Научная статья на тему 'Особенности университетского образования в Великобритании и России: история и современность'

Особенности университетского образования в Великобритании и России: история и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
896
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ОКРУГ / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИНТЕГРАЦИЯ / ВЕРТИКАЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / БАКАЛАВРСКИЕ ПРОГРАММЫ / UNIVERSITY DISTRICT / UNIVERSITY COMPLEX / MULTICULTURAL / ETHNOCULTURAL ORIENTATION / REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEM / INTEGRATION / CHAIN OF COMMAND / UNIFORM EDUCATIONAL SPACE / BACHELOR PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асланова Марина Александровна, Хабекирова Зарема Схатбиевна

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей структурирования университетского образования в развитых странах (Великобритании, России). Показан сущностный анализ функционирования образовательных систем стран, обоснованы возможные концептуальные основы становления и развития региональной образовательной системы с учетом интеграции, непрерывности образования и этнокультурного ориентирования образовательной системы в Республике Адыгея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асланова Марина Александровна, Хабекирова Зарема Схатбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF UNIVERSITY EDUCATION IN GREAT BRITAIN AND RUSSIA: HISTORY AND PRESENT

This paper discusses the features of structuring university education in the developed countries (Great Britain and Russia). The intrinsic analysis is made of functioning of educational systems in these countries. The authors give grounds for the possible conceptual bases of formation and development of a regional educational system, taking into account integration, continuity of education and ethnocultural orientation of educational system in the Adyghea Republic.

Текст научной работы на тему «Особенности университетского образования в Великобритании и России: история и современность»

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ

GENERAL PROBLEMS OF PEDAGOGY

УДК 378(09)

ББК 74.580

А 90

М.А. Асланова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Адыгейского государственного университета; E-mail: aslanova.marina@inbox.ru

З.С. Хабекирова

Кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков Адыгейского государственного университета; E-mail: habekirov@yandex. ru

ОСОБЕННОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

(Рецензирована)

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению особенностей структурирования университетского образования в развитых странах (Великобритании, России). Показан сущностный анализ функционирования образовательных систем стран, обоснованы возможные концептуальные основы становления и развития региональной образовательной системы с учетом интеграции, непрерывности образования и этнокультурного ориентирования образовательной системы в Республике Адыгея.

Ключевые слова: университетский округ, университетский комплекс, поликультурный, этнокультурное ориентирование, региональная образовательная система, интеграция, вертикаль управления, единое образовательное пространство, бакалаврские программы.

M.A. Aslanova

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Foreign Languages Department, Adyghe State University; E-mail: aslanova. marina@inbox. ru

Z.S. Khabekirova

Candidate of Philology, Associate Professor, Head of Foreign Languages Department, Adyghe State University; E-mail: habekirov@yandex.ru

FEATURES OF UNIVERSITY EDUCATION IN GREAT BRITAIN AND RUSSIA:

HISTORY AND PRESENT

Abstract. This paper discusses the features of structuring university education in the developed countries (Great Britain and Russia). The intrinsic analysis is made of functioning of educational systems in these countries. The authors give grounds for the possible conceptual bases of formation and development of a regional educational system, taking into account integration, continuity of education and ethnocultural orientation of educational system in the Adyghea Republic.

Keywords: university district, university complex, multicultural, ethnocultural orientation, regional educational system, integration, chain of command, uniform educational space, Bachelor programs.

Высокий уровень образования - это один из важных факторов, который позволяет России войти в «единое образовательное пространство». Одно из направлений понятия «единое образовательное пространство», которое рассматривает Б.С. Гершунский, ведёт к системной интеграции России в мировое содружество цивилизованных стран [1, с. 4]. А в этой связи было бы интересно рассмотреть опыт образовательной политики экономически развитых стран (например, Великобритании) и России для сравнения, так как очевидно, что

«единое образовательное пространство» может быть создано путем постепенной интеграции образовательных систем разных стран, постепенного взаимопроникновения интегрируемых систем.

Великобритания имеет репутацию страны классического университетского и профессионального образования [2, с. 8]. Продолжительность среднего образования, которая даёт возможность поступления в вуз, составляет тринадцать лет. Успешная сдача экзаменов по программе A-level позволяет школьнику стать обладателем сертификата общего образования повышенного уровня. По конкурсу также сертификатов и происходит зачисление в вуз. Приём заявлений на бакалаврские программы во все вузы осуществляется централизованно через службу UCAS (Universities and Colleges Admissions Service). Эта система позволяет претендовать на поступление в шесть вузов одновременно. Если в английский вуз поступает иностранный школьник (россиянин или американец), то ему необходимо сначала пройти двухлетнее обучение по программе A-level (Certificate of General Education Advanced Level). В Великобритании насчитывается тридцать тысяч школ, из которых две тысячи пятьсот - частные. Качество образования в частных школах несравнимо выше, чем в государственных. Это доказано тем, что выпускники частных школ составляют половину студенческого контингента элитных университетов Оксфорда и Кембриджа. Промежуточным этапом между школой и вузом являются колледжи дальнейшего образования и колледжи шестого класса. В таких колледжах можно пройти обучение по программе A-level. Вузы Великобритании делятся на четыре вида:

1. Колледжи высшего образования. Они обучают студентов только по программе бакалавра, являясь узкоспециализированными в таких областях, как живопись, дизайн, музыка, театральное искусство, образование и др.

2. Политехнические институты. Сфера их деятельности - весь спектр инженерных специальностей.

3. Университетские колледжи. Предлагают студентам различные бакалаврские программы.

4. Университеты. Они являются центрами академического образования и научноисследовательской работы.

Расслоение университетов по степени их престижности ещё более контрастное, чем в США. По мнению английской общественности, все университеты делятся на четыре категории:

- Классические, появившиеся в средние века, до сих пор являющиеся гарантами традиций английского высшего образования (Оксфорд, Кембридж);

- «Краснокирпичные» университеты, основанные в XIX веке (Лондон, Манчестер, Ливерпуль);

- «Стеклянные» университеты, появившиеся после второй мировой войны (Ноттингем, Кил, Эксетер, Сассекс, Ворвик, Кент, Эссекс и др.);

- «Новые» университеты, образовавшиеся из политехнических институтов путём придания в 1992 году тридцати трём лучшим институтам статуса университетов.

В Великобритании насчитывается более 170 вузов, из них 102 университета. Подавляющее большинство из них - государственные. Обучение по бакалаврским программам для получения степени бакалавра (обычной или с отличием) рассчитано на три-четыре года. Степени в Великобритании присуждаются Советом по присуждению национальных академических степеней. Для получения степени бакалавра студенту необходимо набрать за период обучения триста шестьдесят «кредитов». В британских вузах наряду с традиционными методами обучения широко используются индивидуальные занятия со студентами. На лекциях продолжительностью в один час рассматриваются только ключевые вопросы данного предмета. Большое значение придаётся самостоятельной работе студентов. В британских вузах распространена система тьюторских (от англ. tutor) занятий. Это учебные занятия, на которых тьютор (куратор, как правило, старшекурсник) углубляет содержание лекции, семинара для младшекурсников. Английские педагоги отмечают

тьюторство как наиболее эффективную форму индивидуальной работы студентов.

Для получения второй академической степени (степени магистра) необходимо набрать ещё сто восемьдесят «кредитов», подготовить и защитить магистерскую диссертацию. Продолжительность обучения занимает обычно один, иногда полтора года.

Следующая академическая степень - степень доктора философии. Для её получения необходимо пройти соответствующую программу обучения, предусмотрено обязательное написание и защита докторской диссертации. Срок обучения два года. Высшей академической степенью в Великобритании является степень доктора наук. Она присуждается соискателям, имеющим степень доктора философии за ряд опубликованных серьёзных научных трудов и авторитет в научных кругах страны и за рубежом [3, с. 5].

Российские университеты всегда учреждались государством и подчинялись только государству, они и назывались прежде императорскими, а затем государственными университетами. На протяжении XIX века закладывались краеугольные камни в основу русских университетов. Усваивая университетскую культуру Запада, Россия внесла своеобразие в процесс университетского строительства. В частности, решению задач управления процессом школьного строительства способствовало создание функции полномочного представителя центральной власти - попечителя учебного округа. Попечителем являлось должностное лицо, отвечающее за постановку образования в округе в целом и в университете в частности. Он был ключевой фигурой в системе университетов [4, с. 3]. Чуть более 200 лет назад император Александр I выдвинул идею перестройки государственной системы - создание министерств. Была проведена и первая по своей сути либеральная реформа управления образования, положившая начало реформам середины XIX века. Среди преобразований того времени - учреждение так называемых «Учебных округов»: попытка структурирования и «топологизации» культурно-образовательного и духовного пространства российского общества на демократических началах. На территории Российской империи были организованы шесть образовательных округов, возглавляемых попечителями -членами Главного правления училищ, ответственных перед министром.

И сегодня создается единое информационно-образовательное пространство, формируемое глобальными процессами, диалектически реализующимися на местном уровне в национально-культурном и духовном измерении [5, с. 1].

Современная политика создания образовательных (университетских) комплексов, повышения статуса региональных университетов как центров образования, науки и культуры по праву может рассматриваться продолжением прерванной в 1917 году традиции. С образовательной системой каждое государство связывает свои перспективы в XXI веке, сохранение и восполнение научного и интеллектуального потенциала. История российского образования представляет собой богатейший пласт культуры, в котором отразились высочайшие достижения человеческой мысли и творческих устремлений многих поколений мыслителей, в том числе педагогов, философов [6, с. 2].

В этом ряду представляет несомненный научный и практический интерес учреждение в январе 1803 года на территории Российской империи учебных округов - первых административно-территориальных единиц, в рамках которых начала свою жизнь целенаправленная образовательная политика, происходило становление учебных заведений различной направленности и ведомственной принадлежности, складывалась единая образовательная система России. С нынешним созданием семи федеральных округов, территориально и административно объединивших многие регионы, социальнополитическая ситуация стала несколько улучшаться, но далеко не в образовательной сфере. Именно поэтому, по аналогии с политическим решением проблемы, возможно, следует искать решение проблем развития регионального образования путем создания и развития образовательных округов, выступающих интегративной основой этнорегиональных образовательных систем. Целесообразно, чтобы образовательные округа базировались на административно-территориальном пространстве семи федеральных округов. Мы полагаем, что создание окружных образовательных систем, построенных на принципах интеграции

этнорегиональных систем образования, должно способствовать выстраиванию новой вертикали управления, формированию нового вектора образовательной политики. Каждый Федеральный округ мог бы возложить решение окружных проблем в культурном строительстве на один из университетов, расположенных в округе. Данные образовательные учреждения могли бы с Министерством образования Российской Федерации вырабатывать образовательную политику для конкретного федерального округа в контексте укрепления общероссийского образовательного пространства.

Характерно, что именно в данном направлении решалась проблема управления отечественным образованием два столетия назад. В 1803 году образовательное пространство Российской империи было разделено на шесть округов по числу университетов: Московский, Виленский, Дерптский, Казанский, Петербургский, Харьковский. Учебные округа охватывали несколько губерний и все учебные заведения, находящиеся на их территории. При этом как приходские уездные училища, так и гимназии были подведомственны университетам. Полагаем, что учебные округа представляли собой государственные региональные структуры управления образованием. Позднее учебных округов стало уже двенадцать, одним из которых явился Кавказский учебный округ, который был учрежден высочайшим повелением от 18 декабря 1848 года; он подчинялся непосредственно наместнику Кавказа и министерству народного просвещения, объединив Закавказскую часть с Северокавказской.

Учебные округа в России просуществовали вплоть до 1917 года и были упразднены в связи с известными политическими событиями отечественной истории. Необходимо отметить, что они внесли значительный вклад в развитие как общего, так и высшего образования в России, выступив механизмом сохранения образовательного пространства страны и укрепления вертикали власти в образовательной сфере.

На парламентских слушаниях по вопросу «Проблемы законодательного регулирования процесса сохранения единого образовательного пространства России на примере Северо-Кавказского региона» отмечалось, что стабилизация обстановки в СевероКавказском регионе имеет принципиальное геополитическое значение для России. Необходима государственная доктрина развития образования в Российской Федерации с учётом ее реализации в Северо-Кавказском регионе. При этом акцентировалось внимание на том, что сохранение единого образовательного пространства России требует разработки действенных механизмов, учитывающих специфику сложившихся национальных образовательных систем [7, с. 6].

Безусловно, современная разветвленная сеть образовательных учреждений в каждом регионе не позволит воспроизвести существовавшую в XIX веке модель университетского учебного округа. Вместе с тем полагаем, что именно региональный университетский комплекс мог бы решать важнейшие задачи современной образовательной политики, выступать системообразующим элементом всей образовательной системы. Академическая интеграция в рамках образовательного округа способна обеспечить высокий уровень преемственности между различными образовательными ступенями, средними профессиональными и высшими учебными заведениями, а также решать проблемы разработки региональных образовательных стандартов, главным образом в сфере национально-регионального компонента содержания образования.

В рамках данной модели построения федеральных округов станет возможным создание учебно-методической структуры, которая бы занялась разработкой государственного стандарта по предметам национально-регионального компонента содержания образования, созданию учебников, учебных пособий по курсам истории и культуры всего округа. В частности, для Южного федерального округа, в который входит 8 республик, 3 области и 2 края, целесообразны разработка и введение в образовательную практику таких образовательных курсов, как «История народов Северного Кавказа», «Социально-культурные процессы в республиках Северного Кавказа», «Культура и традиции северокавказских народов», «География Северного Кавказа», «История педагогической

мысли Юга России» и другие. Данный интегративно-содержательный подход связан с тем, что отсутствие единой культурно-образовательной основы, в частности, в республиках Северо-Кавказского региона, привело к обособлению веками соседствующих и взаимодействовавших народов. Подрастающее поколение не обладает необходимым минимумом знаний о культуре соседних северокавказских народов. Таким образом, в ведении данной учебно-методической структуры должна быть «ревизия» содержания образовательных учреждений округа, приведение их содержания к единым требованиям [8, с.

7].

В рамках образовательного округа возможно создать уникальное поликультурное образовательное пространство, обеспечить подлинную гуманитаризацию образования, то есть построение его содержания в соответствии с нормами и требованиями современной российской культуры, предотвратить «региональную замкнутость» различных образовательных учреждений, в первую очередь высших профессиональных учебных заведений [9, с. 2].

В заключение отметим, что полномасштабная реформа и модернизация системы образования в современной России затруднены как в социальном, так и демографическом и экономическом планах, но ее проведение в жизнь - необходимое условие устойчивого развития нашего государства в новом тысячелетии. С формированием образовательных округов будут создаваться реальные предпосылки построения интегративной образовательной системы России, а также действенной «вертикали управления» образованием как на региональном, так и федеральном уровнях. Знание и анализ особенностей образовательных систем разных стран поможет найти точки взаимодействия и соприкосновения и будет способствовать достойному вхождению России в «единое образовательное пространство».

В педагогической науке проведено немало исследований, посвященных развитию региональных систем. Имеются работы, посвященные общим вопросам проектирования, управления образовательными системами, педагогической интеграции (А.Ю. Белогуров, Г.М. Борликов, М.Р. Кудаев, Ю.С. Тюнников и др.), вопросам личностного ориентирования (Е.В. Бондаревская, Л.Л. Супрунова и др.). Различные аспекты построения национальной школы, вопросы национального воспитания и обучения обоснованы в трудах З.У Блягоза, К.И Бузарова, М.Р Кудаева, И.А Шорова, М.Х. Шхапацевой, К.М. Химишева, М.Н. Апиш и др. Несмотря на значительное количество специальной литературы, отражающей возможности проектирования этнорегиональных систем образования, хотелось бы отметить, что педагогических исследований, посвященных развитию образовательной системы такого поликультурного региона, как Республика Адыгея, недостаточно.

Примечания:

1. Аналитический доклад по высшему образованию в РФ / под ред. М.В. Ларионовой, Т. А. Мешковой; Государственный университет - Высшая школа экономики // Тематический обзор ОЭСР по высшему образованию. М., 2007. 317 с.

2. Апиш Ф.Н. Особенности мотивационного проектирования в образовании взрослых обучающихся // Вестник Адыгейского государственного университета. 2008. № 7. С. 32-39.

3. Белогуров А. Образовательный округ в современной России: фикция или реальность? // Высшее образование в России. 2003. № 2. С. 24-34.

4. Гершунский Б.С. Россия - США: навстречу друг другу // Педагогика. 2003. № 4. С.

88-94.

5. Robinson D. GATS and the OESD/UNESCO Guidelines and the Academic Profession // International Higher Education / the Boston college center for International Higher Education. 2005. Spring. № 39. P. 6-7.

6. Клюев А.К. Национальные университеты - новое слово в университетском строительстве? // Университетское управление. 2006. № 1. С. 27-32.

7. Колесов В. Рынок образовательных услуг и ценности образования: между ВТО и

Болонским процессом // Высшее образование в России. 2006. № 2. С. 23-26.

8. Майбуров И. Высшее образование в развитых странах // Высшее образование в России. 2003. № 2. С. 132-144.

References:

1. The analytical report on the higher education in the RF / ed. by M.V Larionova, T.A. Meshkova; The state university - Higher School of Economics // The thematic review of OECD on the higher education. M., 2007. 317 pp.

2. Apish F.N. Special features of motivational projection in teaching adults // The Bulletin of the Adyghe State University. 2008 . No. 7. P. 32-39.

3. Belogurov A. An educational district in modern Russia: fiction or reality? // Higher education in Russia. 2003. No. 2. P. 24-34.

4. Gershunsky B.S. Russia and the USA: towards each other // Pedagogy. 2003. No. 4. P. 8894.

5. Robinson D. GATS and the OESD/UNESCO Guidelines and the Academic Profession // International Higher Education/the Boston college center for International Higher Education. 2005. Spring. No. 39. P. 6-7.

6. Klyuev A.K. National universities: is it a new word in university construction? // University management. 2006. No. 1. P. 27-32.

7. Kolesov V. The market of educational services and education values: between the WTO and Bologna Process // Higher education in Russia. 2006. No. 2. P. 23-26.

8. Mayburov I. Higher education in developed countries // Higher education in Russia. 2003. No. 2. P. 132-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.