Научная статья на тему 'Осознание жизненного сценария: от теоретических оснований к практическому применению'

Осознание жизненного сценария: от теоретических оснований к практическому применению Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1696
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Осознание жизненного сценария: от теоретических оснований к практическому применению»

© Н.С. Крахмалева, К.В. Нужных, 2008-2009

ПУБЛИКАЦИИ

ОСОЗНАНИЕ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ: ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ 1

Н.С. Крахмалева, К.В. Нужных

Вводная часть

Как и многие другие обобщающие термины, слово «жизнь» чрезвычайно многозначно. Оно охватывает такое многообразие явлений, которые в своей конкретности имеют очень мало подобия от характеристики физиологического существования всей живой материи до переносных значений, когда речь идет о чем-то дорогом, важном.

Если говорить о понятии «жизнь» в контексте психологии, то его содержание оказывается тесно связанным с такой категорией, как «жизненный путь личности».

Интересным и оригинальным подходом к описанию и объяснению закономерностей жизненного пути человека нам представляется концепция жизненного сценария.

Идеи жизненного сценария прослеживаются в классической и современной литературе: там можно найти немало аллюзий на тему «мир - это театр, а люди в нем актеры». Однако наиболее полное и последовательное исследование данного феномена (его структуры, формирования, механизмов реализации, типологии) было предпринято в рамках направлений, развивающих идеи психоанализа. Речь идет, в частности, о трансактном анализе (далее - ТА), который разрабатывался Эриком Берном и его коллегами (Стайнером, Кей-лером, Кроссманом и др.) в середине 60-х годов. Постепенно концепция сценария стала

одной из важнейших частей теории ТА и в настоящее время является, наряду со структурным анализом эго-состояний «Ребенок», «Взрослый» и «Родитель» и анализом транзакций и игр, центральной идеей ТА.

С точки зрения Э. Берна, жизненный сценарий (script) - персональный, генеральный, постоянно действующий и организующий жизнь план, сформированный в раннем детстве под влиянием родителей, оправданный последующими событиями и достигающий кульминации в избранной альтернативе 2. Жизненный сценарий обладает рядом особенностей 3.

1. Сценарий - это план жизни.

Мысль о том, что детские впечатления

отражаются в дальнейшем на ходе жизни взрослых людей, занимает центральное место не только в ТА, но и во многих других направлениях психологии. Отличительная особенность теории сценария ТА состоит в указании на то, что ребенок составляет именно определенный план своей жизни, а не просто общие представления о мире. Согласно данной теории, этот план составляется в форме некой театральной постановки с ясно обозначенными началом, серединой и концом.

2. Сценарий ведет к развязке.

Другой особенностью теории сценария

служит утверждение, согласно которому план жизни «завершается так, как было решено с самого начала». Все части сюжета, начиная с вводной сцены и далее, планируются

таким образом, чтобы привести к этой заключительной финальной сцене. В рамках теории сценария эта заключительная сцена называется развязкой сценария. Теория утверждает, что когда мы, будучи взрослыми людьми, разыгрываем свой сценарий, то бессознательно выбираем те формы поведения, которые приближают нас к развязке.

3. Сценарий является результатом решения.

3. Берн определяет сценарий как план жизни, который составляется в детстве. Иными словами, ребенок решает, каким будет план его жизни. В теории сценария термин «решение» используется в значении, отличном от того, которое обычно приводится в толковых словарях. Ребенок принимает решения по поводу сценария своей жизни без тщательного обдумывания, свойственного взрослым людям в случае принятия решений. Самые ранние решения обусловлены чувствами, а не мышлением, и принимаются ребенком до того, как он начинает говорить. Наиболее важные решения, определяющие жизненный сценарий, принимаются в первые два-три года, а большая часть сценариев усваивается до шести лет.

4. Сценарий подкрепляется родителями.

Хотя родители не могут заставить ребенка принять те или иные решения касательно его сценария, они могут оказывать на эти решения значительное влияние. С первых же дней жизни ребенка родители адресуют ему какие-то послания, на основе которых он делает определенные умозаключения о самом себе, других людях и мире в целом. Они образуют содержательную структуру жизненного сценария.

5. Действительность переопределяется с целью «оправдания» сценария.

Э. Берн полагал, что мы истолковываем действительность в рамках нашего собственного мировосприятия так, чтобы она оправдывала в наших глазах верность принятых нами сценарных решений. Мы поступаем так потому, что любая угроза нашему сценарному представлению о мире может восприниматься нами как угроза удовлетворению наших потребностей, а то и как угроза нашему существованию.

6. Сценарий не осознается.

Когда мы вырастаем, считает Э. Берн, воспоминания о раннем детстве приоткрыва-

ются нам лишь во снах и фантазиях. Не уделив достаточных усилий выявлению и анализу своего сценария, мы вероятнее всего так и не узнаем о решениях, принятых нами в раннем детстве, хотя мы, возможно, осуществляем их в своем поведении.

Несмотря на то, что сценарий определяет направление жизни человека, он ни в коем случае не является окончательным приговором нашему будущему. Э. Берн утверждает, что сценарий - это то, что человек в раннем детстве запланировал сделать, а жизненный путь - это то, что происходит на самом деле 4. Таким образом, самое важное - понять, что любой сценарий может быть изменен и что человек имеет возможность принимать несценарные, самостоятельные решения, имея дело с реальностью происходящего здесь и сейчас (а не в детстве) и полагаясь на ресурсы взрослой личности.

Это особенно важно в связи с тем, что сценарии - это искусственные системы, которые ограничивают спонтанные творческие устремления человека. Э. Берн пишет: «Сценарий похож на экран из разрисованного матового стекла, который родители устанавливают между ребенком и миром (и самими собой) и который он принимает и старается сохранить в исправности. Он смотрит на мир сквозь этот экран, а мир смотрит на него, надеясь разглядеть хоть искорку или вспышку подлинной человечности»5. Сами того не сознавая, мы стремимся организовать мир так, чтобы создать видимость оправданности наших ранних решений. Действуя по сценарию, мы пытаемся преодолеть свои взрослые проблемы с помощью младенческих стратегий. Это с необходимостью приводит к тем же результатам, что и в детстве. Получая их, мы можем сказать себе: «Да, мир именно таков, как я считал»6.

Процесс преодоления сценарных схем должен начинаться с их осознания. Определив и поняв ключевые моменты своего сценария, человек может получить важные сведения о том, почему его жизнь сложилась именно так, а не иначе; выявить те потребности, которые ему не удалось удовлетворить в детском возрасте; обнаружить области, в которых он принял проигрышные решения и изменить их на выигрышные. Все это является важнейшим шагом на пути освобожде-

ния от сценарных стереотипов и в конечном итоге изменения собственной личности7.

Как правило, для решения подобных задач используются индивидуальные формы психологической работы. Нам представляется целесообразным использование в данном контексте и методов групповой работы. Исходя из этого, мы разработали проект социально-психологического тренинга «На пути к осознанию жизненного сценария». Поскольку, согласно теории

Э. Берна, ключом к пониманию нашего сценария могут служить фантазии, сказки и детские рассказы, то настоящий тренинг построен на использовании в основе этих средств.

Текст тренинга

Данный тренинг включает в себя следующие процедуры:

1. Введение участников в контекст тренинга.

Ведущие зачитывают участникам сказку «Розовая Шапочка, или Сирота»8 (выбор именно этой сказки обусловлен тем, что она наглядно иллюстрирует воплощение жизненного сценария) и организуют групповое обсуждение ее содержания. По ходу дискуссии ведущие излагают основы сценарного анализа, знакомят участников с основными понятиями теории Э. Берна.

2. Ключевые процедуры тренинга.

Озвучивается общая инструкция к процедурам: «Сейчас мы будем выполнять процедуры, которые помогут вам понять ваш жизненный сценарий.

Выполняя эти процедуры, дайте полную свободу своему воображению. Не думайте

о том, зачем они нужны и что означают. Не пытайтесь что-то отсеивать или придумывать. Просто принимайте первые же образы, которые вам являются, и чувства, которыми они, возможно, сопровождаются. Проинтерпретировать и разобраться в них вы сможете позже».

«Предмет в комнате»9.

Процедура выполняется в группе.

Инструкция выглядит следующим образом: «Осмотрите комнату, в которой вы находитесь. Выберите какой-нибудь предмет. Лучше всего подойдет тот, на который ваш взгляд упадет в первую очередь. Теперь станьте этим предметом и расскажите о себе.

Например: «Я дверь. Я тяжелая, прямоугольная и деревянная. Иногда я встаю у людей на пути. Но когда я это делаю, они просто толкают меня...».

Остальные участники группы должны говорить с «предметом» соответствующим образом.

Например: «Я дверь. Когда я стою у людей на пути, они толкают меня». - «Дверь, что ты чувствуешь, когда люди толкают тебя?» -«Я сержусь. Но я дверь и не могу говорить. Я просто позволяю им делать это». - «Вот оно что. А ты не хотела бы что-нибудь изменить, чтобы чувствовать себя лучше?»

После того, как участники по очереди рассказали о себе, они могут поделиться с группой своими переживаниями в ходе этой процедуры.

«Герой или героиня»10.

Данная процедура выполняется в парах.

Каждый участник рассказывает партнеру о своем любимом герое, следуя инструкции: «Кто ваш любимый герой? Это может быть персонаж детской сказки. Возможно, это герой или героиня пьесы, книги или фильма. Это может быть также реальный человек. Возьмите первого персонажа, который пришел вам в голову. Станьте этим персонажем. Рассказывайте о себе столько, сколько вам хочется. Используйте при этом слово “я”».

Предположим, например, что мой герой «Супермен». Я могу начать свой рассказ так: «Я “Супермен”. Моя задача - помогать людям в трудную минуту. Я прилетаю неизвестно откуда, свершаю всякие чудеса, а потом исчезаю опять. Никто не знает, что я “Супермен”, так как я маскируюсь...».

Каким бы ни был ваш персонаж, приступайте к работе: становитесь им или ей и рассказывайте о себе.

После работы в парах участники могут обсудить со всей группой свои ощущения в ходе выполнения процедуры.

«Сказка».

Процедура выполняется индивидуально.

Участники получают чистые листы бумаги, листы цветной бумаги, ручки, цветные карандаши, ножницы, клей. Им предлагается сочинить любую сказку. Далее необходимо создать всех своих сказочных героев (нарисовать, вырезать из бумаги и т. д.). После

этого участники по очереди разыгрывают свои сказки перед группой.

Далее они делятся с группой своими переживаниями в ходе этой процедуры. Предполагается обсуждение следующих вопросов: Как можно назвать Вашу сказку? Как Вы думаете, о чем эта сказка? Какая это сказка - грустная или веселая? Скучная или интересная? Победная или трагичная? Какой герой вам ближе всего? Как ему живется? Каков его жизненный девиз? Как это можно связать с вашей жизнью? Нравится ли вам ваш жизненный сценарий? Может быть, в нем есть моменты, которые вам хотелось бы изменить? Появилось ли у вас желание пересмотреть свой сценарий? Как? Что вам удалось вынести из этого упражнения?

3. Рефлексия, подведение итогов тренинга.

Участники делятся своими впечатлениями от тренинга, обсуждают полученный опыт.

Таким образом, в результате тренинга участники знакомятся с основами сценарного анализа; получают возможность осознать некоторые элементы своего жизненного сценария.

Итак, в качестве основного средства осознания жизненного сценария мы используем метафорические ресурсы сказки, поскольку она всегда служила средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой. Метафора, лежащая в основе сказки, выступает не только «волшебным зеркалом» реального мира, но в первую очередь, его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира. Сочинение и анализ сказки позволяют выявить имеющиеся базовые жизненные сценарии, ставшие привычными способы реагирования, стереотипные стратегии поведения человека.

Особенностью данного тренинга является то, что участники не просто рассказывают свои сказки, а «проигрывают» их: делают из бумаги действующих персонажей и с их помощью показывают сказочный сюжет. Подобный ход обусловлен тем, что он представляет неограниченные возможности для самораскрытия и самопознания; позволяет личности идентифицироваться со своими сказочными героями; дает ей свободу выражать свои потребности и установки в опосредованном виде; помогает свободно переживать свои чувства, которые ее волнуют и с которыми она

не хотела бы сталкиваться, предоставляя для этого безопасное пространство.

Нами была проведена серия подобных тренингов. Их анализ показал, что каждая из предложенных процедур несет свою смысловую нагрузку и производит определенный эффект. Так, в ходе процедуры «Предмет в комнате» участники проецируют на выбранные предметы свои личностные особенности, жизненные установки и принципы. Групповая интерпретация полученного опыта позволяет им посмотреть на себя со стороны, обнаружить черты, которые не осознавались ранее. Процедура «Герой или героиня» дает возможность интроецировать желаемые качества, которыми обладает их любимый герой. Участники могут прояснить свои жизненные ориентиры, стратегии, ценности. Сочиняя и проигрывая сказку, авторы идентифицируются со своими персонажами, что позволяет им «прожить» сказочный сюжет и найти в нем элементы своего жизненного сценария: поворотные события, преграды на пути к цели и способы их преодоления, повторяющиеся модели поведения. Как полученная от участников обратная связь, так и собственная авторская рефлексия позволяют нам говорить о том, что разработанный тренинг содержит в себе достаточные ресурсы для самопознания и саморазвития личности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Россия и Беларусь: межкуль-турный и межрелигиозный диалог»), проект N° 0803-90301 а/Б.

2 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2004. С. 198.

3 Стюарт Й., Джойнс В. Жизненный сценарий: как мы пишем историю своей жизни // I. Stewart, V Joines. TA Today Part IV Nottingham ; Chappel Hill: Lifespace Publishing, 1987 / пер. с англ. В. Данченко, 2000. URL: http://psylib.org.ua/books/stewj01/ index.htm (дата обращения: 22.02. 2008).

4 Там же.

5 Берн Э. Указ. соч. С. 338.

6 Стюарт Й., Джойнс В. Указ. соч.

7 Там же.

8 Берн Э. Указ. соч. С. 338.

9 Стюарт Й., Джойнс В. Указ. соч.

10 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.