Научная статья на тему 'Особенности взаимосвязи психологического благополучия с содержанием ценностно-смысловой сферы педагогов-руководителей и педагогов, не занимающих руководящие должности'

Особенности взаимосвязи психологического благополучия с содержанием ценностно-смысловой сферы педагогов-руководителей и педагогов, не занимающих руководящие должности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
662
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / VALUES / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / EDUCATIONAL PSYCHOLOGY / ПЕДАГОГИ / TEACHERS / РУКОВОДИТЕЛИ / LEADERS / ЦЕННОСТИ / ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ / MEANINGFUL LIFE / AXIOLOGICAL SPHERE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Князева Елена Владимировна

В современных реалиях отечественного образования остро стоит проблема психологического благополучия педагогов средних образовательных учреждений как трансляторов ценностей и смыслов. Актуальность проблемы определяется ее высокой значимостью для решения вопросов конструктивного развития и функционирования личности с одной стороны, и недостаточностью теоретических и эмпирических исследований в данной научной области с другой. Феномен психологического благополучия личности характеризуется недостаточностью теоретических и эмпирических исследований в данной научной области, поэтому, несмотря на важность данной тематики, некоторые аспекты еще не были подробно изучены. В данной работе проанализированы методологические и теоретические основы изучения вопроса психологического благополучия среди педагогов-руководителей и педагогов, не занимающих руководящие должности. Показано, что уровень психологического благополучия среди педагогов-руководителей и педагогов, не занимающих руководящие должности, коррелирует с компонентами ценностно-смысловой сферы личности. В результате детального изучения эмпирических данных, полученных в результате исследования, на основе имеющегося диагностического инструментария были выявлены различия в переживании психологического благополучия у педагогов-руководителей и педагогов, не занимающих руководящие должности. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в терапии экзистенциальных кризисов и ноогенных неврозов, в частности, с применением терапии благополучия (the well-being therapy). Также данные можно использовать в написании программ дополнительного образования по формированию психологического благополучия личности, при повышении квалификации педагогов и при отборе педагогов на работу и руководящие должности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Features of the Correlation of Psychological Well-Being of Personality and Axiological Sphere of Teachers-Administrators and Teachers, Who are Not in Leadership Positions

In the current realities of national education there is an up-to-date problem of psychological well-being of teachers of secondary educational institutions as the translators of values and meanings. The relevance of the problem is defined by its high importance to solve the problem of structural development and functioning of the individual on the one hand, and the lack of theoretical and empirical research in the field of science on the other. The phenomenon of psychological well-being of the person is characterized by lack of theoretical and empirical research in the field of science, therefore, despite the importance of this subject, some aspects have not yet been studied in detail. This paper analyzes the methodological and theoretical bases of studying the issue of psychological well-being among teachers-administrators and teachers, who are not in leadership positions. It is shown that the level of psychological well-being among teachers-administrators and teachers, who are not in leadership positions, is correlated with the components ofvalue-semantic sphere of the person. As a result of detailed study of empirical data obtained from the study, based on the available diagnostic tools were found differences in the experience of psychological well-being of the teachers-administrators and teachers, who are not in leadership positions. The practical significance of the work lies in the fact that the results can be used in the treatment of existential crises and noogenic neuroses, in particular, with the well-being therapy. Also, the data can be used to write programs of additional education about the forming of the psychological well-being of the individual, and also in terms of professional development and the selecting of teachers and administrators to work.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимосвязи психологического благополучия с содержанием ценностно-смысловой сферы педагогов-руководителей и педагогов, не занимающих руководящие должности»

Князева Е. В.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ С СОДЕРЖАНИЕМ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПЕДАГОГОВ-РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ, НЕ ЗАНИМАЮЩИХ РУКОВОДЯЩИЕ

ДОЛЖНОСТИ

В современных реалиях отечественного образования остро стоит проблема психологического благополучия педагогов средних образовательных учреждений как трансляторов ценностей и смыслов. Актуальность проблемы определяется ее высокой значимостью для решения вопросов конструктивного развития и функционирования личности с одной стороны, и недостаточностью теоретических и эмпирических исследований в данной научной области - с другой. Феномен психологического благополучия личности характеризуется недостаточностью теоретических и эмпирических исследований в данной научной области, поэтому, несмотря на важность данной тематики, некоторые аспекты еще не были подробно изучены.

В данной работе проанализированы методологические и теоретические основы изучения вопроса психологического благополучия среди педагогов-руководителей и педагогов, не занимающих руководящие должности. Показано, что уровень психологического благополучия среди педагогов-руководителей и педагогов, не занимающих руководящие должности, коррелирует с компонентами ценностно-смысловой сферы личности. В результате детального изучения эмпирических данных, полученных в результате исследования, на основе имеющегося диагностического инструментария были выявлены различия в переживании психологического благополучия у педагогов-руководителей и педагогов, не занимающих руководящие должности.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в терапии экзистенциальных кризисов и ноогенных неврозов, в частности, с применением терапии благополучия (the well-being therapy). Также данные можно использовать в написании программ дополнительного образования по формированию психологического благополучия личности, при повышении квалификации педагогов и при отборе педагогов на работу и руководящие должности.

Ключевые слова: личность, психологическое благополучие, ценностно-смысловая сфера, педагогическая психология, педагоги, руководители, ценности, осмысленность жизни.

В современных условиях общественного развития осуществляется влияние извне на личность, на жизнедеятельность человека, его направленность, систему ценностных ориен-таций, отношений; социум оказывает влияние на формирование внешних и внутренних критериев самооценки, системы внутренних отношений личности. В этих условиях особенно остро встает проблема позитивного функционирования личности. Основным компонентом, позволяющим сохранять относительное постоянство личности в отношении требований социума, является субъективное благополучие личности.

Понятие «субъективное благополучие», широко используемое в зарубежной психологической литературе, появилось в отечественной психологии недавно. В нашей стране проблема субъективного благополучия практически не изучена, хотя имеет глубокие исторические корни. Оценка человеком своей жизни, его эмоциональное отношение к ней являлись темой многих философских, социологических и психологических исследований.

Субъективное благополучие личности, будучи интегральным социально-психологическим образованием, определяется через систему представлений личности о себе, своей жизни, отношениях, состоянии и т. д. Оно также является интегральным показателем степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования. Достигается субъективное благополучие только в том случае, если человек находится в процессе постоянного поиска, утверждения себя и самореализации в социуме, самоактуализации, и стремится реализовать свое предназначение. Особенно важным в формировании благополучия выступает система смысловых образований личности и их качественных связей. Иными словами, смысловая определенность служит значимым фактором субъективного благополучия личности.

Психологическое благополучие личности как концепт мало изучено представителями отечественной психологии. Исследование переживания психологического благополучия - проблема, рассматриваемая рядом современных авторов в различных аспектах (О. А. Идобаева, Л. В. Куликов, П. П. Фесенко, Р. М. Шамионов),

которая требует четкой концептуализации, встроенности в систему существующих понятий психологии личности. Необходимость этого обусловлена ситуацией поиска современной психологической наукой новых инструмента-риев для изменения и улучшения способов взаимодействия личности с окружающим, постоянно меняющимся миром.

Данный феномен относится к позитивным феноменам личности, он выражает интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования, степень реализованности этой направленности, субъективно выражающуюся в ощущении счастья, удовлетворенности [9].

Субъективное благополучие является обобщенным и относительно устойчивым переживанием, имеющим особую значимость для личности. Именно оно в большой степени определяет характеристики доминирующего психического состояния - благоприятного состояния, способствующего согласованному протеканию психических процессов, успешным поведению и деятельности, поддерживающего психическое и физическое здоровье, или, напротив, неблагоприятного [4].

Также субъективное благополучие оказывает постоянное влияние на различные параметры психического состояния человека и на успешность поведения, продуктивность деятельности, эффективность межличностного взаимодействия. Смысловая регуляция деятельности представляет собой согласование целей и средств деятельности с мотивами, потребностями, ценностями и установками субъекта, что обеспечивает осмысленность деятельности [6]. Таким образом, исследование связи благополучия и ценностно-смысловой сферы личности позволит лучше понять основные закономерности личностно-смыслового уровня психики, которые участвуют в регуляции деятельности личности, ее успешном функционировании.

В основе психологического благополучия личности лежат субъективная эмоциональная оценка человеком себя и собственной жизни, процесс самоактуализации и личностного роста. Психологическое благополучие выступает позитивным феноменом, обобщающей харак-

теристикой позитивного функционирования личности. Позитивное функционирование личности трактуется как направленность человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования, а именно: самопринятия, позитивного отношения к окружающим, автономии, управления окружающей средой, цели в жизни, личностного роста [12].

Психологическое благополучие является обобщенным и относительно устойчивым переживанием, оно определяет характеристики доминирующего психического состояния (настроения); субъективное благополучие как интегративное переживание оказывает постоянное влияние на различные параметры психического состояния человека.

Субъективное благополучие связано с различными факторами: от психофизиологических (психическое здоровье, психосоматическое здоровье, психологическое здоровье) и социальных (социально-психологические ценности, социальная активность, качество отношений личности с окружающим миром), до личностно-смысловых (самосознание, ценностно-смысловая сфера) [1, 3, 10].

Нами было проведено пилотажное исследование особенностей переживания психологического благополучия педагогов-руководителей и педагогов, не занимающих руководящие должности, а также взаимосвязи данного феномена с особенностями ценностно-смысловой сферы респондентов.

При проведении исследовательской работы и обработке результатов использовалась комплексная методика, включающая следующие основные методы:

- ознакомительная беседа;

- опрос, состоящий из набора тестовых заданий;

- методы математической статистики (коэффициент корреляций Spearmen, статистический t-критерий Стьюдента).

Группы респондентов были опрошены с помощью методик: «Тест смысложизненных ориентаций» в адаптации Д. А. Леонтьева, «Тест жизнестойкости С. Мадди», «Методика диагностики психологического благополучия личности» Т. Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко, и методика изучения ценностных ориентаций

М. Рокича в модифицированном варианте Д. А. Леонтьева.

На основании проведенного нами исследования были сделаны следующие выводы:

1. Выявлены различия в переживании психологического благополучия у педагогов-руководителей и педагогов, не занимающих руководящие должности. У группы руководителей выше уровень осмысленности жизни, способности воспринимать и интегрировать новый опыт, более реалистично восприятие как позитивных, так и негативных аспектов человеческого бытия. Как женщины, так и мужчины, руководители демонстрируют более высокий уровень психологического благополучия, нежели педагоги.

2. Выявлены особенности соотношения компонентов психологического благополучия личности у женщин обеих групп. У женщин-педагогов выявлена тенденция к чрезмерной озабоченности ожиданиями и оценками других людей, неумению противостоять давлению окружающих в ущерб собственному мнению, стремлению «быть, как все». Также результаты женщин-педагогов соотносятся с низким уровнем компонента психологического благополучия «Человек как открытая система», который отражает неспособность достаточно эффективно интегрировать отдельные аспекты собственного жизненного опыта, фрагментарное, недостаточно реалистичное восприятие различных аспектов жизни. У женщин-руководителей по всем параметрам значения соответствуют нормативным.

3. Выявлены особенности соотношения компонентов психологического благополучия личности у мужчин обеих групп. У мужчин-руководителей показатель уровня осмысленности жизни выше, чем у мужчин-педагогов. Также у мужчин-педагогов показатель уровня осмысленности жизни находится в пределах ниже нормы. Также у мужчин-педагогов, как и у женщин, выявлена тенденция к чрезмерной озабоченности ожиданиями и оценками других людей.

4. Выявлены особенности иерархий ценностных ориентаций у педагогов-руководителей и педагогов, не занимающих руководящие должности. Как для педагогов-руководителей, так и для педагогов, не занимающих руко-

водящие должности, наиболее значимыми являются конкретные жизненные ценности; также у обеих групп сходна структура высокоранговых ценностных ориентаций. Несмотря на частичное совпадение иерархий ценностей обеих групп, реализованность наиболее значимых ценностных ориентаций у педагогов ниже, чем у руководителей.

5. Выявлены особенности смысложизнен-ных ориентаций в группах. Общий показатель осмысленности жизни у руководителей выше, чем у педагогов, однако у мужчин обеих групп различий выявлено не было. Общий уровень осмысленности жизни как у женщин, так и у мужчин выше статистической нормы по Д. А. Леонтьеву. Также, общий уровень осмысленности жизни у женщин не имеет значимых различий с аналогичным показателем у мужчин.

6. Существуют связи между показателями психологического благополучия и иерархией ценностных ориентацией, а также степенью реализованности ценностных ориентаций в обеих группах.

7. Существуют связи между показателями психологического благополучия личности и компонентами жизнестойкости личности. В обеих группах отдельные компоненты психологического благополучия личности прямо связаны со всеми показателями жизнестойкости личности. Такие параметры жизнестойкости, как «вовлеченность», «контроль» и «принятие риска», коррелируют с уровнем осмысленности жизни и способностью воспринимать и интегрировать новый опыт, с реалистичным восприятием как позитивных, так

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочарова Е. Е. Взаимосвязь ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия личности: авто-реф. дисс. ... канд. психол. наук. - Саратов, 2005. - 16 с.

2. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -200 с.

3. Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе про-

и негативных аспектов человеческого бытия. Люди с высоким уровнем жизнестойкости характеризуются высоким уровнем осмысленности жизни.

8. Существует связь между показателями психологического благополучия личности и смысложизненными ориентациями. Общий показатель осмысленности жизни прямо связан с психологическим благополучием. Основные компоненты позитивного функционирования личности (параметры психологического благополучия) прямо связаны с осмысленностью жизни.

Оценка собственного благополучия складывается на основе социально-психологических ценностей, опирается на смысл отношения человека и переживания по отношению к различным сторонам своей жизни, деятельности и самого себя. Именно переживание субъективного благополучия/неблагополучия задает лич-ностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, определяет социальную активность, позицию личности практически во всех сферах жизнедеятельности.

Смысловая регуляция деятельности представляет собой согласование целей и средств деятельности с мотивами, потребностями, ценностями и установками субъекта, что обеспечивает осмысленность деятельности.

Таким образом, исследование связи благополучия и ценностно-смысловой сферы личности позволит лучше понять основные закономерности личностно-смыслового уровня психики, которые участвуют в регуляции деятельности личности, ее успешном функционировании.

филактической и коррекционной работы психологической службы: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Томск, 2002. - 19 с.

4. Куликов Л. В., Дмитриева М. С., Долина М. Ю., Иванов О. В., Розанова М. А., Тимошенко Т. Г. Факторы психологического благополучия личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии: Матер. Юбилейной конф. «Ананьевские чтения - 97». Вып. 3. Ч. 1. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. - С. 342-350.

5. Леонтьев Д. А. Проблема смысла в современной зарубежной психологии (обзор) //

Современный человек: цели, ценности, идеалы. Выпуск 1. - М., 1988. - С. 73-100.

6. Леонтьев Д. А. Психология смысла. - М.: Смысл, 1999. - 456 с.

7. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.

8. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - № 6.

9. Фесенко П. П. Что такое психологическое благополучие? Краткий обзор основных концепций. - М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2005. -С. 35-48.

10. Шамионов Р. М. Психология субъективного благополучия (к разработке интегративной концепции) // Мир психологии. - 2002. -№ 2. - С. 143-148.

11. Ryff C. D. Happiness is everything of psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. - 1989. -no. 59. - pp. 1069-1081.

12. Ryff C. D., Keyes C. L. M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. - 1995. -no. 69. - pp. 719-727.

13. RyffC. D. Psychological well-being in adult life // Current Directions in Psychological Science. -1995. - no. 4. - pp. 99-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.