Особенности влияния кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Научная статья на тему 'Особенности влияния кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес' по специальности 'Экономика и экономические науки' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 06 — Экономика и экономические науки
  • ВАК РФ: 08.00.00
  • УДK: 33
  • Указанные автором: УДК: 65.011.12

Статистика по статье
  • 537
    читатели
  • 57
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Ключевые слова
  • МАЛЫЙ БИЗНЕС
  • БАНКОВСКИЙ КРИЗИС
  • ИНВЕСТИЦИОННЫЕ И НАЛОГОВЫЕ РАСХОДЫ

Аннотация
научной статьи
по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Агафонов А. Ю.

Выражены предположения дальнейшего развития малого предпринимательства в России в посткризисном периоде. В контексте приведены болезненные и уязвимые места малого предпринимательства в настоящее время. Предлагаются ряд мер, направленных, как на снижение воздействия кризисных явлений, так и на поддержку малого предпринимательства.

Научная статья по специальности "Экономика и экономические науки" из научного журнала "Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал)", Агафонов А. Ю.

 
Читайте также
Читайте также
Рецензии [0]

Текст
научной работы
на тему "Особенности влияния кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес". Научная статья по специальности "Экономика и экономические науки"

УДК 65.011.12 А.Ю. Агафонов
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА МАЛЫЙ БИЗНЕС
Выражены предположения дальнейшего развития малого предпринимательства в России в посткризисном периоде. В контексте приведены болезненные и уязвимые места малого предпринимательства в настоящее время. Предлагаются ряд мер, направленных, как на снижение воздействия кризисных явлений, так и на поддержку малого предпринимательства.
Ключевые слова: малый бизнес, банковский кризис, инвестиционные и налоговые расходы.
И # о данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации число малых предприятий по состоянию на 1 января 2010 года превысило 227,7 тыс. единиц, что свидетельствует об увеличении объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в 2010 году. Вследствие чего, результаты деятельности субъектов малого предпринимательства за 2010 год, стоит расценивать как положительные. Также следует заметить, что тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение последних нескольких лет.
Государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив, как на федеральном, так и региональном уровнях в очередной раз была активизирована в 2006-2008 годах, когда было принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных правовых актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке и
приняты определенные меры по устранению административных барьеров. Однако указанные положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства не смогли оказать необходимого влияния и способствовать снятию воздействия как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике, как зарубежных стран, так и Российской Федерации, зафиксированных в третьем квартале 2008 года.
В свою очередь, к общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, стоит отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.
В тоже время к специфическим можно отнести такие факторы, к примеру, как:
Во-первых, стремительное сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования. Несмотря на то, что в настоящий момент зависимость от банковского сектора и банковского фи-
нансирования малых предприятий в отличие от крупных и средних предприятий не является сильно выраженной, кризис ликвидности в банковском секторе сократит возможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям. Как правило, представители малого бизнеса в меньшей степени пользуются кредитами (в сравнении с представителями более крупных субъектов бизнеса) для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Таким образом, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Вместе с тем банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не способны удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствовали на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые в настоящий момент испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью и уже не имеют возможности предоставлять кредиты субъектам малого предпринимательства (далее - МП).
Более того, в условиях дефицита средств филиалы крупных федеральных и региональных банков с большой долей вероятности будут ужесточать требования к заемщикам, в том числе прибегая к повышению процентных ставок по кредитам, что в свою очередь приведет к тому, что не все субъекты малого предпринимательства, желающие получить кредит и имеющие соответствующее
обеспечение, смогут рассчитывать на его получение.
Во-вторых, необходимо обратить особое внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих на территории Российской Федерации. Доля экспортоориентированных малых предприятий в настоящее время очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий оказывает значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приводит к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставляет предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.
В-третьих, для малого бизнеса (особенно в сфере розничной и мелкооптовой торговли, производства строительных материалов) стало нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы «предоплата за продукцию - отгрузка продукции», поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не имеют возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приводит к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на вышеуказанной схеме.
В-четвертых, кризисные явления увеличили риск приостановки деятельности, и возможного распада инфра-
структуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на маркетинговые, информационные, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые организации инфраструктуры прекратили свое существование. При этом продолжается деятельность только тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг, например, микрофи-нансовых организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийные фонды. Возможно, именно эти институты в условиях отсутствия банковского финансирования станут в будущем единственным источником заемных денег для малого бизнеса.
В-пятых, кризисные явления, в условиях сложившейся ситуации, могут провоцировать руководство малых предприятия принять решение о переходе в теневой сектор. В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия минимизируют налоговые поступления, принимают максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывают собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может быть оказано излишнее административное давление с целью сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.
В целом можно отметить, что вследствие существующих в настоящее время кризисных явлений в экономике, субъекты малого предпринимательства будут:
1) приостанавливать проекты, которые направлены на развитие и расширение (воздерживаться от приобретения нового оборудование, вложения в инфраструктуру, найма и обучения персонала, освоения новых земельных участков, открытия новых торговых точек, совершенствования методов управления, организации производства и сбыта и т.п.);
2) прикладывать все усилия по сокращению инвестиционных и налоговых расходов;
3) вынужденно пересматривать методы работы с контрагентами (например, предприятия будут отказываться от предоплаты на покупаемый товар и предъявлять более серьезные требования к покупателям, чтобы избежать возможности неплатежей за отгруженную продукцию)
4) будут наращивать привлечение заемных средств с нелегальных кредитных рынков, теневых инвесторов и перестанут пользоваться кредитными услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет существенно ограничен.
Также следует заметить, что кризис может оказать значительное влияние не на все малые предприятия. Ущерб от экономического кризиса для отдельных субъектов малого пред-
принимательства, возможно, оказывается не таким существенным. К таким предприятиям, прежде всего, следует отнести:
• предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;
• предприятия, производящие товары/услуги с неэластичным спросом;
• предприятия, не использующие в своей работе заемные средства;
• предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, ко-
торые могут предоставить кредиты в сложный момент;
• предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному/муниципальному заказу.
Отдельное внимание следует уделить основным болезненным и уязвимым точкам малого предпринимательства.
Кризис может способствовать значительному количественному сужению малого бизнеса, то есть уход с рынка (прежде всего «в тень») части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, сокращение численности занятых на малых предприятиях, снижение объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.
Анализ специфики кризисных явлений и специфики малого бизнеса позволяет выделить следующие проблемные и уязвимые точки субъектов малого предпринимательства.
Основные существующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательства все-таки в основном носят финансовый характер:
1) отсутствие оборотных средств;
2) отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;
3) отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов;
4) снижение спроса на продукцию, при неизменном уровне издержек грозит
ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса;
5) риск неплатежей от контрагентов -отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания».
Меры, направленные на снижение воздействия кризисных явлений на малое предпринимательство.
Для разрешения указанных проблем и последующего предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность субъектов малого предпринимательства должны быть предприняты ряд мер, направленных на создание финансовой базы малого бизнеса и снижение издержек малого бизнеса.
Указанными мерами, направленными на снижение влияния кризисных явлений на деятельность малых предприятий, могут выступать:
• меры в области увеличения финансовой поддержки;
• меры в области имущественной поддержки;
• меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий;
• меры в области информационной поддержки.
Необходимо принять ряд решений, направленных на увеличение финансовой поддержки малого предпринимательства. Так, можно увеличить объемы кредитования малого предпринимательства по программам государственных банков (например, Внешэкономбанка), а также провести специальный конкурс по размещению средств государственного бюджета в негосударственных банках (кредитование частных банков), при этом данные ресурсы в свою очередь негосударственные банки должны будут
Категория субъектов малого предпринимательства (МП) Проблемные точки
Субъекты МП, которые активно используют заемные средства для производства, оказания услуг Отсутствие доступа к банковскому финансированию переоценка залогового обес-печения, ухудшения условий кредитова-ния, проблемы с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных услуг рос-товщиков и организованных преступных группировок
Субъекты МП, производящие продукцию для средних и крупных предприятий Снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов
Субъекты МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги Снижение спроса на услуги, риск неплатежей
Субъекты МП, действующие в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ) Снижение спроса на продукцию и услуги, снижение стоимости продукции, тогда как материалы могли быть закуплены по высоким ценам начала - середины года
Субъекты МП, действующие в оптовой и розничной торговле Повышение стоимости импортной продукции, проблема с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе - снижение спроса на продукцию
Субъекты МП, действующие в сфере общественного питания и ресторанном бизнесе Снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий
Субъекты МП, оказывающие услуги в сфере транспорта Снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий
Субъекты МП, работающие по государственному и муниципальному заказу Снижение объемов заказов в 2009 году, неоплата произведенных работ в 2008 г. повышение конкуренции за государственный и муниципальный заказ
Субъекты МП, реализующие инвестиционные проекты направленные на модернизацию, расширение производства Отсутствие финансовых средств для развития, замораживание проектов развития
Все субъекты МП Административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников
потратить на расширение кредитования малых предприятий.
Еще одной мерой в области финансовой поддержки может стать увеличение финансирования программ поддержки малого предпринимательства, осуществляемого по результатам кон-
курса по отбору субъектов РФ, бюджетам которых в 2010 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами РФ.
При этом дополнительные средства, выделяемые из государственного бюджета, можно пропорционально разделить между субъектами РФ - победителями данного конкурса, а основной акцент сделать на увеличении объемов прямой финансовой поддержки малых предприятий и организаций, образующих финансовую инфраструктуру поддержки малых предприятий, в том числе таких мероприятий, как субсидирование расходов малых предприятий, выделение грантов начинающим предпринимателям, создание и развитие микрофинансовых организаций, гарантийных фондов, фондов инвестиций.
Другой действенной мерой в области финансовой поддержки выступает создание новых и расширение действующих гарантийных фондов (фондов поручительств) - специальных некоммерческих фондов, предоставляющих поручительства и залоги за субъектов малого предпринимательства, у которых недостаточно собственного имущества для полноценного обеспечения обязательств по банковским кредитам. Формирование и использование гарантийных фондов направлено на упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным услугам наиболее надежных кредитных организаций, предъявляющих высокие требования к финансовой прозрачности заемщиков и экономической надежности финансируемых проектов. Опыт создания гарантийных фондов имеется в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Ленинградской, Воронежской, Свердловской областях, Республике Удмуртия, Ханты-Мансийском АО и других субъектах Российской Федерации. За счет средств федерального бюджета в 20062007 годах поддержано создание 23 региональных гарантийных фондов с общей ка-
питализацией 3,3 млрд рублей. Обеспечены гарантиями кредиты предпринимателей на сумму свыше 5 млрд рублей. Необходимо и дальше создавать гарантийные фонды, а также создавать условия для развития действующих фондов.
Второй группой мер являются меры в области имущественной поддержки. В условиях вынужденного сокращения издержек арендные ставки и цена недвижимости будут оставаться значительным фактором, влияющим на себестоимость продукции и услуг малых предприятий. Соответственно мерой, направленной на облегчение доступа к имуществу, а также сокращение издержек малых предприятий, может стать снижение ставок по аренде нежилых помещений и земельных участков, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности.
Обособленной группой мер выступают специальные меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий и замещение импорта. В данном случае необходимо обратить внимание на недопустимость снижения объемов федеральных, региональных, муниципальных заказов, предназначенных для малых предприятий. В соответствии с законодательством о размещении государственных и муниципальных заказов государственный заказчик обязан размещать 10-20 % государственного заказа исключительно на тогах, проводимых для субъектов малого предпринимательства по отдельной номенклатуре товаров, работ, услуг, утвержденной Постановлением Правительства РФ. При этом стоимость заказа, который размещается на таких торгах, не должна превышать 3 млн рублей на работы и товары и 2 млн рублей на услуги. С целью привлечения малых
предприятий к выполнению государственного заказа можно увеличить верхнюю границу, установленную для размера начальной (максимальной) цены заказов. Это позволит малым предприятиям, работающим по государственным контрактам, получить доступ к дополнительным средствам, которые они могли бы использовать на поддержание и расширение своей деятельности, а также повысит интерес к участию в государственных закупках у малых предприятий потенциальных участников заказа. Кроме того, с целью расширения доступа малых предприятий к государственному заказу можно создавать специальные электронные площадки, которые объединяли бы заказы, предназначенные для малых предприятий и размещаемые различными государственными заказчиками, а также служили бы средством широкого информирования субъектов малого предпринимательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты.
Определенное воздействие стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий может также оказать использование мер регулирования импорта ввозимых товаров. Такими мерами могут стать квотирование, а также введение дополнительных таможенных пошлин на товары, связанные с потреблением (прежде всего, продукты питания).
Отдельное внимание в условиях кризиса необходимо уделять осуществлению специальных информационных мероприятий и акций (включая поведение специальных семинаров, конференций, брифингов, размещение информации на
сайтах федеральных и региональных органов государственной власти, посвященных вопросам малого предпринимательства), направленных на разъяснение информации:
• об особенностях кризиса;
• о влиянии кризиса на деятельность малых предприятий;
• об особенностях управления в условиях кризиса;
• о дополнительных возможностях доступа малых предприятий к финансовым и имущественным ресурсам.
Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях «кризиса»
Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях экономического кризиса, можно разделить на три группы:
• меры в области налогового регулирования;
• меры в области сокращения административных барьеров;
• меры в области кадровой поддержки малых предприятий.
Меры в области налогового регулирования могут предполагать предоставление «налоговых каникул» для вновь образованных предприятий и производств, созданных в результате осуществления инвестиций в форме капитальных вложений (например, временное освобождение от налогов на прибыль, имущество, земельного налога предприятий, работающих по общей системе налогообложения, и временное освобождение от уплаты единого налога предприятий, работающих по специальным режимам налогообложения).
С целью высвобождения у малых предприятий дополнительных средств целесообразно сократить общую налоговую нагрузку на малые предприятия за
счет снижения отдельных налогов (Единый социальный налог (ЕСН) в первую очередь). В целом снижение налогов для малых предприятий послужит стимулом к росту и увеличению производства, а также будет способствовать сокращению теневого сектора.
Кроме того, необходимо продолжить работу по устранению административного барьеров, препятствующих деятельности малых предприятий. Следует рекомендовать ускорить принятие пакета законопроектов, направленных на сокращение давления на бизнес за счет упорядочения государственного и муниципального контроля, замены лицензирования страхованием гражданской ответственности, ограничения внепроцес-суальных прав милиции и обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия. Прежде всего, требуется дальнейшее упорядочение принципов и регламентация порядка проведения проверок малых предприятий, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса. Реальные изменения должны произойти не только в идеологии, но и в правоприменительной практике. С целью упорядочения проведения налоговых поверок общий порядок проведения контроля можно распространить и на налоговый контроль.
В части замены обязательной сертификации декларированием принятие соответствующего закона необходимо дополнить практическими шагами по оптимизации данной формы оценки соответствия. В приоритетном порядке необходимо подготовить предложения по существенному сокращению перечня сертифицируемых видов продукции и уточнению единого перечня продук-
ции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия.
При этом представляется целесообразным придерживаться целевой установки по сокращению доли видов продукции, подлежащей обязательной сертификации, до 50 % в 2009-2010 гг. и установить четкий график по дальнейшему сокращению сферы обязательной сертификации с закреплением конкретных показателей результативности его реализации. Сокращение издержек на сертификацию, которые являются серьезным барьером для малого бизнеса (причем затраты на сертификацию существенно возрастают для продукции высокого передела и инновационных секторов), приведет к увеличению свободных средств пред-приятий, часть из которых может быть направлена на инвестиции.
Необходимо также упростить доступ малых компаний к электросетям и установить низкие фиксированные цены для подключения к энергомощностям малых предприятий.
Учитывая высвобождение большого количества трудовых ресурсов, уволенных со средних и крупных предприятий, можно предпринимать определенные меры по привлечению данных сотрудников на малые предприятия и тем самым повысить производительность труда в сегменте малого бизнеса. Определенную роль здесь может сыграть активизация работы государственных и муниципальных служб заня-тости с конкретными малыми пред-приятиями по трудоустройству на них новых сотрудников.
Словарь используемых терминов и сокращений:
1. Малое предпринимательство - МП (англ. - Small business);
2. Единый социальный налог - ЕСН (англ. - The uniform social tax);
3. Меры, направленные на развитие малого предпринимательства - The
measures directed on development of small business;
4. В условиях кризиса - In the conditions of crisis;
5. Государственная политика - State policy;
6. Административные барьеры -Administrative barriers.
1. Авилова А.В., Бухвальд Е.M., Обыденно-ва Т.Б., Чепуренко Л.Ю. Малый бизнес после августа 1998 г.: проблемы, тенденции, адаптационные возможности // Осенний кризис 1998 года: российское общество до и после / Под ред. Горшкова М.К., Чепуренко А.Ю., Шереги Ф.Э. М.: РНИСиНП, РОССПЭН, 1998.
2. Барсукова С. Август 1998 года и отечественное предпринимательство // Pro et Contra. 1999. Т. 4. № 2.
3. Berejnaya O. To small business will help, but little // Russian Federation today//. 2000. №
7.
4. Высоков В.В. Малый бизнес: made in Russia. Ростов-на-Дону, 1999.
5. Занятость, малый бизнес и рынки труда в России и Молдове / Под ред. Обыденновой Т.Б., Чепуренко А.Ю. М.: РНИСиНП, 2000.
6. Ойкен В. Основные прнципы экономической политики / Пер. с нем. под общ. ред. Л.И. Цедилина и К. Херрманн-Пиллата. М.: Прогресс, 1995.
---------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
7. Ракхгаван А., Штайнметц Г. У европейского бизнеса нет наследников // Ведомости. 2000. № 69 (апрель).
8. Средний класс в современном российском обществе / Под ред. Горшкова М.К., Тихоновой Н.Е., Чепуренко А.Ю., М.: РОССПЭН, РНИСиНП, 1999.
9. Строгов С. Форум инвесторов на Новой Басманной // Бизнес для всех. 2000. № 12 (май).
10. Small business during crisis: problem points and «medicine»for a survival, 22.01.2009, http://www.b-port.com/news/ archive/ 2009-0122-8/.
11. http://www.remedium.ru/section/marketing/ detail.php?ID=22336&PAGEN_1=3
12. Литвак Е.Г., Мигин С.В., Нехаев А.А.,
Шестоперов А.М., (с) 2001-2008 АНО «НИ-СИПП», г. Москва, 11.2008 г., http://
www.vechnayamolodost.ru, портал «Вечная молодость», статья «Кризис и малый бизнес».
— Коротко об авторе -----------------------------------------
Агафонов А.Ю. - аспирант, Московская академия экономики и права. Тел. +7 (495) 954-10-91.
----------------------------------- ДИССЕРТАЦИИ
ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ
Автор Название работы Специальность Ученая степень
ИРКУТСИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
СЕМЕНОВ Юрий Михайлович Обоснование параметров подземной геотехнологии наклонных золоторудных жил в криолитозоне 25.00.22 к.т.н.
СТАРООСКОЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКЙ ИНСТИТУТ
ТАРАНЕНКО Максим Евгеньевич Автоматизированная система управления технологическим процессом измельчения руды в мельницах мокрого самоизмельчения 05.13.06 к.т.н.

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх