Научная статья на тему 'От педагогической парадигмы к образовательной'

От педагогической парадигмы к образовательной Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
815
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От педагогической парадигмы к образовательной»

г. ИЛЬИН, От педагогической

доктор педагогических наук

парадигмы к образовательной

Кризис как устойчивое состояние современного образования

Характерной и общепризнанной особенностью цивилизации на рубеже тысячелетий следует признать кризис образования, который приобрел общемировые масштабы и связан с изменением роли образования в современном мире. Его осознание началось с конца шестидесятых годов после выхода в свет известной книги Ф. Кумбса. Встреченный вначале с недоумением, ныне термин «кризис образования» стал использоваться повсеместно во всех странах, от Австралии до Японии. Мировой кризис образования, помимо девальвации традиционных социальных ценностей и поисков нового мировоззрения, характеризуется все более возрастающим различием в уровне и качестве образования между богатыми и бедными странами, а также внутри стран между социальными слоями.

Сама по себе продолжительность «кризиса», начавшегося, по Кумбсу, с конца сороковых и длящегося по сей день без видимых улучшений, позволяет высказать утверждение, что то, что принято обозначать этим термином, является отнюдь не неким «переходным процессом», а именно устойчивым состоянием.

Анализируя проблемы отечественного образования, важно не замкнуться на выяснении особенностей национального развития. Необходимо учитывать, что

они специфическим образом выражают общемировые тенденции. Нужно избегать двух крайностей в оценке состояния российского образования: с одной стороны, третировать его как отсталое и реакционное, с другой — превозносить путь, пройденный страной от «сохи до ракеты».

История страны не началась и не окончилась в 1917 году; ничто не кажется столь естественным, как эволюция системы образования в России до и после октябрьской революции. Эта замечательная особенность российского образования еще ждет своих исследователей. При всей специфичности, с какой мировые проблемы образования проявляются в отечественном образовании и которая определяется наложением кризиса образования на глубочайший согщалъно-экономинеский кризис, все они существенно свойственны ему, более того, именно благодаря этой специфичности они проявляются особенно остро и отчетливо.

Общемировые тенденции образования

Информационный бум: резкое увеличение объема и скорости обращения информации в современном обществе. Этому способствовали:

• НТР, превратившая науку в производительную силу общества и поставившая получение и распространение научной и технической информации на промышленную основу;

• новые технологии в полиграфии (ротационные машины), сделавшие возможными миллионные тиражи периодической печати и активность СМИ, создающих и формирующих ежедневную картину мира.

Но главной причиной «бума» следует признать массовое образование, поставляющее грамотных людей, производителей и потребителей как научной, так и массовой общественной информации.

Наиболее очевидной проблемой, рожденной информационным бумом, стала необходимость пересмотра содержания обучения. Постоянно увеличивающийся поток информации и изменения в научных представлениях, которые с ним связаны, поставили под сомнение содержание многих «классических» учебников. Компактное и понятное изложение устоявшихся знаний, которое предполагает учебник, стало затруднительным ввиду постоянно ускоряющегося обновления состава научно-техни-ческих и социально-гуманитарных знаний. Кроме того, потребовалось введение новых учебных предметов, вроде информатики, культурологии, экологии, краеведения, безопасности жизнедеятельности и т.п. Наконец, возникла необходимость увеличения сроков обучения.

Информатизация общества как результат развития средств массовой информации, мировых информационных сетей и компьютерных средств обучения, явилась и следствием информационного бума, и средством его обуздания, и катализатором его дальнейшего возрастания. Она привела к резкому увеличению массовых источников информации (книги, пресса, радио, телевидение, Интернет), которые далеко не всегда оказываются согласованными в своих сообщениях, а то и просто стремятся опровергнуть имеющиеся сообщения или их интерпретацию.

Информатизация поставила перед образованием проблему согласованности знаний, полученных в школе, со знаниями, представлениями, мнениями, нормами и ценностями не только улицы, как это было ранее, но и гораздо более серьезного и информированного соперника — средств массовой информации. Особенность нынешнего состояния образования определяется тем, что разные формы образовательного общения не столько дополняют друг друга, сколько противостоят и противоречат друг другу в той степени, в какой, например, средства массовой информации критикуют систему образования и преподаваемые знания, а система образования видит во внешкольном воспитании источник знаний, разрушающих ценности, культивируемые школой.

Функциональная неграмотность — неспособность работника или гражданина эффективно выполнять свои профессиональные/социальные функции, несмотря на полученное образование — стала следствием не только информационного бума и информатизации, но и резко возросшей социальной динамики: развития и смены технологий в промышленности, структурных изменений в экономике, миграции населения, трансформаций социально-культурного контекста. В результате происходит быстрое устаревание приобретенных профессиональных и общекультурных знаний, потеря ими актуальности. Выпускник учебного заведения оказывается невостребованным или неподготовленным к требованиям, которые предъявляют ему работодатель и социальное окружение. Возникает необходимость доучивания, обучения и переучивания в процессе трудовой и социальной деятельности.

Функциональная неграмотность обострила проблему качества образования и усложнила ее решение — недостаточно

привести в соответствие профессиональную подготовку и требования заказчика (обучающегося, работодателя, общества, государства), необходимо скоординировать темпы изменений того и другого, иначе неизбежно не только запаздывание, но и забегание вперед или даже отрыв школы от жизни.

Все перечисленные выше процессы способствовали появлению и развитию идеи массового непрерывного образования как способа преодоления возникших социальных и образовательных проблем. Совсем недавно казавшееся благим, но вряд ли осуществимым намерением, оно превращается в жизненную необходимость индустриально развитых стран. Традиционное образование, предполагавшее получение общих и профессиональных знаний в течение определенного периода обучения, сменяется образованием, обеспечивающим приобретение знаний в течение всей социально активной жизни.

Непрерывное образование, однако, породило массу новых проблем, в частности, сделало необходимым переосмысление фундаментальных педагогических представлений. Развитие систем повышения квалификации (СПК) и переподготовки кадров привело к появлению значительного контингента учащихся, существенно отличающихся от традиционного школьного и вузовского контингента. При этом понятие «пед-агог» («ведущий ребенка») стало не вполне уместным при осмыслении образовательных отношений преподавателя и слушателей СПК — появилась андрагогика. Непрерывное образование отчетливо выявило несводимость образования к обучению, поскольку непрерывное образование не может осуществляться посредством непрерывного обучения.

Происходящие изменения сегодня осознаются как все более радикальные,

са образования. В нашей стране общее признание получила идея педагогической парадигмы, ориентированной на личность, в противовес государственной педагогике советского типа. На наш взгляд, дело к этому не сводится. Необходимо вести речь о смене именно образовательной парадигмы, лишь производной от которой может стать новая педагогическая парадигма. Соединение личностно-ориентированной педагогики с непрерывным образованием должно стать основой развития непрерывного личностно-ориентированного образова-ния.

Специфика образовательной парадигмы образования взрослых

Послевузовское и дополнительное профессиональное образование являются основной сферой реализации идеи массового непрерывного образования. Между тем, данная сфера образования — не простое продолжение существующей системы, дополнительная надстройка, призванная компенсировать недостатки «конечного» образования, но особая область с особыми отношениями участников образовательного процесса, особой мотивацией, особыми целями образования — образование взрослых людей, сочетающих учебу с работой. Назовем некоторые особенности образовательной парадигмы, формирующейся в данной области.

До сих пор образование понималось как обучение, соединенное с воспитанием, т.е. как вид деятельности, осуществляемой в специально организованных условиях.

Однако непрерывное образование не сводится к непрерывному обучению и воспитанию. Образование, не ограниченное определенными сроками обучения и стенами учебных заведений, приобретает черты жизнедеятельности, т.е. процесса становления личности в течение

всей социально активной жизни, а социальная жизнь — черты непрерывного образовательного процесса.

В качестве непрерывного образование перестает быть внешне организованным процессом воспроизводства существующих общественных институтов (процессом подготовки специалистов) и становится в значительной степени личным делом учащегося. Оно теряет свою обязательность и всеобщность, свойственные традиционному, и обретает черты процесса, обслуживающего образовательные потребности личности — слушателя, приходящего на курсы со своими конкретными вопросами и проблемами. Образование приобретает персонифицированный, личностно-ориенти-рованный характер.

Непрерывное образование предполагает смену ведущей фигуры (субъекта) образовательного процесса и существенное изменение роли преподавателя (учителя): организация учебного процесса путем создания условий совместной деятельности, консультирование, содействие вместо поучения и прямого управления. Обучающийся становится основным, если не единственным, субъектом процесса — сам определяет, какая информация необходима для решения его жизненных задач и жизненных проектов, где и как ее получить. Преподаватель может лишь помочь.

В формах непрерывного образования нарушается главное условие традиционного — наличие готовых, систематизированных знаний, подлежащих усвоению. Здесь сведения могут носить случайный, несистематизированный характер, могут быть неистинными и противоречивыми, представляют собой не только знания, но и информацию. Это различие можно определить так. Знания

— проверенный практикой общества результат познания действительности, 3*

основные особенности которого — систематичность, непротиворечивость и, главное, объективность, независимость от желаний и воли людей. Информация

— сведения любого характера, выражающие чаще всего мнения говорящих, иногда сомнительной достоверности и, как правило, не совпадающие или даже противоречащие друг другу. Их систематизация, приведение в порядок — забота самого обучающегося. Он не усваивает готовые представления и понятия, но из множества впечатлений, мнений, знаний и понятий строит свое представление о мире. Основным элементом учебного процесса становится таким образом, не только знание, но и информация.

Следующую особенность непрерывного образования можно определить как возможность развития способности учащегося создавать и извлекать знания из получаемой информации, т.е. использовать не только готовые знания, но и «полуфабрикат».

Трудности, переживаемые не только российским образованием, в значительной степени объясняются тем, что традиционные формы обучения теряют свою эффективность; преподаватель (а с ним и готовые знания, носителем которых он является) лишаются былого авторитета, основанного на представлении о некоей «мудрости», которую они выражают. Поэтому непрерывное образование, способствующее превращению знаний в информацию и обратно, может стать условием развития культуры информационного общества.

Налицо две существенно разные модели образования:

• конечное образование, основанное на принципах просвещения и обучения; таково образование, обслуживающее социальную потребность распространения и производства знаний, сохранения и воспроизводства культуры;

• непрерывное образование, в основе которого лежит принцип информирования: таково образование, содержание которого определяется потребностью обучающегося в знаниях и информации, необходимых для решения его личностно-значимых задач.

Оба вида образования не исключают, но дополняют друг друга. Нельзя не согласиться с Ж. Делором, председателем Комиссии ЮНЕСКО «Образование для XXI века», отметившего, что хотя «мы готовы вообразить общество, в котором каждый по очереди является и учеником и учителем,... ничто не может заменить официальную систему образования, в рамках которой каждый приобщается к многообразным формам обучения различным дисциплинам» [1].

Особенности непрерывного образования, о которых говорилось выше и которые составляют новую образовательную парадигму, представляют собой скорее тенденции развития, чем реальное положение вещей. Системы дополнительного профессионального и послевузовского образования во многом остаются и даже продолжают строиться по образу и подобию традиционного «школярского» образовательного процесса. Чем раньше будет осознана принципиальная особенность этой сферы, тем большим будет ее соответствие потребностям развития современного общества.

Проблема качества непрерывного образования

В системе «формального» образования качество обучения оценивается степенью адекватности принятым образовательным нормам и стандартам, иначе говоря, требованиям образовательной системы. В непрерывном образовании (послевузовском и дополнительном профессиональном) основным субъектом образовательного процесса становится

обучающийся, который единолично оир-нивает важность и необходимость приобретаемых или желательных знаний и информации, а, следовательно, и качество образования.

Сдвиг в критериях оценки с внешних, задаваемых образовательной системой, на внутренние, определяемые потребностями обучающегося, проявляется, в частности, во все большем распространении курсов дистанционного обучения, часто не предполагающих получение дипломов или сертификатов. О масштабах этой формы образовательной практики можно судить по отчету Всемирного банка:

«Традиционные университеты переходят к обучению на расстоянии в качестве дополнения к обычным занятиям в стенах университетов. Половина из 92 ООО студентов-выпускников инженерных и технологических факультетов в Китае проходит обучение на расстоянии. Открытые университеты растут в размерах и в количестве. Сегодня существует 11 так называемых мега-университетов — всемирных открытых университетов, в которые ежегодно зачисляется более 100 ООО студентов. Большая их часть была создана в последней четверти нынешнего столетия, и многие были созданы по подобию Открытого Университета Великобритании.

Вариант открытого университета — виртуальный университет, использует спутниковую связь и Интернет для передачи курсовых материалов, что дает людям, живущим в различных регионах, возможность пользоваться одними и теми же ресурсами. Виртуальный Университет Технологического института в мексиканском городе Монтерей представляет собой консорциум университетов, в том числе 13 зарубежных. Виртуальный Университет был основан в 1989 году. Каждый год в него поступа-

ют 9000 студентов для получения диплома и 35 ООО студентов — для прохождения курса лекций без получения диплома из Мексики и других латиноамериканских стран. Учеба проводится путем изучения печатных материалов и телевизионных передач как в предварительной записи, так и в прямом эфире. Общение между студентами и факультетом производится с помощью Интернета» [2].

Обращаем внимание на выделенное нами соотношение: число прошедших обучение без получения диплома превосходит число дипломированных обучающихся в 3,9 раза. Мы склонны рассматривать это как свидетельство того, что знания и образовательная информация все больше начинают приобретать ценность сами по себе, а не как средство получения диплома. Это означает радикальное изменение в характере образовательной мотивации.

Не будучи обязательным и предполагающим. получение диплома, такое обучение поддерживается главным образом личной мотивацией учащегося.

Заочное обучение, которое в российском образовании никогда не могло соперничать с очным по качеству приобретаемых знаний, в форме дистанционного обучения и с изменением критериев качества образования обретает второе дыхание. Перспективы его развития будут определяться тем, насколько успешно оно сможет решать проблему органического сочетания учебы с работой, проблему непосредственного — в режиме on-line — удовлетворения образовательных потребностей, возникающих в трудовой деятельности или личной жизни обучающегося. Качество такого образования будет ои/ениватъся по воз-

можности получения необходимой информации, ее доступности, а также полноте, оперативности, адекватности решаемым задачам.

Необходимо отметить, что дистанционное обучение не просто выступает усовершенствованной модификацией заочного обучения в результате смены почтовой связи электронной, — достаточно сказать, что использование средств видеосвязи способствует стиранию различия между очной и заочной формой обучения. Этому же благоприятствует возможность использования баз знаний и баз данных всемирных информационных сетей, реализуемая в форме консорциумов университетов, объединяющих свои преподавательские кадры, библиотечные фонды, учебные программы, технические средства обучения и финансовые ресурсы для организации обучения по самым различным направлениям и в самых разных странах.

***

В состязании стран, в какой бы форме оно в дальнейшем ни развивалось — идеологической, экономической, военной, информационной, интеллектуальной или нравственной, — лидером станет страна, которая сумеет раньше других осознать неизбежность и лучше других организовать непрерывное образование населения; не сумевшая будет вынуждена учиться этому у более умелых, в соответствии с известной поговоркой — умного судьба ведет, глупого — тащит.

Литература

1. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище // Университетская книга. — 1997. — № 4.

2. Знания на службе развития.— М.: Весь мир, 1999. — С. 75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.