Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия светской и духовной власти в современной России'

Особенности взаимодействия светской и духовной власти в современной России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
641
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ПРАВОСЛАВИЕ / РЕЛИГИЯ / ЦЕРКОВЬ / SECULARIZATION / RELIGIOUSNESS / ORTHODOXY / RELIGION / CHURCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Камалова Аида Армаисовна

В статье рассматриваются особенности взаимодействия светской и духовной власти в современном российском обществе, а также специфические национальные особенности развития процесса секуляризации на современном этапе. Отмечена цикличность секуляризации, выделены основные проблемы, сопровождающие протекание данного процесса в России. Особое внимание уделяется исследованию перспектив и противоречий в развитии религиозных процессов в российском обществе в контексте взаимоотношений государства и религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTERACTION OF SECULAR AND SPIRITUAL POWER IN MODERN RUSSIA

In the article, the author surveys specific features of interaction between the secular and spiritual authorities in present-day Russian society and the specific national peculiarities of the process of secularization at the current stage. The article proves the recurrence of secularization, considers the main problems of stages of this phenomenon in our country. Special attention is given to the research of the prospects and contradictions in the development of religious processes in the Russian society in the context of interactions between state and religion.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия светской и духовной власти в современной России»

Религия, общество, государство

КАМАЛОВА Аида Армаисовна — аспирант кафедры российской политики факультета политологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (119991, Россия, г. Москва, Ломоносовский пр-кт, 27, корп. 4 « Шуваловский»; Kamalova.aida@mail.ru)

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СВЕТСКОЙ И ДУХОВНОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности взаимодействия светской и духовной власти в современном российском обществе, а также специфические национальные особенности развития процесса секуляризации на современном этапе. Отмечена цикличность секуляризации, выделены основные проблемы, сопровождающие протекание данного процесса в России. Особое внимание уделяется исследованию перспектив и противоречий в развитии религиозных процессов в российском обществе в контексте взаимоотношений государства и религии.

Ключевые слова: секуляризация, религиозность, православие, религия, церковь

В процессе секуляризации в России на протяжении ХХ в. из-под влияния религии вышли многие важнейшие социальные подсистемы — политика, наука, образование, искусство. Сегодня предпринимаются достаточно успешные попытки восстановить существовавшее положение. В частности, следует отметить достаточно активную позицию, занимаемую церковью по многим актуальным социальным вопросам в нашей стране, среди которых работа с социально незащищенными группами населения, духовно-нравственное развитие и образование молодежи, миссионерская, благотворительная деятельность.

В настоящее время происходит сужение «секулярного поля», активизация религиозной жизни, что привело к новому положению церкви в российском обществе, которое качественно отличается от советского периода. Но, тем не менее, в нем проявляются и достаточно противоречивые тенденции. Как отмечают современные исследователи, в современном обществе религия существует в нескольких аспектах, зачастую имеющих разнонаправленный характер. Во-первых, это личностный, персональный религиозный опыт. Во-вторых, религия выступает в качестве основания для культурно-цивилизационной идентификации, в качестве культурной традиции. И наконец, это авторитет и легитимность религиозных организаций, государственно-церковные отношения, на специфику которых воздействуют и представления о религии в обществе [Мчедлова 2009: 77].

В результате в настоящих условиях мы наблюдаем ситуацию, когда, с одной стороны, декларируется отделение религиозных объединений от государства, с другой, — наоборот, происходит активное сотрудничество власти, бизнеса и даже сращивание государственных институтов с религиозными объединениями (в первую очередь с Русской православной церковью, несмотря на то, что ключевой характеристикой государственно-конфессиональных отношений является отсутствие в нашей стране какой-либо официальной или обязательной религии) [Акчурин 2011: 55].

Одним из примеров в данной области, в частности, является активное строительство храмов и приходов на территории государственно значимых объектов, назначение патриарха РПЦ главой Комиссии по русскому языку, что представляет собой попытки решить достаточно простые светские вопросы в секулярном государстве с помощью церкви. Подобной ситуации способствует и тот факт, что на практике население страны не высказывает особого беспокойства по поводу несоответствия действительности букве закона. Оно принимает сложившуюся

114

ВЛАСТЬ

2 017'02

социальную ситуацию, в которой, в т.ч. усилиями церкви, создаются условия для качественного обучения, досуга, лечения детей и взрослых, происходит стабилизация социального фона, восстановление социокультурных традиций. Население активно посещает просветительские и образовательные центры при различных конфессиях, где могут получить психологическую и медицинскую, социальную поддержку, дополнительное образование и т.д. Подобная жизнь стала своеобразной заменой утерянной социальной стабильности, свойственной советскому периоду жизни.

Демократизация государства и церкви, декларация принципа свободы совести создали благоприятные условия для «воцерковления» религиозного населения в стране. Однако, как свидетельствуют данные социологических опросов1, либерализация взаимоотношений религиозных институтов и верующих позволяет последним дистанцироваться от церковной атрибутики, формализовать свою религиозность, довольствуясь отправлением лишь некоторых религиозных обрядов — молитв, постов и подобного вне культовых учреждений.

В сложившихся условиях можно прогнозировать, что в ближайшие годы ситуация с распределением конфессиональной самоидентификации населения в нашей стране существенно не изменится. Большинство россиян будут идентифицировать себя с православным мировоззрением, хотя уровень воцер-ковленности если и будет расти, то уже более медленными темпами. Об этом свидетельствуют результаты социологических опросов2: так, сегодня только 36% россиян уверены, что рост религиозных убеждений в дальнейшем пойдет на пользу обществу, тогда как в 1990-х гг. подобного убеждения придерживались 61% респондентов.

Вместе с тем очевидно, что процессы плюрализации религии, в особенности среди молодежи, будут продолжаться. Процессы секуляризации и их последствия оказали и продолжают оказывать непосредственное влияние на церковь и религию в России. Однако независимо от конфессиональной составляющей внутри церкви происходят качественные изменения, однако, как свидетельствует циклический характер процессов секуляризации, они могут быть обратимыми.

В подобных условиях важно, чтобы растущая роль церкви и религии, происходящие изменения напрямую затрагивали процессы сохранения и трансформации новой российской идентичности, выступали основой для распространения традиционных ценностных и культурных ориентиров, социальной стабильности. Этому во многом способствует проявляемая церковью активная внешняя деятельность, объединение РПЦ с Русской зарубежной православной церковью, что позволяет актуализировать и распространять традиционную для нашего населения идею русского мира, справедливости, гуманности как объединяющую национальную идею.

Список литературы

Акчурин Т.Ф. 2011. Российское государство и принцип светскости (аналитический обзор). — Пространство и Время. № 3. С. 55-65.

Мчедлова М.М. 2009. Роль религии в современном обществе. — Социс. Социологические исследования. № 12. С. 77-84.

1 Религия в России — взгляд социолога: интервью с ведущим научным сотрудником Института социально-политических исследований РАН Е. Кублицкой. 2010. — ReligioPolis. Доступ: http://www. rodon.org/relig-100528103225 (проверено 01.05.2016).

2 ВЦИОМ: роль религии в России: Данные социологического опроса. 2015. — ВЦИОМ. Доступ: http:// mresearcher.com/2015/07/vciom-rol-religii-v-rossii.html (проверено 02.05.2016).

2 017 ' 0 2

ВЛАСТЬ

115

KAMALOVA Aida Armaisovna, postgraduate student at the Chair of Russian Politics, Faculty of Political Science, Lomonosov Moscow State University (bld. 4 «Shuvalovskij», 27Lomonosovskij Ave, Moscow, 119991, Russia; Kamalova. aida@mail.ru)

FEATURES OF INTERACTION OF SECULAR AND SPIRITUAL POWER IN MODERN RUSSIA

Abstract. In the article, the author surveys specific features of interaction between the secular and spiritual authorities in present-day Russian society and the specific national peculiarities of the process of secularization at the current stage. The article proves the recurrence of secularization, considers the main problems of stages of this phenomenon in our country. Special attention is given to the research of the prospects and contradictions in the development of religious processes in the Russian society in the context of interactions between state and religion. Keywords: secularization, religiousness, Orthodoxy, religion, church

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.