Научная статья на тему 'Особенности управленческой деятельности руководства колледжа при введении ФГОС СПО третьего поколения'

Особенности управленческой деятельности руководства колледжа при введении ФГОС СПО третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
833
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОЛЛЕДЖ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / EXPERIMENTAL RESEARCHES / SYSTEM OF PERSONAL MANAGEMENT / STANDARDS OF THE THIRD GENERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусев Владимир Анатольевич

Рассматриваются вопросы эффективного управления деятельностью образовательного учреждения по переходу на стандарты третьего поколения. В ФГОУ СПО «Поволжский государственный колледж» эта работа осуществляется в рамках экспериментальной площадки ФГУ «Федеральный институт развития образования» по теме «Разработка и апробация комплекта управленческой, нормативной и учебно-методической документации, обеспечивающей реализацию основных профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения». Освещены задачи экспериментальных исследований и слаженная система по управлению персоналом, способствующая повышению кадрового потенциала для обеспечения результативности деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусев Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MANAGEMENT PECULIARITIES OF COLLEGE ADMINISTRATION IN INTRODUCING FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD FOR VOCATIONAL EDUCATION

The article deals with the questions of effective management in educational establishment during introducing the standards of the third generation. In “The Volga Region State College” it carried out as an experiment on the basis of The Federal State Establishment “Federal Institute of Development of Education”. The subject is “Working Out and Approving The Complex Of Managing, Standard, Education And Methodic Documentation For Realization Main Vocational Educational Programs In Concordance With Federal State Educational Standard Of Vocational Education of The Third Generation”. The articles shows the results of experimental researches and suggests the system of personal management which increase personnel potential in ensuring high results of activity.

Текст научной работы на тему «Особенности управленческой деятельности руководства колледжа при введении ФГОС СПО третьего поколения»

УДК 377.6 Г- 96

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДСТВА КОЛЛЕДЖА ПРИ ВВЕДЕНИИ ФГОС СПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

©2011 В. А. Гусев

Поволжский государственный колледж, г. Самара

Рассматриваются вопросы эффективного управления деятельностью образовательного учреждения по переходу на стандарты третьего поколения. В ФГОУ СПО «Поволжский государственный колледж» эта работа осуществляется в рамках экспериментальной площадки ФГУ «Федеральный институт развития образования» по теме «Разработка и апробация комплекта управленческой, нормативной и учебно-методической документации, обеспечивающей реализацию основных профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения». Освещены задачи экспериментальных исследований и слаженная система по управлению персоналом, способствующая повышению кадрового потенциала для обеспечения результативности деятельности.

Управленческая деятельность, колледж, профессиональная образовательная программа, результативность.

В настоящее время перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования встает задача по переходу на стандарты третьего поколения. В этой связи важнейшим условием обеспечения эффективного управления является деятельность руководства колледжа по реализации основных функций управления: планирование, организация, мотивация и контроль.

Реализуя функцию планирования высшее руководство (директор, заместители) устанавливает диагностичные цели, показатели результативности деятельности по всем направлениям, что позволяет успешно двигаться к желаемому результату.

При определении целей в области качества руководством определяются методы измерения, которые позволяют отслеживать результаты, определять области улучшения и соответственно координировать действия по достижению установленных показателей. В процессе планирования работы на 2010/11 учебный год в качестве цели года была определена деятельность по введению стандартов третьего поколения, нормативным значением которой стала разработка учебнометодического комплекса (УМК) по всем специальностям до 01.09.2011 года.

В ходе проектирования работы по достижению цели высшим руководством была инициирована деятельность по разработке содержания инновационной программы, связанной с введением стандартов третьего поколения. В результате был разработан план экспериментальной работы по направ-

лению «Организационное и методическое обеспечение введения ФГОС СПО третьего поколения в процесс подготовки специалистов в образовательное учреждение среднего профессионального образования». Данная работа привела к тому, что в октябре 2010 года колледжу был присвоен статус экспериментальной площадки ФГУ «Федеральный институт развития образования» по теме «Разработка и апробация комплекта

управленческой, нормативной и учебнометодической документации, обеспечивающей реализацию основных профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения».

Были выделены показатели результативности по всем направлениям (процессам), определено содержание работы, ответственные исполнители, сроки проверки установленных нормативов.

Планирование осуществляется по исполнительской вертикали. На основании стратегического плана колледжа руководители структурных подразделений разрабатывают свои планы, согласовывая их индивидуально с каждым руководителем по направлению деятельности. При необходимости происходит разъяснение установленных критериев результативности и корректировка запланированных мероприятий. Это позволяет конкретизировать деятельность структурных подразделений по достижению запланированных целей.

Процедура развертывания целей в области качества по процессам приведена в табл. 1.

Таблица 1. Алгоритм планирования работы колледжа

Мероприятие (этап) Ответственный Утверждение

Постановка целей в области качества на учебный год Директор Совет руководства (дирекция) Директор Педагогический совет

Определение критериев результативности качества направлений (процессов) Ответственные за направления (процессы) Директор

Разработка содержания плана колледжа по направлениям работы (процессам) Ответственные за направления (процессы) Директор

Составление планов работы структурных подразделений по направлениям (процессам) Руководители структурных подразделений Согласование с ответственными за направление (процесс) Утверждает директор

Были установлены следующие ключевые действия, обеспечивающие реализацию цели образовательного учреждения:

- актуализация нормативной документации по организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения;

- разработка методических рекомендаций для преподавателей по внедрению ФГОС СПО третьего поколения;

- разработка рабочих учебных планов, программ профессиональных модулей и учебных дисциплин в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения;

- включение всех педагогических сотрудников в деятельность по разработке содержания основных профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения;

- создание автоматизированной информационной системы методического сопровождения и внедрения ФГОС СПО третьего поколения.

Выполнение запланированных мероприятий возможно при наличии соответствующих кадровых ресурсов, поэтому руководство колледжа большое внимание уделяет созданию действенной системы повышения профессионального потенциала педагогических работников колледжа. Обучение при этом строится каскадным методом, при котором на дорогостоящие курсы посылается один сотрудник, впоследствии обучающий и консультирующий группу коллег. В качестве наиболее эффективных

форм и методов такой подготовки в Поволжском государственном колледже стали:

- обучающие практические семинары;

- обучение в процессе деятельности (обучение на опыте);

- обсуждение;

- работа в малых группах;

- практические задания;

- индивидуальные и групповые консультации.

В настоящее время сотрудники колледжа прошли обучение на различных семинарах, организованных специалистами ФГУ «ФИРО» и Приволжского филиала ФГУ «ФИРО» по темам:

- Компетентностный подход и модульные технологии в реализации стандартов третьего поколения (Самара, январь 2010).

- Разработка программы учебного модуля (Самара, апрель 2010).

- Разработка и экспертиза основных образовательных программ начального и среднего профессионального образования (Ульяновск, сентябрь 2010).

- Разработка учебно-программной документации образовательного учреждения (Ульяновск, февраль 2011).

- «Формирование общих компетенций обучающихся в системе довузовского профессионального образования» (Самара, январь 2011).

- Разработка компетентностно-ориен-тированных контрольно-измерительных материалов (Ульяновск, апрель 2011).

- Реализация федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО нового поколения (Москва, апрель 2011).

Проведены серии семинаров, инструктивных совещаний по актуальным вопросам введения ФГОС третьего поколения, созданы рабочие группы по всем специальностям, разработаны учебные планы, большинство программ профессиональных модулей.

Для повышения эффективности данной работы упор был сделан на разработку автоматизированной информационной системы методического сопровождения и внедрения ФГОС СПО третьего поколения. Обеспечение работы данного направления потребовало от руководства внесения изменения в организационную структуру колледжа, штатное расписание, что привело к созданию Центра разработки инновационных УМК. Деятельность центра направлена на разработку принципиально новых материалов учебно-методических комплексов (УМК), ориентированных на введение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения и создание электронной базы учебных планов, рабочих программ профессиональных модулей и учебных дисциплин.

Эффективность разработки содержания основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) обеспечивается информационной поддержкой. Информация доводится до каждого сотрудника посредством вертикальных информационных потоков (восходящие, нисходящие), которые реализуются через:

- заседания совета колледжа, совета руководства (дирекция), педагогического совета, методического совета;

- производственные совещания;

- систему рассылки и ознакомления с нормативными документами, включая организационно-распорядительную документацию (приказы, распоряжения, служебные записки и т.п.), программы, планы, отчеты и др.;

- информационные стенды (доски объявлений);

- собрания в подразделениях с целью информирования персонала;

- внешнее и внутреннее обучение персонала по актуальным вопросам;

- развитие внутренней информационной среды колледжа (Интранет), в которой размещаются сканированные подлинники нормативных документов, планирующая документация.

Все материалы обучающих семинаров, тексты стандартов третьего поколения, образцы программы, методические рекомендации по разработке программ профессиональных модулей и учебных дисциплин размещены на файловом сервере колледжа в папке «ФГОС СПО третьего поколения», что обеспечивает доступность пользования необходимой информацией каждому сотруднику колледжа.

Руководство колледжа стремится оказывать своевременное содействие сотрудникам, демонстрирующим творческий подход, стремление к выполнению поставленной цели и улучшению своей работы, посредством морального и материального стимулирования.

В целях совершенствования работы с персоналом в колледже разработаны следующие формы обратной связи с работниками:

- анкетирование персонала с периодичностью не реже одного раза в год;

- собеседования работников с директором колледжа, заместителями директора, заведующими отделениями в целях выяснения степени удовлетворенности персонала работой в колледже.

На основе данных, полученных в результате анкетирования, администрацией принимаются соответствующие решения, нацеленные на повышение степени удовлетворенности персонала.

Одной из форм взаимоотношений между руководителем и подчиненными, связанной с передачей части управленческих функций, является делегирование полномочий. Наряду с проведением инструктажа руководитель оказывает необходимую помощь, стимулирует работу, проводит совместную оценку хода реализации цели и полученного результата.

Осуществление процесса делегирования полномочий стимулирует раскрытие способностей, инициативы, самостоятельности и компетенции подчиненных, формируя в итоге кадровый управленческий резерв.

Для обеспечения положительной мотивации на выполнение работы в группах и отдельных членов коллектива в колледже разработаны и соблюдаются следующие условия:

- ожидаемые результаты четко определяются и доводятся до каждого сотрудника через систему приказов, распоряжений, различного уровня заседаний, педагогических советов, внутренние информационные каналы колледжа (телевидение, информационные стенды, Интранет);

- степень сложности выполняемой работы соответствует в представлении руководства и конкретного исполнителя его возможностям - квалификационным и психологическим;

- уверенность сотрудника в объективной оценке его труда;

- статус педагога в коллективе и отношение к нему со стороны коллег зависят от результатов его работы;

- уверенность исполнителей в предоставлении им материально-технической, организационной, методической помощи со стороны руководства;

- справедливость получаемого материального вознаграждения в соответствии с результатами труда;

- информационное освещение в коллективе достижений отдельного работника или группы.

С целью совершенствования деятельности сотрудников большое внимание в колледже уделяется стимулированию и поощрению творчества и инновации сотрудников. В связи с этим в колледже разработана и действует система поощрений.

Признание деятельности групп и отдельных лиц за достижения в области качества со стороны директора и его команды обязательно публично отмечаются: комплиментами, похвалой на собраниях, педагогических и методических советах. Совместная работа руководителей и сотрудников позволяет соизмерять усилия и ритм деятельности членов команды, каждый из которых стремится внести индивидуальный вклад в общий трудовой процесс и в повышение эффективности всех процессов. Признание руководителями вклада в деятельность колледжа структурных подразделений, отдельных лиц и групп, представляющих заин-

тересованные стороны, является мощным стимулом развития деятельности колледжа.

Отслеживание результатов достижения целей и показателей результативности деятельности осуществляется в ходе анализа работы колледжа со стороны высшего руководства на основании стандартизированных форм отчетности. В случае необходимости проводятся корректирующие, предупреждающие действия или пересматриваются целевые значения показателей процесса. Систематическое соотнесение целей с результатом позволяет руководству колледжа определять области, требующие улучшения, и проецировать следующий ход.

Система мониторинга качества образовательного процесса колледжа включает в себя ряд последовательно выполняемых этапов, важнейшими из которых, на наш взгляд, являются:

- разработка стандартизированных форм сбора и анализа информации;

- проведение исследований;

- обработка данных в подразделениях с использованием стандартизированных форм отчетности;

- обработка данных по колледжу ответственным за сбор данных;

- предоставление информации руководителям (заместителям директора);

- анализ предоставленной информации заместителями директора;

- анализ работы со стороны высшего руководства;

- определение корректирующих и предупреждающих действий руководителями;

- доведение информации до сотрудников колледжа;

- повторный мониторинг.

Мониторинг качества образовательного процесса в колледже представляет собой систему, характеризующуюся преемственностью и взаимосвязью этапов оценки и анализа.

Анализ показателей результативности позволяет оперативно вносить изменения в деятельность. Оперативность корректировки со стороны руководителей позволяет обеспечить эффективную разработку и внедрение системы менеджмента качества посредством

анализа причин отклонения; принятия оперативных мер с целью последующих действий, корректировки плана в соответствии с

полученным результатом или изменившимися обстоятельствами.

THE MANAGEMENT PECULIARITIES OF COLLEGE ADMINISTRATION IN INTRODUCING FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD FOR VOCATIONAL EDUCATION

© 2011 V. A. Gusev Volga Region State College, Samara

The article deals with the questions of effective management in educational establishment during introducing the standards of the third generation. In “The Volga Region State College” it carried out as an experiment on the basis of The Federal State Establishment “Federal Institute of Development of Education”. The subject is “Working Out and Approving The Complex Of Managing, Standard, Education And Methodic Documentation For Realization Main Vocational Educational Programs In Concordance With Federal State Educational Standard Of Vocational Education of The Third Generation”.

The articles shows the results of experimental researches and suggests the system of personal management which increase personnel potential in ensuring high results of activity.

Experimental researches, system ofpersonal management, standards of the third generation.

Информация об авторах

Гусев Владимир Анатольевич, директор Поволжского государственного колледжа, г. Самара. Область научных интересов: менеджмент, профессиональные образовательные программы, подготовка кадров.

Gusev Vladimir Anatolyevich, Head of Volga Region State College, Samara. Area of research: management, Educational Programs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.