Научная статья на тему 'От диалога культур к международному диалогу культур'

От диалога культур к международному диалогу культур Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
897
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ / КУЛЬТУРА / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / DIALOGUE / CULTURE / CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Борисенко Ольга Андреевна

Рассматривается вопрос о межцивилизационном порядке в мире, где яркое проявление международного диалога культур представлено в деятельности общественных объединений по всему миру, региональных и международных структур

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From Dialogue of Cultures to the International Dialogue of Cultures

The question about the order between civilizations in the world is observed, the world where a manifestation of the international dialogue of cultures is represented in the activities around the world, regional and international structures

Текст научной работы на тему «От диалога культур к международному диалогу культур»

Философские науки

УДК327.009

Борисенко Ольга Андреевна Olga Borisenko

ОТ ДИАЛОГА КУЛЬТУР

К МЕЖДУНАРОДНОМУ ДИАЛОГУ КУЛЬТУР

FROM DIALOGUE OF CULTURES TO THE INTERNATIONAL DIALOGUE OF CULTURES

Рассматривается вопрос о межцивилизационном порядке в мире, где яркое проявление международного диалога культур представлено в деятельности общественных объединений по всему миру, региональных и международных структур

Ключевые слова: диалог, культура, цивилизация

The question about the order between civilizations in the world is observed, the world where a manifestation of the international dialogue of cultures is represented in the activities around the world, regional and international structures

Key words: dialogue, culture, civilization

Говоря о взаимодействии цивилизаций и культур, мы имеем в виду современный глобализирующийся мир. Существуют три фактора, определяющих современную глобализацию: мировой рынок, конфигурация политических или даже военно-политических сил и трансляция западных культурных традиций на остальной мир. По мнению академика В.С. Степина, глобализация — это процесс, который завершил эпоху модернизации. Он отмечает, что в индустриальную и постиндустриальную эпохи западные культурные ценности, прежде всего технологии и связанные с ними знания, трансплантировались в традиционалистские общества и переворачивали, перепахивали их почву [1].

Данная позиция объясняет тот факт, что столкновение между культурами может привести к большим проблемам не только на национальном, но и на международном уровне. Современная философия культуры в данной ситуации отводит значимое место диалогу культур: на Всемирном форуме по межкультурному диалогу в апреле 2011 г. в Баку директором Института философии

РАН А.А. Гусейновым на одном из круглых столов отмечено, что альтернативы диалогу у мира в ближайшее время нет. Следовательно, здесь мы видим удивительное перерождение «двуликого Януса» — без диалога нет культуры, без культуры не может быть и диалога. Поэтому обращение к взглядам В. Библера, что диалог культур — это ситуация столкновения принципиально несводимых друг к другу «культур мышления, различных форм разумения» [2] подтверждает сказанное.

В проекте Д.С. Лихачева «Декларация прав культуры» [3] говорится, что «культурные различия народов и неспособность к культурному взаимопониманию и взаимо-обогащающему диалогу культур стали одной из причин межэтнических войн и международных конфликтов XX столетия»[4]. Современная ситуация показывает возрастание межнациональных конфликтов в мире. В связи с тем, что конфликты на национальной почве формируются в течение длительного времени, причины их возникновения разные, при этом все они могут быть между собой взаимосвязаны. Хотя эта

связь условна, но благодаря превалированию тех или иных интересов и причин, их можно подразделить на политические, экономические, географические, социальные, культурные. 2008 год был объявлен годом межкультурного диалога как год разрешения существующих конфликтов в пространстве Европейского Союза, а 2012 — годом диалога КНР и Европейского Союза. Данный факт говорит о том, что на арену общественной жизни выходит международный диалог культур, который «усиливает взаимопонимание между народами, дает возможность лучшего познания собственного национального облика» [5].

Данный вид диалога культур определяет, что значимым становится культурный аспект внешней политики, а диалогическое развитие становится частью международного диалога культур, который способствует взаимопониманию, дает возможность раскрытию собственного облика культур народов, вступающих в международный диалог. Мировая общественность проводит встречи, симпозиумы и конференции по сохранению культурного наследия и благодаря неформальному общению укрепляются взаимоотношения.

7 мая 2008 г. на 118-й сессии Комитета министров Совета Европы (СЕ), проходившей на уровне министров иностранных дел стран — членов СЕ, в окончательном варианте принята Белая книга Совета Европы по межкультурному диалогу. В преамбуле отмечается: «Межкультурный диалог нельзя предписать с помощью закона. Он должен сохранять характер добровольного приглашения к реализации основополагающих принципов, изложенных в этом документе, к гибкому использованию различных рекомендаций, представленных здесь, а также к участию в продолжающейся дискуссии о будущей организации общества»[6].

Если международный диалог рассматривать в рамках правовой культуры, то ярким тому примером может служить вступление России в Европейский Союз. Чтобы это произошло, России необходимо подписать пункт № 6 Европейской конвенции «о правах человека», — о неприменении смер-

тной казни. Хотя мы и поднялись до уровня стран ЕС, однако оказались не готовы к «решительным мерам» — согласно статистическим данным, 70 % населения России проголосовало «за» применение смертной казни. — Правительство подписало соглашение о том, что смертная казнь на территории РФ будет заменяться пожизненным заключением.

Яркое проявление международного диалога культур представлено в деятельности общественных объединений по всему миру, часть из которых занимаются вопросами межрелигиозного содержания. Это Центр Всемирного Диалога, Международное общество универсального диалога, Институт глобального диалога, Организация межрелигиозного диалога. Центр Всемирного Диалога — это международная неправительственная организация, которая существует для углубления понимания между народами мира. Центр создан в 1995 г. и основан на убеждении, что все люди имеют право на участие в свободном и открытом обсуждении идей. Центр занимается организацией конференций и дискуссий по вопросам глобального характера. Расположение центра на Кипре — исторический мост между Европой и Ближним Востоком

— идеально подходит для общения культур Востока и Запада [7].

Международное общество универсального диалога основано в 1989 г. в Варшаве. В Конституции Общества говорится о стремлении «реализовать самые высокие и богатые человеческие ценности в науке, политике, образовании и общественной жизни». Цель Общества — вызвать интерес к глобальному диалогу, так как все Народы мира принадлежат к единому виду [8].

Институт глобального диалога основан в 1978 г. и занимается вопросами межрелигиозного диалога. Он занимается организацией конференций по проблемам межрелигиозного, межкультурного и идеологического диалога по всему миру. К их числу относятся семинары по «Еврейско-христианскому диалогу» в немецких университетах (Восток и Запад) и на всей территории Соединенных Штатов; «Хрис-

тианско-марксистский Диалог» в США и Европе, в бывшем Советском Союзе и Китае, а также «Международный Буддийский

— христианский диалог» в Японии [9].

Организация межрелигиозного диалога создана в 2002 г. как некоммерческая, она занимается вопросами дружеских турецко-американских отношений: орга-

низует конференции и симпозиумы, посвященные изучению мировых религий и конфессий [10].

Институт глобального диалога основан в 1995 г. и является независимой южноафриканской организацией, которая занимается анализом внешней политики Южной Африки, научными исследованиями. Одна из ее стратегических целей — создание и укрепление взаимовыгодного стратегического партнерства в африканском регионе и глобальном уровне [11].

Данные примеры показывают — диалог культур вышел за границы теоретико-практического осмысления. Через реализацию политики и деятельности данных структур ( организаций) диалог культур приобретает институциональное звучание, понять значение которого еще предстоит. Однако главное, пожалуй, состоит в том, что эти объединения берут на себя достаточно сложную миссию — не только разрешение конфликтов этнических и религиозных направлений, но и формирование межциви-лизационного культурного пространства.

В последние годы понятие «цивилизация» в отечественной литературе получило большое распространение, что можно объяснить не только отказом от формационного подхода к изучению истории, но и тем, что многие исследователи как отечественные, так и зарубежные обращаются к данному понятию для обозначения основных границ современного человечества. Поэтому в истории философии культуры и культурологии сформировались два подхода: первый ориентировался на гибель цивилизаций, второй — на диалог. В 2002 г. под эгидой ООН выходит монументальный труд «Преодолевая барьеры. Диалог между цивилизациями»[12]. В. Межуев отмечает, что для 18 ученых из разных стран «диалог

— это надежный инструмент для построения новой парадигмы глобальных отношений. Диалог — это самый первый шаг, который дает нам чувство сопричастности, ибо, общаясь с другими и слушая других, мы делаем первый шаг на пути к нашей общности» [13]. Вводя понятие «универсальная цивилизация», В.М. Межуев замечает, что она «если когда-нибудь и состоится», то «отношения людей внутри такой цивилизации — это всегда отношения равенства, партнерства между разными культурами».

Стремление к диалогу между цивилизациями, культурами и народами лежит в основе мандата ЮНЕСКО и закреплено в ее Уставе. Развитие диалога во имя мира, укрепление идеи мира «в умах людей» — краеугольный камень миссии ЮНЕСКО.

Преследуя основные цели сохранения и защиты духовных и культурных ценностей человечества, в 2003 г. создан Мировой общественный форум (МОФ) «Диалог цивилизаций». Это международная неправительственная организация, которая объединяет в единое сетевое сообщество ученых, интеллектуалов, политиков, бизнесменов, деятелей искусства и культуры, представляющих многообразие традиций, культур и верований из различных стран мира, работает с государственными, общественными и религиозными институтами на основах осуществления и развития принципов сотрудничества, взаимопонимания и диалога между цивилизациями. В настоящее время в деятельности сетевого сообщества «Диалог цивилизаций» участвуют представители ведущих международных неправительственных организаций, мировых средств массовой информации, крупнейших научно-исследовательских центров Северной и Южной Америк, Европы и Азии [14].

Таким образом, в условиях глобализации на передний план выходит вопрос о межцивилизационном порядке в мире. В материалах Министерства иностранных дел России о межцивилизационном диалоге говорится, что современные ученые формируют два сценария развития межциви-лизационных отношений в мире. Первый связан с дальнейшей всесторонней интерна-

ционализацией при сохранении специфических культур, а второй предусматривает конвергенцию, при которой цивилизационные ценности различных культур как составные части вольются в глобальную цивилизацию. Можно сказать, глобализация начинает формировать новый императив сосуществования человечества — межци-вилизационное согласие, которое должно обеспечить сосуществование культур и ре-

лигиозных традиций, признание множественности моделей развития с различными системами ценностей, что нашло свое подтверждение в словах Министра иностранных дел РФ, члена Совета безопасности РФ, Чрезвычайного и Полномочного Посла С.В. Лаврова: «Глобализация диктует выбор в пользу толерантности и цивилизационной совместимости, деидеологизации межгосударственных отношений» [15].

Литература

1. Степин В.С. Круглый стол «Диалог культур и партнерство цивилизаций» // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения, 14-15 мая 2009 г. - СПб.: СПбГУП, 2009. - С. 212.

2. Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры. — М., 1998. — С. 21.

3. Проект передан в Правительство Санкт-Петербурга для дальнейшего представления в ЮНЕСКО от имени России.

4. Лихачев Д.С. «Декларация прав культуры» [Электронный вариант]. — Режим доступа: http://www.romance.ru/cgi—bin/index.cgi?page=d—6—3&item=1.

5. Зиновьев И.В. «Проблемы русской философии диалога (историко-философский анализ)»: автореф. канд. дис. ... по филос. — Екатеринбург, 2008. — С. 17.

6. Белая книга Совета Европы по межкультурному диалогу [Электронный вариант]. — Режим доступа: http://www.mpa—sf.ru/mpa—biblioteka/167—2010—04—25—18—56—00.html.

7. Centre for World Dialogue (в переводе с англ. яз. Центр всемирного диалога) Официальный сайт организации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.worlddialogue.org/

8. The International Society for Universal Dialogue (в переводе с англ.яз. Международное общество универсального диалога) Официальный сайт организации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.isud.org/

9. The Dialogue Institute (в переводе с англ. яз. Институт глобального диалога) Официальный сайт организации [Электронный ресурс]. — http://institute.jesdialogue.org/

10. The Institute of Interfaith Dialog (в переводе с англ. яз. Организация межрелигиозного диалога) Официальный сайт организации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. interfaithdialog.org/

11. The Institute for Global Dialogue (в переводе с англ. яз. Институт глобального диалога) Официальный сайт организации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.igd.org.za/

12. Ариспе Л., Ашрави Х., Абулмагд А. Преодолевая барьеры. Диалог между цивилизациями: пер. с англ. / Под ред. С. П. Капицы. — М., 2002. — 192 с.

13. Межуев В.М. На пути к универсальной цивилизации / Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры: X Международные Лихачевские научные чтения, 13-14 мая 2010 г. — СПб.: СПбГУП, 2010. — С. 119-121.

14. Официальный сайт МОФ «Диалог цивилизаций» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.wpfdc.org/

15. Лавров С.В. Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры // «Международный диалог культур». Дипломатическая программа чтений [Электронный ресурс].

— Режим доступа: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/Dip_Programma/012_SV_Lavrov_lek.pdf.

Коротко об авторе Briefly about the author

Борисенко О.А., аспирантка, Забайкальский госу- O. Borisenko, postgraduate student, Zabaikalsky

дарственный университет (ЗабГУ) State University

оіепка rabota@maiI.ru

Научные интересы: природа диалога, диалог Scientific interests: nature of dialogue, dialogue of

культур cultures

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.