Научная статья на тему 'От конунга-варвара к раннесредневековому государю: феномен Альфреда Великого в ряду историко-психологических мутаций идентичности правителя ранней эпохи'

От конунга-варвара к раннесредневековому государю: феномен Альфреда Великого в ряду историко-психологических мутаций идентичности правителя ранней эпохи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
268
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ / МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ALFRED THE GREAT / METHODOLOGY OF HISTORY / IDENTITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Музалев Антон Владимирович

Анализируются изменения стереотипа поведения у раннесредневековых государей на примере личности Альфреда Великого. В качестве причин данной трансформации рассматривается успешное разрешение конфликта между психическими установками различного культурного происхождения на основе позитивной идентичности. Делается вывод о возможности применения полидисциплинарной технологии для анализа эволюции типа средневекового правителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to consideration of change stereotype behavior early medieval monarch. In author opinion one from reason this evolution is solution conflict between Christian and barbarian attitude. A.V. Muzalev come to the conclusion that application of polydisciplinary technology for analysis modification medieval ruler type.

Текст научной работы на тему «От конунга-варвара к раннесредневековому государю: феномен Альфреда Великого в ряду историко-психологических мутаций идентичности правителя ранней эпохи»

2009 История №2(6)

УДК 930.2+94(420)".. ./1066

А.В. Музалев

ОТ КОНУНГА-ВАРВАРА К РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОМУ ГОСУДАРЮ: ФЕНОМЕН АЛЬФРЕДА ВЕЛИКОГО В РЯДУ ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МУТАЦИЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПРАВИТЕЛЯ РАННЕЙ ЭПОХИ

Анализируются изменения стереотипа поведения у раннесредневековых государей на примере личности Альфреда Великого. В качестве причин данной трансформации рассматривается успешное разрешение конфликта между психическими установками различного культурного происхождения на основе позитивной идентичности. Делается вывод о возможности применения полидисциплинарной технологии для анализа эволюции типа средневекового правителя.

Ключевые слова: Альфред Великий, методология истории, идентичность.

Формирование нового типа правителя в раннее Средневековье - сложный процесс трансформации вождей варварского типа в конунгов, а затем и собственно средневековых государей. Его слагаемые не раз являлись объектом исследовательского интереса историков. Однако историкопсихологический план этой трансформации, несмотря на всю его важность, большей частью остается за кадром историографического анализа [1. С. 118188]. Одним из ярких примеров такого рода правителей является фигура Альфреда Великого (848-899 гг.). Если рассматривать то, как форматировала эпоха сознание и поведение Альфреда в его собственно историческом своеобразии, то необходимо при исследовании принимать во внимание макроисто-рический формат эпохи, в рамках которой осуществлялась его деятельность.

Как известно, Англия находилась на периферии раннесредневековой Европы. Романо-германский синтез здесь был выражен очень слабо, поскольку в условиях преобладания германского культурного субстрата христианские установки усваивались с большим трудом и в несколько искаженной форме. Примером эффективного усвоения новых установок и использования их в своих интересах и служит Альфред Великий, который оставил глубокий след не только в средневековой истории Англии, но и в исторической памяти англичан. Благодаря чему он играет столь важную роль? Очевидно, это коренится в том, что Альфред впервые в истории англосаксонских государств смог реализовать накопленный политический и культурный капитал, опираясь на который он сумел эффективно противостоять нашествию викингов. В данной работе предпринимается попытка рассмотреть проблему формирования новой поведенческой модели у Альфреда Великого. Для этого была использована технология полидисциплинарного исследования, разработанная в рамках томской методологической школой под руководством И.Ю. Николаевой. Технология заключается в анализе бессознательного и его роли в поведении как отдельного человека, так и социальных групп применительно к историческому материалу [1].

Биография Альфреда описана его сподвижником епископом Шернбурна Ассером. Отдельные сюжеты из его жизни встречаются в англосаксонской

хронике, житиях святого Неота и св. Кутберта, а также в различных исторических сочинениях преимущественно Х1-Х11 вв. [2]. Один из самых известных и вместе с тем сомнительных сюжетов из жизни Альфреда Великого -легенда о сожженных лепешках и жене свинопаса, содержащаяся в Анналах монастыря святого Неота и житиях этого святого. Эта легенда позволяет полнее раскрыть образ Альфреда. В ней рассказывается о самом тяжелом периоде его жизни, когда военная удача отвернулась от него. Скрываясь от преследований, Альфред набрел на хижину свинопаса, где хозяйничала жена последнего. Альфред не уследил за лепешками, которые готовила хозяйка, и они сгорели. Альфред спокойно выслушал брань в свой адрес и продолжил путь, за что получил благословление от святого Неота [3. С. 321-322]. Касаясь этого сюжета, И.Ю. Николаева отмечает: «Можно представить, насколько сложно было варварскому вождю поступиться своим королевским достоинством, не обнаружить свою власть в самом широком смысле слова» [1. С. 145-146].

Анализ легенды позволяет нам понять феномен величия Альфреда. Данное поведение представляется нетипичным для варварского конунга, и, даже если это лишь легенда, ее содержание, безусловно, несет в себе следы того образа, который выделял Альфреда среди его предков и других англосаксонских государей. И действительно, пример его братьев и отца показывает достаточно серьезные отличия в установках, которыми они руководствовались; вместе с тем он отражает предпосылки формирования прагматических установок у самого Альфреда. Наследие варварских установок определяло распространенность и общественное одобрение избыточно мужественного поведения. Воинственность и мужественность вступили в конфликт с христианскими установками, которые стали постепенно усваивать англосаксы, начиная с конца VI в. В период У11-1Х вв. процесс усвоения христианских ценностей продолжался. Сложное сосуществование разных установок объясняет противоречия в поведении исторических деятелей этого периода. Христианизация порождала конфликт между установками, характерными для язычников-варваров, и новыми установками, которые несла с собой христианская система ценностей. Идейное содержание христианской религии усваивалось в сильно искаженном виде, пройдя через фильтры языческих представлений [4. С. 217].

Не последнюю роль в процессе усвоения установок играла семья как социальный институт, напрямую влиявшая на формирование характера человека, его личности, а также его бессознательного. Важной в этой связи представляется фигура старшего брата Альфреда - Этельбальда. Этот последний воспользовался долгим отсутствием отца, короля Этельвульфа, отправившегося в паломничество в Рим, взяв бразды правления в свои руки. Важно, что в результате противостояния был найден компромисс, позволивший Этель-бальду и Этельвульфу выйти из этой ситуации, сохранив лицо. Этельбальд продемонстрировал пренебрежение к христианским догмам и нанес серьезный удар по своей популярности, потеряв поддержку со стороны части духовенства, когда женился на вдове отца Юдифи, дочери Карла Лысого. Как известно, христианство осуждает не только браки между кровными родст-

А.В. Музалев

венниками, но и между свойственниками. Этельбальд скорее оставался верен германским обычаям; христианство не затронуло глубинные слои его личности. Таким образом, в рамках одной семьи мы видим примеры разного поведения. Подчеркнем, что Альфред не только перенимал образ действий и мышления у своих старших родственников, но учился и на своих ошибках.

В молодости Альфред демонстрирует неоднозначное поведение с точки зрения поставленной проблемы. Первоначально влияние традиционных варварских установок превалировало в его бессознательном, что показывает битва при Эшдауне, когда он, не дождавшись окончания молитвы короля Этельреда I, ринулся в атаку [2. СЬ. 38]. Тем самым Альфред продемонстрировал нетерпение, гордыню, неуважение к старшему брату-королю и пренебрежение религиозным ритуалом, но одновременно отвагу, ценимую в военной среде. Он действовал в данном случае как варвар-язычник. Однако начиная со второй половины 70-х гг. IX в. Альфред становится осторожным, мудрым и даже хитрым государем. Не случайно его называют английским Соломоном [3. С. 318]. Альфред, в отличие от своих предшественников, активно интересовался литературой, чему способствовала его грамотность: в 12 лет он начал учиться чтению на родном языке, а в 40 стал изучать латынь [5. С. 61]. Строительство укрепленных бургов, создание системы бокленда и изменение принципов формирования войска - все это говорит нам о прагматическом характере политики Альфреда, направленной на укрепление безопасности и усиление позиций уэссекского королевства [6].

Наиболее вероятным объяснением трансформации поведения Альфреда Великого является психологический кризис, связанный с неудачами начала его правления, видное место среди которых занимает поражение в битве при Уилтоне в 871 г. Скитания и неудачи поставили перед Альфредом серьезные проблемы адаптации к окружающей действительности. Традиционные схемы поведения не работали. Демонстрация храбрости в этой битве не только не принесла победу, но обернулась поражением, когда викинги заманили англосаксов в ловушку притворным отступлением. И Альфред постепенно модифицировал свое поведение. Примером этому может служить выплата значительной по размерам дани Альфредом для избавления от норманнской опасности. Это на 7 лет отсрочило решающее столкновение с данами и позволило провести необходимые преобразования. В 878 г. в битве при Эддингтоне войска викингов были разгромлены, а их вождь Гутрум был крещен Альфредом и получил христианское имя - Этельстан [2. СЬ. 56; 7. СЬ. 148, 149]. Крещение Гутрума - это попытка заставить данов соблюдать взятые на себя обязательства, с одной стороны, и демонстрация связи между победами Альфреда и помощью Бога-дарователя побед, с другой. Христианский Бог Альфреда оказался в 878 г. сильнее богов, которым поклонялся Гутрум. Этот последний признал свое поражение, согласившись на обряд крещения.

Альфред примирил христианские установки со своими политическими интересами, а героику варварских ценностей смог отодвинуть на второй план. Механизм, с помощью которого он сумел примирить христианские и языческие ценности, принято называть формированием позитивной иден-

тичности. Мы ясно видим, как молодой Альфред страдает от чувства собственной греховности, неуверенности в себе. Он даже призывает Бога послать ему какую-нибудь болезнь, чтобы избавиться от влечений плоти. Это прозрачно показывает нам, что господствующей на данном этапе развития личности является негативная идентичность, выражающаяся во враждебном отношении к самому себе. Формирование новой идентичности, по всей видимости, относится к периоду после 871 г., когда молодой король сумел пережить тяжелое поражение при Уилтоне, в результате определившись со своими приоритетами и ценностями. И если негативная идентичность была рационализирована как греховность, то позитивная - как выполнение божественного замысла. Отсюда проистекает необыкновенная уверенность в своих силах и своей правоте. А.Г. Глебов, характеризуя личность Альфреда, справедливо отмечает : «Этот человек был непоколебимо убежден в том, что все его труды, победы и поражения предопределены Господом, а он является Божьим избранником и исполнителем Его велений» [5. С. 225].

Люди Средневековья преимущественно являются носителями авторитарного характера, для них норма является безусловным императивом, а отношения господства и подчинения - главным содержанием их коммуникации [8]. И в этом смысле Альфред не является исключением. Но успехи Альфреда укрепляли его уверенность и позитивную идентичность, что позволяло продолжать выбранный путь и добиваться новых успехов. Проведенный анализ показал, что полидисциплинарная технология позволяет интегрировать макроисторические теории и концепции, нацеленные на изучение бессознательного, и объяснить развитие личности Альфреда, его становление в качестве выдающегося государственного деятеля нового типа.

Литература

1. Николаева И.Ю. Проблема методологического синтеза и верификации в истории в свете современных концепций бессознательного: Дис. ... д-ра ист. наук. Томск, 2006.

2. Assers Life of King Alfred / Transl. by A.S. Cook. Boston, 1906; Anglo-Saxon Chronicle / Ed. and transl. by B. Thorpe. London, 1861.

3. Ли Б.А. Альфред Великий, глашатай правды, создатель Англии. 849-899 гг. / Пер с англ. З.Ю. Метлицкой. СПб., 2006.

4. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства / Пер. с ит. В.П. Гайдука. М., 1987.

5. Глебов А.Г. Альфред Великий и Англия его времени. Воронеж, 2003.

6. Глебов А.Г. Англия в раннее Средневековье. СПб., 2007.

7. Anglo-Saxon Chronicle / Ed. and transl. by B. Thorpe. London, 1861.

8. Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. М., 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.