Научная статья на тему 'Особенности влияния электронных средств массовой информации на сознание подростков как один из факторов возникновения поведенческих расстройств'

Особенности влияния электронных средств массовой информации на сознание подростков как один из факторов возникновения поведенческих расстройств Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
203
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шамалюк Ирина Евгеньевна

В статье рассматривается проблема влияния средств массовой информации на сознание подростков и проявляемые ими расстройств поведения под воздействием просмотра ряда информационных источников, необходимостью формирования навыков критического отношения к информации СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности влияния электронных средств массовой информации на сознание подростков как один из факторов возникновения поведенческих расстройств»



УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА СОЗНАНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

Шамалюк Ирина Евгеньевна, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)»

E-mail: burshit_elena65@bk.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема влияния средств массовой информации на сознание подростков и проявляемые ими расстройств поведения под воздействием просмотра ряда информационных источников, необходимостью формирования навыков критического отношения к информации СМИ.

Ключевые слова: подростки, поведенческие расстройства, электронные средства массовой информации

Современные электронные средства массовой информации играют одну из важных ролей в формировании потребительского сознания подростков, что является неоспоримым фактом.На сегодняшний день заметно утеряна связь поколений, даже на уровне «Родитель-Ребенок». Современный ритм жизни, трудовая занятость, высокая конкуренция на рынке труда, преобладание частных производств и индивидуальной предпринимательской деятельности взрослого населения является причиной того, чтородителям приходится много работать и время для дома, семьи и детей остается крайне мало. В частности именно по этой причине дети предоставлены сами себе. Таким образом, к великому сожалению, получается, что воспитанием подрастающего поколения занимаются не родители, а такие факторы, как СМИ, Интернет, телевидение, что сказывается не лучшим образом на развитии личности ребенка.

На еще не окрепшее сознание и слабо сформированную область подростковых ценностей накладывается огромное количество разнообразной информации, с которой ребенок в силу своего возраста просто не может

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

справиться и отсортировать для себя полезную и вредоносную по содержанию информацию. Мультфильмы и художественные фильмы наполнены сценами, в которых главные герои демонстрируют агрессию, жестокость, их мимика, жесты, речь не соответствуют культуре, к которой стараются приобщить социально-культурные институты государства и общества, как норму поведения гражданина. Хотя в выпуске подобного рода «продукции для детей» можно невооруженным глазом видеть противоречие между идеальным и реальным, желаемым и тем, что имеем.

Можно говорить о том, что электронные СМИ являются одним из факторов возникновения поведенческих расстройств подростка. Многие исследователи заявляют о том, как, к примеру, сказываются на сознании ребенка сцены насилия, изображенные по телевидению в большинстве фильмов. Они порождают ответную агрессивную реакцию со стороны подростка и этот факт уже доказан не раз.

Все мы прекрасно знаем и не раз замечали силу притяжения Интернета для детей и подростков. С раннего возраста они прекрасно владеют современными технологиями, вместо того, чтобы активно играть и познавать самих себя путем f познания окружающего мира. Интернет-зависимость порождает такие расстройства поведения, безвольность, нежелание что-либо делать и отрываться от компьютера.

Многие современные исследователи, большое количество времени работающие в изучении вышеуказанного вопроса, сильно обеспокоены сложившейся ситуацией. Одна из них - O.A. Плотникова, лауреат международной конференции в области социальной психологии, выделяет позитивное и негативное влияние СМИ. По ее мнению, позитивное заключается в том, что дети информированы во многих сферах жизнедеятельности общества, а негативное - в том, что чаще всего предоставляемая информация является пагубной для психического и физического развития личности [10]. С автором статьи нельзя не согласиться, исходя из собственных наблюдений и результатам статистических данных.

Также, позитивное и негативное влияние СМИ выделяют такие исследователи, как Л. Байтерекова (Журнал «Вестник КазНУ»), Мамонтов С.П. [3], В. П. Петров и С. В. Петров, которые говорят о том, что СМИ несут разрушающий характер в отношении формирования мировоззрения и духовно-нравственных ценностей подростков и взрослых [4]. И это действительно так. Достаточно включить телевизор и пощелкать каналы, на которых огромное количество сцен убийств, насилий, драк, преступлений, различных правонарушений. Какой же ответной реакции мы можем ждать от наших детей, растущих в таком «информационном поле»? Ответ на этот вопрос каждый знает

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

сам, да он и по сути своей риторический. Исследователи обозначенной проблемы заявляют нам о том, что СМИ оказывают на детей все-таки больше негативного влияния, чем позитивного, поскольку доля положительного однозначно мала (а это информирование, развлечение).

Наблюдаемая ситуация, проявляющаяся в открытой пропаганде беспорядочных половых связей, безнравственности, коррупции, жестокости -сцены насилия и убийств, безудержном потреблении товаров, - все это, безусловно, влияет на процесс социализации детей и подростков.

В целом, исходя из имеющихся знаний и рассмотренного теоретического материала, можно сказать о том, что, как уже не раз говорилось, - электронные средства массовой информации оказывают влияние на формирование сознания подростков, которое проявляется в результатах социализации, отражается на духовно-нравственном развитии (а это, в свою очередь, отсутствие семейных ценностей, уважения к старшему поколению, потребительское отношение ко всему живому, агрессивность, жестокость, желание получать все быстро и сразу, неумение ценить то, что есть, приоритет денежным ресурсам), на формировании идеалов и ценностей, привычек и образа жизни (а зачастую не всегда здорового, ф так как многие известные люди показывают не вполне положительный пример), а также на поведении подрастающего поколения.

Таким образом, можно сказать о том, что дети все больше отстраняются и отдаляются от естественной природы, рождаясь и живя в нынешних условиях жизни, наполненной большим количеством электронной и компьютерной техники.

Мы определяем первоочередной задачей для студентов психолого-педагогического образования, работающих в качестве волонтеров с детьми и подростками, проходящими практику в социально-культурных и образовательных учреждениях, заключающуюся в том, чтобы помочь подросткам научиться критично относиться к материалам, предоставляемым информационными источниками.

Литература:

1. Мамонтов С. П. Основы культорологии, -М, Олимп, 1999

2. Петров В. П., Петров С. В. Информационная безопасность человека и общества. Учебное пособие. 2007

3. Влияние СМИ на развитие личности ребенка. Статьи. Социальная психология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.b17.ru/article/ Ше_те&а_шйиепсе_оп_Ше_регвопа1_/#

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.