8 18,4 149,7 2004 119 0,0 14,8 33,8

1970 1888 41,5 21,2 175,8 1908 161 0,2 15,7 45,9

1975 1739 40,3 24,3 195,7 1830 103 19,2 5,0 54,0

1980 1698 40,1 27,3 219,3 1796 95 3,3 9,9 62,8

1982 1664 40,1 29,1 233,3 1780 80 14,6 11,0 64,8

1960-

1982 -417 -4,50 -107,6 -344,0

в час

в % -0,9 -0,5 -0,7

1960-

1975 -342 -4,24 -70 -294,0

в час.

в % -1,1 -0,7 -0,9

1975-

1982 -75 -0,24 -37,6 -49,7

в час.

в % -0,6 -0,1 -0,4

Как видно из табл. 7, в целом отчетливо прослеживается тенденция к сокращению фактически отрабатываемого годового РВ. Причем процесс фактического сокращения трудового года происходил более интенсивно, чем нормативного, хотя темпы сокращения в период 1975-1982 гг. снизились почти вдвое по сравнению с 1960-1975 гг.

Определенная популярность этого метода среди трудящихся вначале объяснялась тем, что потери в заработке от сокращения РВ в основном (на 50% во Франции и Великобритании, на 68 - в ФРГ и до 80% - в Италии) компенсировались перечислениями из госбюджета (110, с. 16-17). Однако это продолжалось недолго: от трех до шести месяцев в Италии, Франции и ФРГ; до десяти - в Великобритании (110, с. 17). По истечении указанного срока потери в заработках либо не компенсировались вообще, либо частично возмещались в форме продления оплачиваемых очередных отпусков (см. табл. 8).

Таблица 8 (112, с. 44)

Динамика средней фактической продолжительности рабочей недели трудящихся-мужчин, занятых преимущественно физическим трудом (в часах)

Страна 1972 г. 1979 г. 1980 г. Сокращение за 1972-1980 гг. (в часах)

Бельгия 41,7 37,1 36,9 11,5

Франция 45,0 41,1 40,9 9,1

Ирландия - 43,0 42,2 1,9

Италия 41,9 39,0 39,2 6,4

Люксембург 43,9 40,3 40,7 7,3

Нидерланды 43,9 41,0 41,0 6,3

Великобритания 43,0 42,0 40,7 5,3

ФРГ 43,2 41,9 41,8 3,2

В среднем по

всем перечисленным 43,0 41,1 40,7 5,3

странам

Уже с середины 70-х годов фактическая продолжительность рабочей недели во всех европейских ПРС была ниже нормативной.

Сокращение продолжительности рабочей недели и увеличение размера оплачиваемого отпуска привело к существенному снижению годового объема трудовой нагрузки рабочих и служащих. Этот показатель составил на 1980 г. у рабочих Бельгии и Швеции соответственно 1550 и 1580 часов у рабочих Италии, Нидерландов и Норвегии - в

пределах 1650-1670 часов, у рабочих ФРГ - 1720 часов, у рабочих Франции - 1750 часов, Австрии и Дании - по 1760 часов, рабочих Великобритании - 1800 часов (112, с. 43).

Сокращение продолжительности рабочей недели рабочих и служащих в большинстве рассматриваемых стран было закреплено в положениях коллективных договоров, а в некоторых странах - даже законодательным путем (Франция, Бельгия, Норвегия). Объединение немецких профсоюзов (ОНП), охватывающее 75% рабочей силы ФРГ, поставило перед собой задачу добиться постепенного ввода 35-часовой рабочей недели. Мало того, возросла продолжительность ежегодно оплачиваемого отпуска. К началу 70-х годов она составила в странах ЕС три недели, в сравнении с 1-2 неделями в США и Японии.

Однако меры по сокращению продолжительности рабочей недели на фоне огромных масштабов безработицы оказались все же малоэффективными. Не последнюю роль в этом сыграло широкое распространение практик и использования сверхурочной работы и совместительства: первое было наиболее типично для Великобритании, ФРГ и Франции, а второе - практически для всех ПРС, но особенно для Италии и ФРГ. Так, объем сверхурочных работ в ФРГ в расчете на одного занятого составил в 1976 г. (при уровне безработицы в 4,7%) 117,5 часов в год или 6,7% фактически отработанного времени. В пересчете на нормативную рабочую неделю этого хватило бы для дополнительного найма в 1976 г. 1,7 млн., а в 1978 г. - 1,9 млн. человек. Несмотря на это, объем сверхурочного времени был сокращен в 1976 г. лишь на 22% (110, с. 84). В сохранении сверхурочной работы заинтересованы как рабочие, так и предприниматели. В ФРГ и Великобритании вообще нет строго государственного лимита объема сверхурочного времени. Удельный вес сверхурочной составляющей в заработной плате рабочих Великобритании оценивался в 1012%, во Франции и ФРГ - в 7-8%.

Увеличение объема фактического РВ происходило и за счет совместительства: все большее число наемных работников в силу экономических причин было вынуждено подрабатывать на второй работе. Во Франции, Италии, ФРГ и в ряде других ПРС Западной Европы до 20% работников были заняты нелегальной работой: они и их работодатели не платили подоходных налогов и взносов в государственную систему социального страхования с этих подработков. Наибольший размах совместительство получило во Франции и Италии: им занимались до 10-15% (а, по некоторым данным, - до 25-35%) РС. в Великобритании этот показатель оценивается в 7-8% всей РС, в ФРГ - 8-12% (71, с. 13-15).

Согласно данным итальянского ученого Р. де Грациа в книге "Скрытая занятость", подготовленной по заказу МОТ, число совместителей, главным образом "подпольных", в

шести странах Западной Европы (Франция, ФРГ, Бельгия, Великобритания, Италия, Испания) в начале 80-х годов оценивалось 10 млн. человек (71, с. 14). В странах ОЭСР число лиц, занимающихся нелегальной работой, достигло в общей сложности 16 млн. человек, что соответствует 4,5% от совокупной РС. Заинтересованность предпринимателей в такого рода занятости объясняется тем обстоятельством, что использование труда нелегальных работников обходится им на 25% дешевле. В результате уклонения от уплаты налогов и взносов в фонд социального страхования каждая из стран теряет 3-5% суммарного фонда заработной платы. По оценке МОТ, сокращение наполовину числа лиц, занимающихся подработками в указанных странах, могло бы позволить перераспределить трудовую нагрузку и обеспечить дополнительно работой 5-6 млн. человек (71, с. 14, 32).

Все же в последние годы тенденция сокращения фактического объема РВ индивидуального работника перекрывала действие факторов, влекущих его рост. Если в 1960 г. из 20 стран-членов ОЭСР лишь в четырех годовой объем был ниже уровня 2000 часов, то в 1972 г. число таких стран возросло до 14, а с 1990 г. в эту категорию вошли уже все страны-члены ОЭСР.

Согласно оценке экспертов ОЭСР, среднегодовое сокращение числа отработанных часов на человека в 50-е годы составило 0,3%, в 60-е годы - этот показатель возрос до 0,8% в год, а в 70-е годы - до 0,9% (84, с. 18, 20).

Сокращение совокупного объема РВ осуществлялось также путем снижения индивидуальной трудовой нагрузки за счет стимулирования нестандартных (нетипичных) форм трудоустройства. В 70-е годы широкое распространение получила частичная занятость и в меньшей степени - деление рабочего места. Массовому использованию частичной занятости содействовали три обстоятельства: во-первых, активное расширение сферы услуг; во-вторых, интенсивный приток женщин на РТ; в-третьих, невозможность или трудность получения работы на полный рабочий день.

В первом докладе МОТ "Труд в мире" приводятся данные о динамике численности частично занятых в ведущих ПРС за 1973-1979 гг. Эта нестабильная форма занятости стала характерной для 5,3% РС Италии, для 8,2% трудящихся Франции, для 11,4% экономически активного населения ФРГ и для 16,4% наемных работников Великобритании. Частичная занятость превращается в одну из быстрорасширяющихся форм трудоустройства и таит в себе большие потенциальные возможности (118, с. 50). Представляют интерес расчеты, сделанные бывшим французским премьер-министром профессором Р.Барром в книге "Безработица и рост экономики Запада" (105). В трех ПРС Западной Европы весь

совокупный рост занятости произошел за счет увеличения частичной занятости, перекрывшей сокращение численности полностью занятых (табл. 9).

Таблица 9 (105, с. 58)

Динамика частичной занятости и ее роль в приросте занятости во втором и третьем секторах экономики ряда промышленно развитых стран,

1973-1981 г. (в %)

Страны Доля частичной занятости в общей занятости (%) Размер полной и частичной занятости в структуре всей занятости (тыс. человек) за 1973-1981 гг.

1973 г. 1981 г. полная занятость частичная занятость

США 13,9 14,4 +10274 +2158

ФРГ 7,7 10,2 -270 +658

Франция 5,1 7,4 +493 +540

Великобрит 15,3 15,4 -626 -86

ания

Государство и предприниматели заинтересованы в распространении частичной

занятости. В частности, предприниматели имеют огромные экономические выгоды от ее внедрения: во-первых, тарифные ставки частично занятых на 30-40% ниже по сравнению с работниками, имеющими постоянный контракт с полной трудовой нагрузкой; во-вторых, уровень ПТ у частично занятых на 10-20% выше из-за большей интенсивности их труда, объясняющейся их меньшей продолжительностью труда в день, в месяц, в год (27, с. 60); в-третьих, частично занятые, как правило, не охвачены профсоюзным движением и потому более уязвимы в сферах условий труда и его оплаты.

Государство также заинтересовано в широком использовании частичной занятости, так как благодаря ей появляется возможность в рамках одного и того же объема совокупного РВ по стране обеспечить работой большую численность людей.

В 1975 г. общая численность частично занятых в 9 ПРС оценивалась в 9,2 млн. человек, включая 8 млн. женщин (23,6% занятой женской РС) и 1,2 млн. мужчин (1,9% занятой мужской РС) (100, с. 300). Самый высокий удельный вес частично занятых отмечен в Великобритании (16,9% занятой РС), а наименьший - во Франции (4%). Частичная занятость мужчин больше всего распространена среди лиц предпенсионного возраста. Так, в 1975 г. 53,4% частично занятых мужчин были старше 55 лет, 46,8% - старше 60 лет и 35,7%

- старше 65 лет (100, с. 301). Удельный вес молодежи среди частично занятых оценивался в пределах 15-18%. Средняя продолжительность рабочей недели у частично занятых составила по странам ЕС в 1975 г. 22,1 часов: от 19,9 часов в Великобритании до 28,5 часов в Италии (100, с. 303).

Широкое распространение нетипичных форм трудоустройства позволило существенно расширить арсенал форм неполной занятости (см. табл. 10).

Таблица 10 (113, с. 263)

Сводный перечень форм занятости с неполной трудовой нагрузкой

Форма занятости и режим работы Описание характера и объема работы

1 2

1. Типичная временная занятость. Трудовая нагрузка оценивается в пределах 80-100% от полной занятости. Объем нагрузки может рассчитываться на базе года. Переработанные дни работник присоединяет к ежегодному отпуску.

2. 50% трудовой нагрузки. Работа через день, через неделю и т.д.

3. 50% трудовой нагрузки (шесть месяцев в году). Работник подписывает бессрочный трудовой договор, охватывающий период работы (определенные месяцы) и период отдыха.

4. Свободный график неполной занятости. Объем работы от 50 до 80% полностью занятого работника. Продолжительность от 19 до 30 час. 24 мин. в неделю в течение трудового дня - от 3 час. 48 мин. до 7 час. 36 мин.

5. Разделение рабочего места между работниками. Двое работников выполняют одну работу, согласуя между собой время работы каждого.

6. Работа с перерывами во время школьных каникул. Перерыв в работе во время школьных каникул: 45 дней перерыва во время каникул (25 дней летом и 4 раза по 5 дней в другие каникулы) или 63 дня в каникулы (25 дней летом. 8 дней в ноябрьские каникулы и 3 раза по 10 дней в другие каникулы).

7. Работа с 50% трудовой нагрузкой для ухода за ребенком или для лечения. Работа неполное время - в зависимости от потребностей работника.

8. Меняющиеся часы работы. Трудовая нагрузка колеблется от 32 до 42 час. в неделю. Часы работы изменяются каждую неделю в зависимости от потребностей производства.

9. Поэтапный уход на пенсию. Пожилые трудящиеся в возрасте 55 лет и старше могут перейти на 50% РВ.

10.Поэтапный выход на пенсию с сокращением продолжительности РВ. Переход трудящегося, готовящегося к досрочной пенсии, на сокращенное рабочее время сочетается с наймом другого работника, который занят лишь то время, которое

недоработал будущий пенсионер.

11. Готовящийся к досрочному выходу на пенсию согласен на выполнение разовых трудовых операций. Лицо в возрасте 55 лет и старше, кто собирается досрочно выйти на пенсию, согласен на эпизодический выход на работу.

12.Родительский отпуск. Работник или работница могут сделать перерыв в работе сроком от одного до трех лет для воспитания ребенка в возрасте до 16 лет.

13. Отпуск для повышения профессионального уровня. Цель - повысить квалификацию, мобильность, подготовиться к ожидаемой модернизации производства.

14.Перерыв в работе для получения образования. Предоставление учебного отпуска от одного до трех лет с выплатой пособия и с правом возвращения на работу после окончания отпуска.

15.Временная работа на дому. Разрешается выполнять срочную и временную работу на дому. С ними заключают специальный трудовой договор.

В экономической литературе можно встретить многочисленные примеры использования указанных и других нетипичных форм занятости как на отдельных предприятиях, так и в целых отраслях. Только в 1996 г. различные формы "деления рабочего времени" с целью предотвратить сокращение занятости отмечались в химической, целлюлозно-бумажной промышленности, в производстве пластмасс, в оптовой торговле и в государственных учреждениях Германии, а в целом этими соглашениями было охвачено более 3 млн. человек (113, с. 265).

Западные исследователи полагали, что частичная занятость, как и другие нестандартные ее формы, имеет хорошую перспективу на будущее, и последующая практика государственного регулирования занятости оправдала эти надежды.

Несмотря на принятые меры, ситуация на РТ в отношении спроса на РС в 70-е годы ухудшилась. Низкий уровень занятости в ЕС явился не только прямым результатом спада деловой активности после 1973 г., но и следствием политики монополий, направленной на поддержание конкурентоспособности на мировых рынках путем снижения издержек за счет роста ПТ. В условиях замедленных темпов экономического роста проводимая в ПРС инвестиционная политика привела к сравнительно быстрому росту ПТ, что отрицательно сказалось на занятости.

Учитывая возрастающий дисбаланс спроса и предложения на РТ власти и монополистический капитал в ПРС предприняли в 70-е годы и другие шаги дл сокращения притока РС на РТ: была ограничена иммиграция трудящихся-мигрантов в страны Западной Европы. Ежегодные темпы притока подобной РС в 70-е годы снизились в ФРГ в 6 раз (с 287 тыс. до 49 тыс. человек в год, а во Франции - в 5 раз (с 117 до 23 тыс. человек) (94, с. 51).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для ограничения притока молодежи на РТ было введено обязательное школьное обучение и увеличена его продолжительность до 10-13 лет. Согласно данным Секретариата ОЭСР, за 70-е годы средняя продолжительность школьного обучения возросла на 0,6 лет во Франции, на 1 год в ФРГ. В результате увеличения периода образования школьников, средний возраст выпускников поднялся в Великобритании до 17,8 лет, в ФРГ - до 18, в Италии - до 18,2, во Франции - до 18,9 лет (40, с. 55; 53, с. 11, 25). Правительства ПРС поощряют удлинение срока учебы молодежи по трем причинам: во-первых, сокращается приток молодежи на РТ; во-вторых, молодежь оказывается лучше подготовленной к возрастающим требованиям производства в условиях НТР; в-третьих, год учебы одного молодого человека обходится правительству минимум вдвое дешевле, чем затраты на выплату ему пособия по безработице. Большинство специалистов по труду рекомендуют и дальше использовать этот канал искусственного торможения притока молодежи на РТ.

Однако отмечается снижение популярности этой реформы среди молодежи, поскольку после удлинения срока обучения она все равно сталкивается с проблемой трудоустройства и убеждается, что вложения в "человеческий капитал" перестали приносить соответствующие дивиденды. Посредством продолжения обучения молодежи, получившей обязательное среднее образование, на различных курсах профтехподготовки (иногда с обязательной и частично оплачиваемой производственной практикой) происходит отсрочка ее вступления в трудовую жизнь еще на 1-3 года. Некоторые исследователи полагают, что таким путем можно будет задержать выход молодежи на РТ до 20-25-летнего возраста. В настоящее время благодаря удлинению периода обучения выпускников школ, можно отсечь от РТ на 2-3 года в ПРС Западной Европы от 0,8 до 1,2 млн. юношей и девушек, что составляет от 0,5 до 1,3% РС этих стран. Так, в ФРГ в 1973-1978 гг. системами профессионального образования ежегодно было охвачено от 69 до 130 тыс. человек, в Великобритании - от 60 до 70 тыс. человек (29, с. 130).

Для сокращения предложения на РТ со стороны уже работающих также используется арсенал средств, рекомендованных западными специалистами, в частности, практика предоставления работающим отпуска для получения образования. Сейчас охват РС этой мерой невелик (0,2-0,3% РС) поскольку финансовые расходы на обучение несут предприниматели, непродолжителен и срок такого отпуска.

Определенное влияние на смягчение напряженности на РТ играют меры по досрочному выходу трудящихся на пенсию, которые стали усиленно вводиться в конце 70-х годов. В ФРГ, Франции, Италии и в ряде других ПРС были приняты законодательные акты и

положения, позволяющие при определенных обстоятельствах выходить на пенсию на 3-5 лет раньше установленного срока. Это особенно касается тех пожилых трудящихся, которые находятся более года в положении безработных.

Для стимулирования досрочного выхода на пенсию предоставляются льготы10. В ФРГ таким работникам, вышедшим на пенсию выплачивали ее в размере 75% предшествующей заработной платы. При достижении пенсионного возраста (60 лет - для женщин и 65 - для мужчин), им начинают выплачивать обычную, меньшую по размерам, пенсию. Во Франции тем, кто вышел на пенсию в возрасте 56 лет у женщин и 59 у мужчин, - в первый год выплачивают пособие в размере 70% от ранее получаемой зарплаты, затем его величину сокращают, а при достижении пенсионного возраста размер пенсии составляет примерно 50% от ранее получаемой заработной платы (110, с. 20, 59). Следовательно, тем, кто воспользовался льготными сроками выхода на пенсию, выплачиваются завышенные размеры пенсии до тех пор, пока не достигается необходимый пенсионный возраст.

К концу 70-х годов РТ ведущих ПРС Западной Европы изменился кардинально. "Даже для случайного наблюдателя становится очевидным, что условия на рынке труда изменились драматически после начала 70-х годов", - отмечалось в докладе Секретариата ОЭСР "Высокий уровень безработицы. Вызов политике по поддержанию доходов" (78, с.

13).

На конференции министров труда стран-членов ОЭСР в 1982 г. отмечалось, что за период 1973-1980 гг. средняя продолжительность безработицы возросла (в месяцах): с 4,8 до 7,2 - в ФРГ, с 8,3 до 10,4 - во Франции, с 7,9 до 9,8 - в Великобритании (51, с. 37).

Увеличение бремени безработицы и расширение контингента длительно безработных свидетельствует об ухудшении возможности нового трудоустройства.

В докладе Секретариата ОЭСР за 1982 г. указывалось: "Суммарное воздействие пониженных темпов развития с возросшим объемом предложений труда вызвали резкий рост безработицы" (51, с. 25-26). Да и сам РТ в эти годы сильно изменился (см. табл. 11).

10 Более подробно см. 37, с. 7-8.

Таблица 11 (55, с. 26; 56, с. 23, 71, 82, 107, 110; 84, с. 152-153)

Социально-экономическая и демографическая характеристика рынка труда ведущих промышленно-развитых стран, 1970-1980 гг., в %

Коэффициент демографической Коэффициент экономической Коэффициент занятости:

Страны нагрузки -1)... ..._ I ai 15 еао е йоаб0 а 65 е. занятости ТН: ~ 3) BN 4) с ) oI Коэффициент экономической зависимости населения (иждивенчества)5-*

2) IBQ (15-64 а.) oI

Потенциальный коэффициент: Фактический коэффициент:

I ai 15 е. е поаб0 а 65 е. I ai 15 е. е Поаб0 а 65 е.

BN с

1970 г. 1980 г. 1970 г. 1980 г. 1970 г. 1980 г. 1970 г. 1980 г. 1970 г. 1980 г.

Страны Западной Европы

ФРГ 57,2 51,7 68,7 68,5 68,1 64,2 135,3 119,1 138,9 130,0

Франция 60,5 57,0 67,6 60,7 64,3 61,5 174,5 153,8 184,8 172,0

Италия 51,1 54,8 63,1 60,3 53,6 56,1 167,1 161,6 187,7 171,0

Великобритания 59,5 56,2 73,2 73,7 70,9 69,3 148,6 134,3 152,8 144,6

США 61,6 51,1 68,4 71,1 62,7 65,8 43,7 30,8 47,9 34,0

Япония 45,1 48,4 71,7 68,9 70,7 70,4 58,3 57,1 61,1 58,8

Примечание: 1) Н - население; 2) НРЗ - население в рабочем возрасте; 3) РС - рабочая сила; 4) З - занятость; 5) Эти показатели, рассчитанные по методологии секретариата ЕС, существенно расходятся с данными МОТ (см. 122, с. 272-276).

Из данных табл. 11 видно, что практически по всем показателям РТ стран Западной Европы в 70-е годы отличался от РТ США и Японии. По данным МОТ, коэффициент иждивенчества (фактической экономической зависимости), рассчитанный по формуле

епёаШпаи 1ааёсеа1!ё апсё 1апаёа1ёу I - ^ - или -; означает по существу, сколько

ёпёа111пои аёсёаИё апсё 1апаёа1ёу ^

иждивенцев приходится на 100 человек занятых. На 1980 г. эти показатели, по данным МОТ, составили: в Германии - 109 чел., во Франции - 126, в Италии - 150, в Великобритании -109, в США - 106 и в Японии - 104 чел. (122, с. 272-276). И эти данные явно расходятся с данными табл. 25, рассчитанной по методике ЕЭК ООН.

На рубеже 70-80-х годов РТ характеризовался пятью особенностями. Во-первых, он перестал гарантировать работу. Как справедливо указывает Л.Эммеридж, президент Европейской ассоциации научно-исследовательских и учебных институтов в Гааге, "полная занятость, как мы ее понимаем, - сегодня практически невыполнимая задача" (58, с. 258). Во-вторых, резко возросла профессионально-квалификационная и территориальная мобильность РС. В ФРГ ежегодно меняло участок и место работы треть трудящихся, в Великобритании - 40-50% рабочей силы (1, с. 129, ...25, с. 191). В-третьих, усилилась нестабильность трудовых доходов. Ежегодно от 20 до 25% работающих в течение определенного срока испытывали на себе отсутствие работы, значительная часть РС зависела от трансфертных выплат из госбюджета. В-четвертых, изменение содержания работы под влиянием НТР вело к частой ломке систем квалификации работ и тарификации работников. В-пятых, изменились условия труда: возрос коэффициент сменности, расширилась практика совместительства. Трудящиеся сами пытались подтянуть свой жизненный уровень путем интенсификации, собственного труда, что отвечало интересам предпринимателей.

Принятые меры по регулированию РТ в 70-е годы оказались явно недостаточными, носили фрагментарный характер, были непоследовательны, часто противоречивыми. Одно мероприятие сменялось другим, но в целом вся политика занятости находилась на втором плане комплекса ГМР экономики, нацеленного на восстановление присущих 60-м годам высоких темпов роста ВВП.

Как справедливо подчеркивал сотрудник МБТ Г.Эдгрен, "даже если кто-либо не приемлет тезис о том, что западный мир вступает сейчас в период пониженных темпов роста производства и спроса, он все же вынужден согласиться с тем, что рынок труда подвергся радикальным изменениям до такой степени, что невозможно далее сократить безработицу до прежнего размера путем повышения уровня общего спроса" (57, с. 290).

Традиционные меры ГМР занятости в духе Дж.Кейнса на рубеже 70-80-х годов оказались неудачными. Помимо многократного роста безработицы резко усилилась инфляция, достигнув двузначной цифры в расчете на год. Предпринимаемые меры государственного регулирования РТ в условиях огосударствления экономики дорого обошлось ПРС. Государственные расходы во Франции за 1975-1980 гг. возросли с 11,2 млрд. фр. до 26,7 млрд. фр. в постоянных ценах, в ФРГ - с 0,48% до 0,65% ВВП, в Великобритании увеличились в 2,2 раза (31, с. 89). Указанные расходы не дали желаемого эффекта. Ставка на возрождение высоких темпов роста экономики оказалась несостоятельной в условиях НТР и структурной перестройки, а также с учетом ухудшения общих условий воспроизводства. Послевоенная социально-экономическая модель развития исчерпала себя.

Смена типа воспроизводства вызвала потребность в отказе от ставки на экстенсивные меры и соответствующих государственному регулированию социально-экономических процессов. Прежний курс ГМР экономики и занятости вызвал в конечном счете кризис государственных финансов, обусловленный прежней политикой раздувания государственных расходов и дефицитного финансирования. Мало того, ГМР кейнсианского направления подорвало уверенность в способности государственного сектора экономики решать многие производственные проблемы более эффективно, чем частные. Разрастание государственного аппарата и утрата эффективности вследствие чрезмерной централизации и бюрократизма, отрицательное влияние высоких налогов на стимулы к накоплению и трудовой деятельности - эти и другие проблемы уже не вписывались в новые хозяйственные условия при окончательном переходе на преимущественно интенсивное развитие и кардинальную перестройку экономических структур.

Список литературы

1. Актуальные экономические и социальные проблемы Великобритании: Сб. обз. / АН СССР ИНИОН . - м., 1986. - 209 С.

2. Духовная Л. Т. Особенности взаимодействия государства и монополий на рынке труд в условиях массовой безработицы // Рабочий класс и современный мир. - М., 1986. - № 4. -С. 79-89.

3. Промышленное развитие страны: Перестройка рынка труда и активная политика занятости / РАН ИНИОН. - М., 1999. - 231 с. Актуальные пробл. Европы: Сб. - № 4.

4. Рабочее время в капиталистических странах: Проблемы эксплуатации, безработицы и классовой борьбы / АН СССР ИНИОН. - М., 1985. - 288 с.

5. Семенов А. Рост безработицы и стратегия капитала на рынке труда // Мировая экономика и междунар. отношения. - М., 1987. - № 6. - С. 54.65.

6. Современный капитализм: изменение в структуре и положении рабочего класса / Отв. ред. Любимова В.В. - М.: Наука. 1987. - 217 с.

7. Социальная политика буржуазного государства / Отв. ред. Неделя С.Н. - М.: Наука. 1987.

- 208 с.

8. Экономика труда / Развитие капиталистических стран): Сб. / АН СССР ИНИОН. - М. Вып. 1. - 221 с.

9. Compulsory schooling in a changing world / OECD. - P.: OECD. 1983. - 149 p.

10.Economically active population 1950-2025. Estimates: 1950-1980, Projectins: 1985-2025. -Geneve: ILO, 1986. - Vol. 1: Asia. - XXV, 176 p.

11.Idem. - Vol. 4: North America, Europe, Oceanio and USSR. - 1986. - XXVI, 177 p.

12.Edgren G. Employment adjustment to trade under conditions of stagnating growth // Intern. oobour nev. - Geneve, 1978. - Vol. 117, N 3. - P. 289-303.

13.Freesman D. Employment perspectives in industrialised marKet economy countries // Ibid. -1978. - Vol. 117, N 1. - P. 1-20.

14.Grazia R. Clandistine employment: The situation in the industrialised market economy countries

- Geneve: ILO, 1984. - VII, 188 p.

15.Hofman C. The European Community's economic and employment policy strategy for the 1990's. // Labour and society. - Geneve, 1990. - Vol., 15, N 2. - P. 143-155.

16.Hopkins M., Hooven R. and Petit J. international development scenarious and employment / Ibid. - 1981. - Vol. 6, N 2. - P. 127-139.

17.Kopits G. Wage subsides and employment: Analysis of the French experience // Staf. Pap. Intern. Monetary Fund. - N.Y. 1978. - Vol. 25, N 3. - P. 494-527.

18.Labour supply, growth constrains and work sharing. - P.: OECD. 1982. - 87 p.

19.Leoch D., Wagstaff H. Future empleyment and tochnological change. - L.: Kogan press, 1986. -264 p.

20.Muckherjes S. Employment crisis in Western Europe // Labour and society. - Geneve, 1976. -Vol. 1, N 2. - P. 95-102.

21.Neef A. International trends in productivity, labor costs in manufacturing // Month. labor nev. -Wash., 1986. - Vol. 109, N 12. - P. 12-17.

22.OECS Evonomic ootlook. - P.: OECD, 1984. - N 35. - 165 p.

23.Idem. - 1984. - N 36. - 163 p.

24.Idem. - 1986. - N 39. - 192 p.

25.Robinson O. Part-time employment in the Europe Community // Intern. labour. nev. - Geneve: ILO, 1979. - Vol. 118, N 3. - P. 299-314.

26.Unemployment and growth in the Westren evonomics / Wd. by Piere A, Borne R. etal - Council of foreign relations. - N.Y., 1985. - 170 p.

27.Unemployment: The European perspective /Ed. by Maddison F., Wilpstra B. - N.Y.: Martinis Press. 1982. - 180 p.

28.Work-aomce reduction in undertckings: Policies and measures for the protection of redundant workers in seven industrial warket economy countries / Ed. by Jemin E. - Geneve: ILO, 1982. -X, 214.

29.Working time in Europe and Britain / Labour research - L., 1984. - Vol. 73, N 2. - P. 43-44.

30.Workong time and employment: New arrangement // Intern. labour nev. - Geneve, 1995. - Vol. 134, N 2. - P. 259-272.

31.World employment 1984. - Geneve: ILO. 1984. - 258 p.

32.World labour neport 1997/1998. - Geneve: ILO. - 1997. XIII, 283.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.