Научная статья на тему 'Особенности законодательной регламентации наказания за экономические преступления по УК РФ'

Особенности законодательной регламентации наказания за экономические преступления по УК РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1149
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соловьев Олег Геннадьевич

В статье исследуются особенности законодательной регламентации наказания в сфере экономической деятельности, рассматриваются наказания в виде штрафа, лишения свободы, ограничения свободы, ареста, обращается внимание на недостатки в конструировании санкций главы 22 УК РФ (ст. 174, 1741, 179 и др.). В работе указывается, что п. «а» ч. 1 ст. 1041 УК РФ нуждается в непременном совершенствовании за счет расширения перечня экономических преступлений, совершение которых может влечь конфискацию имущества. Проведен анализ различных видов освобождения от уголовной ответственности за совершение экономических преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Particularities of legislative regulation of punishment for economic crimes in the criminal code of the Russian Federation

In article are researched particularities to legislative regulation in sphere of economic activity on UK RF, are considered punishments in the manner of fine, deprivation of the liberty, restriction of the liberty, arrest. The Author pays attention to row defect in building sanction gl. 22 UK RF (st. 174, 1741, 179 and others). In work is indicated that p. «a» ch. 1 cl. 1041 UK RF needs for essential improvement to account of the expansion of the list of the economic crimes, completion to-torah can draw the forfeiture a property. The Organized analysis different type waivers of criminal responsibility for completion of the economic crimes.

Текст научной работы на тему «Особенности законодательной регламентации наказания за экономические преступления по УК РФ»

со

0

1 £

I

3

ф

I

со

S

S

О

о

QL

О

0

1 О

ъ

с

о

со

ф

Ю

>s

52

о

ф

0

1

8

со

§

I

ф

Ф

С

о

ф

Ю

о

о

о

&

о

со

V

со

QQ

со

о

&

с:

от 17 ноября 2008 года № 1662-р // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 47. — Ст. 5489.

2. Выступление Д.А. Медведева на Красноярском экономическом форуме 15 февраля 2008 года // Российская газета. — 2008. — 16 февраля.

3. См.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 47. — Ст. 5489.

4. Российская газета. — 2008. — 9 февраля.

5. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 июля 2008 года № Пр-1440. Документ опубликован не был.

6. Устойчивость экономики характеризует прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние «нагрузки».

7. Если экономика не развивается, то резко сокращаются возможности ее выживания, а также сопротивляемость внутренним и внешним угрозам и приспособляемость к ним.

8. См.: Тропин С.А. Законодательство и экономика // Экономическая безопасность России. — 2004. — № 5.

9. Критерий экономической безопасности — признак, на основании которого производится оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности.

10. Категория «экономическая безопасность» включает финансовую, инвестиционную, интеллектуальную, инновационную, энергетическую, научно-техническую, информационную, ценовую, валютную безопасность, а также безопасность кредитно-банковской системы, фондового рынка, внешнеэкономической деятельности, материальных сфер экономики и др. См.: Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. — М., 2005. — С. 168.

11. См. там же. — С. 143.

12. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 47. — Ст. 5489.

О.Г. Соловьев

Соловьев Олег Геннадьевич — доцент кафедры уголовного права и криминологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, кандидат юридических наук

E-mail: romirka@list.ru

Особенности законодательной регламентации наказания за экономические преступления по УК РФ

В статье исследуются особенности законодательной регламентации наказания в сфере экономической деятельности, рассматриваются наказания в виде штрафа, лишения свободы, ограничения свободы, ареста, обращается внимание на недостатки в конструировании санкций главы 22 УК РФ (ст. 174, 1741, 179 и др.). В работе указывается, что п. «а» ч. 1 ст. 1041 УК РФ нуждается в непременном совершенствовании за счет расширения перечня экономических преступлений, совершение которых может влечь конфискацию имущества. Проведен анализ различных видов освобождения от уголовной ответственности за совершение экономических преступлений.

In article are researched particularities to legislative regulation in sphere of economic activity on UK RF, are considered punishments in the manner of fine, deprivation of the liberty, restriction of the liberty, arrest. The Author pays attention to row defect in building sanction gl. 22 UK RF (st. 174, 1741, 179 and others). In work is indicated that p. «a» ch. 1 cl. 1041 UK RF needs for essential improvement to account of the expansion of the list of the economic crimes, completion to-torah can draw the forfeiture a property. The Organized analysis different type waivers of criminal responsibility for completion of the economic crimes.

Законодатель в статье 44 УК РФ установил исчерпывающий перечень видов наказаний: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государ-

ственныхнаград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; конфискация; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь. Кон-

фискация имущества как вид наказания утратила силу 8 декабря 2003 года1.

Из перечисленных видов наказаний три в настоящее время не применяются: ограничение свободы, арест2 и смертная казнь. Конкретные виды и размеры наказаний за преступления в сфере экономической деятельности указаны в санкциях главы 22 УК РФ. Всего в 35 статьях главы 22 содержится 76 санкций. Поскольку от санкции зависит категория преступления (ст. 15 УК РФ), укажем, что 24 экономических преступления по УК РФ относятся к категории небольшой тяжести, 27 — средней тяжести, 21 — к тяжким, 4 — к особо тяжким. Особо тяжкими считаются преступления, ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 1741, ч. 2 ст. 186, ч. 3 ст. 186 и ч. 4 ст. 188 УКРФ.

Большинство санкций главы 22 относится к типу«альтернативная,кумулятивная,относительно определенная»3. Такова, например, санкция ч. 1 ст. 169 УКРФ, котораяпредусматривает: штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательные работы на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов. Думается, что насыщенность главы 22 такими санкциями следует расценивать как достоинство УК РФ, поскольку «такого рода санкции благоприятствуют глубокой индивидуализации наказания, позволяют наиболее полно учесть всю совокупность обстоятельств дела»4.

Есть в главе 22 и единичные кумулятивные санкции, которые, как правило, предусматривают только лишение свободы за квалифицированные виды посягательств. Например, ч. 3 ст. 175 УКРФ устанавливает лишение свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

Наиболее характерное сочетание основных наказаний в санкциях главы 22 УК РФ — это сочетание штрафа и лишения свободы на определенный срок со штрафом как дополнительным наказанием. Примером может служить санкция

ч. 1 ст. 172 УКРФ: штраф в размере отста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишение свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового5. Таким образом, самыми распространенными наказаниями за совершение экономических пре-

ступлений являются в России штраф и лишение свободы, что вполне закономерно и логически объяснимо.

Отметим, что в 2003 году санкции уголовноправовых норм претерпели существенные изменения. Конфискация имущества как мера уголовного наказания неоправданно, на наш взгляд, была исключена из УК РФ и заменена штрафом. По этой причине количество санкций со штрафом в главе 22 УК РФ заметно выросло. Поскольку большинство экономических преступлений совершается в целях извлечения материальной выгоды либо наносит ущерб имущественным интересам государства, физических и юридических лиц, некоторыми учеными предлагается «включить штраф в виде обязательного или факультативного дополнительного наказания в санкции всехстатей раздела VIII “Преступления в сфере экономики”»6.

Наряду с положительными моментами, следует обратить внимание и на ряд недостатков санкций главы 22. Например, Л.Л. Кругликов справедливо критикует единичные санкции ч. 1 ст. 174 и 1741, которые предусматривают только штраф. Получается, что при неуплате штрафа по этим санкциям его нельзя заменить на более суровое наказание, какэтого требуетч. 5 ст. 46 УКРФ7. Нередко наблюдаются неоправданные разрывы между санкциями, предусмотренными в разных частях одной и той же статьи. Ярким примером такого недостатка является ст. 179 УК РФ (Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения). Санкция ч. 1 этой статьи содержит ограничение свободы на срок до трех лет, арест на срок от трех до шести месяцев, лишение свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового. Санкция же ч. 2 является единичной и предусматривает только лишение свободы на срок от пяти до десяти лет. Вряд ли такой способ построения санкций можно назвать справедливым.

Помимо наказаний, которые указаны в санкциях главы 22 УК РФ, российский уголовный закон предусматривает иные меры воздействия за совершение экономических преступлений. Перечень иных мер воздействия Кодекс прямо не называет, что порождает различные дискуссии по этому поводу в науке8. В любом случае к иным, помимо наказаний, мерам воздействия следует причислить, по нашему мнению, следующие:

1. Условное осуждение. Эта мера, предусмотренная ст. 73 УК РФ, наказанием не является, поскольку не указана в перечне ст. 44 УКРФ. Применяется она при назначении исправительных работ, ограничении по военной службе, ограничении свободы (по закону), содержании в дисциплинарной воинской части или лишении свободы на срок до восьми лет. Назначив одно из этих наказаний, суд постановляет считать его условным.

©

о.

£

0 с §

1

I

о

ф

&

0)

S

о

0

1

8

со

CS

со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§

I

CS

со

S3

CS

I

S

S

з-

Е

1 ф

2 CS

Е

ф

Q.

0

1 -Q

с;

¡5

CS

if

I

8

cs

со

о

0

1 I ф Ю

о

о

о

с

о

со

-0

со

о

с;

о

О

В

о.

£

0 с §

1

ш

I

о

ф

&

0)

S

о

ф

0

1

52

со

§

I

сз

со

S3

<0

I

S

S

3-

!5

I

ф

<0

Е

ф

Q.

>S

0

1 -Q

S

«о

§

I

8

то

о

0

1 I

ш

»о

о

о

о

с

Ci

ш

ш

оо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

о

о

Поэтому природа этой меры обоснованно усматривается в условном неприменении назначенного судом наказания9.

2. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ). Согласно ч. 1 этой статьи лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным. Поскольку большая часть экономических преступлений относится к категории небольшой и средней тяжести, постольку ст. 75 к ним применима. Отметим, что глава 22 УК РФ не предусматривает специальных видов освобождения от уголовной ответственности, которые указаны в ч. 2 ст. 75 УК РФ. Полагаем, что это является существенным недостатком указанной главы.

3. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ). Применительно к главе 22 УК РФ, согласно этой статье, лицо, впервые совершившее экономическое преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред. Такая ситуация вполне допустима относительно деяний, предусмотренных ст. 169, 176, 177, 178, 179 и другими «экономическими» нормами.

4. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК РФ). Учитывая высокую латентность экономических преступлений, эта статья в борьбе с ними реально применяется. Согласно ч. 1 этой статьи лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки: а) два года после совершения преступления небольшой тяжести (ч. 1 ст. 169, 170, 171, 174, 1741, 175, 180 и др.); б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести (ч. 1 ст. 1711, 172,173, 176, 181 и др.); в) десять летпос-ле совершения тяжкого преступления (ч. 1 ст. 186, 187, ч. 2 ст. 188, ч. 2 ст.191 и др.); г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления (ч. 4 ст. 1741, ч. 2, 3 ст. 186, ч. 4 ст. 188).

5. Принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90 УК РФ). Естественно, что возраст «экономических» преступников, какправило, превышает 18 лет. Однако допустимы ситуации, когда некоторые экономические преступления (например, предусмотренные ст. 175, 178, 179 УК РФ) могут совершать и несовершеннолетние. В этих ситуациях возможно применение ст. 90 УК РФ, согласно которой несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяже-

сти, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Среди этих мер:

а)предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

6. Конфискация имущества (глава 151 УК РФ). В 2003 году конфискацию имущества, как уже говорилось, исключили из перечня наказаний, а в 2006 году восстановили, но в качестве иной меры уголовно-правового характера10. Эта мера имеет особое значение в борьбе с экономическими преступлениями, так как в доктрине признано, что «для достижения целей исправления и специальной превенции в отношении лиц с корыстной ориентацией целесообразно применение наказаний имущественного характера (штрафа, конфискации имущества)»11. Это касается не только наказаний, но и иных мер имущественного характера, к которым сегодня принадлежит конфискация.

Ранее, согласно ч. 2 ст. 52 УК РФ, конфискация имущества применялась только за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и могла назначаться судом только в случаях, когда санкция статьи Особенной части УК РФ предусматривала данный вид наказания. При этом большинство преступлений, по которым могла применяться конфискация имущества, относилось к преступлениям против собственности, сферы экономической деятельности и общественной безопасности. Всего конфискация имущества пре-дусматриваласьв 31 статье УКРФ.

Сейчас, согласно ч. 1 ст. 1041 УКРФ, конфискация имущества есть принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства следующего имущества:

а) денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 111, ч. 2 ст. 126, ст. 1271, 1272, 146, 147, 164, ч. 3и4 ст. 184, ст. 186, 187, 188, 189 (курсив мой. — О.С.), ч. 3 и 4 ст. 204, ст. 205, 2051, 2052, 206, 208, 209, 210, 212, 222, 227, 2281, 229, 231, 232, 234, 240, 241, 242, 2421, 275, 276, 277, 278, 279, 281, 2821, 2822, 285, 290, 355, ч. 3 ст. 359 УК РФ, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу;

б) денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

в) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);

г) орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому.

Отметим, что в п. «а» названы лишь отдельные экономические преступления, то есть их перечень представляется весьма узким, учитывая возможности конфискации в решении задач, стоящих перед государством в сфере борьбы с экономической преступностью. В этом перечне указаны девятнадцать преступлений средней тяжести и даже девять преступлений небольшой тяжести, но отсутствует ряд серьезных экономических преступлений, например, легализация преступных доходов (ст. 174, 1741 УК РФ), налоговые (ст. 198, 199, 1991,1992 УКРФ), банкротские (ст. 195, 196, 197 УК РФ) преступления. Между тем этот недостаток ст. 1041 УК РФ, на наш взгляд, снижает эффективность правовых средств борьбы с экономическими преступлениями.

Отметим также, что в соответствии со ст. 18 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года «государство обязано воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели, если оно подписало договор или обменялось документами, образующими договор, под условием ратификации, принятия или утверждения, до тех пор пока оно не выразит ясно своего намерения не становиться участником этого договора»12. В связи с этим укажем, что в июне 2001 года в полном объеме стала юридически обязательной для России Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 года13. При этом данная Конвенция не ограничивает применение конфискации определенным кругом экономических преступлений и прямо предусматривает применение этой меры за легализацию преступно добытого имущества.

С момента вступления в силу указанной Конвенции для РФ в соответствии со ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров Россия не вправе ссылаться на несовершенство своего законодательства как основание, позволяющее не выполнить требования международного договора. Поэтомуп. «а» ч. 1 ст. 1041 УКРФ нуждается в непременном совершенствовании за счет расширения перечня экономических преступлений, совершение которых может влечь конфискацию имущества.

Примечания

1. См.: Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 50. — Ст. 4848.

2. Статья 4 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» гласит, что положения Кодекса о наказаниях в виде ограничения свободы и ареста вводятся по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но при этом о наказании в виде ограничения свободы — не позднее 2005 года, о наказании в виде ареста — не позднее 2006 года (см.: Российская газета. — 2003. — 16 декабря. — С. 24). Получается, что сегодня этот Федеральный закон грубо нарушен, поскольку данные наказания не применяются.

3. О видах и типах санкций см.: Кругликов Л.Л. Юридические конструкции и символы в уголовном праве / Л.Л. Кругликов, О.Е. Спиридонова. — СПб., 2005. — С. 128—141.

4. Там же. — С. 140.

5. Подробнее о видах и типах санкций в главе 22 УК РФ см.: Амирова Д.К. Наказание и его назначение за преступления в сфере экономики: Дис... канд. юрид. наук. — Казань, 2004. — С. 114—146.

6. Зайнулабидова С.М. Штраф как уголовное наказание и проблемы его применения: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — Махачкала, 2006. — С. 8.

7. См. там же. — С. 141.

8. См., например: Наумов А.В. Российское уголовное право: Курс лекций: В 2 т. — М., 2004. — Т. 1: Общая часть. — С. 257.

9. См.: Кругликов Л.Л. Условное осуждение: правовая природа, вопросы реализации // Дифференциация ответственности и проблемы юридической техники в уголовном праве и процессе: Сборник научных статей / Под ред. Л.Л. Кругликова. — Ярославль, 2002. — С. 80.

10. См.: Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона “О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма” и Федерального закона “О противодействии терроризму”» от 27 июля 2006 года № 153-Ф3 // Российская газета. — 2006. — 29 июля. — С. 5.

11. Кругликов Л.Л. О дифференциации ответственности за экономические преступления с помощью средств Общей части УК РФ // Юридические записки Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова. — Ярославль, 2001. — С. 168.

12. Международное право: Сборник документов. — М., 2000. — С. 87 (Конвенция вступила в силу для СССР 29 мая 1986 года).

13. Полную ее редакцию см.: Бюллетень международных договоров. — 2003. — № 3. — С. 14—46.

©

о.

£

0 с § £

1

О

Ф

&

0)

S

о

ф

0

1

8

со

сз

со

§

£

сз

со

S3

<0

I

S

S

3-

iS

I

ф

<0

Е

ф

Q.

0

1 -Q

с;

iS

<0

if

I

8

<0

со

о

0

1 I ф Ю о о

о

с

о

со

ф

-0

со

о

с;

о

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.