Научная статья на тему 'От постиндустриального (технологического) общества к технологическому образованию'

От постиндустриального (технологического) общества к технологическому образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
651
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TECHNOLOGICAL SOCIETY / TECHNOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кальней Валентина Алексеевна, Махотин Дмитрий Александрович

Современное общество развивается в условиях постиндустриальной эпохи. Авторы статьи анализируют различные подходы к пониманию общественного развития, делая акцент на влияние информации и технологий. Соответственно происходят изменения и в сфере образования, которое сегодня принято называть технологическим, основанном на овладении человеком разнообразными технологиями деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кальней Валентина Алексеевна, Махотин Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From a postindustrial (technological) society To technological education

The modern society develops in the conditions of a postindustrial epoch. Authors analyze various approaches to understanding of social development, placing emphasis on influence of the information and technologies. Accordingly there are changes and in an education sphere which today it is accepted to name technological, founded on mastering by the person by various technologies of activity.

Текст научной работы на тему «От постиндустриального (технологического) общества к технологическому образованию»

ным. Если ранее степень развития сферы услуг зависела от успехов материального производства, то теперь, наоборот, материальное производство зависит от развития сервиса» [5].

Накопленный в этой области опыт и его всесторонний анализ являются очень важными при формировании вузовских основных и индивидуальных образовательных программ, к реализации которых университет готовится перейти в самое ближайшее время.

Список литературы

1. Сазонова, З.С. Интеграция образования, науки и производства как методологическое основание подготовки со-

временного инженера: автореф. дис. ... док. пед. наук / Сазонова Зоя Сергеевна. — Казань, 2008.

2. Жураковский, В.М. «Работа в команде» как педагогический принцип / В.М. Жураковский, З.С. Сазонова // Высшее образование в России. — 2005. — № 8. — С. 3-8.

3. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов / Д.В. Чернилев-ский. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

4. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие / А.А. Вербицкий. — М.: Высшая школа, 1991.

5. Новиков, А.М. Проблемы подготовки кадров для постиндустриальной экономики / А.М. Новиков // Инновационные педагогические технологии в инженерном образовании: доклад на межвузовском семинаре. — М.: МАДИ, 2010.

УДК 378:316.324.8

В.А. Кальней, доктор пед. наук, профессор

Д.А. Махотин, канд. пед. наук, доцент

НОУ ВПО «Российская международная академия туризма»

ОТ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО (ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО) ОБЩЕСТВА К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Современное общество находится на постиндустриальном, технологическом этапе своего развития. Этот этап характеризуется высокой степенью технологизации всех сторон человеческой жизнедеятельности, в которых необходимо не только ориентироваться, но и жить вместе с ними — быстро овладевать необходимыми для личной жизни и профессиональной сферы деятельности технологиями, уметь их критически оценивать, управлять и проектировать новое в рамках действующих технологических процессов, уметь гибко и адекватно реагировать на изменения в технологической среде и т. п. Современный мир настолько пронизан технологиями, что, по мнению ряда ученых, человек общается исключительно с помощью технологий.

Термин «постиндустриализм» был введен в научный оборот в начале XX века ученым А. Кума-расвами, который специализировался на доиндуст-риальном развитии азиатских стран. Впоследствии, с 1916 или 1917 года, он достаточно активно использовался теоретиком английского либерального социализма А. Пенти, который даже выносил его в заглавие своих книг, обозначая таким образом идеальное общество, где принципы автономного и даже полукустарного производства оказываются возрождены ради преодоления конфликтов, присущих индустриальной системе. В 1958 году американский социолог Д. Рисман реанимирует термин «постиндустриальное общество», используя его в заглавии одной из статей, получившей благодаря этому широ-

кую известность, но носившей относительно частный характер.

Публичное признание понятие «постиндустриальное общество» получило в 1959 году, когда профессор Гарвардского университете Д. Белл [1], выступая на международном социологическом семинаре в Зальцбурге (Австрия), впервые употребил понятие постиндустриального общества в широко признанном теперь значении для обозначения социума, в котором индустриальный сектор теряет ведущую роль вследствие возрастающей техноло-гизации, а основной производительной силой становится наука. В новом обществе благодаря возрастающей роли информации и знаний, развитию социальных технологий и услуг стало активно развиваться нематериальное производство, куда постепенно перетекает все большее количество интеллектуального капитала и трудовых ресурсов.

В энциклопедии Википедия понятие «постиндустриальное общество» рассматривается как общество, в экономике которого в результате научнотехнической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг. Доминирующим производственным ресурсом является информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

23

В экономических словарях постиндустриальное общество рассматривается как современная стадия социально-экономического развития, на которую вступили индустриально развитые страны Запада и Япония в последней четверти XX в. Постиндустриализм — новая, более высокая ступень развития по сравнению со стадией индустриального общества, приходящая ему на смену. Основной чертой постиндустриального общества является формирование компьютерно-технологического уклада производства, для которого характерно производство богатства преимущественно посредством «знаний и информации». Его фундамент составляют наукоемкие и ресурсосберегающие, так называемые высокие технологии. К ним относятся микроэлектроника, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заранее заданными свойствами, биотехнологии и др. Информатизация пронизывает все сферы жизни общества: не только производство благ и услуг, но и домашнее хозяйство, а также культуру и искусство [2].

Другой важной чертой постиндустриального общества является усиление роли и значения человеческого фактора. Меняется структура трудовых ресурсов: уменьшается доля физического и растет доля умственного высококвалифицированного труда. Растут инвестиции в человека: расходы на обучение и образование, повышение квалификации и переквалификации работников. На постиндустриальной стадии действует тенденция к усилению разнообразия и индивидуализации потребностей и спроса. В структуре личного потребления растет доля потребностей нематериального, гуманитарного характера: социальных, интеллектуальных, культурных. Отход от обезличивающей стандартизации, повышение качества жизни ведут к сдвигам в производстве. Повышается роль мелкосерийного производства. Увеличивается количество модификации одного и того же товара или услуги. Относительно и абсолютно растет сфера производства нематериальных форм богатства и услуг.

В философских словарях и справочниках отмечается, что в концепции постиндустриального общества получила свое воплощение и развитие научная традиция, восходящая к социальным идеям эпохи Просвещения, которые связывали общественный прогресс с последовательным улучшением условий материальной жизни человека. Ее важнейшие методологические принципы почерпнуты из позитивистской философии и экономических исследований XIX века, обозначивших признаки индустриальной цивилизации и положивших в основу периодизации социального развития особенности технологической организации производства, обмена и распределения общественного продукта. Абстрактная идея вычленения стадий технологического прогресса была впоследствии дополнена в работах

24

представителей институционального направления в экономической теории, разработавших концепцию структуризации секторов общественного производства, что позволило обнаружить внутренние закономерности хозяйственного развития, не зависящие от социальной и политической системы той или иной страны. Таким образом, труды мыслителей XVIII, XIX и начала XX веков стали прочной основой постиндустриальной доктрины.

Термин «постиндустриальное общество» оставался в течение 70-80-х годов прошлого века довольно дискуссионным. С помощью других подобных понятий ученые пытались объяснить те социальные, культурные и производственные (технологические) изменения, происходящие в обществе. К таким терминам можно отнести «информационное общество» (которое сегодня часто рассматривают как одну из концепций постиндустриального общества), «постэкономическое общество», «общество знаний», а также попытки обозначить развивающийся социум как «организованное», «конвенциональное», «программируемое» и даже «справедливое» общество.

Из всех известных определений понятие постиндустриального общества оказалось наиболее совершенным. Оно акцентирует внимание на том основном качестве, которое преодолевается в формирующемся обществе, а именно на индустриальной природе прежнего способа производства. Кроме того, использование этого понятия предполагает, пусть в неявном виде, что определяющие признаки нового строя невозможно четко назвать и достаточно полно описать, пока сам этот строй не достигнет известной зрелости. Именно поэтому, на взгляд авторов, данный термин стал с середины 70-х годов употребляться гораздо чаще прочих. В немалой степени его широкому признанию способствовал выход в свет в 1973 году книги Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество», которая и сегодня служит глобальным обоснованием методологической парадигмы этой теории. Идея рассмотрения формирующегося общества как постиндустриального была подхвачена в этот период представителями самых разных научных школ.

Одно из наиболее развернутых определений постиндустриального общества дано Д. Беллом: «Постиндустриальное общество, — пишет он, — это общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений <.. .> во все большей степени зависит от достижений теоретического знания <.> Постиндустриальное общество <.> предполагает возникновение

интеллектуального класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов».

В социологических и культурологических словарях и справочниках акцент в понимании постиндустриального общества делается на социальные, гуманитарные проблемы. Так, постиндустриальное общество определяется как общество «постэкономи-ческое», «посттрудовое», т. е. такое общество, в котором экономическая подсистема утрачивает свое определяющее значение, а труд перестает быть основой всех социальных отношений. Человек в постиндустриальном обществе уже не рассматривается как «человек экономический» по преимуществу. Доминирующими для него становятся новые, «постматериа-листические» ценности. Первым «явлением» такого человека считают молодежный бунт конца 60-х годов прошлого века, который означал конец протестантской трудовой этики как моральной основы западной индустриальной цивилизации. Экономический рост перестает выступать в качестве основного, тем более единственного ориентира, цели общественного развития. В качестве приоритетных встают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида. Формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия.

Постиндустриальное общество определяется также как общество «постклассовое», что отражает распад устойчивых социальных структур и идентичностей, характерных для индустриального общества. Если прежде статус индивида в обществе определялся его местом в экономической структуре, т. е. классовой принадлежностью, которой были подчинены все остальные социальные характеристики, то теперь статусная характеристика индивида определяется множеством факторов, среди которых возрастающую роль играет образование, уровень культуры (то, что П. Бурдье назвал «культурным капиталом»), профессиональная компетентность личности. На этом основании ряд других западных социологов выдвинули идею нового «сервисного» класса. Ее суть состоит в том, что в постиндустриальном обществе не экономической и политической элите, а интеллектуалам и профессионалам, составляющим новый класс, принадлежит власть.

С точки зрения методологии постиндустриального общества развитие человечества можно проследить через три большие эпохи, образующие триаду «доиндустриальное — индустриальное — постиндустриальное общество». Такая периодизация социального прогресса основана на нескольких критериях, а постиндустриальное общество противопоставляется индустриальному и доиндустриаль-ному по трем важнейшим параметрам:

• основному производственному ресурсу (в постиндустриальном обществе им является информация и знания, в индустриальном — энергия,

в доиндустриальном — первичные условия производства, сырье);

• типу производственной деятельности (он рассматривается в постиндустриальном обществе как последовательная обработка [processing] в противоположность изготовлению [fabrication] и добыче [extraction] на более ранних ступенях развития);

• характеру базовых технологий (определяющихся в постиндустриальном обществе как наукоемкие, в эпоху индустриализма — как капиталоемкие и в доиндустриальный период — как трудоемкие).

Именно эта схема позволяет сформулировать известное положение о трех обществах, согласно которому доиндустриальное общество базируется на взаимодействии человека с природой, индустриальное — на взаимодействии с преобразованной им природой (технологиях), а постиндустриальное общество — на взаимодействии между людьми посредством технологий.

В исследованиях отмечается, что в пределах указанных трех эпох складываются и функционируют преимущественно естественные, технологические и социальные по форме сообщества людей, пост-индустриалисты обращают внимание и на характер личностных взаимоотношений, типичных для каждого из этих периодов. Так, в доиндустриальных обществах важнейшим аспектом социальной связи была имитация действий других людей, в индустриаль-ном—усвоение знаний, опыта и возможностей прошлых поколений, в постиндустриальном же обществе интерперсональные взаимодействия становятся подлинно комплексными, что и определяет новые свойства всех элементов социальной структуры.

Основой могущества в доиндустриальную эпоху были земля и количество зависимых людей, в индустриальную — капитал и источники энергии, в постиндустриальную — знания, технологии и компетентность людей.

Понятие «постиндустриальное общество» на пороге XXI века закрепилось в научном обороте для обозначения всех изменений, свойственных современному этапу развития общества. Наряду с этим термином также стали использоваться понятия «постэкономическое общество», «информационное общество», «общество знаний», «общество постмодернити», «технотронное общество», «технологическое общество» и другие, которые рассматриваются как концепции, отражающие взгляд какой-либо науки или научной школы в рамках общей методологии постиндустриального общества.

В соответствии с происходящими изменениями меняется и роль образования. Современные проблемы образования во многом связаны с изменениями в требованиях к личности, которая должна владеть основными технологиями деятельности (преобразо-

25

вательной, коммуникативной, эстетической, познавательной и др.), творческими способностями, активностью и самостоятельностью, умениями решать проблемы и критически мыслить, в широком смысле проектировать и исследовать. По аналогии с постиндустриальным, технологическим обществом современное образование получило название «постиндустриальное или технологическое образование».

Технологическое образование определяет развитие науки и производства, возможность разработки инновационных технологий, уровень технологической культуры и технологической грамотности населения страны. Во многих странах с постиндустриальной экономикой технологическая подготовка реализуется как на уровне общего образования (пропедевтический уровень), так и на всех ступенях профессионального образования. Важность технологического (инженерного) образования отмечалась в резолюции «Образование для инновационных обществ в XXI веке» саммита «Большой восьмерки», проведенного в июле 2006 г. в Санкт-Петербурге.

Универсальными технологиями деятельности человека в современном мире, инвариантными предметной специфике профессиональной деятельности, служат проектирование, исследование и управление. Овладение данными технологиями — важная задача технологической подготовки, реализующаяся как в общем образовании, так и при получении любого уровня профессионального образования. Данные технологии получают свое воплощение и развитие в социально значимой практической деятельности, на личностном уровне —

от знания и умения выполнять отдельные операции и действия к комплексному пониманию технологии. Овладение универсальными технологиями создает предпосылки для формирования профессиональной компетентности специалиста по отраслевым технологиям, технологиям различных видов профессиональной деятельности и др.

Развитие в нашей стране научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития, требует серьезного изучения проблемы технологической подготовки специалиста в системе непрерывного образования начиная с дошкольного и школьного образования с учетом всех уровней профессионального образования, и заканчивая подготовкой научных и научно-педагогических кадров, а также системой повышения квалификации специалистов всех уровней и категорий. Формирование и развитие компонентов технологической подготовки личности с самого детства связано с приобщением детей к труду, знакомством их с миром профессий, техники и технологий, первоначального опыта взаимодействия с миром искусственного, в основе которого лежит безопасность, качество и моральноценностные отношения.

Список литературы

1. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. — М.: Академия, 1999.

2. Иноземцев, В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: учебное пособие для студентов вуза / В.Л. Иноземцев. — М.: Логос, 2000.

УДК 371.38

В.А. Фёдоров, доктор пед. наук, профессор А.В. Ефанов, канд. пед. наук, доцент А.С. Зуева, аспирантка

ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ КАК ПРАКТИКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Во второй половине ХХ века в документах ЮНЕСКО образовательная система в СССР характеризовалась как уникальная за ее приверженность принципам фундаментальности и научности. Пройдя через экономические потрясения 90-х годов XX в., потеряв в результате «утечки мозгов» часть научной когорты, отечественной высшей школе в целом все же удалось сохранить высокий научный потенциал. В настоящее время

26

перед научным сообществом встает новая проблема: как фундаментальные знания трансформировать в прикладные научные и научно-технические разработки, наукоемкие технологии, в высокотехнологичную продукцию? Как обеспечить выпуск из вузов не просто хорошо подготовленных специалистов, а людей, обладающих необходимой исследовательской компетенцией, готовых работать в условиях постоянных изменений, поиска, нова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.