Научная статья на тему 'Особые экономические зоны - перспективы развития в Российской Федерации'

Особые экономические зоны - перспективы развития в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОНЫ / ZONE / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / SPECIAL ECONOMIC ZONES / СВОБОДНЫЕ ЗОНЫ / FREE ZONES / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булгакова Дарья Максимовна

Статья посвящена анализу деятельности и оценке перспектив развития особых экономических зон в РФ. Рассматриваются главные проблемы в области их функционирования и развития. Предложены меры, которые помогли бы в совершенствовании российской системы управления особыми экономическими зонами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Булгакова Дарья Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особые экономические зоны - перспективы развития в Российской Федерации»

16. Рэдхэд К., Хьюс С. Управление финансовыми рисками. М.: ИНФРА-М, 1996. 288 с.

17. Шеремет А. Т., Щербакова Г. Н. Финансовый анализ в коммерческом банке. М.: Финансы и статистика, 2007. 325 с.

18. Якимова И. Я. Анализ деятельности банка по методике CAMELS (опыт надзорных органов США) // Регламентация банковских операций. Документы и комментарии, 2009. № 4. С. 1-7.

19. Янкина И. А., Покидышева Е. В. Управление финансовой устойчивостью и рисками коммерческого банка: монография. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. 88 с.

20. Система анализа финансового состояния банков России. [Электронный ресурс]: Анализ банков. Портал банковского аналитика. Режим доступа: http://www.analizbankov.ru/index.php/ (дата обращения: 28.09.2016).

21. Справочник по кредитным организациям. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Банка России. Режим доступа: http://www.cbr.ru/credit/main.asp/ (дата обращения: 21.09.2016).

Special economic zones - the prospects for development in the Russian Federation Bulgakova D.

Особые экономические зоны - перспективы развития в Российской Федерации Булгакова Д. М.

Булгакова Дарья Максимовна /Bulgakova Darya - студент, факультет информационных систем и технологий, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара

Аннотация: статья посвящена анализу деятельности и оценке перспектив развития особых экономических зон в РФ. Рассматриваются главные проблемы в области их функционирования и развития. Предложены меры, которые помогли бы в совершенствовании российской системы управления особыми экономическими зонами.

Abstract: this article analyzes the activity and assessing the prospects of development of special economic zones in the Russian Federation. We consider the main problems in their functioning and development. The measures, which would help in improving Russia's special economic zones of management, are suggested.

Ключевые слова: зоны, особые экономические зоны, свободные зоны, развитие. Keywords: zone, special economic zones, free zones, development.

Одно из перспективных направлений экономического развития в государстве -создание свободных экономических зон. Такие зоны в России появились в 90-х годах, но их активное развитие началось только в 2005 году, когда был принят Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. В силу этого закона свободные зоны стали называться особыми.

Особые экономические зоны (сокращенно - ОЭЗ) - это ограниченные территории, наделенные государством особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения инвесторов в приоритетные для России отрасли. На этих территориях действует особый режим осуществления предпринимательской

деятельности, который предполагает предоставление их резидентам таможенных финансовых, налоговых и административных льгот [1].

ОЭЗ в Российской Федерации создаются для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, разработки и производства инновационной продукции, развития импортозамещающих производств, расширения транспортно-логистической системы, развития туризма и санаторно-курортной сферы - это является их основными целями. Также образование свободных зон рассматривается в России как способ решения проблем депрессивных регионов с низким уровнем экономического развития.

На территории РФ могут быть созданы промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые ОЭЗ [2] (рис. 1). Но на их формирование имеются и ограничения: на этих территориях запрещается размещать жилые объекты; они не могут открываться на территории двух или более образований муниципального типа; также на территории зон особой экономики не допускается выработка или добыча полезных ископаемых; запрещено изготовление товаров (кроме легковых автомобилей и мотоциклов) [1].

Рис. 1. Формы и типы ОЭЗ в РФ

Несмотря на то, что ОЭЗ существуют в Российской Федерации относительно недавно, можно подвести предварительные итоги их деятельности. Они сводятся к тому, что из всех существующих зон действует только половина, но даже работа этой половины, если придерживаться международных стандартов - неэффективна, либо условно эффективна.

Если исходить из уровня эффективности, ОЭЗ в России не могут решать задачи территориального развития, а, значит, развития других регионов России и страны в целом. Следовательно, функции центров динамичного экономического роста ОЭЗ выполнять не могут. Низкая эффективность и проблемы функционирования особых экономических зон в России вызваны целым рядом причин.

Успех функционирования ОЭЗ в значительной степени зависит от ее экономико -географического положения. Огромную роль играет близкое нахождение к основным транспортным магистралям и мирохозяйственным центрам, а это зачастую обеспечивается благодаря приграничному расположению [3].

Другая и наиболее важная причина - это слишком большие размеры территории ОЭЗ. Площадь первых зон в России изначально была «заведомо нереальной». Без

учета возможностей эффективной деятельности на внешних рынках, целые края и области получили статус ОЭЗ. Также не учитывалось и то, что даже технически невозможно в этих масштабах установить таможенный режим. Не понимая, что чем крупнее зона, тем ниже эффективность ее функционирования, а также предпринимательский успех, другие претенденты на ее создание также стремились взять под свой контроль большую территорию. Это стремление не могло приводить к ожидаемому успеху: одни только расходы на обустройство специального таможенного режима намного превысили бы возможные будущие доходы.

Проблема зонирования ОЭЗ является одной из основных. На решение этой проблемы отрицательно влияют два фактора, которые связаны между собой: отсутствие устоявшихся взглядов на зонирование особых экономических зон, а также отсутствие полноценного законодательства о зонировании этих территорий. Результат такой политики - низкая эффективность зон и иррациональность. Одним из действенных решений этой проблемы является создание профильных комиссий, которые бы занимались оценкой всех плюсов и минусов создания ОЭЗ, а затем предоставляли бы отчеты Правительству РФ на рассмотрение и принятие окончательного решения по поводу присвоения территории статуса ОЭЗ.

На федеральном и местном уровнях эффективная система управления и контроля над зонами отсутствует - это является уязвимым звеном в деятельности российских ОЭЗ. С одной стороны, эта система должна принимать во внимание интересы местных территорий в притоке иностранных капиталов, заинтересованность местных властей в совершенствовании территорий, находящихся в их управлении, а также для обеспечения их выхода на мировой рынок [4]. С другой стороны, предоставляя финансовые ресурсы в пользу зональных территорий, федеральное Правительство заинтересовано не только в обеспечении местных, но и общенациональных интересов. Поэтому один из главных вопросов образования ОЭЗ - создание системы управления, в которой были бы сбалансированы интересы обеих сторон.

Следующая проблема - недостаток квалифицированных кадров в ОЭЗ. Производство в отдельных зонах имеет специфический характер и в связи с этим в регионах сейчас подбор специалистов стоит очень остро. Решить эту проблему можно создавая инжиниринговые центры, ориентированные на инновационные отрасли промышленности [5]. Такие центры обеспечат совместное существование технологий и науки, а также помогут предприятиям в пополнении кадрами.

Перечисленные проблемы вовсе не означают, что у ОЭЗ в России нет будущего. При доработке своей политики и функциональной направленности многие из них имеют право на благополучное существование.

Успешная форма ОЭЗ - технопарки. Это в большей мере объясняется тесной связью науки и производства в нашей стране. Создание технопарков привело бы к организации отдельных высокотехнологичных производств, а также содействовало бы расширению и диверсификации российского экспорта. Технопарки, в которых участвует иностранный капитал, могли бы дать существенный народнохозяйственный эффект: обеспечат дополнительный приток денежных средств благодаря экспорту высокотехнологичной продукции; поспособствуют развитию отечественной промышленности, которая, будучи не в состоянии первой интегрировать достижения науки и техники в производство, воспользуется результатами деятельности технопарков; поможет снижению эмиграции высококвалифицированных специалистов за рубеж.

Другое стратегически важное и, как следствие, приоритетное направление -реализация транспортно-географического положения России и перспектив ее припортовых территорий. Осуществление здесь системы свободного выбора таможенных зон не только бы форсировало интеграцию России в мировую экономику, но и спровоцировало бы к ней крупные потоки товаров и капиталов,

которые сейчас направляются в иные аналогичные зоны зарубежных стран Черноморья и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Деятельность ОЭЗ в РФ трудно оценить однозначно. С одной стороны, опыт их создания в России можно назвать провальным. Цели, которые ставились перед ОЭЗ, не были достигнуты. Это объясняется тем, что в погоне за получением льгот по привлечению финансов местные власти не принимали во внимание возможную эффективность функционирования зоны и ее влияние на экономику региона в долгосрочной перспективе. Неудивительно, что многие из ранее созданных ОЭЗ фактически перестали существовать. Но, с другой стороны, не стоит окончательно отказываться от практики их создания. При четко выстроенной политике деятельность особых экономических зон может повлиять на ускорение научно-технического прогресса, и увеличению выпуска наукоемкой продукции. Чтобы повысить эффективность функционирования ОЭЗ, необходимо постоянно совершенствовать данную область. Чем стабильнее ситуация в зонах, тем больше резидентов захотят инвестировать деньги в эти объекты. Но при этом не нужно рассматривать ОЭЗ как панацею для оздоровления экономики страны в целом. Подобные образования способствуют успешному решению локальных и региональных, социальных и экономических задач. Однако для этого в государстве должна быть проработана четкая правовая основа, так как неконтролируемый процесс создания зон экономического благоприятствования может привести к дисбалансу между регионами страны, а это особенно чувствительно скажется для такого крупного федеративного государства как Россия.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

2. Официальный сайт ОАО «Особые экономические зоны». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russez.ru/ (дата обращения: 13.10.2016).

3. Журнал о бизнесе и экономике «21BIZ.ru». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://21biz.ru/osobye-ekonomicheskie-zony-v-rf/ (дата обращения: 13.10.2016).

4. Крюкова А. А., Матерова А. А. Привлечение иностранных инвестиций в инновационную деятельность // Academy, 2016. № 1 (4). С. 51-52. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25345844/ (дата обращения: 13.10.2016).

5. Хасаншин И. А., Гебейдуллова Д. А. «О необходимости формирования культуры инновационного развития России» // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений, 2014. С. 232-235. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23119746/ (дата обращения: 13.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.