Научная статья на тему 'От имиджа личности к имиджу Отечества'

От имиджа личности к имиджу Отечества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
285
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы —

Беседа главного редактора с профессором В.М. Шепелем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От имиджа личности к имиджу Отечества»

НАШИ ИНТЕРВЬЮ

От имиджа личности к имиджу Отечества

(Беседа главного редактора с профессором В.М. Шепелем)

Осенью 1998 года в нашей стране была создана интереснейшая структура, у которой, надо полагать, все лучшее впереди. Я веду речь о Лиге профессиональных имиджмейкеров, основателем и президентом которой стал известный (в чем еще неоднократно убедится читатель) ученый Виктор Максимович Шепель.

Прошло немного времени - и начатая Лигой деятельность обрела свое, пусть пока скромное, образовательное пространство: в Московском институте индустрии моды открылся профильный факультет, а кафедру имиджмей-керства и общественных связей возглавил все тот же неуемный Виктор Максимович.

У моего собеседника сложилась своя научная школа: подготовлено 52 кандидата и 13 докторов наук. Среди последних Светлана Викторовна Баны-кина, она заведует сейчас кафедрой человековедческих технологий в ИПК работников образования Московской области. Лидия Измайловна Мухамедо-ва - доктор педагогических наук, начальник Управления образованием г. Астрахани.

Меня, как, очевидно, многих других, всегда интересовали яркие, неординарные люди, способные каким-то верхним слухом улавливать потребности времени, находить им глубокие обоснования, выводить их на авансцену общественной жизни в духовно-материальных «одеждах», рассчитанных на дли-

тельную и заманчивую перспективу. На таких людей с подозрением смотрят «унылые наборщики готового смысла» (О. Мандельштам), с явным сомнением относясь к неожиданным перепадам научных интересов. Тем более, если они далеко не всегда укладываются в логику прежних научно-педагогических предпочтений.

В.Ш. Ну, это Вы, Борис Григорьевич, загнули, если говорить о моих прежних занятиях! Хотя определенные «зигзаги» случались.

Знаете, я ведь окончил юридический институт и готовил себя к деятельности на этой профессиональной ниве. Но, как говорил известный персонаж, «от судьбы не уйдешь». А она направила меня в подмосковный Раменский горком комсомола, чтобы занялся я там рабочей молодежью.

Здесь-то мне и пришлось вплотную соприкоснуться с той категорией молодых производственников, которых называют мастерами. Оказалось, что эти люди, окончившие вузы и техникумы, наиболее «встроенные» в рабочий класс и отражающие в значительной мере умонастроения, психологию своих подчиненных, совершенно не владеют социально-психологическими, педагогическими навыками! Нулевая отметка, запроектированная вузовскими реальностями!

Б.Я. Вспоминаю свои комсомольские опыты, и они тоже окрашены по-

добными горестными воспоминаниями.

В.Ш. Так вот, «прикосновение к человеку» с этой стороны оказалось настолько впечатляющим, что оставить его «на потом» я уже не мог и решился написать книгу под названием «Производственная педагогика». В 1969 г. благодаря издательству «Экономика» состоялся мой авторский дебют, не скрою

- успешный.

Б.Я. Успех окрыляет; в подобных случаях все происходит почти по Пушкину: «и просится рука к перу, перо - к бумаге... »

В.Ш. Мне бы писать стихи, а я взялся за... пособие по психологии для мастеров и бригадиров, которое моментально было разобрано, опубликовано за рубежом.

Б.Я. А где же, за какими горизонтами вили себе гнездышко Ваши прозрения по поводу имиджмейкерства?

В.Ш. О чем Вы говорите? Воодушевленный первыми удачами, я приношу в 1972 году в издательство «Московский рабочий» рукопись новой книги «Руководитель и подчиненный». И все бы ничего, если не подзаголовок «Конфликты в социалистическом производстве и их решение в коллективе», приведший главного редактора буквально в смятение. «Какие могут быть конфликты при социализме? - вопрошал он.

- О чем Вы?»

Пришлось подзаголовок заменить на «Конфликты и их решение».

Б.Я. Судя по всему, неприятный осадок, оставшийся после крутой редакторской правки, уже не остановил Вас? Наверное, зрело убеждение, что направление поиска стоит того, чтобы

заняться им более системно, в том числе и с учетом первых профессионально-педагогических опытов в Высшей партийной школе?

В.Ш. Как преподаватель и автор я в то время всецело занялся социологическими проблемами управления и был даже очень замечен в кругах специалистов, готовил кандидатскую. А как же? Между прочим, в те годы, работая над материалами к Постановлениям ЦК КПСС и Совета министров СССР по Череповецкому металлургическому и Минскому тракторному заводам, я впервые ввел в их тексты понятие «социальная психология». До этого оно в нашей научной и политической литературе если и употреблялось, то только в плане критики буржуазной социологии.

Б.Я. Сам многократно участвуя в такой же работе, понимаю - не просто благое дело, а настоящий прорыв! В том числе и к успешной защите собственной диссертации!

В.Ш. Опять же все не так просто. Дело в том, что тогда одну из моих работ по психологии стимулирования труда перевели в Японии, а меня пригласили туда почитать лекции. Что ни говорите, побывать в Стране Восходящего Солнца, да еще с такой целью -перспектива заманчивая, но не для тех, у кого я находился в подчинении.

Вопрос был поставлен прямо: или Япония, или диссертация. Словом, в 1972 году мне не удалось взять журавля в небе. Но, представьте себе, ровно через 30 лет я получаю письмо... от Президента США Дж. Буша с благодарностью за мои книги!

Все же существует перст судьбы!

Б.Я. Именно этим перстом, на мой взгляд, отмечены Ваши последние кни-

ги: имею в виду «Имиджелогию», «Ор-тобиотику» и, конечно же, «Управленческую антропологию», наиболее полно вобравшую в себя круг Ваших научных идей, педагогических занятий и опытов общественной деятельности -вплоть до консультаций в Государственной Думе. Словом, определился тот вектор научных и практических интересов, который составляет, если можно так сказать, шепелевскую «нишу».

В.Ш. Не скажите! Тот круг научных и педагогических проблем, которыми я занимался многие годы, имеет немало талантливых и глубоких исследователей, которые, конечно же, не столько и не только благодаря мне вошли в него, а оказались увлеченными и научной привлекательностью самого предмета, и жизненными обстоятельствами, и самой духовной атмосферой, востребовавшей от людей большего разнообразия позитивных состояний, настроений, эмоций.

Б.Я. Конечно, можно обрести их стародавним методом проб и ошибок, освоения здоровых народных традиций. Еще Вольтер заметил, что общество живет не идеями отрицательными, но идеями положительными. Однако соединить эти грандиозные сокровища человеческого духа, придать им облик человековедческих технологий -задача наисложнейшая. Ее судьбоносность очевидна. Кстати, в Вашей «Управленческой антропологии» есть замечательное тому подтверждение.

Однажды в Англии к ректору старейшего университета пришли журналисты. Они долго не могли его найти. После долгих поисков его обнаружили в саду читающим Шекспира. «Как, Вы читаете Шекспира? - удивились журналисты. - А кто же управляет университетом?» Ректор улыбнулся и отве-

тил: «Университетом управляют Традиции».

Случай, разумеется, не массовый, но весьма многозначительный.

В.Ш. Так уж получилось, что духовно-нравственная сторона управленческой деятельности, которой я отдал многие годы жизни, вывела меня на че-ловековедческие технологии, а от них - к имиджелогии и ортобиотике. Сначала я написал учебное пособие на животрепещущую для любого руководящего лица тему «Как нравиться людям». Одновременно шла и научно-организационная, учебно-методическая подготовка: речь идет об уже упомянутой кафедре в ИПК работников образования Московской области, а также о Центре человековедческой компетентности педагога того же ИПК. Вскоре появилась и Лига профессиональных имиджмейкеров, которую я возглавляю.

Б.Я. О Лиге разговор особый, Виктор Максимович! Нужно ли обладать Вашими учеными степенями и званиями - Вы к тому же еще и академик, заслуженный деятель науки России, чтобы заниматься имиджем? Известно, над ним работают визажисты, стилисты, парикмахеры, которые далеки от серьезных наук.

В.Ш. Чтобы не смущать Вас своей научной амуницией, давайте поразмышляем, что такое имидж. В чем его полезность для всех людей?

Б.Я. То есть Вы хотите сказать, что имидж - это не только удел политиков, с деятельностью которых на него возник повышенный спрос?

В.Ш. Люди становятся по-настоящему счастливыми, когда испытывают комфорт общения. В чем особенно нуж-

даются такие людские общности, как семья, дружеская компания, трудовой коллектив? Значимость комфортности общения возрастает, когда ухудшаются условия жизни людей, когда в дефиците теплота человеческого общения -мощный согреватель тела и души каждого из нас. Если принять во внимание, что одну треть жизни мы спим, а шесть лет тратим на принятие пищи, то вполне понятно, насколько непродолжительно то активное время, в котором люди хотя получать удовольствие от общения с себе подобными!

Б.Я. И что же, имидж может помочь в этом людям?

В.Ш. Имидж - это облик личности. При знакомстве с кем-то мы прежде всего снимаем визуальную или аудиаль-ную информацию с человека: как он смотрится, как он слушает, как говорит?

За двенадцать секунд формируется впечатление о человеке. Для его коррекции требуется около часа. Если Ваш имидж благоприятен, он излучает свет людям. Даже животные, к примеру собаки, лошади, покорно ведут себя с симпатичными людьми.

Б.Я. Так в чем же антропологическая суть имиджа?

В.Ш. В достижении эффекта личного обаяния, т.е. в расположенности к людям, в умении одаривать их своей душевностью. Еще Петр I попытался визуально облагородить российскую нацию. Достойным имиджем обладали русские офицеры. Вспомним их девиз: «Дела - Отечеству, сердце - даме, честь - никому».

Б.Я. Однако в жизни нередки факты, когда внешняя благочестивость -всего лишь лицемерие.

В.Ш. Вы почти цитируете Никколо

Макиавелли, который ввел понятие «личина». Ее назначение: государь должен смотреться так, каким его хочет видеть народ. Мне больше нравится суждение Ф.И. Шаляпина: внешний облик человека должен наилучшим образом отражать его внутреннюю духовность.

Б.Я. В чем же практическая полезность имиджа для обыкновенных людей, обывателей?

В.Ш. Меня нередко спрашивают, можно ли при помощи имиджмейкера стать красивым? Отвечаю: только при наличии соответствующих природных данных. Обаятельным же может стать каждый, кто приложит необходимые усилия в содружестве с имиджмейкером. Главное - помнить, что внешность - это еще не имидж. Напомним о надписи Д.И. Менделеева на его учебнике «Основы химии»: «Сущность познается через форму». Известно, что назначение мастеров икебаны - найти каждому цветку только ему принадлежащее место в букете. Подобным специалистом выступает имиджмейкер, назначение которого -помочь человеку овладеть секретами личного обаяния, создать ауру общения.

Б.Я. Помнится, в сериале «Династия» главное действующее лицо Блэйк Керрингтон утверждал, что имидж -это выдумка журналистов.

В.Ш. Но он жестоко поплатился за столь ошибочное суждение, проиграв выборы. Вместе с тем сам этот сериал - прекрасное учебное пособие по имиджу.

Один только пример из него: Алексис получает от Дэкса бриллиантовое колье. К сожалению, многие не заметили того факта, что, прежде чем надеть его на себя,

она, подойдя к зеркалу, сняла свои бриллиантовые серьги.

Б.Я. Чем же полезен имидж для тех, у кого не возникает проблем с подобными дорогими украшениями?

В.Ш. Благодаря личному обаянию можно успешно адаптироваться в любой социальной среде. Благодаря ему нагляднее проявляются лучшие лично-стно-деловые качества человека. Кстати, это особенно важно при поступлении на работу. Я неоднократно наблюдал, как люди, имеющие несомненные профессиональные данные, не смотрятся внешне, не умеют себя «подать», а потому часто не достигают поставленных перед собой целей.

Б.Я. Вы как-то говорили, что благодаря имиджу можно раздвинуть рамки своего возраста.

В.Ш. Вспомним Л. Орлову или загадочное возрастное состояние Л. Гурченко: возраст - это не сколько тебе лет, а как ты выглядишь, насколько приятен в общении.

Б.Я. В вашей книге «Ортобиотика: слагаемые оптимизма» Вы рассказываете о психотерапевтическом эффекте имиджа. В чем его суть?

В.Ш. Наша слушательница, пройдя курс обучения по имиджелогии, опубликовала в одном журнале статью «Я стала счастливой». Помогло ей в этом и то, что она овладела нашей технологией самопрезентации, т.е. умением подавать себя, причем обладая весьма скромными внешними данными.

Ей за пятьдесят лет. Небольшого роста. Расположена к полноте. Кругловатое лицо с чуть крупноватыми чертами. Но она образованна, доброжелательна к людям, владеет техникой имид-

жирования. На работе к ней постоянно обращаются за советами на этот счет. Руководство поручает ей встречать разные комиссии и гостей. Подобная востребованность и призвание придали ей уверенности, ее биоэнергетика работает на полных оборотах жизненного оптимизма. Все это целительные факторы для человека.

Б.Я. Можно ли сказать, что имидж, будучи все же в значительной степени внешним проявлением человека, обладает внутренней энергией - духовной и душевной?

В.Ш. Для создания ореола обаяния необходима прежде всего духовная наполняемость личности. Вспомним письма лорда Честерфильда к своему сыну. В одном из них он писал: образование дает человеку вес, но только воспитанность придает ему блеск. Русский поэт Петр Андреевич Вяземский верно подметил: «Искусство нравиться есть тайна, даруемая или природой, или похищенная упорным усилием...». В этом ключ для достижения личного обаяния.

Б.Я. Насколько я понимаю, разработанные Вами человековедческие технологии, связанные с такими качественными характеристиками, как имидж, умение жить и радоваться жизни, владеть искусством человеческого общения, дались Вам не так просто, учитывая специфику научно-образовательного консерватизма. С чьей стороны Вы ощущали наибольшее сопротивление?

В.Ш. Прежде всего - из научно-педагогической среды. И в этом, соглашусь с Вами, есть своя логика: держаться за привычное у нас любят: тут ведь все разло-жеено по полочкам, в другом сердцу и уму порядке. И вдруг появляется Шепель -поклонник интегративных жанров, то

есть создания научных, учебных подразделений, в которых локальные специалисты-гуманитарии - политологи, психологи, культурологи, социологи - чувствуют себя дискомфортно, их ведь не готовили к интегративной деятельности.

Б.Я. Пожалуй, Вы правы. Последние десятилетия в явном фаворе были процессы, связанные с дифференциацией гуманитарных знаний, хотя естественнонаучные и технические шли прямо противоположным путем: последние раньше почувствовали дыхание информационных и постиндустриальных реальностей и пошли - где на сближение, а где - на слияние. Биотехнология, синергетика - самые близкие примеры.

Между тем как человек в плане системного анализа до сих пор зачастую разъят. Даже литература устыдилась названия «человековедение».

В.Ш. Поэтому нужны, как воздух, человековедческие технологии, ориентированные на познание, формирование и развитие в людях готовности к

гражданскому, духовно-нравственному совершенству.

Вы думаете, почему я на своей кафедре в Институте индустрии моды пытаюсь соединить профессиональное имидж-мейкерство с качественной работой в сфере общественных связей? Противно смотреть, как по всей стране, словно зловещая эпидемия, распространяется «черный пиар», грязные политтехнологии: они запутывают, сбивают с толку людей, оскверняютздоровые нравственные чувства, духовную атмосферу в обществе, разрушают народные начала российского менталитета!

Что им противопоставить? «Белый пиар», смысл которого - не унижать, не топить, а возвышать достойных людей! Убежден, что никакие федеральные программы типа пресловутой толерантности, снятые, как фрак, с чужого плеча, тут не помогут.

Если уж и нужна программа, работающая на народ и страну, то таковой может стать федеральная концепция «Имидж Отечества».

Беседу провел Б.Г. Яковлев.

1990/91 1991/92 1992/93 1993/94 1994/95 1995/96 1996/97 1997/98 1998/99 1999/2000 2000/2001

Всего 583.9 565.9 520.7 543.5 567.7 628.6 674.3 748.3 831.8 946.4 1140.3

Промышленность н строительство 231.0 209.7 185.2 194.4 203.5 227.7 246.5 274.9 304.7 346.5 411.6

Сельское хозяйство 51.2 49.6 48.0 52.1 56.0 59.6 60.5 62.7 67.5 78.9 85.7

Транспорт и связь 33.3 32.2 28.4 29.6 31.1 34.1 35.5 37.5 43.5 50.4 58.5

Экономика и право 39.6 36.6 39.4 43.9 49.4 58.8 67.3 80.3 94.2 103.9 151.3

Здравоохранение, физическая культура и спорт 40.3 39.6 34.6 30.2 28.6 29.5 29.9 32.3 34.2 36.1 40.3

Просвещение 184.6 193.7 180.7 188.4 194.4 212.8 228.3 253.8 279.8 322.5 383.5

Искусство и кинематография 3.9 4.5 4.4 4.9 4.7 6.1 6.4 6.8 8.0 8.1 9.4

В целом прием студентов в высшие учебные заведения страны увеличился за последние десять лет практически в два раза. Стремительный рост приема студентов отмечался в вузах экономики и права (3,8 раза), искусства и кинематографии (2,4 раза), просвещения (2,1 раза). Возрос прием и в вузах таких отраслевых групп, как промышленность и строительство, транспорт и связь (в 1,8 раза) и сельское хозяйство (1,7 раза).

Прием студентов в государственные высшие учебные заведения по отраслевым группам

(на начало года; тысячи человек)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.