Научная статья на тему 'Оставшись в зрительских сердцах'

Оставшись в зрительских сердцах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
138
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ И БЛАГОРОДСТВО / ВОЗРОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА ПОСЛЕ ВОЙНЫ / ШКОЛЬНЫЕ УЧИТЕЛЯ И ПЕДАГОГИ / ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ И СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / ТРИУМФЫ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ ФЕСТИВАЛЯХ / "ПЕРЕСТРОЕЧНЫЕ" ПРОЦЕССЫ И РАЗВАЛ СТРАНЫ КАК ПРЕПЯТСТВИЕ ТВОРЧЕСТВУ / БЛАГОДАРНОСТЬ И ЛЮБОВЬ ЗРИТЕЛЕЙ / INTELLIGENCE AND NOBILITY / THE REVIVAL OF ART AFTER THE WAR / SCHOOL AND HIGHER SCHOOL TEACHERS / THE PRINCIPLE AND STRONG CHARACTER / VICTORIES ON INTERNATIONAL FESTIVALS / PROCESSES OF "PERESTROIKA" AND DESTRUCTION OF COUNTRY AS AN OBSTACLE TO CREATIVE WORK / SPECTATOR'S GRATITUDE AN LOVE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Межевитин Владимир Александрович

Статья посвящена деятелям отечественной культуры и искусства, родившимся на воронежской земле и оставившим яркий след в кинематографе, театре и телевидении, заслужившим признание своим талантом и творчеством не только в нашей стране, но и далеко за её пределами... Недавние юбилеи этих замечательных артистов повод ещё раз обратиться к их судьбам и биографиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO BE REMAINING IN THE SPECTAТОR’S HEARTS

The article dedicates to workers of native culture and art, who was born on the Voronezh land and was retained the bright track in cinematograph, theatre and television, who deserve the recognition by his talent and creative work not only in our country, but far from it frontiers… The resent jubilees of this remarkable artists are the reason to address once more to they destinies and biographies.

Текст научной работы на тему «Оставшись в зрительских сердцах»

УДК 7.07(470.324) ББК 85.3(2)6-8

ОСТАВШИСЬ В ЗРИТЕЛЬСКИХ СЕРДЦАХ...

Межевитин Владимир Александрович,

режиссер, сценарист, искусствовед, член Союза журналистов РФ (г. Воронеж)

Аннотация. Статья посвящена деятелям отечественной культуры и искусства, родившимся на воронежской земле и оставившим яркий след в кинематографе, театре и телевидении, заслужившим признание своим талантом и творчеством не только в нашей стране, но и далеко за её пределами... Недавние юбилеи этих замечательных артистов - повод ещё раз обратиться к их судьбам и биографиям.

Ключевые слова: интеллигентность и благородство, возрождение искусства после войны, школьные учителя и педагоги, принципиальный и сильный характер, триумфы на международных фестивалях, «перестроечные» процессы и развал страны как препятствие творчеству, благодарность и любовь зрителей.

TO BE REMAINING IN THE SPECTATOR'S HEARTS.

Mezhevitin V.A., director, screenwriter,

art expert, member of the Union of journalists of Russia

(Voronezh)

Annotation: The article dedicates to workers of native culture and art, who was born on the Voronezh land and was retained the bright track in cinematograph, theatre and television, who deserve the recognition by his talent and creative work not only in our country, but far from it frontiers... The resent jubilees of this remarkable artists are the reason to address once more to they destinies and biographies.

Key words: intelligence and nobility, the revival of art after the war, school and higher school teachers, the principle and strong character, victories on international festivals, processes of «perestroika» and destruction of country as an obstacle to creative work, spectator's gratitude an love.

ЛЕГЕНДА СОВЕТСКОГО ЭКРАНА

На моём столе лежит сценарий фильма, основой которого должно было стать интервью с удивительной женщиной - легендарной телеведущей ЭЛЕОНОРОЙ ВАЛЕРИАНОВНОЙ БЕЛЯЕВОЙ. Её передача «Музыкальный кисок», выходившая в эфир более 30 лет и занесённая в «Книгу рекордов планеты», была любима несколькими поколениями людей, интересующихся классической и лучшей эстрадной музыкой, оперой и балетом. Детство и

216 -|

юность Беляевой прошли в Воронеже, о котором она никогда не забывала и говорила всегда с нежностью и признательностью... Съёмки фильма должны были состояться летом, но Элеонора Беляева до них, к сожалению, не дожила. С частью собранных материалов, рассказывающих о нашей землячке, хочется познакомить читателей.

В творческой судьбе Элеоноры Валерианов-ны огромную роль сыграл известнейший дирижёр Владимир Иванович Федосеев, который возглавлял Большой симфонический оркестр Центрального

телевидения. Именно он предложил выпускнице «Гнесинки» Беляевой попробовать себя в качестве редактора одной из телевизионных программ.

Необходимо напомнить о том, что советское телевидение с первых же лет своего становления придавало культурно-образовательным программам важнейшее значение. Помимо передач, рассказывающих о науке, театре, кинематографе, немало программ было посвящено музыке. «Музыкальный календарь», «Юношеские вечера Дмитрия Кабалевского», «Знакомство с оперой», «Музыкальный блокнот» и другие пропагандировали самую разную музыку - от народной и эстрадной до классической. Главным редактором музыкальных программ являлся Владимир Михайлович Меркулов. Он и стал отцом-основателем «Музыкального киоска», откликнувшись на идею режиссёра и сценариста Алексея Габриловича, предлагавшего «Музыкальный киоск» сделать частью передачи «Голубой огонёк». По инициативе Владимира Меркулова «Киоск» стал самостоятельной программой, в которой ведущей более трёх десятков лет была блистательная Элеонора Беляева. Всегда элегантная, доброжелательная и обаятельная, она была воплощением истинной интеллигентности и благородства. Многие пытались подражать её непринуждённой манере беседы с приглашёнными в эфир участниками передачи, её стилю в одежде, но Элеонора Валериановна всегда оставалась единственной и неповторимой, а её программа погружала зрителей в прекрасный мир музыки - волшебный и удивительный, постоянно расширяя круг поклонников высокого и вечного искусства.

Истоки же любви Элеоноры Беляевой к музыке уходят в воронежское детство. Родилась она 1 декабря 1935 года в одном из живописнейших мест воронежского края - Рамони. Детские и юношеские годы будущей звезды телеэкрана прошли в Воронеже. Семья жила на улице Кольцовской. Недалеко от дома располагалась школа №9, где и училась Элеонора. В своих воспоминаниях она с необычайной теплотой будет называть школьных учителей, оставивших в её жизни глубокий след, и особенно преподавателя русского языка и литературы Елену Ивановну Светоза-рову, приехавшую в Воронеж во время войны из блокадного Ленинграда. Именно благодаря ей в школе появилась художественная самодеятельность, в том числе и хор. Там происходило приобщение многих девчонок (в те времена школа была женской) к музыке классической, оперной. Участницы хора выступали на городских и областных конкурсах, неизменно занимая первые места.

Школьные годы Элеоноры Беляевой (урождённой Матвеевой) совпали с удивительным вре-

менем возрождения Воронежа после войны. Город поднимался из руин, восстанавливались не только разрушенные здания, но и его культурная жизнь. Известные столичные музыканты приезжали со своими программами в Воронеж. Элеонора Беляева, занимавшаяся тогда ещё и в музыкальной школе и стремившаяся попасть на их выступления, запомнит впечатления тех лет, а позднее в своих интервью расскажет о воронежских концертах Ойстраха, Оборина, Гилельса, Рихтера... Некоторые спектакли театра оперетты, которые посещались вместе с родителями и подругами, останутся в её памяти на всю жизнь.

Закончив музыкальную школу, Элеонора поступила в музучилище, где обучалась сразу на двух отделениях - фортепианном и вокальном. Учёбу приходилось совмещать с занятиями в 9-м и 10-м классе средней школы (которую она окончит с серебряной медалью). Родители хотели, чтобы девочка, получив аттестат о среднем образовании, стала студенткой факультета иностранных языков педагогического института. Но преподаватели училища - Глафира Яковлевна Кунина и Нина Ивановна Си-ницына - убедили их в том, что талантливый ребёнок должен связать свою дальнейшую жизнь с музыкой. Получив два диплома с отличием, Элеонора Беляева поехала в Москву и поступила в Институт им. Гнесиных на вокальное отделение, преодолев огромный конкурс. Диплом «Гнесинки» окажется её пропуском в музыкальный мир телевидения, в котором она и займёт своё особое, только ей принадлежащее место. За свою деятельность Беляева будет удостоена звания заслуженной артистки РСФСР, получит премию Союза журналистов «Золотое перо». А самое главное - станет любимицей миллионов зрителей великой советской страны на протяжении многих лет...

В 90-е годы «перестроечные» процессы явились непреодолимым препятствием для большинства телевизионных программ. Слова: «рейтинги», «деньги» и «прибыли», «реклама» и «самоокупаемость» - оказались главными в телевизионной политике. Разудалые пошловатые телешоу, скроенные по западным лекалам, и переводные, преимущественно американские, низкопробные фильмы наводнили экран. Среди них таким передачам, как «Музыкальный киоск», места не нашлось. Вот как сама Элеонора Беляева говорила о времени закрытия своей программы: «Вскоре мы дожили до того, когда постоянно слышали: «Это реклама!» Нас начали штрафовать. Показываем сюжет о воронежской фабрике по производству баянов, где делали от самого маленького до концертного инструмента. Нам выписывают очень крупный штраф. Как я ни

217

пыталась доказать, что они в рекламе не нуждаются, у них заказов на пять лет вперёд - ничего не помогло. И таких случаев была масса. Штрафы сыпались один за другим. Запретили показывать книги, говорить о газетах. Дальше - больше. Потребовали плату за аренду студии. Я занялась поиском средств. Помогли друзья из Сибири. Настройщикам инструментов на программе мы вообще платили из собственного кармана. Потом придумали новый вид выкачивания денег - платить за эфир. Это колоссальные суммы! Классическое искусство никогда не было рентабельным, поэтому его сейчас и нет. Тогда мы собрались всеми и решили закрываться. Перед новым, 1994, годом я попрощалась со зрителями словами: «Нас с вами разлучают обстоятельства». Я очень долго переживала по этому поводу»...

В последние годы Беляева всё реже появлялась на публике. Иногда её приглашали вести музыкальные мероприятия: конкурсы, фестивали. Каждое выступление Элеонору Валериановну заряжало энергией, потому что она видела: те, кто жил в Советском Союзе, по-прежнему её помнят и любят. «Тридцать лет с телеэкрана я говорила с людьми о том, что люблю сама, поэтому считаю себя человеком бесконечно счастливым и состоявшимся». На вопрос о том, что она смотрит сегодня, ответила так: «Смотрю только некоторые передачи. Люблю «Свою игру», «Что? Где? Когда?», программы Святослава Бэлзы, нравится канал «Культура». А остальное - «Большая стирка», «Фабрика звёзд», где людей называют «полуфабрикатами», - увольте. Моя внучка их смотрит, а я ужасаюсь»...

Знаменитая телеведущая ушла из жизни, не дожив нескольких месяцев до своего 80-летнего юбилея. Она очень любила музыку, свою работу, Москву, свой родной город Воронеж, любила людей. В памяти многих из них она останется навсегда.

ЛЮБИМУЮ АКТРИСУ ВСПОМИНАЯ

Хорошо помню свои впечатления от посещения её квартиры в доме, расположенном в районе Московского зоопарка, потрясающее человеческое обаяние и неожиданные высказывания по тому или иному поводу. В общении с ней возникало ощущение душевной теплоты и гармонии. Она с гордостью и благодарностью говорила о своих предках, издавна живущих на Дону, в Верхнем Мамоне, вспоминала маму и бабушку, мамину сестру тётю Таню, во многом воспитавшую её (потому что мама, будучи сельским врачом, постоянно была занята нуждающимися в её помощи больными), могла долго рас-

сказывать о выдающихся людях, встретившихся ей на жизненном пути, и, конечно же, своём сыне Сергее, на долю которого выпала непростая судьба из-за врождённой болезни. Охотно делилась радостью от жизни в костромской деревне Дорофеево, где проводила летние месяцы в последние годы. Не могли не волновать её, конечно же, проблемы театра и кино, всей нашей страны в целом.

После триумфа на Международном Каннском фестивале об этой воронежской девушке узнал весь кинематографический мир... Кто только не восхищался непосредственностью и чарующим талантом молодой актрисы! Знаменитый режиссёр Ингмар Бергман, например, потрясённый дарованием Ии Саввиной, назвал её «каплей чистой росы».

Потом было множество ролей на сцене и в кино, почетные звания и престижные награды, зрительская любовь, радости и испытания жизни.

Детские годы ее пришлись на страшное военное и послевоенное время. Она навсегда запомнила, как горел в войну родной Воронеж и как он был разрушен. Помнила, как во время разминирования города подорвался двоюродный брат... Именно отсюда, с воронежской земли, уехала Ия покорять столицу, получив по окончании школы золотую медаль. Ей, до самозабвения пристрастившейся к книгам, хотелось учиться на филфаке МГУ. Саввину без экзаменов приняли на журфак, а потом направили редактором в «Детгиз»... Но тогда, в конце 50-х, кроме книг появился в ее жизни еще и театр, приносящий счастье общения со зрителями и друзьями. Это было уже начало эпохи подъёма страны, расцвета её промышленности, науки и искусства, появления новых удивительных талантов, открытий и откровений.

В одном из спектаклей студенческого театра МГУ «Такая любовь» (в постановке Ролана Быкова) Ию Саввину увидел Алексей Баталов. С подачи этого уже известного актера оказалась талантливая выпускница университета на съемочной площадке фильма «Дама с собачкой» режиссера Иосифа Хейфица. Картина, снятая по знаменитому чеховскому рассказу, получила приз XIII кинофестиваля в Каннах. Заслуженный успех выпал и на долю молодой дебютантки, круто изменив ее жизненный маршрут. Не имеющую театрального диплома актрису принял в свой театр Юрий Завадский. В театре имени Моссовета суждено будет проработать Ие Саввиной семнадцать с половиной лет - параллельно со съемками в кино.

Удачу «Дамы с собачкой» продолжили роли в фильмах «Кроткая» (1960), «Грешница» (1962), «Звонят, откройте дверь» (1966), «Анна Каренина», «Служили два товарища» (1968), «Сюжет для не-

218 -|

большого рассказа» (1970), «Каждый день доктора Калинниковой» (1974), «Романс о влюбленных»... Среди немалого количества успешных театральных работ Саввиной в «Моссовете» запомнились: Нора в одноименной пьесе Ибсена, Маша («Ленинградский проспект» Штока), Люся («Поезда расходятся» Ольшанского), Ферри («Странная миссис Сэвидж» Патрика), Марютка («Поющие пески» по Лавреневу). Особо отмечены были Соня Мармела-дова в «Петербургских сновидениях (по Достоевскому) и Ольга в спектакле «День приезда - день отъезда», удостоенная престижного приза «Серебряная маска». В 1977 году Ие Сергеевне было присвоено звание народной артистки РСФСР.

Специалисты театра и кино, говоря об уникальной индивидуальности актрисы, отмечали в ее творчестве сочетание народных корней и интеллектуальности. А светлая, «задумчивая» манера игры, подкупающая доброжелательность, неповторимый «нервический» стиль и «дивной нежности хрустальный голос», полюбившиеся российским и зарубежным зрителям, сделали Саввину одним из лидеров отечественного экрана и сцены.

Вскоре после смерти Завадского Ия Сергеевна по приглашению Олега Ефремова (в 1978 году) перешла во МХАТ, где довольно интенсивно работала, по-прежнему сочетая служение театру со съемками в кино. На МХАТовской сцене она будет блистать как в драматических ролях, так и характерных, и даже острокомедийных: Марья Львовна («Дачники» Горького), Вязникова, Миленина («Обратная связь», «Заседание парткома» Гельмана), Галина («Утиная охота» Вампилова), Калерия Фёдоровна («Серебряная свадьба» Мишарина), Лиззи («Перламутровая Зинаида» Рощина)... Запомнится Ия Савина и в чеховских пьесах, где она сыграет Полину Андреевну, Войницкую, Шарлоту, Зинаиду Савишну, Анфису.

Среди ролей последних лет были Хлёстова («Горе от ума» Грибоедова), баба Даша («Плач в пригоршню» Гуркина), Беляева («Новый американец» Марьямова»), Кабанова («Гроза» Островского), Софья Ивановна («Рождественские грёзы» Птушкиной)...

Её кинематографическую биографию 70-х -80-х годов пополнят картины: «Открытая книга» (Татьяна Власенкова), «Гараж» (Аникеева), «Частная жизнь» (Наталья Ильинична), «Слезы капали» (жена Васина), «Продлись, продлись, очарованье», «Запомните меня такой». За фильм Юлия Райзмана «Частная жизнь» Саввина была удостоена Государственной премии СССР. Несколько наград получила появившаяся в конце 80-х некогда положенная «на полку» (из-за своего «чрезмерного на-

турализма») «История Аси Клячиной...». За работу на театральной сцене, а также в кино и на телевидении (где она вела серию интереснейших передач) Ия Сергеевна получила еще одну Госпремию и звание народной артистки СССР (в 1990 году). О другом таланте Саввиной - литературном - ярко свидетельствовала книга портретов-воспоминаний «Статьи разных лет», появившаяся в 1996 году.

При внешней хрупкости и кажущейся беззащитности Ия Саввина обладала достаточно принципиальным и сильным характером, о котором всегда с уважением отзывались коллеги, характером, помогающим преодолевать всевозможные тяготы бытия и отвергать всё то, что ей казалось неприемлемым... Известно, например, что после нашумевшей «Аси Клячиной...» она категорически отказалась от предложения сниматься в ее продолжении

- «Курочке-рябе», так как не желала (по собственному пониманию) «смеяться над своей юностью и ее прекрасными порывами». Заявив режиссеру Андрону Кончаловскому, что та Ася не могла превратиться в эту, Саввина «отдала» роль Чуриковой.

Мне запомнился ответ Ии Сергеевны на вопрос: где проходит граница между грамотностью и безграмотностью, между интеллигентностью и образованностью? - на который она ответила так: «Грамотность-безграмотность - это понятия относительные. И интеллигентность тоже. Считается, что интеллигент - это человек с высшим образованием, иногда даже с несколькими образованиями. Но для меня это не так. Меня вырастила и воспитала старшая сестра моей мамы - тётя Таня. Я считаю её второй мамой. У неё было четыре класса церков-но-приходской школы. Но она была настоящим интеллигентом. И в то же время многие мои знакомые с хорошим образованием - не хочу называть имён

- ничтожества и хамы. На мой взгляд, интеллигентность - это психология и строение души. Её настрой на мир, на людей, на самого себя, на то, чем человек занимается в жизни. Человек обязательно должен быть кому-нибудь нужен. Это и есть счастье. Если он никому не нужен - это ужасно. И эта нужность даётся с рождения, как судьба».

На долю Ии Савиной выпало немало трудностей. Среди них были и болезнь сына, и потери близких, и разделение МХАТа, и развал страны, а вместе с ней и кинематографа. Все неурядицы и тяготы она переносила с завидной стойкостью, являясь примером для друзей и поклонников. Едва ли не до последних дней она продолжала выходить на прославленную МХАТовскую сцену, радуя зрителей своим уникальным талантом.

27 августа 2011 года нашей замечательной землячки не стало. С нами остались ее удивитель-

219

ные фильмы и спектакли, ее вдохновенный образ - светлый и незабываемый.

АРТИСТ, ДАРИВШИЙ РАДОСТЬ

Его дебют в кино состоялся 60 лет назад сразу после окончания ВГИКа в картине «Команда с нашей улицы». Мало кто знал, что этот на удивление светлый и талантливый актёр родом с воронежской земли. Лучшие роли Николая Рыбникова стали классикой отечественного и мирового кинематографа. Творческая биография его совпала с расцветом советского кино, рассказывающего нам о человеческой Душе, эпохе Побед в страшной войне, послевоенном созидании Великой страны, становлении личности человека, о вечном выборе между добром и злом... Среди незабываемых картин 50-х - 80-х годов фильмам с участием Рыбникова принадлежит особое место.

Родился Николай Рыбников в городе Борисо-глебске Воронежской области в 1930 году. Там и учился до 8-го класса. Школу заканчивал уже после войны в Волгограде (куда переехал к отцу), где довольно успешно начал выступать в художественной самодеятельности. Его талант заметили и пригласили во вспомогательный состав труппы местного драмтеатра. Одновременно с этим Николай учился в медицинском институте. В 1948 году, бросив всё, он уехал в Москву поступать во ВГИК.

Преодолев конкурсный отбор, Николай Рыбников поступил на курс к Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой. Очень скоро он ярко начал проявлять себя в разноплановых ролях. Рыбников с блеском играл Клочкова в чеховской «Анюте», Кошевого в «Тихом Доне», Нагульного в «Поднятой целине», пушкинского Дон-Жуана и даже Петра I. Эта последняя его роль была столь впечатляющей, что на ВГИКовские спектакли стремилась попасть вся театральная Москва. О Рыбникове заговорили как о таланте необыкновенном и многообещающем.

После «Тревожной молодости», где молодой актёр запомнился в отрицательной роли, его пригласили в картину «Чужая родня» режиссёра Михаила Швейцера. Утверждение Рыбникова на роль было нелёгким. В длинном списке претендентов сыграть сельского механизатора Фёдора фамилия вчерашнего выпускника ВГИКа оказалась последней, ибо вызывала сомнения его сугубо городская биография. Но на пробах молодой артист был столь убедителен, что конкуренты быстро отпали. Даже писатель В. Тендряков, по повести которого снимался фильм, больше всех сомневающийся в способностях начинающего актёра, изменил своё

мнение и подарил ему книгу с благодарственным автографом.

Вышедшая в 1956 году картина Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице» укрепила Николая Рыбникова в статусе восходящей звезды отечественного кинематографа. Вслед за «Заречной улицей» грянул новый ошеломляющий успех в фильме «Высота». Популярность рыбниковских персонажей оказалась фантастической. В каждом доме запели песни про «заводскую проходную, что в люди вывела меня» и «не кочегары мы, не плотники»... Герои, созданные Николаем Рыбниковым, сумели передать то главное, чем жила в те годы страна. Они были не просто узнаваемы, но и удивительным образом выражали нерв времени, его надежды, проблемы, мечты. Им безоговорочно верили и хотели подражать. Тысячи писем приходили актёру каждый день от благодарных поклонников.

В 1958 году на экраны вышел новый «хит» с участием артиста - кинокомедия «Девушка без адреса» Эльдара Рязанова. Фильм занял второе место в прокате, собрав почти 40 миллионов зрителей. 1961 год подарил стране картину режиссёра Юрия Чулюкина «Девчата», ставшую звёздной для всех её исполнителей, в том числе и для Николая Рыбникова.

В 60-х годах актёр снялся в десяти лентах -таких, как «Им покоряется небо», «Хоккеисты», «Война и мир», «Дядюшкин сон», «Люди как реки», «Старый знакомый», «Освобождение»... В фильме Сергея Бондарчука «Война и мир», получившем «Оскара», Рыбников сыграл Дениса Давыдова. Эта роль перекликалась с его работой в картине «Кочубей» (1959), где артисту также приходилось лихо скакать на лошади, стрелять и фехтовать саблей.

Следующее десятилетие пополнило список звезды двенадцатью картинами, среди которых особенно удачными считались: «Седьмое небо», «Семья Ивановых», «Круг», «Мраморный дом», «Потому что люблю», «Последняя охота», «Уходя уходи»... Последние годы жизни артиста прошли под знаком второстепенных и эпизодических ролей. Запомнились его работы в фильмах «Выйти замуж за капитана», «Ночной экипаж», «Молодой человек из хорошей семьи».

В конце 80-х - начале 90-х годов на «перестроечной» волне отечественное кино переживало откровенный развал. Безоглядное «обличение» прошлого, претенциозность и цинизм наряду с «чернухой» оказались на знамёнах нового поколения кинематографистов. Словно бы сопротивляясь этим временам и «нравам», из жизни стали уходить один за другим выдающиеся деятели искусства прежних лет. Среди них оказался и Николай Николаевич Рыбников... Он скончался 22 октября

220 -I

1990 года. Умер народный артист России, не дожив полутора месяцев до своего шестидесятилетия. Не выдержало сердце, которое дарило миллионам зрителей радость почти четыре десятка лет.

ВОРОНЕЖЕЦ, СТАВШИЙ ЛЕГЕНДОЙ

Я был удивлён, когда среди портретов фронтовиков (Бессмертного полка) увидел знакомое лицо известнейшего артиста ВЛАДИМИРА БАСОВА - молодого и в форме офицера Красной армии. Вскоре я узнал его биографию, напрямую связанную с Воронежским краем и военными событиями, закалившими характер этого уникального художника, ставшего народным артистом СССР в 1983 году.

О своём детстве знаменитый режиссёр и актёр говорил так: «Меня мама родила, можно сказать, проездом - в Уразове (Слобода в Валуйском уезде Воронежской губернии). Потом с мальчонкой под мышкой, путешествовала по всей стране. Побывали мы в Турксибе и на Волге, жили в Липецке, Воронеже, Курске. Отец служил на границе недалеко от Кушки, самой южной точки Советского Союза. Мать заведовала коммуной для детей военнослужащих...».

После трагической смерти отца от рук басмачей в 1931-ом Басов продолжал какое-то время «путешествовать» с матерью по разным местам: Калининская область, Сухуми, село Александрово Горьковской области и, наконец, Москва. В столице Владимир заканчивал школу, а вечерами посещал Художественное училище имени 1905-го года. Живопись и кино стали для него тогда главными интересами в жизни.

Летом 1941 года он готовился поступать во ВГИК, но началась война, отложившая учёбу на несколько лет.

Владимир Павлович Басов дебютировал в профессии (по окончании ВГИКа) в 1952 году. В фильме своего уважаемого учителя Сергея Юткевича (другим был Михаил Ромм) он выступал впервые как ассистент режиссёра. Картина «Пржевальский», где в главной роли снимался известный воронежский артист Сергей Иванович Папов, стала своеобразной путёвкой в кинематографическую жизнь режиссёра и актёра Владимира Басова. К тому времени за его плечами была уже серьёзная (в том числе военная) биография. К счастью для миллионов зрителей и поклонников, Басов, являясь многогранно талантливой личностью, сумел реализоваться именно в кинематографе.

Сразу после войны, когда 22-летний Владимир Басов ещё служил в артиллерии, командование

решило, присвоив ему звание майора, отправить учиться в академию. Способному офицеру пророчили карьеру военного деятеля. Однако Басов, неожиданно для многих, заявил, что хочет стать кинорежиссёром, для чего собирается поступать в институт кинематографии.

Авторитет Владимира Павловича, геройски прошедшего всю войну, а также обаяние и замечательные рисунки, которыми Басов занимался в свободное время (пленившие начальство), сделали своё дело, и его отпустили с большой неохотой на вступительные экзамены режиссёрского факультета. Судя по всему, на тот выбор оказал влияние и его довоенный актёрский опыт, приобретённый в самодеятельных театрах, всплеск кинематографа в нашей стране, а также гуманитарные наклонности родителей.

Дед Владимира Басова Кирилл был до революции владельцем крупнейшей компании по производству текстиля «Самара-Петербург-Хельсинки». Мама, Александра Николаевна, родом из почтенной семьи, в которой было немало священников и учителей, работала педагогом, писала статьи и книги. Отец, ставший военным, до призыва в армию тоже какое-то время учительствовал. В 1923 году на станции Уразово Валуйского уезда Воронежской губернии (ныне Белгородской области) родился будущий народный артист СССР Владимир Басов. Правда существует версия, что, как и многие другие его сверстники, он прибавил себе год для того, чтобы попасть на фронт.

На войне Владимир отличался храбростью и сноровкой, был награждён многими боевыми наградами, быстро вырос до капитана, командовал артдивизионом, дошёл до Берлина. Тяжёлая контузия, полученная на фронте, давала о себе знать все последующие годы. Время от времени у него неожиданно закрывался левый глаз, иногда месяца на три. Оттого и видели Владимира Павловича частенько на «Мосфильме» с чёрной повязкой на голове. В такие дни Басов с присущим ему юмором называл себя пиратом. Надо сказать, что на киностудии он проводил немало времени, так как снял около 20 картин собственных, а во многих других работал и как актёр.

Фильмы его разнообразны по тематике и жанрам, а незабываемые роли чаще всего комедийны, острохарактерны, но иногда их отличало глубокое драматическое и даже трагическое начало. Он нередко помогал молодым начинающим режиссёрам, открывал актёрские таланты, был надёжным другом и товарищем. Работы его отмечались престижными наградами и призами, государственными премиями. Басов одним из первых подарил нам встречу с персо-

нажами Михаила Булгакова в своём пронзительном фильме «Дни Турбиных», где великолепно сыграл Мышлаевского. Классикой стали его картины «Школа мужества», «Первые радости», «Возвращение к жизни», «Тишина», «Щит и меч», «Метель», «Опасный поворот», «Факты минувшего дня».

Едва ли не все актёрские и режиссёрские опыты Владимира Басова дарили людям радость и надежду, хотя жизнь самого артиста не была безоблачной и радостной. В сентябре 1987 года он умер от второго инсульта, оставив нам часть своей щедрой и необычайно талантливой души, запечатлённой на плёнке.

И ЖИЗНЬ, И СЦЕНА, И ЛЮБОВЬ...

Не стало народной артистки России НИНЫ НИКОЛАЕВНЫ АРХИПОВОЙ, вдовы легендарного воронежца, народного артиста СССР Георгия Павловича Менглета. Она ушла накануне своего 95-летия. Всю свою жизнь посвятила Нина Николаевна театральному искусству и кинематографу. Больше 50-ти лет служила она в московском Театре сатиры. Несколько раз бывала в Воронеже вместе с мужем Георгием Менглетом. К нашему городу она питала искренние чувства благодарности и любви. Всегда охотно принимала в своём доме воронежских журналистов, краеведов, историков... С её размышлениями о жизни, творчестве и театре, которыми она поделилась со мной несколько лет назад, хотелось бы сегодня вспомнить.

- Нина Николаевна, я увидел Вас впервые в телеспектакле «Мартин Иден» режиссера Сергея Евлахишвили, где был блестящий актерский ансамбль и пронзительные роли. Запомнилась ли Вам та работа, сопутствующий ей успех и споры критиков?

- Конечно, ведь успех на телевидении в те времена делал артиста известным на весь Советский Союз. Попасть на экран было непросто и почетно, как слетать в космос. Многие тогда открыли для себя Юру Богатырева. Хороши были и Ира Печерникова, и Зина Славина, и Леня Филатов. У режиссера Евлахишвили (и не только у него) я снялась на телевидении еще в нескольких удачных постановках. Кстати, телетеатр в те годы довольно интенсивно работал и очень интересно.

- Мне кажутся сегодняшние разговоры о ненужности телевизионного театра, накопившего богатейший опыт, надуманными и вредными на фоне сомнительных, а иногда и отвратительных шоу, кровожадных, часто носящих заказной антисоветский характер фильмов, поверхностных и бессмысленных сериалов. А Вам?

- Безусловно, в «живой» театр хорошо ходить для непосредственного общения с актерами и зрителями, но Россия столь велика, а добротных театров так немного, что телевидение для большинства людей - чуть ли не единственный источник информации, в том числе и «культурной», а потому спорить здесь не о чем. Все зависит от дарования режиссера. Ведь лучшее из того, что делали в телетеатрах Эфрос, Фоменко, Захаров, Евлахишви-ли, Белинский, Товстоногов, Фокин, Пчелкин... и поныне смотрится с любопытством, в отличие от каких-то современных однодневок. Кроме того, мастера формировали вкус - зрительский и профессиональный, совершали подлинные творческие открытия, «зажигали» действительно нужных «звезд». Служили камертоном истинного таланта.

- Если вернуться к театру «живому», то каковы Ваши в нем истоки? Кто учителя?

- Я вахтанговская воспитанница. Поступила в театральное училище еще перед войной и работала в Театре имени Евгения Вахтангова несколько лет. Руководителем его был знаменитый Рубен Симонов, который и преподавал у нас. Огромное влияние на меня оказала Цецилия Львовна Мансурова, она стала моим главным учителем и ориентиром в искусстве. Ее роли - Беатриче, Инкен, Роксана, Филу-мена Мартурано, Аркадина, принцесса Турандот. - были исполнены глубиной психологического переживания и пленительной притягательностью, отличались изяществом пластики и незабываемой образностью речи, темпераментом, иронией, требовательностью к себе.

- И все-таки из Вахтанговского театра, где Вы успешно работали вместе с Мансуровой, пришлось уйти. Почему?

- С приходом в Театр сатиры Краснянского и Равенских, Николая Петрова, Валентина Плучека, Сергея Юткевича о нем заговорила вся театральная Москва. Спектакли этих режиссеров привлекли мое внимание, захотелось поучаствовать в новом увлекательном деле.. Так вот и участвую почти полвека.

- Никогда не было сожаления по поводу перехода в другой «дом», к Плучеку - ученику Мейерхольда?

- Ученик оказался достоин своего легендарного учителя. Имя Плучека весьма уважаемо в театральном мире. Принципы же Вахтангова и Мейерхольда, продолжающие традиции Станиславского, были во многом схожи и близки мне. Если же говорить о сожалении по поводу несыгранных в театре и (особенно) в кино ролей, присущему каждому артисту, то я должна признаться, что для меня помимо профессионального самовыражения всегда была

222

важна семья. Ради нее иногда приходилось жертвовать какой-то работой, отказываясь от экспедиций и киносъемок. Зато я воспитала троих прекрасных детей, вместе с внуками радующими меня (и других) сегодня.

- Вместе с необыкновенным мужем Георгием Менглетом?

- Когда умер мой супруг, писатель Борис Горбатов, отец двоих наших с ним детей, мне было 32 года. Сравниться с ним могли далеко не многие. И только Жора Менглет сумел полноценно заменить моим детям отца и стать для меня самым дорогим и любимым человеком - мужем и другом. Я всегда гордилась и горжусь им.

- Он ведь все эти годы был еще и Вашим ближайшим партнером по сцене, выделяясь в блистательной плеяде именитых коллег? Список же театральных ролей, в том числе и совместных, у Вас достаточно внушителен?

- Да, ролей сыграно немало, говорить о них можно часами, хотя в искусстве важнее качество, а не количество. А друзья и коллеги по сцене - это особое жизненное счастье, которым меня также одарил театр. За что я ему всегда буду благодарна. Общение с такими актрисами и людьми, как Сло-нова, Пельтцер, Васильева, Аросева, Каратаева, Фекленко, Матросова, Корниенко, многими другими, и моя с ними дружба дорогого стоят. Наши актеры-мужчины тоже в рекомендации не нуждаются, их знают и любят все. Конечно же, Георгий Павлович здесь на особом счету. Он всегда был и основным партнером, и советником, и критиком, и помощником, являя собой пример виртуозного профессионала и редкостной души человека. Начинали мы с ним сотрудничество еще в 50-х с триумфально прошедшей по Европе «Бани» Маяковского в постановке Плучека и спектакля «Где эта улица, где этот дом.» Дыховичного и Слободского. Продолжали же незабываемыми «Проснись и пой!» Даяр-фаша, «Домом, где разбиваются сердца» Бернарда Шоу и многими другими.

- Как Вам кажется, в чем секрет фантастической одаренности супруга, его удивительной душевности и изысканной утонченности натуры, о которых все говорят?

- Кто знает. Возможно, причиной всему - его происхождение. Он ведь потомственный дворянин, внук прославленного русского генерала Михаила Охотина - героя Шипки. Наверное, сказались на характере и таланте воронежское детство, родительская любовь, встречи с соответствующими людьми, литературой, театром, обожаемым им с ранних лет.

- Генерал Охотин - дед Георгия Павловича по материнской линии, а экстравагантная,

на французский манер, фамилия - от отца. Вы что-нибудь знаете о нем?

- Павел Владимирович Менглет тоже был дворянином, работал после революции главным экономистом управления железной дороги в Воронеже. Дворянское происхождение родителей Жора никогда не афишировал. С одной стороны, это было небезопасно, с другой - нескромно. Как мудрый и совестливый человек, он понимал, что принадлежность к дворянству - не повод почивать на лаврах, с юности привык самозабвенно трудиться и отвечать самостоятельно за свои поступки. У фамилии оказались французские корни (как утверждает один из уважаемых воронежских краеведов). Были и те, кто уверял, что фамилия эта украинская. Мы иногда даже шутили по этому поводу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Знаю, что несколько лет назад Вы получили тяжелейшую травму, после которой, как многие думали, не сможете выходить на сцену. Но по прошествии нескольких месяцев Ваше возвращение на подмостки зал встретил восторженными овациями. Как удалось преодолеть болезнь?

- Про меня с давних пор говорили, что я «девушка с характером». Это правда, я упрямая. Меня нелегко сломить жизненными неурядицами. Пока нужна зрителям, буду выходить на сцену, доставляя радость им и удовольствие себе. Сколько хватит сил, буду работать.

- Что радует и огорчает в современном театре?

- Обнадеживает возросшее (после некоторого спада начала 90-х годов) зрительское внимание. А огорчает то, что с помощью всяческих интриг, рекламы и умелой работы локтями в сегодняшний театр и режиссуру приходят нередко «голые короли» и «крошки Цахесы», проповедующие под красивыми лозунгами пошлость и изощренную безвкусицу. Появилось большое количество каких-то странных «конкурсов» и «презентаций», «наград» и «премий», плодящих иногда сомнительных лауреатов и дельцов, откровенно стригущих купоны с доверчивой публики. Спекуляции на театре вряд ли могут нравиться действительно профессиональным и взыскательным людям. Не нравятся они и мне.

- Пользуясь случаем, хочу признаться в давнишней любви к Вам и Вашему творчеству, пожелать счастья Вашей семье и Вашему театру.

- После такого признания беседу о творчестве, современном театре и тем более о любви надо продолжить. Буду ждать следующей встречи, а пока приглашаю всех воронежцев - земляков моего восхитительного супруга Георгия Менглета - в наш театр, где всегда, кроме юмора, жили и живут любовь, надежда и вера в величие и красоту человека.

223

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.