Научная статья на тему 'Особенности управления деятельностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников'

Особенности управления деятельностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1144
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ УСЛУГА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ / ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ / EDUCATION SERVICE / FUNCTION OF THE MANAGER / HEALTH SAVING SERVICE / ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS / PRESERVATION AND STRENGTHENING OF HEALTH OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Наталия Борисовна, Зайцева Ирина Владимировна

Статья посвящена вопросам организации деятельности педагогического коллектива дошкольного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников; реализации управленческих функций руководителя образовательной организации; создания организационных и педагогических условий в ДОУ как компонентов системы здоровьесбережения воспитанников в образовательном процессе ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Наталия Борисовна, Зайцева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the management activities of the teaching staff pre-school educational institutions for the preservation and strengthening of health of the pupils

The paper is devoted to organization of teaching staff activities at preschool institution for preservation and strengthening of children’s health; implementation of management functions in educational organizations; creation of organizational and pedagogical conditions in kindergarten, as components of the system of health protection of children in educational process.

Текст научной работы на тему «Особенности управления деятельностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников»

Зайцева И. В., Петрова Н. Б. Особенности управления деятельностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15098. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2015/15098.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 15098 УДК 371.132:371.7

Зайцева Ирина Владимировна,

магистрант ФГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», заведующая МБДОУ «Детский сад № 92», г. Череповец ds92k@mail.ru

Петрова Наталья Борисовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец crr53petrova@mail.ru

Особенности управления деятельностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации деятельности педагогического коллектива дошкольного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников; реализации управленческих функций руководителя образовательной организации; создания организационных и педагогических условий в ДОУ как компонентов системы здоровьесбережения воспитанников в образовательном процессе ДОУ. Ключевые слова: сохранение и укрепление здоровья детей, образовательная здоровьесберегающая услуга, функции руководителя, организационно-педагогические условия.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей является необходимым и востребованным аспектом основной деятельности дошкольного образовательного учреждения в связи с ростом функциональных расстройств и хронических заболеваний дошкольников, подтвержденных статистическими данными о распределении детей по группам здоровья.

На примере ежегодных наблюдений в МБДОУ «Детский сад № 92» г. Череповца дети распределяются по группам здоровья следующим образом: детей I группы здоровья от 3% до 7%, II группы здоровья - от 58% до 86%, III группы здоровья - от 10% до 40%, IV группы здоровья - от 3% до 7%. Статистические данные состояния здоровья детей в Российской Федерации коррелируют с данными по МБДОУ «Детский сад № 92», и сложившаяся ситуация определяет значимость деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей для всех субъектов образовательного процесса, для государства в целом.

Руководитель управляет деятельностью образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья воспитанников (далее - СиУЗВ) посредством осуществления следующих функций (название функций изложено в авторской редакции) и создания организационно-педагогических условий для осуществления данной деятельности:

I. Организационно-административная функция, в рамках которой руководитель осуществляет следующие виды работ:

1. Создание и корректировка нормативно-правовой базы образовательной организации в соответствии с современным российским законодательством (например, правовое обеспечение образовательного здоровьесберегающего процесса через создание положений, программ, распорядительных документов об организации работы по СиУЗВ и по формам взаимодействия с организациями социума по вопросам СиУЗВ).

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

1

Зайцева И. В., Петрова Н. Б. Особенности управления деятельностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15098. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2015/15098.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

2. Планирование, целеполагание и организация работы коллектива по СиУЗВ, в том числе по интеграции образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ООПДО) и общеобразовательной программы дошкольного образования с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур (далее -ООПДО с ПНпоОСПГиОМП) и по направлениям: «Работа с родителями», «Взаимодействие с социумом», «Инновационная деятельность ДОУ по здоровьесбережению воспитанников» (пример - реализация инновационного проекта «Будем здоровы») др.

3. Организация форм работы с педагогическим коллективом (работа педагогического совета, проблемной группы ДОУ, психолого-педагогического консилиума ДОУ, иные формы методической работы с педагогическим коллективом и обеспечение участия педагогов и специалистов в конкурсах, конференциях, выставках по здоровьесбережению воспитанников различного уровня).

4. Издание распорядительных документов и оформление протоколов работы коллегиальных органов педагогической и родительской общественности по СиУЗВ.

5. Обеспечение работы педагогического коллектива в рамках инновационного процесса по СиУЗВ.

6. Контроль осуществления деятельности коллектива ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей и соблюдению санитарно-гигиенического законодательства.

7. Отчетность о работе коллектива ДОУ по здоровьесбережению воспитанников (на основании обследований и мониторинга руководитель и ответственные лица готовят годовой отчет, отчет образовательной организации по самообследованию, публичный отчет, отчет по профильному направлению для учредителя).

8. Поощрение и награждение работников по выполнению работы по СиУЗВ на повышенном уровне качества (через систему мотивирования и стимулирования педагогического коллектива).

II. Маркетинговая функция, в рамках которой руководитель осуществляет следующие виды работ:

1. Продвижение образовательной здоровьесберегающей услуги, в том числе по обеспечению работы групп оздоровительной направленности.

2. Формирование репутации и имиджа ДОУ в направлении по СиУЗВ через функционирование официального сайта образовательной организации, издание печатной информационной продукции, консультирование родительской общественности, проведение дней открытых дверей, недель здоровья, физкультурно-оздоровительных досугов и образовательных акций здоровьесберегающей направленности и других форм работы специалистов, педагогов и руководства ДОУ.

III. Информационно-аналитическая функция, в рамках которой руководитель осуществляет следующие виды работ:

1. Мониторинг работы педагогического коллектива по СиУЗВ.

2. Исследование сформированности профессиональных компетенций у педагогов, специалистов и младших воспитателей по СиУЗВ.

3. Изучение уровня осведомленности родителей (законных представителей) о здоровьесберегающих приемах в воспитании детей, и о деятельности ДОУ по СиУЗВ, изучение удовлетворенности родителей.

4. Анализ обследований воспитанников по направлению СиУЗВ; физическому развитию и антропометрии; психофизическому развитию дошкольников.

IV. Содержательно-педагогическая функция, в рамках которой руководитель осуществляет следующие виды работ:

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зайцева И. В., Петрова Н. Б. Особенности управления деятельностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15098. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2015/15098.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

1. Поддержание видения всеми членами коллектива миссии, цели и философии в части сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

2. Просветительская и консультативная деятельность руководителя ДОУ для субъектов образовательного процесса по направлению сохранения и укрепления здоровья как безусловной ценности и базовой основы осуществления жизнедеятельности индивидуума.

V. Планово-прогностическая и регулятивно-коррекционная функции, в рамках которых руководитель осуществляет следующие виды работ:

1. Планирование работы по направлению СиУЗВ, прогнозирование и управление рисками при реализации работы по направлению СиУЗВ.

Для МБДОУ «Детский сад № 92» таким риском на данный момент является объективное ухудшение качества оказываемой услуги в связи с требованием действующего законодательства передать медицинское обслуживание детей в компетенцию организаций здравоохранения.

Перевод медицинской сестры в штат лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) и сокращение штатной единицы медсестры по физиотерапии может нанести урон как сложившейся организации работы дошкольного учреждения, так и непосредственно медицинскому обслуживанию детей, которое может выражаться в следующем:

- ухудшение укомплектованности ДОУ медицинским персоналом (в условиях нехватки кадров главный врач в первую очередь будет решать кадровые потребности ЛПУ);

- изменение функциональных обязанностей медицинского персонала в соответствии с нормативными актами, которыми руководствуется ЛПУ, и представлением главного врача ЛПУ об этих обязанностях;

- отвлечение медицинского персонала детских садов на решение производственных вопросов ЛПУ (особенно в периоды эпидемий);

- потеря «управляемости» работника, принятого в штат ЛПУ для обслуживания дошкольного образовательного учреждения;

- отсутствие возможности руководителя ДОУ влиять на подбор и расстановку кадров.

Для управления вышеуказанными рисками нами была разработана стратегия сохранения качества деятельности ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей, решению ряда конкретных проблем ДОУ, описание которой выходит за рамки данной статьи.

2. Организация работы ДОУ по направлению СиУЗВ с учетом данных мониторинга и обследований, складывающейся объективной внешней ситуации, - для максимально полного достижения целей работы по приоритетному направлению.

VI. Функция финансово-экономического и материально-технического обеспечения, в рамках которых руководитель осуществляет следующие виды работ:

1. Планирование укрепления материально-технической базы по осуществлению деятельности по образовательным областям «Физическая культура», «Здоровье» и реализации приоритетной задачи сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

2. Реализация плана по развитию материально-технической базы.

3. Фандрайзинг: поиск путей дополнительного финансирования, привлечения целевых и благотворительных средств.

Работа педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья воспитанников состоит из блоков: работа с детьми, работа с родителями, взаимодействие с организациями социума по СиУЗВ.

Работа с детьми по СиУЗВ строится в соответствии с ООПДО и ООПДО с ПНпо-ОСПГиОМП и ФГОС ДО, планом инновационного проекта «Будем здоровы», планами работы специалистов ДОУ по сопровождению направления СиУЗВ через формирова-

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зайцева И. В., Петрова Н. Б. Особенности управления деятельностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15098. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2015/15098.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ние привычки воспитанников к здоровому образу жизни, формирование культурно-гигиенических навыков, приемов оздоровления и самооздоровления, физическое развитие, закаливание, участие в массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях, других формах работы.

Работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья воспитанников подразделяется:

1) на формирующую: просветительскую, консультативную, обучающую в соответствии с ООПДО и ООПДО с ПНпоОДСПГиОМП, инновационным проектом «Будем здоровы» в разрезе «Работа с родителями», планом работы семейного клуба «Малыши-крепыши»;

2) информационно-отчетную (например, отчет по самообследованию, публичный отчет, регулярное печатное издание ДОУ - газета «Новости Буратино», официальный сайт ДОУ, памятки, информационные листовки, буклеты, информация на стендах ДОУ, устное информирование родителей).

С целью достижения более высокого уровня качества работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников МБДОУ «Детский сад № 92» взаимодействует с организациями социума по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, а именно: с вышестоящими организациями образования и здравоохранения, ТУ ТО Роспотребназ-дора, МУЗ вО «ЧГДП № 3», ПМПС, СОШ № 4 и 22 (совместно проводимые со школами микрорайона смотры строя и песни), дошкольными образовательными организациями города (через участие в муниципальных проектах «Школа мяча», «Пионербол», «Фестиваль утренней зарядки и оздоровительной аэробики» и др.), детской библиотекой (познавательные встречи), туристической фирмой «Валента» (участие в физкультурно-оздоровительных проектах), филиалом ДДИЮТ им А. А. Алексеевой (сотрудничество с семейным клубом «Основа», клубом «Мальчиш-кибальчиш»), ФГОУ ВПО «ЧГУ» (совместный проект со студентами «Малые зимние Олимпийские игры») и др.

Итак, руководитель, осуществляя вышеуказанные управленческие функции, обеспечивает устойчивую и результативную работу педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья воспитанников по основным направлениям работы: с детьми, с родителями, с организациями социума; работу непосредственно с педагогическим коллективом.

Нами были выделены следующие организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию коллективом ДОУ образовательного процесса в части здоровьесбережения воспитанников:

1. Организационные условия:

1) Научно-методическое обеспечение деятельности педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья воспитанников:

- создание программы сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

- разработка концептуальной основы здоровьесбережения в образовательном процессе ДОУ;

- моделирование процесса здоровьесбережения (разработаны модели двигательного режима в разных возрастных группах, циклограммы оздоровительных видов деятельности, стратегический план оздоровления воспитанников, иные модели и схемы в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических, оздоровительных мероприятий и процедур);

- накопление банка методических материалов по способам здоровьесбережения в ДОУ (картотеки утренних зарядок, оздоровительных гимнастик, гимнастик пробуждения, иных методических материалов по сохранению и укреплению различных видов здоровья воспитанников);

4

о

Huem

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120Х

Зайцева И. В., Петрова Н. Б. Особенности управления деятельностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15098. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2015/15098.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

2) создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ:

- обновление и пополнение материально-технической среды;

- использование личностно ориентированного стиля взаимодействия с детьми;

- создание благоприятного социально-психологического климата в коллективах групп между участниками образовательного процесса и в ДОУ в целом;

- мотивирование семей воспитанников к ведению здорового образа жизни (организация выставок «Папа, мама, я - здоровая семья», «Семейный выходной», привлечение семей к участию в работе семейного клуба «Малыши-крепыши», участие в городских акциях «Лыжня здоровья», всероссийских акциях «Кросс наций» и др.);

- мотивирование педагогического коллектива на сохранение и укрепление личного здоровья и организация здоровьесберегающей работы педагогического коллектива [1];

3) организация процедур медико-социальной направленности, способствующих профилактике и предупреждению профессиональных заболеваний:

- исполнение планов вакцинации и профилактики заболеваний (ОРВИ и гриппа, острых кишечных инфекций, др.);

- проведение медицинских осмотров детей специалистами детской поликлиники;

- проведение профилактических процедур в рамках Плана стратегического оздоровления воспитанников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) обеспечение эффективного управления здоровьесбережением в образовательном процессе ДОУ (см. выше «функции руководителя»).

2. Педагогические условия:

1) реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических, оздоровительных мероприятий (для групп оздоровительной направленности) и процедур и программы сохранения и укрепления здоровья воспитанников (для групп общеразвивающей направленности);

2) проведение форм и видов деятельности по сохранению и укреплению здоровья воспитанников;

3) методическая работа с педагогами и младшими воспитателями по годовым задачам работы, направленным на решение вопросов сохранения и укрепления здоровья воспитанников (ежегодно одна из задач годового плана работы направлена на решение проблем оздоровительного здоровьесберегающего процесса);

4) трансляция и обмен опытом членов педагогического коллектива (конференции, конкурсы, семинары).

Таким образом, разработанная нами система организационно-педагогических условий осуществления здоровьесбережения воспитанников в образовательном процессе ДОУ обеспечит эффективную реализацию образовательной здоровьесберегающей услуги в условиях современного образовательного учреждения.

Ссылки на источники

1. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном

учреждении // Дошкольное образование. - 2004. - № 17 (24).

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зайцева И. В., Петрова Н. Б. Особенности управления деятельностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15098. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2015/15098.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Irina Zaitseva,

Master student, Cherepovets State University, director, Kindergarten № 92, Cherepovets

ds92k@mail.ru

Natalia Petrova,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Preschool Education, Cherepovets State

University, Cherepovets

crr53petrova@mail.ru

Management features of teaching staff activities at pre-school educational institutions for preservation and strengthening of pupils’ health

Abstract. The paper is devoted to organization of teaching staff activities at preschool institution for preservation and strengthening of children’s health; implementation of management functions in educational organizations; creation of organizational and pedagogical conditions in kindergarten, as components of the system of health protection of children in educational process.

Key words: preservation and strengthening of children health, education service, health saving service, function of a manager, organizational-pedagogical conditions.

References

1. Aljamovskaja, V. G. (2004) “Sovremennye podhody k ozdorovleniju detej v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii”, Doshkol'noe obrazovanie, № 17 (24) (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 20.01.15 Получена положительная рецензия 25.01.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 25.01.15 Опубликована 30.04.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Зайцева И. В., Петрова Н. Б., 2015

ISSN 2304-120Х

04

77 г с 4 2 15

www.e-koncept.ru

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.