Научная статья на тему 'Особенности воспитательной работы по ресоциализации осужденных'

Особенности воспитательной работы по ресоциализации осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2747
499
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ / RESOCIALISATION OF THE CONVICTED / CORRECTIONAL INSTITUTION / UPBRINGING / EXECUTION OF PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыбак Михаил Степанович, Хаитжанов Азимжан

Проводится анализ процесса ресоциализации лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Особое внимание обращается на воспитательную работу с осужденными, допустившими особо опасный рецидив преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of Upbringing Related to Resocialisation of Prisoners

The article is concerned with the process of resocialisation of persons being imprisoned in closed institutions. It is especially focused on the upbringing work with the convicted.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитательной работы по ресоциализации осужденных»

€ГОШ;Ш;ШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ^^ЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙШЙЙЙЙЙЙЙЙ^

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

УДК 343.848.2/.5

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ

М. С. Рыбак (Саратовская государственная юридическая академия),

А. Хаитжанов (Пензенский государственный университет)

Проводится анализ процесса ресоциализации лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Особое внимание обращается на воспитательную работу с осужденными, допустившими особо опасный рецидив преступлений.

Ключевыге слова: ресоциализация осужденных та; исполнение наказания.

Проблемы, связанные с преступностью и преступлениями, а также с причинами и условиями, способствующими порождению этих явлений, волнуют мир со времен Каина и Авеля. На сегодняшний день в России наиболее остро стоят вопросы о жизни осужденного в исправительном учреждении и в обществе. Замалчивание этих вопросов, которое существовало долгие годы, в настоящее время уже мало кого устраивает. Однако для изменения создавшегося положения кардинальных и решительных мер принимается явно недостаточно. Лица, отбывшие наказание в местах лишения свободы, тем более на особом режиме, воспринимаются обществом как изгои, что выражается в трудностях с поиском работы и созданием семьи, в негативном отношении как со стороны представителей государственных и негосударственных органов, так и со стороны граждан.

Основную группу лиц, нуждающихся в помощи, образуют освободившиеся из исправительных учреждений по отбытии срока наказания. Такая помощь необходима прежде всего в интересах самого же общества, чтобы эти люди не стали преступниками вновь.

Проблемы ресоциализации осужденных к лишению свободы и лиц, освобожденных от наказания, рассматривались в работах В. М. Анисимкова, Ю. А. Алферова, Ю. И. Бытко и др. По общему признанию исследователей, ресоциализация включает в себя исправление, т. е. подготовку осужденного к освобожде-

; исправительное учреждение; воспитательная рабо-

нию, и социальную адаптацию его в обществе.

Следует согласиться с М. И. Енике-евым и О. Л. Кочетковым в том, что ресоциализирующая деятельность исправительных учреждений направлена на решение двух основных задач: 1) исполнения уголовного наказания и ресоциализации личности осужденного; 2) формирования у него качеств, необходимых для адаптированного поведения в обществе [5, с. 375]. Эти авторы справедливо обращают внимание на то, что основная особенность исправительной деятельности органов, исполняющих уголовное наказание, связана с трудновоспитуемо-стью осужденных, что сам факт помещения индивида в исправительное учреждение свидетельствует о наличии у него личностных аномалий. Для успешной работы по ресоциализации осужденных сотрудники исправительных учреждений должны знать личностные особенности каждого из них. Это — сложная и трудоемкая задача, решение которой требует специальных психологических познаний, ориентации в структуре личности, динамике ее поведения, в релевантных (значимых) для нее средствах воздействия.

Исправительное учреждение должно, с одной стороны, моделировать жизнь нормального общества, а с другой — исполнять наказание, устанавливать принудительный порядок его отбывания, т. е. режим (ст. 9. УИК РФ), определяющий не только рамки поведения осужденных,

© Рыбак М. С., Хаитжанов А., 2012

но и границы проведения с ними исправительного воздействия. Соединение этих двух моментов является важнейшей социальной проблемой настоящего времени. Чрезвычайно важно, чтобы в данных условиях не была принижена личность осужденного и чтобы к нему относились как к человеку, а не как к чуждому элементу общества. Как отмечал Г. В. Ф. Гегель, «наказание, карающее преступника... есть вместе с тем его в себе сущая воля, наличное бытие его свободы, его право, — но есть также право, положенное в самом преступнике, т. е. в его наличной сущей воле, в его поступке. Ибо в его поступке разумного существа заключено, что он нечто всеобщее, что им устанавливается закон, который преступник в этом поступке признал для себя, под который он, следовательно, может быть подведен как под свое право» [3, с. 147—148].

Таким образом, процесс ресоциализации не должен формировать у осужденного отрицательные качества, негативно действовать на его психику. В конечном счете человек должен быть открытым и способным формировать положительные качества личности, что является необходимым условием достижения стоящих перед наказанием задач и осуществления процесса ресоциализации осужденного, а затем и его социальной адаптации.

В научной литературе вопрос о стадиях ресоциализации остается дискуссионным. Большинство исследователей, в том числе М. Г. Детков, Н. А. Стручков, И. В. Шмаров и др., утверждают, что ресоциализация проходит два этапа: пенитенциарный, т. е. этап подготовки осужденного к освобождению, и постпе-нитенциарный — социальной адаптации после отбытия срока наказания. Соглашаясь с этим мнением, добавим, что выделенные этапы неоднородны и могут быть разделены на ряд стадий.

На наш взгляд, начинать исправительный и воспитательный процесс надо с изучения личности осужденного и отнесения его к одной из классификационных групп. По справедливому мнению Н. А. Стручкова, «чтобы действительно

индивидуализировать исполнение наказания, нужно „поближе“ подойти к каждому осужденному и в то же время остаться в разумных рамках общей требовательности... Нужно поделить осужденных на определенные группы и категории» [6, с. 176—177].

Исходя из вышесказанного, первой стадией ресоциализации на пенитенциарном этапе следует считать отнесение осужденного к положительной, отрицательной либо нейтральной социальной группе. Как показывает практика, абсолютное большинство осужденных (85— 90 %), содержащихся в исправительном учреждении, образуют неофициальные группы в количестве от 2 до 10 и более человек. Сотрудники исправительных учреждений должны стимулировать положительные внутригрупповые и межгруппо-вые контакты, что создает благоприятные условия для формирования коллектива осужденных и микроклимата в нем. В первую очередь это достигается в группах осужденных, которые имеют небольшие сроки наказания — один или два года лишения свободы, легко поддаются воздействию и не имеют устойчивой связи с общественно опасными социальными группами, состоящими из криминальных авторитетов. Точное определение принадлежности осужденного к соответствующей микросреде (положительной, отрицательной или нейтральной) облегчает дальнейшую ресоциализацию и подготовку осужденного к освобождению.

Второй стадией ресоциализации мы считаем прохождение осужденными всех трех ступеней исправления, сопровождающихся аттестацией администрации учреждения: участие в общественной жизни бригады, отряда, исправительного учреждения и в общественно полезном труде; повышение своего профессионально-технического и общеобразовательного уровня; оказание материальной помощи семье либо родственникам, престарелым родителям, несовершеннолетним детям и т. д.

Воспитательная работа, проводимая на высоком профессиональном уровне и в комплексе, является третьей стадией ресоциализации осужденного.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В последнее десятилетие ошибочная тенденция к свертыванию воспитательной работы в местах лишения свободы и увеличению мер режимного характера отрицательно отразилась на состоянии преступности в нашей стране. Мы полагаем, что воспитательная работа — это не просто стадия ресоциализации осужденных, а средство достижения их исправления, представляющее собой сложный комплекс мероприятий трудового, правового, эстетического, физического, педагогического и образовательного характера. В подтверждение этой мысли ст. 9 УИК РФ воспитательную работу относит к числу средств исправления осужденных. Воспитательная работа в исправительных учреждениях, особенно с положительной социальной группой, должна быть направлена на ликвидацию отрицательных взглядов и отношения личности к лишению свободы; на формирование у осужденного социально полезных взглядов и представлений. Проводимая воспитательная работа должна отвечать требованиям обоснованности, внутренней логичности и последовательности.

В качестве положительного примера может быть рассмотрен опыт, накопленный в Республике Мордовия. Начальником УФСИН по РМ издан приказ об организации «Школы подготовки осужденных к освобождению». На основании данного приказа разработано и утверждено соответствующее положение. Такая школа организована в ФБУ ИК-1 особого режима, куда осужденные с большим желанием приходят два раз в месяц. В этой же колонии организована церковная воскресная школа, где в настоящее время обучаются 17 осужденных. Воспитательной работой занимаются не только сотрудники исправительного учреждения, но и церковные служители. В данном учреждении большое внимание уделяется общеобразовательному и профессиональному обучению отбывающих наказание. В профессиональнотехническом училище они обретают специальности швеи-моториста, электрика, сварщика, столяра, кровельщика, кулинара, строителя с получением диплома го-

сударственного образца, т. е. овладевают теми профессиями, которые востребованы сейчас. Ежеквартально вывешивается в отрядах, печатается в собственной малотиражной газете «Дубрава» список вакансий рабочих мест с полным обеспечением социального пакета.

В колонии на высоком уровне поставлена культмассовая и спортивная работа во всех учреждениях. Осужденные создали свой Клуб веселых и находчивых и участвуют в состязаниях с другими исправительными учреждениями. В течение пяти лет среди женщин проводится конкурс «Мисс очарование». Мужская половина имеет возможность помериться силой в спортивных состязаниях, например, в соревнованиях по пятиборью, включающих толкание ядра, подъем гири, подтягивание на турнике, бег на короткие дистанции и прыжки в длину. Участие осужденных в этих и подобных мероприятиях является стимулом исправления и возвращения в общество с другим мировоззрением.

Во всех колониях большое внимание уделяется восстановлению социально полезных связей. Так как сроки наказания на особом режиме большие, что приводит к утрате указанных связей, сотрудники исправительных учреждений принимают непосредственное участие в розыске родных и близких освобождающегося осужденного, помогают завязаться переписке и, если это возможно, организовывают их встречу. Работа ведется во взаимодействии с правоохранительными органами, центрами по трудовой занятости населения, социальными службами (пенсионным отделом, отделом по инвалидности), реабилитационными центрами различных регионов и городов Российской Федерации.

Что касается постпенитенциарного этапа, то следует сказать, что на сегодняшний день Министерство юстиции и система исправительных учреждений проводят все доступные мероприятия, которые способствуют ресоциализации осужденных после освобождения из мест лишения свободы. Однако этот процесс часто замораживается и сходит на нет там, где заканчиваются функции ис-

правительных учреждений. Например, учреждение проводит комплекс мероприятий по подготовке осужденного к освобождению: осуществляет обучение законодательным актам, дает рекомендации по преодолению трудностей, командирует освободившегося, а в некоторых случаях (если это инвалид I—II группы) сопровождает до места назначения. После этого человек теряется из виду и судьба его становится неизвестной, потому что органам местного самоуправления она неинтересна. Между тем ресоциализация освободившегося из мест заключения осужденного и недопущение рецидива преступления зависят от деятельности всех государственных и негосударственных структур нашего общества.

О необходимости введения в законодательство ресоциализации как цели уголовного наказания говорят многие исследователи. Так, Р. Г. Галикеев и Ю. В. Ча-кубаш утверждают: «Сегодня речь идет об отказе от исправления как цели уголовного наказания или, вернее, подмене ее так называемым „юридическим ис-правлением“, под которым понимается несовершение человеком повторного преступления под страхом перед наказанием. Несомненно, что в демократическом государстве должна и будет преобладать ориентация на реализацию цели социальной реабилитации преступников» [2, с. 133—134]. Подобная цель закреплена в законодательстве ряда зарубежных государств — Франции, ФРГ, Швеции и др.

Следует согласиться с И. И. Евтушенко, которая считает, что «законодательное закрепление ресоциализации осужденного как цели уголовного наказания позволит достигнуть другую его цель — специальное предупреждение преступлений. Наше общество заинтересовано в коренной переделке сознания осужденного, и поэтому законодатель должен не ограничиваться достижением исправления, а требовать закрепления у личности свойств и привычек, которые исключают возможность совершения преступления. Государство, наказывая преступника, должно принять все воз-

можные ресоциализационные меры, чтобы он более не совершал преступлений» [4, с. 52].

При исследовании вопроса о ресоциализации лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, нами было проведено анкетирование среди осужденных и сотрудников администрации учреждения: заместителей начальника по безопасности и оперативной работе, начальников отряда. Ответы тех и других на поставленные вопросы были парадоксально одинаковыми. В них подчеркивалась необходимость приобретения осужденными специальности с учетом индивидуальных интересов. Отмечалось, что до освобождения осужденного должна быть достигнута договоренность с организациями и учреждениями о будущей заработной плате и месте его проживания. В конечном счете все опрошенные констатировали: «Кто первый склонит к себе освобождающегося, кто первый к себе возьмет, к тому он и пойдет. Все зависит от отношения к нему».

Сказанное со всей очевидностью свидетельствует о том, что органам государственной власти, местному самоуправлению необходимо принять неотложные меры по ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Уголовная политика любого государства направлена в первую очередь на снижение уже существующего уровня преступности. Применение для достижения этих целей конкретных средств и методов зависит от экономических и политических возможностей, исторических и культурных ценностей той или иной страны. Важно, что всеми государствами признается необходимость предупреждения совершения новых преступлений лицами, ранее подвергавшимися мерам уголовной ответственности. Для решения сходных проблем по ресоциализации осужденных в России представляется возможным имплементировать опыт зарубежных стран.

Наиболее низкий уровень рецидивной преступности в настоящее время наблюдается в Японии. Этот уникальный факт разные ученые объясняют по-разному:

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

однородной островной национальной структурой населения и единством языка, недопущением систематического притока представителей других народов в течение длительного времени; присущей японцам специфической логикой отношений (уважительное отношение к старшим, забота о них и младших); эффективностью принятых законодательных актов и деятельности правоохранительных органов.

Уголовная политика Японии направлена на предотвращение преступности и предусматривает меры постпенитенци-арного воздействия на преступника. Основным принципом уголовно-исполнительной политики является принцип «экономии репрессии», основанный на понимании того, что суровость и массовость наказаний не могут сдержать преступность. Концепция исполнения наказания в виде лишения свободы, заложенная в законодательстве, состоит в социализации обращения, т. е. в обеспечении ресоциализации заключенных, включая участие добровольных сотрудников службы защитного надзора. Созданы и реально функционируют органы реабилитационной защиты: центральные и районные комиссии и состоящие при них пункты защитного надзора, задачей которых является оказание помощи бывшим осужденным в ресоциализации [7, с. 126—127].

С точки зрения рассматриваемой проблемы немаловажный интерес представляет реабилитационный опыт работы таких стран, как США и Канада. Здесь уже давно в отношении осужденных используются исправительные программы (так называемое обращение), построенные на положениях современной психологической науки. Основной принцип таких программ заключается в признании того факта, что преступник обладает определенными потенциальными возможностями для развития в нем положительных человеческих качеств, а следовательно, и способности начать новую жизнь законопослушного гражданина [1].

С целью скорейшей ресоциализации и адаптации преступника в обычной среде, а также недопущения рецидивной преступности английская администрация пенитенциарного учреждения за месяц до условно-досрочного освобождения разрешает осужденному в дневное время выходить за пределы учреждения, посещать различные предприятия для трудоустройства и решения социальных вопросов, а также вопроса о квалификации его деятельности после освобождения.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что апробированный и давший положительные результаты опыт зарубежных государств в ресоциализации осужденных может быть использован в Российской Федерации в процессе реформирования уголовного и уголовноисполнительного права, а также уголовно-исполнительной системы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананиан, Л. Л. Когнитивно-поведенческий тренинг в реабилитации осужденных : опыт федеральной службы Канады (научно-аналитический обзор) / Л. Л. Ананиан // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. — Сер. 4, Государство и право : РЖ. — 1998. — №2. — С. 192—231.

2. Галикеев, Р. Г Ресоциализация как цель исполнения наказания / Р. Г. Галикеев, Ю. В. Чаку-баш // Материалы Межвуз. конф. «Биологическое и социальное в личности преступника и проблемы ее ресоциализации». — Уфа, 1994. — С. 133—134.

3. Гегель, Г. В. Ф. Философия права/ Г. В. Ф. Гегель. — Москва : Мысль, 1990. — 528 с.

4. Евтушенко, И. И. Условно-досрочное освобождение осужденных к лишению свободы и их ресоциализация : монография / И. И. Евтушенко ; Волг ГТУ. — Волгоград, 2005. — 174 с.

5. Еникеев, М. И. Общая, социальная и юридическая психология : краткий энциклопедический словарь / М. И. Еникеев, О. Л. Кочетков. — Москва : Юрид. лит., 2002. — 448 с.

6. Стручков, Н. А. Советская исправительнотрудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью / Н. А. Стручков. — Саратов : Изд-во Са-рат. ун-та, 1970. — 271 с.

7. Уэда, К. Преступность и криминология в современной Японии : пер. с яп. / К. Уэда ; под общ. ред. и с вступ. ст. Н. Ф. Кузнецовой и В. Н. Еремина. — Москва : Прогресс, 1989. — 256 с.

Поступила 30.09.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.