Научная статья на тему 'Особенности внедрения и развитие института оценки государственного регулирующего воздействия на региональном уровне'

Особенности внедрения и развитие института оценки государственного регулирующего воздействия на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
431
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / «УМНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ» / PUBLIC ADMINISTRATION / REGULATORY IMPACT ASSESSMENT / SMART REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эльмурзаева Раиса Ахмедовна, Акерман Елена Николаевна

Анализируется необходимость развития института оценки регулирующего воздействия на региональном уровне государственного управления. Рассмотрены особенности международной практики внедрения данного института в оценку эффективности государственного регулирования общественными процессами и даны рекомендации по его внедрению в отечественную практику и совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Эльмурзаева Раиса Ахмедовна, Акерман Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of introduction and development of institute of Regulatory Impact Assessment at regional level

In article need of development of institute of an assessment of regulating influence at regional level of public administration is analyzed. Features of the international practice of introduction of this institute in an assessment of efficiency of state regulation are considered by public processes and recommendations about its introduction and improvement in domestic practice are made.

Текст научной работы на тему «Особенности внедрения и развитие института оценки государственного регулирующего воздействия на региональном уровне»

2013 Экономика №1(21)

УДК 338.2

Р.А. Эльмурзаева, Е.Н. Акерман

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ОЦЕНКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Анализируется необходимость развития института оценки регулирующего воздействия на региональном уровне государственного управления. Рассмотрены особенности международной практики внедрения данного института в оценку эффективности государственного регулирования общественными процессами и даны рекомендации по его внедрению в отечественную практику и совершенствованию.

Ключевые слова: государственное управление, оценка регулирующего воздействия, «умное регулирование».

Проблема эффективности государственного управления для реализации социально-экономических целей общественного развития в долгосрочном периоде актуализирует необходимость совершенствования и развития института оценки регулирующего воздействия. Сегодня под оценкой регулирующего воздействия или анализом регуляторного воздействия (влияния), ОРВ/АРВ (англ. Impact Assessment, Regulatory Impact Assessment, Regulatory Impact Analysis, RIA), понимается механизм систематического выявления основных проблем, постановки целей предлагаемых норм регулирования, идентификации и оценки основных альтернатив достижения целей для принятия управленческих решений на государственном уровне. В центре внимания оценки регулирующего воздействия находится определение общественных, экономических выгод и издержек, рисков в результате применения регулирующих мер.

Международная практика применения ОРВ свидетельствует о специфике данного становления института в различных странах в силу политической, конституционной и административной среды, а также социальных, культурных и правовых особенностей. Современная идеология ОРВ базируется на постулатах так называемого «умного регулирования», концепция которой предполагает адекватность мер государственного вмешательства в социально-экономические процессы исходя из общественных и экономических выгод [1]. Основным назначением оценки регулирующего воздействия является:

• установление причинно-следственной связи между мерами регулирования и решением проблемы, на которое направлено регулирование, а также последствий принимаемых мер;

• упорядочивание нормотворческой деятельности и повышение качества законодательных инициатив;

• выявление избыточных административных и иных ограничений для субъектов предпринимательской деятельности;

• устранение необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности, бюджетов всех уровней бюджетной системы на исполнение избыточных мер и осуществление контроля за их соблюдением;

• согласование интересов органов государственного управления, бизнеса и общества посредством привлечения предпринимательского, экспертного сообщества и институтов гражданского общества к процедуре оценки.

В отечественной практике широко представлен анализ мирового опыта ОРВ с гипотетическим предположением его проекции на российскую действительность. Вопросы оценки эффекта воздействия законотворческих решений в странах Европы, ее роль в принятии политических решений нашли отражение в выпуске Аналитического вестника Совета Федерации (авторы -Е.В. Першин, Г.О. Брицкий). В работах С.Б. Авдашевой, П.В. Крючковой, В.Л. Тамбовцева, А.Е. Шаститко рассматривались последствия нормативноправовых актов и проблема развития саморегулирования отдельных секторов экономики как альтернативы государственному регулированию. Большинство работ экспертов (фонд «Бюро экономического анализа», «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (НИСИПП), ИКЦ «Бизнес-Тезаурус» (коллектив авторов - В.В. Буев, П.В. Крючкова, Е.Г. Литвак и др.) посвящено исследованию различных административных методов госрегулирования предпринимательской деятельности (на предмет их эффективности), доказательству его необходимости и оценке его качества. Исследователи выделяют не только ряд ключевых направлений, связанных с повышением качества принимаемых решений в сфере регулирования предпринимательской деятельности, но и дают рекомендации по развитию института ОРВ в России.

До 2010 г. элементы процедуры оценки регулирующего воздействия присутствовали фрагментарно и рассматривались с позиции законотворческой деятельности и правоприменения - отдельные положения закона о техническом регулировании, антимонопольного законодательства, механизм публичного обсуждения проектов регулирующих решений, судебного обжалования нормативно-правовых актов, проверка на коррупциогенность, проведение финансово-экономических обоснований законопроектов и пр.

С 2010 г. оценка регулирующего воздействия признана самостоятельным элементом и проводится при подготовке проекта нормативного правового акта с целью анализа возможных последствий и рисков введения регулирования, расчета эффекта и обоснования бюджетных затрат, субъектов предпринимательской и иной деятельности и потребителей.

Вместе с тем обращение к управленческой практике свидетельствует об отсутствии целостной системы института ОРВ, поскольку данный механизм только начинает свое развитие в регионах. Для внедрения в практику регионов института оценки регулирующего воздействия необходим ряд обязательных условий, без которых эта система попросту не сможет работать. К направлениям совершенствования института оценки регулирующего воздействия следует отнести:

1. Выстраивание архитектуры организации ОРВ и разработка регламента взаимодействия между государственными органами-регуляторами. Это по-

Р.А. Эльмурзаева, Е.Н. Акерман

зволит разграничить полномочия, распределить ответственность, тем самым достичь последовательности и согласованности осуществляемых действий.

В российской практике анализ регулирующего воздействия проводится профильным департаментом Министерства экономического развития РФ, а не инициаторами, разработчиками нормативных правовых актов (федеральными органами исполнительной власти). Мировой опыт свидетельствует, что оценку регулирующего воздействия должен проводить государственный орган, осуществляющий участие в разработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности.

Также не представляется возможным взять за основу предметную область оценки государственного регулирующего воздействия только на федеральном уровне, поскольку там осуществляются функции контроля и надзора, в то время как на региональном уровне формируются деловая среда и условия жизнедеятельности населения.

2. Формирование соответствующей методологической и методической базы оценки регулирующего воздействия для региональных органов государственной власти. В частности, концепция и план оценки регулирующего воздействия, методологические требования и технологии проведения оценки, а также нормативно-правовые основы формирования данного института на региональном уровне.

При этом следует подчеркнуть, что целью оценки регулирующего воздействия является повышение качества регулирования, обеспечение возможности учета мнений заинтересованных групп и установления баланса интере-

1

сов на стадии не только подготовки нормативного правового акта , но и ретроспективной оценки. Этим достигается как контроль содержания, результатов и функциональности оценки регулирующего воздействия, так и возможность провести оценку наиболее чувствительных сфер к государственному воздействию.

3. Построение эффективной формы взаимодействия и коммуникаций с заинтересованными сторонами оценки в процессе разработки регулирующих документов, тем самым значительно повысить их качество.

Традиционным механизмом обратной связи является организация публичных консультаций, что позволит обеспечить высокий уровень обсуждения актуальности предметных областей регулирования и многосторонний характер (малое и среднее предпринимательство, крупный бизнес, гражданское общество) экспертизы влияния и выявления «сквозных» регуляторных инструментов. Новеллой в организации обратной связи с гражданским обществом является применение краудсорсинга2. Данный механизм, концепцию которого подготовило Министерство экономического развития Российской Федерации, предполагает возможность проявления гражданской инициативы и публикации на специальном портале, самые популярные из них (инициативы, собравшие за год 100 тыс. голосов) будут рассмотрены правительством и могут быть приняты в виде закона.

1 Именно такая формулировка приведена в «Методических рекомендациях по внедрению процедуры и порядка проведения оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации».

2 Краудсорсинг (англ. crowdsourcing) представляет собой способ получения необходимых услуг, идей или контента посредством обращения к онлайновому сообществу.

Однако фактическая реализация данной идеи предполагает не только наличие мощной технологической платформы и методологии для подобного шага к «умному регулированию», но и встраивание подобного механизма в действующую региональную практику.

Техническим требованием является то, что результаты публичного обсуждения должны учитываться при внесении поправок к законопроектам, в том числе в ходе второго чтения законопроектов.

Содержательное требование заключается не просто в согласовании нормативного правового акта с заинтересованными социальными группами и экспертами, а в возможности идентифицировать максимально приемлемый перечень вариантов сочетания методов государственного регулирования и их воздействия в контексте решения проблем в той или иной сфере и достижении целей государственной экономической политики.

4. Наличие образовательной программы, позволяющей обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, профессионально владеющих научно-исследовательскими приемами и методами оценки регулирующего воздействия.

5. Организация межрегионального взаимодействия с регионами по обмену опытом и распространению лучшей практики в области оценки регулирующего воздействия, что будет содействовать улучшению информационного обмена по наиболее передовым методам оценки регулирующего воздействия, аналитическими подходами и методиками сбора данных.

6. Преемственность результатов оценки регулирующего воздействия в государственной экономической политике, что обеспечит синхронизацию развития нормативно-правовой базы в социально-экономической сфере с целями и задачами экономической политики.

Внедрение в практику управления развитием регионов вышеназванных рекомендаций позволит привлечь экспертное сообщество, бизнес и общественность к обсуждению мер государственного регулирования, их целесообразности, адекватности и эффективности, тем самым обеспечить общественную поддержку и повышение эффективности государственного регулирования.

Литература

1. Цыганков Д.Б. Внедрение оценки регулирующего воздействия в России - на пути к «умному» регулированию? 2009 [Электронный ресурс]. Электрон. текст. дан. URL: http:// www.hse.ru/ data/2011/03/31/ 1211875097/ towards%20smart% 20regulation %20 (short). pdf (дата обращения: 24.09.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.