Научная статья на тему 'Особенности защиты прав потребителей в сфере туристской индустрии'

Особенности защиты прав потребителей в сфере туристской индустрии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2142
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / ТУРАГЕНТ / ТУРОПЕРАТОР / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудрявцева Лариса Владимировна, Афисов Владимир Владимирович

Индустрия туризма в Российской Федерации в последние годы является активно развивающейся отраслью, благополучно реализующей конституционные права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяющей порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CONSUMER PROTECTION IN THE FIELD OF TOURISM INDUSTRY

The tourism industry in the Russian Federation in recent years is a rapidly growing industry, successfully implements the constitutional rights of citizens of the Russian Federation, foreign citizens and stateless persons on the holiday, freedom of movement and other rights when making travel, and also defines the order of rational use of tourist resources of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Особенности защиты прав потребителей в сфере туристской индустрии»

3.3. ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

Кудрявцева Лариса Владимировна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: заведующий кафедрой. Подразделение: кафедра гражданского права и процесса.

Место работы: Российский государственный социальный университет, филиал в городе Анапе.

larisa-k75@mail.ru

Афисов Владимир Владимирович, канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского права и процесса.

Место работы: Российский государственный социальный университет, филиал в городе Анапе.

a23091963@ mail.ru

Аннотация: Индустрия туризма в Российской Федерации в последние годы является активно развивающейся отраслью, благополучно реализующей конституционные права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяющей порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Ключевые слова: туристская индустрия, потребитель, туристский продукт, турагент, туроператор, ответственность.

FEATURES OF CONSUMER PROTECTION IN THE FIELD OF TOURISM INDUSTRY

Kudryavtseva Larisa V., PhD at law, associate professor. Position: chair head. Department: Civil law and process chair.

Work place: Russian state social university, Anapa branch.

larisa-k75@mail.ru

Afisov Vladimir V., PhD at law, associate Professor the Department of civil law and process

Work place: Russian state social university, Anapa branch.

a23091963@ mail.ru

Annotation: The tourism industry in the Russian Federation in recent years is a rapidly growing industry, successfully implements the constitutional rights of citizens of the Russian Federation, foreign citizens and stateless persons on the holiday, freedom of movement and other rights when making travel, and also defines the order of rational use of tourist resources of the Russian Federation.

Keywords: the tourist industry, consumer, tourism product, travel agent, tour operator, responsible.

Природно-территориальные, оздоровительно-

спортивные и социально-исторические ресурсы России предполагают активизацию туристической деятельности [Кудрявцева, Афисов, 2015, с. 104].

Нормативное регулирование правоотношений, в области туристских услуг, осуществляется в соответствии Конституцией Российской Федерации [1], Гражданским кодексом Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996г. (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 24.11.1996г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами оказания услуг в области туристской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской

Федерации от 18.07.2007 № 452 (далее - Правила) и другими правовыми актами.

Таким образом, в соответствии с п.2 ст.3 ГК РФ и ст.2 Закона об основах туристской деятельности в правоприменительной практике, в туристских правоотношениях приоритет по степени юридической значимости имеют, прежде всего, положения Конституции РФ, ГК РФ и Закона об основах туристской деятельности, которые не могут противоречить нормам ГК РФ. Нормы Закона о защите прав потребителей применяются к правоотношениям в сфере туристских услуг в части, не противоречащей нормам Конституции РФ, ГК РФ и Закона об основах туристской деятельности [3].

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и на потребительском рынке, в том числе, с учетом положений п.23 Правил, в области оказания услуг по реализации туристского продукта [6].

Исходя из совокупности определений «туристский продукт» и «формирование туристского продукта» в настоящее время под туристским продуктом понимается комплексная услуга, оказываемая за одну (общую) цену, что также соответствует положениям п.2 ст.779 ГК РФ, определившей соответствующий предмет гражданских сделок как «услугу по туристическому обслуживанию». Сложный состав туристского продукта, формируемого туроператором, сам по себе для туриста не должен иметь значение с точки зрения механизма защиты его прав как потребителя, поскольку ответственность туроператора устанавливается за нарушение качества и безопасности соответствующей услуги в целом. Однако такой подход не исключает возможности наступления гражданской, административной и уголовной ответственности иных лиц, задействованных в туристской индустрии, в установленном законом порядке.

Как справедливо отмечает Лазаренкова О.Г., защита гражданских прав осуществляется определенными способами [Лазаренкова, 2014, с.313].

Так, существенное значение для защиты прав потребителей имеют особенности объема прав и обязанностей турагентов.

В соответствии со ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По агентскому договору агент всегда действует по поручению принципала. Но при этом, в зависимости от условий агентского договора, он может действовать либо от своего имени, как комиссионер в договоре комиссии, либо от имени принципала - как поверенный в договоре поручения. При этом п.4 ст.1005 ГК РФ установлено, что законом могут быть предусмотрены особенности отдельных видов агентского договора. Такие особенности правового положения турагентов установлены ст. ст.9,10 и 10.1 Закона об основах туристской деятельности, а в их развитие - также некоторыми положениями Правил.

Кудрявцева Л. В., Афисов В. В.

ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

В оценке совокупности приведенных норм, прежде всего, следует иметь в виду, что положения ст.9 Закона об основах туристской деятельности не исключают ответственности турагентов. При этом туроператоры несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги). Из смысла положений абз. 11 указанной статьи следует, что претензии туристов или иных заказчиков по договору о реализации туристского продукта могут предъявляться туроператору и турагенту. Кроме того, согласно положениям абз.13 указанной статьи в договоре, заключаемом между туроператором и тураген-том, устанавливается ответственность каждого из них перед туристом и (или) иным заказчиком за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта. Туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта. Туроператор обязан размещать информацию о турагентах, осуществляющих продвижение и реализацию туристского продукта, сформированного туроператором, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Причем, исходя из смысла нормы, установленной п.1 ст.442 ГК РФ, эти требования обязательны к исполнению и туроператорами, и турагентами [3].

Таким образом, с учетом определения понятия «ту-рагентская деятельность», установленного ст.1 Закона об основах туристской деятельности, турагент не несет ответственности за последствия ненадлежащего формирования туристского продукта и исполнение договора о реализации туристского продукта, если он действует от имени туроператора. Вместе с тем ту-рагент, действующий от своего имени, несет полную ответственность перед потребителями за нарушение их прав на стадии заключения договора о реализации туристского продукта и ранее, прежде всего в части своевременного предоставления необходимой и достоверной информации, обеспечивающей правильный выбор физическими лицами туристских продуктов. Туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Права потребителей наряду с гражданско-правовыми методами могут защищаться через административные полномочия Роспотребнадзора с применением в первую очередь соответствующих положений ст.14.5, ст.14.7, ч.1 ст.14,8, ч.2 ст.14,8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [4]. При этом субъектами административной ответственности по названным составам в зависимости от конкретной ситуации могут выступать как туроператор, так и турагент, либо только туроператор.

Необходимо отметить, что отсутствие общей цены туристского продукта в договоре не является изначально нарушением права потребителя на информацию, так как

туристская путевка, также содержащая такую цену, является неотъемлемой частью договора. Однако отсутствие общей цены туристского продукта в рублях в договоре при отсутствии туристской путевки (что само по себе определяет объективную сторону соответствующего состава административного правонарушения) может быть квалифицировано как административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.8 КоАП РФ.

Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом или иными нормативными правовыми актами права потребителей, определяет административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.

Положениями ст.10 Закона об основах туристской деятельности и п.7 Правил определен состав потребительских свойств туристского продукта, среди которых полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора, размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение, сведенияо туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта, общая цена туристского продукта в рублях, информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах поперевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах, права, обязанности и ответственность сторон, сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора, сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения подоговору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии [3]. При этом в определенных случаях и с учетом последствий заблуждения потребителя не предоставление данной информации или предоставление недостоверной информации об указанных потребительских свойствах туристского продукта (целиком или в части) может составлять объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст.14.7 КоАП РФ.

Субъектами административной ответственности, установленной ст.14.7 и ч.1 и ч.2 ст.14.8 КоАП РФ, могут быть туроператоры и турагенты с учетом конкретных обстоятельств.

При реализации гражданско-правовых методов защиты потребителей туристских услуг следует учитывать, что положениями ст.10 Закона об основах туристской деятельности установлен обязательный досудебный претензионный порядок урегулирования споров, но только в отношении туроператоров и качества туристского продукта. Несоблюдение такого по-

рядка при предъявлении гражданского иска туроператору является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения согласно положениям ст. 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что сроки предъявления туроператору претензий по качеству туристского продукта, предусмотренные ст.10 Закона об основах туристской деятельности, не исключают его права изменить такие сроки в сторону увеличения для предъявления претензии и в сторону уменьшения для удовлетворения претензии с включением новых сроков в условия договора. Сроки, предусмотренные указанной статьей, не распространяются на предъявляемые туроператорам претензии, не связанные с качеством туристского продукта. При этом сроки предъявления соответствующих претензий турагентам Законом об основах туристской деятельности не определены вообще.

Также необходимо отметить, что согласно положению п.4 ст.425 ГК РФ окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение, а срок исковой давности определяется положениями ГК РФ, в том числе ст.196 ГК РФ.

Туристская индустрия является областью, в которой безопасность как лично туристов, так и окружающей среды от туристов имеет первостепенное значение. Безопасность туризма регламентирована положениями главы VII Закона об основах туристской деятельности. Требования, установленные указанной главой, предъявляются как организаторам туристического обслуживания, так и туристам (потребителям).

Так, согласно положениям ст.14 Закона об основах туристской деятельности при заключении договора о реализации туристского продукта как туроператор, так и ту-рагент обязаны представить туристу и (или) иному заказчику достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания, об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, об опасностях, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при совершении путешествия, о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия), о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые турист (экскурсант) может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу туриста (экскурсанта), об адресе (месте пребывания) и номере контактного телефона в стране (месте) временного пребывания руководителягруппы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) в случае, если туристский продукт включает в себя организованный выезд группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, о национальных и религиозных особенностях страны (места) временного пребывания, о порядке обращения в объединение туроператоров в

сфере выездного туризма для получения экстренной помощи, а также туристы (экскурсанты), предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями. Неисполнение обязанности туроператорами (турагентами) своих обязанностей может, служить основанием для материальной ответственности . Не исполнение вышеуказанной обязанности гражданами может служить основанием отказа туроператора от исполнения договора согласно п.17 Правил с возможностью наступления материальной ответственности потребителя за фактически понесенные расходы туроператором на момент такого отказа [7].

Согласно положениям ст.17 Закона об основах туристской деятельности в случае, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии. За неисполнение этой обязанности туроператор несет ответственность в установленном законом порядке.

В соответствии с положениями п.1 ст.10 Закона о защите прав потребителей и п.7 Правил исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора, в том числе и о возможных рисках и их последствиях для жизни и здоровья потребителя в случае, если потребитель предполагает совершить путешествие, связанное с прохождением маршрутов, представляющих повышенную опасность для его жизни и здоровья (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты, занятие экстремальными видами туризма и спорта и другие) [5]. То есть в обязательном порядке потребитель, совершающий тур, связанный с экстремальными видами спорта и туризма, как в России, так и за ее пределами, если они являются целью путешествия, должен пройти соответствующий инструктаж и обладать полной информацией о том, с какими трудностями и опасностями ему предстоит столкнуться. Данная информация доводится до сведения потребителя в наглядной и доступной форме путем ее размещения в каталогах, справочниках, описаниях туристского продукта, а также иными способами. Кроме того, по требованию потребителя исполнитель, помимо обеспечения предоставления медицинского полиса, оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию дополнительных рисков, в том числе при совершении путешествий, связанных с прохождением потребителем маршрутов, представляющих повышенную опасность для его жизни и здоровья.

За неисполнение указанных обязанностей по своевременному информированию потребителей, обеспечивающему их безопасность, под которой согласно положениям ст.14 Закона об основах туристской деятельности понимается не только личная безопасность, но и сохранность имущества туристов, туроператор, а в установленных законом пределах и турагенты могут быть подвергнуты наказанию, предусмотренному ч.1 ст.14.8 КоАП РФ, не исключающему гражданско-правовую и уголовную ответственность.

Кудрявцева Л. В., Афисов В. В.

ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

Список литературы:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). //http://www.pravo.gov.ru

2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015). //Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

3. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. от 03.05.2012) // Собрание законодательства РФ. - 1996. -№49. - Ст.5491.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 13.07.2015). //http://www.pravo.gov.ru

5. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей2. //http://www.pravo.gov.ru

6. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 (ред. от 23.07.2015) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». http://www.pravo.gov.ru

7. Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 (ред. от 17.10.2014) «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта». //http://www.pravo.gov.ru

8. Кудрявцева Л.В., Афисов В.В. Проблемы решения вопросов местного значения в сфере туризма на примере Краснодара. //Пробелы в российском законодательстве. 2015. №1. С.104.

9. Лазаренкова О.Г. «Самопомощь» - как способ самозащиты гражданских прав. - Сборник: Образование и наука: проблемы и перспективы развития. Материалы Международного электронного Симпозиума, 2014. - С.313.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Кудрявцевой Л.В., Афисова В.В. «Особенности защиты прав потребителей в сфере туристской индустрии» На современном этапе совершенствования гражданского законодательства России актуальными являются вопросы правового регулирования защиты прав потребителей в сфере туристской деятельности.

Рецензируемая статья выполнена авторами на основе анализа нормативно-правовых актов в сфере гражданско-правового регулирования условий защиты прав потребителей, связанных с туризмом.

Авторы рассматривают правовое регулирование защиты прав потребителей в области туристских услуг как самостоятельный вид правоотношений, для которых характерны особенности объекта, субъектов и договорных отношений.

Особое внимание в статье уделяется раскрытию содержания существенных элементов частноправового и публично-правового обеспечения защиты прав потребителей. Поэтому в процессе научного анализа авторами творчески осмысляются как гражданско-правовые, так и административно-правовые методы защиты прав потребителей туристских услуг.

В частности, авторы отмечают, что при реализации юридических способов защиты прав и законных интересов потребителей туристских услуг, следует учитывать положения ст.10 ФЗ «Об основах туристской деятельности», в которой установлен обязательный досудебный претензионный порядок урегулирования споров. При этом отмечается ограниченность оснований претензионного порядка, поскольку он касается только туроператоров и качества туристского продукта.

Авторы в процессе исследования не только комментируют положения действующего законодательства РФ, но и предлагают необходимые конструктивные изменения законодательства в рассматриваемой сфере.

Таким образом, статья Кудрявцевой Л.В., Афисова В.В. «Особенности защиты прав потребителей в сфере туристской индустрии» может быть рекомендована к опубликованию в научном журнале.

Рецензент:

доктор юридических наук, профессор международно-правового факультета МГИМО (У) МИД России

Петрова Г.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.