Научная статья на тему 'Особенности управления мотивацией труда педагогических работников в современных социально-экономических условиях'

Особенности управления мотивацией труда педагогических работников в современных социально-экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ ТРУДА / MANAGEMENT OF LABOR MOTIVATION / МАТЕРИАЛЬНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ / СИСТЕМА СТИМУЛИРУЮЩИХ ВЫПЛАТ / INCENTIVE PAYMENTS SYSTEM / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕЙТИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / RANKING INDICATORS / FINANCIAL REWARD / PERFORMANCE STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Т.И., Грабницкая Т.А.

В статье рассмотрены особенности использования системного подхода к управлению мотивацией труда педагогических работников. Комплексное применение предлагаемой внутриорганизационной системы позволит рационально использовать как материальные, так и нематериальные способы управления мотивацией труда педагогических работников с разным стажем работы в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MANAGEMENT FEATURES LABOR MOTIVATION OF TEACHING STAFF IN THE CONTEMPORARY SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS

The article describes the features of a systemic approach to the management of labor motivation of teachers. Complex application of the proposed system would allow the rational use of both tangible and intangible ways to manage labor motivation of teachers with different experience in the educational organization.

Текст научной работы на тему «Особенности управления мотивацией труда педагогических работников в современных социально-экономических условиях»

В концепции общероссийской системы оценки качества образования подчеркивается, что качество образования — это степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов требованиям государства, социальным и личностным ожиданиям. Исходя из этой кон-

Библиографический список

цепции основным критерием качества образования мы считаем соответствие полученных показателей требованиям государственного стандарта образования с учетом ожидаемых (прогнозируемых) показателей, которые определяются в ходе осуществления педагогической диагностики.

1. Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 г. № 2148-р]. — Режим доступа : http://base.garant.rU/70265348/#block_1000.

2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области [Электронный ресурс] : [приказ МОиН Челябинской обл. от 28.03.2013 г. № 03/961]. — Режим доступа : http://rcokio-chel.ru/pics/docs/58filename.pdf.

3. Программа эксперимента по теме «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и предприятий агропромышленного комплекса как условие формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов сельского хозяйства» [Текст]. — Челябинск, 2013. — 24 с.

4. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 110809 Механизация сельского хозяйства [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5.10.2009 г. № 370]. — Режим доступа : http://минобрнауки.рф/документы/1560.

5. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8.10 2009 г. № 389]. — Режим доступа : http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/12072025/#1000.

6. Серкова, Г. Г. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений : современная инновационная технология развития учреждений профессионального образования [Текст] / Г. Г. Серкова // Инновационное развитие профессионального образования. — Челябинск, 2012. — № 2(02). — С. 62-67.

7. Василевская, Е. В. Разработка сетевой организации муниципальной методической службы [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Василевская. — М., 2004. — 217 с.

8. Багина, С. Н. Организация сетевого взаимодействия как условие успешного развития инновационного образовательного учреждения [Электронный ресурс] / С. Н. Багина. — Режим доступа : http://festival.1september.ru/.

9. Адамский, А. И. Модель сетевого взаимодействия [Электронный ресурс] / А. И. Адам-ский. — Режим доступа : http://upr.1september.rU/2002/04/2.htm.

УДК 331/377 Т. И. Петрова, зав. отделением Аргаяшского

аграрного техникума (ААТ), Челябинская обл., с. Аргаяш, e-mail: tatiana_7021@mail.ru Т. А. Грабницкая, доц. Челябинского института развития профессионального образования (ГБОУ ДПО ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: chelirpo@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

В статье рассмотрены особенности использования системного подхода к управлению мотивацией труда педагогических работников. Комплексное применение предлагаемой внутриоргани-зационной системы позволит рационально использовать как материальные, так и нематериальные способы управления мотивацией труда педагогических работников с разным стажем работы в образовательной организации.

Ключевые слова: управление мотивацией труда, материальное вознаграждение, система стимулирующих выплат, критерии оценки деятельности, рейтинг показателей.

Управление мотивацией труда является сложным процессом побуждения педагога к активной педагогической деятельности, направленной на получение нового качественного результата, сфокусированной на достижении личного смысла в профессии.

Существенным фактором мотивационного управления является мотивационная среда образовательного организации, которая представляет собой совокупность усилий, прилагаемых работниками для достижения поставленных целей [1].

В техникуме разработана гибкая система мотивационного управления, в основе которой лежит создание условий для глубокой заинтересованности преподавателей в повышении качества образовательных услуг и, как следствие, — интенсивный творческий труд, результатом которого является качественное профессиональное образование.

С учетом переживаемой техникумом стадии реорганизации и стажа работы педагогов были определены приоритетные направления мотивации труда [2], которые рассматриватся нами как система управления, это:

- принятие мер по обеспечению организации квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта;

- создание условий для внедрения инноваций, обеспечение формирования и реализации инициатив работников, направленных на улучшение работы, поддержание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;

- организация мер по повышению мотивации работников к качественному труду, в том числе на основе их материального стимулирования, по повышению престижности труда, рационализации управления и укреплению дисциплины труда.

В новых социально-экономических условиях администрация техникума обращает особое внимание на способы управления мотивацией для сохранения в организации лучших педагогических кадров и пополнения образовательной организации новым поколением педагогов.

В техникуме активно внедряется система мотивации труда педагогических работников [3] и созданы условия для личностного роста педагогов. Данная система включает в себя следующие основные направления:

1) материальное вознаграждение;

2) улучшение условий труда педагогических работников;

3) повышение квалификации педагогических работников.

Рассмотрим эти направления более подробно.

1. Материальное вознаграждение.

Система стимулирующих выплат работникам образовательной организации включает в себя поощрительные выплаты по результатам труда, которые определены в Положении об оплате труда работников техникума в соответствии с Постановлением правительства Челябинской области от 11.09.2008 г. № 275-П «О введении новых систем оплаты труда работников областных государственных учреждений и органов государственной власти Челябинской области, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников областных государственных учреждений», Трудовым кодексом РФ [4] и другими нормативными правовыми актами РФ и Челябинской области, регулирующими вопросы оплаты труда, в том числе условия оплаты труда педагогических работников.

К выплатам, коррелирующим с результатами труда работников техникума, относятся:

- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

- выплаты за качество выполняемых работ;

- выплаты за наличие почетного звания;

- выплаты за непрерывный стаж работы, выслугу лет;

- выплаты за квалификационную категорию;

- надбавка молодым специалистам;

- надбавка специалистам за работу в сельских населенных пунктах Челябинской области в размере 25 % от оклада (должностного оклада) в соответствии с перечнем должностей специалистов, утвержденным правительством Челябинской области;

- доплата за проверку письменных работ;

- доплата за заведование кабинетами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, боксами или гаражом;

- доплата за руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями;

- премиальные выплаты по итогам работы.

Вознаграждения за эффективное профессиональное развитие отражены в карте оценки деятельности педагога.

Критерии оценки деятельности педагогических работников [5]:

1) результативность учебной деятельности

(ЯУ);

2) результативность методической деятельности педагога (Ят);

3) общественная работа (Яо);

4) работа с документами (Яй);

5) трудовая дисциплина (Я?);

6) воспитательная работа в группе (Як);

7) техника безопасности и охрана жизни и здоровья детей (Яg).

Общая формула для определения оценки деятельности педагогов может быть представлена в следующем виде:

Я(у) = Яу + Ят + Яо + Яй + Яг + Як + Яg.

Периодичность оценивания — два раза в полугодие.

Применение карты оценки деятельности позволило:

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов;

- определить динамику профессионального роста педагогов;

- подойти к оценке дифференцированно, определить перспективы развития как отдельных педагогов, так и педагогического коллектива в целом;

- выявить роль и место каждого педагога в развитии образовательной организации;

- вести мониторинг деятельности педагогов.

Таким образом, администрация техникума, которая заботится о каждом педагоге, способствует его мотивации к профессиональной самоотдаче; новая система с разработанными критериями оценки деятельности педагогов позволяет упростить процесс диагностики их труда. Из диагностической карты мы получаем данные о результативности работы (среднем балле).

2. Улучшение условий труда педагогических работников.

За активное применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ) на уроках введены надбавки для педагогов. Для распределения надбавок введен ИКТ-рейтинг, который рассчитывается исходя из количественных и качественных показателей, таких как:

1) количество подготовленных и проведенных уроков с использованием ИКТ;

2) разнообразие технологий;

3) количество материалов, выставленных на сайт в методическую копилку, электронное портфолио педагога;

4) участие педагога в различных интернет-конкурсах;

5) организация дистанционного обучения с использованием программы АСУ ProСollege;

6) создание электронного УМК.

Таким образом, улучшение условий труда как способ управления мотивацией педагогических работников позволяет значительно активизировать и эффективно развивать инновационный потенциал каждого конкретного педагога и как следствие — обеспечивать более качественное обучение и развитие обучающихся.

3. Повышение квалификации педагогических работников.

Согласно действующему Постановлению правительства Челябинской области от 16.09.2011 г. № 318-П, «аттестация педагогических работников проводится на основе экспертной оценки уровня квалификации, профессиональной компетенции, качества и результативности педагогической деятельности».

Для этого в нашей образовательной организации активно внедряется карта о внесении каждым педагогическим работником личного вклада в повышение качества образования. В карте присутствуют следующие разделы:

- «Результаты деятельности»;

- «Внесение личного вклада в повышение качества образования».

Введение данной карты позволяет педагогу решать многие проблемы, возникающие при аттестации, и осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности.

Грамотно построенная система повышения квалификации педагогов приведет к росту уровня их профессионального мастерства, способствующему реализации ФГОС в условиях инновационного образования.

Мы считаем, что применение научных знаний о психологических механизмах мотивации труда [6; 7] позволило нам обеспечить правильный подход к организации управления мотивацией труда педагогов с разным стажем работы в нашей профессиональной образовательной организации.

В соответствии с научными концепциями Т. Ю. Базарова и Н. В. Самоукиной [8; 9], для того чтобы определить эффективность системы управления мотивацией, необходимо реализовать три этапа:

- провести диагностику мотивационной среды техникума;

- разработать систему мотивации, в которой комплексно применять материальные и моральные средства мотивации;

- регулярно проводить мониторинг и коррекцию мотивационной системы.

Библиографический список

В настоящее время завершается исследование мотивации труда педагогических работников филиала Аргаяшского аграрного техникума в с. Долгодеревенском, результаты которого будут рассмотрены в последующих публикациях.

1. Журавлев, П. В. Технология управления персоналом : настольная книга менеджера [Текст] / П. В. Журавлев, С. А. Карташов, Н. К. Маусов, Ю. Г. Одегов. — М. : Экзамен, 2011.

2. Капустин, А. Мотивация менеджмента — залог стабильности компании [Текст] / А. Капустин // ЖУК. — 2009. — № 6. — 235 с.

3. Веснин, В. Р. Менеджмент [Текст] : учебник / В. Р. Веснин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби, Проспект, 2011.

4. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2001 г. : действующая ред. от 31 дек. 2014 г.] // КонсультантПлюс.

5. Захаревич, В. Г. Оценка качества работы преподавателей вуза [Текст] / В. Г. Захаревич, В. А. Обуховец // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 12-15.

6. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. — М. : Владос, 2009.

7. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2009. — 345 с.

8. Базаров, Т. Ю. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия [Текст] / Т. Ю. Базаров // Менеджмент в России и за рубежом. — 2009.

9. Самоукина, Н. В. Стимулирование персонала как проблема [Текст] / Н. В. Самоукина // Управление персоналом. — 2009. — № 7. — С. 14.

УДК 377 С. Л. Родионов, зам. директора по УВР

Южно-Уральского государственного технического колледжа (ЮУрГТК), г. Челябинск, e-mail: ps@sustec.ru

МОНИТОРИНГ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Мониторинг в системе образования — это сбор, обработка, хранение и распространение информации об образовательной системе, позволяющие судить о состоянии объекта в любой момент времени и обеспечивающие его развитие. В статье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением в образовательный процесс ГБОУ СПО (ССУЗ) ЮУрГТК автоматизированной системы мониторинга.

Ключевые слова: автоматизированная система мониторинга, управление, информация, качество, образовательный процесс, аудит.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях реализации ФГОС деятельность профессиональной образовательной организации должна быть ориентирована на создание оптимальных условий для формирования профессиональных компетенций студентов, развитие их личностных качеств, профессиональных потребностей и возможностей. Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности во

многом зависят от качества образовательного процесса. Качество образовательного процесса во многом определяет и степень доверия к учебному заведению со стороны работодателей, абитуриентов и их родителей.

Достижение качества образовательного процесса, на наш взгляд, может быть обеспечено за счет отслеживания динамики профессионального развития обучаемых и своевременного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.