Научная статья на тему 'Особенности военно-экономического обоснования путей развития образцов вооружения в современных условиях'

Особенности военно-экономического обоснования путей развития образцов вооружения в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3513
570
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / модернизация / система вооружения / военная техника / средства вооруженной борьбы / военно-экономическая эффективность / валовой внутренний продукт / экспортный потенциал / the Armed Forces / Modernization / the armament system / military equipment / instruments of war / military-economic efficiency / Gross domestic product / export potential

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левшаков Виктор Геннадьевич

Автор, используя основные положения теории военно-экономического анализа и теории вооружения, раскрывает сущность методологического подхода к выбору основных направлений совершенствования средств вооруженной борьбы общего назначения в современных условиях с позиции оценки военно-экономической эффективности планируемых мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using basic theory of the military-economic analysis and armament theory, the author reveals the methodical approach to the choice of basic directions for perfection of general purpose instruments of war in modern conditions from a perspective of an estimation of military-economic efficiency of planned measures.

Текст научной работы на тему «Особенности военно-экономического обоснования путей развития образцов вооружения в современных условиях»

Левшаков В. Г.

ОСОБЕННОСТИ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ ОБРАЗЦОВ ВООРУЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Современная геополитическая обстановка требует от государства строительства военной организации, способной сдерживать, а при необходимости и эффективно отражать существующие и прогнозируемые угрозы.

Обеспечение военной безопасности страны напрямую зависит от уровня развития экономических, военно-технических, общественно-политических систем государства, а также от доктринально-правовой базы, определяющей основные понятия и систему официальных взглядов на защиту национальных интересов Российской Федерации военными средствами.

Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ № 146 от 5 февраля 2010 г., в качестве одного из основных направлений совершенствования военной организации государства определяет поддержание и совершенствование технического уровня вооружения и военной техники (далее - ВВТ) в соответствии с задачами и предназначением Вооруженных сил и других войск, с формами и способами их применения, с экономическими возможностями страны и с мобилизационным потенциалом промышленности [5].

В 2009 г. в программной статье «Россия, вперед!», а также в Послании Федеральному Собранию Президентом Российской Федерации в качестве основного условия по обеспечению военной безопасности сформулирована задача по техническому перевооружению ВС РФ, других войск и формирований, и по приведению их структуры в соответствие с существующими и прогнозируемыми угрозами военной безопасности России [9; 10].

В настоящее время в ВС РФ продолжает осуществляться комплекс мероприятий, направленный на переход к качественно новому их облику на основе мобильных и вооруженных современными образцами вооружения новых организационноштатных формирований. В условиях спада отечественного производства, вызванного мировым экономическим кризисом и наличием бюджетного дефицита РФ в размере 6,3-6,4% от ВВП (данные 2009 г.), руководство страны проводит комплексную поли-

1

тику, направленную на снижение последствий глобальной рецессии для социальноэкономических систем государства. Основные направления политики преодоления негативных последствий финансового кризиса состоят в оптимизации государственных расходов, увеличении эффективности принимаемых решений, осуществлении мероприятий по экономии бюджетных средств. В этих условиях особую актуальность приобретает военно-экономическое обоснование направлений качественного совершенствования образцов ВВТ, обеспечивающее поиск наиболее экономически выгодных путей их развития в условиях финансовых и производственнотехнологических ограничений.

В общем случае при проведении военно-экономических исследований по обоснованию вариантов развития образцов вооружения в качестве основного условия используется критерий военно-экономической эффективности «эффективность -затраты - время», позволяющий оценить приращение целевой эффективности при соотнесении с затратами на ее достижение за определенное время [3, с. 9]. Поскольку составляющие данного критерия применительно к планам развития образцов ВВТ являются, как правило, взаимозависимыми величинами, то решение оптимизационных задач в рамках проведения военно-экономического обоснования различных вариантов совершенствования образцов ВВТ может быть сведено к нахождению экстремального значения одного из показателей при заданных ограничениях для других показателей.

При рассмотрении вопросов планирования развития системы средств вооруженной борьбы общего назначения (СОН), как наиболее массовой подсистемы системы вооружения, в качестве понятия целевой эффективности выступает боевая эффективность данной военно-технической системы. В этом случае полагается, что боевая эффективность мероприятий по обеспечению связи и управления войсками, по тыловому и техническому обеспечению оценивается той долей, которую вносят соответствующие виды техники и личный состав в общий результат в условиях боевой обстановки.

Под экономической эффективностью применительно к военноэкономическим исследованиям обычно понимается соотношение между экономическим эффектом (оцениваемым по завершении процесса) и затратами ресурсов, необходимых для достижения требуемой боевой эффективности системы за заданный интервал времени [3, с. 50]. В то же время в ряде случаев, особенно когда речь идет о сравнительной экономической эффективности различных предполагаемых вариантов

развития системы СОН (или отдельного типа ВВТ), в качестве понятия экономической эффективности наиболее удобно рассматривать разность между стоимостными оценками выполнения определенного (неизменного) объема задач, решаемых рассматриваемой системой (или парком отдельного однородного типа средств), при рациональном способе развития и при любом другом, отличном от рационального. В этом случае также задается уровень достигаемой целевой (боевой) эффективности и интервал времени.

В зависимости от ряда внешних и внутренних факторов, определяющих состояние международной и региональной безопасности, а также от возможностей социально-экономических систем государства по удовлетворению потребности ВС РФ в образцах ВВТ, при осуществлении исследований по обоснованию перспектив развития вооружения возможна постановка как прямой оптимизационной задачи по максимизации целевой эффективности при заданном уровне финансирования, так и поиск решений, направленных на рациональное расходование бюджетных средств при осуществлении процесса военного строительства.

Анализ изменения состояния парка основных СОН в ВС РФ за последние два десятилетия [11, с. 80] показывает, что процесс морального и физического старения, выхода в ремонт и на списание практически для всех типов ВВТ из года в год имеет тенденцию к прогрессирующему нарастанию. Кроме того, несмотря на достаточно высокую обеспеченность частей и соединений основными типами образцов (достигнутую в основном за счет сокращения числа формирований), продолжает снижаться доля современных средств из-за малых объемов поставок новых образцов вооружения [4, с. 42].

Сложившееся положение дел приводит к ограничению возможностей группировки войск ВС РФ по решению возложенных на них задач, что требует выработки и реализации комплекса мер по обеспечению переоснащения (дооснаще-ния) системы вооружения, особенно в части системы СОН, как наиболее массовой. Ограниченность финансирования не позволяет в рамках государственной программы вооружения обеспечить полномасштабное переоснащение ВВТ [2, с. 61]. В этих условиях особую актуальность приобретает задача максимизации экономической эффективности при реализации качественного развития образцов вооружения и военной техники и парка ВВТ в целом, обеспечивающей достижение заданного уровня его боевой эффективности.

Под реализацией качественного развития применительно к совершенствова-

нию системы вооружения понимаются процессы создания новых или модернизации существующих образцов ВВТ и оснащения ими войск.

Образец ВВТ, как объект военно-экономических отношений, представляет собой товар, имеющий определенные собственные характеристики во времени. То есть процесс создания и эксплуатации вооружения последовательно включает в себя следующие этапы: разработку вооружения (НИОКР), его опытное и серийное производство, эксплуатацию в ходе боевой подготовки и плановый капитальный ремонт, а также утилизацию при выводе из боевого состава, определяемые, как фазы жизненного цикла образца ВВТ. Основное отличие образцов ВВТ от промышленных товаров и услуг состоит в том, что комплексы и системы вооружения создаются для решения специфических задач по обеспечению военной безопасности страны, и потому в качестве целевого показателя полезности образца ВВТ, как товара, в первую очередь, выступает степень соответствия решаемым боевым задачам. Это означает, что образцы (комплексы, системы) вооружения должны обладать такой степенью технологического совершенства, которая позволяет с заданной вероятностью обеспечивать их решение. Для оценки технологического совершенства образцов ВВТ в настоящее время предлагается достаточно развитый методический аппарат, направленный на выражение боевой мощи вооружения (или других оперативно-тактических возможностей - для обеспечивающих средств) через набор показателей, представляющих собой оценку интегральной свертки соотношений между соответствующими характеристиками рассматриваемых образцов ВВТ и выбранных опорных (эталонных) образцов-аналогов (существующих или перспективных, отечественных или зарубежных).

Вместе с тем, следует отметить, что, по сравнению с достаточно развитым методическим аппаратом определения прироста целевой эффективности, экономические аспекты при проведении исследований по обоснованию перспектив развития вооружения сводятся в основном к рассмотрению стоимостных показателей стадий НИОКР и серийных закупок образцов ВВТ [2, с. 79]. Данное обстоятельство обосновывает необходимость расширения структуры экономических показателей, использующихся при обосновании долгосрочных планов развития вооружения.

Очевидно, что решение задач обеспечения военной безопасности в течение долгосрочного планового периода (например, на 10-15 лет) требует немалых экономических затрат на постоянное поддержание системы ВВТ в боеготовом состоянии.

В частности, анализ ряда источников [1, с. 21; 6, с. 37] показывает, что эксплуатационные расходы в течение срока службы для самолетов производства 1950-1960-х годов в три с лишним раза превысили их закупочную стоимость. Для более современных самолетов (выпуска 1990-х годов) эксплуатационные расходы уже более чем двукратно превосходят затраты на их приобретение. (Например, для самолетов типа Су-25 стоимость эксплуатации в течение жизненного цикла составляет до 230% от стоимости производства, при этом наибольшая доля расходов - от 28% и выше - связана с капитальным ремонтом и заменой двигателей, а средняя стоимость такого капремонта на предприятиях промышленности составляет от 15% до 30% от закупочной цены авиадвигателя.)

В зарубежных армиях имеют место сопоставимые тенденции. Отличие только в том, насколько надежными являются те или иные подсистемы образцов ВВТ (узлы и агрегаты), поскольку данный фактор оказывает значительное влияние на объемы капитальных и текущих ремонтов. Так, для самолетов Б-16 ВВС США стоимость работ и услуг в течение жизненного цикла изделия составляет 170.. .200% от стоимости закупки, китайский самолет 1-7 требует на эксплуатационные расходы 250.280% от затрат на закупку, самолеты израильских ВВС, в т.ч. Б-16, обеспечиваются для поддержания летной годности мероприятиями стоимостью 180.200% от закупочной цены.

Учитывая, что срок эксплуатации образца ВВТ может достигать нескольких десятков лет, то говоря об экономических показателях при обосновании планов развития образцов ВВТ необходимо понимать, что речь может идти не только (и не столько) о стоимости проведения НИОКР и организации серийных закупок, а скорее о затратах, обеспечивающих достижение войсками определенного уровня боевых возможностей и поддержания его на всем планируемом периоде эксплуатации, которые складываются:

из затрат на оснащение ВС необходимыми ВВТ (включая стоимость разработки, если существующие образцы не удовлетворяют перспективным требованиям войск);

из эксплуатационных расходов на содержание ВВТ и необходимых служб, обеспечивающих поддержание боеготового состояния техники в мирное время и экологическую безопасность деятельности ВС;

из затрат на плановую ежегодную боевую подготовку войск (которая, как известно, предполагает и тренажерную подготовку, и учебно-боевое применение ВВТ

в реальных условиях) - данный вид расходов дает условное представление о стоимости участия в реальных боевых действиях (без учета расходов на восполнение потерь), если планы боевой подготовки охватывают различные аспекты применения ВВТ в боевых условиях.

Сравнительная оценка таких затрат в зависимости от исследуемых путей перспективного развития образцов ВВТ как раз и позволяет оценить экономическую эффективность различных вариантов совершенствования системы СОН при условии, что для каждого из вариантов требуемый общий уровень решения задач данной системой (или отдельно рассматриваемым парком ВВТ определенного типа) и общий объем подлежащих реализации за плановый период планов боевой подготовки является неизменным.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что понесенные из государственного бюджета общие расходы на совершенствование образцов ВВТ того или иного типа и на развитие их парка в соответствии с заданными требованиями по целевой эффективности в некоторой степени могут быть частично скомпенсированы за счет экспортных поставок ВВТ рассматриваемого типа. Причем, при оценке данного фактора на первый план выходит конкурентоспособность образца ВВТ на мировом рынке вооружений, анализ конъюнктуры рынка и оценка потенциального объема контрактов на поставки исследуемого образца ВВТ (модификации) инозаказчику.

Очевидно, что вопрос исследования экспортного потенциала совершенствуемых образцов ВВТ и его влияния на оценку сравнительной экономической эффективности различных путей их развития является многоаспектным.

С одной стороны, повышение качественных характеристик ВВТ, особенно в случае, если на сегодняшний день отечественный образец значительно уступает мировому уровню, позволяет рассчитывать на отвоевание определенных экспортных позиций у стран-конкурентов, учитывая, что стоимость российского вооружения может быть ниже, чем у зарубежных аналогов, и при этом все равно будет сохраняться определенный уровень экспортной прибыли.

С другой стороны, влияние качественного развития образцов ВВТ на экономическую эффективность экспортных поставок ограничено рамками требований по нераспространению отдельных технических решений и технологических секретов, а также по недопущению на внешний рынок образцов наступательных вооружений, представляющих по своим характеристиками значительную угрозу

для ВС РФ и для безопасности РФ в целом.

Кроме того, при рассмотрении баланса внутреннего и экспортного спроса на усовершенствованные образцы вооружения необходимо исходить из располагаемой производительности предприятий ОПК по выпуску конкретных типов продукции. И в этом смысле получение дополнительной экспортной прибыли от совершенствования ВВТ может играть важную роль в модернизации собственной промышленной базы предприятий, что в свою очередь способно повысить их производительность и, в конечном итоге, частично снизить себестоимость выпускаемых средств за счет повышения серийности.

В целом влияние экспортной составляющей при обосновании путей развития образцов ВВТ нельзя не учитывать, поскольку, несмотря на негативные последствия мирового финансового кризиса, общемировые объемы закупок ВВТ демонстрируют стабильную динамику роста. По оценкам международных экспертов, рекордным стал 2008 г., когда общемировой объем поставок продукции военного назначения составил 59,74 млрд. долларов1, а сумма экспортных контрактов превысила 101 млрд. долларов. Россия в списке стран-экспортеров оружия занимает второе место, уступая лишь США [7]. При этом, как отмечено А.В. Фоминым , «... ежегодный экспорт российского вооружения и военной техники в ближайшие несколько лет составит 9-10 млрд. долларов» [8].

Особенно актуальны вопросы совершенствования отечественного ВВТ в сфере развития военно-технического сотрудничества со странами СНГ. В настоящее время суммарный годовой военный бюджет этих стран составляет более 20 млрд. долларов, а на вооружении их армий в основном находятся образцы ВВТ советского производства. Учитывая моральное старение значительной части парка такого ВВТ, потенциальный объем рынка поставок и модернизации вооружения для стран СНГ, по оценкам военных аналитиков, может составить до 30 млрд. долларов. Только в части ударных и военно-транспортных самолетов и вертолетов государствам СНГ в ближайшие годы потребуется закупить продукции на 5-7 млрд. долларов [12, с. 17].

Таким образом, основными особенностями военно-экономического обоснования путей развития вооружения в современных условиях являются: необходимость при оценке экономической эффективности тех или иных вариантов совершенствования образцов ВВТ рассмотрения, помимо непосредственных затрат на создание

1 Здесь и далее исчисление объемов финансирования представлено в долларах США. - В.Л.

2 Фомин Александр Васильевич - первый заместитель директора Федеральной службы по военнотехническому сотрудничеству Российской Федерации. - В.Л.

(или модернизацию) и на закупки ВВТ, различных составляющих эксплуатационных расходов и затрат на обеспечение боевой подготовки войск в течение исследуемого планового периода (или срока службы), а также учет положительного компенсирующего влияния повышения экспортной прибыли при потенциальном росте объемов экспортных контрактов с инозаказчиками - в зависимости от конкурентоспособности совершенствуемых отечественных образцов ВВТ на мировом рынке вооружений. Кроме того, рост объемов сотрудничества с зарубежными странами по линии ВТС, особенно с государствами СНГ, в значительной степени способствует укреплению региональной военно-политической стабильности, повышению авторитета РФ на мировой арене, как одного из крупнейших военно-политических полюсов и, в конечном итоге, непосредственному повышению безопасности Российской Федерации.

* * *

1. Анцелович Л.Л. Надежность, безопасность и живучесть самолета. М.:Машиностроение, 1985.

2. Буренок В.М., Косенко А.А., Лавринов Г.А. Техническое оснащение Вооруженных сил Российской Федерации: организационные, экономические и методологические аспекты. М: Изд. дом «Граница», 2007. 720 с.

3. Викулов С.Ф. Военно-экономический анализ. М: Военное издательство, 2001.

4. Викулов С.Ф., Лавринов Г.А. Методологические вопросы экономического обеспечения военного строительства // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. № 18. М., 2007. С. 39-59.

5. Военная доктрина Российской Федерации // Российская газета. 2010. 10 февр.

6. Зюскевич А.Е. Поставки рядом стран СНГ в третьи страны комплектующих изделий и ЗИП к ПВН, полученных от российских предприятий, как угроза экономическим интересам России // Информационный бюллетень ФГУП «Рособоронэкспорт». 2006. № 2.

7. Интервью генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» А.Исайкина // иКЬ:’^^^гое.ги.

8. Интервью первого заместителя директора ФС ВТС А. Фомина // иКЬ:’^^^Г8У18.§0У.ги/та1ег1а18.

9. МедведевД.А. Россия, вперед! // Российская газета. 2009. 26 янв.

10. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2009. 13 нояб.

11. Савинский П. Ф. Проблемы финансового обеспечения обороны страны // Вооружение и экономика. 2009. № 6. С. 75-88.

12. Яремчук Н.В., Молодых Ж.В. Военно-техническое сотрудничество России с государствами-участниками СНГ в современных экономических условиях // Военно-экономический вестник. 2004. № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.