Научная статья на тему 'Особенности зарубежной системы подготовки кадров для туристской индустрии'

Особенности зарубежной системы подготовки кадров для туристской индустрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
720
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / СИСТЕМЫ / TOURISM INDUSTRY / TRAINING / SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полевая М. В.

В статье проанализированы особенности зарубежных систем подготовки кадров для индустрии туризма. Выделены преимущества и недостатки европейской и американской систем подготовки специалистов туристской отрасли. Сделаны выводы о путях совершенствования Российской системы подготовки кадров туристской индустрии на основе анализа основных зарубежных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESPECIALLY FOREIGN TRAINING SYSTEM FOR THE TOURISM INDUSTRY

Peculiarities of foreign models of training specialists for the tourism industry are analyzed in the article. Some advantages and shortcomings of European and American models of training specialists for the sphere of tourism are distinguished. On the basis of the major foreign models analysis some conclusions about the ways to perfect the Russia's system of training specialists for the tourism industry have been drawn.

Текст научной работы на тему «Особенности зарубежной системы подготовки кадров для туристской индустрии»

ребойно. Республика является производителем электроэнергии, эксплуатирует высоковольтные ЛЭП. На территории Абхазии обеспечено покрытие сотовой связью GSM. В стране действует либеральное экономическое законодательство. Закон «Об иностранных инвестициях» предоставляет значительные льготы предприятиям с иностранным капиталом в части налогообложения, действует льготный таможенный режим при ввозе в страну производственного оборудования.

Одним из важнейших стратегических приоритетов развития Абхазии являются экономические отношения с Россией. Наиболее перспективным направлением реализации данной задачи является развитие отношений с субъектами Российской Федерации, как на уровне органов государственной власти, так и на уровне местных органов власти и хозяйствующих субъектов. Практическая реализация данной задачи будет способствовать развитию интеграции между Абхазией и Югом России, что, в свою очередь, будет способствовать формированию единого экономического пространства.

Литература:

1. Бирман Г., Шмит С. Экономический анализ инвестиционных проектов: пер. с англ. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

2. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента. - К.: Эльга-Н, Ника-Центр, 2001.

3. Брю С.Л., Макконелл К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: пер. с англ. - М.: Республика, 1992.

4. Гитман Л.Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования. - М.: Дело, 1997.

5. Ендовицкий Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика. - М.: Финансы и статистика, 2001.

6. Закон Республики Абхазия «Об иностранных инвестициях в республике Абхазия» // Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Выпуск 1. - Сухум, 1994.

7. Лимитовский М.А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений. - М.: ООО Издательско-Консалтинговая Компания «ДеКА», 1998.

8. Норт Д. Институты и экономический рост// Thesis. - 1993. -Т.1. Вып.2.

9. Политическая экономия. Словарь. / под ред. О.И. Ожерелье-ва и др. - М.: 1990.

10. Развитие инвестиционной деятельности в транзитарной экономической системе России и ее регионов / под ред. В.М. Юрьева. - Тамбов, 2004.

11. Республика Абхазия: Социально-экономические итоги. -Сухум. Абхазский Филиал НО Фонд развития «Институт Евразийских Исследований», 2009.

12. Рыбак О. Основные тенденции инвестиционной активности // Экономист. - 2002. - №5.

13. Федеральный закон № 39-Ф3 от 25.02.1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Российская газета. - 4 марта. -1999. - №41-42.

14. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции. - М.: ИН-ФРА-М, 1997.

ОСОБЕННОСТИ ЗАРУБЕЖНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

Полевая М.В., к.пс.н., доц., заведующая кафедрой психологии управления, Московский государственный институт индустрии туризма

В статье проанализированы особенности зарубежных систем подготовки кадров для индустрии туризма. Выделены преимущества и недостатки европейской и американской систем подготовки специалистов туристской отрасли. Сделаны выводы о путях совершенствования Российской системы подготовки кадров туристской индустрии на основе анализа основных зарубежных систем.

Ключевые слова: туристская индустрия, подготовка кадров, системы.

ESPECIALLY FOREIGN TRAINING SYSTEM FOR THE TOURISM INDUSTRY

Polevaya M., a candidate of psychological sciences, an assistant professor, The Moscow State Institute for the Industry of Tourism

Peculiarities offoreign models of training specialists for the tourism industry are analyzed in the article. Some advantages and shortcomings of European and American models of training specialists for the sphere of tourism are distinguished. On the basis of the major foreign models analysis some conclusions about the ways to perfect the Russia’s system of training specialists for the tourism industry have been drawn.

Keywords: tourism industry, training, system.

Индустрия туризма - одна из самых динамично развивающихся отраслей во всем мире. Профессия отельера, ресторатора, специалиста по туризму и сервису через несколько лет станет в России одной из самых престижных. [1].

Одной из существенных проблем нашей страны является то, что уровень подготовки кадров для индустрии туризма еще не отвечает мировым стандартам, поэтому постоянно растет спрос на качественные зарубежные дополнительные образовательные программы по отельному, ресторанному и туристскому бизнесу.

Необходимо отметить, что, в настоящее время, на рынке образовательных услуг в направлении туристско-гостиничного бизнеса имеется конкуренция. Зарубежные учебные заведения соперничают между собой, с каждым годом предлагая все больше разнообразных программ, используя инновационные образовательные технологии, привлекая к преподаванию лучшие научные кадры и опытных практиков отрасли, организовывают для своих студентов и слушателей стажировки при самых престижных предприятиях. [2].

На наш взгляд, в данной конкуренции практически не принимают участие российские учебные заведения. Однако, уже в настоящее время в российских учебных заведениях, работающих в направлении туристско-гостиничного бизнеса, имеется небольшое количество международных программ, программ с «двойным» дипломом, ряд договоров с европейскими ведущими учебными заведениями.

За рубежом существуют различные формы подготовки и переподготовки специалистов для сферы туризма. Это специализированные краткосрочные языковые курсы, стажировки в туристических фирмах и отелях, программы повышения квалификации, обучение на получение сертификатов, дипломов, степеней бакалавра и магистра в школах туристского бизнеса. Среди них можно выделить: специализированные школы и учебные заведения Швейцарии и Австралии, США и Канады, Великобритании и Ирландии, Испании, Франции и других стран.

Наиболее престижные мировые учебные заведения в области индустрии туризма и гостеприимства являются членами различных ассоциаций:

- EURHODIP - ассоциации ведущих гостиничных школ в Европе,

- IH&RA - международной гостиничной и ресторанной ассоциации,

- ASEN - Швейцарской ассоциации школ гостиничного менеджмента,

- AH&MA - Американской ассоциации отелей и мотелей,

- HCIMA - Hotel and Catering International Management Association,

- EFAH - The European Foundation for the Accreditation of Hotel School Programmes,

- AMFORTH - всемирной ассоциации по подготовке специалистов в области индустрии гостеприимства и туризма и др.

Часто именно профессиональные ассоциации открывают школы подготовки и повышения квалификации специалистов туристского и гостиничного дела.

В настоящее время можно выделить две основные общепризнанные системы туристского образования: европейскую и американскую.

Разнообразие европейских образовательных школ и программ соответствует разнообразию европейского туризма.

Исторически, первые образовательные центры формировались на базе реально функционирующих предприятий туристской индустрии. Первая школа гостиничного менеджмента EHL была открыта в 1893 году в г.Лозанне, Швейцария. Теперь это учебное учреждение - Школа гостиничного менеджмента г.Лозанны - известно как первая школа гостиничного менеджмента в мире. Первоначально было открыто профессиональное высоко квалифицированное училище, в котором на французском языке велась подготовка для гостиничной индустрии собственных кадров. Статус высшего учебного заведения Школа гостиничного менеджмента Лозанны получила в 1994 году. Это было вызвано началом большого подъема туристской индустрии, гостиничного бизнеса, расширением гостиничных цепей и когда потребовалось большое количество специалистов, способных работать в международных отельных сетях. В 1996 г. в Школе гостиничного менеджмента г.Лозанны была открыта программа обучения на английском языке. В настоящее время в учебном заведении работает множество международных программ обучения, а студентами являются граждане различных стран мира. Среди студентов много граждан России, которые получают профессиональное образование в гостиничном бизнесе и смогут продолжить работу в различных городах РФ. [3].

Проведенный нами анализ форм профессиональной подготовки показывает, что при всем видимом разнообразии довольно легко определяется их постепенное сближение по нескольким основным направлениям, что позволяет вести речь о сильных сторонах европейской системы профессиональной подготовки кадров для индустрии туризма.

Преимуществом европейской системы подготовки кадров является чередование теоретических и практических занятий, которые могут реализовываться как в тренинговых центрах при образовательных учреждениях, так и непосредственно на производстве в форме ученичества или стажировок, предусмотренных учебной программой. Соотношение теории и практики по времени на всем протяжении обучения - от начального до высшего уровня - варьируется. Например, продолжительность практического курса для подготовки служащего и технического персонала в учебных заведениях Великобритании, Бельгии, Франции составляет 30% всего бюджета времени образовательной программы, в Германии - от 60% до 90% в зависимости от специальности. Продолжительность практики сокращается по мере повышения уровня обучения. Так, при подготовке руководящего персонала количество практических занятий сокращается в среднем до 10%.

Большинство школ туристского и гостиничного дела в Европе открыты на базе действующих или бывших гостиниц, студенты живут тут же, что позволяет им получать профессиональные навыки в обстановке, приближенной к реальности. Таким образом, менеджер гостиницы, получивший европейское образование, в одной из европейских школ, не только знает, чем занята каждая служба отеля, но и умеет делать все, что делают его служащие. Как правило, в европейских школах гостиничного менеджмента учебный год делится на два семестра: первый студенты проводят в учебной аудитории, а во второй - на практике. Такая организационная система еще до выпуска дает студентам опыт, который жизненно необходим и ценится в индустрии гостеприимства.

Необходимо отметить, что принципиальным отличием европейской системы профессионального туристского образования является сосредоточение при образовательном учреждении специализированных учебно-практических подразделений или тренинговых центров, характеризующихся наличием специально оборудованных кухонь, предназначенных как для обучения, так и для реальной работы, баров, ресторанов, гостиниц, туристских компаний. Для европейской системы подготовки кадров характерна тесная взаимосвязь образовательных учреждений с предприятиями туристской индустрии.

Европейская система подготовки кадров характеризуется не-

прерывным расширением и обновлением преподаваемых дисциплин, адаптированных для каждого уровня профессиональной подготовки. Принципиальное отличие европейской системы от американской состоит в том, что приоритет отдается базовой профессиональной практической подготовке. В настоящее время получили распространение интенсивные курсы, летние школы, тренинг-семинары и др. виды образовательных услуг.

Для европейской системы подготовки кадров характерна гибкость, последовательность обучения, введение инновационных образовательных программ и методов. В профессиональном образовании в настоящее время делается ставка не только на обучение эффективному управлению для получения прибыли предприятием туристской индустрии, но и на осознание роли «гостей» и «хозяев» и обучению формирования атмосферы гостеприимства на предприятиях отрасли.

По нашему мнению, американская система подготовки кадров имеет ряд схожих черт с европейской, но и некоторые отличия. Преимуществом американской системы является тесная интеграция с общественными профессиональными организациями.

Первая в США школа обучения гостиничному менеджменту -Cornell School of Hotel Administration была открыта в 1922 году при Корнельском университете. Позже появилось множество учебных заведений, готовящих специалистов для индустрии гостеприимства.

[4].

В США, в основном, предпочитают учиться в колледже или университете. Обучение туристскому менеджменту базируется на принципах, общих для всех специальностей с учетом практической направленности проводимых занятий (практическая направленность методики подготовки специалистов). В США считают, что управление туристской фирмой, гостиницей аналогично управлению любым другим действующим предприятием. Для американцев содержать туристскую фирму, отель или ресторан - это такой же бизнес, как и любой другой. Прохождение практики тоже включено в процесс обучения, но ей уделяют мало внимания.

При этом в вузах США базовым считается - основательное изучение теории. Поэтому, в американских учебных заведениях упор, особенно на начальном этапе, делают на курс общей теории управления предприятием. Хотя в программу обучения и входит разбор конкретных ситуаций из практики гостиничного дела (case-studies), однако для будущего менеджера не обязательно досконально вникать в мельчайшие детали деятельности низовых звеньев. Именно благодаря такому подходу специалисты приобретают универсализм. Поэтому, американские специалисты в случае необходимости могут достаточно легко переквалифицироваться, например, в управленцев другого направления.

Дипломники американских учебных заведений сильны в теории, но после окончания учебы мало знают о том, как функционирует туристская фирма или отель в реальной жизни. Поэтому, часто в начале своей карьеры, при отсутствии достаточной практики, им приходится сталкиваться с определенными трудностями.

Традиционными формами американской системы подготовки кадров являются интенсивные курсы и дистанционные образовательные программы, а также система постоянного контроля успеваемости и полученных знаний и навыков.

Особенностью системы подготовки кадров в США является формирование на базе образовательных учреждений специализированных отделов (кадровых агентств), занимающихся трудоустройством молодых специалистов, которые соединены единой информационной системой с предприятиями туристской индустрии. Таким образом, образовательное учебное заведение имеет возможность быстро реагировать на меняющиеся потребности отрасли в кадрах того или иного образовательного уровня.

В ходе нашего исследования можно сделать вывод, что европейская система подготовки и переподготовки кадров индустрии туризма большое внимание уделяет прикладным вопросам, осваиваются все профессии, связанные с работой туристической компании или отеля. Американская система - основана на менеджменте в общем виде, а управление гостиничным или туристским бизнесом рассматривается лишь как частный случай.

К преимуществам зарубежных систем подготовки кадров в сфере туризма можно отнести:

- высокопрофессиональную подготовку, подкрепляемую практикой на лучших международных предприятиях отрасли;

- признанные во всем мире дипломы, позволяющие устроиться на работу в различных странах;

- гибкость и многоступенчатость учебы с правом выбора слушателем программы, курса и продолжительности обучения (от 4 недель до 4 лет) с получением документа по окончании каждой ступени;

- отличный практический опыт, приобретаемый во время высокооплачиваемой практики, которая занимает, как правило, около половины времени учебного процесса.

Анализ основных зарубежных систем подготовки кадров туристской отрасли позволяет нам сделать выводы о путях совершенствования Российской системы подготовки кадров индустрии туризма. Необходимо:

- тесное взаимодействие российских и зарубежных учебных заведений и образовательных центров с целью обмена опытом, методиками и современными технологиями подготовки кадров;

- вступление Российских ВУЗов, готовящих кадры для индустрии туризма, в международные ассоциации в области индустрии туризма и гостеприимства;

- сотрудничество учебных заведений и предприятий туристской индустрии с целью усиления практической направленности в подготовке кадров;

- проработка и внедрение профессиональных компетенций специалистов сферы туризма и построение системы подготовки кадров на основе компетентностного подхода;

- использование современных, инновационных технологий обучения;

- использование модульно-рейтингового подхода в подготовке кадров;

- проведение отраслевых научных исследований и внедрение их результатов в практическую деятельность предприятий туристской индустрии;

- формирование образовательных программ с учетом достижений науки;

- поиск разумного баланса между американской и европейской системой подготовки кадров индустрии туризма с обязательным учетом российской специфики.

Литература:

1. Постановление Правительства г. Москвы «О развитии в городе Москве системы подготовки и повышения квалификации кадров для туристско-гостиничного комплекса столицы». № 1054-ПП, 27.12.06.

2. Сборник по использованию зарубежного опыта в подготовке и переподготовке кадров гостиничного бизнеса. - М., 2008.

3. Организация и управление гостиничным бизнесом. Под ред. Лесника А.Л., Чернышева А.В. - М.: Изд.дом «АЛЬПИНА», 2001.

4. Теория и практика международного туризма. Сб. статей под ред. Александровой А.Ю.- М.: КНОРУС, 2003.

5. Филлипов В.М. Модернизация российского образования. -М., 2003.

6. Змеев С.И. Технология обучения взрослых. - М., 2002.

7. МинзовА.С. Профессиональное высшее и корпоративное образование: образовательные модели и механизмы их реализации.

- Дубна: Междунар.ун-т природы, о-ва и человека «Дубна», 2008.

ВЕКСЕЛЬНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ РОССИИСКИХ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР

Гаврилов В.Р., к.ф.-м.н., доцент, руководитель кафедры «Реформы предприятий»,

Институт экономики и управления в промышленности

В статье рассматриваются основные понятия, категории и современные определения экономической сущности векселя, рассматривается российский корпоративный опыт использования векселей. Отображаются новые меры Банка Росси по оживлению рынка векселей.

Ключевые слова: ценные бумаги, акции, облигации, векселя.

SYNDICATED LOANS RUSSIA CORPORATE STRUCTURE

Gavrilov V., Ph.D. in Physics and Mathematics, associate professor, Head of the department «enterprise reform»,

Institute of Economics and Management in Industry

The article deals with basic concepts, categories, and the modern definition of economic substance of a bill, is considered Russia’s corporate experience in the use of promissory notes. Displaying the Rossi Bank new measures to revive the market bills.

Keywords: securities, stock, bond, bill.

1. Основные понятия, категории и современные определения экономической сущности векселя

Вексель является третьей по экономической значимости бумагой на современном общероссийском и корпоративном рынке разнообразных ценных бумаг.

Ценные бумаги (англ. securities) - денежные документы, удостоверяющие имущественное право или отношение займа владельца документа по отношению к его эмитенту: первые являются ценными бумагами капитала (акции, англ. stock), вторые - долговыми обязательствами (облигации, англ. bond; векселя, англ. bill). Подразделение ценных бумаг на бумаги капитала и бумаги долга является фундаментальным вследствие их существенных политэконо-мических различий. Акции - это право на имущество и доход от него, а вексель - это взаимный кредит. Акции - это право на недвижимую собственность, вексель - право на «движимую» стоимость.

ВЕКСЕЛЬ - письменное долговое обязательство, оформленное по особому законодательству, выдаваемое заемщиком (векселедателем) кредитору (векселедержателю), предоставляющее бесспорное право требовать у заемщика уплаты к определенному сроку суммы, указанной в реквизитах. Гпавным свойством векселя считается его абстрактность, т.е. отсутствие каких-либо объяснений по поводу возникновения денежного долга, а также бесспорность, т.е. обязательность оплаты в точном соответствии с реквизитами векселя.

Простой вексель - обязательство должника самому уплатить долг заимодавцу (или лицу, которое он укажет).

Переводной вексель (тратта) - поручение должника своему должнику вернуть деньги указанному заимодавцу (или лицу, которое он укажет). Можно полагать, что исторически, исходно при оформлении простого векселя деньги, по-видимому, были «выпрошены в долг», а при переводном - «предложены в долг». Исходные ситуации для векселедателя и векселедержателя в зависимости от того, обслуживаются они простым или переводным векселем, мы обобщили в табл. 1.

В табл. 1 экономический смысл имеют квандранты 1, 7, 10, 16, остальные бессодержательны по определению до того, как оба векселя не уйдут в «дальнейший оборот».

Обратим внимание: при описании прекращения вексельных обязательств для взявшего деньги в долг мы описали четыре исхода, для давшего в долг также четыре исхода; у векселедателя и векселедержателя тоже по четыре исхода; наконец, и вербальные описания подтверждаются матрицей-таблицей: для взявшего в долг и давшего в долг существуют одни и те же четыре исхода прекращения вексельных отношений. Именно они и являются стартовыми экономическими границами (пределами) того, что называется вексельным обращением. Сколько бы далее других лиц ни было вовлечено со стороны давшего в долг и со стороны взявшего в долг, принцип один: в вексельном обращении участвуют «векселедатель + товарищи» и «векселедержатель + товарищи». Вот это и есть принципиально исходное: эффективность вексельного обращения повышается тем больше, чем больше в нем участвует «товарищей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.