Научная статья на тему 'Особенности управления интеграционными процессами в системе высшего образования'

Особенности управления интеграционными процессами в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЕДИНОЕ МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / INTEGRATION PROCESSES / EDUCATION / WORLD UNITED EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулкеримов Исмаил Забирович, Эсетова Аида Махмудовна

Интеграционные процессы, происходящие в мировом сообществе во всех сферах человеческой деятельности, затронули также систему высшего образования. В настоящий период формируется единое мировое образовательное пространство, выражающееся, прежде всего в гармонизации образовательных стандартов, методических подходов, учебных планов, специальностей в разных странах мира. Россия с началом демократических реформ не стала исключением, и стала активно интегрировать в мировое образовательное пространство через вхождение в планетарную сеть университетов, интернационализацию связей, гармонизацию учебных программ высших учебных заведений, создание предпосылок для взаимного признания документов о высшем образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of integration processes management in the higher education system

Integration processes, taking place in the world community in all the spheres of human activity, have touched upon the higher education system as well. The world united educational space, first of all, expressed in the harmonization of educational standards, technical approaches, academic curricula and specialties in different countries of the world, is being formed. From the beginning of democratic reforms Russia is not an exclusion, it has become to integrate actively to the world educational space through entering the global net of the universities, internationalizing of communications, harmonizing the educational programmes of higher schools, developing the preconditions for mutual acceptance of the documents on higher education.

Текст научной работы на тему «Особенности управления интеграционными процессами в системе высшего образования»

ББК 65.050.9(2)2

И.З. Абдулкеримов, А.М. Эсетова

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Интеграционные процессы, происходящие в мировом сообществе во всех сферах человеческой деятельности, затронули также систему высшего образования. В настоящий период формируется единое мировое образовательное пространство, выражающееся, прежде всего в гармонизации образовательных стандартов, методических подходов, учебных планов, специальностей в разных странах мира. Россия с началом демократических реформ не стала исключением, и стала активно интегрировать в мировое образовательное пространство через вхождение в планетарную сеть университетов, интернационализацию связей, гармонизацию учебных программ высших учебных заведений, создание предпосылок для взаимного признания документов о высшем образовании.

Ключевые слова: интеграционные процессы, образование, единое мировое образовательное пространство.

Переход развитых стран от традиционной экономики, основанной на материальных ресурсах, к экономике, базирующейся на знаниях, сопровождается многочисленными структурными изменениями, в том числе в сфере образования.

Модернизация системы образования происходит под воздействием институциональных и структурных изменений рынка труда. Рыночные преобразования сегодня изменили не только спрос на рабочую силу, востребовали новые качества специалистов и рабочих, но и сформировали новые образовательные потребности населения, рынок образовательных услуг. Для успешного развития системы высшего образования необходимо учитывать некоторые позитивные тенденции.

В последнее время принят ряд законов по интеграции образования и науки. Действующие нормативно-правовые акты допускают интеграцию образования, науки и производства на основе различных форм участия научно-педагогических кадров, аспирантов и студентов учреждений профобразования в научных исследованиях и экспериментальных разработках. Широкое распространение получила грантовая поддержка инновационных образовательных программ, которая обеспечивает не просто качество образования, но и системные изменения в российском образовании.

Интеграционные процессы, происходящие в мировом сообществе во всех сферах человеческой деятельности, затронули также систему высшего образования. В настоящий период формируется единое мировое образовательное пространство, выражающееся, прежде всего в гармонизации образовательных стандартов, методических подходов, учебных планов, специальностей в разных странах мира. Россия с началом демократических реформ не стала исключением, и стала активно интегрировать в мировое образовательное пространство через вхождение в планетарную сеть университетов, интернационализацию связей, гармонизацию учебных программ высших учебных заведений, создание предпосылок для взаимного признания документов о высшем образовании.

Интеграционные процессы способствуют формированию единого образовательного пространства высшей школы в союзе с производством и наукой. Благодаря этому возникает синергетический эффект, который проявляется в принципиально новом качестве интеллектуальных продуктов, создаваемых в рамках каждой из подсистем, в формировании единого образовательного пространства высшей школы, науки и производства.

Управление интеграционными процессами в системе высшего образования идет при взаимодействии всех заинтересованных структур и совершенствовании социального партнерства.

Происходит интенсивное формирование и развитие гибких технологий профессионального образования. Это отражается в интегрированных образовательных программах, в создании комплексных курсов и занятий, в организации производственной практики, обеспечивающей взаимосвязь теоретической, профессиональной, научно-исследовательской деятельности студентов. Интеграция научного знания при изучении проблем профессиональной педагогики обусловлена тем, что образование сегодня является одним из важнейших факторов устойчивого развития общества, конкурентоспособности и национальной безопасности государства.

Однако модернизация системы профессионального образования для регионального рынка труда приводит и к некоторым негативным тенденциям: к диспропорции в подготовке рабочих и специалистов между начальным, средним и высшим профессиональным образованием.

Интеграция России в мировую образовательную систему осуществляется на основе международного сотрудничества с университетами США и Европы, реализацию проектов по обмену студентами, преподавателями.

В настоящее время российская система высшего профессионального образования активно включена в Болонский процесс и реализация проектов по программе Tempus во многом способствует внедрению инструментов данного процесса. Tempus - одна из программ Европейского Союза, направленная на содействие проведению социальных, экономических реформ и развитию систем высшего образования в странах партнерах Европейского Союза. В рамках программы Tempus выделяется два типа проектов:

1) «Совместные проекты» (JP),

2) «Структурные мероприятия» (SM). «Совместные проекты» основываются на партнерствах учебных заведений высшего образования стран Европейского Союза и стран партнеров. «Совместные проекты» должны быть направлены на перенос знаний между вузами Европейского Союза и вузами стран партнеров. «Структурные мероприятия» направлены на поддержку структурной реформы системы высшего образования и формирования рамки стратегического развития на национальном уровне в контексте приоритетов, определяемых компетентными структурами в стране - партнере.

Болонский процесс строится на началах добровольности и ничего от своих участников не требует. Его главная цель - прозрачность, сопоставимость, «понятность» существующих образовательных систем, возможность легкого «пересчета» одной системы на другую. Программа Tempus является одним из основных инструментов поддержки реформ высшего образования по всей территории европейского пространства. Инструменты формирования общего пространства высшего образования - это система перезачета кредитов, введение в практику документов, обеспечивающих сопоставимость и взаимное признание дипломов и квалификаций, компетентностный подход; цели - обеспечение мобильности, качество и конкурентоспособности. Важным инструментом в Tempus является студенческая мобильность. Благодаря программе студенты могут приобщиться к методам и концепциям обучения, существующим в ЕС, к жизни в незнакомой национальной культурной сфере.

Проект Tempus TACIS SM-SCM - Т063А06-2006 «Применение Болонского процесса в технических университетах Северного Кавказа», в котором участвовал ДГТУ, стал одним из действенных механизмов поддержки реформы системы высшего образования в российских университетах - партнерах. Одним из преимуществ данного проекта являлось стимулирование инновационных подходов к решению стратегических и оперативных задач, стоящих перед высшими учебными заведениями, и расширение международного сотрудничества. Руководителем проекта являлся Доминик Колен, руководитель Отдела международных связей университета ENITIAA (Франция), а координатором проекта -Северо-Кавказский государственный технический университет. Партнерами консорциума от Европейского Союза были Национальный институт сельского хозяйства и пищевой промышленности ENTIAA (Франция), Технический университет Мюнхена (Германия),

Университет Гент (Бельгия), Институт пищевой промышленности и питания Agro ParisTech (Франция), Католический университет Португалии. Российскими партнерами выступали Астраханский государственный технический университет, Дагестанский государственный технический университет, Южно - Российский государственный технический университет.

Цели данного проекта - это информация о партнерах по различным аспектам Болонского процесса по внедрению ECTS; информация по системе зачетов ECTS; адаптирование педагогических программ к внедрению ECTS; изучение и внедрение кредитной системы в университетах партнерах, развитие академической мобильности студентов как российских, так и зарубежных. К основным результатам проекта необходимо отнести следующие аспекты внедрения инструментов Болонского процесса:

1) реализация образовательных программ по направлениям «бакалавриат» и «магистратура»;

2) переработка рабочих учебных планов по специальностям с пересчетом нагрузки из академических часов в зачетные единицы;

3) изучение опыта академического обмена студентов на региональном уровне при прохождении производственной практики;

4) разработка и внедрение систем менеджмента качества в области подготовки специалистов пищевого профиля по опыту европейских партнеров;

5) разработка проекта приложения к диплому европейского образца;

6) применение новых методов преподавания и оценки результатов обучение.

Проект позволил по-новому взглянуть на потребности рынка труда и приведение

образовательных программ в соответствии с ними.

Сегодня возникла необходимость налаживания механизмов структурированного диалога с промышленностью с целью организации распределения выпускников и создания службы профессиональной ориентации, в перспективе сетевое взаимодействие с организациями рынка труда и работодателями.

На наш взгляд, формирование программ подготовки специалистов должно основываться строго на компетентностном подходе и учитывать весь спектр заинтересованных лиц, необходимых для обеспечения высокого качества обучения, а также интеграции студентов на рынке труда с целью дальнейшего совершенствования и адаптации учебных программ к реальным потребностям рынка. Поскольку компетентностный подход напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума, он является гуманитарным в своей основе. Исходя из этого, можно отметить несколько групп компетенций.

1. Общие компетенции.

Инструментальные компетенции, которые включают когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции: способность к анализу и синтезу; способность к организации и планированию; базовые знания в различных областях; тщательная подготовка по основам профессиональных знаний; решение проблем; принятие решений и т.д.

Межличностные компетенции, то есть индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в команде, принимать социальные и этические обязательства; способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия; способность работать в международной среде; приверженность этическим ценностям и т.д.

Системные компетенции, то есть сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы. К ним относятся: способность применять знания на практике; исследовательские навыки; способность учиться; способность адаптироваться к новым ситуациям; способность порождать новые идеи (креативность); лидерство; понимание культур и обычаев других стран; способность работать самостоятельно; разработка и управление проектами; инициативность и предпринимательский дух и т.д.

2. Специальные (профессиональные) компетенции.

В соответствии с которыми, например, бакалавр обязан: демонстрировать знание основ и истории своей основной дисциплины; ясно и логично излагать полученные базовые знания; оценивать новые сведения и интерпретации в контексте этих знаний; демонстрировать понимание общей структуры данной дисциплины и взаимосвязи между подчиненными ей дисциплинами; демонстрировать понимание и уметь реализовывать методы критического анализа и развития теорий; точно реализовывать относящиеся к дисциплине методики и технологии и др. Магистр обязан: обладать высоким уровнем знаний в специализированной области конкретной дисциплины. На практике это означает знакомство с новейшими теориями, интерпретациями, методами и технологиями; уметь практически осмысливать и интерпретировать новейшие явления в теории и на практике; быть достаточно компетентным в методах независимых исследований, уметь интерпретировать результаты на высоком уровне; быть в состоянии внести оригинальный, хотя и ограниченный вклад в каноны дисциплины, например, подготовить диссертацию.

При разработке ФГОС ВПО по отдельным направлениям специализации можно опираться на четыре модели компетенций, принятых в настоящее время в европейской вузовской практике. Каждая из четырех моделей компетенции ведет к различным подходам к планированию, организации и предоставлению высшего профессионального образования, и, в особенности, к оценке и признанию достижений студента и оценке возможностей его трудоустройства на рынке труда.

Модель компетенции, основанная на параметрах личности (МК-1) лежит в основе подходов (прежде всего в образовании), придающих особое значение развитию моральных, духовных и личных качеств человека.

Модель компетенции решения задач (МК-2) нацелена на создание образовательной программы и методов оценки, которые позволят человеку осваивать четко определенный набор умений, практиковаться в их использовании и осуществлять деятельность на их базе, а также решать конкретные задачи. Модель компетенции для производительной деятельности (МК-3) подчеркивает важность достижения результатов и является весьма распространенным подходом к компетенции в специальностях и профессиях, где деятельность измеряется по результатам, например, продажи, управление проектом или производством. Образовательная программа делает акцент на оценке мотивации и стратегий, используемых для достижения целей. Образование и обучение, основанное на этой точке зрения, во многом рассчитано на способность учащихся учиться самостоятельно.

Согласно модели управления деятельностью (МК-4), деятельность является функцией социального контекста человека, в котором существует некий порядок требований и ожиданий относительно человека на рабочем месте, которые могут быть взаимосогласованы.

Российские ученые считают, что специалист с высшим образованием должен обладать определенным набором компетенций, характеризующих его как человека и специалиста. При этом магистр должен обладать как теми же компетенциями, что и бакалавр, так и дополнительными, которые он должен получить на второй ступени обучения.

Социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные и общепрофессиональные компетенции служат фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и быть подготовленным к продолжению

образования как на второй (магистерской) ступени ВПО (для бакалавра), так и в сфере дополнительного и послевузовского образования (для бакалавра и магистра). Набор компетенций для одного направления одинаков, кроме специальных компетенций, которые соответствуют специальности, относящейся к направлению.

Набор компетенций различен для различных ступеней ВПО, поскольку он связан с задачами деятельности, а они различны для разных ступеней:

- компетентность бакалавра должна простираться на выбранную область гуманитарных знаний, магистра - на широкую область профессиональной деятельности и руководство профессиональными и междисциплинарными коллективами;

- компетентность бакалавра и магистра должна проверяться на базе тех компетенций, которые включены в их квалификационные характеристики, так как компетентность (профессионализм) специалиста определяется опытом успешной деятельности, что практически отсутствует у выпускника.

Считаем, что использование компетентностного подхода при разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования требует изменения взглядов на структуру, форму и содержание оценочных и диагностических средств для итоговой государственной аттестации выпускников по направлениям подготовки, а также на организацию управления качеством подготовки специалистов.

Библиографический список:

1.Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: Аналитический обзор / Е. В. Вашурина, Н. В. Дрантусова, Я. Ш. Евдокимова, И. А. Майбуров. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. - 219 стр.

I.Z. Abdulkerimov, A.M. Esetova

The peculiarities of integration processes management in the higher education system

Integration processes, taking place in the world community in all the spheres of human activity, have touched upon the higher education system as well. The world united educational space, first of all, expressed in the harmonization of educational standards, technical approaches, academic curricula and specialties in different countries of the world, is being formed. From the beginning of democratic reforms Russia is not an exclusion, it has become to integrate actively to the world educational space through entering the global net of the universities, internationalizing of communications, harmonizing the educational programmes of higher schools, developing the preconditions for mutual acceptance of the documents on higher education. Keywords: integration processes, education, world united educational space

Абдулкеримов Исмаил Забирович (1977) директор Дербентского филиала ГОУ ВПО ДГУ, окончил экономический факультет Дагестанского государственного университета (1998). Область научных интересов - управление в системе образования. Автор 10 научных публикаций.

Эсетова Аида Махмудовна (1961) доктор экономических наук (2011), зав.каф. мировой экономики ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», окончила экономический факультет Дагестанского государственного университета (1983). Область научных интересов - экономика и управление в системе образования. Автор 100 научных публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.