Научная статья на тему 'Особенности японской модели государственного регулирования экономики'

Особенности японской модели государственного регулирования экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24831
2217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности японской модели государственного регулирования экономики»

НлА. Воробьева,

acnuficiHintca /Зоапочного UHatLuttLiftna 2)/ЗТУ

ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ ГОСНДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Согласно общепринятой точке зрения большинство успехов Японии в послевоенный период - это результат действия японского правительства, которое проводит комплекс мер экономической политики, называемый японская модель государственного регулирования (Japanese government model). Хотя в последнее время появилось множество сомнений по этому вопросу.

Японская модель государственного регулирования основана на убеждении, что именно экспорт является основой экономического роста, что определенные отрасли экономики нужно выделять и поддерживать, чтобы они могли обеспечить рост экономики и уровня жизни людей.

Чалмерс Джонсон впервые сформулировал принципы японской модели регулирования экономики, его называют «отцом» теории государственного регулирования экономики. Джонсон утверждал, что в Японии правительство практически «выращивало» промышленность, в то время как в западных странах правительства просто устанавливали правила игры. Он высказывает мнение, что быстрый рост японской экономики и производительности труда в 1960-х и начале 1970-х годов нельзя объяснить только влиянием экономических, институциональных или культурных факторов. Правительственная промышленная политика оказала существенное влияние на уровень инвестиций в определенные стратегически важные отрасли экономики.

Ответственность за выбор направления развития экономики лежала на чиновниках центральных министерств. Главную роль здесь играло Министерство международной торговли и промышленности (MITI, Ministry of International Trade and Industry). По заключению Джонсона, успехи MITI были связаны с тем, что ему удавалось разрабатывать практические, соответствующие реалиям рынка рекомендации и меры, стимулирующие инвестиции и быстрый рост экономики.

Экономическая система послевоенной Японии отличалась от других развитых стран сравнительной слабостью элементов свободного рынка. Это было обусловлено большой ролью в ней двух других системообразующих структур - государства и так называемого группирования в сфере бизнеса.

/SofioJbeda H.d. ----------------------------------------------------------------

Таблица 1.

Основные элементы японского государственного регулирования

Элементы государственного регулирования Особенности осуществления

1) Активное центральное правительство и стабильный аппарат чиновников (М1Т1) Главные агенты - влиятельные министерства: Министерство финансов и Министерство международной торговли и промышленности.

2) Выделение приоритетных отраслей для ускоренного экономического роста Эта поддержка отражается в законах, инструкциях, направляемых в корпорации. В 50 - 60-х гг. существовали различные финансовые меры поддержки этих отраслей. Вмешательство правительства продолжает осуществляться с целью продвижения информационных технологий и т.д.

3) Акцент на расширение экспорта в целевых отраслях Для целевых экспортных отраслей существовали меры поддержки (налоговые льготы в виде ускоренной амортизации, финансирование по ставкам ниже рыночных, дешевые кредиты).

4) Избирательный протекционизм в целях защиты внутреннего рынка Разрабатывались специальные меры в сфере торговли и валютного обмена. Такие протекционистские меры применялись в широком спектре отраслей (начиная с производства сырья и заканчивая производством готовых товаров).

5) Ограничение прямых иностранных инвестиций Отрасли, где долго применялись протекционистские меры - автомобильная (1971), производство интегральных микросхем (1974), фармацевтическая и компьютерная (1975), обработка информации (1976).

б) Мягкое антимонопольное законодательство В некоторых целевых быстрорастущих отраслях были созданы крупные корпорации для эффективной конкуренции на мировых рынках. Например, сталелитейная корпорация Nippon Steel.

7)Реструктуризация промышленности под руководством правительства Чтобы воспользоваться экономией масштаба, японским компаниям рекомендовали заняться кооперацией путем разделения продуктовых линеек, что позволяло увеличить объем выпуска продукции. Правительство также поощряло слияния, для того чтобы увеличить масштаб производства и избежать излишней конкуренции.

8) Официальное разрешение картелей При помощи этих мер регулировалось, насколько во время экономических спадов каждая из конкурирующих компаний должна снизить свои производственные мощности и выпуск продукции. Среди типов картелей - регрессионные, рационализационные и экспортно-импортные картели.

9) Спонсируемые правительством совместные проекты исследований и разработок Задача таких проектов - распределить расходы на НИОКР между несколькими участниками, избежать напрасных затрат. Широко известный пример спонсируемого правительством совместного проекта в области НИОКР был проект УЬ81, цель которого помочь Японии совершить прорыв в полупроводниковых технологиях.

10) Ясно обозначенная макроэкономическая политика Правительство проводило стабильную макроэкономическую политику. Низкие затраты на оборону позволяли правительству много лет добиваться профицита бюджета. Конечным результатом было обильное предложение дешевого капитала, который корпорации могли инвестировать в свой рост.

Составлено по: [7, 44-45; 5].

Государство как важнейшая составляющая экономической системы

В Японии государство активно вовлечено в процесс экономического развития страны. Государственное вмешательство отвечает насущным задачам японской экономики на всех этапах ее развития. Государство разрабатывает стратегии развития, определяет отраслевые приоритеты, широко применяет на практике меры стимулирования экспорта и защиты от зарубежных конкурентов. Главная задача политики Японии остается неизменной уже многие годы: частный бизнес и государство совместно работают над повышением международной конкурентоспособности страны.

Стратегическим направлением политики роста в послевоенный период было стимулирование накопления капитала. Этот курс в значительной степени основывался на таких рычагах, как огромные государственные инвестиции в расширение и совершенствование экономической инфраструктуры, субсидии, дешевый кредит, различные налоговые и амортизационные льготы для стимулирования внутренних и внешних источников финансирования инвестиций частных предприятий, научно- технического прогресса и экспорта. В частности, в этом процессе большую роль сыграли налоговые стимулы для мелких сбережений населения.

Государство в Японии проводит экономическое планирование. Свои планы осуществляют как министерства, так и местные органы управления. Вся японская экономика пронизана сетью планов различной направленности,

которые, в свою очередь, являются весьма эффективными из-за значительной степени проработанности.

Государственные экономические планы, содержащие программу государственных инвестиционных расходов с разбивкой по отраслям, оказывают значительное влияние на экономику Японии как на макроуровне, так и на микроуровне, стимулируя корпорации осуществлять стратегическое планирование своего развития.

Промышленная политика Японии

Промышленная политика занимает особое место среди различных направлений экономической политики Японии, так как именно здесь государственная политика отличается наибольшей комплексностью, целенаправленностью и последовательностью.

Она представляет собой комплекс экономических, политических и организационных мероприятий на разных уровнях национальной экономической системы, направленной на поддержание и рост национальной промышленности, носит двойственный характер: стимулирование экономического роста и отраслевая модернизация экономики, с одной стороны, и определение долгосрочной экономической стратегии развития экономики

- с другой.

Промышленная политика в Японии создала благоприятные условия для развития ряда отраслей, ставших основой промышленного роста страны, способствовала созданию благоприятного инвестиционного климата.

Механизм реализации промышленной политики в Японии менялся от прямого административного вмешательства до мер стимулирующего характера.

Таблица 2.

Эволюция промышленной политики Японии

Периоды проведения Сущность Инструменты Приоритеты

1950-1960-е гг. Модель развития промышленно сти при государственном контроле. Главенствующую роль играет МГП, правительство контролирует систему субсидирования и выдачу лицензий. Система валютных квот на оплату импорта (разрешение доступа иностранным инвесторам на индивидуальной основе), налоговые льготы приоритетным отраслям. Развитие базовых отраслей производства, в особенности, отрасли обрабатывающей промышленности.

1970-1980-е гг Модель развития экономики под руководством частного сектора. Роль М1Т1 значительно ослабевает, возникает необходимость либерализации капитала, интернационализации экономики. Перенос центра промышленной политики с регулирования отраслей на стимулирование развития высоких технологий.

1990-2000-е гг. Смещение вектора Сокращение числа госу- Смещение акцента

промышленной дарственных ведомств, на такие важные

политики в сто- в том числе сокращение отрасли, как новые

рону смягчения служащих МГП. технологии, сфера

го суд арственного НИОКР, энерге-

регулирования тика.

экономического

развития.

Составлено по: [1, 2].

Основываясь на данных таблицы, можно сделать вывод, что основной чертой промышленной политики Японии является ведущая роль государства, а масштабы и характер его воздействия определялись особенностями временных аспектов.

Наряду с доминирующей ролью государства в проведении промышленной политики значительную роль играют и другие организации. Промышленные ассоциации являются важным звеном в выработке межотраслевых интересов, а также средством коммуникации между отраслями и правительством. С позиции М1Т1 преимущество работы с промышленными ассоциациями заключается в использовании в качестве механизма коммуникации, соединяющего министерство с отдельными промышленными отраслями.

Наряду с промышленными ассоциациями система организации разработки промышленной политики включает бизнес-федерации. В Японии наиболее влиятельными являются следующие организации - Кэйданрэн, Кэйдзай Доюкай, Никкэйрэн и Ниссё.

Наиболее крупная из них Кэйданрэн - Федерация экономических организаций Японии - в своей работе основное внимание уделяет долгосрочной экономической стратегии, элементы макроэкономической политики (потенциал экономического роста, уровень безработицы, вопросы налогообложения, инфляция).

Представим наглядно механизм проведения промышленной политики Японии (см. рис. 1).

Анализируя представленный механизм промышленной политики Японии, можно отметить, что существует вертикальный поток информации, идущий как со стороны государства до предприятий, так и обратной связью. На уровне правительства определяются генеральные пятилетние планы, а на следующем уровне соответствующие ведомства М1Т1 выделяют приоритетные отрасли дальнейшего финансирования. Затем осуществляется индикативное планирование развития отдельных отраслей, другими словами, разрабатываются детализированные планы дальнейшего развития.

На уровне Консультационных советов и промышленных ассоциаций доводится до деловых кругов позиция М1Т1 в области конкретной отрасли производства. В свою очередь, на уровне предприятий идет разработка собственных планов на основе общегосударственных стратегий, работает механизм обратной связи, в результате которого правительству докладываются объемы финансирования, необходимого для достижения планируемого уровня развития.

Стратегия экономического развития страны (пятилетние планы)

Стратегия развития отдельных (индикативное развитие)

Скорректированный вариант развития отрасли

Г осударство

1 А Перечень мероприятий 1 по поддержке отраслей * * (запрос на финансирование)

МІТІ Мероприятия по

і Г поддержке отраслей (определение объемов финансирования)

Бюро МІТІ

Бизнес-

федерации

(Кэйданрэн)

Доведение позиций предпринимателей до МШ

Консультационные Советы

Доведение скорректированной позиции МШ до предпринимателей

Идентификация предприятий, доказавших высокую конкурентоспособность

Позиция отраслей в отношении планов МШ

Промышленные ассоциации

Информация о состоянии дел в отрасли

Промышленные предприятия

Корректировка инвестиционных планов на основании стратегии развития отрасли

Рис. 1. Механизм осуществления промышленной политики Японии3.

Механизм государственного регулирования на микроуровне

В Японии отличительная особенность участия государства в экономике состояла в том, что макроэкономическое регулирование органично сочеталось с достаточно эффективным механизмом государственного вмешательства на микроуровне. В основе этого механизма лежало исключительно жесткое бюрократическое регламентирование, имеющее глубокие исторические корни.

Анализируя роль государства в японской экономике, Я.А. Певзнер отмечает, что к 1980-м годам в основе государственного регулирования было четыре основных компонента (см. таблицу 3).

Механизм регулирования «мадогучи сидо» - регулирование государством объемов и отраслевой структуры инвестиций в промышленность. Одной из самых характерных черт сложившейся в послевоенной Японии экономической системы - органически присущий ей механизм оперативного государственного вмешательства в деятельность частных предприятий,

/Зо[гй6ьеёа НЛ.

Таблица 3.

Механизм государственного регулирования экономики в 1980-е гг.

Государственная собственность Участие государства в перераспределении дохода Регулирование кредита Средства контроля (административное руководство)

В отраслях экономической инфраструктуры (убыточные и малорентабельные сферы). Госрасходы: -потребительские (содержание госаппарата, образование, здравоохранение, соц. страхование); -инвестиционные. Доля госизъятий из ВНП проводилась с помощью налогов. «Мадогучи сидо» - регулирование кредитных средств. Это косвенный метод кредитования. Не затрагивало систему собственности. Эго политика квотирования кредитов Банком Японии для частных банков. «Гёсэй сидо» - это не формальный процесс убеждения предпринимателей в проведении определенной политики. Чиновники применяли метод рекомендаций, вынуждали действовать предприятия в угоду государства.

Составлено по: [4].

известный под названием “административного руководства”. Именно он обеспечивал слаженность и согласованность действий правительственного аппарата и частного бизнеса, быструю реакцию соответствующих ведомств на нужды бизнеса.

В основе “административного руководства” был авторитет исполнительных органов власти. Организационной формой, обеспечивавшей постоянное контактирование государственного аппарата с предпринимателями, служили многочисленные совещательные комитеты при различных министерствах и ведомствах, связанных с управлением экономикой.

К числу наиболее ярких примеров эффективного использования средств “административного руководства” можно отнести промышленную политику 50-60-х годов, нацеленную на форсированное развитие путем реконструкции на новой технической основе старых базовых отраслей (металлургической, химической) и создания новых (нефтехимической, электронной, химических волокон), способных выдержать конкуренцию на мировом рынке.

«Кэйрэцу» как государственная политика Японии

Система организаций межфирменной кооперации в Японии («Кэйрэцу») оказывает существенное влияние на проведение промышленной политики Японии, причина этого заключается в том, что внутри «Кэйрэцу» промышленные предприятия функционируют как единая организационная единица.

Проведенные исследования подчеркивают роль сложной системы взаимосвязей японских правительственных и бизнес-институтов, которые определяли характер конкуренции и кооперации в японской экономике.

Японские предприниматели не дожидаются стихийного разрешения противоречий между спросом и предложением, они принимают упреждающие меры, стремясь, насколько это возможно, к взаимопониманию и согласию. Таким образом, между государством и частным сектором существуют различные уровни связей.

В Японии преобладает система косвенного финансирования - это специфическая кредитно-финансовая система, которая, оперируя изначально гарантированными депозитами, выдает огромные ссуды и несет риск при неплатеже по ссуде. Такая схема обеспечивает стабильность и образование определенной прибыли в ходе операций. Для здорового функционирования подобной системы необходимы многие условия и особенно механизм страхования депозитов. В случае банкротства застрахованные депозиты в конечном счете обеспечиваются государством. Но изначально финансовое посредничество осуществлялось в такой форме, что почти все риски нес банк. В специфических условиях послевоенной Японии описанная система финансирования оказывала стабилизирующее влияние на кредитно-финансовую систему и всю экономику в целом. «Кэйрэцу» выступали как фактор стабильности рыночных отношений, обеспечивавший немалую экономию затрат на выполнение одной из основных функций государства - функции надзора за рынком. Именно это позволяло направлять большую долю государственных расходов на стимулирование производства и особенно на развитие сферы общественного капитала.

Специфическая форма организации бизнеса «кэйрэцу» (кигё гурупу) - это система объединений крупных компаний с тесными внутренними связями, состоящая из головной компании, а также мелких и средних компаний на низших уровнях (пирамида).

Объективные причины создания «Кэйрэцу»:

1) с 60-х годов в условиях перестройки промышленности крупные компании были вынуждены расширять свое производство за счет освоения новых отраслей промышленности, для этого головные компании учреждали специализированные предприятия для освоения новых отраслей;

2) ужесточение конкуренции на мировых рынках. В этой ситуации конкурентоспособность крупных японских компаний на международных рынках стала зависеть от качества продукции и уровня издержек производства субподрядных предприятий;

3) социокультурные особенности японской нации (коллективизм, патернализм, преданность компании);

4) взаимовыгодные экономические связи (для головных компаний

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- экономия на издержках на трудовые ресурсы, для мелких - стабильность в связи с долгосрочными заказами).

Практика механизма кэйрэцу в послевоенный период носила функцию внутреннего регулирования отношений между предприятиями, а также придавала стабильность данным отношениям, способствовала повышению эффективности производства, что отличало ее от западных организаций. Они осуществляли регулирование основных сфер деятельности, позволяли снижать риски и работать как «механизм страховки»4.

Таблица 4.

Особенности предпринимательской структуры японской промышленности

Объединения горизонтального типа «кигё сюдан» Объединения вертикального типа «кигё гурупу» (кэйрэцу)

Цели: - снижение риска, защита членов группы от действия рыночных сил: - наличие головного банка; - перекрестное держание акций (участие в капитале друг друга); - внутригрупповое финансирование; - обмен персоналом; - внутригрупповые поставки товаров и услуг. Цели: - объединение крупных компаний со средними и мелкими в рамках организации субподрядных работ: - участие головной фирмы в капитале субподрядчиков; - особые формы организации субподрядных работ («камбан» или «just in time», - сделки носят закрытый характер; - цены устанавливаются в результате договоренности; - по своей сути кэйрэцу занимают промежуточное положение между рынком и предприятием.

Эффективность «Кэйрэцу» как особой формы организации деловых отношений заключается в активном использовании конкуренции как инструмента рынка и упорядочении процесса производства на основе координации работы различных подразделений. Кроме того, благодаря особенностям своей структуры данная форма организации обладает гибкостью и адаптивностью к внешним тенденциям.

Можно отметить, что также, как и в случае с системой государственного регулирования, широкое распространение практики группирования в японской промышленности и формирование объединений «кэйрэцу» связаны со специфическими чертами японцев стремиться к долговременным стабильным отношениям.

На современном этапе осуществляется перестройка экономической системы Японии, которая охватывает все основные параметры японской экономики. В сфере государственного регулирования первым этапом новых реформ стал Закон 1994 г. «Об административной процедуре». В 1990-е годы начался процесс размывания границ системы группирования «кэйрэцу», когда ситуация заставляет членов одних групп устанавливать партнерские отношения с конкурентами из других.

Современное состояние государственного регулирования японской экономики

Японская экономика постепенно выходит из длительного экономического застоя. Решающую роль в улучшении ситуации сыграло государство.

В 1990-х годах правительство Японии утвердило план либерализации национальной экономики, предполагающей снизить существующие

регламентации. Данный план, необходимый для стимулирования конкуренции, охватывает пятнадцать отраслей экономики. Кабинет министров Коидзуми, пришедший к власти в 2001 г., выдвинул стратегию малого, но эффективного правительства, которая предусматривала сокращение государственных затрат и регулирующей роли государства с расширением действия рыночных механизмов.

В 2005 г. начался ряд реформ: государственной почтовой службы, перестройка государственных общественных дорожных корпораций, реорганизация государственных финансовых учреждений.

Реорганизация финансовой сферы затронула 8 государственных финансовых кредитных и банковских организаций. Из них 5 - объединены, 2 - приватизированы и 1 - передана местным властям. Эта мера уменьшит вмешательство государства в экономику и сократит государственные расходы.

Что касается современной промышленной политики Японии, то она характеризуется переходом к наукоемкой экономике, смягчением регулирования экономического развития. Существующие условия требуют коренных изменений всей институциональной системы проведения промышленной политики. Консультативным советам и промышленным ассоциациям становится сложнее согласовывать интересы субъектов и объектов промышленной политики, в результате чего утрачивается традиционная опора японской системы на неформальные методы регулирования. Институт классической японской промышленной политики претерпевает изменения.

Однако основные элементы взаимодействия государства и деловых кругов являются неизменной специфической японской экономической характеристикой: на каждом уровне, начиная с правительства и заканчивая промышленными предприятиями, происходит согласование целей, задач, принципов и объемов финансирования промышленной политики. Механизм проведения промышленной политики в Японии является своеобразным японским типом государственного регулирования экономики, при котором существует вертикальный поток информации и сильная обратная связь, что позволяет оперативно реагировать на изменения во внешней среде.

Япония и сегодня стоит перед важным рубежом. С одной стороны, необходимо рационализировать экономику, а с другой - есть опасения подорвать социальную стабильность в стране в случае неконтролируемого развития рыночных механизмов. Среди политиков становится популярной идея «среднего правительства» - социально-экономическая политика рационализации экономики и интересы народа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акио Кавато. Подъем и падение «японской модели» экономики, способы реанимации // Япония. Ежегодник 2001-2002, М., 2002. С. 178.

2. Баскакова М. Японская экономическая модель // Мировая экономика и международные отношения. 2004. №1. С. 98-106.

3. Бутуханов А.В. О промышленной политике Японии // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права (Научный и обще-

ственно-публицистический журнал), 2004, № 1. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП. С. 67-73.

4. Лебедева И.П. Японский бизнес: перестройка «снизу». Японский опыт для российских реформ. М., 2001. С. 27-29.

5. Леонтьева Е. Третья волна великих реформ. 2001. С. 84-129.

6. Унио Цунэо Нихон кэйдзай-га кавару (Экономика Японии меняется). Токио, 1989. С. 194.

7. Porter М., Hirotaka Takaichi, Mariko Sakakibara, Can Japan Compete? Macmillan Press Ltd, London, 2005. P. 44-45.

8 World Economic Outlook: financial systems and economic cycles [Electronic resource] / IMF - Washington: IMF, 2006. 279 p. Online. Available: http:// www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2006/02/index.htm.

Natalia d. Vorobieva

Special features of Japanese economic regulation

The article is devoted to the problems of economic regulation in Japan. There are many specific features of this process: the main role of state in economic development, system of keiretsu and Japanese industrial policy. The government has informal type of government regulations, such as “administrative guidance”, which was the measure of influence in economy. Nowadays the course of industrial policy in Japan is changing in way of reducing of guidance. Based on methods of world deregulation, Japan elaborated its own model of Japanese economic deregulation, which aimed on abolition of state regulation. Nowadays there are a number of reforms in Japanese economy: reorganization of state postal service and financial companies. All these reforms may help to stabilize Japanese economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.