Научная статья на тему 'Особый правовой режим осуществления приносящей доход деятельности в сфере высшего образования'

Особый правовой режим осуществления приносящей доход деятельности в сфере высшего образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
250
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ / ЕДИНСТВО И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балашов Александр Евгеньевич

Задача: В статье рассматривается особый правовой режим осуществления приносящей доход деятельности в сфере высшего образования Автором выделены сущностные характеристики особого правового режима осуществления приносящей доход деятельности в контексте разделения режимов приносящей доход деятельности на общий специальный и особый. Область исследования: В статье исследованы конкретные возможности осуществления приносящей доход деятельности высших учебных заведений в период действия особых условий. Выводы: В настоящее время фактически не разработаны механизмы правового регулирования предпринимательской и иных видов экономической деятельности в период действия норм чрезвычайного законодательства. Применение особого правового режима влияет на объем правоспособности и правосубъектности образовательных учреждений при осуществления приносящей доход деятельности. Оригинальность: В данной работе рассмотрен и проведен анализ сравнительно неразработанного понятия правовой режим осуществления приносящей доход деятельности и его частного подвида особого правового режима. Приведены конкретные примеры особого правового режима осуществления приносящей доход деятельности в сфере высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL LEGAL REGIME OF INCOME-GENERATING ACTIVITIES IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION

Objective: The article deals with the special legal regime of the income-generating activities in the field of higher education. The author highlighted the essential characteristics of a special legal regime of the income-generating activities in the context of the separation modes of income-generating activities to the general, special and distinctive. Field of study: The article examines the specific capabilities of the income-generating activities of higher education institutions during the period of the special conditions. Conclusions: Currently not actually developed the mechanisms of legal regulation of business and other economic activities in the period of the emergency legislation norms. The use of a special legal regime affects the amount of legal capacity and legal education institutions in the implementation of income-generating activities. Originality: In this paper reviewed and analyzed comparatively undeveloped concepts of the legal regime of the income-generating activities and private subspecies of a special legal regime. The concrete examples of the special legal regime of the income-generating activities in the field of higher education.

Текст научной работы на тему «Особый правовой режим осуществления приносящей доход деятельности в сфере высшего образования»

10.11. ОСОБЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Балашов Александр Евгеньевич, аспирант кафедры предпринимательского и корпоративного права Место учебы: Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

Balashovmon@gmail.com

Аннотация

Задача: В статье рассматривается особый правовой режим осуществления приносящей доход деятельности в сфере высшего образования Автором выделены сущностные характеристики особого правового режима осуществления приносящей доход деятельности в контексте разделения режимов приносящей доход деятельности на общий специальный и особый.

Область исследования: В статье исследованы конкретные возможности осуществления приносящей доход деятельности высших учебных заведений в период действия особых условий.

Выводы: В настоящее время фактически не разработаны механизмы правового регулирования предпринимательской и иных видов экономической деятельности в период действия норм чрезвычайного законодательства. Применение особого правового режима влияет на объем правоспособности и правосубъектности образовательных учреждений при осуществления приносящей доход деятельности.

Оригинальность: В данной работе рассмотрен и проведен анализ сравнительно неразработанного понятия правовой режим осуществления приносящей доход деятельности и его частного подвида особого правового режима. Приведены конкретные примеры особого правового режима осуществления приносящей доход деятельности в сфере высшего образования.

Ключевые слова: правовые режимы осуществления приносящей доход деятельности; государственное регулирование приносящей доход деятельности в мирное и военное время; единство и дифференциация правового регулирования приносящей доход деятельности.

SPECIAL LEGAL REGIME OF INCOME-GENERATING ACTIVITIES IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION

Balashov Alexandr E., student of business and corporate law Study place: Moscow State Law University O.E. name Kutafin (MSLA)

Balashovmon@gmail.com

Abstract: Objective: The article deals with the special legal regime of the income-generating activities in the field of higher education. The author highlighted the essential characteristics of a special legal regime of the income-generating activities in the context of the separation modes of income-generating activities to the general, special and distinctive.

Field of study: The article examines the specific capabilities of the income-generating activities of higher education institutions during the period of the special conditions.

Conclusions: Currently not actually developed the mechanisms of legal regulation of business and other economic activities in the period of the emergency legislation norms. The use of a special legal regime affects the amount of legal capacity and legal education institutions in the implementation of income-generating activities.

Originality: In this paper reviewed and analyzed comparatively undeveloped concepts of the legal regime of the income-generating activities and private subspecies of a special legal regime. The concrete examples of the special legal regime of the income-generating activities in the field of higher education.

Keywords: legal regimes of the income-generating activities; government regulation of income-generating activities in peacetime and in wartime; unity and differentiation of legal regulation of income-generating activities.

В настоящее время происходящие процессы специализации и дифференциации в праве и законодательстве, в том числе и тенденции к дифференциации различных видов экономической деятельности (предпринимательской, приносящей доход деятельности, профессиональной деятельности субъектов, обслуживающих экономический оборот), не исключают применения к большинству правоотношений в той или иной сфере общественного бытия (в том числе и применительно к приносящей доход деятельности) общих, единых начал в правовом регулировании.

В связи с изложенным, в правовой доктрине в последнее время вновь возник интерес к категории

«правовой режим», а также возможным видам правовых режимов посредством которых и обеспечивается единство, специализация и дифференциация правового регулирования той или иной группы общественных отношений1.

Кроме того, необходимо обратить внимание на постановку в доктрине проблемы, обусловленной фактической не разработанностью механизмов правового регулиро-

1 См. например: Ершова И.В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: вопросы теории и практики // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 10. С.2142-2150.

ОСОБЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

вания приносящей доход деятельности и иных видов экономической деятельности в период действия норм чрезвычайного законодательства2 Правовые режимы чрезвычайного либо военного положения, разработанные в доктрине административного права и закрепленные федеральными конституционными законами, требуют осмысления и выработки научно обоснованных рекомендаций с позиций правового регулирования предпринимательской и иной экономической деятельности как в мирное, так и в военное время.

Анализ научных трудов и публикаций3, действующего законодательства позволяют под правовым режимом осуществления приносящей доход деятельности и иной экономической деятельности считать установленный порядок осуществления деятельности в определенной сфере (отрасли, секторе) экономики, характеризующийся особым сочетанием способов (средств, мер) воздействия, направленный на достижение целей и задач социально-экономического развития, обеспечения обороны страны и безопасности государства4.

Установленный правовой режим деятельности образовательных организаций пронизывает любую экономическую деятельность указанных организаций и тесно связанные с ней отношения. Оказывает решающее влияние на права и обязанности, а также ответственность хозяйствующего субъекта.

В соответствии с частью 5 статьи 54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»5, частью 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»6 образовательные организации могут осуществлять приносящую доход деятельность.

Вместе с тем, ряд специализированных образовательных организаций, например, учреждения высшего образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (в настоящее время Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации), в настоящее время фактически лишены права на ведение приносящей доход деятельности в связи с использованием в своей деятельности сведений, составляющих государственную тайну, а также наличия среди видов деятельности только государственно необходимых задач7 (хотя до недавнего времени занимались возмездным оказанием образовательных услуг).

Более того, наличие на балансе имущества военного назначения (военного оборудования, оружия, техники и т.д.) в большинстве случаев ограниченного в оборо-

2 См. подробнее: Мохов А.А. О концепции правового регулирования экономической деятельности в условиях особых правовых режимов: постановка проблемы // Юрист. 2014. № 4. С.21-24.

3 См. например: Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М. 2002. С. 279; Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы вопросы теории и практики // Известия вузов. Правоведение 1996. № 37. С. 46; Малько А.В. Теория государства и права: Учебное пособие. М. 2010. С. 90-91; Розанова И.С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их значение и структура // Государство и право. 1996. № 9. С.84.

4 Мохов А.А., Балашов А.Е. Правовые режимы осуществления приносящей доход деятельности образовательных организаций в мирное и военное время // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 5. С 139.

5 СЗ РФ.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

6 СЗ РФ.1996. № 3. Ст. 145.

7Устав Федерального государственного военного образовательного

учреждения высшего профессионального образования «Новосибир-

ский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К.

Яковлева Министерства внутренних дел Российской Федерации»,

утвержденный приказом МВД России от 03.12.2015 № 968. С. 6.

те, также сужает возможность ведения приносящей доход деятельности на законных основаниях, с соблюдением всех требований, предъявляемых законодательством к использованию такого имущества.

Так, в соответствии с приказом МВД России от 01.11.2005 № 879 «Об утверждении Положения о порядке осуществления военным образовательным учреждением высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации платной деятельности в области образования»8, платная деятельность военно-учебного заведения может осуществляться в следующих видах: обучение по дополнительным образовательным программам; преподавание специальных курсов и циклов дисциплин; репетиторство; занятия по углубленному изучению предметов; подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда и специалистов соответствующего уровня образования.

Таким образом, исходя из императивных начал правового регулирования, можно сказать о фактическом сужении перечня видов приносящей доход деятельности военных учебных заведений высшего образования в структуре внутренних войск МВД России (Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации) до приносящей доход деятельности только в области образования.

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации»9 внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации, а также создана Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (пункт 3 Указа).

В соответствии с пунктом 11 данного Указа Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является правопреемником Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении передаваемых военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Полагаем возможным с учетом охвата (территории) и продолжительности действия определенной совокупности норм, формирующих тот или иной режим, выделять общий, специальный и особый правовой режимы в целом и применительно к отдельным видам экономической деятельности (в том числе, приносящей доход деятельности)10.

Особый (экстраординарный) правовой режим осуществления экономической, в том числе приносящей доход деятельности, вводится при реализации положений чрезвычайного законодательства (при введении в установленном порядке чрезвычайного, военного положения, либо санкционного режима).

Особенностью этого правового режима является экстраординарный, чрезвычайный, срочный, временный характер, существенное изменение регулирующего воздействия на субъекты правоотношений, наличие

8 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.2005. № 47.

9 СЗ РФ. 2016. № 15. Ст. 2072.

10 См. подробнее: Мохов А.А., Балашов А.Е. Правовые режимы осуществления приносящей доход деятельности образовательных организаций в мирное и военное время // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 5. С. 138-142.

серьезных ограничений прав и охраняемых законом интересов любых организаций, включая некоммерческие организации различных форм собственности.

Стоит отметить, что особый правовой режим имеет своей целью стабилизировать или стимулировать определенные группы отношений.

Стабилизация заключается в препятствии к переходу субъекта правоотношений в неуправляемое состояние. Стимуляция же имеет более позитивные цели: вознаграждение субъектов правоотношений за правомерное поведение.

Введение особого правового режима связано с наличием угрозы жизни и здоровью людей, уничтожения материальных ценностей, разрушения политической системы, размывания основ государственного устройства и поэтому требует принятия неординарных мер реагирования, не применяемых в обычных ситуациях.

Еще одной сущностной характеристикой особого правового режима является наличие дополнительных факторов для введения (кроме самого факта возникновения нестандартной ситуации).

Согласно статье 4 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится указом Президента Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации.

В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации и утверждается Советом Федерации.

Статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах»11 установлено, что решение о применении специальных экономических мер принимается Президентом Российской Федерации на основе предложений Совета Безопасности Российской Федерации с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о таком решении.

Особый правовой режим достаточно четко ограничивается определенной сферой общественных отношений или узким кругом субъектов (локальность применения).

В условиях экономического или политического кризиса, как правило, происходит упрощение экономических и социальных связей, существенно возрастает роль регулирующего воздействия со стороны государства на экономику. Об этом со всей очевидностью свидетельствуют нормы Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении»12 и Федерального конституционного закона от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении»13.

Посредством установления определенного правового режима реализуется экономическая политика государства, достигаются поставленные макроэкономические и социальные задачи.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одним из принципов правового регулиро-

11 СЗ РФ. 2007. № 1 (часть I). Ст. 44.

12 СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

13 СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.

вания в сфере образования является автономия образовательных организаций, которая понимается как самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации14.

Вместе с тем, при применении особых правовых режимов указанный принцип подлежит существенному ограничению.

Так, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» организации, находящиеся на территории, на которой введено военное положение, обязаны выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам.

Согласно пункту «г» статьи 11 и пункту «в» статьи 13 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности.

Более того, в соответствии с пунктом «д» части 2 статьи 17 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы привлекаются для участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей.

Свое развитие данное положение закона получило в части 3 статьи 27 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащего»15, согласно которому военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в уставах отдельных военных образовательных учреждений.

Так, например, в пункте 31.25 устава ФГВОУ ВПО «Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденный приказом МВД России от 03.12.2015 № 96816, за-

14 Костенникова Е.А. Методологические проблемы административно-правового регулирования // Административное право и процесс. 2014. № 5. С. 20 - 23.

15 СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.

16 Данный документ опубликован не был.

ОСОБЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

креплено положение об участии в мероприятиях по обеспечению общественной безопасности, охране общественного порядка и выполнении иных задач, возложенных на внутренние войска МВД России; об обеспечении и проведении необходимых мероприятий по повышению уровня боевой готовности, готовности к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств, мобилизационной подготовки.

Примером особого правового режима также служит подготовка кадров для внутренних войск МВД России, а также других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. (пункт 28.1 устава ФГВОУ ВПО «Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева Министерства внутренних дел Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» обеспечение режима военного положения осуществляется органами государственной власти и органами военного управления.

В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»17 к органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Уставами образовательных организаций высшего образования системы войск национальной гвардии Российской Федерации также предусмотрено привлечение постоянного и временного состава указанных образовательных организаций к мероприятиям по обеспечению общественной безопасности, охране общественного порядка, в том числе в рамках обеспечения режима военного положения (пункт 29.14 устава ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации»; пункт 29.14 устава ФГКВОУ ВО «Саратовский военный Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации»).

В соответствии с Указом Президента РФ от 30.09.2011 № 1265 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»18 спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий применяются для ликвидации последствий стихийных бедствий.

Данные положения также продублированы в уставах организаций высшего образования системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Так, например, пунктом 1.9. устава ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»1 установлено, что учреждение в пределах своей компетенции проводит мероприятия по предупре-

17 Бюллетень Верховного Суда РФ № 7. 2014.

18 СЗ РФ. 2011. № 40. Ст. 5532.

19 http://amchs.ru/sveden/files/Ustav_30.12.2015.pdf

ждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Аналогичные положения содержатся в пункте 1.11 устава ФГБОУ ВО «Академия государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

В связи с происходящими процессами передела сфер влияния на мировой арене особенно остро стоит вопрос использования мер воздействия на суверенные государства.

Одним из способов давления на неугодные страны являются экономические санкции. В настоящее время бурно происходит процесс вступления Российской Федерации в «санкционную войну»20

Понятие «экономические санкции» в литературе рассматривается как «штрафные действия», «принудительные меры», «ответные меры», «контрмеры», наказание за нарушение определенных положений, форма выражения несогласия и др. Как правило, между санкциями, принудительными мерами, контрмерами, существенной разницы не наблюдается21.

В целом для санкционного режима характерны следующие особенности:

- проявляется запретами и ограничениями на осуществление отдельных видов экономической деятельности, ограничиваются политические сношения, приостанавливается членство в некоторых международных организациях, денонсируются ранее заключенные договоры и соглашения и проч.22;

- носит срочный характер (как правило, устанавливается на определенный срок; при необходимости продлевается);

- вводится в специальном (особом) порядке23.

Санкционный режим в силу совокупности используемых мер, их экстраординарного характера (ненормального для обычного хода дел) может рассматриваться как особый правовой режим.

Вместе с тем, образовательные организации высшего образования также являются участниками международных взаимоотношений и наделены рядом полномочий на международной арене.

Пунктом 22.1 устава федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 г. № 223 Московский университет вправе осуществлять международную и внешнеэкономическую деятельность, связанную с обеспечением образовательного процесса и научной деятельности Московского университета.

Подпунктом 124 устава федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский военный Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», утвержденного приказом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 См.: Осипов В.С. Введение в политическую экономию санкций // ЦИТИСЭ. 2015. №2. С.18; Панков И.Л. Внешнеполитические цели США как провокатора «санкционной войны» // Политическая система России: развитие в условиях современных внешних вызовов. М.: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2016. С.154-156.

21 См.: Жданов Ю.Н. Принудительные меры в международном праве: Автореф. дисс... д-ра юрид. наук. М., 1999. - 28 с.

22 См. подробнее: Жбанков В.А., Трубачева К.И., Слепак В.Ю. Правовой режим ограничительных мер в европейском права // Актуальные проблемы российского права. 2015. №10. С.213-215.

23 См. подробнее: Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация: монография / отв. ред. И.В. Ершова, А.А. Мохов. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. С. 127-129.

от 17.10.2016 № 313, Военный институт имеет право в пределах своей компетенции и в установленном порядке осуществлять по согласованию с Росгвардией международное сотрудничество в области подготовки кадров, научной (научно-исследовательской) и педагогической деятельности на основе международных договоров, протоколов о сотрудничестве.

Стоит отметить, что решение об ограничении внешнеэкономической деятельности установлено так же и отдельными нормативными правовыми актами. Так, согласно статье 40 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»24, для эффективной защиты экономических интересов Российской Федерации могут вводится меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»25 Президент Российской Федерации устанавливает ограничения в области военно-технического сотрудничества, принимает решения о приостановлении или прекращении такого сотрудничества.

Указанные выше особенности санкционного режима характерны для особых (экстраординарных) правовых режимов осуществления экономической деятельности26

Завершая изложенное, представляется возможным сделать следующие выводы.

1. Применение особого правового режима напрямую влияет на осуществление приносящей доход деятельности образовательных организаций высшего образования. Вводятся существенные ограничения на порядок осуществления приносящей доход деятельности, а также уменьшается количество возможных видов приносящей доход деятельности, остаются только те, которые необходимы в период действия особого правового режима.

2. В зависимости от действующего правового режима изменяется объем существующих прав и обязанностей при осуществлении приносящей доход деятельности образовательными организациями.

Список литературы:

1. Ершова И.В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: вопросы теории и практики // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 10. С.2142-2150;

2. Мохов А.А. О концепции правового регулирования экономической деятельности в условиях особых правовых режимов: постановка проблемы // Юрист. 2014. № 4. С.21-24;

3. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М. 2002. С. 279;

4. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы вопросы теории и практики // Известия вузов. Правоведение 1996. № 37. С. 46;

5. Малько А.В. Теория государства и права: Учебное пособие. М. 2010. С. 90-91;

6. Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация: монография / отв. ред. И.В. Ершова, А.А. Мохов. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. С. 127-129;

7. Костенникова Е.А. Методологические проблемы административно-правового регулирования // Административное право и процесс. 2014. № 5. С. 20 - 23;

8. Жбанков В.А., Трубачева К.И., Слепак В.Ю. Правовой режим ограничительных мер в европейском права // Актуальные проблемы российского права. 2015. №10. С.213-215;

24 СЗ РФ. 2003. №50. Ст.4850.

25 СЗ РФ.1998. №30. Ст.3610.

26 См. подробнее: Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация: монография / отв. ред. И.В. Ершова, А.А. Мохов. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. С. 127-129.

9. Розанова И.С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их значение и структура // Государство и право. 1996. № 9. С.84;

10. Мохов А.А., Балашов А.Е. Правовые режимы осуществления приносящей доход деятельности образовательных организаций в мирное и военное время // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 5. С. 138-142.;

11. Осипов В.С. Введение в политическую экономию санкций // ЦИ-ТИСЭ. 2015. №2. С.18;

12. Панков И.Л. Внешнеполитические цели США как провокатора «санкционной войны» // Политическая система России: развитие в условиях современных внешних вызовов. М.: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2016. С.154-156;

13. Жданов Ю.Н. Принудительные меры в международном праве: Автореф. дисс... д-ра юрид. наук. М., 1999. - С. 28;

14. Устав Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденный приказом МВД России от 15 декабря 2009 г. № 968, С. 6;

15. Указ Президент РФ от 30.09.2011 № 1265 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // СЗ РФ. 2011. № 40. Ст. 5532;

16. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЭ «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277;

17. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375;

18. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598;

19. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ.1996. № 3. Ст. 145;

20. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» // СЗ РФ.1998. №30. Ст.3610;

21. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. 2003. №50. Ст.4850;

22. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» // СЗ РФ. 2007. № 1 (часть I). Ст. 44;

23. Устав Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденный приказом МВД России от 03.12.2015 № 968.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью аспиранта кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени

О.Е. Кутафина (МГЮА) Балашова Александра Евгеньевича на тему: «Особый правовой режим осуществления приносящей доход деятельности в сфере высшего образования» Статья аспиранта Балашова А.Е. посвящена анализу особого правового режима осуществления приносящей доход деятельности образовательными организациями высшего образования. В данной статье сформулированы сущностные характеристики особого правового режима осуществления приносящей доход деятельности в сфере высшего образования. В качестве модели для анализа особого правового режима осуществления приносящей доход деятельности взяты нормы, регулирующие образовательную деятельность.

Актуальность указанной статьи не вызывает сомнений. В статье анализируются отличительные признаки особого правового режима осуществления приносящей доход деятельности. Формулируется итоговый вывод об ограничении порядка осуществления приносящей доход деятельности, а также уменьшается количество возможных видов приносящей доход деятельности в период действия особого режима.

Автором проведена серьезная работа по анализу особого правового режима осуществления приносящей доход деятельности образовательными организациями высшего образования, сделан вывод об изменении объема существующих прав и обязанностей при осуществлении приносящей доход деятельности образовательными организациями в период действия особого режима.

Научная статья А.Е. Балашова «Особый правовой режим осуществления приносящей доход деятельности в сфере высшего образования» соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Рецензируемая статья может быть рекомендована к опубликованию.

Рецензент:

доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина

Мохов Александр Анатольевич

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.