Научная статья на тему 'Особенности восприятия младшими школьниками взрослых и сверстников в контексте общения'

Особенности восприятия младшими школьниками взрослых и сверстников в контексте общения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
669
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТНЫЕ И НЕКОНФЛИКТНЫЕ МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ / ПОВЕДЕНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / CONFLICT AND NON-CONFLICT LITTLE PUPILS / SEMANTIC DIFFERENTIAL / BEHAVIOR / SOCIAL ATMOSPHERE PERCEPTION / REFLECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казарина Наталия Германовна

В статье рассматривается взаимосвязь между представлением младшего школьника о своем социальном окружении и уровнем конфликтности в общении со сверстниками. Актуальность темы связана с ростом агрессивности в межличностном общении детей в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Казарина Наталия Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporaries and adults perception by little pupils peculiarities

Linkage between little pupil's perception of his or her social environment and his or her conflict level at communication with contemporaries is examined in the article. The theme topicality is bonded to aggression rise in interpersonal communication of primary school children.

Текст научной работы на тему «Особенности восприятия младшими школьниками взрослых и сверстников в контексте общения»

бегании тех причин, обстоятельств и действий, которые могли бы привести к изменению ситуации.

Библиографический список

1. Аршавский И.А. Доминанта - как рабочий принцип нервных центров. - М., 1957.

2. Брутман В.И., СеверныйА.А. Нежеланная беременность как фактор риска психической патологии будущего ребенка // Актуальные вопросы детской психоневрологии: Материалы республиканской конференции. - Томск, 1992.

3. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Панкратова М.С. Некоторые результаты социологического и психологического обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. - 1994. - N° 5. - С. 23-37.

4. Добряков И. В. Перинатальная психология в родовспоможении. - СПб., 1997.

5. Филиппова Г. Г. Психология материнства. - М., 2002.

6. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. - Воронеж, 1995.

7. Дружинин В. Н. Психология семьи. - СПб., 2008.

8. Подобина О.Б. Совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2005.

9. Золотова И.А. Совладающее поведение женщин во время беременности // Психология стресса и совладающего поведения в современном Российском обществе: Материалы Международной конференции. - Кострома, 2010. - С. 254-256.

УДК 159.922.7:371.1(045)

Казарина Наталия Германовна

Удмуртский государственный университет, г. Ижевск

celena-63@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ВЗРОСЛЫХ И СВЕРСТНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕНИЯ

В статье рассматривается взаимосвязь между представлением младшего школьника о своем социальном окружении и уровнем конфликтности в общении со сверстниками. Актуальность темы связана с ростом агрессивности в межличностном общении детей в начальной школе.

Ключевые слова: конфликтные и неконфликтные младшие школьники, семантический дифференциал, поведение, восприятие социального окружения, рефлексия.

Одна из самых актуальных тем межличностного общения в начальной школе - это возникающие среди детей конфликты, когда дети сталкиваются с насилием, грубостью, давлением сверстников. Это очень серьезная психоло-го-педагогическая проблема, поскольку становление самосознания ребенка, закрепление способов реагирования в сложной ситуации общения происходит именно в этот возрастной период.

Сегодня педагоги-практики (вслед за учеными-психологами) все больше внимания уделяют анализу возникающих конфликтов, поиску причин напряженности в общении детей с целью регулирования конфликтов, нахождения ненасильственных методов разрешения конфликтов, поиска взрослого в качестве медиатора в конфликте. Более того, происходит осознание того факта, что конфликт может стать ресурсом развития ребенка. Таким образом, изучение конфликта как социального явления может помочь найти путь к конструктивному поведению в конфликте.

Одним из продуктивных вариантов изучения конфликтного поведения является метод семантического дифференциала. Ведь именно образ, представление о самой ситуации общения, о каждом участнике - та субъективная картина, которая складыва-

ется в сознании участника конфликта, - определяет его поведение. «Поскольку поведение человека в конфликте зависит от восприятия им данной ситуации, - отмечает Н.И. Леонов, - прогресс в области предсказания и объяснения поведения не может быть достигнут до тех пор, пока нам не удастся ощутимо продвинуться в исследовании феномена субъективной интерпретации ситуаций» [1, с. 26-27].

Мы провели экспериментальное исследование по выявлению взаимосвязи между степенью конфликтности (высокая конфликтность и низкая конфликтность) младщего школьника с его представлением о взрослых, сверстниках и самом себе в ситуации общения. Целью нашего исследования явилось выявление внутренней картины мира отношений у конфликтных и низкоконфликтных младших школьников.

Чтобы выделить группы высоконфликтных и низкоконфликтных детей мы использовали модульный социотест Анцупова (индивидуальный индекс конфликтности).

Представление младшего школьника о сверстниках, взрослых и самом себе как субъектах общения мы исследовали, используя метод семантического дифференциала. А именно: по семибалльной шкале, полюса которой заданы как вербальные антонимы, учащиеся 3 класса гимназии оценивали взрос-

© Казарина Н.Г., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

59

лых (мама, папа, учительница), сверстников (мой друг и человек, который мне не нравится, драчун, ябеда, хороший ученик), самого себя (Я и Я-идеаль-ное). Прилагательные-антонимы, с помощью которых строился семантический дифференциал, описывают человека как субъекта общения. Например, лидер-подчиненный, вежливый-грубый, интересный-скучный, нападющий-уступающий (всего 14 шкал).

Затем методами математической статистики в группе высоконфликтных и в группе низкоконфликтных детей определялись коррелирующие друг с другом оценки понятий по шкалам и группировались в факторы.

Были получены следующие результаты:

1. Как конфликтным, так и низкоконфликтным детям свойственна низкая когнитивная сложность восприятия, то есть восприятие других и себя в ситуации общения слабо дифференцированно, следовательно, учащиеся начальной школы еще не могут принимать во внимание большое количество аспектов ситуации общения. Как отмечает Н.И. Леонов человек (в нашем случае - группа) с меньшей степенью когнитивной сложности менее «адаптивен в смысле реагирования на ситуацию», менее «способен изменить свое мнение в зависимости от изменений условий окружающей реальности». Психологические особенности возраста еще ограничивают возможности ребенка быть достаточно гибкими в ситуации общения [1, с. 36]. Интересным является и тот факт, что слабая рефлексия у учеников начальной школы (о чем свидетельствует низкая когнитивная сложность) отмечается именно в ситуации общения и не связана с учебной рефлексией.

2. Хотя низкая дифференцированность восприятия ситуации общения свойственна и для группы высококонфликтных, и для низкоконфликтных детей, тем не менее, между этими группами все же есть существенное отличие. Если в группе высоконфлик-тных детей все 14 конструктов жестко связаны между собой, а сама категориальная структура общения очень монолитна, образует один единственный фактор - все предложенные конструкты синонимичны, то в группе низкоконфликтных уже можно выделить два фактора, что свидетельствует о большей по сравнению с конфликтными гибкости и различающей способности в ситуации общения. Связующим звеном для первого фактора выступает понятие «интересный-скучный», вокруг которого группируются все остальные конструкты, за исключением понятия «лидер»; а вот второй фактор как раз и образует понятие «лидер», синонимичное для этой группы понятиям «смелый, «сильный», которые не связаны в сознании этих детей, например, с понятием счастья, приятности (табл. 1).

То есть, очевидно, что дети с низким индексом конфликтности уже дифференцируют в общении понятия власти-подчинения.

Таблица1

Факторные нагрузки в группе низкоконфликтных детей

факторы

1 2

умный 0,973

смелый 0,832 0,468

сильный 0,827 0,518

скромный 0,944

уступающий 0,967

честный 0,983

вежливый 0,987

добрый 0,985

приятный 0,992

интересный 0,997

лидер 0,944

невиновный 0,993

счастливый 0,985

сдержанный 0,963

Затем было построено семантическое пространство группы низкоконфликтных детей. В семантическом пространстве этой группы полярными по конструкту «лидер-подчиненный» выступают взрослые и дети (мама, учительница - полюс «лидер», «смелый», «сильный» и я, мой друг - полюс «подчиненный», «опасающийся», «слабый»). Следовательно, в представлении низкоконфликтных учащихся группы взрослых и детей отличаются друг от друга и обладают разными характеристиками. Можно говорить о том, что у низкоконфликтных детей идет процесс категоризации, с помощью которого они упорядочивают восприятие мира и своего социального окружения. Если для конфликтных детей мир однополярен, то для низкоконфликтных он уже более дифференцирован, что и обеспечивает более дифференцированное поведение. Как подчеркивает Н.И. Леонов, в виде семантического пространства представлен субъективнй опыт индивида [2, с. 88]. Это дает нам основание предположить, что у низкоконфликтных детей в их индивидуальном опыте есть такой тип общения со взрослым, когда взрослый проявляет особый вид активности, включенности в общение с ребенком, выступая носителем норм, а ребенок доверяет ему. Это восприятие взрослого как лидера, активную сторону на этапе первичной социализации в семье и в период начала обучения в школе отличает группу низкоконфликтных от конфликтных детей. Данный вывод согласуется с традиционным для отечественной психологии (согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского) положением о том, что истоки развития высших психических функций ребёнка лежат в отношениях ребёнка со взрослым. Взрослый выступает как носитель средств деятельности (знаков, норм, способов, правил), что становится решающим для социализации ребенка. Однако, способ передачи норм и правил имеет свою специфику, а именно:

60

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

важен характер общения ребенка со значимым взрослым.

Исходя из результатов нашего исследования, можно сделать следующие выводы: конфликтные дети, обучающиеся в начальной школе, характеризуются меньшей по сравнению с низкоконфликтными детьми рефлексивностью в сфере общения. Меньшая рефлексивность обеспечивает и менее эффективное поведение конфликтных детей в ситуациях взаимодействия. Эти дети особенно нуждаются в помощи взрослого как фасилитатора в осмыслении ребенком ситуаций общения. Взрослый, с нашей точки зрения, как бы запускает эту рефлексию. Очевидно, что не всякий взрослый может это

сделать: тут важна позиция, методы взаимодействия, значимость взрослого в жизни ребенка. Если же взрослый занимает только позицию преследователя, ментора, то временность, однополярность восприятия социального окружения конфликтными детьми может стать на долгий промежуток типичной и не получить развития.

Библиографический список

1. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение: Методы изучения. - СПб.: Питер, 2005.

2. Леонов Н.И., ГлаватскихМ.М. Многомерные статистические методы анализа данных в психологических исследованиях. - М.; Воронеж, 2011.

УДК 159.9:916.6

Парфенов Юрий Александрович

кандидат медицинских наук Научно-исследовательская лаборатория по сопровождению делинквентных подростков специального предприятия «Новое поколение»

my-internet@mail.ru

Москаленко Галина Владимировна

Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

galina87@list.ru

ВЛИЯНИЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В СЕМЬЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ПОДРОСТКА

Освещена проблема влияния насилия и жестокого обращения на психику и личность подростков. Доказано, что нарушения, возникающие вследствие перенесенного насилия, затрагивают все уровни развития личности подростка, его эмоциональную и когнитивную сферы, а также поведение, которое может приводить к формированию неблагополучного функционального состояния.

Ключевые слова. жестокое обращение в семье, подростки, страх, насилие, копинг.

Актуальность исследования определена тем, что насилие и жестокое обращение с детьми в обществе и в семье одна из острых проблем в современной психологии. Последствия насилия вызывают тяжелые психологические травмы и оказывают негативное влияние на личность ребенка. Рост числа детей, подвергшихся насилию, трудности выявления его причин и признаков, а также влияния последствий насилия на развитие личности ребенка постоянно требуют внимания исследователей. Изучение психологических особенностей детей, переживших насилие, разработка методов диагностики последствий травматических переживаний и психокоррекционных программ реабилитации этих детей являются востребованными в практике в настоящее время.

Нарушения, возникающие вследствие перенесенного насилия, затрагивают все уровни развития личности ребёнка, его эмоциональную и когнитивную сферы, а также поведение. У детей, перенесших насилие, проявляется множество соматических жалоб, наблюдаются стойкие изменения личности.

Пережитое в детстве насилие приводит к отдалённым последствиям и может становиться одной

из причин преступности и воспроизводства жестокого обращения с детьми в обществе [1-5].

Обобщив определения, приводимые различными зарубежными авторами, можно выделить четыре основные формы жестокого обращения с детьми.

1. Физическое жестокое обращение - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку родителем или лицом, осуществляющим опеку.

2. Сексуальное насилие над детьми - использование ребенка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

3. Пренебрежение - хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка в пище, жилье, медицинском уходе, образовании, защите.

4. Психологическое насилие, в которое включается психологическое пренебрежение (последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность) и психологическое жестокое обращение (унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка, носящие хронический, систематический характер) [1; 3; 5].

© Парфенов Ю.А.,

Москаленко Г.В., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.