Научная статья на тему 'Особенности управления учебным процессом в системе дистанционного образования'

Особенности управления учебным процессом в системе дистанционного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
554
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности управления учебным процессом в системе дистанционного образования»

debugger, able to debug applications launched at real device or emulator;

memory and performance structure assisting to detect memory leakage and find ineffective code;

device emulate or based on QEMU (virtual machine with open code emulating different hardware platforms), it is accurate enough, though not always rapid;

command-line utilities for connection with devices;

scripts and utilities to create application packages and application deployment.

Up to date Android is the most popular OS for applications development because of its user-friendly OS with an open code. Developers received unique advantages. Having installed free-of-charge software kit it is possible to create programs for the system thereof and sell them in specialized internet-shop.

Majority of mobile devices developers support Android platform including Acer, HTC Corporation, Samsung, Sony Corporation and others. Moreover, there are Android setup designated for installing at manufacturers' devices un supporting the platform thereof.

REFERENCES

1. http://www.tadviser.ru/Article «Mobile applications».

2. http://www.mobiledimension.ru/technology/. Article «Technologies of mobile applications development».

3. Goloschapov. L. Google Android. Software engineering for mobile devices / А. L. Goloschapov. - М. :БХВ, 2010. - 670 p.

4. http://www.financialexpress.com/news/google-android-lords-over-85-pct-of-smartphone-os-market-share-apple-s-ios-distant-second-idc/12 8 4 4 35- statistics of mobile market

5. Reto Mayer Android 2. Applications programming for tablet computers and smart phones/. -Saint-Petersburg, 2011. - 672 p.

6. android.com.ua - architectture of Android OS

УДК 37.02 Косякин Ю.В.

ФГБОУ ВПО Московский государственный индустриальный университет, Москва, Россия

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рост потребности в непрерывном образовании, появление новых возможностей коммуникации и основанных на них технологий обучения способствуют быстрому развитию дистанционного образования (ДО) в мире и в России. Жизнь становится мобильнее, средства телекоммуникаций все более развитыми. Это ведет к переходу от концепции мобильности обучаемых к концепции мобильности идей, знаний, образовательных систем.

В данной работе рассмотрим особенности в процессе управления обучением в современном высшем образовании, в котором используются дистанционные технологии.

В соответствии с данной целью нами определены следующие основные задачи работы:

определить понятие «системы дистанционное обучение»;

описать достоинства дистанционного обучения;

охарактеризовать этапы управления системой дистанционного обучения.

Вышеперечисленные задачи обуславливают актуальность исследования систем дистанционного высшего обучения.

Дистанционное обучение - совокупность информационных технологий, обеспечивающих интерактивное взаимодействие удаленных друг от друга обучаемых и преподавателей в процессе обучения.

Система дистанционного обучения (СДО) - информационная система, предназначенная для планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями в организации (включая обучение, проводимое как в очной, так и в дистанционной форме).

Современные электронные технологии образования позволяют:

- создавать и управлять контентом занятий;

- создавать целевые группы и распространять по ним учебную информацию (расписание занятий, планы и содержимое лекций, задания);

Рисунок 1 - Целенаправленная система

Figure 2 - Life cycle of application for the system under Android control

SDK core capabilities are:

- проводить онлайн тесты, собирать и обрабатывать их результаты;

- организовать коллективную работу обучающихся над заданиями.

Использование компьютерных технологий, интегрированных в электронное образование, позволяет создать единое рабочее пространство, доступное для всех участников образовательного процесса: преподавателей, студентов, администрации.

Все подходы к организации управления системами ДО можно в традициях теории организаций разделить на две группы: эмпирические и нормативные.

Для первой группы характерны процессы «складывания» систем управления, их концентрация вокруг отдельных подпроцессов разработки и эксплуатации технических средств ДО.

Нормативные подходы предполагают вначале разработку "норматива" системы управления, а затем уже разработку и создание самой системы в соответствии с этим нормативом. В традициях системного анализа в качестве норматива управляемой системы может быть рассмотрена целенаправленная система (ЦНС). Ее основные подсистемы - объект управления и управляющая часть, представляющая собой контур обратной связи, изображены на рис. 1.

вход Объект управления выход

Система

управления -

процесс выработки

решении

В рамках блока управления обучением системы дистанционного обучения предоставляют следующие основные функциональные возможности: управление компетенциями;

автоматизированное формирование учебных программ;

управление профилями пользователей; управление доступом к дистанционным курсам и тестам;

журналирование деятельности пользователей; обеспечение технической и методической поддержки пользователей; формирование отчетов; анализ процесса обучения.

Центральным процессом, решающим главную задачу функционирования системы ДО в ВУЗе, является процесс дистанционного обучения. Вход этого процесса включает:

обучаемых субъектов, обладающих достаточной мотивацией для обучения; содержание обучения; формы и технологии обучения;

методы обучения (субъектов и объекты, с помощью которых реализуется функция обучения).

Основной элемент выхода - знания, умения и навыки, приобретенные обучающимися в процессе обучения. Разнообразие подпроцессов ДО определяется разнообразием элементов входа и выхода, при этом фиксируется класс технологий обучения - дистанционные. Реальной является возможность изменения качественных и количественных характеристик элементов входа и выхода, их наблюдения и корректировки. В силу этого, можно говорить об управлении процессом дистанционного обучения, об его наблюдаемости и управляемости.

В подсистему ■* развития ДО

Рисунок 2 - Структура системы функционирования До в ВУЗе

Процесс управления обучением с помощью Системы Дистанционного Обучения включает следующие этапы: - подготовка к процессу обучения; - процесс обучения. Подготовка к процессу обучения

Преподаватель Студент

1. Знакомство с возможностями системы управления обучением (изучение документации) для Преподавателя. 2. Подготовка учебных курсов. Что должен уметь Преподаватель для создания учебного курса - Добавлять/редактировать материалы курса - Сохранять материалы курса - Восстанавливать (переносить) материалы курса 1. Знакомство с возможностями системы управления обучением (изучение документации) для Студента

Администратор Преподаватель Студент

- Регистрация пользователей - Добавление студентов на курсе - Назначение преподавателей на курс Должен уметь: - Входить в систему - Настраивать объекты курса (скрывать/открывать фрагменты курса) - Общаться с обучаемыми в форумах курса - Общаться с обучаемыми в чатах курса - Отслеживать процесс прохождения лекций и просматривать результаты ответов на вопросы - Отслеживать процесс выполнения заданий и просматривать результаты выполнения заданий - Отслеживать процесс выполнения тестов и просматривать результаты выполнения тестов - Отслеживать процесс обучения каждого студента и получать различного вида отчеты Должен уметь: - Входить в систему - Получать учебные материалы по курсу - Работать в форумах и чатах - Отвечать на вопросы тестов - Отправлять ответы на задания

На сегодня выбор существующих институтов дистанционного образования ещё мал, но с каждым годом дистанционное обучение набирает силу и пользуется популярностью среди студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дивеев А.И., Конырбаев Н.Б. Метод вариационного аналитического программирования для решения проблемы синтеза системы управления. НАДЕЖНОСТЬ И КАЧЕСТВО - 2014 : труды Международного симпозиума : в 2 т. / под ред. Н.К.Юркова. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. - 1 т., 188-193 стр.

2. Косякин Ю.В., Онанко Н.А., Хомяков С.М. Создание структуры информационных ресурсов для дистанционного образования. Машиностроение и инженерное образование. - М.: МГИУ, 2010, №4, стр.8587 .

3. Романенкова Д.Ф. Теория и практика создания и функционирования региональной системы дистанционного обучения инвалидов. НАДЕЖНОСТЬ И КАЧЕСТВО - 2008 : труды Международного симпозиума : в 2 т. / под ред. Н.К.Юркова. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2008. - 1 т., 180-184 стр.

4. Цибизов П.Н., Астахова Т.В. Повышение эффективности использования информационных технологий в образовательном процессе. НАДЕЖНОСТЬ И КАЧЕСТВО - 2 012 : труды Международного симпозиума : в 2 т. / под ред. Н.К.Юркова. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2012. - 1 т. - 508 с., 369-370 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.