Научная статья на тему 'Особенности восприятия музыки младшими школьниками с умственной отсталостью'

Особенности восприятия музыки младшими школьниками с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2949
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ВОСПРИЯТИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION / JUNIOR SCHOOL AGE / PERCEPTION / MUSICAL EDUCATION / MUSIC INFLUENCE / MUSICAL POSSIBILITIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Трубина Елена Николаевна

В статье анализируются особенности восприятия музыки младшими школьниками с умственной отсталостью. Также внимание уделяется влиянию музыки на становление личности младших школьников с умственной отсталостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Music Perception by Junior Pupils with Mental Retardation

Peculiarities of music perception by junior pupils with mental retardation are analyzed in the article. Attention is paid to the influence of music on formation of personality of junior pupils with mental retardation.

Текст научной работы на тему «Особенности восприятия музыки младшими школьниками с умственной отсталостью»

УДК 376.42

ББК 4435 ГСНТИ 14.29.09; 02.61.45 Код ВАК 13.00.03

Е. Н. Трубина E. N. Trubina

Нижний Тагил, Россия Nizhny Tagil, Russia

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

PECULIARITIES OF MUSIC PERCEPTION BY JUNIOR PUPILS WITH MENTAL RETARDATION

Аннотация. В статье анализируются особенности восприятия музыки младшими школьниками с умственной отсталостью. Также внимание уделяется влиянию музыки на становление личности младших школьников с умственной отсталостью.

Ключевые слова: умственно отсталые дети, младший школьный возраст, восприятие, музыкальное восприятие, влияние музыки, музыкальные возможности.

Сведения об авторе: Трубина Елена Николаевна.

Место работы: старший преподаватель кафедры возрастной педагогики и психологии Института психоло-го-педагогического образования в ГОУ ВПО Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии.

Контактная информация: e-mail

Abstract. Peculiarities of music perception by junior pupils with mental retardation are analyzed in the article. Attention is paid to the influence of music on formation of personality of junior pupils with mental retardation.

Key words: children with mental retardation, junior school age, perception, musical education, music influence, musical possibilities.

About the author: Trubina Elena Nikolayevna.

Place of employment: Senoir Lecturer of the Chair of Age-related Pedagogy and Psychology, Institute of Psychological-Pedagogical Education, The Nizhny Tagil State Social Pedagogical Academy.

: elenatrubina2010@yandex.ru.

Развитие умственно отсталых детей требует выбора специальных форм, методов и средств в организации этого процесса, и одним из таких средств является музыка. По мнению И. В. Евтушенко, она является средством развития таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, восприятие и др. Кроме того, автор считает, что музыку необходимо использовать для создания и поддержания положительного эмоционального настроя у детей

© Трубина Е. Н., 2011

и формирования нравственной личности.

У детей с умственной отсталостью восприятие музыки отлично от восприятия ее детьми, развивающимися нормально. Особенности восприятия музыки младшими школьниками с умственной отсталостью изучали М. Г. Яновская, Л. Кольберг, Л. А. Григорович,

Э. Сеген, Ж. Демора и др., которые выявили, что умственно отсталые дети младшего школьного возраста живо реагируют на музыкальное

звучание. Они также отмечали, что реакция на музыку у аномальных детей оказывается различной. Заторможенных детей музыка часто выводит из оцепенения. На некоторых, сильно возбудимых детей, музыка, особенно фортепианная, оказывает успокаивающее действие.

В исследованиях И. В. Евтушенко, С. М. Миловской и Е. А. Медведевой отмечается, что у младших школьников с умственной отсталостью наблюдается замедленность темпа восприятия, в связи с этим дети не всегда адекватно реагируют на характер воспринимаемой музыки [1].

Однако неизученными остаются вопрос о влиянии музыки на личность умственно отсталых детей и проблема организации процесса восприятия музыки у младших школьников с умственной отсталостью, поэтому мы занялись изучением этой проблемы.

В начальных классах школы VIII вида основным видом музыкальных занятий является слушание музыки, так как это наиболее эффективная форма работы с детьми по формированию и развитию способностей воспринимать музыкальные произведения и вслушиваться в их разнообразные особенности [6].

Восприятие музыки — это вид музыкальной деятельности младших школьников с умственной отсталостью, организуемый музыкальным педагогом, предполагающий не созерцание, а активную деятельность, где сначала происходит накопление музыкальных впе-

чатлений, затем их дифференциация и только после этого формирование оценочного отношения к услышанной музыке. Это очень сложная работа, так как она связана с тонкими переживаниями ребенка, с умением сопоставлять образы окружающей действительности с музыкальными образами [2].

Слуховое восприятие играет огромную роль в развитии психики ребенка. С помощью слухового анализатора человек воспринимает звуки окружающего мира, речи и музыки. Процесс восприятия у детей с умственной отсталостью протекает значительно медленнее, чем у их нормально развивающихся сверстников. Это обусловлено замедленностью процессов анализа и синтеза, тугоподвижностью, инертностью нервных процессов.

Развитие музыкального восприятия умственно отсталых детей является новой ступенью сенсорного познания, в процессе которого создается целостный образ о музыкальных явлениях. Целостный образ возникает из отдельных средств музыкальной выразительности и не сводится к их механической рядо-положенности или сумме; он складывается на основе представлений о средствах музыкальной выразительности, их связи с окружающим миром, всей совокупности воспринимаемых ощущений и действий. Развитие музыкального восприятия младшего школьника с умственной отсталостью как необходимого элемента для формирования восприятия ребенка в целом — многогранный процесс.

Особенность восприятия музыки заключается в том, чтобы в разнообразии звуков услышать красоту созвучий, их выразительность, увидеть целостные художественные образы, вызывающие у слушателя соответствующие настроения, чувства и мысли. Тогда музыка заставляет пережить и прочувствовать то, о чем рассказывает.

Организация процесса восприятия музыки у младших школьников с умственной отсталостью должна исходить прежде всего из присущих им психофизиологических особенностей. С учетом возрастной специфики ребенка (учащихся) учителю следует выстраивать воспитывающее обучение, которое должно вести за собой психическое развитие детей, играя ведущую роль в этом процессе и определяя его основные направления.

Изучая особенности восприятия музыки младшими школьниками с умственной отсталостью, мы провели наблюдение за детьми на уроках музыки в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида г. Нижнего Тагила, в ходе которого было установлено, что умственно отсталые дети более успешно отмечают контрастные проявления динамики и темпа, постепенное их изменение, а регистровые оттенки нередко остаются незамеченными.

В процессе восприятия музыкальных произведений детей привлекает максимальная насыщенность всех средств художественной выразительности, яркость и запоминаемость, применение в музы-

кальных произведениях таких броских средств, как красочность оркестровки, разнообразие ритма, виртуозность исполнения. Все это в значительной степени активизирует эмоциональную отзывчивость младших школьников, помогает непроизвольному запоминанию музыкального материала и поддерживает интерес к музыке [3].

Уровень музыкальности детей с умственной отсталостью в целом низкий: музыкальная память слабая, способность к творчеству практически отсутствует, дети не могут варьировать небольшие попев-ки, сочинять окончания музыкальных фраз. Такие дети способны различать лишь контрастную по средствам музыкальной выразительности музыку, но не слышат разницу между спокойной и ласковой, бодрой и игривой музыкой, ощущения музыкальной выразительности ритма, ритмическое чувство не развиты. При низкой музыкальной памяти и слабом музыкальном воображении у умственно отсталых младших школьников более развито ладовое чувство и ритмические способности.

Также в процессе наблюдения нами было отмечено, что у младших школьников с умственной отсталостью несовершенство восприятия (целостности, обобщенности, осмысленности, полноты, темпа, дифференцированности) создает трудности как при сосредоточении на музыкальном материале, так и при его восприятии во время слушания и анализа. Несовершенство эмоционально-волевой сферы обуслов-

ливает недостаточно выраженную эмоциональную отзывчивость, неадекватность эмоциональных реакций при восприятии вокальных и инструментальных произведений, сопоставление музыкальных образов с образами реальной действительности. В процессе восприятия музыки у детей развиваются и совершенствуются эмоции, благодаря чему детям становятся более понятны те эмоции и чувства, которые выражают окружающие их люди — взрослые, сверстники.

По мнению С. В. Николаевой, процесс восприятия музыкального произведения имеет следующий порядок:

1. Выявление главного настроения. Следует обратить внимание детей на то, что эмоциональные переживания человека всегда связаны с его нравственными ценностями, с тем, что он принимает за добро и зло. Все, что способствует утверждению добра на земле, что приводит к счастью человека, понимаемому как расцвет его собственной личности и общества, в котором он живет, вызывает в нас светлые чувства и оптимизм. И все то, что сдерживает развитие сущностных сил человека, что является нарушением принципов социальной справедливости, вызывается силами зла, конкретное обличье которого может быть самым разным.

2. Определение средств музыкальной выразительности. Основное направление проводимой здесь работы заключается в том, чтобы освоить принципы творческого преобразования и отражения дейст-

вительности в звуках музыки, выявить, какие ассоциации может вызывать то или иное средство.

3. Развитие художественного образа. Настроение и возникающий с ним образ действительности, отражающийся в музыке, во многих произведениях подвергается динамическому развитию и, в конце концов, он может перевоплотиться в образ, контрастный тому, что был в начале произведения. Умение следить за развитием образа предполагает умение слушателя передавать словами то, что он слышит.

4. Постижение главной идеи

произведения. Постижение образного строя музыкального произведения в дальнейшем ведет к пониманию имплицитных смыслов,

стоящих за звуками музыки. Понимание идеи произведения ставит детей перед проблемой размышления над общечеловеческими нравственными ценностями, находящими свое воплощение в звуках музыки. Понимание этих проблем ведет к нравственному возвышению личности младшего школьника.

5. Образ автора. Лучше всего образ автора познается через понимание стилевых особенностей музыки того или иного композитора. Нравственные искания лучших композиторов всегда связаны с движением «от мрака к свету», «через тернии к звездам», с утверждением красоты жизни, несмотря на ее очевидные теневые стороны.

6. Личностный подход к произведению. Глубокое проникновение в идеи произведений достигается только в том случае, если уче-

ник сможет увидеть в этом произведении нечто значимое для себя, то, что отвечает его внутренним потребностям и надеждам, если удается достичь соотнесения содержания произведения с нравственным мироощущением слушателя.

Несовершенство восприятия умственно отсталых младших школьников создает трудности как при сосредоточении на музыкальном материале, так и при его восприятии во время слушания и анализа. У детей данной категории лучше выражена музыкально-слуховая дифференциация при различении звуков по высоте, но затруднена по силе (динамике) и длительности (ритму). А несовершенство эмоциональноволевой сферы обусловливает недостаточно выраженную эмоциональную отзывчивость, неадекватность эмоциональных реакций при восприятии вокальных и инструментальных произведений. Трудности интеллектуального развития затрудняют анализ произведений, сопоставление музыкальных образов с образами реальной действительности.

Большое место в жизни детей занимает легкая музыка. Простая для восприятия, она приносит им радость и веселье, но, к сожалению, не способствует формированию нравственной культуры. На уроках музыки очень важно давать учащимся слушать музыкальные произведения, как в живом исполнении, так и в техническом, используя звучание различных музыкальных инструментов [5].

Умение воспринимать музыку и размышлять о ней, надо воспиты-

вать в детях с самых первых занятий. Ведь в музыке каждое мгновение что-то происходит, звуки или повторяются, или меняются, или соединяются в различные мелодии.

Для успешной организации процесса восприятия музыки умственно отсталыми младшими школьниками необходимо правильно отбирать музыкальные произведения. Педагогу необходимо знать, чему он должен научить детей, знакомя с тем или иным сочинением, понимать, каким требованиям оно отвечает. Прежде всего, каждое музыкальное сочинение должно отвечать высокому нравственному уровню [6].

Многие учителя предпочитают первые занятия по слушанию музыки строить именно на инструментальной, а не на вокальной музыке. Это имеет то непосредственное преимущество, что особенности и трудности восприятия музыки здесь предстают в чистом виде. И дети лучше, яснее могут усвоить принципы слушания музыки, тогда как слушание песни в какой-то мере напоминает им слушание стихов. При наличии литературного текста ребенку легче, проще понять содержание музыкального материала.

Нельзя забывать о том, что произведения, которые слушают дети, должны быть им доступны, в противном случае музыка не будет воспринята достаточно осознанно и эмоционально и не даст нужного нравственного воспитательного эффекта. Умственно отсталым младшим школьникам доступны, прежде всего, произведения короткие.

Умственно отсталые дети этого возраста обладают небольшим вниманием и не могут долго сосредотачиваться на восприятии музыки. Необходимо, чтобы мысли, чувства и действия, отраженные в музыке, были близки детям и отвечали их нравственным потребностям.

Умственно отсталые учащиеся младших классов, по сравнению с нормально развивающимися учащимися общеобразовательной школы, более упрощенно реагируют на музыкальные произведения. Музыка не вызывает у них «тонких» переживаний. Их эмоциональный отклик выражается чаще только в форме радости или печали. Более тонкие нюансы чувств проявляются очень редко. Без проведения специальной работы умственно отсталые дети не могут следить за «течением» музыки, слушать произведение до конца, часто отвлекаются, утомляются. Характер музыкального произведения и тем более его содержание усваиваются ими со значительными трудностями, собственные высказывания о музыке крайне бедны и стереотипны.

В учебном процессе специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида нами была реализована программа по музыке «Тайны музыки», которая включала в себя слушание музыкальных произведений различных жанров. Прослушивание каждого музыкального произведения сопровождалось беседой и анализом, в ходе которых детям были заданы вопросы: «Каков сюжет музыкального произведения? О чем расска-

зывает музыкальное произведение? Какая его главная мысль? О чем рассказывает музыка? Что вы услышали? Какие чувства передает музыка? Как рассказывает музыка, как она звучит? Какие вы услышали настроения, чувства людей, переживания? Какие интонации вы услышали в музыкальном произведении? Какие у вас возникли представления и ассоциации? Какие у детей возникли в результате этого чувства, переживания?»

После каждого занятия дети делились своими впечатлениями, высказывались о том, что именно им понравилось в услышанном музыкальном произведении, какие оно вызывало у них положительные эмоции. На вопрос: «Почему эти произведения для вас интересны?» — дети отвечали, опираясь на личностные ценностно-смысловые установки. Дети отмечали, что им запомнились те музыкальные произведения, в которых говорится о дружбе, честности, справедливости, помощи.

В процессе работы по музыкальной программе из средств музыкальной выразительности умственно отсталые учащиеся особое внимание обращали на красоту мелодии, на необычные гармонические обороты, подчеркивающие смену настроения, появление нового образа, на красочность подголосков в сопровождении, на динамические оттенки.

В ходе реализации программы по музыке нами было установлено, что не все дети младшего школьного возраста с легкой и умеренной

степенью умственной отсталости правильно воспринимают и понимают главную тему (мысль) прослушанных музыкальных произведений. Некоторые из них не видят связи между звучащим музыкальным произведением и установочными словами учителя перед его прослушиванием, не понимают того, о чем говорится в том или ином музыкальном произведении и как это соотносится с темой занятия.

Дети с легкой степенью умственной отсталости более успешно отмечают контрастные проявления динамики и темпа, постепенное их изменение, а регистровые оттенки нередко остаются ими незамеченными.

Песня легче, быстрее воспринимается младшими школьниками с умеренной степенью умственной отсталости, чем произведения инструментальные — об этом свидетельствует то, что при слушании песни осознается поэтический текст, а музыкальный текст порой или совсем не воспринимается, или воспринимается неполноценно.

В отдельных случаях музыка может восприниматься детьми с умеренной степенью умственной отсталости даже как помеха слушанию стихотворного текста. Несомненно, слушание песни и слушание фортепианной пьесы с точки зрения структуры музыкального восприятия — два совершенно разных процесса. Тот факт, что в исполнении вокального произведения должен восприниматься голос, поющий медленно со словами, а иногда и в сопровождении рояля, дела-

ет сам процесс слушания несложной фортепианной пьесы более простым с точки зрения музыкального восприятия, более одноплановым, чем процесс слушания несложной пьесы.

Подавляющее большинство младших школьников с легкой степенью умственной отсталости способно различать характер вокальных произведений. Так, песенка В. Калинникова «Киска» воспринимается такими детьми, как «грустная», «печальная», а песенка

М. Старокадомского «Зайчик» — как «веселая», «радостная».

Есть дети с легкой степенью умственной отсталости, которые ярко выражают переживаемые ими в связи с восприятием музыки чувства. Однако значительная часть детей с умеренной степенью умственной отсталости таких проявлений не обнаруживают, хотя при этом они внимательно слушают исполняемое произведение.

Музыка вызывает у маленьких слушателей разнообразные эмоциональные переживания. Сила ее воздействия на эмоциональную сферу ребенка зависит от того, насколько полно она опосредствуется сознанием. Понимание содержания музыкального произведения и сознание исполнительных выразительных средств обогащает и углубляет нравственные качества детей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для умственно отсталых детей очень важно адекватно слышать красоту музыки, понимать ее возвышенное значение, потому как она воздействует

на эмоциональную, нравственную сферу ребенка, делает его способным тоньше и глубже чувствовать, сопереживать. В процессе слушания музыки путем организации соответствующих переживаний ребенка и воздействия на него осуществляется его активная деятельность, в процессе которой происходит осмысление нравственных ценностей и перевод их во внутренний план, когда они, становясь нравственными качествами личности, сами начинают выполнять функцию регулятора поведения и поступков детей.

Литература

1. Белянин, К. С. Нравственное воспитание учащихся в специальном (коррекционном) обра-

зовательном учреждении VIII вида / К. С. Белянин. — М. : Владос, 2007. — 111 с.

2. Высотская, Н. А. Нравственное воспитание младших школьников / Н. А. Высотская. — М. : Питер, 2006. — 229 с.

3. Основы специальной педагогики и психологии / под ред. Н. М. Трофимовой [и др.]. — М. : Питер, 2006. — 304 с.

4. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. — М. : Академия, 2005. — 395 с.

5. Copland, A. What to listen for in music / Aaron Copland. — N. Y., 1972. — 192 p.

6. Jenkins, J. Music and musical instruments / J. Jenkins, Olsen P. Rovsing — L., 1976. — P. 82— 89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.