Научная статья на тему 'Освоение духовной музыки христианской традиции будущими учителями в контексте изучения истории музыкального образования'

Освоение духовной музыки христианской традиции будущими учителями в контексте изучения истории музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
508
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ МУЗЫКА ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ / CHRISTIAN TRADITION SACRED MUSIC / ПРАВОСЛАВНАЯ МУЗЫКА / ORTHODOX MUSIC / КАТОЛИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / CATHOLIC MUSIC / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ / MUSIC TEACHER'S TRAINING / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ермилова Н.А.

В статье рассматривается процесс становления и развития духовной музыки христианской традиции; общее и особенное в музыке православной и католической ориентации. Получает обоснование содержание вузовской подготовки учителей музыки, направленной на изучение христианской музыки различных конфессий в контексте истории музыкального образования; раскрывается сущность методов изучения православной и католической музыки в их сопоставлении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of establishment and development of Christian tradition sacred music is considered in this article; common and particular features in Orthodox and Catholic music are considered; the substantiation to the content of music teachers high school training aimed at the mastering of different confessions sacred music in the context of music education history is given; the essence of methods for studying orthodox and catholic music is revealed in the comparison.

Текст научной работы на тему «Освоение духовной музыки христианской традиции будущими учителями в контексте изучения истории музыкального образования»

ОСВОЕНИЕ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. А. Ермилова*,

Московский педагогический государственный университет

Аннотация. В статье рассматривается процесс становления и развития духовной музыки христианской традиции; общее и особенное в музыке православной и католической ориентации. Получает обоснование содержание вузовской подготовки учителей музыки, направленной на изучение христианской музыки различных конфессий в контексте истории музыкального образования; раскрывается сущность методов изучения православной и католической музыки в их сопоставлении.

Ключевые слова: духовная музыка христианской традиции, православная музыка, католическая музыка, подготовка учителя музыки, методы обучения.

Summary. The process of establishment and development of Christian tradition sacred music is considered in this article; common and particular features in Orthodox and Catholic music are considered; the substantiation to the content of music teacher's high school training aimed at the mastering of different confessions' sacred music in the context of music education history is given; the essence of methods for studying orthodox and catholic music is revealed in the comparison.

Keywords: Christian tradition sacred music, Orthodox music, Catholic music, music teacher's training, teaching methods.

154

Духовная музыка христианской традиции является не только достоянием нашей русской культуры, нашей национальной гордостью, но и непреходящей ценностью в области всего мирового искусства. На протяжении нескольких веков она остаётся объектом научного исследования, глубочайшего изучения музыковедов и педагогов, искусствоведов и философов, историков и богословов.

В последние десятилетия, вследствие активно возрастающего интереса к педагогическому потенциалу духовной музыки христианской тра-

* Научный руководитель Е. В. Николаева.

диции, её изучение в той или иной мере предусматривается на всех ступенях образовательного процесса. В центре внимания учащихся, как показывает анализ школьных программ по музыке, а также вузовских учебных программ музыкально-исторической, музыкально-теоретической, музыкальной историко-педагогической направленности, оказывается главным образом постижение православной религиозно-духовной музыкальной культуры, что, несомненно, повышает уровень знаний учащихся о национальной самобытности русского музыкального искусства.

Вместе с тем с возрастанием интереса к музыкальной культуре других стран, с развитием межкультурных коммуникаций, с осознанием необходимости формирования толерантности в обществе всё более очевидной становится целесообразность более широкого внедрения в содержание вузовской профессиональной подготовки учителей музыки религиозно-духовной музыки других христианских конфессий, и прежде всего тех, которые в ходе исторического развития оказали заметное влияние на формирование национальных музыкальных традиций.

В свете сказанного в настоящее время особое значение приобретает проблема изучения взаимосвязи духовной музыки православной и католической христианских конфессий, генезиса их исторического развития, особенностей включения духовной музыки христианской традиции в содержание общего и профессионального музыкального образования.

Если с этих позиций подойти к анализу вузовской подготовки будущих учителей музыки, то необходимо заметить, что на сегодняшний день данные аспекты проблемы практически остаются вне сферы внимания учащихся, поскольку не получают раскрытия ни в одном из учебных курсов, связанных с теоретическим и практическим освоением духовной музыки.

Так, значительная часть теоретического освоения духовной музыки, реализуемая вплоть до недавнего времени в курсах «История русской музыки» и «История зарубежной музыки», предполагала изучение исследуемого феномена в основном с музыковедческой точки зрения без аналитическо-

го сопоставления русской и зарубежной духовной музыкальной культуры. В связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование» и переходом на новые учебные планы, данная проблема могла бы получить рассмотрение в междисциплинарном курсе «История музыки», но лишь в самых общих чертах1.

Программами музыкально-

теоретических и музыкально-исполнительских дисциплин сопоставление православной и католической музыки не предусмотрено.

В какой-то мере такое сопоставление прослеживается в курсе «История музыкального образования», в котором освоение духовной музыки осуществляется главным образом с музыкально-педагогических позиций (что для будущего учителя музыки представляет особую ценность) и предполагает не раздельное изучение русских и зарубежных музыкально-педагогических воззрений, а их постоянное взаимодействие. Тем самым именно в рамках этой учебной дисциплины сложились наиболее благоприятные предпосылки для раскрытия общего и особенного в духовной музыке православной и католической христианских конфессий, характера их взаимосвязи в процессе исторического развития отечественной музыкальной культуры и образования.

Взяв за основу целостный концептуальный подход к изучению истории музыкального образования, разработанный Е. В. Николае-

1 Это обусловлено существенным уменьшением объёма часов, отводимых на изучение истории музыки, по сравнению с тем, как было ранее.

156

вой [1], охарактеризуем основные положения теоретико-методического аспекта проблемы изучения духовной музыки христианской традиции, включая межкультурный, межконфессиональный компоненты её историко-педагогического освоения.

Известно, что о католической и православной духовной музыкальной культуре в полной мере мы можем говорить лишь с момента официального разделения церквей на Восточную и Западную, т. е. с 1054 г. Дальнейшее различие духовно-нравственных ориентиров, подходов к воспитанию и обучению, начиная с Х1-Х11 вв., по мнению исследователей в области всемирной истории педагогики Г. Б. Кор-нетова и О. Е. Кошелевой, во многом было связано со всё более усиливающейся дифференциацией ценностных установок, системы взглядов и убеждений [2; 3].

Однако, несмотря на явное различие аксиологических особенностей того и другого направлений, а также сложившихся задолго до нашей эры философских суждений и школ, в первые века христианства существовал некий единый мировоззренческий ориентир, связанный с возникновением новых религиозных взглядов, стремительно распространившихся по территории восточных и западных государств, принявших христианство. Кроме того, и в музыкальном аспекте христианского учения Востока и Запада, как следует из исследований И. А. Гарднера [4], В. И. Мартынова [5], В. Метал-лова [6], А. Никольского [7], Д. В. Разумовского [8] и ряда других учёных, прослеживалось заметное сходство прежде всего в интонационном, формообразующем, а также в идейно-духовном отношении.

В связи с вышесказанным для изучения истории музыкального образования христианской направленности нами был разработан метод ориентации обучения на раскрытие единых истоков становления музыкального образования христианской музыкально-духовной направленности. Данный метод предполагает раскрытие такого рода истоков в опоре на первоисточник (Библию) и в единстве интонационных постулатов основ песнопений западной и восточной христианской церкви.

Реализация данного метода в вузовской подготовке учителей музыки способствует осмыслению ими базовых исходных положений, которые обусловили некое единство в происхождении и существовании того и другого направлений духовной музыки и музыкального образования. Достичь такого понимания при дифференцированном подходе к их изучению не представляется возможным. К тому же направленность в обучении на определённую целостность истории развития религиозно-духовного образования христианской ориентации способствует также и пониманию причин последующего обособления музыкально-педагогических взглядов восточного и западного христианских направлений.

Освоение истории музыкального образования христианской ориентации и историко-педагогических основ духовной музыки христианской традиции предполагает также постоянное сопоставление восточных и западных ориентиров на том или ином этапе исторического развития. Поэтому, помимо вышеуказанного метода, применение которого целесообразно на начальном этапе освоения материала, одним

из основных методов дальнейшего изучения данной проблемы стал разработанный нами метод духовно ориентированного музыкально-педагогического сопоставления религиозной муыки и педагогических воззрений православной и католической ориентации.

Разработка данного метода была осуществлена в опоре на жанрово-стилевой подход, получивший теоретико-методическое обоснование в исследовании Э. И. Плотицы [9], и на метод парного сравнения, разработанный О. В. Усачевой [10]. В содержательно-конструктивном отношении этот метод представляет собой триединство следующих структурных компонентов:

1. Жанрово-стилевой компонент, который находит свое выражение в двухаспектном музыкально-педагогическом сравнении музыки православной и католической ориентации. В содержательном отношении такое сопоставление направлено на изучение истории развития восточной и западной христианской музыки в многообразии её стилей и жанров, многие из которых получают претворение как в западной, так и в восточной христианской музыкальной культуре.

В связи с этим одним из аспектов музыкально-педагогического сравнения является сравнение одного и того же стиля в контексте двух разных направлений - восточного и западного, а также сравнение в этом же контексте одного жанра.

Второй аспект предполагает сравнение особенностей претворения конкретного жанра в разных стилях, как внутри одного конфессионального направления, так и в параллели с другим, при наличии в нём схожести

исследуемых феноменов. Например, взяв за основу жанр гимна «Gloria» -«Слава в вышних Богу», который представлен и в католической, и в православной христианской музыке, мы проводили историко-педагогическое сравнение особенностей его трактовки в XI в. и в XVIII в. как в западной католической, так и в восточной православной христианской музыке.

2. Методолого-педагогический компонент ориентирован на сравнение содержания, принципов и методов религиозно-духовного образования двух конфессиональных направлений на всех этапах их историко-педагогического развития. В содержательном плане такое сравнение находится в органической взаимосвязи с жанрово-стилевым сопоставлением. Имеется в виду, что, с одной стороны, рождение каждой новой музыкально-педагогической парадигмы по отношению к восточной православной и западной католической музыке является естественным откликом на музыкальные явления, связанные с появлением и утверждением в музыке христианской традиции нового стиля jg^ или жанра. С другой стороны, эволюция музыкально-педагогических воззрений на восточную православную и западную католическую христианскую музыку находит отражение в музыке христианской традиции, в том числе

в её жанровых и стилевых проявлениях, характерных для того или иного конкретно-исторического периода.

3. Практико-ориентированный компонент предполагает музыкально-педагогическую интерпретацию приобретённых знаний, умений и опыта осуществления сравнительного изучения религиозно-духовной музыки и педагогических воззрений православной и католической ориентации по

158

отношению к системе общего музыкального образования.

Необходимым условием такой интерпретации становится анализ будущими учителями учебных программ по предмету «Музыка» с точки зрения представленности в них музыки христианской традиции и педагогических подходов к её освоению. На основе полученных результатов предполагается разработка будущими учителями теоретико-методической модели освоения школьниками духовной музыки христианской традиции с ориентацией на ту или иную учебную программу, ступень обучения, а также на соответствующий тематический контекст.

Как показало проведённое нами исследование, освоение духовной музыки христианской традиции в опоре на два рассмотренных метода способствует подведению будущих учителей музыки к многомерному осмыслению историко-педагогического процесса развития духовной музыки христианской традиции; обеспечивает их профессиональную готовность к педагогическому руководству процессом её освоения подрастающими поколениями.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Николаева Е. В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты: Исследование. -М.: Прометей, 2002.

2. Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики: Учеб. пособие. - М.: Изд-во РОУ, 1994.

3. Кошелева О. Е. Исторические особенности средневекового этапа становления русской школы. Опыт сравнительной характеристики // Историографические и методические проблемы изучения отечественной школы и педагогики:

Сб. науч. тр. / Под ред. Э. Д. Днепрова и О. Е. Кошелевой. - М.: Изд-во АПН СССР; НИИ ОП, 1989.

4. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Сущность, история и теория: в 2-х т. Т. 1. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004.

5. Мартынов В. И. История богослужебного пения: Учеб. пособие. - М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994.

6. Металлов В. Очерк истории православного церковного пения в России. Репринтное издание. - М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995.

7. Никольский А. Краткий очерк истории церковного пения в период 1-Х веков // О церковном пении: Сб. статей / Сост. О. В. Лада. - М.: Талан, 1997.

8. Разумовский Д. В. Церковное пение в России (опыт историко-технического изложения): Из уроков, читанных в консерватории при Московском музыкальном обществе. - Вып. 1-3. - М.: Тип. Т. Рис у Мясницких ворот, 1869.

9. Плотица Э. И. Освоение зарубежной музыки ХХ века старшими подростками в слушательской деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1994.

10. Усачева О. В. Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе (на материале вузовской подготовки учителя музыки): Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006.

11. Музыкальная культура Средневековья: Теория. Практика. Традиция: Сб. трудов / Отв. ред. В. Г. Карцовник. - Л.: ЛГИТМИК, 1988.

12. Николаев Б. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения. - М.: Науч. кн.; Талан, 1995.

13. Суровегина Н. А. Философия русского православия: история и современность. -Тверь: Изд-во ТГУ, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.