Научная статья на тему 'Особенности воспитательной работы с осужденными женщинами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, по поддержанию социально полезных связей с их детьми, воспитывающимися в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей'

Особенности воспитательной работы с осужденными женщинами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, по поддержанию социально полезных связей с их детьми, воспитывающимися в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3367
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОСУЖДЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / СОЦИАЛЬНО ПОЛЕЗНЫЕ СВЯЗИ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ / ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Храброва Е.В.

Воспитательная работа с осужденными проводится в целях их исправления, освоения ими основных социальных функций для успешной адаптации в обществе после освобождения, а также профилактики дальнейшего совершения ими новых преступлений. Отсутствие семьи и поддержки близких делает жизнь осужденной женщины бессмысленной, осложняет процесс адаптации в обществе после отбытия наказания. Как показывает исследование, проведенное сотрудниками ВИПЭ ФСИН России, более 60 % осужденных женщин имеют детей, при этом 15 % из них лишены родительских прав. В соответствии со ст. 72 Семейного кодекса Российской Федерации осужденная женщина может быть восстановлена в родительских правах в случае, если она изменила свое поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка. Однако данным правом осужденные женщины пользуются крайне редко. В исправительных учреждениях должна проводиться воспитательная работа, направленная на формирование и развитие материнских чувств. Особенностями воспитательной работы с осужденными женщинами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, по поддержанию социально полезных связей с их детьми, находящимися в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, являются: реализация индивидуального подхода; формирование материнских чувств, уверенности в себе, потребности в заботе о детях; создание социально реабилитирующей среды в исправительном учреждении; развитие самостоятельности в принятии ответственных решений. Воспитательная работа с осужденной женщиной должна быть комплексной и системной, включать в себя разработку плана индивидуальной работы, организацию и проведение педагогического просвещения матерей, совместный анализ причин необходимости восстановления детско-родительских отношений, проведение ролевых игр с целью формирования навыков воспитания детей, рассмотрение вопросов роли матери в воспитании детей на заседаниях совета воспитателей отряда, собраниях осужденных, проведение конкурсов социальной рекламы, участие в благотворительных акциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Храброва Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of educational work with convicted women serving sentences in the form of imprisonment, maintaining socially useful ties with their children, who are being brought up in the care centers for children left without parental care

Educational work with convicts is carried out with the aim of correcting them, mastering their basic social functions as conditions for successful adaptation in society after release, and also for preventing further committing of new crimes by convicts. Lack of family and support of relatives makes the life of the condemned woman senseless, complicate the process of adaptation in society after liberation. As shown the scientific research made employees by the Vologda Institute of Law and Economics of FPS of Russia, more than 60% of convicted women have children, while 15% of them are deprived of parental rights. In accordance with Article 72 of the Family Code of the Russian Federation a convicted woman may be reinstated in her parental rights if she has changed her behavior, way of life and (or) attitude towards the upbringing of the child. At the same time this right is used very rarely by convicted women. In correctional institutions educational work should be conducted aimed at the formation and development of maternal feelings... Educational work with convicts is carried out with the aim of correcting them, mastering their basic social functions as conditions for successful adaptation in society after release, and also for preventing further committing of new crimes by convicts. Lack of family and support of relatives makes the life of the condemned woman senseless, complicate the process of adaptation in society after liberation. As shown the scientific research made employees by the Vologda Institute of Law and Economics of FPS of Russia, more than 60% of convicted women have children, while 15% of them are deprived of parental rights. In accordance with Article 72 of the Family Code of the Russian Federation a convicted woman may be reinstated in her parental rights if she has changed her behavior, way of life and (or) attitude towards the upbringing of the child. At the same time this right is used very rarely by convicted women. In correctional institutions educational work should be conducted aimed at the formation and development of maternal feelings. The features of educational work with convicted women serving sentences in the form of imprisonment, for maintaining socially useful links with their children who are in the care centers for children left without parental care are: the implementation of an individual approach; the formation of maternal feelings, self-confidence, the need for caring for children; creation of a social rehabilitation environment in a correctional institution; development of independence in making responsible decisions. Educational work with the convicted woman should be comprehensive and systematic, include the development of an individual work plan, the organization and conduct of pedagogical education of mothers, a joint analysis of the reasons for the need to restore child-parent relations, conduct role-playing games in order to form the skills of raising children, in the upbringing of children at meetings of the board of detachment educators, at meetings of convicts, holding social advertising competitions, participating in a charity events. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Особенности воспитательной работы с осужденными женщинами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, по поддержанию социально полезных связей с их детьми, воспитывающимися в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

УДК 376.63:343.8

Особенности воспитательной работы с осужденными женщинами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, по поддержанию социально полезных связей с их детьми, воспитывающимися в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей

е. в. храброва - доцент кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными ВИПЭ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент

Реферат

Воспитательная работа с осужденными проводится в целях их исправления, освоения ими основных социальных функций для успешной адаптации в обществе после освобождения, а также профилактики дальнейшего совершения ими новых преступлений. Отсутствие семьи и поддержки близких делает жизнь осужденной женщины бессмысленной, осложняет процесс адаптации в обществе после отбытия наказания.

Как показывает исследование, проведенное сотрудниками ВИПЭ ФСИН России, более 60 % осужденных женщин имеют детей, при этом 15 % из них лишены родительских прав. В соответствии со ст. 72 Семейного кодекса Российской Федерации осужденная женщина может быть восстановлена в родительских правах в случае, если она изменила свое поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка. Однако данным правом осужденные женщины пользуются крайне редко. В исправительных учреждениях должна проводиться воспитательная работа, направленная на формирование и развитие материнских чувств.

Особенностями воспитательной работы с осужденными женщинами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, по поддержанию социально полезных связей с их детьми, находящимися в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, являются: реализация индивидуального подхода; формирование материнских чувств, уверенности в себе, потребности в заботе о детях; создание социально реабилитирующей среды в исправительном учреждении; развитие самостоятельности в принятии ответственных решений.

Воспитательная работа с осужденной женщиной должна быть комплексной и системной, включать в себя разработку плана индивидуальной работы, организацию и проведение педагогического просвещения матерей, совместный анализ причин необходимости восстановления детско-родительских отношений, проведение ролевых игр с целью формирования навыков воспитания детей, рассмотрение вопросов роли матери в воспитании детей на заседаниях совета воспитателей отряда, собраниях осужденных, проведение конкурсов социальной рекламы, участие в благотворительных акциях.

Ключевые слова: воспитательная работа; осужденные женщины; лишение свободы; социально полезные связи; восстановление родительских прав; формы воспитательной работы.

Features of educational work with convicted women serving sentences in the form of imprisonment, maintaining socially useful ties with their children, who are being brought up in the care centers for children left without parental care

e. v. khrabrova - Associate Professor of the Department of Penal Law and Organization of Educational Work with Convicts of the Vologda Institute of Law and Economics of Federal Penal Service of Russia, PhD. in Pedagogy, Associate Professor

Abstract

Educational work with convicts is carried out with the aim of correcting them, mastering their basic social functions as conditions for successful adaptation in society after release, and also for preventing further committing of new crimes by convicts. Lack of family and support of relatives makes the life of the condemned woman senseless, complicate the process of adaptation in society after liberation.

As shown the scientific research made employees by the Vologda Institute of Law and Economics of FPS of Russia, more than 60% of convicted women have children, while 15% of them are deprived of parental rights. In accordance with Article 72 of the Family Code of the Russian Federation a convicted woman may be reinstated in her parental rights if she has changed her behavior, way of life and (or) attitude towards the upbringing of the child. At the same time this right is used very rarely by convicted women. In correctional institutions educational work should be conducted aimed at the formation and development of maternal feelings.

The features of educational work with convicted women serving sentences in the form of imprisonment, for maintaining socially useful links with their children who are in the care centers for children left without parental care are: the implementation of an individual approach; the formation of maternal feelings, self-confidence, the need for caring for children; creation of a social rehabilitation environment in a correctional institution; development of independence in making responsible decisions.

Educational work with the convicted woman should be comprehensive and systematic, include the development of an individual work plan, the organization and conduct of pedagogical education of mothers, a joint analysis of the reasons for the need to restore child-parent relations, conduct role-playing games in order to form the skills of raising children, in the upbringing of children at meetings of the board of detachment educators, at meetings of convicts, holding social advertising competitions, participating in a charity events.

Keywords: educational work; convicted women; imprisonment; socially useful connections; restoration of parental rights; forms of educational work.

Воспитательная работа с осужденными проводится с целью их исправления, освоения ими основных социальных функций для успешной адаптации в обществе после освобождения, а также профилактики дальнейшего совершения осужденными новых преступлений [4, с. 139].

Основные социальные функции женщины - это роли жены и матери. При этом, как отмечают Ю. М. Антонян и В. Е. Эминов, у женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы, гораздо чаще, чем у мужчин, распадается семья, мужья довольно быстро создают новую семью сразу после осуждения супруги. Так, семья распалась у 11,9 % состоящих в браке мужчин, у 23,5 % женщин; вступили в брак во время отбывания наказания в виде лишения свободы 2,8 % мужчин и 1,2 % женщин [1, с. 171]. Отсутствие семьи и поддержки близких делает жизнь осужденной бессмысленной, осложняет процесс адаптации в обществе после освобождения. Все это влияет на совершение женщиной новых преступлений.

Более половины осужденных женщин (64,2 %) имеют детей, в том числе несовершеннолетних (59,8 %), которые содержатся либо в домах ребенка при исправительных колониях, либо в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей (20 %), либо находятся под опекой и попе-

чительством родителей (51,4 %), супругов (17,2 %), иных лиц (11,4 %) [6, с. 61].

В соответствии со ст. 72 Семейного кодекса Российской Федерации осужденная женщина может быть восстановлена в родительских правах в случае, если она изменила свое поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка. Восстановление в родительских правах осуществляется в судебном порядке по заявлению родителя, лишенного родительских прав [7]. Однако данным правом осужденные женщины пользуются крайне редко. В исправительных учреждениях должна проводиться воспитательная работа, направленная на формирование и развитие материнских чувств. Как писал Ян Амос Коменский, прежде чем воспитывать своего ребенка, матери «сами должны изучить способы обращения со своими сокровищами, согласно с их ценностью, чтобы под их собственным руководством дети начинали возрастать в мудрости и любви», поскольку в первые годы жизни закладываются такие качества, как благочестие, добрые нравы и полезные науки [3].

В процессе организации воспитательной работы с осужденными женщинами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, по поддержанию социально полезных связей с их детьми, воспитывающимися в детских центрах, сотрудники сталкиваются

с рядом проблем. Рассмотрим некоторые из них.

Установление и поддержание социально полезных связей осужденных женщин с детьми возможно, если территориально исправительное учреждение находится близко от места проживания ребенка. Вместе с тем, в 2017 г. 5232 женщины этапированы из следственных изоляторов для отбывания наказания в другие субъекты Российской Федерации из-за отсутствия исправительных учреждений [5, с. 54], что затрудняет и даже делает невозможным общение с детьми и другими родственниками.

Сотрудники отмечают, что до осуждения женщины вели аморальный образ жизни, употребляли спиртные напитки, наркотические вещества, имея детей, не занимались их воспитанием, не обеспечивали им должного ухода и заботы, допускали факты психического и физического насилия. Такие матери руководствуются эгоистическими интересами, смыслом жизни для них является удовлетворение собственных потребностей. Осужденные к лишению свободы женщины осознают и пользуются тем, что наличие детей и поддержание социально полезных связей учитываются при предоставлении условно-досрочного освобождения, переводе в колонию-поселение, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, выездах за пределы исправительного учреждения, изменении условий отбывания наказания. При этом на практике нередки случаи, когда освободившаяся из мест лишения свободы женщина забывает о своей обязанности заботиться о ребенке, получив причитающиеся льготы в виде дополнительного питания, декретного отпуска, облегченных условий труда, просто оставляет в чужом подъезде своего малыша, сняв с него все, что можно продать для покупки наркотических веществ [8, с. 29].

В то же время можно выделить категорию осужденных женщин, которым поддержание социально полезных связей с детьми действительно помогает осознать совершенные ошибки и благодаря вере и поддержке родственников, оказанной в период отбывания наказания, после освобождения взять на себя ответственность по воспитанию детей и уже не допускать совершения противоправных действий.

Решению указанных проблем посвящено исследование, проведенное сотрудниками ВИПЭ ФСИН России. В ходе него было осуществлено анкетирование осужденных

женщин и сотрудников отделов по воспитательной работе с осужденными и групп социальной защиты Республики Коми, Красноярского, Пермского, Приморского и Ставропольского краев, Вологодской и Ростовской областей [9].

Полученные данные свидетельствуют о том, что большая часть осужденных к лишению свободы женщин отбывает наказание за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, - 40 %, совершение насильственных преступлений -35 % (убийство - 22 %, причинение тяжкого вреда здоровью - 13 %), имущественных -19 % (кража - 13 %, мошенничество - 6 %).

В местах лишения свободы осужденные женщины особенно нуждаются во внешней поддержке родных и близких. Как показал опрос, они чаще поддерживают связь с родителями, особенно с мамой - 37 %, детьми - 25 %, братьями с сестрами - 25 %, супругами - 15 %. Больше половины (60 %) опрошенных женщин, осужденных к лишению свободы, имеют детей, при этом 15 % из них лишены родительских прав, около 4 % - в период отбывания наказания. Большая часть (67 %) осужденных женщин, имеющих детей, отметили, что после освобождения планируют проживать совместно со своими детьми. При этом около половины опрошенных сотрудников выразили сомнение в целесообразности проведения работы по восстановлению отношений с детьми, поскольку, выйдя на свободу, женщины продолжают вести асоциальный образ жизни и обнаруживают аддиктивное поведение, при этом не заботятся о своих детях.

Способы поддержания социально полезных связей определены действующим законодательством, однако осужденные женщины по-разному их реализуют. Так, 73 % осужденных женщин для поддержания социально полезных связей используют телефонные звонки, в том числе видеозвонки, 43,4 % ведут переписку с родственниками, 37 % встречаются на краткосрочных и длительных свиданиях, 8 % приглашают родных на дни открытых дверей, 0,9 % отправляют денежные переводы. Особое значение для осужденных женщин имеют свидания с детьми - на данный факт указали 88 % опрошенных.

В настоящее время у осужденных возможность общения с детьми реализуется с помощью новейших технических средств и технологий:

- видеотерминалов, позволяющих осуществлять видеосвидание, которое по зако-

нодательству приравнивается к телефонному разговору;

- систем связи для осужденных через Интернет «Ариадна», «Зонателеком», основанных на ip-телефонии и удешевляющих телефонный звонок на 40-50 %; сервиса «Зонателеком», дающего возможность отправлять и получать электронные письма, совершать денежные переводы;

- службы отправки сообщений «ФСИН-письмо», преимуществами которой являются возможность послать не только письма, но и фотографии в любое удобное время, гарантированная быстрая доставка в случае прохождения цензуры.

Кроме того, для восстановления отношений детей, находящихся на воспитании в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и их матерей, отбывающих наказание в виде лишения свободы, дети (по согласованию с органами опеки и попечительства) могут присутствовать на днях открытых дверей в колонии, смотрах полезных дел в сопровождении воспитателей, а также участвовать в концертах и спектаклях для осужденных женщин. Женщины могут изготавливать на занятиях творческого кружка или студии подарки для детей, находящихся в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Так, осужденные женщины, отбывающие наказание в исправительных учреждениях УФСИН России по Вологодской области, принимают участие в благотворительной акции «Внимание: ребенок!» [2]. На решение проблемы восстановления социальных связей в семье направлена программа «Рождественская елка ангела», волонтеры которой могут передать подарки от мамы и поздравить детей с Рождеством.

Проведенное исследование позволило выявить наиболее популярные формы воспитательной работы с осужденными женщинами, которые используются в деятельности исправительных учреждений: индивидуальные беседы, юридические консультации по восстановлению родительских прав, система занятий социально-правовой подготовки, занятия по изучению основ морально-этических знаний, рассмотрение проблемных вопросов на административной комиссии, совете воспитателей отряда и других собраниях, медицинская помощь имеющим алкогольную и наркотическую зависимости, индивидуальное воздействие членов общественных организаций, попечительского совета, совета родственников. Приоритетной, по мнению большинства со-

трудников (89 %), является индивидуальная форма.

Занятия по социально-правовой подготовке с осужденными к лишению свободы женщинами включают такие темы, как «Значение семьи в жизни общества», «Формирование здорового образа жизни», «Роль матери в жизни ребенка», «Права и обязанности осужденных», «Порядок проведения телефонных переговоров», «Семейные традиции и ценности», «Порядок предоставления свиданий».

Важную роль в воспитательной работе по поддержанию социально полезных связей играет организация досуга осужденных женщин. В связи с этим ежегодно проводятся праздничные концерты, посвященные Новому году, Рождеству, 23 февраля, 8 марта, Дню пожилого человека, Дню матери, Дню Конституции Российской Федерации. Традиционно готовятся конкурсы стихотворений, танцев, монологов, песни, а также дни отрядов. Ежегодно проходит День смотра полезных дел.

Проведенное исследование позволяет обобщить практический опыт, имеющийся в исправительных учреждениях, по организации общения матерей с детьми. Так, 68 % сотрудников отметили, что осужденные женщины изготавливают различные поделки (игрушки, одежду и др.) и отправляют их детям к праздникам, 55 % - то, что устраиваются встречи детей с матерями, отбывающими наказание в виде лишения свободы, 17 % упомянули об участии в проводимой акции «Рождественская елка ангела». В некоторых исправительных учреждениях успешно реализуются воспитательные программы, направленные на социальную адаптацию осужденных женщин и восстановление утраченных социально полезных связей, а также разрабатываются специальные проекты по поддержанию и сохранению последних.

Следует отметить, что перед организацией встречи осужденных женщин с их детьми, находящимися в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и оформлением документов для восстановления родительских прав начальнику отряда, сотрудникам отдела воспитательной работы с осужденными совместно с психологом и социальным работником необходимо:

- провести диагностику мотивации осужденной, оценку безопасности возвращения ребенка в семью, изучить степень сохранности родительских ориентаций женщины, возможности выполнять родительские обязанности;

- создать условия для осознания причин лишения или ограничения в родительских правах;

- осуществить оценку возможностей выполнять родительские обязанности и создавать условия для удовлетворения потребностей ребенка в семье;

- определить характер помощи матери, ориентированной на восстановление родительских функций;

- разработать план индивидуальной работы с осужденной женщиной.

Воспитательная работа с осужденными женщинами по восстановлению социально полезных связей с детьми, находящимися в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, должна осуществляться в соответствии со ст. 110 УИК РФ в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов. Учитывая психологические особенности женщин и их образ жизни до осуждения, приоритет должен быть отдан индивидуальным формам.

На основе проведенного исследования можно выделить четыре группы осужденных женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы:

- матери со стойкими родительскими привязанностями, которые осознали свои ошибки и признают вину, самостоятельно проявляют инициативу по восстановлению в родительских правах, стремятся общаться с ребенком;

- матери со слабо проявляющимися родительскими привязанностями, которые проявляют безразличие, но при постоянном контроле со стороны сотрудников исправительного учреждения, родственников, специалистов органов опеки и попечительства начинают переосмысливать свою жизнь, отношение к ребенку;

- матери с крайне низкими родительскими привязанностями, которые имеют иждивенческую позицию, вину не признают, сами ждут от детей помощи;

- матери, имеющие психические и физические заболевания, которые полностью надеются на коллектив детского дома.

Перечисленные особенности каждой группы определяют содержание воспитательной работы с ними, что должно быть отражено в плане индивидуальной работы.

План индивидуальной работы с осужденной составляется по итогам обследования в карантинном отделении с учетом письменных предложений заинтересованных служб на год и далее ежегодно по результатам

аттестования с учетом психолого-педагогических изменений и рекомендаций [4, с. 141].

В графе «Цели по изменению образа жизни, поведения, по развитию социальных навыков» можно указать: налаживание отношений с ребенком, находящимся в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, для решения вопроса восстановления в родительских правах.

Колонка «Проводимые мероприятия» может содержать следующие значения:

1. Провести диагностику (ответственные - психолог, социальный работник и другие заинтересованные лица) по определению мотивов установления контактов с ребенком (мотивы могут быть разными: как желание иметь льготы в учреждении и после освобождения, например получать детские пособия, так и потребность в душевном контакте с родным человеком, получении в старости опоры в жизни), уровня сохранности родительских представлений, причин распада семьи, материально-бытовых возможностей. На основе полученных данных подготовить рекомендации специалистам и внести конкретные мероприятия в план индивидуальной работы.

2. Провести беседы с осужденной с целью выяснения причин лишения или ограничения в родительских правах, дальнейших жизненных планов, осуществить расчет рисков и анализ событий и факторов, повлиявших на совершение преступления и попадание ребенка в детский дом, осмыслить положительные и негативные последствия восстановления женщины в родительских правах.

3. Дать индивидуальное поручение осужденной, например:

- прочитать книгу о воспитании ребенка и подготовить статью для газеты, издаваемой на территории исправительного учреждения;

- выступить с просветительской информацией о методах поощрения и наказания ребенка в семье (о роли матери (отца, бабушки и дедушки) в воспитании ребенка) на общем собрании осужденных отряда;

- подготовить выступление в радиогазету или телестудию колонии о положительном примере осужденной, которая занимается трудовой деятельностью в колонии и переводит ежемесячно деньги своему ребенку, находящемуся в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

- провести мастер-класс для осужденных отряда по изготовлению подарков де-

тям, находящимся в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

- организовать и провести конкурс социальной рекламы к Дню защиты детей, Дню матери;

- оказать помощь другой осужденной, ребенок которой находится в доме ребенка при исправительной колонии, и другие.

4. Участвовать в программе психологических тренингов (по профилактике алкогольной и наркотической зависимости, самопознанию и принятию себя, саморазвитию и др.).

5. Участвовать в программе лекториев, которые проводятся медиками, психологами, юристами, педагогами и посвящены вопросам семьи и семейного воспитания, повышению санитарно-гигиенической культуры.

6. Получить профессиональное образование (общее образование), трудоустроиться.

7. Написать видеописьмо (письмо) ребенку.

8. Информирование о возможностях получения психологической, социально-педагогической, материальной помощи после освобождения (в рамках школы подготовки к освобождению).

На заседании совета воспитателей отряда начальником отряда зачитывается характеристика на осужденную, при положительной оценке ее поведения в план индивидуальной работы вносятся мероприятия по организации свиданий ребенка с матерью, сборку и оформлению необходимых документов.

К групповым формам воспитательной работы по восстановлению социально полезных связей осужденных женщин и их детей можно отнести следующие: кукольный театр (важно, чтобы женщины самостоятельно шили кукол, костюмы, писали сценарии, выступали в роли актеров и режиссеров, записывали постановки на видео, чтобы удачные спектакли могли видеть их дети), фотостудии (фотографии хранят самые дорогие воспоминания, создают историю человека, семьи и всего рода, способствуют общению, открывают в каждом человеке художника, формируют художественный вкус, развивают эмоциональную сферу), ролевые игры по формированию навыков ответственного материнства (например, в ИК-11 ГУФСИН России по Иркутской области проводится ролевая игра «Школа выживания», призванная помочь женщине найти правильный выход из разных жизненных ситуаций), группы взаимопомощи и другие.

Среди массовых форм, способствующих стремлению осужденной женщины к восстановлению отношений с ребенком (детьми) можно назвать: благотворительные акции (например, «Щедрый вторник», «Чужих детей не бывает», «Внимание: ребенок!»), конкурс короткометражных фильмов «Быть добру!», просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов (например, «Хозяйка детского дома», 1983 г.; «Малыши», 2010 г. и др.), тематический вечер (праздник), посвященный Дню матери, Дню защиты детей (возможно совместно с детьми), спектакль (например, постановка по пьесе Я. Пулинович «Наташина мечта», «Я не вернусь»), воспитательные программы и лектории и др. Важно при этом отметить, что любое из перечисленных мероприятий должно стать событием для участников, обеспечить своеобразный психологический прорыв, выход за пределы имеющегося жизненного опыта.

Далее необходимо определить психолого-педагогические условия, при которых работа по восстановлению социально полезных связей может быть эффективной:

- организация в исправительном учреждении социально реабилитирующей среды;

- наличие профессиональной готовности сотрудников к работе с осужденными женщинами по профилактике аддиктивного поведения, повышению их образовательного и культурного уровня;

- готовность детей к восстановлению отношений с матерью;

- реализация индивидуального подхода с учетом психологических особенностей и мотивации осужденной женщины;

- выявление и учет особенностей личностного статуса матери, степени ее готовности и ресурсности к выполнению родительских функций;

- мониторинг и управление данным процессом во взаимодействии с органами опеки и попечительства, сотрудниками центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, общественными организациями.

Таким образом, особенностями воспитательной работы с осужденными женщинами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, по поддержанию социально полезных связей с их детьми, находящимися в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, являются учет криминологического и психологического своеобразия осужденных женщин, наличия у них алкогольной и (или) наркотической зависимости; отсутствие опыта семейной жизни (в

отношении многих осужденных женщин их родители были лишены родительских прав) и необходимость формирования в связи с этим материнских чувств, уверенности в себе, потребности в заботе о детях; выбор индивидуальных форм работы в условиях созданной социально реабилитирующей среды в исправительном учреждении; развитие самостоятельности в принятии ответственных решений.

Воспитательная работа с осужденной женщиной по восстановлению социально полезных связей должна быть комплексной

и системной, включать в себя разработку плана индивидуальной работы, организацию и проведение педагогического просвещения матерей, совместный анализ причин необходимости восстановления детско-ро-дительских отношений, организацию ролевых игр с целью формирования навыков воспитания детей, рассмотрение вопросов роли матери в воспитании детей на заседаниях совета воспитателей отряда, собраниях осужденных, проведение конкурсов социальной рекламы, участие в благотворительных акциях.

| список литературы

1. Антонян Ю. М., Эминов В. Е. Портреты преступников: криминолого-психологический анализ : моногр. М., 2014. 240 с.

2. В благотворительной акции «Внимание: ребенок!» приняли участие сотрудники и осужденные исправительной колонии № 2. URL: http://www.35.fsin.su/news/detail.php?ELEMENT_ID=408049 (дата обращения: 30.07.2018).

3. Коменский Я. А. Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет. URL: http:// jorigami.ru/PP_corner/Classics/Komensky/01_Comenius_Mother_school.htm (дата обращения: 29.07.2018).

4. Методические рекомендации по эффективной организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях территориальных органов ФСИН России : сб. метод. рекомендаций УВСПР ФСИН России. М., 2018. С. 139-157.

5. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России (январь-декабрь 2017 г.) : информ.-аналит. сб. Тверь, 2018. 358 с.

6. Радочина Т. Н., Данилов Д. Д., Рахмаев Э. С. Проблемы ресоциализации осужденных женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы (пенитенциарный аспект) : моногр. Рязань, 2010. 112 с.

7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017, с изм. от 20.06.2018). URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.07.2018).

8. Соболева А. А. Место рождения - город Мариинск // Преступление и наказание. 2017. № 12. С. 28-29.

9. Янчук И. А., Чернышенко Е. В., Санташова Л. Л. Организация воспитательной работы с осужденными женщинами по поддержанию социально полезных связей : аналит. обзор. Вологда, 2017. 31 с.

| references

1. Antonyan YU. M., EHminov V. E. Portrety prestupnikov: kriminologo-psihologicheskij analiz : monogr. [Portraits of criminals: criminological psychological analysis : monograph]. Moscow, 2014. 240 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. V blagotvoritel'noj akcii «Vnimanie: rebenok!» prinyali uchastie sotrudniki i osuzhdennye ispravitel'noj kolonii № 2 [In the charity event «Attention: child!» was attended by staff and convicts of the penal colony No 2]. Availabel at: http://www.35. fsin.su/news/detail.php?ELEMENTJD=408049 (accessed 30.07.2018). (In Russ.).

3. Komenskij YA. A. Materinskaya shkola, ili O zabotlivom vospitanii yunoshestva v pervye shest' let [Mother's school, or caring education of youth in the first six years]. Availabel at: http://jorigami.ru/PP_corner/Classics/Komensky/01_ Comenius_Mother_school.htm (accessed 29.07.2018). (In Russ.).

4. Metodicheskie rekomendacii po ehffektivnoj organizacii vospitatel'noj raboty s osuzhdennymi v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah territorial'nyh organov FSIN Rossii : sb. metod. rekomendacij UVSPR FSIN Rossii [Guidelines for the effective organization of educational work with convicts in correctional institutions of the territorial bodies of the Federal Penal Service of Russia : collection of methodical recommendations of management of educational, social and psychological work of the Federal Penal Service of Russia.]. Moscow, 2018. P. 139-157. (In Russ.).

5. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy FSIN Rossii (yanvar'-dekabr' 2017 g.) : inform.-analit. sb. [Key performance indicators of the penitentiary system of the Federal Penal Service of Russia (January-December 2017) : information and analytical collection]. Tver, 2018. 358 p. (In Russ.).

6. Radochina T. N., Danilov D. D., Rahmaev E. H. S. Problemy resocializacii osuzhdennyh zhenshchin, otbyvayushchih nakazanie v vide lisheniya svobody (penitenciarnyj aspekt) : monogr. [Problems of re-socialization of convicted women serving prison sentences (penitentiary aspect) : monograph.] Ryazan, 2010. 112 p. (In Russ.).

7. Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.1995 № 223-FZ (red. ot 29.12.2017, s izm. ot 20.06.2018) [Family code of the Russian Federation from 29.12.1995 No. 223-FL (in red. on 29.12.2017, as amended on 20.06.2018)]. Availabel at: http://www.pravo.gov.ru (accessed 30.07.2018). (In Russ.).

8. Soboleva A. A. Mesto rozhdeniya - gorod Mariinsk [Place of birth - Mariinsk town]. Prestuplenie i nakazanie - Crime and punishment. 2017. Iss. 12. P. 28-29. (In Russ.).

9. YAnchuk I. A., CHernyshenko E. V., Santashova L. L. Organizaciya vospitatel'noj raboty s osuzhdennymi zhenshchinami po podderzhaniyu social'no poleznyh svyazej : analit. obzor. [Organization of educational work with convicted women in the maintenance of social ties : an analytical review]. Vologda, 2017. 31 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.