Научная статья на тему 'Особенности временной перспективы семей, воспитывающих детей-инвалидов1'

Особенности временной перспективы семей, воспитывающих детей-инвалидов1 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1144
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БУДУЩЕМ / ИНВАЛИДНОСТЬ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ЖИЗНЕННЫЕ СОБЫТИЯ / TIME PERSPECTIVE / IMAGE OF FUTURE / DISABILITY / COMPLICATED LIFE SITUATION / LIFE EVENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулик Анастасия Андреевна

В статье представлены результаты эмпирического исследования, подтверждающего, что трудная жизненная ситуация, связанная с присутствием в семье ребёнкаинвалида, приводит к временнόй дезинтеграции личности. Показано, что отсутствие чёткой связи жизненных событий с перспективой будущего приводит к сужению временного континуума. В структуре представлений о будущем актуализируются страхи, обусловленные неопредёленностью исхода заболевания ребёнка; вместе с тем, для родителей детей-инвалидов характерно наличие специфических установок на выздоровление ребёнка, способствующих частичному задействованию адаптивных ресурсов, позволяющих преодолевать негативные переживания, связанные с собственным будущим и будущим своего ребёнка. Длительное воздействие стрессогенных факторов приводит к смещению содержательных акцентов временной перспективы в сторону негативных переживаний. Сложные проблемы воспитания ребёнка с отклонениями в развитии в условиях семьи предполагают особую социально-психологическую защиту и поддержку, важнейшим условием которой должно стать достижение социальной интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Time Perspective of Families Nurturing Children with Disabilities

The article provides the results of the empirical study confirming the fact that a complicated life situation related to the presence of a disabled child in a family brings to temporal personality’s disintegration. It shows that the absence of distinct link between life events and future perspective leads to the narrowing of time continuum. Fears stipulated by the indefiniteness of child’s disease termination are actualized among the conception of future representation. At the same time, parents of disabled children possess the specific settings upon child’s recovery assisting to the partial involvement of adaptive resources that allow them to overcome the negative experience related to their own and the child’s future. The lasting impact of stressful factors brings to the displacement of temporal perspective content by negative sorrows.The complicated issues of the disabled child’s upbringing in a family imply special social and psychological protection and support leading to social integration.

Текст научной работы на тему «Особенности временной перспективы семей, воспитывающих детей-инвалидов1»

УДК 159.922.761 ББК 88.56

Анастасия Андреевна Кулик,

кандидат психологических наук, доцент, Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга (Петропавловск-Камчатский, Россия), e-mail: anastasija81@yandex.ru

Особенности временной перспективы семей, воспитывающих детей-инвалидов1

В статье представлены результаты эмпирического исследования, подтверждающего, что трудная жизненная ситуация, связанная с присутствием в семье ребёнка-инвалида, приводит к временной дезинтеграции личности. Показано, что отсутствие чёткой связи жизненных событий с перспективой будущего приводит к сужению временного континуума. В структуре представлений о будущем актуализируются страхи, обусловленные неопредёленностью исхода заболевания ребёнка; вместе с тем, для родителей детей-инвалидов характерно наличие специфических установок на выздоровление ребёнка, способствующих частичному задействованию адаптивных ресурсов, позволяющих преодолевать негативные переживания, связанные с собственным будущим и будущим своего ребёнка. Длительное воздействие стрессогенных факторов приводит к смещению содержательных акцентов временной перспективы в сторону негативных переживаний. Сложные проблемы воспитания ребёнка с отклонениями в развитии в условиях семьи предполагают особую социально-психологическую защиту и поддержку, важнейшим условием которой должно стать достижение социальной интеграции.

Ключевые слова: временная перспектива, представление о будущем, инвалидность, трудная жизненная ситуация, жизненные события.

Anastasiya Andreevna Kulik,

Candidate of Psychology, Associate Professor, Vitus Bering Kamchatka State University (Petropavlovsk-Kamchatskiy, Russia), e-mail: anastasija81@yandex.ru

Peculiarities of Time Perspective of Families Nurturing Children with Disabilities

The article provides the results of the empirical study confirming the fact that a complicated life situation related to the presence of a disabled child in a family brings to temporal personality’s disintegration. It shows that the absence of distinct link between life events and future perspective leads to the narrowing of time continuum. Fears stipulated by the indefiniteness of child’s disease termination are actualized among the conception of future representation. At the same time, parents of disabled children possess the specific settings upon child’s recovery assisting to the partial involvement of adaptive resources that allow them to overcome the negative experience related to their own and the child’s future.

The lasting impact of stressful factors brings to the displacement of temporal perspective content by negative sorrows.The complicated issues of the disabled child’s upbringing in a family imply special social and psychological protection and support leading to social integration.

Keywords: time perspective, image of future, disability, complicated life situation, life events.

Изучение субъективного пространства личности было и остаётся одной из актуальных проблем психологической науки. Исследование механизмов восприятия и осознания личностью времени, переживания и осмысления собственного прошлого, настоящего и будущего, построения образа будущего и его влияния на организацию жизненного пути имеет большое значение для теоретического

осмысления структурной организации индивидуального сознания.

Психологическое время, являясь одной из фундаментальных категорий в психологии, выступает предметом многочисленных теоретических и эмпирических исследований; вместе с тем, многие ключевые вопросы (определение границ и содержания психологического настоящего, взаимосвязь прошлого

1 Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант № 12-06-31220мол_а, проект «Проблема качества жизни в контексте экстремальных климатогеографических и особых социокультурных условий жизнедеятельности».

и будущего, субъективная обратимость течения времени и пр.) остаются открытыми и, как следствие, дискуссионными.

Анализ различных научных подходов к изучению временной перспективы среди зарубежных исследователей (Ф. Зимбар-до, Т. Коттл, К. Левин, Ж. Нюттен, Л. Франк, П. Фресс и др.) позволяет выделить следующие теоретические концепты: временная перспектива как характеристика взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в сознании и поведении человека (Л.Франк, К. Левин и др.), временная перспектива как мотивационное образование, понимаемое как последовательность событий с определёнными интервалами между ними, представленными в сознании человека в некоторый конкретный момент времени и включающее такие характеристики, как: экстенсивность (протяжённость, глубина); насыщенность, степень структурированности; уровень реалистичности (Т. Гисме, З. Залески, В. Ленс, Ж. Нюттен и др.); перспектива будущего как «способность личности действовать в настоящем свете предвидения сравнительно отдалённых будущих событий» [цит. по 10]. (Т. Коттл); временная перспектива как ситуационно детерминированный процесс, на который оказывают влияние сенсорные, биологические и социальные стимулы, и в то же время как относительно стабильная переменная индивидуальных различий (Ф. Зимбардо и др.).

Исследования, связанные с построением картины будущего в отечественных исследованиях, разрабатывались в русле субъективного подхода Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и нашли дальнейшее продолжение в концепции личностной организации жизненного пути человека и его субъективного времени, внесшей значительный вклад в понимание проблемы будущего в жизни человека (К. А. Абульханова-Славская, Т Н. Березина, В. И. Ковалёв, Л. Ю. Кублиц-кене, О. В. Кузьмина, В. Ф. Серенкова и др.).

В отечественной психологии проблема субъективно переживаемого времени - соотношения прошлого, настоящего и будущего во всём объёме жизни и в отдельные её периоды, а также той роли, которую играет их восприятие в детерминации поведения личности, - впервые была поставлена С. Л. Рубинштейном [19].

К. А. Абульхановой-Славской [1] были выделены три понятия для описания временного модуса человеческого существования: жизненная позиция, жизненная линия и жизненная перспектива. Жизненная перспектива, часто сопоставимая автором с временной

перспективой, разводится на психологическую, личностную и собственно жизненную перспективы как три различных явления. Проблему временной перспективы в рамках изучения деятельности прогнозирования и формирования прогностической способности, рассматривает Л. А. Регуш, делая при этом акцент на одном из аспектов временной перспективы - будущем. По его мнению, будущее представлено жизненными целями, планами, ориентациями и перспективами.

Построение картины жизненного пути, перспективы будущего является одной из наиболее актуальных и интересных проблемных областей современного психологического знания, имеющей несомненную практическую значимость. Особый интерес представляет исследование отдельных аспектов указанной проблемы среди различных категорий населения, в частности семей, воспитывающих детей-инвалидов. В последние десятилетия на первый план вышла задача комплексного исследования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. К настоящему времени в отечественной психологии широко представлены исследования детско-родительских отношений (С. М. Хорош, И. И. Мамайчук, В. В. Ткачёва, Е. А. Савина, О. Б. Чарова), большая часть которых посвящена взаимоотношениям матери и ребёнка, опубликованы труды, в которых приводятся сравнительные данные о личностных особенностях родителей ребёнка-инвалида и родителей здоровых детей (В. В. Ткачёва, Л. М. Шипицына, Т. Г. Горячева, И. А. Солнцева, М. Н. Гуслова, Е. В. Хорошева), выявлены закономерности и связи между личностными особенностями родителей и стилем воспитания ребёнка [6]. Наличие острых негативных переживаний, связанных с рождением ребён-ка-инвалида, неопределённость ситуации и будущего провоцирует нарастание уровня тревожности у членов семьи, что приводит к блокированию адаптационных возможностей каждого её члена и в дальнейшем может приводить к развитию невротических расстройств [26].

Появление в семье ребёнка-инвалида нарушает эмоциональные ожидания родителей, связанные с новой социальной ролью матери или отца, ведёт к реконструкции планов, перспектив, связанных с будущим, а характер и тяжесть детской патологии оказывают непосредственное влияние на психологическое состояние и поведение родителей. Происходит переоценка жизненного смысла и ценностей, нарушение непрерывности вну-

треннего существования и целостности душевной жизни [14].

Сложившаяся в нашей стране система социальной реабилитации инвалидов не позволяет родителям простраивать перспективу будущего собственной жизни и жизни ребёнка. Анализ современных исследований позволил выделить основные проблемы социальной адаптации семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья:

- в обществе недостаточно сформировано отношение к инвалиду как гражданину, в большей степени о нём говорится как о «медицинском» субъекте, акцентируется внимание на диагнозе органической патологии или дисфункции, инвалидам приписывается статус больных, отклоняющихся (девиантов);

- отсутствует система ранней профилактической и информационной помощи родителям детей-инвалидов;

- хроническая стрессовая ситуация и отсутствие системы поддержки на различных этапах функционирования семьи оказывают сильное деформирующее воздействие на психическое состояние родителей, что является исходным условием трансформации жизненных перспектив семьи [17].

Немногочисленные исследования по данной проблеме показывают, что семьи, воспитывающие детей-инвалидов, находящиеся в ситуации психотравмы, часто показывают фаталистическое отношение к своему будущему. По данным Л. М. Шипицыной, будущее видится родителям неопределённо-пассивным, то есть не поддающимся никакому управлению с их стороны. В образе будущего естественным образом отсутствует реализация жизненного сценария своего ребёнка - рождение внуков, профессиональная карьера сына или дочери, что приводит к сужению временной перспективы. Оценка будущего родителями амбивалентна, будущее ребёнка чётко разделено на два полюса - будущее при жизни родителей и будущее после смерти последних [27, с. 252].

Таким образом, изучение особенностей временной перспективы семей, воспитывающих детей-инвалидов, является актуальным исследовательским направлением. Дефицит эмпирических исследований по указанной проблеме и несомненная практическая значимость определили выбор цели нашего исследования - изучение особенностей временной перспективы семьей, воспитывающих детей-инвалидов1. В работе мы исходили из

1 В статье использованы эмпирические данные, собранные Татьяной Валерьевной Канашиной, в рамках

предположения о том, что трудная жизненная ситуация, связанная с присутствием в семье ребёнка-инвалида реконструирует представления о будущем, приводит к сужению временной перспективы, отсутствию чёткой про-строенности картины будущего.

В исследовании приняли участие представители семей, воспитывающих детей-ин-валидов (30 человек - экспериментальная группа), а также родители, воспитывающие здоровых детей (30 человек - контрольная группа). Общее количество выборки 60 человек.

Логика исследования включала в себя планирование и реализацию следующих этапов:

1 этап: изучение особенностей временной перспективы респондентов:

- выявление смысловой специфики представлений о будущем (методика «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) Дж. Крамбо в адаптации Д. А. Леонтьева);

- определение содержательных и структурных компонентов представлений о будущем и настоящем респондентов: модифицированный вариант семантического дифференциала В. Ф. Петренко «Моё будущее», «Моё настоящее»; модифицированный ассоциативный эксперимент «Моё будущее»; модифицированный вариант нестандартизиро-ванного самоотчёта «20 из 100» Д. Ю. Прав-ника («Моё будущее»);

- изучение эмоционального принятия ребёнка родителями, видения ими перспектив будущего: модифицированный вариант методики «Незаконченные предложения»;

- изучение образного представления респондентов о себе и о своём будущем: модифицированный вариант проективной методики «Графический тест» Т. Коттла.

2 этап: качественный и количественный анализ результатов методик, интерпретация полученных данных, сравнение показателей респондентов экспериментальной и контрольной групп: t-критерий Стьюдента, метод сравнения дисперсий, угловое преобразование Фишера, факторный анализ, элементы контент-анализа.

Сравнительный анализ результатов (полученных при помощи методики СЖО) по шкалам «цели в жизни», «процесс и эмоциональная насыщенность жизни», «удовлетворённость самореализацией», «локус контроля - Я», «локус контроля - жизнь» выявил следующие различия между средними показателями у респондентов экспериментальной

и контрольной групп (табл. 1).____________

выполнения дипломного проекта.

Таблица 1

Сравнительный анализ показателей по шкалам методики СЖО у респондентов экспериментальной и контрольной групп

Шкалы СЖО Среднее значение ^ критерий Стьюдента

ЭГ КГ

Локус контроля -жизнь 29,6 33,86 2,4*

* - р < 0,05; ** - р < 0,01.

Респонденты экспериментальной группы показывают более низкие показатели по шкале «локус контроля - жизнь», что свидетельствует о наличии у них фатализма (предопределённости будущего), убеждённости в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю. Фаталистическое отношение к будущему и жизни в целом может быть следствием длительного воздействия негативных психоэмоциональных переживаний, связанных с инвалидностью ребёнка; как следствие у родителей формируется пессимистическое отношение относительно будущего, отсутствует чёткая простроенность перспективы будущего, происходит разрыв связей между желаемым и действительным, что отрицательно сказывается на картине жизненного пути, формируя установку на фатализм, веру в судьбу, пассивность в отношении будущего.

Для респондентов контрольной группы характерно наличие убеждений в том, что человеку свойственно контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Для изучения особенностей представлений респондентов о временных категориях «Будущее» и «Настоящее» был использован модифицированный вариант семантического дифференциала В. Ф. Петренко, включающий 30 биполярных шкал, образованных прилагательными. Респондентам предлагалось оценить такие категории, как «Моё будущее» и «Моё настоящее». Обработка результатов методики осуществлялась при помощи процедуры факторного анализа. При интерпретации результатов учитывался тот семантический полюс, к которому сдвигалось среднее значение, полученное в исследуемых группах.

В результате применения процедуры факторного анализа к данным семантического дифференциала относительно категории «Моё будущее» были выделены 5 факторов, объясняющих 78,3 % дисперсии в ЭГ и 7 факторов, объясняющих 80,3 % % дисперсии в КГ.

Сопоставительный анализ полученных факторов показал, что в целом факторная структура респондентов экспериментальной и контрольной групп сходна, хотя иерархия

факторов различна. В экспериментальной группе наибольший вес получил фактор «Сложность», представленный шкалами: «напряжённое/расслабленное», «тревожное/спокойное», «постоянное/изменчивое», «замкнутое/открытое», «сложное/простое», «дружелюбное/враждебное», «опасное/безопасное», «независимое/приспосабливающееся», «жизнерадостное/унылое», «ясное/ туманное», «спокойное/беспокойное».

В контрольной группе, напротив, наибольший вес имеет фактор «Оценка», представленный шкалами: «большое/маленькое», «широкое/узкое», «непрерывное/прерывистое», «реальное/кажущееся», «счастливое/ несчастное», «светлое/тёмное», «хорошее/ плохое», «дружелюбное/враждебное». Отличительной особенностью является наличие в факторной структуре респондентов экспериментальной группы фактора «Время», представленного шкалой «Далёкое», а в контрольной группе - факторов «Напряжённость», «Изменчивость», «Интерес».

В содержательном плане при описании категории «Моё будущее» респондентам экспериментальной группы свойственно выбирать как негативные полюса шкал («напряжённое», «тревожное», «изменчивое», «приспосабливающееся», «прерывистое»), так и позитивные («открытое», «дружелюбное», «счастливое», «светлое», «жизнерадостное» и др.).

Таким образом, содержательные характеристики стимульной категории «Моё будущее» представлены у респондентов экспериментальной группы амбивалентными позициями: с одной стороны, отношение к будущему можно охарактеризовать как эмоционально насыщенное, в аффективном репертуаре респондентов преобладают положительные эмоциональные компоненты, с другой - негативное отношение к стимулу связывается с вероятностным возникновением трудностей, обусловленных инвалидностью ребёнка. Трудная жизненная ситуация, связанная с воспитанием ребёнка-инвалида в семье, приводит к переосмыслению родителями окружающей действительности, происходит реконструкция представлений о своем ребёнке, характерны трудности в простраивании связи жизненных событий с перспективой будущего. Вместе с тем, для родителей детей-инвалидов характерно наличие специфических установок на выздоровление ребёнка («вера», «надежда»), наличие подобных установок способствует частичному задействованию адаптивных ресурсов и позволяет преодолевать негативные пережи-

вания, связанные с собственным будущим и будущим своего ребёнка.

В результате применения процедуры факторного анализа к данным семантического дифференциала относительно категории «Мое настоящее» были выделены 7 факторов, объясняющих 78,6 % дисперсии в ЭГ и КГ группах.

В экспериментальной группе наибольший вес получил фактор «Сложность», в контрольной группе первую позицию занимает фактор «Оценка».

Сопоставительный анализ факторной структуры семантического пространства показал, что категория «Моё настоящее» в исследуемых группах сходна и в целом представлена шкалами позитивной оценки, за исключением фактора «Сложность», включающего в себя негативные описательные характеристики.

Отличительной особенностью является наличие в факторной структуре респондентов экспериментальной группы факторов «Эмоциональность», «Осмысленность», «Независимость», а в контрольной группе -«Ясность», «Величина», «Изменчивость».

Таким образом, содержательный компонент категории «Моё настоящее» представлен у респондентов исследуемых групп несколькими основными характеристиками: с одной стороны - негативными смысловыми нагрузками по фактору «Сложность», обусловленными восприятием настоящего времени как напряжённого, тревожного, тяжёлого, приспосабливающегося; с другой - настоящее рассматривается как эмоционально насыщенное (яркое, широкое, счастливое, светлое, открытое, интересное, жизнерадостное).

С целью изучения эмоционального принятия ребёнка родителями, связи жизненных событий с перспективой будущего был использован модифицированный вариант методики «Незаконченные предложения» А. М. Щетининой, включающий следующие категории: отношение к ребёнку, отношение к себе как родителю, отношение к будущему ребёнка, отношение к собственному будущему (табл. 2).

Таблица 2

Сравнение показателей респондентов ЭГ и КГ по методике «Незаконченные предложения»

Категория «Отношение к ребёнку»

Ответы респондентов % от количества человек в группе ф* * эмп

Компонент «Здоровье» ЭГ КГ

хочу, чтобы ребёнок был здоров 70 13,3 4,77**

тревожит болезнь ребёнка 50 16,6 2,83**

отстаёт в развитии 23,3

никогда не поправится 16,6

Эмоционально-оценочный компонент

ребёнок вызывает гордость 6,6 26,6 2,18*

тревогу 16,6

сострадание 10

больше всего в ребёнке оптимизма 33,3 10 2,26*

индивидуальности 16,6

отвергается обществом 13,3

Поведенческий компонент

больше всего активности 26,6 53,3 2,14*

хочу, чтобы был послушным 16,6

тревожит негативное поведение 36,6

Когнитивный компонент

радуют успехи 30 3,3 3,07**

хочу, чтобы ребёнок был успешен 23,3

* - р < 0,05; ** - р < 0,01.

Сравнительный анализ полученных результатов в категории «Отношение к ребёнку» показал, что для респондентов обеих групп свойственно эмоциональное принятие своего ребёнка (описательные характеристики содержат позитивные высказывания о качествах, достижениях, самоценности ребёнка).

Родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, адекватно оценивают своего ребёнка, перечисляя не только достоинства, но и качества, которые отличают его от других: «больной», «инвалид», «не может говорить», «отстаёт в развитии от сверстников». Значимые различия в частоте ответов по компоненту «здоровье» свидетельствуют о том, что переживание болезни ребёнка занимает доминирующее место в жизни родителей детей-инвалидов. Их тревожат вопросы, связанные с болезнью, что ребёнок, «возможно, никогда не поправится», «не сможет адаптироваться в обществе», «вызывает отрицательное отношение окружающих». Вместе с тем родители испытывают чувство радости общения со своим ребёнком, видят положительные результаты его развития, отмечают успехи ребёнка, его оптимизм по отношению к жизни: «ребёнок растёт и развивается», «делает большие успехи», «отличается активностью, любознательностью, общительностью».

Родителей, воспитывающих здоровых детей, в большей степени тревожат вопро-

сы, связанные с негативным поведением и успешностью ребёнка. Они испытывают чувство гордости за своего ребёнка, отмечают его индивидуальность. Для родителей здоровых детей важна такая характеристика, как послушание ребёнка, что является свидетельством успешности родителя в его материнской или отцовской роли, эффективности его воспитательных стратегий.

Анализ ответов респондентов показал значимые различия в частоте встречаемости в категории «Отношение к себе как родителю» (данные представлены в табл. 3).

Таблица 3

Сравнение показателей респондентов ЭГ и КГ по методике «Незаконченные предложения»

Категория «Отношение к себе как родителю»

Ответы респондентов % от количества человек в группе Ф* * эмп

Я как родитель забочусь о здоровье ребёнка ЭГ КГ

беспокоюсь за здоровье ребёнка 46,6 10 3,32**

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

прилагаю усилия для выздоровления ребёнка 36,6 3,3 3,61**

хочу здоровья ребёнку 26,6

стараюсь вылечить ребёнка 23,3

Я как родитель воспитываю

я как родитель состоялся 33,3 66,6 2,62**

прилагаю усилия для воспитания ребёнка 20

Я как родитель помогаю

стараюсь помочь 96,6 83,3 1,82*

стараюсь адаптировать ребёнка 20

помогу ребёнку 40

Я как родитель обеспечиваю материально

делаю всё, чтобы ребёнок не нуждался 13,3 33,3 1,86*

прилагаю усилия для обеспечения 10 33,3 2,26*

* - р < 0,05; ** - р < 0,01

Сравнительный анализ ответов свидетельствует о том, что доминирующим аспектом жизни родителей, воспитывающих де-тей-инвалидов, является забота о здоровье ребёнка, ведущим мотивом становится поиск путей реабилитации и коррекции. Для родителей, воспитывающих здоровых детей, характерна направленность на материальное благополучие семьи. Следует отметить, что большинство родителей здоровых детей значимо чаще, чем родители детей с ограниченными возможностями здоровья, оценивают

себя как успешного родителя, состоявшегося в воспитании ребёнка, что свидетельствует о положительной самооценке, чувстве уверенности в собственных силах и возможностях своей семьи.

Сравнительный анализ ответов в категории «Отношение к будущему ребёнка» показал значимые различия между двумя группами респондентов (табл. 4).

Таблица 4

Сравнение показателей респондентов ЭГ и КГ по методике «Незаконченные предложения»

Категория «Отношение к будущему ребёнка»

Ответы респондентов % от количества человек в группе Ф* эмп

Перспектива будущего ЭГ КГ

неопределённое 46,6 13,3 2,92**

надежда на выздоровление 63,3

перспективное 6,6 46,6 3,80**

не представляю 10

Эмоциональная оценка будущего

сложное 26,6 6,6 2,18*

счастливое 10 30 1,99*

представляю общительным 16,6

хорошим человеком 16,6 80 5,32**

Успешность ребёнка в будущем

представляю успешным 16,6 40 2,05**

образованным 26,6

овладеет профессией 10

* - р < 0,05; ** - р < 0,01

Для респондентов экспериментальной группы характерно негативное представление о будущем своего ребёнка («неопределённое», «трудное», «сложное»). Родители детей-инвалидов, реалистично оценивая возможности ребёнка и особенности его индивидуального развития, понимая сложности процесса социализации, надеются, что он сможет самостоятельно жить в социуме («закончить специализированную школу», «заботиться о себе», «заниматься делом, которое у него будет лучше получаться»). В контрольной группе преобладает значимость социальных достижений ребёнка. Родители здорового ребёнка оценивают его будущее как перспективное, счастливое. Вероятнее всего, для семей, имеющих здоровых детей перспектива их взросления представляется очевидной и, прежде всего, родители задумываются о результате собственной воспитательной функции. Сравнительный анализ ответов в категории «Отношение к собственному будущему» пока-

зал значимые различия между двумя группами респондентов (табл. 5).

Таблица 5

Сравнение показателей респондентов ЭГ и КГ по методике «Незаконченные предложения»

Категория «Отношение к собственному будущему»

Ответы респондентов % от количества человек в группе Ф* * эмп

Перспектива будущего ЭГ КГ

неопределённое, туманное 36,6 10 2,53**

стабильное 10 36,6 2,53**

хочу здоровья детям и близким 73,3 30 3,47**

счастья 20 43,3 1,96*

ребёнок будет здоров 90

моя семья, мои дети 40 100 6,86**

здоровье ребёнка 20

надежда 36,6

Эмоциональная оценка будущего

сложное 20

светлое 13,3 33,3 1,86*

счастливое 6,6 36,6 3,01**

вера в хорошее 30

страх за будущее ребёнка 40 10 2,80**

Успешность в будущем

реализовать себя в профессии 13,3

хочу самореализации 16,6

буду успешным 16,6

* - р < 0,05; ** - р < 0,01

Сравнительный анализ категории «Отношение к собственному будущему» среди респондентов экспериментальной группы показал негативную оценку жизненных событий собственного будущего («неопределённое», «туманное», «сложное»). Такая тенденция свидетельствует о наличие в аффективном репертуаре состояния тревоги, беспокойства, подавленности, связанного, с одной стороны, с инвалидностью ребёнка, а с другой - с отношением современного общества к людям, имеющим инвалидность, отсутствием системы специализированной помощи и пр.

Респонденты контрольной группы чаще используют для описания своего будущего позитивные характеристики: «стабильное», «надёжное», «светлое», «счастливое». Содержательная наполненность образа будущего отличается преобладанием ориентации на себя, свою жизнь, свою семью, которую они рассматривают как главную ценность.

Для выявления оценочного компонента представлений о будущем был использован модифицированный вариант нестан-дартизированного самоотчёта «20 из 100»

Д. Ю. Правника. Респондентам предлагалось из предложенного списка прилагательных выбрать двадцать характеристик, наиболее полно описывающих их будущее. Сравнительный анализ полученных данных показал значимые различия в частоте выборов различных характеристик стимула «Моё будущее» (данные представлены в табл. 6).

Таблица 6

Сравнительные характеристики стимула «Моё будущее» по методике «20 из 100» в экспериментальной и контрольной группе

Характеристики % от количества человек в группе Ф* * эмп

ЭГ КГ

Жизнерадостное 56,6 86,6 2,66**

Здоровое 53,3 83,3 2,56**

Яркое 26,6 56,6 2,39**

Красивое 23,3 53,3 2,43**

Спокойное 13,3 46,6 2,92**

Чистое 13,3 40 2,40**

Сложное / трудное, тяжёлое, пугающее 70 13,3 4,77**

Ответственное 66,6 43,3 1,83*

Тревожное / беспокойное 63,3 10 4,62**

Неопределённое / непонятное, туманное 46,6 23,3 1,91*

Нестабильное / неуверенное 33,3 6,6 2,74**

* - р < 0,05; ** - р < 0,01

Респонденты экспериментальной группы, для оценки стимула «Моё будущее» значимо чаще выбирают негативно окрашенные характеристики: сложное, тревожное, неопределённое, нестабильное, ответственное. Переживание тревоги и беспокойства по поводу собственного будущего являются первостепенными в структуре родительских переживаний настоящего времени; родители признают и понимают наличие ограничений, связанных с инвалидностью ребёнка как для реализации собственных ожиданий и желаний, так и ожиданий самого ребёнка.

В связи с переживанием тревоги будущего у родителей усиливается чувство ответственности за состояние здоровья ребёнка, они стараются во всём контролировать сложившуюся ситуацию, пытаются сглаживать последствия имеющегося у ребёнка заболевания. Подобный факт может указывать как на положительное, адекватное реагирование на жизненные трудности, так и на повышенную фиксацию на проблемах ребёнка, приводящую к отказу от самореализации в других жизненных сферах.

В отличие от родителей воспитывающих детей-инвалидов, родители здоровых детей

значимо чаще характеризуют своё будущее, как жизнерадостное, здоровое, яркое, красивое, спокойное, чистое, то есть описывают его в позитивных оценочных характеристиках.

Для изучения особенностей представлений респондентов о своём будущем был использован модифицированный вариант методики «Направленный ассоциативный эксперимент». Респондентам предлагалось построить ассоциативный ряд на стимул «Моё будущее» при помощи пяти прилагательных, пяти глаголов и пяти существительных. Количественная и качественная обработка результатов проводилась путём подсчёта частоты встречаемости ответов респондентов. Анализировались лишь те ассоциации, которые использовались в группе тремя и большим количеством респондентов. Статистическая значимость различий в описании стимулов подтверждена с помощью углового преобразования Фишера (данные представлены в табл. 7).

Таблица 7

Различия в описании стимула «Моё будущее» среди респондентов экспериментальной и контрольной групп

Ассоциации % от количества полученных ассоциаций Ф* эмп

ЭГ КГ

Прилагательные

жизнерадостное 3,3 8,6 2,07*

яркое 0,66 5,3 2,67**

спокойное 1,3 4,6 1,79*

тревожное 7,3 0,66 3,40**

неопределённое 4,6 1,3 1,79*

Глаголы

работать 4,6 10,6 2,04*

любить 2,6 8,6 2,40**

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

верить 4,6

помогать 4,6

лечить 4

надеяться 3,3

Существительные

семья 4,6 10,6 2,04*

любовь 2 6 1,86*

радость 2 6 1,86*

успех 1,3 6 2,35**

надежда 6,6 0,66 3,16**

неопределенность 4 0,66 2,12*

преодоление 4

переживание 3,3

* - р < 0,05; ** - р < 0,01.

Описательные характеристики стимула «Моё будущее» различны для респондентов экспериментальной и контрольной групп. Родители детей-инвалидов значимо чаще используют ассоциации, связанные непосред-

ственно с тревогой и возможными трудностями будущего (прилагательные - тревожное, неопределённое; существительные - неопределенность, преодоление, переживание). При описании стимула «Моё будущее» с помощью глаголов, для респондентов экспериментальной группы характерно употребление ассоциаций, связанных с надеждой на выздоровление ребёнка, а также ориентацией на оказание помощи ребёнку в будущем (надеяться, верить, помогать, лечить). В описаниях стимула «Моё будущее» родителями здоровых детей преобладает положительная эмоциональная оценка, они характеризуют будущее как яркое, жизнерадостное и спокойное, в содержательном плане отмечается ориентация на семью, любовь. Будущее связывается с возможностями профессионального роста и достижением успеха.

С целью изучения образного представления респондентов о себе и о своём будущем, в качестве вспомогательной методики нами использовался модифицированный вариант проективной методики «Графический тест Коттла». В соответствии с целями эмпирического исследования была модифицирована инструкция, согласно которой респондентам предлагалось изобразить свое будущее и своё «Я» при помощи двух кругов. Анализировалось соотношение размеров (равнозначные, будущее больше «Я», «Я» больше будущего) и расположение кругов (круг в круге, пересечение и отделение).

Сравнительный анализ данных, полученных по методике «Графический тест Коттла», показал, что единственным параметром, имеющим статистически значимое различие в изображении кругов респондентами, выступает параметр «Размер» (табл. 8).

Таблица 8

Особенности изображения «Я» и будущего» по методике «Графический тест Коттла» респондентами ЭГ и КГ

Параметр % от количества человек в группе Ф* эмп

Размер ЭГ КГ

«Будущее» - более выраженный круг 23,3 43,3 1,66*

* - р < 0,05; ** - р < 0,01.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что родители, воспитывающие здоровых детей, имеют большую направленность на связь жизненных событий с будущим, они значимо чаще, чем респонденты экспериментальной группы, изображают большим по размеру круг, символизирующий «Будущее», что

косвенно может свидетельствовать о некоторой локализации смыслов именно на данном временном отрезке.

Для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, будущее имеет меньшую значимость и наполненность, они больше ориентированы на себя, свои проблемы и трудности, связанные с переживанием болезни ребёнка. Неудовлетворённость своим положением обусловлена как социальной ситуацией, так и внутренними личностными конфликтами родителей между значимыми устремлениями и возможностями их самореализации.

Выводы

Для родителей детей-инвалидов свойственно фаталистическое отношение к будущему и жизни в целом, убеждённость в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю.

Переживание психотравмирующей ситуации, связанной с инвалидностью ребёнка, вызывает у родителей пессимистическое отношение относительно временного параметра «Будущее», приводит к отсутствию чёткой связи жизненных событий с перспективой будущего.

В актуальном эмоциональном состоянии семей, воспитывающих детей-инвалидов, преобладает негативная оценка будущего

(неопредёленное, трудное, сложное). В структуре представлений о будущем актуализируются страхи,обусловленные неопределённо-стью исхода заболевания ребёнка; вместе с тем, для родителей детей-инвалидов характерно наличие специфических установок на выздоровление ребёнка («вера», «надежда»), наличие подобных установок способствует частичному задействованию адаптивных ресурсов и позволяет преодолевать негативные переживания, связанные с собственным будущим и будущим своего ребёнка. Трудная жизненная ситуация, связанная с присутствием в семье ребёнка-инвалида, реконструирует представления о будущем, приводит к сужению временной перспективы, отсутствию чёткой простроенности картины будущего.

Таким образом, множественные, сложные проблемы воспитания ребёнка с отклонениями в развитии в условиях семьи предполагают особую социально-психологическую защиту и поддержку, важнейшим условием которой должно стать достижение социальной интеграции, внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

2. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.

3. Арестова О. Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности // Вопросы психологии. 2000. № 4. С. 61-73.

4. Галасюк И. Н. Проблема психической травматизации членов семьи инвалида // Вестник МГУ Сер. Психологические науки. 2011. № 1. С. 54-60. URL: http: // elibrary.ru (дата обращения: 13.02.2012).

5. Гинзбург М. Р Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-52.

6. Добряков И. В., Защиринская О. В. Психология семьи и больной ребёнок: хрестоматия. СПб.: Речь, 2007. 400 с.

7. Заборина Л. Г Изучение состояния психологической напряжённости и эмоциональных переживаний у родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. С.136-140. URL: http: // elibrary.ru (дата обращения: 10.03.12).

8. Залобина А. Н. Особенности межличностных отношений детей-инвалидов, их семей и общества // Ученые записки СПбГИПСР 2008. № 1. С. 88-90. URL: http: // elibrary.ru (дата обращения: 10.03.12).

9. Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М.: Смысл, 2001. 572 с.

10. Мандрикова Е. Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 4. С. 54-63.

11. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие / под ред. В. И. Селиверстова. М.: Владос, 2003. 408 с.

12. Муздыбаев К. Переживание времени в период кризисов // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 4. С. 5-21.

13. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 608 с.

14. Певнева А. Н. Психологические состояния матерей детей с церебральным параличом как исходные предпосылки психологического синдрома // Психологическая наука и образование: электронный журнал. 2011. № 2. URL: www.psyedu.ru (дата обращения: 10.04.12).

15. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2005. 480 с.

16. Подготовка детей-инвалидов к семейной и взрослой жизни: пособие для родителей и специалистов / под ред. Е. Р Ярской-Смирновой. Саратов: Науч. кн., 2007. 188 с. URL: Travma -live.ru (дата обращения: 10.03.12).

17. Поташова И. И. Современные аспекты психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребёнка с ограниченными возможностями здоровья // Психологическая наука и образование: электронный журнал. 2011. № 3. URL: www.psyedu.ru (дата обращения:

10.04.12).

18. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь,

2003. 352 с.

19. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.

20. Савина В. С., Чарова О. Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии // Вопросы психологии. 2002. № 6. С. 15-23.

21. Серкин В. П. Методы психосемантики: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Аспект Пресс,

2004. 207 с.

22. Серкин В. П. Бланк семантического дифференциала для оценки представлений о времени // Психологическая диагностика. 2007. № 5. С. 30-35.

23. Сырцова А., Митина О. В. Возрастная динамика временных ориентаций личности // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 41-53.

24. Тверская О. Н. Эволюция цели и содержания семейного воспитания ребёнка с особыми образовательными потребностями в отечественной педагогике XX века и характеристика семей, воспитывающих детей с нарушениями развития // Вестник Череповецкого государственного университета. 2008. № 1. С. 136-142. URL: http: // elibrary.ru (дата обращения: 10.03.12).

25. Франкл В. Психотерапия на практике: пер.с нем. СПб.: Речь, 2001. 256 с.

26. Хорошева Е. В. Сравнительное исследование семей, имеющих ребёнка с нормативным и нарушенным развитием // Психологическая наука и образование. 2010. № 5. С. 52-59.

27. Шипицына Л. М. Необучаемый ребёнок в семье и обществе. СПб.: Дидактика Плюс,

2002. 496 с.

References

1. Abul'hanova-Slavskaya K. A. Strategiya zhizni. M.: Mysl', 1991. 299 s.

2. Abul'hanova K. A., Berezina T N. Vremya lichnosti i vremya zhizni. SPb.: Aleteyya, 2001. 304 s.

3. Arestova O. N. Operatsional'nye aspekty vremennoy perspektivy lichnosti // Voprosy psihologii. 2000. № 4. S. 61-73.

4. Galasyuk I. N. Problema psihicheskoy travmatizatsii chlenov sem'i invalida // Vestnik MGU. Ser. Psihologicheskie nauki. 2011. № 1. S. 54-60. URL: http: // elibrary.ru (data obrascheniya: 13.02.2012).

5. Ginzburg M. R. Psihologicheskoe soderzhanie lichnostnogo samoopredeleniya // Voprosy psihologii. 1994. № 3. S. 43-52.

6. Dobryakov I. V., Zaschirinskaya O. V. Psihologiya sem'i i bol'noy rebenok: hrestomatiya. SPb.: Rech', 2007. 400 s.

7. Zaborina L. G. Izuchenie sostoyaniya psihologicheskoy napryazhennosti i emotsional'nyh perezhivaniy u roditeley, vospityvayuschih detey-invalidov // Sibirskiy psihologicheskiy zhurnal. 2007. № 26. S. 136-140. URL: http: // elibrary.ru (data obrascheniya: 10.03.12).

8. Zalobina A. N. Osobennosti mezhlichnostnyh otnosheniy detey-invalidov, ih semey i

obschestva // Uchenye zapiski SPbGIPSR. 2008. № 1. S.88-90. URL: http: // elibrary.ru (data

obrascheniya: 10.03.12).

9. Levin K. Dinamicheskaya psihologiya: izbrannye trudy. M.: Smysl, 2001. 572 s.

10. Mandrikova E. Yu. Sovremennye podhody k izucheniyu vremennoy perspektivy lichnosti // Psihologicheskiy zhurnal. 2008. T. 29. № 4. S. 54-63.

11. Mastyukova E. M., Moskovkina A. G. Semeynoe vospitanie detey s otkloneniyami v razvitii: ucheb. posobie / pod red. V. I. Seliverstova. M.: Vlados, 2003. 408 s.

12. Muzdybaev K. Perezhivanie vremeni v period krizisov // Psihologicheskiy zhurnal. 2000. T 21. № 4. S. 5-21.

13. Nyutten Zh. Motivatsiya, deystvie i perspektiva buduschego / pod red. D. A. Leont'eva. M.: Smysl, 2004. 608 s.

14. Pevneva A. N. Psihologicheskie sostoyaniya materey detey s tserebral'nym paralichom kak ishodnye predposylki psihologicheskogo sindroma // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie: elektronnyj zhurnal. 2011. № 2. URL: www.psyedu.ru (data obrascheniya: 10.04.12)

15. Petrenko V. F. Osnovy psihosemantiki. 2-e izd., dop. SPb.: Piter, 2005. 480 s.

16. Podgotovka detey-invalidov k semeynoy i vzrosloy zhizni. Posobie dlya roditeley i spetsialistov / pod red. E. R. Yarskoy-Smirnovoy. Saratov: Nauch. kn., 2007. 188 s. URL: Travma -live.ru (data obrascheniya: 10.03.12).

17. Potashova I. I. Sovremennye aspekty psihologo-pedagogicheskoy raboty s sem'yami, vospityvayuschimi rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie: elektronnyj zhurnal. 2011. № 3. URL: www.psyedu.ru (data obrascheniya:

10.04.12).

18. Regush L. A. Psihologiya prognozirovaniya: uspehi v poznanii buduschego. SPb.: Rech',

2003. 352 s.

19. Rubinshteyn S. L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir. SPb.: Piter, 2003. 512 s.

20. Savina V. S., Charova O. B. Osobennosti materinskih ustanovok po otnosheniyu k detyam s narusheniyami v razvitii // Voprosy psihologii. 2002. № 6. S. 15-23.

21. Serkin V. P. Metody psihosemantiki: ucheb. posobie dlya stud. vuzov. M.: Aspekt Press,

2004. 207 s.

22. Serkin V. P. Blank semanticheskogo differentsiala dlya otsenki predstavleniy o vremeni // Psihologicheskaya diagnostika. 2007. № 5. S. 30-35.

23. Syrtsova A., Mitina O. V. Vozrastnaya dinamika vremennyh orientatsiy lichnosti // Voprosy psihologii. 2008. № 2. S. 41-53.

24. Tverskaya O. N. Evolyutsiya tseli i soderzhaniya semeynogo vospitaniya rebenka s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami v otechestvennoy pedagogike XX veka i harakteristika semey, vospityvayuschih detey s narusheniyami razvitiya // Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. № 1. S. 136-142. URL: http: // elibrary.ru (data obrascheniya: 10.03.12).

25. Frankl V. Psihoterapiya na praktike: per.s nem. SPb.:Rech', 2001. 256 s.

26. Horosheva E. V. Sravnitel'noe issledovanie semey, imeyuschih rebenka s normativnym i narushennym razvitiem // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2010. № 5. S. 52-59.

27. Shipitsyna L. M. Neobuchaemyj rebenok v sem'e i obschestve. SPb.: Didaktika Plyus,

2002. 496 s.

Статья поступила в редакцию 29.09.2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.