Научная статья на тему 'Острота ситуации: пересечение медийной и театральной культур в реалити-шоу'

Острота ситуации: пересечение медийной и театральной культур в реалити-шоу Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
524
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛЬНОЕ ШОУ / МАСС-МЕДИЙНАЯ КУЛЬТУРА / ТЕАТРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПАМЯТЬ ТВОРЧЕСТВА / ПОГРАНИЧНЫЕ СИТУАЦИИ / ТЕАТР ЖЕСТОКОСТИ / ТЕАТР СИТУАЦИЙ / REALITY SHOW / MASS MEDIA CULTURE / THEATRICAL CULTURE / MEMORY OF ART / BOUNDARY SITUATIONS / CRUELTY THEATRE / THEATRE OF SITUATIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шестакова Элеонора Георгиевна

В статье рассматривается момент разнообразного обыгрывания, преодоления и разрушения границ эмпирической и эстетической реальностей реалити-шоу в контексте взаимодействия масс-медийной и театральной культур. Эти культуры традиционно трактуются как культуры, направленные, в силу своей природы, ведущих свойств, функций, на крайне близкие, до нивелирования и угрозы разрушения, взаимосвязи с реальностью. Именно поэтому интересно проанализировать то сложное целое, которое возникает в пограничной ситуации встречи и осуществления интенций масс-медийной и театральной культур в реалити-шоу. Доказывается, что театральность реального шоу это во многом иллюзия театральности, но в то же время почти идеальное воплощение идей Арто и Сартра: это уникальность и опасность опыта, знаний, ощущений человека, пережившего максимальную активизацию своих внутренних, глубинных состояний, чувств и совершенно добровольно прошедшего опыт пограничных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Boundary Situation: Overlapping of Media and Theatrical Cultures in a Reality Show

The article examines various kinds of crossing, breaking and playing with the borders between the empirical and aesthetical realities of a reality show in the context of relations between mass media and theatrical cultures. These cultures are traditionally interpreted as cultures having the closest ties with reality, on the brink of their demolition, due to their nature, characteristic features and functions. This is why it is interesting to analyze a complicated whole that emerges in a boundary situation when mass media and theatrical cultures meet in a reality show. It is proved that the theatrical character of a reality show is mostly an illusion, but at the same time a practically ideal embodiment of Artaud’s and Sartre’s ideas. It is a unique and dangerous character of experience, knowledge and sensations of a person who has fully realized his inner state and feelings and has willingly faced and dealt with a boundary situation.

Текст научной работы на тему «Острота ситуации: пересечение медийной и театральной культур в реалити-шоу»

ФИЛОЛОГИЯ плюс.

Э.Г. Шестакова

ОСТРОТА СИТУАЦИИ

пересечение медийной и театральной культур в реалити-шоу

В статье рассматривается момент разнообразного обыгрывания, преодоления и разрушения границ эмпирической и эстетической реальностей реалити-шоу в контексте взаимодействия масс-медийной и театральной культур. Эти культуры традиционно трактуются как культуры, направленные, в силу своей природы, ведущих свойств, функций, на крайне близкие, до нивелирования и угрозы разрушения, взаимосвязи с реальностью. Именно поэтому интересно проанализировать то сложное целое, которое возникает в пограничной ситуации встречи и осуществления интенций масс-медийной и театральной культур в реалити-шоу. Доказывается, что театральность реального шоу - это во многом иллюзия театральности, но в то же время почти идеальное воплощение идей Арто и Сартра: это уникальность и опасность опыта, знаний, ощущений человека, пережившего максимальную активизацию своих внутренних, глубинных состояний, чувств и совершенно добровольно прошедшего опыт пограничных ситуаций.

Ключевые слова: реальное шоу; масс-медийная культура; театральная культура; память творчества; пограничные ситуации; театр жестокости; театр ситуаций.

Реальное шоу активно развивается в европоцентричном культурном пространстве с конца XX в. Оно позиционируется как зрелище особого формата - массовое и эпатажное, претендующее на резкое изменение соотношений документальности и игры, реальности и условности, а также меры допустимого для публичной демонстрации. Реальное шоу - это шоу предельно провокационных ситуаций; притом ситуации, которые заостряются в нем на глазах публики, - по сути своей повседневные, житейские. Актуализируясь социальным сознанием относительно пространства масс-медийной культуры, реалити-шоу в начале своего развития воспринималось прежде всего как органичное проявление экранной культуры - а затем уже медиаполитики, медиаэкономики, медийного искусства, медиатворчества, медиасреды, вообще как естественный результат складывания информационного общества1.

Однако те устойчивые особенности реалити-шоу, которые проявляются при его осуществлении, не позволяют говорить о нем как о принадлежащем только медиакультуре. Реальное шоу, несмотря на его укорененность в развитом информационном обществе, - это явление, питаемое всей памятью культуры. Притом это качественно новое образование на территории культуры агрессивно претендует на то, чтобы стать катализатором трансформаций ее парадигмальных составляющих. Именно в силу укоре-

ненности в культуре оно смогло изменить ряд смыслов и представлении, длительное время существовавших в границах определенных культурных практик. Реальное шоу актуализирует понятие и практику предела, границы парадоксальным путем их нивелирования. Когда Ж.-Ф. Лиотар во введении к книге «Состояние постмодерна» называет следующую особенность постсовременного восприятия мира: «оно оттачивает нашу чувствительность к различиям и усиливает нашу способность выносить взаимонесоразмерность»2, - то он довольно точно указывает на будущую сущность реалити-шоу. Оно оказывается явлением, способным качественно трансформировать аксиологическую, гносеологическую, эпистемологическую, феноменологическую основу жизни человека.

Стремительному развитию реалити-шоу способствовал тот факт, что оно является практически идеальным носителем так называемого медиавируса (Д. Рашкофф): «“Послания” наших медиа преподносятся нам в упаковке, подобной троянскому коню. Они проникают в наш дом под некой личиной, но, оказавшись внутри, начинают вести себя совершенно не так, как мы ожидали. Эго не то чтобы “заговор”, направленный против телезрителей, а скорее метод превратить коммерческие медиа в невольных промоутеров контркультурных концепций, которые могут сделать более могущественными тех, на кого эти концепции воздействуют»3. Соблазняя человека условностью экранной культуры, реалити-шоу в качестве материала использует ситуации реальных людей. Представляя рядовым людям картины жизни, идентичной их собственной, а главное - возможность самому стать телевизионным героем, реалити-шоу практически полностью стирает понятия границы, нормы, иерархии.

Настойчиво демонстрируя повседневность как «звездного», так и обыкновенного человека, реальное шоу обнаруживает возможность устранения соразмерностей: когда, например, превращает человека одновременно и в зрителя, и в героя, и в критика одного и того же события. Давая человеку возможность и безучастного созерцания событий, и погруженности в них в качестве активно действующего участника, и рефлексии происшедшего, реальное шоу деконструирует нашу чувствительность к различиям. В нем присутствует игровое начало, соблазн реальности, облегченной конвенциями переживания житейских ситуаций. Реалити-шоу - и в этом его сходство с театром - искушает человека возможностью условного переживания полноты и необратимости собственной жизни. В нем, при видимом балансировании, происходит разрушение границ условности и реальности, допустимого и недопустимого, предсказуемого и спонтанного. В основе реалити-шоу лежит цепная реакция саморазвития обнаженной и масштабированной повседневности, стремящейся одновременно

осуществить себя и как естественное течение жизни, и как его публичное представление.

Реальное шоу преднамеренно вторгается в фундамент культуры -реальность - и пытается посредством ее дивергентных трансформаций установить новые виды отношений, основанных на способности к различению реальности как таковой. Реалити-шоу начинает с провокационного стремления деконструировать природно-культурные конвенции и заканчивает вполне осознанной установкой на разрушение границ эмпирической, информационной и эстетической реальностей. Главное, о чем далее пойдет речь - то, что в реалити-шоу нарушаются границы эмпирической и эстетической реальностей; и происходит это в контексте взаимодействия масс-медийной и театральной культур.

С самого первого своего проекта, голландского «Большого брата», реалити-шоу продемонстрировало сильную «жанровую память»: обусловленность сферой эстетического, конкретно говоря - театральнодраматического начала. Конечно, неправомерно прямо соотносить реалити-шоу с театральной культурой, характеризуя его как одну из современных форм телетеатра - хотя такие попытки делались. Так, А. Новикова, говоря о пересечениях телевидения и театра, полагает, что реалити-шоу генетически восходит к commedia dell 'arte. «Например, герои первого “Застеко-лья” успешно укладываются в канонические типы итальянской комедии масок. <...> Организаторы шоу и сами признавались, чтобы при выборе героев основным критерием отбора была их типичность. Эго должно было гарантировать возникновение ожидаемых конфликтов и сюжетных поворотов, которые необходимы для увеличения зрелищного потенциала шоу»4. Такая прямолинейность трактовки отношений театральной культуры с качественно новым масс-медийным явлением, конечно, упрощает и саму театральную культуру, и медиакультуру. Реалити-шоу - это самостоятельное явление, которое не ограничено жесткой преемственностью с теми или иными видами театральности. Однако невозможно и утверждать обособленность реалити-шоу от основных тенденций театральной культуры XX - начала XXI вв.

Проблема отношения театральной и масс-медийной культур - это прежде всего проблема сверхличностной памяти и способов ее существования. Такая сверхличностная память творчества и культуры может быть проявлена либо как филиация, т.е. непрерывная связь явлений, либо как типологическое взаимодействие, т.е. сложное, порой трудно уследимое собирание-забвение-возрождение смыслов. Естественно, что говорить о филиации в случае с commedia dell ’ arte (как и другими формами театра) и реалити-шоу не представляется возможным. Не стоит также рассматри-

вать реальное шоу как простое вторжение медийного продукта, формально и содержательно подобного театральным явлениям, в пространство театра и драмы. Типологическое же взаимодействие предполагает наличие очевидных оснований и ценностных способов взаимодействия театральной культуры и медиакультуры на территории реалити-шоу - а они пока что не очевидны.

Представляется, что корректна такая постановка вопроса, которая апеллирует к явлениям резонантного пространства культуры, резонант-ного взаимодействия (В. Топоров), или культурно-исторической телепатии (М. Бахтин), порождения откликов без всякого зримого, уследимого контакта. С. Бочаров подобную передачу смысла успешно находит в пространстве литературы, настаивая на том, что припоминание - это генетическая память литературы, возвращение к образцу с новых позиций. Однако насколько реальное шоу может быть включено в резонантное пространство эстетической, театральной культуры? Ведь оно, существующее за счет фиксации реальности, активизации документального начала, во многих случаях лишь формально беллетризирует факты, стилизуя их под театрально-драматическое представление. Может ли реалити-шоу обнаружить в себе живую память театральной культуры? Корректность такой постановки проблемы видна на фоне развития реалити-шоу.

Реалити-шоу первой формации («Большой брат», «За стеклом», отчасти «Голод») были довольно однотипными проектами. Они эксплуатировали разрушение длительных табу на публичность природно-культурной жизни человека: другого, чужого, однако почти до тождества подобного тебе человека, который добровольно выставил свою природно-, социально- и приватно-культурную жизнь для публичных наблюдений. Такая ситуация явно не давала оснований для идентификации реалити-шоу с театральной культурой и ограничивала его пространством медиакультуры и зараженных ее вирусом людей.

Однако постепенное, но довольно целенаправленное, прежде всего, жанрово-стилистическое и сюжетно-композиционное развитие реалити-шоу все более обнаруживало резонантную, обусловленную культурноисторической телепатией связь с театральной культурой. Уже в самих названиях реалити-шоу все явственнее отображалось их стремление припомнить литературное и в особенности театральное начала5. Реальное шоу в процессе своего развития (повторю, европоцентричного) довольно быстро отошло от формата простого созерцания чужой жизни - «подглядывания в замочную скважину». Этот формат оказался тупиковым для реалити-шоу, несмотря на то, что в начальном теоретическом конструировании и практическом воплощении представлялся сутью нового масс-медийного

явления. Только трансформация, направленная на выявление и развитие генетических связей с литературой и в особенности театром, позволила реальному шоу состояться как жизнеспособному явлению.

Связь реалити-шоу и театра обнаруживается в контексте элитарных исканий театральной культуры XX столетия. Так, если рассматривать развитие театра в аспекте его взаимоотношений с реальностью, то можно заметить, что XX в., пожалуй, как никакая другая эпоха, был занят и теоретическими поисками, и практическими экспериментами в этом направлении6. Эти искания актуализировались одновременно и в традиционном аспекте «театр / реальность», и в качественно новом, открытом XX в. - «театр / кино / реальность»7. Одним из ведущих моментов, объединяющих эти тенденции, было стремление вернуть театру его первичную магическую силу, позволявшую творить реальность. То, что А. Бретон называл всемогуществом грезы искусства, и в первую очередь театра, оказалось в XX в. соблазнительно близким и доступным для реального воплощения.

Показательно утверждение, открывшее манифест «Театра жестокости» (1932) А. Арто: «Нельзя продолжать беззастенчиво проституировать саму идею театра. Театр что-то значит лишь благодаря магической, жестокой связи с реальностью и опасностью. <...> Необходимо прежде всего разрушить привычную зависимость театра от сюжетных текстов и восстановить представление о едином языке, стоящем на полпути от жеста к мысли»8. Жестокая связь с реальностью и опасностью - это стремление именно в театральной культуре ощутить и пережить реальные чувства, пробиться к сути человека через ряд экзистенциально напряженных и феноменологически ярких ситуаций. Театр, по мнению Арто, должен вернуть человеку ощущение реальности, утраченное не только в театральной культуре, но и в искусстве вообще. Арто настаивал на том, что его идеи сопряжены с попытками «вырвать театр из психологического и гуманитарного прозябания», поэтому они «касаются понятий Творения, Становления, Хаоса и относятся к космическому порядку; они дают первое представление о той области, от которой театр совершенно отвык. Только они могли бы обеспечить напряженное и страстное слияние между Человеком, Обществом, Природой и Вещами»9. Для Арто на первый план по значимости вышли не психология и сюжет, во многом предопределенные текстом, а предельно живой и именно этим ценный для театра жест. С. Исаев в комментариях к сочинениям Арто свидетельствует: «Работа над Манифестом продолжалась и после первой публикации: 29 декабря 1935 года, перед самым отъездом в Мексику, Арто в письме Жану Полану просит того снять весь первый абзац Манифеста, вставив между вторым и третьим абзацами следующий текст: “Эта магическая связь реальна: жест творит реальность.

которую он обозначает; и реальность эта жестока, она не прекращается, пока ей не удастся создать своих следствий”. Однако фраза эта не попала в окончательный корпус книги»10.

Проблема преодоления театральной культурой психологизма, сюжетности, текстуальной заданности, проблема актуализации жеста как репрезентанта и «потенциала» реальности, утраченной театром, - это проблема не только возрождения сути театра, но и восстановления доверия зрителя к театральной культуре как таковой. В этом плане именно реальное шоу в пространстве современной культуры оказалось типологически ближайшим феноменом к поискам Арто и его последователей. Реалити-шоу, порожденное, в том числе, и кризисом доверия к квази-документальности масс-медиа и к самой реальности, которая за ними стоит, смогло отчасти преодолеть кризис нарративности в масс-медийной культуре и откликнуться на потребности как реципиентов, так и самой театральной культуры. Конечно, связывать генетически Театр жестокости Арто и реалити-шоу некорректно; однако внутренняя связь между ними существует.

Все ведущие мировые реалити-шоу в последнее десятилетие развиваются как проекты, построенные не на «голой» документальности, а на некой проблематике. Притом они предусматривают не просто созерцание течения повседневной жизни других людей, а серийность, то есть повторение ситуаций, основанных на магистральной теме. Эго видно и на уровне названий, которые концептуализируют происходящее и задают тенденции развития событий: место проведения, интерьер, модели поведения героев проекта, задания, конкурсы, систему штрафов, наказаний, поощрений и призов, предусмотренных этим конкретным проектом. Так, «Вилла невест», «Меняю жену», «Дети напрокат», «Званый ужин», «Остров искушений», «Гламурш штучки та заучки», «Взвешенные и счастливые» уже на стадии первичной рекламы и кастинга представляют будущим героям и зрителям свою концепцию. В этих шоу задается четкая система координат для импровизаций со стороны участников проекта.

Например, реалити-шоу «Свадьба за 48 часов», как видно из названия, актуализирует тему организации и проведения свадебных церемоний, традиций и этапов. За два года существования проекта ни одна пара, которая пыталась пожениться за 48 часов в незнакомом городе, пройдя систему довольно сложных конкурсов и заданий, не повторила при этом в поведении, реакциях, переживаниях другую пару. Во всех сериях можно было наблюдать, несмотря на заранее хорошо понятную общую канву, то, что Арто определил как жестокую связь с реальностью и опасностью. Никто из организаторов, героев, невольных участников и зрителей реалити-шоу не знал, чем закончится эта игра, и какое продолжение она обретет

за рамками проекта. Нередко пары действительно расставались, сымпровизировав и отрефлектировав цепную реакцию, заданную проблематикой реалити-шоу. Присутствие жеста, имеющего, в трактовке Арто, свои следствия не только в театральном пространстве, но и в сфере реальной жизнедеятельности человека, здесь очевидна. Герои реалити-шоу самостоятельно осуществляют свои экзистенциальные жесты, трансформируя собственную жизненную реальность. Это приводит к действительно сюрпризным развязкам: реальным разводам, свадьбам, беременностям, радикальной, вплоть до хирургической, смене внешности, места жительства, кардинальным изменениям в профессиональной деятельности. Подобно «Свадьбе за 48 часов», водевильные по своей жанрово-тематической природе реалити-шоу «Меняю жену» или «Здравствуйте, я ваша мама», «Кухня для двоих», «Дети напрокат», тем не менее, постоянно обнаруживают драматические и даже абсурдные развязки и в пространстве экранного воплощения, и в реальной жизни участников проекта. Цепные реакции, созданные и запущенные героями, принявшими правила жизни в реалити-шоу, регулярно меняют всю их жизнь, а не только ту ее часть, которую они сами планировали трансформировать.

Строясь на заданной проблеме или ситуации, актуализируя ее идеей импровизации и цепной реакции, реалити-шоу избегают давления текста, заданности сюжета и психологии. Этим они становятся близки не только идеям Арто, но и исканиям театральной культуры всего XX в. Так, Ж.-П. Сартр, развивая идеи Арто и анализируя их осуществление в практике современного европейского театра, отметил важную для театральной культуры потребность: в знании о человеческой свободе и высоком, ответственном ее воплощении. В эссе «К театру ситуаций» Сартр настаивает: «Начиная с некоторого времени главным источником, питающим пьесу, является уже не характер <... > но ситуация. <... > Ситуация - это призыв, она окружает нас, она предлагает решение, принимать которое приходится нам самим. <...> На сцену надо всякий раз выводить пограничные ситуации, иначе говоря, ситуации, в которых представлены альтернативы, где одним из терминов выбора выступает смерть. Таким образом свобода обнаруживается в наивысшей степени, поскольку она готова даже погибнуть, лишь бы утвердить себя. Поскольку театр невозможен без реализации единства всех зрителей, необходимо и находить для него ситуации настолько всеобщие, чтобы они были свойственны всем»11.

Из этой цитаты видно, насколько близко реалити-шоу поискам театральной культуры. Реальное шоу поистине «сумело объединить разношерстную публику»12, актуализировав состояние свободы и момент экзистенциального выбора. Реальное шоу - это представление всеобщих

краиних ситуации, понятных каждому человеку и тем ценностно значимых. В нем человек становится перед невыносимостью свободы выбора, со всем его экзистенциально-трагическим напряжением. Театральность реалити-шоу - это во многом попытка и соблазн театральности, но и почти идеальное воплощение идей Арто и Сартра: оно демонстрирует опыт, знания и ощущения человека, добровольно прошедшего опыт пограничных ситуаций.

Реальное шоу, основанное на простых человеческих ситуациях, препарированных в своих пограничных проявлениях, оказалось созвучным не только исканиям театра. Оно отвечает общему состоянию культуры. В конце 1970-х гг. Ж.-Ф. Лиотар писал, что мир постсовременности порождает такие состояния, когда «каждый предоставлен сам себе. И знает, что этого самому себе - мало. <...> Эго мир, в котором пережитые события становятся независимыми от человека... Эго мир, где все “случается”, происходит, однако без того, чтобы это было с кем-то, без кого-то, кто мог бы за это ответить»13 (курсив автора - Э.Ш.). Нетрудно заметить, что это и есть субстанциально значимые состояния реалити-шоу - одного из самых востребованных и актуальных феноменов культуры начала XXI столетия.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Абраменко А. Жанр реалити и его особенности на российском телевидении // Вестник Acta Diuma. Вып. 1. URL: http://www.psujoum.narod.ru/vestnik/vyp_l (дата обращения 29.10.2012); Бендерский Я.М. Феномен реалити-шоу // Lib.Ru: Сервер «Заграница» / Статья. URL: http://world. lib.ru/type/index_type_4-l.shtnil (дата обращения 29.10.2012); Гриндстафф Л. «Реальное телевидение» и политика социального контроля // Массовая культура: Современные западные исследования. М., 2003. С. 76-87; Гуцал Е.А. Реалити-шоу на современном российском телевидении: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2008; Гуцал ЕА. Реалити-шоу: Некоторые типологии // Журналистика и массовые коммуникации. 2009. С. 179-184; Жуков С.Г. Реалити-шоу в социокультурном пространстве массовой культуры: Дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2009; Зверева В. «Меня тошнит при их виде, но в целом шоу нравится». Вера Зверева о «Доме-2» и его зрителях // Критическая Масса. 2006. № 3. URL: http://magazines.mss.rU/km/2006/3/zv8.html (дата обращения 29.10.2012); Кириллова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика: Учеб. пособ. М., 2008; Ланских А.В. Реалити-шоу: деструктивизм речевого поведения // Известия Уральского государственного университета. 2008. № 55. С. 279-285; Ланских А.В. Речевое поведение участников реалити-шоу: коммуникативные стратегии и тактики: Дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2008; Нелюбина А.С. Реалити-шоу: медиапродукт индивидуализированного общества // Известия Уральского государственного университета. 2006. № 45. С. 230-238; Уразова С.Л. Show-Clon в телевизионной реальности // Телерадиоэфир: История и современность. М., 2005. С. 99-120; Уразова С.Л. Реалити-шоу в контексте современного телевидения: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2008; Шестакова Э.Г. Литературное начало в реалити-шоу // Российские СМИ и журналистика в новой реальности: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию журналистского образования на Урале, Екатеринбург, 14—15 апреля 2011 г.

Екатеринбург, 2011. URL: http://elar.usu.ru/handle/1234.56789/3477 (дата обращения 29.10.2012).

Abramenko A. Zhanr realiti і ego osobennosti na rossijskom televidenii I I Vestnik Acta Diuma. Vyp. 1. URL: http://www.psujoum.narod.ru/vestnik/vyp_l (data obraschenija 29.10.2012); Benderskij Ja.M. Fenomen realiti-shou // Lib.Ru: Server «Zagranica» / Stat’ja. URL: http:// world, lib. ru/type/index_type_4-l.shtml (data obraschenija 29.10.2012); Grind staff L. «Real’noe televidenie» і politika social’nogo kontrolja // Massovaja kul’tura: Sovremennye zapadnye issledovanija. М., 2003. S. 76-87; GucalE.A. Realiti-shou na sovremennom rossijskom televidenii: Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Ekaterinburg, 2008; Gucal E.A. Realiti-shou: Nekotorye tipologii I I Zhumalistika і massovye kommunikacii. 2009. S. 179-184; Zhukov S.G. Realiti-shou v sociokul’tumom prostranstve massovoj kul’tury: Dis. ... kand. filol. nauk. Krasnodar, 2009; Zvereva V. «Menjatoshnit pri ih vide, no v celom shou nravitsja». Vera Zvereva o «Dome-2» і ego zriteljah // Kriticheskaja Massa. 2006. № 3. URL: http://magazines.russ.rU/km/2006/3/zv8.html (data obraschenija 29.10.2012); Kirillova N..В. Mediakul’tura: teorija, istorija, praktika: Ucheb. posob. М., 2008; Lanskih A.V. Realiti-shou: destruktivizm rechevogo povedenija 11 Izvestija Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. № 55. S. 279-285; Lanskih A.V. Rechevoe povedenie uchastnikov realiti-shou: kommunikativnye strategii і taktiki: Dis. ... kand. filol. nauk. Ekaterinburg, 2008; Neljubina A.S. Realiti-shou: mediaprodukt individualizirovannogo obschestva // Izvestija Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. 2006. № 45. S. 230-238; Urazova S.L. Show-Clon v televizionnoj real’nosti // Teleradiojefir: Istorija і sovremennost’. М., 2005. S. 99-120; Urazova S.L. Realiti-shou v kontekste sovremennogo televidenija: Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. М., 2008; Shestakova Je.G. Literatumoe nachalo v realiti-shou // Rossijskie SMI і zhumalistika v novoj real’nosti: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjaschennoj 75-letiju zhumalistskogo obrazovanija na Urale, Ekaterinburg, 14-15 aprelja 2011 g. Ekaterinburg, 2011. URL: http://elar.usu.rn/handle/1234.56789/3477 (data obraschenija 29.10.2012).

2 ЛиотарЖ.-Ф. Состояние постмодерна/ Пер. с. фр. М.; СПб., 1998. С. 12.

Liotar Zh.-F. Sostojanie postmodema/ Per. s. fr. М.; SPb., 1998. S. 12.

3 Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. URL: http://zaraz.org/ (дата обращения 29.10.2012).

4 Новикова А.А. Телевидение и театр: пересечение закономерностей / Предисл. А.А. Шереля. М., 2004.

Novikova A.A. Televidenie і teatr: peresechenie zakonomemostej / Predisl. A. A. Sherelja. М., 2004.

5 Шестакова Э.Г. Литературное начало в реалити-шоу.

Shestakova Je.G. Literatumoe nachalo v realiti-shou.

6 Драма и театр: Сб. науч. тр. Тверь, 1999; Вып. II. Тверь, 2001; Вып. III. Тверь, 2002; Вып. 4. Тверь, 2002; КорнієнкоН. Запрошення до хаосу. Театр (художня культура) і синергетика. Спроба нелінійності / Нац. Центр театр, мистець. ім. Леся Курбаса. Київ, 2008.

Drama і teatr: Sb. nauch. tr. Tver’, 1999; Vyp. II. Tver’, 2001; Vyp. III. Tver’, 2002; Vyp. 4. Tver’, 2002; Kornienko N. Zaproshennja do haosu. Teatr (hudozhnja kul’tura) і sinergetika. Sproba nelinijnosti / Nac. Centr teatr. mistec’. im. Lesja Kurbasa. Kii'v, 2008.

7 КирилловаH.Б. Указ. соч.; КорнієнкоН. Указ. соч.; Мукаржовский Я. Время и кино // Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства / Пер. с чешек.; Сост. и ком-мент. Ю.М. Лотмана и О.М. Малевича. М. , 1994. С. 410^120; Мукаржовский Я. К вопросу об эстетике кино // Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства / Пер. с чешек.; Сост. и коммент. Ю.М. Лотмана и О.М. Малевича. М., 1994. С. 395-409.

Kirillova N.В. Ukaz. soch.; Kornienko N. Ukaz. soch.; Mukarzhovskij Ja. Vremja і kino // Mukarzhovskij Ja. Issledovanija po jestetike і teorii iskusstva / Per. s cheshsk.; Sost. і komment.

Ju.M. Lotmana i O.M. Malevicha. M. , 1994. S. 410-420; Mukarzhovskij Ja. К voprosu ob jestetike kino // Mukarzhovskij Ja. Issledovanija po jestetike i teorii iskusstva / Per. s cheshsk.; Sost. i konmient. Ju.M. Lotmana i O.M. Malevicha. М., 1994. S. 395^109.

8 АртоА. Театр и его двойник. Театр Серафима. М., 1993. С. 96.

ArtoA. Teatr i ego dvojnik. Teatr Serafima. М., 1993. S. 96.

9 Там же. С. 97.

Tam zhe. S. 97.

10 Там же. С. 172

Tam zhe. S. 172.

11 СартрЖ.-П. К театру ситуаций 11 Как всегда - об авангарде: Антология французского театрального авангарда. М., 1992. С. 92.

Sartr Zh.-P. К teatru situacij // Как vsegda - ob avangarde: Antologija francuzskogo teat-ral'nogo avangarda. М., 1992. S. 92.

12 Там же. С .93.

Tam zhe. S. 93.

13 ЛиотарЖ.-Ф. Указ. соч. С. 44.

Liotar Zh.-F. Ukaz. soch. S. 44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.