Научная статья на тему 'Особые экономические зоны в Мьянме'

Особые экономические зоны в Мьянме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
589
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЬЯНМА / MYANMAR / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА (ОЭЗ) / SPECIAL ECONOMIC ZONE (SEZ) / МОРСКОЙ ПОРТ / SEAPORT / ТИЛАВА / ДАВЕЙ / DAWEI / ЧАУПХЬЮ / ЯПОНИЯ / JAPAN / КИТАЙ / CHINA / ТАИЛАНД / THAILAND / THILAWA / KYAUKPHYU

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симония Аида Алексеевна

В статье рассматриваются проблемы создания Особых экономических зон ( ОЭЗ) в Мьянме. Предыдущее и нынешнее правительства Мьянмы связывают экономическое развитие и будущее процветание страны со строительством и развитием ОЭЗ. Запланировано открыть три ОЭЗ на юге страны, где есть выходы к Индийскому океану ОЭЗ Давей (Тхавей) в штате Танинтайи на побережье Андаманского моря, ОЭЗ Тилава в окрестностях Янгона и ОЭЗ Чаупхью в штате Ракхайн на побережье Бенгальского залива. ОЭЗ Тилава, площадью 2400 га (250 кв. км), расположенная в 23 км от бывшей столицы Янгон вдоль одноименной реки стала первым и пока единственным успешно реализующимся проектом создания ОЭЗ в Мьянме из трех запланированных предыдущим правительством Тейн Сейна. В статье анализируется позиция нового гражданского правительства по этому вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special economic zones in Myanmar

The article deals with the problems of creation of special economic zones (SEZ) in Myanmar. The previous and current governments of Myanmar link the country's economic development and future prosperity to the establishment and development of special economic zones. It is planned to open three SEZs in the South of the country, where there is access to the Indian ocean Thai-funded Dawei SEZ in Tanintharyi Region, Japanese-backed Thilawa SEZ near to Yangon and Chinese-backed Kyaukphyu SEZ in Rakhine State. SEZ Thilawa, with an area of 2,400 hectares, located 23 km from the former capital city Yangon, along the same river became the first and the only successfully implemented the project of creation SEZ in Myanmar of three planned by the previous government of Thein Sein. The article discusses the position of the new civil government on this issue.

Текст научной работы на тему «Особые экономические зоны в Мьянме»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Том I, № 2 (39), 2018_

© Симония А.А.

ИВ РАН

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ в МЬЯНМЕ

Экономическое развитие и будущее процветание страны предыдущее и нынешнее правительства Мьянмы связывают со строительством и развитием Особых экономических зон (ОЭЗ). Слабый приток зарубежных инвестиций, вследствие экономических санкций индустриально развитых стран Запада, заставил прежнее военное руководство Мьянмы обратиться к успешному опыту функционирования ОЭЗ в соседних государствах. В сентябре

2010 г. председатель Государственного Совета мира и развития (ГСМР) старший генерал Тан Шве посетил динамично развивающуюся ОЭЗ Шэньчжэнь в КНР и заявил тогда, что его страна будет изучать опыт экономических реформ в Китае1.

О намерении создать первую в Мьянме особую экономическую зону в г. Давей (Тхавей), было объявлено вскоре после возвращения председателя ГСМР из Китая - в ноябре 2010 г. Ранее, во время визита в Мьянму таиландского премьер-министра А. Вейча-чивы в октябре 2010 г., был подписан контракт на строительство глубоководного порта в г. Давей на побережье Андаманского моря. Контракт был подписан между итало-таиландской компанией Ital-Thai Development Company и мьянманской компанией Myanmar Port Authority. Крупнейшая строительная фирма Таиланда планировала сооружение международного порта, промышленных объектов и инфраструктуры, в том числе железной дороги, протяженностью 160 км, в г. Канчанабури в Таиланде. Стоимость проекта оценивалась в 13,3 млрд долл. Новый порт должен был стать, наряду с портом в Пхукете, важными морскими воротами для грузовых судов, идущих в Таиланд, минуя загруженный Малаккский пролив, через который им приходится проходить по пути в порты Сиамского залива.

В январе 2011 г. был принят основной закон об Особых экономических зонах Мьянмы и закон о первой Особой экономической зоне Давей2. Но в январе 2014 г. оба предыдущих закона об ОЭЗ от

2011 г. были аннулированы, и вместо них приняли новый Закон об ОЭЗ, который и стал основным для всех ОЭЗ в Мьянме. В новом

законе четко прописаны все стимулы, гарантии и методы защиты для всех инвесторов и девелоперов3.

В статье 3 основного Закона об ОЭЗ от 2011 г. были сформулированы цели создания экономических зон: привлечение иностранных инвестиций и высоких технологий, развитие в стране промышленности и инфраструктуры, создание дополнительных рабочих мест. Для стимулирования инвестиций вводился обширный пакет налоговых льгот. Закон об ОЭЗ создал правовую основу для

дальнейшего стимулирования частного бизнеса посредством фискальных привилегий, предоставляя частному национальному и иностранному капиталу беспрецедентные для Мьянмы льготные условия для инвестиро-вания4.

Было запланировано открыть несколько ОЭЗ на юге страны, где есть выходы к Индийскому океану - ОЭЗ Давей (Тхавей) в штате Та-нинтайи на побережье Андаманского моря, ОЭЗ Тилава в окрестностях Янгона и ОЭЗ ОЭЗ в Мьянме (Чаупхью, Тилава, Чаупхью в штате Ракхайн на Давей) с выходом к Индийскому побережье Бенгальского за-океану лива.

Проект строительства ОЭЗ Давей был приостановлен в 2013 г. из-за политической нестабильности в Таиланде и выхода из него основного подрядчика Ital-Thai Development Company, он был возобновлен новой компанией Dawei SEZ Development Co., созданной специально для его осуществления. Договоренность была достигнута в ходе первого зарубежного визита премьер-министра Таиланда генерала Праюта Чан-Оча в октябре 2014 г. в Нейпьидо. Таким образом, соглашение между таиландским строительным конгломератом и правительством Мьянмы о начальном этапе строительства ОЭЗ Давей (Тхавей), площадью, равной почти четверти территории Сингапура, было подписано только спустя четыре года после при-

нятия первого закона об ОЭЗ, - в августе 2015 г. Новый проект включает строительство запланированного ранее глубоководного международного морского порта, терминала для сжиженного природного газа, объектов инфраструктуры - шоссейных и железных дорог. Давей - один из самых глубоководных портов Юго-Восточной Азии. Модернизация и приведение его к международным стандартам, строительство новых грузовых терминалов, а также создание особой экономической зоны помогут выстроить важный для региона транспортный узел (хаб), связывающий Давей (акватория Индийского океана) и таиландский порт Лаем Чабанг (акватория Тихого океана). В случае успешного развития ОЭЗ Давей обеспечит занятость сотням тысяч людей и внесет 5%-ый вклад в ВВП Мьянмы5. Давей, предназначенный для размещения предприятий тяжелой промышленности, самый сложный из всех трех. В строительстве ОЭЗ Давей также примет участие Япония. Китай планирует строительство нефтеперерабатывающего завода в окрестностях будущей экономической зоны 6.

ОЭЗ Чаупхью, площадью 120 кв. км, расположенная на морском побережье штата Ракхайн (остров Рамри), возводится консорциумом, возглавляемым китайским конгломератом С1Т1С (China International Trust and Investment Corporation), в который входят четыре китайские и одна таиландская компании7. В проект входит строительство глубоководного порта с десятью причалами, индустриального комплекса, шоссейных и железных дорог, мостов. Уже функционируют нефтяной и газовый трубопроводы, проложенные из этого региона в Китай. Реализация крупномасштабного проекта будет проходить в четыре этапа и может занять около 20 лет.

Строительство морского порта в Чаупхью, штат Ракхайн.

Фото: Yuichi Nitta

Китайская сторона рисует привлекательные и заманчивые перспективы для Мьянмы: развитие транспорта и торговли, увеличение налоговых поступлений, создание местных образовательных программ. По словам представителя консорциума, реализация проекта позволит создать 100 тысяч рабочих мест. Бирманцам также обещают в течение первых десяти лет передать в руки местного персонала 90% менеджмента в ОЭЗ. Однако обещания Китая вызывают скептицизм у некоторых мьянманских экспертов. Опыт предыдущих проектов Китая в Мьянме показывает, что китайская сторона привозит собственную рабочую силу на объекты, и местное население, как правило, не получает никакой выгоды8.

Согласно подписанному соглашению, консорциуму предоставлена аренда территории Чаупхью на 50 лет с возможностью продления еще на 25 лет в будущем9. ОЭЗ Чаупхью станет пунктом одного из шести магистральных направлений китайского проекта «Один пояс - один путь». Она отрывает Китаю прямой выход к Индийскому океану и китайскому экспорту на внешние рынки.

Потребовалось два года, прежде чем сторонам удалось достичь договоренностей в октябре 2017 г. относительно долей собственности строящегося глубоководного порта - ключевого элемента всего проекта. Стоимость строительства порта оценивается в 7,3 млрд долл., после длительных переговоров китайская сторона вынуждена была довольствоваться 70%, первоначально консорциум рассчитывал на 85%. По этой схеме правительство Мьянмы должно вложить 2,2 млрд долл., что соответствует ее 30%-ной доле. Учитывая, что китайская и мьянманская стороны создали также совместное предприятие по строительству индустриального парка в ОЭЗ на паритетных условиях (50:50), стоимостью 2,7 млрд долл., инвестиции Мьянмы в проект должны составить в общей сложности почти 3,5 млрд долл., или 5% ВВП страны10. Правительство Мьянмы опасается попасть в долговую ловушку в будущем. Если Мьянма не сможет инвестировать эти суммы, ей придется обратиться за займами к Китаю. КНР практикует модель предоставления концессионных кредитов странам, на территориях которых возводятся инфраструктурные объекты при участии Китая, в т. ч. и в рамках инициативы «Пояс и путь». Такой кредит был предоставлен соседнему Лаосу при строительстве китайско-лаоской железной дороги.

Осложняет ситуацию и политическая обстановка в штате Рак-хайн, хотя поселения рохинджа не размещались в непосредствен-

ной близости от Чаупхью, массовый исход почти 700 тысяч бен-гальцев-рохинджа в Бангладеш, начавшийся с октября 2016 г., делает этот регион потенциально нестабильным и привлекает всеобщее пристальное внимание.

Обсуждаются также планы создания ОЭЗ с помощью Китая на границе штата Качин и провинции Юньнань для стимулирования торговых операций между двумя странами11.

ОЭЗ Тилава, площадью 2400 га (250 кв. км), расположенная в 23 км от бывшей столицы Янгон вдоль одноименной реки стала первым и пока единственным успешно реализующимся проектом создания ОЭЗ в Мьянме из трех запланированных предыдущим правительством Тейн Сейна. В сентябре 2012 г. консорциум трех японских компаний Митцубиси, Марубени, Сумитомо и Японского агентства международного сотрудничества (Japan International Cooperation Agency — JICA) подписали соглашение с правительством

Мьянмы о преференциях, предоставляемых Японии для создания и

12

развития особой экономической зоны и морского порта Тилава .

13

Предполагаемые инвестиции в проект составляли 18 млрд долл. В октябре 2013 г. было подписано соглашение о проекте, в котором 49% принадлежало японскому консорциуму, 10% правительству Мьянмы и 39% местному частному предпринимательству. Первая очередь проекта была открыта в сентябре 2015 г., предполагается, что в 2020 г. в Тилаве будут работать около 100 японских компа-

- 14

ний .

За два года (2015-2017) Тилава превратилась в флагманский центр привлечения иностранных инвестиций. По данным на октябрь 2017 г., новая экономическая зона уже привлекла 85 компаний, включая тех, которые зарезервировали лоты. Из них 43% из Японии, 19% из стран АСЕАН (не включая Мьянму), 13% из Восточной Азии (не включая Японию), 5% из США и стран ЕС, 3% из Мьянмы, 2% - прочие. Из этого списка в конце 2017 г. 36 компаний уже функционировали, 34 находились в стадии сооружения мощностей. Продукция 51 компании, или 60% арендаторов, предназначена для внутреннего рынка Мьянмы, 25 компаний заняты в экспортори-ентированной сфере, оставшиеся 9 - предприятия по распределению15. Если ОЭЗ Чаупхью в будущем станет родиной нефтехимических отраслей промышленности, то в Тилаве создается зеленое производство. Для удовлетворения нужд производства в ОЭЗ Тила-ва построена электростанция мощностью 50 мегаватт со второй подстанцией, улучшены линии электропередач16.

В начале 2018 г. японской компанией Камигуми (Kamigumi Co., Ltd.) и мьянманской Lluvia Ltd. был создан Международный балкерный терминал Тилава, мощностью более 1 млн тонн, стоимость проекта оценивается в 65 млн долл., 15 млн обязалась предоставить Международная финансовая корпорация, входящая в систему Мирового банка. Балкерный терминал Тилава, предназначенный для перевозки пшеницы, риса, кормов для скота и пр. станет первым в стране терминалом для перевозки сыпучих товаров без контейнеров. Фирма Дайцен, разместившаяся в ОЭЗ Тилава уже предложила предоставить складские помещения для местных и международных перевозчиков. Географическое расположение ОЭЗ Тилава позволит также стимулировать неосвоенную зону приграничной торговли с Таиландом в районе Маэсо-Мьявади17.

Терминал в порту ОЭЗ Тилава

После победы оппозиционной партии Национальная лига за демократию (НЛД) на всеобщих выборах ноября 2015 г. перед новым гражданским правительством встал вопрос о дальнейшей судьбе проектов ОЭЗ, вызывающих разногласия в обществе. Новое правительство в первые же дни работы выразило свое согласие с необходимостью строить ОЭЗ для экономического развития страны, как это происходит в других странах. Но в то же время профильные министерства считали необходимым детально изучить инициативы прежней администрации и документы по проектам прежде чем решать их дальнейшую судьбу. Уже тогда было ясно, что успешно развивается только проект ОЭЗ Тилава, который курируют японские компании. Два других, «китайский» и «таиландский», были заморожены по разным причинам.

Министр-посланник посольства Японии в Мьянме Ичиро Ма-руяма заявил, что опыт ОЭЗ Тилава может стать примером для раз-

вития двух других экономических зон. Успех Тилавы министр объяснил тем, что, находясь в непосредственной близости к бывшей столице Янгон, он стал приоритетным проектом.

Осуществление крупномасштабных промышленных объектов в Мьянме, по мнению международных правозащитников, неизбежно влечет за собой всевозможные злоупотребления, когда не принимаются во внимание ни угроза экологии, ни нарушения прав рабочей силы и местного населения. Для приобретения необходимой территории происходит насильственное переселение крестьян с их земель при недостаточной компенсации, сопровождающееся утратой людьми своего имущества и средств к существованию. Достаточно вспомнить протестные выступления, критику и даже судебное разбирательство в штате Калифорния деятельности компании «Юнокал» в Мьянме в начале 2000-х годов, сопровождавшие прокладку газопровода в Таиланд с морского месторождения Ядана в Мартабанском заливе.

Острой критике подверглись проекты создания ОЭЗ со стороны специального докладчика ООН по правам человека в Мьянме Янги Ли. В своем докладе, опубликованном в сентябре 2017 г. по итогам своего визита в страну, докладчик отмечает, что «промышленное развитие - необходимая составная для будущего процветания страны, но оно должно осуществляться при соблюдении прав местного населения». На основании бесед с местными жителями всех трех ОЭЗ докладчик сделала вывод, что даже начальные стадии и подготовительные работы негативно сказываются на жизни местного населения. Как и представители организаций гражданского общества Мьянмы, специальный докладчик ООН отмечает, что работы проводятся с нарушением законов об ОЭЗ. Янги Ли подчеркивает, что, согласно закону, прежде чем давать разрешение на приобретение земли и начало строительства инфраструктуры необходимо провести оценку влияния будущих объектов на окружающую среду. Только после этого можно приступать к созданию плана переселения местных общин при их участии и консультациях в условиях прозрачности и гласности. Местным жителям необходимо предоставить право для альтернативных предложений. Представители местных общин утверждают, что они понимают важность и необходимость для страны этих проектов, но опасаются, что делается это за их счет. Например, местное население острова Маде в штате Ракхайн после сооружения порта и трубопроводов не могут

выходить в море на своих лодках несколько дней в неделю, когда в порту стоят танкеры.

Если бы местному населению было гарантировано, что они получат ощутимые выгоды, это изменило бы их негативное отношение, - делает выводы специальный докладчик ООН. На все обвинения в нарушениях прав местных жителей самый простой и краткий ответ дал исполнительный директор китайской компании CITIC, возглавляющей консорциум ОЭЗ Чаупью. «Все вопросы, связанные с консультациями с местными общинами, приобретением земли и переселением - это прерогатива правительства Мьянмы.

Консорциум иностранных компаний приобретает уже очищенную

18

территорию», - объяснил он .

Развернутые и подробные разъяснения были даны в письменном виде газете «Myanmar Times» руководством совместного проекта ОЭЗ Тилава Myanmar-Japan Thilawa Development (MJTD). В документе, в частности, утверждается, что ОЭЗ Тилава развивается строго в соответствии с законами Мьянмы и международными стандартами. Управление проектом делает все необходимое для развития местных производственных мощностей и предоставлением рабочих мест для жителей региона. «В то же время мы осознаем, что строительство и развитие ОЭЗ причиняет кратковременные неудобства местным жителям. Наши управленческие структуры проводят ежеквартальные общие собрания с представителями местных общин и часто посещают дома жителей для обсуждения конкретных насущных вопросов. Помимо этого существует «Дневник общины», в котором открыто фиксируется как мы реагируем на за-

19

просы и пожелания местных жителей», - говорится в письме .

Несмотря на все трудности в реализации проектов ОЭЗ в Мьянме, за ними большое будущее. Эти мегапроекты стратегически разработаны с целью привлечения инвестиций для радикальных изменений в экономике страны.

1 Burma to build its first Special Economic Zone. - BBC News, 04.11.2010.

The Union of Myanmar. The State Peace and Development Council. The Myanmar Special Economic Zone Law No.8/2011. 27 January 2011. URL: www.dica.gov.mm/includes/MSEZ.pdf. Дата обращения: 15.01.2018; The Union of Myanmar. The State Peace and Development Council. The Dawei Special Eco-

nomic Zone Law No.17/2011. 27 January 2011. URL: www.dica.gov.mm/includes/DSEZ.pdf. Дата обращения: 15.01.2018

Myanmar Business Guide 2016, p.26. URL: https://www.pwc.com/mm/en/publications/assets/myanmar-business-guide-2016.pdf. Дата обращения: 15.01.2018

4 См. подробно: Муранова А.П. Налоговое стимулирование частного бизнеса в наименее развитом регионе Юго-Восточной Азии (Мьянма, Камбоджа, Лаос) в :Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Выпуск XIX. М., ИВ РАН 2012, с.73-75

5 The Myanmar Times. 01.03.2016.

6 "Chinese company to build oil refinery near Dawei SEZ in Myanmar", Nikkei Asian Review, 11 April 2016.

7

Электронный ресурс. URL: https://rns.online/economy/Pyat-kitaiskih-kompanii-viigrali-tender-na-sozdanie-spetsialnoi-ekonomicheskoi-zoni-v-Myanme-2015-12-

31/

8 The Myanmar Times. 01.03.2016. 9NikkeiAsianReview.16.11.2017. URL:

https://asia.nikkei.com/magazine/20171116/Viewpoints/Yun-Sun-China-s-latest-megaproject-courts-controversy-in-Myanmar. Дата обращения: 11.01.2018

10 Nikkei Asian Review. 16.11.2018.

11 The Diplomat. 21.10.2017. URL: https://thediplomat.com/2017/10/foreign-

investors-jittery-amid-myanmars-rohingya-crisis/ Дата обращения: 20.01.2018.

12

Michiyo Nakamoto. Japan eyes on Myanmar starting block // The Financial Times, 01.10. 2012.

13 The Japan Times, 10.02.2013.

14 Mizzima. 22.01.2016.

15 Nikkei Asian Review. October 21, 2017. URL: https://asia.nikkei.com/Politics-Economy/Economy/Myanmar-s-flagship-industrial-park-ready-for-takeoff. Дата обращения: 20.01.2018

16 Электронный ресурс. URL: http://www.nationmultimedia.com// Дата обращения: 20.10.2014

17 The Myanmar Times., 30.3.2018; The World Grain.om/ URL: http://www.world-

grain.com/articles/news_home/World_Grain_News/2018/03/IFC_invests_in_bulk_t erminal_p.aspx?ID={4C439620-5E06-4B8C-AB4D-55F75ACF866B}&cck=1. Дата обращения: 03.05.2018.

18 The Myanmar Times. 17.10.2017

19 Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.