ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ
© Хвостикова Ж.Г.*
Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема,
г. Биробиджан
Статья посвящена особенностям восприятия речи глухими и слабослышащими детьми, рассматриваются задачи учебно-воспитательного процесса данной категории детей.
Ключевые слова восприятие, речь, глухие и слабослышащие дети.
Восприятие - отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном возникновении физических раздражителей на рецеп-торные поверхности органов чувств в совокупности их свойств и целостности.
Каждый момент восприятия ребенком окружающей действительности сопровождается, благодаря слуху, восприятием обращенной к нему речи.
Снижение слуха влечет за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей с нарушением слуха.
По мнению Р.М. Боскис [1] роль слуха в развитии очевидна. Без слуха невозможно восприятие речи. Слушая речь, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире. Он познает предметы, глядя на них, прикасаясь к ним, прислушиваясь к звукам, которые они издают. Каждый момент восприятия ребенком окружающей действительности сопровождается благодаря слуху восприятием к нему речи.
Отсутствие речи является вторичным отклонением в развитии ребенка с нарушением слуха и влечет за собой целый ряд различных отклонений психического развития (нарушения зрительного восприятия, наглядного мышления и других познавательных процессов). Замедляется темп психического развития. Из-за невозможности воспринимать, словесную речь такой ребенок обеднено осознает внешний мир, реакции его на внешние раздражители упрощены и сужены. Следовательно, частичный периферийный дефект вызывает своеобразное аномальное развитие, характеризующееся не только отсутствием речи, но и интеллектуальным недоразвитием, заметными затруднениями в обучении. Таких детей нередко принимают за умственно отсталых или страдающих тяжелыми расстройствами речи. Однако, обучение в специально организованных условиях, стимулирующих компенсаторные процессы детей с нарушением слуха, постепенно сглаживает и выправляет дефекты психического развития.
* Магистрант 2 курса.
Компенсаторные возможности детей с нарушением слуха помогают им в преодолении своего основного дефекта - нарушения функции слухового анализатора. Сохранные анализаторы используются детьми для познания окружающей действительности, ориентировки в быту. Наглядно - зрительные формы познания преобладают над словесно - логическими. Чтение, письменные работы, а не устная речь в основном формируют словесно -речевую систему ребенка с нарушением слуха. Он оперирует наглядными образами, представлениями о внешнем мире. Потребность в общении с окружающими не может быть реализована с помощью речи. Ребенок ищет другие способы и средства общения с помощью предметов, действий, рисунков, обращается к вынужденной форме общения - мимика - жестикулярной речи, основанной на системе жестов, каждый из которых имеет свое значение.
Комплекс образов, представлений в сочетании с жестовыми средствами составляет основу развития мышления детей с нарушением слуха, не овладевших словесной речью.
Сегодня существуют различные точки зрения на использования дак-тильной и жестовой речи. Но в одном все исследователи едины: полноценная компенсация немыслима, без организации специального обучения детей с нарушением слуха с целью повышения уровня восприятия речи. Это наиболее трудная задача всего учебно-воспитательного процесса.
Богданова Т.Г., Соловьева А.И. [2] обращают внимание на то, что психическое развитие детей с нарушенным слухом проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним.
Первичный дефект, нарушение слуха, ведёт к недоразвитию речи -функции, связанной со слухом наиболее тесно, а также к замедлению развития функций связанных с нарушенным слуховым восприятием. Эти нарушения развитие частных психических функций тормозят психическое развитие в целом. Наблюдается снижение способности приёму, переработке, хранению и использованию информации.
Пиаже Ж. обращает внимание на то, что из-за нарушения, возникающего в звуковоспринимающей сфере, появляются вторичное нарушения сен-сомоторного развития, которые складываются ещё в доречевом периоде и могут оказать отрицательное влияние на овладение речью.
Дети с нарушенным слухом могут овладеть словесной речью только обходными путями, в условиях специального обучения. При этом они опираются на зрительное восприятие, подкрепленное речевыми двигательными ощущениями. Они не имеют возможности воспринимать на слух интонацию и образцы речи, подражание которым, контролируемое слухом, определяет речевое развитие слышащего ребенка.
Известно, что чем ближе вторичные отклонения к первичному нарушению, тем труднее осуществляется их коррекция. Произносительная сторона речи находится в наиболее тесной зависимости от нарушений слуха, и ее формирования оказывается наиболее трудным делом.
Педагогическая и коррекционная психология
81
Одной из существенных особенностей, наблюдающихся при овладении глухими детьми словесной речью, являются ошибки, которые они допускают при грамматическом оформлении речи. К старшему школьному возрасту у глухих детей сохраняются ошибки, связанные с усвоением законов сочетания слов. Регулярный характер этих ошибок говорит о том, что в одних случаях они связаны с особенностями сенсорного опыта глухих, в других -со своеобразием развития их мышления, в третьих - с трудностями познания сложной природы языка.
При выпадении из нормального функционирования какого-либо органов чувств другие органы начинают выполнять те функции, которые у нормального человека обычно не используются. Так, у глухого человека зрение играет иную роль, чем у человека с сохраненными органами чувств, как оно должно содействовать восприятию и переработке огромного количества информации, которую глух. Для успешного создания слуховой основы восприятия речи важную роль играют следующие моменты.
Во-первых, у многих глухих имеется слуховой резерв, то есть потенциальная возможность восприятия тех или иных элементов, составляющих фонетическую структуру речи. Это позволяет им распознавать фонетическую структуру речи. Это позволяет им распознавать при необходимом усилении звука хорошо знакомые слова и фразы; доступными восприятию могут стать ритмический контур слов и некоторые компоненты интонации.
Во-вторых, необходимо учитывать избыточность акустической структуры речи. По отношению, например, к интонации избыточность обеспечивается сочетанием составляющих её компонентов - динамического, темпорального, мелодического. Избыточность акустической структуры речи служит важной предпосылкой надёжности её восприятия.
В-третьих, восприятие речи в затруднённых условиях (слушание, чтение с губ, чтение) вызывает активизацию моторного отдела речевой системы. В процессе упражнений неполноценность акустических образов стимулирует компенсаторное проговаривание слов. Это ведёт к укреплению слу-хокинестетических связей, благодаря чему даже фрагментарного восприятия звуковой структуры слова в ряде случаев оказывает достаточно для актуализации кинестетического образа в поддержку слуховому. Затрудненные условия речи с помощью остаточного слуха в результате тренировки приводят к повышению встречной активности, выраженной в вероятном прогнозировании речевой информации и ее переработке на основе речевого и внеречевого контекста.
В-четвертых, важным условием развития речевого слуха является создание слухоречевой среды, предусматривающей постоянное восприятия глухим ребенком речи окружающих при помощи звукоусиливающей аппаратуры. При этом формируются и совершенствуются функциональные связи между слуховыми, зрительными и кинестетическими раздражениями,
возникающими при восприятии и воспроизведении глухими детьми слов. Тем самым создаётся полисенсорная основа для формирования устной речи глухих детей.
Итак, процесс восприятия устной речи детьми с нарушенным слухом тесно связан со слухо-зрительным и слуховым различением речи. В речевом развитии детей с нарушением слуха наиболее наглядно и ярко выступает их своеобразие по сравнению с нормально слышащими детьми и проявляются:
- в более поздних сроках начала овладения речью;
- в параллельном развитии разных видов речи (словесной и жесто-вой; устной, письменной, дактильной);
- в трудностях овладения словесным составом и грамматическим строем словесной речи;
- в существовании словесно - жестового двуязычия.
Работа по развитию восприятия речи глухих и слабослышащих детей включает в себя комплекс медико-психолого-педагогических мероприятий: раннее выявление дефекта слуха, слухопротезирование (подбор ребенку индивидуального слухового аппарата, обеспечивающего необходимое звукоусиление), проведение педагогической коррекции, которая состоит из двух взаимосвязанных разделов:
1) развитие слухового восприятия речи;
2) развитие зрительного восприятия речи (чтение с губ).
Развитие у детей с нарушением слуха слухового восприятия речи идет по нескольким направлениям с использованием различных игр (подвижных, сюжетных, на музыкальных инструментах игры в движении в просторе на «голое» ухо, в слуховых аппаратах, на «Суваге», на вибростоле).
Список литературы:
1. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: - М.: Просвещение, 1988. - 128 с.
2. Багданова Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособия для студентов высших педагогических учебных заведений. - М: Изд-во центра Академия, 2002. - 224 с.
3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль. Академия развития,1997. - 213 с.
4. Боровлева Р.А. Материалы к методике работы по обучению восприятию устной речи школьников с нарушенным слухом, обучающихся в массовой школе // Дефектогогия. - 1999. - № 2. - С. 71-80.
5. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Изд-во Лань, 2003. -656 с.