Научная статья на тему 'Осуждение религиозного фанатизма в исламе'

Осуждение религиозного фанатизма в исламе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1881
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шермухамедов К.

Статья написана специально для бюллетеня «Россия и мусульманский мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Осуждение религиозного фанатизма в исламе»

зуют творчество человека бурного общественного темперамента, который не просто зритель и свидетель смены культурных и социальных эпох, но и активный участник борьбы идей, чутко и остро реагирующий на сегодняшнюю российскую действительность.

Знакомство с коллективной монографией «Религиозно-политический экстремизм: сущность, причины, формы проявления, пути преодоления», под общ. ред. профессора М.Я. Яхьяева, дает все основания полагать, что она займет достойное место среди серьезных социально-философских исследований актуальных проблем современного общественного развития. В этой связи остается только удивляться, почему столь необходимое для ученых-исследователей, студентов, государственных и муниципальных служащих, политиков, религиозных деятелей и т.п. научное исследование издано столь малым тиражом - всего 500 экземпляров. Мы считаем, что не только ученые-обществоведы, но и широкие слои российской общественности должны иметь возможность ознакомиться с этой работой. Она вообще могла бы быть настольной книгой российских политических деятелей, всех тех, кто, так или иначе, соприкасается с теоретическими или практическими аспектами противодействия экстремизму и терроризму в современной России.

«Исламоведение», Махачкала, 2016 г., № 2, с. 97-101.

К. Шермухамедов,

соискатель Ташкентского исламского университета ОСУЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ФАНАТИЗМА В ИСЛАМЕ

На протяжении многих веков фанатизм был причиной появления острых конфликтов между религиями и их различными направлениями. Потерявшие разум и превратившиеся в фанатиков люди считают свои действия единственно верными и не гнушаются самыми неприемлемыми поступками. Фанатизм проявляется в уверенности правоты их идеологии, чрезмерном увлечении ею, непримиримым отношением к убеждениям и идеям, отличающимся от их взглядов. Это, по сути, и является опасным недугом, который способствует проявлению среди общества и представителей

различных конфессий таких негативных факторов, как враждебность и раскол на группы.

Любой вид фанатизма резко осуждается в исламских источниках. В частности, в суре «Маида» говорится: «О вы, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые разрешил вам Аллах, и не преступайте. Поистине, Аллах не любит преступающих!»1.

Пророк Мухаммад несколько раз упоминал в своих хадисах о верующих, чрезмерно ушедших в религию, отмечая, что большинство из них погибли, попав под гнев Аллаха. В хадисе, передающемся от Абу Хурайры, говорится: «Поистине, религия эта легка, но, если кто-нибудь начинает углубляться в ней, она неизменно побеждает его» .

Ислам - религия легкости, простоты и доступности. Она осуждает любой вид религиозного фанатизма, в особенности враждебное отношение одних людей к мнениям других. Это религия умеренности для души и тела, жизни настоящей и вечной, потому что Всевышний Аллах сделал ее легкой для уверовавших в него, о чем и сказал в Коране: «Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас»3.

Сообщается, что, отправляя Муаза ибн Джабала (своего сподвижника) в Йемен, Посланник Мухаммад дал ему следующее наставление: «Облегчайте, а не создавайте затруднения, радуйте [людей] добрыми вестями, а не внушайте отвращение»4.

Ислам - умеренная религия. Пророк Мухаммад утверждал, лучшие дела, это быть на середине всего. Значит, в каждом деле, даже в вопросах веры, нужно придерживаться принципов умеренности, что считается основой ислама. По этому поводу в Коране говорится: «И так Мы сделали вас общиной посредствующей, чтобы вы были свидетелями относительно людей и чтобы посланник был свидетелем относительно вас»5. В тафсирах (комментариях) Корана словосочетание «посредствующая община» (община, придерживающаяся середины) приведенного аята разъясняется как «лучшая из общин». Ибо держать середину в каждом деле

1 Коран. Перевод Крачковского И.Ю. - Москва: «Маджесс», 1990. (5:87). -

С. 66.

2 Имам Бухари. Сахих ал-Бухари. Хадис № 39.

3 Коран. Перевод Крачковского И.Ю. - Москва: «Маджесс», 1990. (2:185). -

С. 17.

4 Имам Муслим. Сахих ал-Муслим. Хадис № 3269.

5 Коран. Перевод Крачковского И.Ю. - Москва: «Маджесс», 1990. (2:143) -

С. 14.

лучшее1. Делая вывод из вышеприведенного аята, нужно отметить, что мусульманская община придерживается середины и является лучшей и самой справедливой из всех общин.

Рассуждая об умеренности в исламе известный ханафитский ученый Абу Джа' фар Тахави утверждает: «Ислам находится между чрезмерностью и недостаточностью, смятением, т. е. превышением предела границы, чрезмерным углублением и недостаточностью. Это наша религия и наши убеждения, и они проявляются как внутренне, так и внешне»2. Из вышеуказанных аятов Корана и хадисов Пророка становится ясно, что ислам - религия умеренности, и гибнут те, которые углубляются в ней, а фанатизм в исламе противоречит его учениям.

Действительно, религия и история учат нас тому, что жизнь не имеет смысла, если ее постоянно сопровождает отчаяние (так как фанатики - люди отчаявшиеся, потерявшие смысл в жизни), ибо оно не вносит в жизнь человека ничего полезного. «Но ведь после трудностей непременно наступает облегчение, после ночи обязательно приходит утро, и, каким бы трудным ни было положение, оно не может оставаться таким всегда» .

К сожалению, в настоящее время со стороны некоторых «проводников» наблюдается усложнение религии как для себя, так и для других. В частности, издаваемые фетвы, усложняющие жизнь мусульман, объявление разрешенного как неодобряемого или запрещенного, всё это порождает бремя для рядового верующего. Дело доходит до того, что некоторые мусульмане придерживаются радикальных взглядов в понимании отдельных вопросов ислама и религиозных наставлений, чем создают разногласия в следовании им. Они считают свои взгляды самыми верными и отвечающими канонам ислама, а также категоричны по отношению к людям с другим мировоззрением. Это способствует появлению раздора и вражды между людьми, представлению мелких проблем как религиозно глобальных, что в конечном итоге приводит

1 Тафсир и перевод значений Корана / Автор перевода и тафсира Абдула-зиз Мансур. - Ташкент: «Ташкентский исламский университет: Издательско-типографическая ассоциация», 2012. - С. 21.

2 Абу Джа'фар ат-Тахави. Акыда ат-Тахавия. - Казан: Идел-Пресс, 2013. -С. 44-45.

3 Аид аль-Карни. Не грусти! Рецепты счастья и лекарство от грусти / Пер. с араб., дополнения Е.Сорокоумовой. - 2-е изд., стереотип. - Москва: Умма, 2012. -С. 133.

к обострению внутренних конфликтов, неустойчивости и расколу в мусульманском обществе.

В действительности, все это осуждается в религии, так как ислам призывает к единству и согласию верующих, предупреждая об излишестве в углублении в ней, ибо это губит человека. Об этом говорится в хадисе, «погиб тот, кто углубился в религии, погиб тот, кто углубился в религии, погиб тот, кто углубился в религии»1, который еще раз подтверждает насколько осуждается в исламе фанатизм. Следовательно, табу к облегчениям в религии и отказ от них считаются неправильным пониманием ислама.

Согласно мнениям религиозных ученых, ислам соответствует каждой эпохе. Суть данной мысли заключается в том, что ислам всегда и во всех ситуациях поддерживал факторы, служащие облегчению жизни человека, науки и прогресса. Несмотря на это, встречаются группы, пытающиеся придать всей религии форму догматики, толковать указания ислама категорично и считать ее неизмененной. Да, некоторые указания ислама не принимают никаких изменений по истечении времени, такие понятия как вера, ее методы и отдельные директивы, касающиеся теологии ислама. Однако ислам принимает изменения непротиворечащие ее основам (усулу-д-дин), а именно в социальных, экономических, бытовых, словом в вопросах юриспруденции (усулу-л-фикх). Люди же с застывшим разумом, толкующие религиозные вопросы дословно и отстраненно, пытающиеся внедрить в жизнь аяты Корана и хадисы Пророка в буквальном смысле слова, становятся религиозными фанатиками.

Ограничимся одним примером. На сегодняшней день со стороны экстремистских и террористических группировок и организаций понятие «джихад» толкуется и понимается в совершенно ином смысле, чем в учении ислама. По их мнению, дозволено самовольное изложение сути аятов Корана и хадисов Пророка, а также считается должным объявлять войну против тех, кто не согласен с их мнением и взглядами. Для оправдания своих насильственных, захватнических и диверсионных действий, как против иноверцев, так и мусульман, они выдвигают следующую идею: «на сегодняшней день совершение джихада считается религиозным обязательством (фарзу-л-'айн) для каждого мусульманина». На самом деле, смута, вражда, угроза миру, благополучию и процветанию обществ чужды идеям ислама.

1 Имам Муслим. Сахих ал-Муслим. Хадис № 2670.

Формирование и становление понятия «джихад» в сегодняшнем виде берет начало от идей Ибн Таймии (1263-1328). Потому что, в ХХ в. со стороны, так называемых, «джихадитских» и политических движений было обращено внимание к его идеям и взглядам, которые оказали глубокое влияние на их деятельность. Ибн Таймия оценил Мекканский период деятельности Пророка как «джихад науки и изложений», а Мединский период «сражение руками и железом». По его мнению, джихад считался самым обязательным предписанием в исламе, который важнее, чем паломничество в хадж и умру, а также молитва и соблюдения поста. Он выдвигал идею о ведении борьбы на пути призыва к исламу против всех. Таким образом, идеи, основанные на фанатизме Ибна Таймии, послужили основой для террористических действий, посеявших смуту и кровопролитие, совершенные в Центральной Аравии в середине XVIII в. под флагом «возвращение ислама в истинное положение, запечатленное на черных страницах истории».

Как было отмечено выше, сегодня представители фанатических группировок используют аяты Корана о «джихаде» в своем толковании для самооправдания. В целом же, во всех авторитетных источниках по тафсиру и теологии утверждается, что комментировать и брать решения из аятов Корана требует ответственности, так как, если каждый владеющий арабским языком будет извлекать решения из аятов Корана по своему пониманию - это, безусловно, приведет к заблуждению и смуте. Пророк Мухаммад предупреждал: «Тот, кто будет толковать Коран по своему разумению (не имея необходимых знаний), пусть готовит себе место в аду»1.

В действительности, понятие «джихад» - (араб. «проявлять усердие», «использовать силу») подразумевает усердие человека для достижения определенной цели. В терминологическом смысле данное слово используется в нескольких значениях, как призыв на путь Аллаха, побуждение к одобряемому, и удержание от порицаемого, борьба со страстью ради Аллаха, служение родителям, отпор врагу. В качестве доказательства можно привести следующий хадис, повествующийся в книге «Сунан ат-Тирмизи»: «Самый лучший джихад перед Всевышним - это борьба с самим собой»2. Также имеется повествование от Исмаила Бухари и Муслима ибн

1 Имам Тирмизи. Сунан ат-Тирмизи. Хадис № 2951.

2 Имам Тирмизи. Сунан ат-Тирмизи. Хадис № 1621.

Хаджаджа: Однажды к Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) явился какой-то человек. Стремясь получить награду Аллаха, он желал поклясться ему в том, что переселится и будет сражаться на пути Аллаха. Однако Пророк не стал торопиться, и спросил его: «А жив ли кто-нибудь из твоих родителей?» Человек ответил: «Они оба живы». Посланник Аллаха сказал: «И ты хочешь получить награду Аллаха?» Этот человек сказал: «Да». Тогда Посланник Аллаха повелел ему: «Так вернись к своим родителям и обращайся с ними хорошо!»1. Исходя из этого, улемы делают выводы, что служение родителям также является джихадом.

Историки ислама утверждают, что в истории мусульман джихад совершался только в целях обороны. В частности, известный сирийский ученый Рамазан Бути в своей книге «аль-Джихад фи-л-ислам» говорит следующее: «Первое исламское государство появилось после переселения Пророка из Мекки в Медину. Главой государства был сам Пророк. Здесь мы можем видеть, что джихады, совершенные мусульманами в те времена, были только оборонительного характера, либо из-за наступления врага, или же во время возникновения угрозы со стороны вражеских сил»2.

Согласно учениям ислама, установление общения с не мусульманами осуществляется путем мира и согласия. Истинные причины внедрения джихада - это достижения «вечного мира». Раз так, то от каждого мусульманина требуется принятие мира в малейшем его проявлении, о чем говориться в Коране: «Если они склоняются к миру, то склонись и ты к нему и полагайся на Аллаха: ведь Он - слышащий, знающий!»3. По этому поводу известно и прославлено проявленное милосердие ради мира на перемирии Худайбия в истории ислама. Выражая согласие всем неуместным требованиям противников, Пророк Мухаммад учил всех мусульман стремиться к установлению мира и согласия.

Таким образом, мир и спокойствие, нашедшие свое отражение в источниках ислама, считаются бесценными дарами. В сотнях аятов Корана мусульман призывают быть смиренными, миролюбивыми, терпеливыми и толерантными по отношению к предста-

1 Имам Бухари. Сахих ал-Бухари. Хадис № 2842.

2 См: Рамазан Бути. Ал-Жихад фи-л-ислам: кайфа нафхамуху ва кайфа нумарисуху. - Дамашк: Дор ал-фикр, 1993. - Б. 19-27.

3 Коран. Перевод Крачковского И.Ю. - Москва: «Маджесс», 1990. (8:61). -

С. 101.

вителям других религий: «О вы, которые уверовали! Входите все в покорность ...»И Словосочетание «входите все в покорность» в данном аяте толкуется, как браться за мир и перемирие отрекаясь от войны.

О том же говорится и в хадисе, переданном от Ибн Аббаса: «Существует два из благодеяний, которых многие не ценят, это здоровье, мир и спокойствие»2. Действительно, мир обеспечивается через прекращение войн и конфликтов, но, к сожалению, пока существуют силы, преследующие достижения своих целей путем противоречий и вражды, не прекратятся искусственно раздуваемые действия, направленные на создания конфликтных ситуаций. Примером этому могут послужить возникшие и продолжающиеся кровавые столкновения в некоторых арабских государствах, где в массовых беспорядках погибли сотни тысяч людей в Тунисе, Египте, Ливии и Сирии.

Совершенно очевидно, что ислам не является догмой, затвердевшей и не воспринимающей никаких изменений, а наоборот, ислам учитывает все потребности современного мира. Ибо, если не учитывать реальность во внедрении религиозных указаний, не придерживаться определенных границ, это может привести к большим ошибкам и стать причиной появления разногласий в обществе. Вот почему в решении новых проблем необходимо глубоко изучить реальность и действовать соответственно основам ислама, не искажая их истинный смысл.

Статья написана специально для бюллетеня «Россия и мусульманский мир».

1 Коран. Перевод Крачковского И.Ю. - М.: «Маджесс», 1990. (2:19). - С. 9.

2 Имам Бухари. Сахих ал-Бухари. Хадис № 60-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.