Научная статья на тему 'Особенности влияния домашнего насилия на личность женщины'

Особенности влияния домашнего насилия на личность женщины Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1816
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крюкова М. В.

Рассматривается понятие домашнее насилие в отношении женщин. Выделены виды насилия. Раскрываются его специфические особенности и психические последствия для личности жертв семейного насилия. Показано, что у женщин переживших насилие в семье наблюдаются симптомы посттравматического стрессового расстройства. Изложены факторы, влияющие на изменения личности в ситуации домашнего насилия, типы ее переживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Крюкова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности влияния домашнего насилия на личность женщины»

приходится на так называемый «возраст студенчества». И мы считаем, что разработка модели развития коммуникативной готовности студентов должна происходить с учетом достижений психологии в области исследования процессов восприятия, представления, памяти, мышления и внимания, как основных механизмов, участвующих в речевой коммуникации.

Список литературы:

1. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с.

2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языка в школе / И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 219 с.

3. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие для вузов по спец. «Психология». - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - 365 с.

4. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. -180 с.

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ НА ЛИЧНОСТЬ ЖЕНЩИНЫ

© Крюкова М.В.*

Рубцовский институт (филиал) Алтайского государственного университета, г. Рубцовск

Рассматривается понятие домашнее насилие в отношении женщин. Выделены виды насилия. Раскрываются его специфические особенности и психические последствия для личности жертв семейного насилия. Показано, что у женщин переживших насилие в семье наблюдаются симптомы посттравматического стрессового расстройства. Изложены факторы, влияющие на изменения личности в ситуации домашнего насилия, типы ее переживания.

Домашнее насилие, существует со времен возникновения семьи, что подтверждают документы истории чуть не со дня сотворения мира. По своей сути тема насилия не может восприниматься как эмоционально и социально нейтральная, но до 70-х годов ХХ-го века было широко распространено мнение, что насилие в семье является редкостью и порождается определенными психическими нарушениями. Кроме того, это явление считалось привилегией частной жизни, в которую не принято вмешиваться.

♦ Ассистент кафедры Психологии

Изучение данного явления началось в 60-е годы ХХ-го века с концентрации внимания на проблемах детей. На проблему жестокого обращения с женщинами, как на социально-психологическую, обратили внимание в 70-е годы благодаря активизации женского движения в США и в Западной Европе [4, 6, 8, 13, 15].

В России о насилии в отношении женщин начали, открыто говорить не так давно. К настоящему времени и наше общество постепенно стало признавать, что любая женщина может испытать насилие, т.к. насилие в семье - распространенное явление, встречающееся практически во всех слоях и категориях населения независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социально-экономических аспектов [5, 11, 12, 14, 15].

В общепринятом значении «насилие в отношении женщин - это любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдание женщинам, включая угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни» [7]. Таким образом, насилие - это не только действие, посредством которого добиваются власти над человеком, порождая в нем чувство напряженности и страха, но и контроль над поведением, мыслями и чувствами другого человека.

Исследователи, основываясь на характере насильственных действий, выделяют следующие виды насилия: физическое, психологическое (эмоциональное), сексуальное и экономическое [8, 15].

Специфическими особенностями семейного насилия являются множественность видов насилия, а также повторяющиеся во времени инциденты.

К наиболее распространенным видам насильственных действий против женщин относят физическое насилие, от которого страдают до 95 % женщин, обратившихся в кризисные центры [7]. Оно приводит к таким личностным изменениям как депрессия, замкнутость, высокий уровень тревожности, снижение уровня самооценки, страхи (партнера, темноты, мужчин, нестандартных ситуаций и т.д.).

Сексуальное насилие, как правило, включает в себя как физическое, так и психологическое насилие и особенно травмирует жертву [8-9].

Психологическими последствиями сексуального насилия являются следующие факторы: снижение самооценки; чувство изоляции, потерянности, предательства и неспособность справиться с ситуацией; тоска и депрессивные состояния; их мучают ночные кошмары и воспоминания; злоупотребление алкоголем; склонность к употреблению наркотиков; повышаются раздражительность и вероятность психоэмоциональных срывов вплоть до суицида и т.д. [7-8].

В исследовании Е.Т. Соколовой и В.В. Николаевой о роли психологического насилия в развитии пограничной личностной структуры отмечается, что психологическое насилие по сравнению с физическим насилием в виде жестокого обращения, телесных наказаний или сексуальных посягательств кажется более «безобидным», но только на первый взгляд. Попадая в замкнутый круг домашнего насилия, в каких бы формах оно себя не проявляло, личностное развитие терпит значительные ограничения, противостоять которым оказывается не просто [10].

Сегодня многие ученые высказывают предположение, что большинство затруднений, возникающих у жертв жестокого обращения, связано именно с психологическим насилием, присутствующим как составная часть во всех других видах насилия. Пашина А.Х. отмечает, что психологическое насилие, будь то критика, унижение или угроза, способствует проявлению всего спектра насильственного проявления в отношении женщины со стороны мужа или партнера [9].

Navarre T.L. отмечал, что психологическое насилие является центральным звеном всех форм жестокого обращения. Именно этот вид жестокого обращения ответственен за те искажения восприятия себя, других и мира, которые лежат в основе психологических сложностей, наблюдаемых у жертв насилия [1].

При исследовании особенностей эмоциональной сферы женщин-жертв семейного насилия А.Х. Пашина установила, что переживание насилия женщиной связано с деформацией эмоциональной сферы. Обнаружено, что в случаях переживания экономического, физического видов насилия и особенно при психологическом (унижение, угроза, критика) со стороны мужа - у женщины наблюдается невероятно высокое превышение нормы показателей социальной эмональности и тревожности (ситуативной и конструктивной). Любой вид насилия, как правило, актуализирует весь спектр переживаний (страх, одиночество, вина) [9].

Меновщиков В.Ю. отмечает, что у жертв семейного насилия могут возникать следующие эмоциональные переживания: бессилие, беспомощность, страх, раздражение, вина, смущение, стыд, сомнения по поводу здравомыслия, утрата, любовь, оцепенение, амбивалентность, эмоциональная и экономическая зависимость, изоляция, фрустрация, родительские заботы [5].

Для «жертв» насилия особенно характерен запрет на проявление эмоций. Это относится не только к негативным эмоциям, но и позитивным переживаниям, обнаруживать которые, с их точки зрения, во-первых, «не прилично», а во-вторых, со временем их становится так мало, что они вообще не замечаются женщиной. В клинической практике хорошо известно: непременные последствия вытеснения чувств - разнообразные личностные и соматические расстройства [3].

Симптомы, наблюдаемые у людей, переживавшие насилие в семье, соответствуют симптомам посттравматического стрессового расстройства [1, 7, 13, 14].

Травматические и посттравматические стрессовые нарушения сопровождаются ухудшением функционального состояния человека, возникновением негативных эмоций и сильных переживаний, но не сводится только к эмоциональным феноменам, а отражается в мотивационных, когнитивных, волевых и др. компонентах личности [2].

В своей работе А.М. Хасина выделяет следующие личностные особенности женщин, пострадавших от домашнего насилия: самоограничение, отчуждение, негативизм, отказ от выражения собственной позиции. Среди типов психологических защит, чаще всего используются: вытеснение влечений, не соответствующих морали и идеалам общества; проекция отвергаемых качеств на обвиняемого мужа. Выделен страх выражения потребности в нежности, в признании, который проявляется симптомами демонстративности. Обнаружены тенденции к самопожертвованию, которые сопровождаются привязанностью к агрессору, болезненно выраженной инертностью [14].

Многие авторы указывают на то, что наличие привязанности между жертвой и агрессором в случае домашнего насилия имеет патогенное значение, так как в этом случае действия агрессора приобретают для жертвы глубоко деструктивное личностное значение [1].

Женщины, переживающие насилие, отмечает А.М. Хасина, испытывают внутренний конфликт между привязанностью и желанием независимости (сужение «Я» и расширение «Я»), который усугубляется психологическими и физическими травмами насилия. В результате чего женщина испытывает состояние одиночества, пассивности и тяжело переносимое страдание в отношениях с внешним миром [14].

Современной наукой исследованы факторы, влияющие на изменение личности в ситуации семейного насилия и типы ее переживания [13]. А именно: 1) сам характер осуществляемого насилия (вид и форма насилия, его длительность, интенсивность), 2) личностные особенности, сформированные ранее под влиянием отношений в родительской семье, 3) социокультурные стереотипы отношения к домашнему насилию, 4) внутренняя позиция и степень личностной активности. Исходя из анализа различий в выраженности вышеперечисленных факторов, С.В. Фролова выделяет три типа переживания ситуации насилия в семье: 1. Активное стремление к преодолению. 2. Стремление к избеганию осуждения. 3. Переживание утраты собственных ресурсов.

Таким образом, современные исследования позволяют сделать вывод, что специфическими особенностями семейного насилия являются множественность видов насилия, а также повторяющиеся во времени инциден-

ты, целью которых является обретение полной власти и контроля над пострадавшей стороной; женщины, переживающие домашнее насилие, находятся в ситуации стресса, подвержены деструктивным изменениям своей личности (деформации эмоциональной сферы, мотивационных, когнитивных, волевых и др. компонентов личности); имеют различную специфику переживания изучаемого феномена в зависимости от сложности возникших проблем и различной степени внутренней активности жертвы насилия; приобретают склонность к посттравматическому стрессовому и острому стрессовому расстройству, формированию «синдрома избиваемой женщины».

Список литературы:

1. Боголюбова О.Н. Субъективная картина будущего и дезадаптация у людей, переживших насилие в детстве: Дис. канд. псих. наук: 19.00.04 -СПб.: РГБ, 2006. - 221 с.

2. Грошев И.В. Психология половых различий. Дис. д-ра псих. наук: 19.00.01 - М.: РГБ - 2003. - 523 с.

3. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. - М.: Шанс, 1992.

- 221 с.

4. Лысова А.В., Щитов Н.Г. Интерпретация и терапия домашнего насилия с позиции рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) // Журнал семейная психология и семейная терапия. - 2004. - № 1.

- С. 85-97.

5. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование - работа с кризисными и проблемными ситуациями / В.Ю. Меновщиков. - М.: Смысл, 2002. - 182 с.

6. Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий в рамках международной акции «16 дней действий против тендерного насилия» (из опыта Краевого кризисного центра для мужчин). -Барнаул, 2005. - 138 с.

7. Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации. Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой и Ю.П. Платонова. - СПб.: Речь, 2004. - 154 с.

8. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. - 136 с.

9. Пашина А.Х. Взаимосвязь различных видов насилия в отношении женщин и особенностей их эмоциональной сферы // Психологический журнал. - 2002. - том 23. - № 6. - С. 98-105.

10. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях: [Пособие] / В.В. Николаева. - М.: 8уЯ-Аргус, 1995. - 359 с.

11. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.

12. Фалин А.П. Насилие в семье и его криминальные последствия. -М.: МАКС - Пресс, 2001. - 25 с.

13. Фролова С.В. Психология и психотерапия психотравмирующие состояния у женщин, переживших насилие в семье // Журнал прикладной психологии. - 2004. - № 4-5. - С. 58-63.

14. Хасина А.М. В центре внимания женщина, пострадавшая от домашнего насилия // Семейная психология и семейная психотерапия. -2001. - № 2. - С. 75-91.

15. Швец А.М. Домашнее насилие: социально-психологический феномен // Семейная психология и семейная терапия. - 2005. - № 3. - С. 95104.

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА

© Кучер И.В.*

Ставропольский государственный педагогический институт,

г. Ставрополь

В тексте рассмотрена необходимость психологического сопровождения воспитанников социального приюта. Предложена модель целостного коррекционно-развивающего, воспитательного комплекса, на основе которого формируется устойчивая система психологического сопровождения развития личности воспитанников.

Необходимость психологического сопровождения воспитанников заложена в основных документах, регламентирующих воспитательно-образовательный процесс в современных интернатных учреждениях, что придает исследуемой проблеме актуальность и теоретическую значимость.

Особенности психологического сопровождения развития личности воспитанников социального приюта охватывают широкий круг вопросов, что не позволяет сконцентрироваться на решении конкретных проблем. В этой связи разрабатываемая нами модель сопровождения личности воспитанников призвана помочь психологу научить ребенка решать возникаю-

♦ Старший преподаватель кафедры Психологии, кандидат психологических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.