Научная статья на тему 'Особенности управления устойчивым развитием предприятий гостиничного бизнеса'

Особенности управления устойчивым развитием предприятий гостиничного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1915
661
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА / STABLE DEVELOPMENT / EFFECTIVE MANAGEMENT / HOTEL BUSINESS UNDERTAKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исалова М. Н., Платова Ф. Р.

Рассматриваются основные проблемы управления устойчивым развитием и функционированием предприятий гостиничного бизнеса и определены пути их эффективного решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICATIONS OF MANAGEMENT OF STABLE DEVELOPMENT HOTEL BUSINESS UNDERTAKIN

Main problems of management of stable development and operation of hotel business undertaking are considered in this article and some ways of their effective solving are determined.

Текст научной работы на тему «Особенности управления устойчивым развитием предприятий гостиничного бизнеса»

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИИ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

Исалова М.Н., д.э.н., профессор, проректор, Платова Ф.Р., соискатель Дагестанского государственного технического университета

Рассматриваются основные проблемы управления устойчивым развитием и функционированием предприятий гостиничного бизнеса и определены пути их эффективного решения.

Ключевые слова: устойчивое развитие, эффективное управление, предприятие гостиничного бизнеса.

SPECIFICATIONS OF MANAGEMENT OF STABLE DEVELOPMENT HOTEL BUSINESS UNDERTAKING

Isalova M., Doctor of Economic Science, professor, prorector, Platova F., competitor of Dagestan State Technical University

Main problems of management of stable development and operation of hotel business undertaking are considered in this article and some ways of their effective solving are determined.

Key word: stable development, effective management, hotel business undertaking

торов. Для решения проблемы управления устойчивым развитием предприятия гостиничного бизнеса требуется рассмотреть все допустимые альтернативы и выбрать наиболее эффективное направление его формирования. При этом предприятие рассматривается как социально-экономическая система, которая должна развиваться в соответствии с законами статики и динамики, что позволяет использовать системный подход, его основные принципы и зако-

Действие большого количества рыночных факторов, носящих случайный характер, повышает неопределенность ситуаций окружающей среды, в которых приходится функционировать предприятиям сферы услуг, в том числе и предприятиям гостиничного бизнеса, работа которых, в ряде случаев, имеет еще и сезонный характер. В таких условиях менеджеры вынуждены принимать управленческие решения с высокой степенью риска, что может негативно отразиться на развитии предприятий гостиничного бизнеса в среднесрочном и долгосрочном периодах времени. Снижение риска, а также своевременное устранение или ослабление возникающих в этой связи негативно действующих факторов требует создания системы управления развитием крупных гостиничных комплексов на основе современных научных методов менеджмента и маркетинга. При этом особый интерес представляет решение проблем, связанных с обеспечением устойчивости развития путем повышения конкурентоспособности предприятий гостиничного бизнеса. Для решения этой проблемы, прежде всего, необходимо установить и исследовать факторы, влияющие на устойчивость развития и правильно выбрать направление совершенствования системы управления данным процессом.

Особенности гостиничного бизнеса определяют соответствующие изменения в организации управления предприятием. Они обуславливаются необходимостью оказания большого количества сопутствующих услуг проживающим клиентам, различными их потребностями, ценообразованием, финансированием и кредитованием. На специфику управления предприятиями гостиничного бизнеса накладывают свой отпечаток также коммуникативные отношения между различными субъектами, участвующими в реализации данных услуг.

Учитывая такую специфику гостиничного бизнеса, его можно охарактеризовать как многоотраслевой комплекс, что предполагает необходимость повышения эффективности управления, отправной частью которого является система устойчивого развития его предприятий, как сложной социально-экономической системы и элемента сферы услуг. Реальным воплощением такой системы выступает уже существующее кредитное планирование и прогнозирование изменений условий функционирования, необходимых для развития предприятия и всего комплекса в целом на перспективу. Их возникновение связано с рядом факторов, в том числе и с наличием различных источников финансирования капитальных вложений, способных в комплексе обеспечить развитие определенной социально-экономической системы.

При этом в процессе управления функционированием и развитием предприятия гостиничного бизнеса возрастает ответственность за разработку и реализацию стратегии, направленной на обеспечение его устойчивости и конкурентоспособности на соответствующем сегменте рынка услуг. В этом аспекте оно должно лучше конкурентов обслуживать клиентов, при обеспечении прибыльности по всем видам деятельности.

Создание такой системы управления развитием предприятия гостиничного бизнеса позволяет в реальном времени в изменяющихся условиях рынка принимать эффективные решения по устранению отрицательных воздействий внешних и внутренних фак-

номерности[1].

Напряженность и несбалансированность функционирования предприятия, связанного с максимальным удовлетворением потребностей клиентов, может проявиться в его внешних связях, которые характеризуются макроэкономическим состоянием экономики, внутриполитическими и социально-экономическими факторами. Поэтому экономическую политику предприятия следует понимать как динамический процесс согласования наиболее важных групп интересов всех субъектов гостиничного бизнеса, утверждение позиций в обществе, а не декларацию общих политических принципов. С этих позиций главной целью устойчивого развития предприятия гостиничного бизнеса становится повышение его конкурентоспособности на местном и региональном рынках. В данном аспекте недостаточная конкурентоспособность предприятия гостиничного бизнеса предопределяет необходимость поиска новых методов управления, обеспечивающих эффективное управление обслуживанием клиентов.

При этом устойчивое развитие должно рассматриваться комплексно с учетом развития всех сторон деятельности предприятия (политической, экономической, социальной и т.д.). Вместе с тем обеспечение надежности функционирования и развития является основным условием обеспечения устойчивости работы, т.к. устойчивость связана с комплексом свойств предприятия гостиничного бизнеса, которые определяют способность системного выполнения заданных функций в условиях неопределенности внешней и внутренней среды, сохраняя основные параметры своего функционирования в заданных пределах на каждом этапе развития. При этом устойчивость работы предприятия гостиничного бизнеса выражается в сбалансированном функционировании всех элементов производственно-хозяйственной деятельности, обеспечивающем повышение конкурентоспособности и, тем самым, его эффективное развитие.

Таким образом, при формировании политики устойчивого развития предприятия гостиничного бизнеса необходима постановка перспективных целей, к числу которых, можно отнести следующие:

- динамичный рост микроэкономических показателей функционирования;

- обеспечение экономической надежности и безопасности предприятия;

- расширенное воспроизводство и рациональное использование ресурсов;

- социальная защищенность работников предприятия.

Достижение данных целей требует проведения исследования

потенциальных возможностей предприятия с учетом взаимодействия с внешней средой с целью прогнозирования возможностей повышения его конкурентоспособности на конкретном сегменте

рынке. При этом предприятие должно стремиться занять определенную нишу на наиболее выгодных для себя сегментах рынка, используя устойчивые конкурентные преимущества и учитывая такие факторы, как качество оказываемых услуг и время их реализации, обеспечение конкурентоспособных условий проживания, привлекающих клиентов, взаимодействие с субъектами, участвующими в оказании услуг, существующие и потенциальные конкуренты.

Однако не все рыночные сегменты, как показывают исследования, одинаково чувствительны к фактору времени и качеству оказываемых услуг. В частности, ускорение деловых операций не всегда приводит к стратегии дифференциации потребностей, ориентированной на время. Поэтому важно предвидеть специфические запросы потребителя, связанные с такими факторами, как пунктуальность, временная гибкость, своевременность и новизна. Использование времени в качестве конкурентного фактора, должно приносить потребителю выгоду, за которую он готов платить более высокую цену.

Опираясь на концепцию конкуренции с учетом фактора времени, можно выделить следующие принципы хозяйственной деятельности современного предприятия гостиничного бизнеса:

- ориентация на время, т.е. количественная оценка времени при подготовке и реализации прогнозных решений;

- ориентация на количественный подход, если предприятие решает повысить скорость обслуживания клиентов и проведение определенных деловых операций;

- ориентация на процесс обслуживания клиентов, что облегчает оптимизацию, позволяет прогнозировать проблемные ситуации;

- ориентация на получение прибыли, т.е. ликвидация всех видов сопутствующих услуг, не создающих добавленной стоимости;

- ориентация на трудовые ресурсы, когда проблемы развития решаются проблемными группами.

Важно также при прогнозировании развития на длительную перспективу учитывать, что на уровень повышения конкурентоспособности предприятия, оказывают влияние следующие факторы:

- технологический уровень реализации оказываемых услуг;

- коммерческие условия продажи услуг, возможности различного рода скидок, коммерческого и потребительского кредита, разнообразие форм расчетов и способов платежа и др.;

- эффективность прогнозирования и реализации рекламных мероприятий, способствующих получению и постоянному обновлению сведений о потребностях клиентов, конкурентах, посредниках, рынках и т.д.;

- возможности методов ценовой конкуренции (повышение качества услуг при несущественном росте цен и др.);

- уровень государственной (региональной) поддержки предприятий гостиничного бизнеса (гарантии кредитов, страхование, налоговые льготы, информация о рынках и др.).

Кроме того, расшивая проблемы устойчивого развития предприятия гостиничного бизнеса в современных условиях хозяйствования, необходимо решить следующие вопросы:

- определение экономического уровня развития региона, в котором функционирует предприятие;

- исчисление показателей, определяющих устойчивое развитие предприятия и уровень его конкурентоспособности;

- выявление внешних и внутренних факторов, влияющих на устойчивость и конкурентоспособность предприятия.

Для решения указанных задач требуется проведение мониторинга и комплексного анализа процесса функционирования и развития предприятия на основе научно обоснованных принципов и учета долгосрочной социально-экономической стратегии развития региона. При этом одной из основных целей системы управления становится обеспечение условий для эффективного функционирования и развития предприятия в нестабильных и динамических условиях рыночной экономики.

С указанных позиций все показатели и критерии устойчивого развития предприятия должны соответствовать задачам устойчивого развития региона в целом. В то же время устойчивое развитие региона определяется состоянием его экономики, для которой характерно динамичное развитие материального производства и других отраслей, экологическая и социальная защищенность населения. С данной точки зрения достижение основных целей устойчивого развития предприятия гостиничного бизнеса возможно только при динамичном развитии экономики региона, способствующем

осуществлению комплекса экономических, финансовых, производственных, научно-технических, инвестиционных, социальных задач.

При таком понимании условий развития предприятия гостиничного бизнеса, на современном этапе рыночных преобразований, должны активизировать уровень предпринимательской деятельности в целях обеспечения роста объемов производства услуг, т.к. залогом выживаемости в новых условиях хозяйствования является устойчивое функционирование и развитие, обеспечивающее прочное положение на рынке гостиничных услуг в регионе. В этом аспекте необходимо исследование основных факторов устойчивого функционирования и развития предприятия гостиничного бизнеса, а также изучение воздействия интеграционных процессов в гостиничном бизнесе на повышение устойчивости и конкурентоспособности его предприятий. Это позволит обеспечить укрепление связей предприятия с конкретными рынками и другими институтами рыночной инфраструктуры.

Переход к рыночной экономике и возникшие при этом новые проблемы в управлении, обусловленные необходимостью продвижения услуг на рынок, предопределили необходимость изменения исходных принципов управления развитием предприятия с учетом факторов внешней и внутренней среды. Главным моментом здесь выступает вопрос об источниках развития. В настоящее время пока еще нет единого мнения относительно того, какие силы порождают развитие или сдерживают его. Остается неясным вопрос о том, где пределы, за которыми развитие предприятия нельзя уже толковать как продукт внешних сил, порожденных социальной и экономической средой. Тем самым развитие уже следует понимать как результат целенаправленного поведения со стороны руководителей в системе управления предприятием, которые предопределяют его политику. Сохранение предприятий (организаций) как жизнеспособных систем в изменяющихся условиях окружающей среды предполагает проведение определенной организационной политики. Стремление к организационному росту, как движущей силе развития системы, можно выявить посредством анализа современных тенденций формирования и функционирования предприятий. Из этого следует, что необходимость организационного развития может возникнуть как следствие стремления к сохранению и росту предприятия, при этом сам рост может быть стратегией развития, выбранной в качестве средства, гарантирующего выживание в современной рыночной экономике[2].

Стратегия устойчивого развития и повышения конкурентоспособности связана непосредственно с решением задач реструктуризации производства услуг, диверсификации, перепрофилирования, освоения новых видов сопутствующих услуг. Поэтому эффективность функционирования предприятия гостиничного бизнеса, являющаяся базовой основой для обеспечения его устойчивости и конкурентоспособности. В этом случае она должна определяться на основе интегрального эффекта, который включает в себя дополнительную прибыль от повышения конкурентоспособности, качества продукции, улучшения маркетинговой деятельности, повышения технического уровня производства сопутствующих услуг и т.п.[3]

Исчисление интегрального эффекта, как отражения действия всей совокупности условий функционирования и развития предприятия гостиничного бизнеса, исходит из общих принципов экономического обоснования мероприятий в области управления развитием. В данном аспекте к ним относятся:

- учет затрат и результатов на протяжении всего жизненного цикла оказываемых услуг;

- учет фактора времени при определении затрат и результатов;

- обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов решаемых задач по объему, срокам, качеству, методам получения исходной информации;

- применение системы показателей;

- обеспечение альтернативности принимаемых управленческих решений.

Выполнение этих принципов позволяет наиболее полно и успешно решить основную задачу управления развитием предприятия - достижение требуемого уровня конкурентоспособности в быстро меняющейся рыночной ситуации и внешней среды в целом.

Анализируя содержание конкурентоспособности предприятия гостиничного бизнеса, в его исследовании можно выделить следующие ее составляющие:

- качество управления, определяющееся квалификацией работников системы управления, их способностью находить рациональные пути повышения конкурентоспособности предприятия на основе достижений современного менеджмента и маркетинга;

- эффективность коммерческой деятельности;

- эффективность маркетинговой деятельности предприятия;

- качество оказываемых услуг;

- эффективность финансовой деятельности;

- временной фактор устойчивого повышения и обеспечения конкурентоспособности.

Важную роль в управлении конкурентоспособностью предприятия гостиничного бизнеса играет ее достоверная оценка, позволяющая в количественном выражении указать его место на конкретном сегменте рынка гостиничных услуг. Конкурентоспособность предприятия гостиничного бизнеса, целесообразно выражать с помощью интегрального показателя, который должен удовлетворять следующим требованиям:

- быть методически обоснованным;

- иметь конкретное экономическое содержание;

- отражать проявление всех составляющих конкурентоспособности предприятия гостиничного бизнеса;

- отражать основополагающий принцип устойчивости конкурентного преимущества и т.д.

Для достижения всего комплекса целей развития предприятия особую значимость в практическом аспекте приобретает маркетинг, позволяющий на основе аналитических исследований разрабатывать стратегию развития, направленную на повышение стабильности его работы и конкурентоспособности. Несмотря на многообразие функций маркетинга (координация проектирования и производства, ценообразование, финансы, контроллинг, формирование спроса, стимулирование сбыта и т.д.), в основе маркетинговой деятельности лежит ориентация на систему потребностей современного общества. Поэтому важно учитывать специфику гостиничного бизнеса, заключающуюся в том, что удовлетворяемая им потребность связана с удовлетворением наиболее сложных жизненно значимых потребностей.

На современном этапе основой стратегического управления становится поворот в сторону достижения устойчивого конкурентного преимущества на длительную перспективу, которое развивается благодаря интегрированному взаимодействию экономических субъектов гостиничного бизнеса. В этом аспекте происходят значительные изменения в маркетинговой концепции управления, основными положениями которой становятся такие факторы, как:

- согласование функционирования звеньев в сети хозяйственных связей при сохранении приоритета конечного потребителя;

- поиск и развитие устойчивых конкурентных преимуществ;

- активизация инновационной деятельности в области разработки новых товаров и услуг;

- гибкая реакция на сигналы обратной связи с конечным потребителем.

Таким образом, маркетинг в целом выступает концепцией управления партнерскими взаимоотношениями, возникающими в процессе производства и реализации гостиничных услуг. Подобное его понимание вполне определенно отвечает содержанию новой парадигмы менеджмента, опирающейся на маркетинг отношений, в основе которого лежат развитие и поддержка долгосрочных и надежных связей с субъектами, оказывающими сопутствующие услуги, служащими и другими партнерами.

Такая стратегия направлена на удержание потребителей, что гораздо дешевле, чем их привлечение. Маркетинг-микс («4Р»), основанный на трансакциях, включает обменные операции между потребителями и продавцами услуг и не может характеризоваться развитыми коммуникациями и устойчивыми связями сторон. Он предусматривает отношения между потребителем и производителем, которые могут ухудшиться из-за слабости социальных связей. В противоположность этому маркетинг отношений создает повышенный уровень социального взаимодействия между ними. Маркетинг отношений, в общем случае, имеет трехуровневую структуру и четыре измерения: долгосрочность обязательств (гарантии), отзывчивость, взаимность, доверие. Это означает, что стороны должны гарантировать друг другу развитие долгосрочных контактов, а их обоюдные интересы должны совпадать.

На современном этапе развития рыночной экономики в различных сферах хозяйственной деятельности произошли радикальные изменения в характере конкуренции, появились признаки того, что

в предстоящем десятилетии уже не отдельные хозяйственные секторы, а системы управления предприятиями в целом окажутся в совершенно новой конкурентной обстановке, развивающейся по новым рыночным правилам игры. Такая ситуация характеризуется многоаспектностью интересов конкурирующих сторон, динамизмом, агрессивностью и носит название гиперконкуренции. Она ставит перед системой управления предприятиями гостиничного бизнеса новые задачи, предопределяющие поиск соответствующих методов и механизмов управления устойчивым развитием и обеспечением устойчивой конкурентоспособности.

Следует отметить, что в условиях гиперконкуренции менеджмент не может сосредотачивать усилия только на одном из конкурентных преимуществ, все преимущества должны учитываться и развиваться одновременно. Этому отвечает анализ деятельности предприятия гостиничного бизнеса, направленный на выявление движущих сил, способных вызывать указанный вид конкуренции. К таким силам, можно отнести: глобализацию, гомогенизацию спроса, поляризацию рынков, размывание отраслевых границ, научнотехнический прогресс, дерегулирование рынков. В этих условиях особенно важна своевременная адаптация организационного механизма управления процессами развития предприятия к изменяющимся условиям рынка, а также формирование гибких организационных механизмов управления устойчивым развитием предприятия гостиничного бизнеса, способных к пересмотру направлений и приоритетов коммерческой деятельности, совершенствованию технологии и стимулированию творческой активности работников предприятия.

В общем случае систему управления устойчивым развитием предприятия, можно представить в виде трех подсистем: управления экономическим развитием, оперативного управления и управления формированием предприятия. С другой стороны, они по своей сущности образуют интеллектуальную систему, т.к. функции их адекватны и взаимозаменяемы. С данных позиций при формировании системы управления развитием предприятий, прежде всего, должны соблюдаться общие для всех подсистем основные научные принципы управления: гибкость, стабильность, оперативность, оптимальность, устойчивость, экономичность, специализация, централизация и др.

Особую значимость среди принципов управления развитием приобретают:

- гибкость, характеризующая способность к быстрой адаптации к изменениям внешней и внутренней среды, оказывающим влияние на темпы развития предприятия;

- устойчивость, т.е. способность системы управления постоянно выполнять свои функции в течение длительного времени, не подвергаясь колебаниям возмущающих воздействий при изменении внешних и внутренних факторов;

- оперативность, которая позволяет системе управления (аппарату) быстро и правильно принимать управленческие решения, адекватные изменениям внешних и внутренних факторов, воздействующих на производственный процесс;

- экономичность, характеризующая достижение оптимальных результатов развития с наименьшими затратами ресурсов.

Вместе с тем, процесс развития производства гостиничных услуг требует совершенствования организационной структуры, предполагающей наличие концептуализации, алгоритмизации, нормализации, систематизации, персонификации и регламентации процессов управления.

Указанные выше положения позволяют ставить задачи, решение которых предусматривается при создании организационного механизма управления устойчивым развитием предприятия гостиничного бизнеса. К основным таким механизмам можно отнести следующие:

- определение объемов ресурсов, необходимых для развития предприятия на текущий и перспективный период;

- выбор приоритетных инвестиционных проектов развития;

- выявление и учет факторов, оказывающих влияние на устойчивость и конкурентоспособность предприятия;

- разработка эффективной политики развития предприятия;

- использование факторов, определяющих привлекательность предприятия для внутренних и внешних инвесторов;

- проведение комплексного анализа функционирования предприятия на каждом этапе развития;

- обеспечение устойчивости финансового состояния предприятия;

- разработка методов поиска и выбора наилучшего варианта развития предприятия по обобщающим показателям;

- разработка и обоснование методики обеспечения конкурентоспособности предприятия, базирующейся на определенных предпосылках.

На этой основе механизм управления развитием предприятия гостиничного бизнеса может решать стратегические задачи, связанные с обеспечением его инвестиционной привлекательности, повышением финансовой устойчивости и конкурентоспособности предприятия и оказываемых услуг. Он должен обеспечивать надежность работы предприятия гостиничного бизнеса, которая характеризуется его эффективным бесперебойным функционированием; сохранностью проектных значений параметров в течение запланированного периода времени; устойчивостью финансового состояния; перспективностью экономической, технической, социальной политики развития предприятия.

Однако наличие организационного механизма не гарантирует успеха без изменений других сторон управленческой деятельности. В современных условиях для повышения конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и экономической устойчивости становится объективно необходимым освоение новых принципов корпоративного управления, направленного на преодоление возникающих конфликтов между акционерами, собственниками, менеджерами и рабочим персоналом. При этом корпоративное управление рассматривается как высший уровень управленчес-

кой деятельности на предприятиях с акционерной формой собственности. Концентрация и наращивание капитала происходит одновременно с организационным оформлением этого процесса.

Организационные преобразования управления развитием предприятия гостиничного бизнеса предопределяют необходимость улучшения действия мотивационного механизма, непосредственно связанного с интересами участников процесса оказания услуг клиентам. С этой позиции можно заметить, что предпосылкой повышения эффективности управления устойчивым развитием предприятия гостиничного бизнеса является совершенствование системы оплаты и ответственности менеджеров. Кроме того, размеры вознаграждений работникам должны находиться в прямой зависимости от результатов деятельности предприятия. Одновременно на предприятии должны быть созданы организационные предпосылки по взаимодействию со всеми акционерами. Этому отвечает создание подразделения по управлению собственностью, в задачи которого входит проведение собрания акционеров, взаимодействие с держателем реестра акционеров, контроль выплаты дивидендов и др.

Литература:

1. Козлов В.Д. Управление организацией. -М.: Экономика, 1990.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Цыгичко А.Н. Новый механизм формирования эффективности. - М.: Экономика, 1994.

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Шахвердиева З.М., соискатель Дагестанского государственного технического университета

Рассматриваются проблемы обеспечения устойчивости функционирования обязательного медицинского страхования, определены основные ориентиры эффективного их решения.

Ключевые слова: устойчивое функционирование, медицинское страхование, оплата медицинской помощи

ANALIS OF SECURITY PROBLEM OF STABILITY HEALTH INSURANCE

Shahverdieva Z., competitor of Daghestan State Technical University Main problems ofproviding of operational stability of compulsory health insurance. Main direction of their effective solving are determined. Key word: stability function, health insurance, payment of medical treatment.

При анализе экономических факторов, обеспечивающих устойчивое функционирование системы обязательного, например, медицинского страхования, необходимо рассматривать всю совокупность возникающих здесь финансовых отношений. Здесь можно выделить три основные группы отношений, сложившихся в ходе реализации закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» между субъектами страховой деятельности.

Первая группа субъектов: государство (в лице федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования); страхователи (в лице хозяйствующих субъектов, работодателей и администраций территорий). В этой группе взаимоотношения связаны с аккумулированием денежных ресурсов.

Вторая группа: территориальный фонд - лечебно-профилактические учреждения (в случае выполнения фондом функций страховщика). В этой группе отношения связаны с расходованием денежных средств.

Третья группа: федеральный фонд обязательного медицинского страхования - территориальный фонд обязательного медицинского страхования. В этой группе отношения охватывают, как аккумулирование, так и расходование денежных ресурсов.

От устойчивости связей между данными субъектами зависит устойчивость всей системы обязательного медицинского страхования. Это так называемые внутренние связи, являющиеся составной частью самой системы и определяющие ее устойчивость изнутри [1].

Можно выделить внешние факторы, также оказывающие влияние на финансовую устойчивость системы обязательного медицинского страхования. На сегодняшний день эти факторы играют главенствующую роль. Они определяются состоянием экономики и направлениями государственной политики в области здравоохранения. Эти

факторы можно разделить на экономические и организационно-правовые. Экономические факторы напрямую связаны с состоянием экономики страны в целом. Падение объемов производства, закрытие и ликвидация предприятий, кризис неплатежей, разрыв хозяйственных связей приводят к сокращению поступлений страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Поэтому не случайно реализация закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» привела к трудноразрешимому соединению предусмотренного законом рыночного механизма со следующими принципами[2,3]:

- с территориальным принципом сбора страховых взносов и финансирования;

- с социально-гарантированным характером обязательного медицинского страхования, предполагающим всеобщность, независимость от социального положения.

К тому же круг субъектов, участвующих в этой системе, оказался на практике шире, чем это было обозначено в законе, что привело к множественным и неоправданным конфликтам на территориальном уровне, к возникновению самых различных вариантов перехода к медицинскому страхованию, подчас крайне неэффективных и противоречащих самому закону.

Анализ различных предложений, высказываемых по поводу дальнейшего реформирования здравоохранения, позволяет выделить несколько принципиальных направлений, вокруг которых и идут споры [5, 6]. Это, прежде всего, усиление функций территориального органа административного управления здравоохранением, который и осуществляет все структурные изменения в системе организации медицинской помощи населению. Другими словами, закрывает ряд нерентабельных медицинских учреждений, ужесточает контроль над деятельностью тех учреждений, которые работают в системе обязательного ме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.