Научная статья на тему 'Особенности внутрифирменного планирования промышленных компаний'

Особенности внутрифирменного планирования промышленных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харитонова П. В.

В современных рыночных условиях значимую роль для руководителей представляет планирование в управлении деятельности промышленного предприятия. Трудности возникают по вопросам: планировать, не планировать, как планировать. Несмотря на литературу, представленную по данному вопросу, трудности планирования возникают вновь и вновь, что доказывает актуальность рассмотрения внутрифирменного планирования в данной статье в целях активизации хозяйственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Харитонова П. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности внутрифирменного планирования промышленных компаний»

и неустойчивости финансового состояния предприятия [6, с. 84].. Взаимосвязь активов и пассивов баланса показана в табл. 1.

Таблица 1

Взаимосвязь активов и пассивов [7, с. 85]

Долгосрочные активы (основной капитал) Собственный основной капитал и долгосрочные активы

Текущие активы (рабочий капитал) Постоянная часть Собственный оборотный капитал

Переменная часть Краткосрочный заемный капитал

Однако при таком подходе не учитывается еще одна сторона финансового менеджмента - организационно-управленческая. Речь в данном случае идет об организации и функционировании финансово-экономической службы и предприятия и ее роли в создании механизма управления финансовой устойчивостью предприятия.

Список литературы:

1. Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий: учебное пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Дело и сервис, 2009. - 368 с.

2. Балабанов Н.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 412 с.

3. Бердякова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. - М: ИНФРА-М, 2008. - 366 с.

4. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. - М.: Ника-Центр, 2009. - 592 с.

5. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 356 с.

6. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 3 изд., перераб., доп. - М.: Бух. учет, 2008. - 364 с.

7. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 428 с.

ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЙ

© Харитонова П.В.*

Братский государственный университет, г.Братск

В современных рыночных условиях значимую роль для руководителей представляет планирование в управлении деятельности промышленного предприятия. Трудности возникают по вопросам: планировать, не

* Ассистент кафедры Менеджмента и информационных технологий.

планировать, как планировать. Несмотря на литературу, представленную по данному вопросу, трудности планирования возникают вновь и вновь, что доказывает актуальность рассмотрения внутрифирменного планирования в данной статье в целях активизации хозяйственной деятельности.

Ключевые слова: планирование, промышленность, внутрифирменное планирование, культура организаций.

В условиях структурных преобразований стратегическое управление экономикой приобретает особую актуальность, что указывает на необходимость выявления причинно-следственных связей в бизнесе между потребностью в ресурсах и способностью эффективно их использовать.

Нестабильность внешней и внутренней среды заставляет отказываться от чисто количественных оценок, а ситуация ориентирует на качественное понимание ситуации и обеспечение гибкости реагирования на изменения. В качестве инструмента здесь можно рассматривать методы оптимизации предпринимательских процессов, учитывая условия неполной информации, высокие риски и многообразие критериев эффективности принятия решений.

Планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Оно обеспечивает основу для управленческих решений, мотивации и контроля, которые ориентированы на выработку стратегических планов в промышленной компании.

Планирование - это процесс сбора и систематизации исходной информации, оценка ее объективного характера и целесообразности применения в расчетах, это выбор методов расчета, интерпретации и представления полученных результатов в форме стандарта (бизнес-плана), понятного для сторон. Наконец, это система мероприятий, представленных в виде эффективного, сбалансированного плана действий по достижению намеченной цели. В планировании нуждаются любое крупное производство. Подробно о планировании см. [4].

Необходимо отметить, что отечественная литература, в основном, описывает зарубежный опыт планирования в связи с отсутствием собственного, применимого к рыночным условиям опыта, адаптированного к условиям функционирования современных российских промышленных организаций.

Планирование охватывает все стороны жизнедеятельности человека, различные аспекты его становления и развития, позволяет определить цели и приоритеты намеченных действий, обосновать пути и необходимые средства их достижения. Историческая наука свидетельствует, что человек с древних времен занимался планированием своей деятельности. Считается, что первым учебным пособием по планированию является древнекитайская «Книга перемен - И-цзин», написанная примерно в IV в. до н.э.

Система планирования советской экономики, будучи передовой и прогрессивной в начале ее становления, затем постепенно оказалась консерватив-

ной, архаичной, отвергнутой самой жизнью. Это обусловлено, прежде всего, влиянием идеологии государства на процесс планирования, пронизывающий все уровни народнохозяйственной системы, высокой степенью централизации планирования, закрытостью единого народнохозяйственного комплекса и др.

Производственная программа - это основной раздел годового и перспективного бизнес-плана развития предприятия. При формировании производственной программы необходимо ориентироваться на потенциальные и фактические возможности предприятия. Производственная программа предприятия - это объем производства и реализации продукции, как правило, в годовом исчислении по соответствующей номенклатуре, ассортименту и качеству.

В процессе разработки производственной программы учитываются объемы поставок каждого вида продукции по ранее заключенным договорам и результаты маркетинговых исследований по выявленному дополнительному рыночному спросу, а в основу ее разработки закладываются реальные производственно-технические возможности предприятия по выполнению намеченной производственной программы, т.е. его производственная мощность.

Производственная программа включает в себя три раздела: объем производства продукции в натуральных единицах измерения; объем производства продукции в стоимостном выражении; объем реализации продукции в денежном выражении и объемы ее продаж в натуральных единицах измерения.

Объем производства продукции в натуральном выражении рассчитывается по каждому виду продукции (по номенклатуре), в ассортиментном разрезе и с показателями качества изделий в физических единицах измерения.

Определение объемов производства и реализации продукции в натуральном выражении не обеспечивает возможности оценки общего объема производства и продаж в целом по промышленному предприятию с многономенклатурными производствами. Для оценки объемов выработки и продаж продукции по предприятию в целом эти показатели рассчитываются в стоимостном выражении, для чего используются соответствующие цены.

Не все руководители промышленных организаций пользуются официально принятыми системами планирования, а те, что пользуются, не всегда делают это хорошо, несмотря на то, что внутрифирменное планирование сулит целый ряд выгод. В их числе системное осмысливание ситуации, более четкая координация усилий всего предприятия, более точная постановка задач и прочее. Все это должно привести к повышению конкурентоспособности предприятия и росту его прибыли.

Как показывает практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:

- делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

- проясняет возникающие проблемы;

- стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

- улучшает координацию действий в организации;

- создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;

- увеличивает возможности в обеспечении компании необходимой информацией;

- способствует более рациональному распределению ресурсов;

- улучшает контроль в организации.

Планирование производства является решающим фактором эффективного ведения хозяйства в условиях его интенсификации. Оно основывается на объективных экономических законах, и, прежде всего, законе планомерного, пропорционального развития народного хозяйства. Необходимость планирования обусловлена высоким уровнем концентрации производства, общественной собственностью на средства производства.

Внутрифирменное планирование в условиях рынка представляет собой процесс научного обоснования стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта, выбор оптимальных путей их достижения в соответствии с имеющимися ресурсами.

Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждой службой и всем предприятием в целом. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями предприятия, включающими всю технологическую цепочку: исследования и разработку, производство товаров и предоставление услуг.

Потребность в планировании современного субъекта хозяйствования вытекает из большого количества конкурентных предприятий, разнообразия возможных форм управления предприятием, наличия многочисленных структурных подразделений в рамках предприятия, тесных межфирменных связей с поставщиками и подрядчиками, а также из требований научно-технического прогресса - быстро учитывать и осваивать новейшие достижения науки и техники. В этом же направлении действует и такой фактор, как стремление предприятия подчинить себе рынок, усилить свое воздействие на формирование потребительского рыночного спроса.

Тем не менее, отметим, что план нельзя считать панацеей от всех бед. Его применение имеет ряд ограничений, которые обусловлены: неопределенностью, многомерностью и стохастичностью среды хозяйствования, поэтому

для исполнителя так важны поиск дополнительной достоверной информации, прогноз и определение степени его вероятности; несовершенством законодательной базы страны; ограничениями по ресурсам; проблемами этического свойства, если в обществе не сформированы устои предпринимательской этики и отсутствует культура бизнеса.

Внутрифирменное планирование в рамках предприятия охватывает как текущее, так и перспективное планирование, осуществляемое в виде прогнозирования.

Если перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития предприятия, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.

Как представляется, наиболее совершенным механизмом активизации деятельности промышленной компании в системе внутрифирменного планирования может стать организационная культура.

Понятие «организационная культура» автором исследовано достаточно подробно [см. 1-3, 5-6] и доказана гипотеза о том, что организационная культура является базовым фактором конкурентоспособности промышленных организаций и эффективным средством внутрифирменного планирования, позволяющим получить экономический эффект от активизации потенциала организационной культуры.

Исходя из всего вышеуказанного, можно сказать, что внутрифирменное планирование - это процесс определения объема финансовых ресурсов по источникам формирования и направлениям их целевого использования согласно с производственными и финансовыми показателями предприятия в плановом периоде.

Список литературы:

1. Слинкова О.К., Харитонова П.В. Сравнительный анализ методик оценки предпринимательской, управленческой и организационной культуры // Вестник Новосибирского государственного университета. - 2012. - Серия «Социально-экономические науки». Том 12, выпуск 1. - С. 47-54.

2. Харитонова П.В. Анализ взаимосвязи и модель исследования предпринимательской, управленческой и организационной культуры // Вестник НГУ Серия: Социально-экономические науки. - 2011. - Том 11, выпуск 3. -С. 115-120.

3. Харитонова П.В. Организационная культура как фактор конкурентоспособности предпринимательской деятельности в условиях финансового кризиса // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. -№ 26 (207). Экономика. Вып.28. - С. 142-146.

4. Шуплецов А.Ф., Чистякова О.В. Стратегическое и бизнес-планирование: Учеб. пособие / Иркутская гос. экономическая академия. - Иркутск: Издательство ИГЭА, 2001. - 104 с.

5. Шуплецов А.Ф., Харитонова П.В. Формирование и развитие организационной культуры как фактора определяющего конкурентоспособность предпринимательской деятельности // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2012. - №1.

6. Шуплецов А.Ф., Харитонова П.В. Организационная культура предпринимательской деятельности компании и ее влияние на эффективность результатов хозяйствования [Электронный ресурс] // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (Электронный журнал). - 2012. - № 3. -Режим доступа: http://eizvestia.isea.ru.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ВТО

© Шуваев А.В.*

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

В статье рассматриваются теоретические и прикладные аспекты природопользования, уточняются положительные и отрицательные последствия развития АПК в условиях присоединения России к ВТО.

Ключевые слова экология, природопользование, природоохранная деятельность.

В настоящее время в Российской Федерации внедряется Концепция устойчивого сельского развития. Она предусматривает решение следующих проблем: устранение системного кризиса в экономике страны, том числе в аграрной сфере; преодоление сельской бедности и безработицы на селе, осуществление благоустройства сельских территорий, создание надлежащей инфраструктуры, восстановление почвенного плодородия и исторически потерянных агроландшафтов, генетического потенциала сельскохозяйственных культур и животных [3].

Полагаем, что концепция устойчивого развития АПК в контексте совершенствования природопользования и природоохранной деятельности должна быть дополнена следующими перспективными направлениями: дальнейшее

* Профессор кафедры Прикладной информатики, доктор экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.