Научная статья на тему 'От бакалавра к магистру через повышение компетентности специалистов'

От бакалавра к магистру через повышение компетентности специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлов А. П., Иванова Н. В., Иванова Н. Ю., Иванов К. В., Мастуров И. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От бакалавра к магистру через повышение компетентности специалистов»

Павлов А.П., к.т.н., профессор НОУ ВПО ИГУПИТ Иванова Н.В., к.п.н., доцент НОУ ВПО ИГУПИТ Иванова Н.Ю., к.э.н., доцент НОУ ВПО ИГУПИТ Иванов К.В., к.э.н., доцент НОУ ВПО ИГУПИТ Мастуров И.Я. к.т.н., доцент, НОУ ВПО ИГУПИТ Мохов А.И., д.т.н, профессор НОУ ВПО ИГУПИТ Сафронов В.М. ст. препод. НОУ ВПО ИГУПИТ

От бакалавра к магистру через повышение компетентности

специалистов

Модель формирования профессиональной компетентности специалистов

Изменения, происходящие в экономике страны, вхождение России в общеевропейское и мировое образовательное пространство требуют новых подходов в образовательной политике.

Вступление России в ВТО, введение Международной системы финансовой отчетности (МСФО) и требований перехода всех предприятий на систему подтверждения отчетности аудиторскими заключениями, непрерывные изменения в нормативных документах, формах отчетности, системе налогообложения меняют характер и содержание деятельности бухгалтеров.

За последние годы существенно изменились требования к специалистам со стороны работодателей.

Если раньше были востребованы узко специализированные умения и навыки, то сегодня необходимы компетентные специалисты.

Отечественная система образования является важным фактором

сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки и образования.

Профессиональное образование является составной частью системы социализации человека, формирования личности и профессиональной компетентности обучающихся.

Профессиональное образование - базис социально-экономического развития общества, основа научно-технического прогресса, многих сфер жизнедеятельности государства, средство формирования, развития, самоутверждения личности.

В решении задач социально-экономического развития России, удовлетворения запросов и потребностей личности в получении соответствующего уровня профессиональной квалификации важная роль принадлежит профессиональному образованию.

Преобразования в экономике обусловили приоритетную цель учреждений профессионального образования - подготовка конкурентоспособного специалиста-профессионала. Рынок труда показывает, что в ходе прохождения профессионального отбора несоответствие претендентов определяется по двум параметрам: уровень профессиональных умений и навыков и индивидуально-личностные особенности.

Вопрос повышения конкурентоспособности работника на рынке труда обусловлен повышением требований работодателей к уровню квалификации работников. Развитие производственных технологий привело к существенному изменению квалификационных требований к работникам. Изменения в области производственных технологий обусловливают необходимость формирования у специалиста особых профессиональных знаний, умений и навыков, свойств, качеств и способностей, обеспечивающих его профессиональную мобильность, компетентность и социальную защищенность.

Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, выпускник высшего профессионального образования должен быть специалистом широкого профиля, обладать знаниями основ маркетинга, менеджмента, финансовой, бухгалтерской сферы, предпринимательства. Подготовка таких специалистов - ведущая тенденция профессионального образования в целом.

Следует отметить, что подготовка специалистов среднего звена находится в некотором несоответствии с мировой практикой. Россия находится лишь в стадии становления подготовки кадров среднего звена по маркетингу и менеджменту, ощущается дефицит экономистов и финансистов, способных работать в сложившихся условиях. Профессиональное образование еще не может в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. Все зависит от выбора наиболее эффективного способа повышения компетентности специалистов за счет качественной профессиональной подготовки, улучшения их профессионально-квалификационных характеристик.

От специалиста среднего звена требуют новых профессиональных и личных качеств, среди которых следует выделить системность мышления, правовую, информационную, коммуникативную культуру, самостоятельность, инициативность, творческую активность, ответственность за выполненную работу, гибкость и мобильность. Это обусловливает необходимость перехода системы высшего профессионального образования на реализацию опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности. Опережающее образование ориентируется не столько на конкретную профессиональную деятельность специалиста, сколько на формирование у него готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений, и обеспечивает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускника, отвечающего запросам современного рынка труда.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что необходимо обеспечить опережающее развитие профессионального образования, поскольку на современном этапе возрастает потребность народного хозяйства в высококвалифицированных работниках. Надлежит существенно повысить качество профессиональной подготовки на всех уровнях образования с ориентацией ее на международные стандарты качества, интенсифицировать деятельность по укрупнению, интеграции профессий.

Анализ современного рынка труда позволяет сформулировать требования к специалисту:

• базовая теоретическая подготовка, позволяющая осваивать смежные специальности;

• практическая подготовка, позволяющая работать в случае необходимости по рабочей профессии;

• умение работать с компьютерной техникой, использовать ее в сфере профессиональной деятельности, применять информационные технологии;

• навыки делового общения, умение наладить деловые контакты;

• профессиональная готовность к изменению вида и характера профессиональной деятельности.

Современные условия изменяют роль специалистов среднего звена, их место и функции, повышают требования к компетентности, технической культуре и качеству труда. Все это диктует повышение образовательного, культурного, нравственного уровня личности, которая могла бы самосовершенствоваться, самоопределяться, осваивать и приобретать социальный опыт.

Профессиональное образование ориентируется на становление социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом. Принцип профессиональной мобильности предполагает выработку умений творчески применять знания в

производственном труде, самостоятельно приобретать их в дальнейшей жизни. Чем выше и качественнее будет уровень образования, тем успешнее выпускники смогут осваивать на производстве новые специальности, и тем эффективнее принцип профессиональной мобильности будет отвечать требованиям производства и самого человека.

Профессиональные образовательные учреждения должны ориентироваться на подготовку выпускников, для которых характерны:

• профессиональная компетентность;

• высокое профессиональное мастерство и качество труда;

• способность самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою трудовую деятельность;

• пользоваться современной вычислительной и информационной техникой;

• умение самостоятельно принимать решения, предвидеть их возможный экономический и социальный результат, нести ответственность за принимаемые решения и результаты своей деятельности.

Эти требования практически заложены в основном документе, нормирующем подготовку специалиста, в государственном образовательном стандарте (ГОС), который на любую специальность предусматривает определенный минимальный уровень знаний, умений и навыков. ГОС среднего профессионального образования содержит нормативную модель специалиста, требования к содержанию образования и организации учебного процесса для обеспечения качественной подготовки выпускников.

Современный рынок труда нуждается в специалистах среднего звена с реальными знаниями, умениями и навыками, с готовностью и умением самообучаться. Такие качества личности, как гибкость и мобильность, дают возможность активно функционировать на рынке труда, продвигаться в плане профессионального и личностного становления.

Достижениями в обучении можно в значительной мере прогнозировать

профессиональный успех будущего работника, подлинное объяснение полученных результатов состоит в том, что работодатели, принимая на работу выпускников, предоставляют более высокие и лучшие оплачиваемые должности обладателям профессиональных качеств и ключевых компетенций.

Совершенствование подготовки специалистов в области ключевых компетенций является одним из инструментов модернизации образования. Сегодня рынок труда диктует особые требования к выпускникам учебных учреждений. В условиях развивающейся конкуренции возрастает роль творческого потенциала молодого специалиста, позволяющего «безболезненно» и гибко адаптироваться к изменяющимся условиям труда, к новым отношениям.

Главным психологическим условием успешной деятельности в любой области является уверенность в своих силах, а основными направлениями, по которым вырабатывается уверенность в себе, - это освоение и совершенствование профессионального мастерства, адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения, поддержание и укрепление здоровья и работоспособности, создание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа.

Динамика общественных отношений, воздействие их на человека делают опасными проявления некомпетентности, неумения строить межличностные и деловые отношения, проявления интолерантности. Исходя из этого, можно сделать вывод, что стоит задача формирования выпускника, готового выйти на рынок труда в условиях изменяющегося общества.

Экономическая компетентность студентов определяется как деятельностный процесс овладения экономическими знаниями и способствует развитию мышления, интеллекта обучающихся. Формирование экономической компетентности способствует выработке продуктивного стиля использования полученных знаний в познавательной и практической деятельности.

Выпускнику учреждения профессионального образования в современных условиях необходимо:

• гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;

• самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применимы в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

• грамотно работать с информацией, уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы;

• быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;

• самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

От профессионализма и компетентности зависят жизненные и трудовые успехи выпускников. Сегодня речь идет о подготовке специалистов, способных возродить экономику, и главное в этом процессе - не объем получаемой информации, а умение пользоваться ею в профессиональной деятельности.

Перестройка системы образования должна быть связана с изменением ее структуры и содержания, ее функционирования, что позволит ей достичь более высокой эффективности без каких-либо дополнительных материальных затрат, с продуктивным использованием уже имеющихся ресурсов.

Обществу нужны специалисты, способные на самостоятельные решения и действия, готовые взять на себя ответственность в любой профессиональной ситуации, умеющие определять цель деятельности, выбирать оптимальный путь

достижения цели. Ответственность называется среди основных качеств в моделях современного специалиста.

Обновление содержания профессионального образования, ориентированного на решение задач формирования готовности к компетентному поведению и деятельности, предполагает формирование у будущих специалистов профессионально важных умений, позволяющих:

• формулировать основные цели выполняемой работы;

• анализировать ситуации и делать выводы;

• ставить новые вопросы и видеть проблемы;

• владеть основными методиками решения учебно-практических задач;

• систематизировать результаты наблюдений и экспериментов;

• представлять результаты в табличной и графической форме;

• определять характеристики результата и его надежность и др.

На основании анализа различных подходов к моделированию была разработана модель формирования профессиональной компетентности студентов высшего профессионального образования экономического профиля [Иванова Н.В.].

Модель позволила выявить базовые детерминанты, оказывающие влияние на формирование профессиональной компетентности.

Модель формирования профессиональной компетентности включает три блока: содержательный (организационно-подготовительный), процессуальный (исполнительный), и результативный.

I блок - Содержательный (организационно-подготовительный).

Содержание определялось, исходя из требований, предъявляемых к квалифицированному специалисту (выпускнику учреждения высшего профессионального образования экономического профиля).

1. Определяются требования к содержанию знаний, умений и навыков, необходимые для компетентного выполнения профессиональной деятельности по уровням компетентности: общепрофессиональной, профессиональной, специальной. Для этого используются следующие подходы: личностно-ориентированный; технологический; профессиографический; подход выявления профессионально важных качеств, уровневый и блочно-модульный.

Данные подходы позволяют определить, конкретизировать и соотнести требования квалификационных характеристик, стандартов образования, компонентов профессиональной деятельности, ее доминирующих видов, профессионально важных качеств, значимых личностных качеств, интересов, склонностей, способностей специалистов.

В таблице 1 определено содержание образовательного процесса (по предметам специального цикла) на основе выделения компетенций по основанию видов профессиональной деятельности.

Таблица 1.

Высокий уровень математических (счетных)

Профессио способностей, способность к анализу, обобщению,

нально важные хорошее развитие концентрации, устойчивости,

качества переключаемости внимания, высокий уровень развития

специалистов кратковременной и долговременной памяти, склонность

экономического к работе с документами и цифрами, навыки работы на

профиля компьютере, высокая помехоустойчивость, способность длительное время заниматься однообразным видом

деятельности

Значимые личностные качества экономиста Усидчивость, терпеливость, обязательность, ответственность, аккуратность, честность, порядочность, четкость в работе, эмоционально-психическая и волевая устойчивость, способность к самоконтролю.

2. Выделение базовых компонентов знаний, умений и навыков по специальности, по предметам профессионального цикла, по содержанию и организации практической деятельности студентов.

3. Отбор и структурирование учебного материала, уточнение и корректировка учебных и рабочих планов, программ, выделение профессионально важных качеств специалистов экономического профиля, практических умений и навыков.

4. Включение в учебный план вводного курса - вхождение в специальность «Я и профессия», в котором представляется модель специалиста экономического профиля, выделяются предметные области изучения, выстраиваются профессиональные межпредметные связи. Данный курс представляет структурно-логическую схему, ориентировочную основу предстоящей деятельности студентов. Он проводится совместно несколькими преподавателями специальных дисциплин.

5. Разработка методов и форм контроля развития компонентов профессиональной компетентности студентов.

II блок - Процессуальный (исполнительный).

Принципы, на которых строится процесс подготовки компетентных специалистов: системность, непрерывность, поэтапность, целенаправленность, диалогичность и сотрудничество, единство социального заказа, производственных, педагогических и личностных требований.

На процесс формирования компетентности оказывают влияние две группы факторов: внешние (содержание образования, технологии образования,

микроклимат в образовательном учреждении) и внутренние (мотивационная готовность к обучению и освоению профессиональной деятельности, рефлексия и выявление собственных затруднений в процессе познания, практической деятельности и общения, направленность на преодоление возникающих проблем, саморазвитие и самовоспитание).

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов экономических специальностей включают: становление внутренней мотивации профессионального обучения; построение содержания образовательного процесса с учетом блочно-модульного подхода, квалификационной характеристики специальности, модели выпускника и профессиограммы специалиста; поэтапную и последовательную подготовку студентов к самостоятельной профессиональной деятельности; деятельностную и рефлексивную основу обучения.

III блок - Диагностический.

Данный блок предполагает проведение мониторинга динамики формирования профессиональной компетентности студентов. Критериями успешности в процессе продвижения к профессиональной компетентности служат: успеваемость, самооценка, мотивация обучения у студентов, по каждому из которых можно выделить ряд показателей.

Одним из наиболее значимых показателей компетентного поведения является владение обобщенной структурой профессиональной деятельности (видение предстоящей деятельности с разбивкой на конкретные технологические операции, выделение необходимой информации для осуществления работы, прогнозирование процесса и результата деятельности, исходя из условий производственной ситуации и собственного уровня сформированности знаний и умений, практическое осуществление задания, пооперационный контроль, оценка полученного результата, способность выйти на взаимодействие с другими специалистами для ликвидации затруднений).

С этой целью проводится заключительный, обобщающий

(межпредметный) курс «Я в профессии», который способствует «видению» специальности в целом, ориентировке в профессиональной деятельности, выявлению области «знания» и «незнания», определению своих слабых сторон. Данный курс также оказывает содействие в подготовке студентов к сдаче междисциплинарного государственного экзамена.

Каждый блок модели сопровождается выполнением практических работ по доминирующим видам деятельности специалиста, формируя собственный банк образцов профессиональных работ. По завершении обучения данный банк остается у выпускников и служит вспомогательным материалом в процессе самостоятельной трудовой деятельности.

Помимо мониторинга усвоения теоретических знаний и практических умений (текущий, итоговый), преподавателями и руководителями производственного обучения, независимыми экспертами с предприятий должен фиксироваться уровень сформированности профессионально важных и значимых личностных качеств студентов, определяя карьерные возможности каждого выпускника.

Наиболее приоритетным способом трансформации теоретических знаний в практические умения является практика. При ее организации необходимо достроить и развить компетенции; придать смысл и реальность; развить умения работать в группе, подчиняться руководителю, находиться в позиции исполнителя. Выполнение профессиональных заданий на практике должно предусматриваться на протяжении всей профессиональной подготовки студентов. Различные виды практики должны иметь различную функциональную нагрузку, например, ситуационный анализ - анализ производственных ситуаций.

На практических занятиях должен отрабатываться набор ситуаций по дисциплинам и разделам всего курса, что должно способствовать формированию комплекса компетенций.

Современный рынок труда нуждается в специалистах среднего звена с

реальными знаниями, умениями и навыками, с готовностью и умением самообучаться.

Такие качества личности, как гибкость и мобильность, дают возможность активно функционировать на рынке труда, продвигаться в плане профессионального и личностного становления.

Требования рынка труда создают необходимость формирования и обучения специалистов, способных самостоятельно работать, определять проблемы, находить пути решения и нести ответственность.

Модель использования комплексного анализа в формировании профессиональной компетентности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У выпускника необходимо сформировать ориентацию на профессию, по которой он обучается. Выпускник должен обладать объективным и точным представлением о содержании, специфике, реальных условиях труда по избранной специальности; желанием проявить способности и личностные качества именно в данной профессиональной области.

За время обучения необходимо сформировать у студента определенный уровень специальных и общенаучных знаний, умений, навыков в пределах требований Госстандарта.

У выпускников должны быть сформированы качества и умения, обеспечивающие оптимальную адаптированность в профессиональной сфере, развитую профессиональную самостоятельность: профессиональную компетентность; способность к профессиональному саморазвитию; профессиональное мышление, обеспечивающее гибкое и широкое профессиональное перепрофилирование и возможность перемещения по горизонтали и вертикали в производственной сфере; организаторские, менеджерские знания и умения.

Комплексный подход в формировании компетентного специалиста по специальности 0601 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) может быть реализован следующим образом (примерная форма):

• Подготовка исходной информации для формирования предприятия с той или иной организационно-правовой формой предпринимательской деятельности;

• Формирование вариантов с исходной информацией, в которых могут варьироваться цифры для виртуальной деятельности предприятия и последующего анализа его деятельности при изучении таких дисциплин, как маркетинг, стратегический менеджмент, экономика предприятия и т.д.;

• Формирование вариантов с исходной информацией для организации сквозного бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности на виртуальном предприятии в процессе изучения дисциплины бухгалтерский финансовый учет (должна выдаваться для организации соответствующего учета исходная информация: в процессе изучения ОС - исходная информация по основным средствам, в процессе изучения кассы - по денежным средствам и т.д.);

• Организация сквозного бухгалтерского учета и контроль ведения каждым студентом бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

• Проведение анализа ведения бухгалтерского финансового учета на виртуальном предприятии при изучении дисциплины аудит (проводится аудит «соседнего» виртуального предприятия);

• Проведение анализа ведения бухгалтерского управленческого учета на «соседнем» виртуальном предприятии при изучении дисциплины бухгалтерский управленческий учет и т.д.

В конечном итоге должна быть сформирована необходимая информация, которая в дальнейшем должна быть использована для написания соответствующих курсовых и дипломной работ.

Основой является комплексный подход. Только обобщенный (комплексный) подход позволит решить поставленные задачи. Отсюда -попытка сформировать блочно-модульный принцип формирования ГОСТа.

Модель форм и методов формирования компетентных специалистов-экономистов

Уровни профессионализма

I уровень. Допрофессион ализм 1. Этап профориентации

2. Этап профотбора

3. Этап профобразования

1

II уровень. Профессионал изм 1. Этап адаптации человека к профессии

2. Этап самоактуализации человека в профессии

3. Этап свободного владения человеком профессией

I

III уровень. Суперпрофессионали зм 1. Этап свободного владения профессией в форме творчества

2. Этап свободного владения несколькими профессиями

3. Этап творческого самопроектирования себя как личности профессионала

Важное место в реализации компетентностного подхода принадлежит технологии саморегулируемого обучения и развивающим технологиям образования.

К ним относятся:

• когнитивно ориентированные технологии: диалогические методы обучения, семинары, дискуссии, проблемное обучение, когнитивное инструктирование, когнитивные карты, инструментально-логический тренинг,

тренинг рефлексии и др.;

• деятельностно ориентированные технологии: методы проектов и направляющих текстов контекстное обучение, организационно-деятельностные игры, комплексные (дидактические задания, технологические карты, имитационно-игровое моделирование технологических процессов и др.;

• личностно ориентированные технологии: интерактивные и имитационные игры, тренинги развития, развивающая психодиагностика и др.

• Структура профессиональной компетентности экономистов

Компетентностный подход является важным условием обеспечения непрерывного образования, а смыслообразующие его конструкты выступают как конкретные цели общего и профессионального образования.

Состояние готовности имеет сложную динамичную структуру, которая включает в себя следующие компоненты:

1) мотивационный - ответственность за выполнение задач, чувство

долга;

2) ориентационный - знания и представления об особенностях и условиях деятельности, ее требованиях к личности;

3) операционный - владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, умениями, навыками, процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.;

4) волевой - самоконтроль, самомотивация, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей;

5) оценочный - самооценка своей подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным образцам.

Процесс деятельностно-ориентированного обучения схематично показан на рисунке.

Восприятие Мышление Действие

к к т

Под мониторингом эффективности формирования профессиональной компетентности студентов понимается процедура отслеживания и сравнения достигнутых обучающимися профессиональных результатов обучения с запланированными результатами через организацию системы контроля, сбора, обработки информации, представляющей собой совокупность критериев и показателей для анализа, прогноза и моделирования оптимального процесса.

1 этап мониторинга: подготовительный.

Одним из важнейших элементов данного этапа является конкретизация целей. Для достижения целей профессионального образования наиболее эффективной является следующая иерархия уровней усвоения: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Такой подход к целеполаганию позволяет добиться понимания и принятия студентами целей и конечного результата обучения.

Моделирование оптимального учебного процесса осуществляется по следующим параметрам: определение значимых блоков в содержании предметов профессионального цикла (таблица) и разработка тренировочных упражнений, необходимых для отработки теоретического материала; разработка заданий текущего, рубежного и итогового контроля, позволяющих отслеживать уровень усвоения изучаемого материала; организация педагогической деятельности и студентов в режиме мониторинга, которая понимается как деятельность в соответствии с установленным порядком действий.

2 этап мониторинга: практический.

Осуществляется реализация смоделированного учебного процесса. Для эффективности обучения важное значение имеет исходное состояние учебного процесса, т.е. насколько студенты готовы к изучению предметов профессионального цикла и мотивированы на учебно-профессиональную деятельность, есть ли необходимость в актуализации знаний, необходимых для изучения предмета, насколько уровень обученности учащихся соответствует требованиям, предъявляемым в учебном процессе и т.п.

Для выявления исходного состояния используется анкетирование, наблюдение, беседа, тестирование и др. формы контроля и сбора информации, позволяющие оптимизировать учебный процесс с учетом выявленного исходного состояния.

3 этап мониторинга: аналитический.

Для активации механизма реагирования на полученную информацию и ее

использования для прогноза возможного процесса формирования профессиональных компетенций студентов, его коррекции преподавателю необходим анализ полученных результатов.

Таким образом, с помощью мониторинга решаются следующие задачи: отслеживание трудностей, возникающих при усвоении учебного материала; создание реального механизма педагогического управления формированием профессиональных компетенций студентов; получение информации о сформированности компетенций студентов; индивидуализация педагогом своей деятельности; обнаружение и фиксация непредсказуемых, неожиданных отклонений.

Возможно применение следующих способов, технологий осуществления мониторинга:

1. Текущее наблюдение - отслеживание изменений профессиональной компетентности обучающихся под влиянием образовательного процесса. Поскольку наблюдение характеризуется субъективностью, что может отрицательно сказаться на качестве мониторинга, его эффективность зависит от психологической компетентности педагога, его опыта, отношения к обучаемым, профессиональной позиции.

2. Метод тестовых ситуаций - создание специальных педагогических условий, в которых каждый из компонентов профессиональной компетентности проявляется наиболее отчетливо. Для этого возможно осуществление приемов прерывания учебных действий обучаемых, постановки уточняющих вопросов, стимулирования рефлексии своих учебных и профессиональных действий, оказание помощи в учении и деятельности.

Мониторинг может осуществляться по двум направлениям:

• отслеживание параметров учебной и профессиональной деятельности, причем основное внимание может уделяться процессуальным характеристикам, особенностям осуществления деятельности (ее трудностям, препятствиям, искажениям). Эти данные являются наиболее информативными и оперативными

по сравнению со сведениями о результатах;

• осуществление наблюдения, оценки и составление прогноза по каждому студенту в процессе освоения профессиональной деятельности.

3. Экспликация (от лат. ехрНсайо - развертывание, разъяснение) -развертывание содержания учебно-профессиональной деятельности. Данный метод позволяет не только диагностировать происходящие изменения в формировании профессиональной компетентности студентов, но и оперативно вносить коррективы в учебный процесс. Экспликация может осуществляться путем постановки наводящих вопросов, оказания помощи в виде подсказок и совместных действий, поощрения педагогом обучаемых. Регистрация эксплицируемых характеристик может осуществляться посредством использования метода наблюдения, а фиксация данных - с помощью опросников, в которых могут быть отражены эмпирически наблюдаемые учебно-профессиональные действия и качества обучаемых.

4. Опросные методы - получение информации на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные и специально подобранные вопросы, практические задания. Опросы позволяют определить уровень выраженности (сформированности) компетенций студентов, а также их профессионально важные качества.

5. Анализ результатов учебной и профессиональной деятельности.

Тестирование - метод сбора данных об уровне и степени выраженности

психического развития обучающихся. Тестирование позволяет ориентироваться на норму и сопоставлять, сравнивать оценки, полученные при помощи анализа результатов теста. В процессе исследования могут применяться следующие тестовые методики: краткий ориентировочный тест (КОТ), позволяющий определить готовность к обучению (обучаемость) и выявить общие способности; корректурная проба - определение устойчивости и концентрации внимания; методика диагностики учения и эмоционального отношения к учению.

Педагогические условия, при которых возможно формирование

профессиональной компетентности:

• становление внутренней мотивации учения, т.е. нацеленность на самосознание, совместную деятельность, познание нового;

• содержание образовательного процесса строится с учетом квалификационной характеристики специальности и модели выпускника;

• соблюдение поэтапности в обучении, связанной с постепенной подготовкой студентов к самостоятельной профессиональной деятельности;

• применение активных методов обучения, при помощи которых происходит приближенность знаний и умений студентов к реальной производственной деятельности;

• применение критериев диагностики профессионально важных качеств у студентов;

• технология обучения строится на рефлексивной основе, при помощи которой студенты способны к рефлексии не только собственных знаний, умений и навыков, но и сформированных профессиональных и личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.