Научная статья на тему 'ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА'

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
налоговый контроль / налоговые проверки / налоговые органы / налогоплательщики / постиндустриальное общество / цифровые сервисы / tax control / tax audits / tax authorities / taxpayers / post-industrial society / digital services

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хмелевский И.О.

В данной статье подробно рассматриваются тенденции развития налогового контроля в рамках существующего российского постиндустриального общества. Иллюстрируется поэтапное внедрение различных информационно-правовых систем, отражающих цифровизацию налогового контроля. Выделены преимущества сервисов ФНС России, а также отмечаются тенденции их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF TAX CONTROL IN CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

Article examines in detail the trends in the development of tax control within the existing post-industrial society. The step-by-step implementation of various legal systems reflecting the digitalization of tax control is illustrated. The advantages of the services of the Federal Tax Service of Russia are highlighted, as well as the trends of their development are noted.

Текст научной работы на тему «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА»

УДК 347.72

Хмелевский И.О.

студент 4 курса очного юридического факультета Российский государственный университет правосудия (г. Москва, Россия)

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Аннотация: в данной статье подробно рассматриваются тенденции развития налогового контроля в рамках существующего российского постиндустриального общества. Иллюстрируется поэтапное внедрение различных информационно-правовых систем, отражающих цифровизацию налогового контроля. Выделены преимущества сервисов ФНС России, а также отмечаются тенденции их развития.

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговые проверки, налоговые органы, налогоплательщики, постиндустриальное общество, цифровые сервисы.

Становление современного постиндустриального общества предполагает, что информатизация неизбежно охватит все сферы жизни общества, а информационные технологии применяются не только частными лицами (гражданами и организациями), но и государственными органами и должностными лицами. Исходя из этого актуальность исследуемой нами темы состоит в том, что налоговый контроль в таком обществе требует серьезного обновления.

Неотвратимость замены труда, осуществляемого работниками ФНС России, исходит из того, что цифровизация повышает эффективность и результативность налогового контроля, поскольку «формирование цифровой среды позволяет создать условия для минимизации рисков в области соблюдения

налогового законодательства», а значительно повышает действенность налоговых органов1.

Как справедливо отмечал авторский коллектив кафедры финансового права РГУП, использование современных информационных компьютерных технологии в работе государственных органов способствует проведению реформ цифровой экономики и позволяет:

1) усовершенствовать процесс принятия организационных решений,

2) облегчить процедуры подачи и получения необходимой сведений и документов,

3) улучшить работу государственных органов, уменьшить количество сотрудников и снизить бюджетную нагрузку на государственный аппарат11.

Выясним, что представляет из себя налоговый контроль. Налоговый кодекс РФ в п. 1 ст. 82 НК РФ содержит легальное определение данного явления, в соответствии с ним налоговый контроль представляет собой деятельность уполномоченных субъектов «по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах»111.

Налоговый контроль осуществляется уполномоченными должностными лицами налоговых органов в рамках своих полномочий с помощью налоговых проверок, получения объяснений от налогоплательщиков, налоговых агентов и лиц, уплачивающих сборы, проверки учетных данных и отчетности, осмотра помещений и территорий, которые используются для получения дохода, а также другими способами.

Наибольшее значение в развитие цифровизации налогового контроля внес Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», определившим «внедрение цифровых технологий в налоговую сферу» в качестве основных направлений развития№ Бесспорно, применение новейших технологий в дальнейшем позволит обеспечить конкурентоспособность России на международной арене, в том числе за счет цифрового налогового контроля.

Цифровые технологии в налоговом контроле позволяют обработать и проанализировать больший объем данных, что неизбежно улучшает качество и стабилизирует количество налоговых проверок. Кроме того, это помогает оперативно реагировать на возможные нарушения налогового законодательства и привлекать виновных к ответственности.

За период с 2007 по 2022 годы количество выездных налоговых проверок уменьшилось в семь раз, со 106 тыс. до 15 тыс. Однако их эффективность возросла в 3,5 раза, с 2,7 млн руб. до 9,7 млн руб. В 2022 году охват организаций выездными проверками составил 0,4% от их общего количества в Российской Федерации, тогда как в 2007 году этот показатель составлял около 1,5°%у.

Основными результатами начала становления цифровизации налогового контроля стали:

1. Появление «Личного кабинета налогоплательщика» на сайте ФНС России. Этот онлайн-сервис предназначен для наиболее эффективной реализации прав и обязанностей налогоплательщиков. Статистика, размещенная на сайте ФНС России, иллюстрирует, что только за первый квартал 2023 года около полутора миллиона россиян завели себе такой кабинет. А общее количество пользователей достигает 50 миллионов человек.

2. Увеличение числа лиц, имеющих специальный налоговый режим, самозанятых, привело к созданию интернет-сервиса «Мой налог», который значительно облегчает взаимодействие этой категории граждан с налоговыми органами. Он, заменяя кассу, как отмечается на сайте ФНС России, позволяет сформировать чек, отследить начисление налога и получить информацию о сроках его уплаты™ Налоговые органы, в свою очередь, осуществляют своевременный контроль. Использование подобных приложений способствует повышению уровня законопослушности граждан, уменьшению количества ошибок при расчете налогов, а также формированию единой базы данных для контрольных мероприятий. Всю необходимую информацию можно получить через онлайн-сервисы налоговой службы, а технологии, применяемые ФНС России, позволяют совершенствовать методы налогового контроля.

В 2013 на вооружении ФНС России появились новые автоматизированные системы контроля за налогом на добавленную стоимость (так называемая: «АСК НДС»). Смыслом их применения стала необходимость своевременного и быстрого реагирования на недобросовестное поведение налогоплательщиков, сокращая тем самым количество попыток незаконного возмещения НДС. С 20132018 г. ФНС России использовались системы АСК НДС и АСК НДС-2.

На данный момент используется более новая система «АСК НДС-3», которая позволяет восстановить «всю цепочку движения денежных средств» от одного лица к другому в процессе исполнения сделок и контролировать уплату НДС в ходе их совершения™ Благодаря данной усовершенствованной системе контроля ФНС России может незамедлительно выявлять расхождения в налоговой отчетности и получать необходимую по данному расхождению информацию от налогоплательщика и его контрагента путем направления им письма с просьбой разъяснения факта несоответствия. После истечения срока направления пояснений налоговые органы начинают проверку. В результате проведения таких налоговых проверок как налогоплательщик, так и его контрагент, обязаны либо исправить сделанные ошибки, либо осуществить доплату в бюджет согласно доначисленному налогу.

Следующей программой, предназначенной для контроля налогов, является ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система). Данная система контролирует оборот алкогольной продукции, начиная с процесса ее изготовления до продажи покупателю. Такой контроль необходим для того, чтобы поддельный и несертифицированный алкоголь не попадал на полки магазинов. Для целей налоговой системы РФ это необходимо, чтобы в бюджет РФ поступали акцизные сборы. Уже в первый год после внедрения программы поступления акцизов в бюджет возросли на 9,4 миллиарда рублей, что является достаточно положительным результатом. В целях пресечения незаконной деятельности предприятий и контроля контрафактной продукции, система постоянно обновляется и актуализируется.

Кроме программ, которые были упомянуты, следует также обозначить еще одну важную программу для налогового контроля — единую информационную систему «Налог-3» (АИС «Налог-3»). Она направлена прежде всего на совершенствование и большую результативность налоговых проверок и содержит в себе всю необходимую информацию о каждом налогоплательщике.

Несмотря на то, что ФНС России является одним из передовых органов власти в плане используемых технологий, она должна продолжать развивать свои информационно-вычислительные системы путем внедрения новых разработок и технологий. Наиболее эффективно поддерживать положительный темп роста доходов благодаря развитию технологической и интеллектуальной основы налогового администрирования. Среди направлений, которые нужно развивать в рамках цифровизации экономики России, можно выделить:

1) цифровизацию государственных услуг, включая налоговые платежи. Это поможет сократить затраты государства и обеспечить удобство и безошибочность платежей для граждан,

2) переход к единой платформе с мобильными приложениями, банковским обслуживанием и различными сервисами, которые успешно работают в коммерческом секторе,

3) внедрение электронного документооборота с полной информацией без возможности подделки,

4) оптимизация работы налоговой службы с учетом затрат и упрощения взаимодействия с налогоплательщиками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - № 31. - 03.08.1998. - ст. 3824;

2. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Собрание законодательства РФ. 2017. N 20. Ст. 2901;

3. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.nalog.gov.ru;

4. Арсаева Индира Лечиевна, Дельмиханова Хава Асланбековна, Педаева Иман Муслимовна НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ // StudNet. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovyy-kontrol-v-usloviyah-tsifrovizatsii-ekonomiki-rossii (дата обращения: 10.11.2023);

5. Бобейко Надежда Руслановна К ВОПРОСУ О НАЛОГОВОМ КОНТРОЛЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ // Скиф. 2023. №4 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-nalogovom-kontrole-v-usloviyah-tsifrovizatsii (дата обращения: 12.11.2023);

6. Цинделиани И.А. Налоговое право: Учебник / И.А. Цинделиани 3-е издание — Москва : Проспект, 2019. — 703 с;

7. Цинделиани, И.А.. Финансовое право в условиях развития цифровой экономики : Монография / И.А. Цинделиани — Москва : Проспект, 2019. — 320 с;

8. Чумикова, Е. Д. Внедрение цифровых технологий в процессы налогового администрирования Российской Федерации / Е. Д. Чумикова, В. Ю. Самойлова, Т. Е. Тотикова. // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). С. 108-110

Khmelevskiy I.O.

Russian State University of Justice (Moscow, Russia)

IMPLEMENTATION OF TAX CONTROL IN CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

Abstract: article examines in detail the trends in the development of tax control within the existing post-industrial society. The step-by-step implementation of various legal systems reflecting the digitalization of tax control is illustrated. The advantages of the services of the Federal Tax Service of Russia are highlighted, as well as the trends of their development are noted.

Keywords: tax control, tax audits, tax authorities, taxpayers, post-industrial society, digital

services.

I Чумикова, Е. Д. Внедрение цифровых технологий в процессы налогового администрирования Российской Федерации / Е. Д. Чумикова, В. Ю. Самойлова, Т. Е. Тотикова. // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). С. 108.

II Цинделиани, И.А.. Финансовое право в условиях развития цифровой экономики: Монография / И.А. Цинделиани — Москва : Проспект, 2019. С. 193.

ш Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - № 31. - 03.08.1998. - ст. 3824.

1У Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Собрание законодательства РФ. 2017. N 20. Ст. 2901.

у «Сохраняется тенденция снижения количества выездных проверок при росте их эффективности» // https://www.nalog.gov.m/m50/news/act1v1t1es_fts/9210670/?ysd1dlor1a1c3un-358669808.

™ «Что это за приложение?» // https://npd.nalog.ru/app/?yscl1d=lor4bnl58q102937628. ™ Бобейко Надежда Руслановна К ВОПРОСУ О НАЛОГОВОМ КОНТРОЛЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ // Скиф. 2023. №4 (80). С. 127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.